Приступаем к сложному вопросу о целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО
  • Подводим итоги выполнения домашнего задания
  • От безликой публики — к «лицу» целевой аудитории и ее многоликости
  • Освоили технологию без методологии
  • Притча о слоне и слепых мудрецах… и информация о деятельности ОО 

Продолжаем наши уроки=размышления о смыслообразовании публичной информационной деятельности образовательных организаций [1], в которых нам открываются смыслы в ответах на вопросы «Ради чего?» и «Для чего?», «Ради кого?» и «Для кого?» наша конкретная школа (детский сад, дом творчества и т. д.) создает свои информационные ресурсы в сети Интернет и размещает на них информацию о своей деятельности.

И теперь мы подошли к очень важному вопросу о целевой аудитории публичной информационной деятельности образовательных организаций.

изображение

Иными словами, мы пытаемся разобраться в том, кому предназначаются и для кого, для какой категории пользователей Интернета, заинтересованной в открытой информации о деятельности ОО, нами создаются публичные информационные ресурсы образовательной организации.

Подводим итоги выполнения домашнего задания

Напомним, что мы намерены «побороть равнодушие значений» (А. Н. Леонтьев [2]), а значит, будем бороться с нашим нередко проявляемым равнодушным отношением к публике, ради которой образовательные организации взялись за осуществление публичной информационной деятельности.

Поэтому, получив в предыдущий раз домашнее задание, руководители ОО имели возможность неравнодушно и при этом честно по отношению к самим себе, ответить на вопрос:

изображение Для кого мы в нашей образовательной организации создали свои информационные ресурсы (официальный сайт, персональные и тематические сайты). Кто же является той целевой аудиторией, кому мы адресуем информацию, размещаемую на наших сайтах?

Предлагая руководителям и педагогам выполнить это задание, мы, безусловно, не рассчитывали на то, что все примутся за его выполнение.

Кто-то скептически отнесся к данному предложению. А для кого-то вопрос о целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО прозвучал как «пустой звук».
Кому-то, кто абсолютно уверен в том, что с их сайтами и без этих вопросов все в порядке, это задание показалось и вовсе не нужным.
А кто-то просто тихо «ушел с урока», считая, что выполненное домашнее задание можно будет посмотреть потом у своих коллег…

изображение

Есть среди наших коллег те руководители, кто считает вопрос о целевой аудитории праздным и не нужным потому, что сосредоточившись на выполнении требований к официальному сайту ОО как главному информационному ресурсу образовательной организации, они не нуждаются в погружении в такие «тонкости».

А кто-то в этом вопросе о целевой аудитории определил для официального сайта его основную целевую аудиторию — вышестоящие органы управления и надзора, для которых, в первую очередь, и размещаются нормативно требуемые сведения об образовательной организации.

изображение

Есть среди наших коллег очень много руководителей и педагогов, которые считают, что официальный сайт ОО, персональный и/или тематический сайт, создается для всех, и поэтому не видят необходимости изучать целевую аудиторию этих информационных ресурсов.

А кто-то, наоборот, считает целевую аудиторию разноплановой и потому затрудняется в ее определении.

изображение

Для кого-то из наших коллег этот вопрос оказался довольно сложным, и поэтому они хотят разобраться и понять, как можно, глядя на уже созданные в их образовательной организации информационные ресурсы, определить, какова же их целевая аудитория?

изображение

При этом кто-то из руководителей и педагогов ОО считает вопрос выяснения «места» целевой аудитории на сайте совсем «легким». А пребывают они в уверенности четкого определения целевой аудитории, потому что используют в структуре официального сайта разделы: «Для учителей», «Для обучающихся», «Для родителей».

изображение

В этом разговоре, но чуть позже, мы особо обратим внимание на коварность подхода к выделению подобных рубрик на официальном сайте ОО, персональных и тематических сайтах. Но на данный момент лишь ограничимся указанием на ограничительный характер такого приема, условно назвав его «резервацией»: выделением на наших сайтах отдельных «мест», где намеренно размещается информация, предназначенная только для определенных групп нашей целевой аудитории.

изображение

— Публика! Знай свое место! … на сайте нашей образовательной организации!

А пока подведем краткие итоги поисков ответов на заданный вопрос о том, для кого мы в образовательной организации создаем публичные информационные ресурсы, и в первую очередь, официальный сайт ОО.

От безликой публики — к «лицу» целевой аудитории и ее многоликости

Итак, мы нацеливаемся получить четкий и понятный для себя ответ на вопрос: Для кого мы создаем публичные информационные ресурсы нашей образовательной организации?

изображение
изображение
изображение

Подобные ответы дают нам возможность представить и частично дополнить спектр целевой аудитории, к которой обращены публичные информационные ресурсы образовательных организаций.

изображение

Как видим, наша разнообразная публика обрела свои «лики», и среди этой разноплановой целевой аудитории мы различаем специалистов органов управления и надзора, представителей общественности и гостей, приходящих к нам в ОО не только реально, но и виртуально. Мы видим здесь и специалистов научных и методических центров, и наших коллег из других образовательных организаций.

И, безусловно, кроме всех тех, для кого наша образовательная организация мало известна «изнутри», нашей целевой аудиторией информирования являются наши соратники, участвующие в решении общих для нас задач деятельности ОО. К ней же мы относим и участников всех органов коллегиального управления в ОО, и наших педагогов, и наших обучающихся, и наших выпускников, и, конечно же, родителей, кто доверил нашей школе, детскому саду, дому творчества образование своих детей.

Вот такова наша публика «в лицах».

изображение

Для большинства руководителей ОО детальное представление целевой аудитории публичных информационных ресурсов образовательной организации, возможно, не стало «открытием Америки».

изображение
изображение
изображение

А для целевой аудитории тех, кто инспектирует работу нашей ОО, мы посвящаем целый раздел — «Сведения об образовательной организации»!

Вот так, считая, что определив состав целевой аудитории публичных ресурсов ОО, мы знаем, что и как нам дальше делать. И уверенные в этих знаниях создаем для каждой части целевой аудитории отдельные рубрики и разделы в структуре сайтов.

изображение

Трудно переубеждать тех, кто уверен в правильности своего опыта. И к тому же, подобная практика стала достаточно распространенным явлением, которое зародилась в те времена, когда все образовательные организации только начинали делать свои сайты, осваивая технологии без погружения в теорию и методологию.

Освоили технологию без методологии

Именно такое положение дел складывается в нашей практике создания информационных ресурсов ОО, в структуре которых мы выделяем рубрики для отдельных категорий нашей целевой аудитории пользователей информации о деятельности ОО, и считаем, что поступаем правильно.

изображение

Правыми же оказываются те из руководителей ОО, кто сомневается в правильности подобной практики. Но, к сожалению, они не всегда имеют аргументированную основу для обоснования своих возражений.

И для того, чтобы разобраться в этом, давайте вспомним себя до начала погружения в решение сложных задач на смысл публичной информационной деятельности. О чем мы тогда не знали и не ведали?

Мы создавали наши информационные ресурсы, осваивая новые технологии, структурируя сайты и размещая на них массу информации об ОО. Но при этом не задумывались о том, ради чего и ради кого, для чего мы это делаем [1]…

И вот теперь, столкнувшись с необходимостью ответа на вопрос «Для кого?» мы создаем сайт, «Кто?» является пользователями нашего информационного ресурса, «Кому?» мы адресуем публикуемую информацию, нам приходится действовать «вслепую».

изображение

И в этой смысловой «слепоте» нам неведомо, что просто перечисленные нами все те, для кого мы создаем информационный ресурс, и кому мы адресуем информацию о нашей образовательной организации, являются:

  • не только потребителями информации, но и носителями своих конкретных информационных потребностей о деятельности нашей ОО;
  • не только формально называемыми участниками образовательных отношений и отношений в сфере образования, относящимися к этим категориям по долгу службы или по месту получения образования.


Все эти участники — носители своего личного и профессионального мнения/отношения, своего коллективного и общественного мнения/отношения, которое они формируют на основе полученной ими в открытом доступе информации о нашей образовательной организации;

  • не только носителями общественного мнения, но и теми, из чьих личных и профессиональных мнений= отношений к деятельности ОО создается тончайшая ткань социального доверия к деятельности нашей школы, детского сада, дома творчества и т. д.

Что же происходит, если мы, руководители и педагоги, создающие публичные информационные ресурсы ОО, находясь в смысловой «слепоте», пытаемся ответить на вопрос о целевой аудитории?

Не погружаясь в смыслы, мы действуем «технологически» просто, определяя тех, для кого мы публикуем информацию как объектов нашего информирования. В итоге получаем вот такое распространенное в практике образовательных организаций явление.

изображение
изображение

изображение Замечали ли вы, как сделав, казалось бы, правильно ориентированные на конкретную целевую аудиторию рубрики «Учителям», «Родителям», «Обучающимся» и др., создатели сайтов потом с трудом ведут эти разделы на сайте? А в чем, собственно, заключается эта трудность?

изображение

Ответ известен каждому, кто имеет опыт в этих вопросах, поскольку информация, которую они хотят адресовать учителям, родителям и обучающимся, в большей мере уже присутствует в других разделах сайта.

И за примером далеко ходить не надо. Каждый руководитель ОО знает, что информация об образовательной программе (как и многие другие важные и необходимые сведения об ОО) нужна всем: и органам управления и надзора, и представителям государственно-общественного управления, и педагогам, и обучающимся, и родителям, и коллегам из других ОО и методических центров.

Но, несмотря на эти часто встречаемые трудности «нехватки» информации для распределения ее по всем категориям целевой аудитории информационных ресурсов ОО, мы с упорной настойчивостью продолжаем действовать в том же технологическом ключе, разделяя общую и единую для всех информацию о деятельности ОО на отдельные «сектора».

изображение

Что же в этом случае происходит с общей для всех информацией о деятельности ОО, если мы работаем только по принципу «для кого», находясь в смысловой «слепоте», но при этом уверены в том, что поступаем правильно?

изображение

Изначально общую и единую информацию о деятельности ОО мы, нарушая ее целостность, начинаем разделять, рубить, разносить информацию, создавая отдельные и не связанные между собой разделы и рубрики.

изображение

Раздел — действие по значению гл. разделять; разбиение, рассечение; сравнительно автономная часть какой-либо структуры. [3]

Рубрика — раздел, подразделение чего-н., графа. Разнести сведения по рубрикам. [4]

Но действуя так, мы при этом не сохраняем структуру и системные, содержательные, смысловые связи единой и целостной информации о деятельности нашей ОО, предназначенной для всех и нужной и понятной всем пользователям информации, а разбиваем и рассекаем ее по принципу «каждому по отдельной информации».

При этом мы полагаем, что именно в этих информационных «резервациях» представители разных категорий целевой аудитории будут получать нужную им информацию.

изображение
изображение

К чему приводит такое решение о разделении информации по категориям пользователей, мы и должны разобраться. Для этого обратимся к притче о слоне и слепых мудрецах.

Притча о слоне и слепых мудрецах… и информация о деятельности ОО

Согласно притче, каждый из людей, кто не обладает возможностью увидеть слона целиком, судит о том, чем он является, исходя из своего восприятия той части этого великана, с которой он соприкасается.

изображение
изображение

Именно так! И не имея возможности представить нашу образовательную организацию во всей целостности, пользователи информации из разных категорий целевой аудитории наших информационных ресурсов создают свое мнение о деятельности ОО, исходя именно из той части информации о ней, которой они обладают.

изображение

А вот теперь давайте сравним идеальный образ «информационного великана», который в полной мере соответствует тому, чем на самом деле является, и чем живет наша образовательная организация, с реальной картиной.
И в создании этой реальности участвуют мнения, суждения, взгляды, позиции, точки зрения, впечатления пользователей информации о деятельности ОО, которую сама же образовательная организация предоставляет им в открытом доступе.

А представить себя образовательная организация может по-разному.

Если мы руководствуемся положением о том, что открытая информация об ОО должна быть общей для всех категорий целевой аудитории, то тогда пользователи информации имеют возможность создать целостное представление о деятельности образовательной организации.

И наоборот, взяв за основу подход, разделяющий информацию по конкретным группам целевой аудитории, мы, возможно даже не осознавая этого, создаем условия для формирования представления о деятельности нашей ОО, исходя только из какой-либо части информации о ней.

изображение

изображение Случалось ли вам сокрушаться о том, что, на руководство ОО не заслуженно обрушиваются и жалобы родителей обучающихся, и возражения педагогов ОО, и замечания специалистов органов управления и методических центров? И ведь все они считают, что руководство «слепо и глухо» к проблемным вопросам деятельности ОО.

А руководство ОО, возражая против подобных упреков в свой адрес, полагает, что, не зная, не понимая, не видя всего комплекса задач, над решением которых трудится ваша школа, детский сад, дом творчества, нельзя «огульно» наводить напраслину.

Однако у этой «напраслины» есть свои источники, которые заключаются в недостатке информации о деятельности ОО. А этот недостаток, оказывается, уже заложен в основе выбранного руководством ОО подхода к предоставлению информации по конкретным целевым группам.

изображение
изображение

Приложим смысл поговорки «что посеешь, то и пожнешь» на нашу реальную ситуацию:

Что, т. е. какую информацию о деятельности ОО и кому в открытом доступе предоставишь, то такое представление об образовательной организации в обществе и создашь!

Вот мы и обрисовали проблему, которая встает перед нами «во всей красе». И суть ее мы можем обозначить уже ставшей крылатой фразой В. С. Черномырдина: «хотели как лучше, получили как всегда».

Мы, с одной стороны, хотим создать у нашей целевой аудитории правильное представление о деятельности нашей образовательной организации. И устремляясь на достижение этого, делаем, по нашему мнению, «как лучше»: разделяем не только саму целевую аудиторию, но и делим, дробим, отделяем информацию об ОО по этим частям целевой аудитории.

В результате получаем «как всегда», поскольку правильно (как нам кажется) предоставленная по группам целевой аудитории информация не только не способствует желаемому нами представлению о деятельности нашей образовательной организации, но и приводит к «однобокому» ее восприятию и узкому (только «со своей колокольни») видению того, чем живет наша школа, детский сад, дом творчества.

изображение
изображение
изображение

Итак, мы остановились на очень важном для нас, создающих публичные информационные ресурсы ОО, проблемном вопросе. Суть и смысл этого вопроса заключается в том, что, с одной стороны, у нас имеется единая для всех информация о деятельности ОО, открытый доступ к которой осуществляется посредством публичных информационных ресурсов ОО.

А с другой стороны, все, для кого мы предоставляем информацию о деятельности ОО, не являются однородной «массой» пользователей информации, а представляют собой разноплановую и разноликую целевую аудиторию.

изображение

И эта целевая аудитория является не только потребителем информации, но и носителем своего разнопланового и разноликого мнения о нашей ОО, порождаемого на основе имеющейся информации, и созидателем (или разрушителем!) социального доверия к деятельности нашей школы, детского сада, дома творчества.

изображение

Поэтому, считая вопрос о целевой аудитории публичных информационных ресурсов далеко не исчерпанным, мы сохраним до следующего разговора интригу о подходе к взаимодействию с нашей разноплановой целевой аудиторией, памятуя о своих ошибках разделения целостной, единой и общей для всех информации о деятельности образовательной организации.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Приступаем к решению «задач на смысл» публичной информационной деятельности образовательных организаций.- URL:
https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pristupaem_k_resheniyu_zadach_na_smysl_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_obrazovatel_nyh_organizacij
Асмолова (Плахова) Л. М. Кто она, наша публика, ради которой осуществляется публичная информационная деятельность ОО? .- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/kto_ona_nasha_publika_radi_kotoroj_osuwestvlyaetsya_publichnaya_informacionnaya_deyatel_nost__oo
[2]. Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства// Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2.-М.: Педагогика,1983, -390 с., С.237.
[3]. Раздел.- URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB
[4]. Рубрика /Толковый словарь Ожегова.- URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0