Сайт наш, «зеркальце, скажи, да всю правду доложи» о культурных практиках создания в ОО публичных информационных ресурсов
  • «Сайт наш, „зеркальце, скажи“» о рефлексивной практике в системе публичной информационной деятельности в сети Интернет
  • Публичные информационные ресурсы в сети Интернет как культурные практики образовательной организации
  • Юзабилити как культурные практики сайтов ОО
  • Сайт наш, «зеркальце, скажи, да всю правду доложи» о культуре публичности в нашей ОО 

«Сайт наш, „зеркальце, скажи“» о рефлексивной практике в системе публичной информационной деятельности в сети Интернет

В предыдущей теме, поставив в центр нашего внимания публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет, мы выделили несколько функций/ролей, которые выполняют сайты, созданные в наших образовательных организациях, проектирующих и реализующих систему новой для нас деятельности ¬- публичной информационной деятельности в сети Интернет [1].

изображение

Задавшись вопросом о том, какую информационную культуру образовательной организации «городу и миру» публично демонстрируют сайты, созданные в наших ОО, нам предстоит посмотреть на спроектированную нами систему «изнутри», высвечивая следующие важные аспекты нашей практики.

Речь идет не только о связях публичных информационных ресурсов ОО в сети Интернет с публичной культурой ОО, выявление которых мы начали в предыдущей теме [1], но и о таких составляющих информационной культуры как культура обращения с информацией в ОО, культурные практики создания и ведения сайтов в ОО и культура социального диалога участников информационного взаимодействия.

изображение

изображение И глядя на эту «подсвеченную прожекторами публичности» картину, нам, руководителям и педагогам ОО, предстоит серьезно задуматься над тем, свет какой информационной культуры образовательной организации исходит от сайтов, которые мы создаем в наших образовательных организациях и публично размещаем в сети Интернет?

И помогать нам в этих раздумьях будет очень нужный в нашей профессиональной практике инструмент, в предыдущей теме обозначенный нами как «рефлексивное зеркало».

С его помощью мы будем не только стараться разглядеть отображение истинного положения дел, но и бескомпромиссно по отношению к самим себе выявлять свои пороки бескультурья (или мягче скажем, несформированной в ОО информационной культуры), которые мы представляем широкой публике на просторы Интернета.

изображение

В предыдущей теме, вглядываясь в это «рефлексивное зеркало», мы увидели отражение формирующейся в процессе решения задач информационной открытости публичной культуры ОО, связав ее с решением задачи создания имиджа=публичного образа образовательной организации в глазах целевой аудитории посетителей сайтов ОО.

И это отражение принесло нам немало печали, показав такие формы культуры публичности как частичная, квази- и псевдо-публичность нашей практики [2], в которой информационная открытость представлена избирательно (а права избирающего открытую представленность информации о деятельности ОО принадлежат исключительно администрации ОО, как правило, действующей без учета информационных потребностей широкой целевой аудитории). «Рефлексивное зеркало» сказало нам правду и о культуре «квазипубличности (или подобии публичности) — «выполнение требований к открытости информации при невосприятии ее обществом» [3, С. 252]), и о культуре псевдопубличности (или имитации публичности) — «открытость информации, но в формате, скрывающем реальные проблемы или процессы» [там же].

изображение

Продолжая разговор о культуре публичности, мы высвечиваем еще один аспект информационной культуры образовательной организации, который в системе публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет отражает взгляд на сайты, создаваемые в наших ОО, как культурные практики.

изображение
изображение

Культурные практики — это и есть реализация культуры в ее непосредственной действенности.
Одно из основных понятий развивающейся теории культурных практик является «освоение». Практика понимается как деятельность или (и) поведение человека по непосредственному освоению действительности: порождение, реализация, сохранение, и трансляция опыта и навыков разнообразного ее освоения.

В. П. Большаков [4]

Публичные информационные ресурсы в сети Интернет как культурные практики образовательной организации

О каких культурных практиках идет речь, когда мы говорим о публичных информационных ресурсах ОО — сайтах, которые создают наши образовательные организации в сети Интернет?

изображение
изображение
изображение
изображение

Так уж получается в нашей практике, что произнося слово «сайт», мы рассматриваем это ставшее в последние годы обиходным понятие именно с технологических позиций. И это, безусловно, правильно, поскольку без освоения технологий сайтостроения мы не сможем обеспечить ни создание «правильного» сайта, ни его «правильную» работу.

изображение

Правильный — 1) основанный на правилах, происходящий по правилам, закономерный; 2) соответствующий правилам, установленному порядку, требованиям; 3) верный, истинный, соответствующий действительности; 4) такой, как нужно, соответствующий действительным потребностям, приводящий к нужным результатам; 5) регулярный, действующий как должно, постоянно, без перерывов [5].

И понимая под «правильным» сайтом информационный ресурс ОО, соответствующий правилам, установленному порядку, требованиям, наша практика по его созданию, ведению и организации основывается на ресурсно-технологическом «правиле».

изображение

Согласно этому правилу=закономерности, мы в ОО должны обеспечить кадровыми, техническими и другими ресурсами работу сайта, а исполнители, в свою очередь, должны освоить необходимые им технологии сайтостроения и способы организации работы сайта для того, чтобы созданный информационный ресурс действовал как должно, регулярно и постоянно, и чтобы он соответствовал установленным требованиям.

изображение

Однако сейчас мы говорим не только о практиках создания, ведения и организации работы сайтов ОО, а именно о культурных практиках. И добавление прилагательного существенно и сущностно меняет постановку вопроса.

изображение

Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи, но и свое поведение — как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом. …
… культура является не просто совокупностью продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова… важнейшая характеристика культуры.

А. С. Кармин [6]

Какую же культуру как мир смыслов мы, руководители и педагоги, вкладываем в свои творения — в сайты, создаваемые в наших образовательных организациях?

Отвечая на этот вопрос, относящийся к «задаче на смысл, на открытие смысла» (А. Н. Леонтьев [7, С. 168]), мы принципиальным образом изменяем «правила» существующей практики создания, ведения и организации работы сайтов ОО, поскольку культурные практики начинаются, прежде всего, с придания смысла своим творениям и действиям.

изображение
изображение

Культурные практики — это довольно новое понятие, в отношении которого пока нет академического консенсуса, упоминаний в учебниках, каких-то базовых публикаций и готовых социотехнических методик. …

культурные практики — это то, как мы что-то делаем исходя из того, во что верим и что считаем важным (из наших мифологем и культурных ценностей).

М. Ю. Кожаринов [8]

«Во что же мы верим и что считаем важным», создавая сайты в наших образовательных организациях? Поиски ответов на этот вопрос вновь возвращают нас к предыдущему разговору, в ходе которого мы рассматривали изменение роли и функций публичных информационных ресурсов в сети Интернет, начиная с представления о сайтах только как ресурсах=носителях открытой информации об образовательной организации.

изображение

И принципиально другой смысл обретают культурные практики создания и ведения сайтов ОО, когда мы обращаем внимание на «полное» имя этого элемента — не «просто» информационные ресурсы, а именно публичные информационные ресурсы в системе публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет.

изображение

И тогда в наших практиках создания и ведения сайтов ОО, ориентированных преимущественно на то, чтобы только разместить требуемую/рекомендуемую/нужную (по мнению авторов сайта) информацию, начинают происходить важные изменения, переориентирующие нас на освоение культурных практик. И «культом» в них становится наша публика, т. е. все те, к кому мы — образовательная организация, руководство и педагоги ОО, обращаемся с открытой информацией о деятельности ОО.

изображение

Культ (лат. cultus, обычно выводят от colo — почитать, возделывать или… от colere, вращать — «круговорот, хоровод, обращение вокруг») — поклонение тому, что является коллективно значимым и принятым данной общностью как идеальные ценности. [10]

Культ публики в культуре публичности и в информационной культуре мы связываем с ценностно-смысловыми установками, согласно которым те, к кому мы публично обращаемся, являются для нас, руководителей и педагогов ОО, носителями общественного и профессионального мнения о деятельности нашей ОО.

Поэтому и обращаемся мы к нашей публике ради того, чтобы благодаря открытой, честной и актуальной информации о нашей деятельности формировалось социальное и профессиональное доверие к нашей образовательной организации, ее руководству и педагогам.

изображение

И освещая себя смыслом, мы в наших культурных практиках начинаем вдумчиво относиться к целям, которые ставим перед собой, создавая сайты в наших образовательных организациях.

изображение

Чего же мы хотим/намерены добиваться, какого результата ожидаем? Мы уже ранее говорили о том, что решая задачи информационной открытости, исходя только из их нормативного понимания, результаты представлялись нам 1) как созданный/действующий официальный сайт, и 2) как размещенная в открытом доступе требуемая информация об ОО [11]. И на достижение этих нормативных целей направлена практика всех образовательных организаций.

Как же изменяются цели в процессе создания и ведения сайтов ОО, если они озаряются смыслами публичности, а значит, необходимости и значимости для нас, руководителей и педагогов ОО, обращения к публике — к целевой аудитории наших сайтов?

Не снимая с повестки дня важность нормативных целей=требований, в процессе освоения нами культурных практик целями как ориентирами в создании и ведении сайтов ОО становятся позитивные изменения, происходящие в целевой аудитории образовательной организации.

изображение

А это значит, что мы, создавая и ведя публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет, ставим своими целями:

  • формирование целевой аудитории, заинтересованной в получении ею актуальной и востребованной информации о деятельности ОО;
  • достижение информированности целевой аудитории о деятельности ОО не только в формате нормативных требований к обязательной открытой информации, но и в широком спектре, включающем задачи, условия, результаты, достижения и проблемы образовательной, педагогической и управленческой деятельности в образовательной организации, деятельности ее руководства и участников образовательных отношений в ОО;
  • активное включение целевой аудитории ОО как носителя общественного и профессионального мнения в конструктивный диалог с образовательной организацией, ее руководством и педагогами;
  • становление целевой аудитории ОО полноправным и мотивированным субъектом независимой общественной и профессиональной оценки деятельности образовательной организации.

В свою очередь, постановка таких целей культурных практик создания и ведения сайтов ОО необходимо вносит существенные коррективы в технологии сайтостроения и работы с сайтами.

изображение

О каких коррективах идет речь, если, по сути, мы говорим о сугубо технологических вопросах, связанных с разработкой структуры и навигации сайта, контексте (содержании) информации и освоении способов размещения информации на сайте? Что нового могут привнести культурные практики в сравнении с уже ставшими нам привычными практиками работы с сайтами?

Юзабилити как культурные практики сайтов ОО

Для того чтобы ответить на эти вопросы давайте схематично представим основные технологические аспекты, на которых мы, уже имеющие опыт в создании сайтов в ОО, сосредотачиваем свое внимание, рассматривая их именно как ресурсы, с помощью которых мы решаем задачи информационной открытости и размещаем в открытом доступе информацию об ОО.

изображение

Именно с освоения этих трех технологических аспектов начинали все модераторы официальных сайтов как обязательных информационных ресурсов образовательной организации, а результаты выполнения этих технологических действий являются предметом контроля и надзора вышестоящих органов.

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Да, действительно, в практике образовательных организаций, решающих задачи информационной открытости, выбор способов действий в работе с сайтами преимущественно «заточен» на выполнение требований, исходящих от одной части целевой аудитории ОО, о чем мы подробно говорили ранее [12].

И теперь этот вопрос мы вновь поднимаем сейчас, когда ведем речь о публичных информационных ресурсах ОО как культурных практиках, связывая смысловую и целевую направленность нашей деятельности по созданию, ведению и организации работы сайтов ОО с необходимостью обращения к публике — нашей широкой целевой аудитории, ради которой и для которой мы в наших ОО создаем и ведем официальный сайт, персональные и тематические сайты.

изображение

О каких же способах в освоении культурных практик мы ведем речь, и чем они существенно отличаются от того, что мы привычно используем в нашей практике? Для ответа на этот вопрос мы вновь поставим в центр нашего внимания смысловые и целевые ориентиры, которыми мы руководствуемся при создании, ведении и организации работа сайта и представим направления, которые помогут нам ориентироваться в совокупности способов действий.

изображение

Осваивая культурные практики, нами определяется круг первостепенных вопросов, связанных с целевой аудиторией, к которой мы, руководители и педагоги ОО, обращаемся с информацией о деятельности ОО, и способах ее предоставления целевой аудитории. И каждый из этих вопросов должен иметь свое отражение в способах действий.

Первая группа способов связана с освоением действий, направленных на определение целевой аудитории, к которой обращен сайт, и на выявление информационных потребностей этой аудитории. Освоение этих действий закладывает основу для целенаправленного отбора содержания/контента информации под запросы аудитории — посетителей и пользователей, которые приходят на сайт за нужной им информацией и должны иметь возможность получить актуальную и необходимую им информацию.

изображение

Способы действий, направленных на работу с содержанием информации о деятельности ОО, тесно связаны со следующей группой способов, которые связывают контент с его представлением на сайте. Именно эту практическую и очень важную задачу помогают решать способы действий, направленных на разработку структуры, навигации и дизайна сайта.

изображение
изображение
изображение

Да, действительно, на нашей схеме отсутствует очень важная область культурных практик создания, ведения и организации работы сайтов ОО, которая должна показывать способы действий, обращенных к пользователям сайтов и помогающим нам, тем, кто создает, ведет и организует работу сайта, посмотреть на «плоды труда своего» глазами тех, к кому обращен сайт.

В методологии сайтостроения этот взгляд на сайт с позиции пользователя определяется понятием «юзабилити».

изображение

Юзабилити — (от англ. usability «удобство и простота использования, степень удобства использования»), также удобство использования, пригодность использования, эргономичность — способность продукта быть понимаемым, изучаемым, используемым и привлекательным для пользователя в заданных условиях (ISO/IEC 25010) [13].

Юзабилити — свойство системы, продукта или услуги, при наличии которого конкретный пользователь может эксплуатировать систему в определенных условиях для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворённостью (ISO 9241–210) [14].
Удобство (пригодность) использования системы не сводится только к тому, насколько её легко эксплуатировать. В соответствии со стандартами серии ISO 9241 эту характеристику следует понимать более широко, учитывая личные цели пользователя, его эмоции и ощущения, связанные с восприятием системы, а также удовлетворённость работой. [15]

изображение

изображение Замечали ли вы, насколько пристрастны мы бываем, отстаивая свою правоту, когда речь идет о внешней оценке (оценке «со стороны») нашей работы?

Вот и в случае создаваемых в наших образовательных организациях сайтов, будь то официальный сайт ОО, или персональный сайт педагога, мы готовы «с пеной у рта» доказывать, что наш сайт «хороший» и «правильный»…, и мы вложили в него столько труда…, и он нам как его авторам и создателям нравится…

Вот только защищая «свое детище» и глядя на созданный нами сайт, как родитель смотрит на свое любимое дитя, мы порой забываем о том, ради кого и для кого мы этот публичный информационный ресурс создавали.

И позабыв об этом, теряем из виду мнения тех, кто посещает наш сайт и пользуется информацией, размещенной на ней с пользой для себя. И оцениваем мы плоды своего творения по вложенному нами труду, не беря в расчет мнения «сторонних наблюдателей» об удобстве и пригодности для них того, что мы создали.

изображение
изображение

Вот так и получается, мы в нашей реальной практике создания, ведения и организации работы сайтов ОО осваиваем способы действий, которые, безусловно, способствуют обретению нами необходимых навыков в сайтостроении и «сайтоведе́нии», однако…

изображение …однако вне поля нашего внимания в том, что мы делаем и создаем, остается суть именно культурных практик как культуры обращения к тем, ради кого и для кого мы создаем и ведем сайты в ОО.

Сайт наш, «зеркальце, скажи», да теперь уже нам «всю правду доложи» о культуре публичности в нашей ОО

И вот теперь, когда мы прояснили для себя понятие «культурные практики» и применили его к практике создания, ведения и организации работы сайтов образовательных организаций, настало время опять обратиться к рефлексивной практике.

изображение

Направив свое «рефлексивное зеркало» на линию, обозначающую в системе взаимосвязь между публичными информационными ресурсами ОО в сети Интернет и информационной культурой ОО, мы задаемся вопросом: Являются ли сайты, создаваемые в наших ОО, именно культурными практиками, а не «просто» практиками освоения информационных технологий в работе с сайтами?

изображение

Рефлексируя свою практику в работе с сайтами ОО не только как с информационными ресурсами ОО в сети Интернет, а именно как с публичными ресурсами, обращенными к публике — к целевой аудитории образовательной организации, мы переходим к вопросам рефлексии публичной культуры, формируемой нами, руководством и педагогами ОО, в наших образовательных организациях.

И теперь от рефлексии ответов на вопрос какую культуру публичности=открытости мы, с одной стороны, декларируем на словах, а с другой, реально демонстрируем на наших сайтах ОО, нам предстоит, вглядываясь в отражение «рефлексивного зеркала», увидеть «лицо» нашей культуры публичности как публично проявляемой культуры обращения к публике — к целевой аудитории образовательной организации.

Заметим, что повторение однокоренных слов в данном случае это не тавтологическая ошибка, а намеренные акценты, которые мы ставим, заставляя себя «побороть равнодушие значений» (А. Н. Леонтьев) и наше формальное отношение к целевой аудитории ОО, ради и для которой мы создаем сайты ОО — наши информационные ресурсы публичности.

изображение

Вглядываясь в отражение в «рефлексивном зеркале» мы не только увидим реально демонстрируемую нами, руководителями и педагогами ОО, культуру публичного обращения к нашей целевой аудитории. Но и зададимся вопросом о том, какую культуру публичности нам необходимо развивать в нашей школе, детском саду, доме творчества, закладывая в нее ценности информационной культуры как основы формирования информационно-коммуникационной среды взаимодействия участников образовательных отношений и отношений в сфере образования [16].

И мотивационным «движителем» от рефлексии к необходимости изменения ситуации станет для нас осознание глубины проблем несформированной культуры публичности образовательной организации, ее руководства и педагогов, которые мы высветили через публичные информационные ресурсы ОО.

изображение

Речь, в конечном счете, идет о сущностных проблемах:

— проблемах недоверия к информации об образовательной организации, которую получают посетители сайтов ОО, если в решении задач информационной открытости преобладают такие формы культуры публичности как псевдо-, квази- и частичная публичность;
— проблемах неуважения к образовательной организации, ее руководству и педагогам. Значительную лепту в эти проблемы вносят сайты, создаваемые в ОО, если от них «веет» безразличием и формализмом по отношению к целевой аудитории, и игнорированием имеющихся у нее информационных запросов и потребностей.

Вот такую правду о культуре публичности и культурных практиках создания сайтов ОО раскрыли и показали нам публичные информационные ресурсы как зеркало информационной культуры ОО.

Но и это еще не вся правда, которую может рассказать нам «рефлексивное зеркало» в спроектированной нами системе публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет.

В следующей теме мы продолжим наш правдивый наш разговор, высвечивая с позиций публичных информационных ресурсов ОО другие важные аспекты информационной культуры, которые связаны с культурой обращения с информацией о деятельности ОО и культурой социального диалога участников информационного взаимодействия.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Смотрим на сайт образовательной организации и видим лицо ее информационной культуры. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/smotrim_na_sajt_obrazovatel_noj_organizacii_i_vidim_lico_ee_informacionnoj_kul_tury
[2]. Асмолова (Плахова) Л.М. «О, сколько нам открытий чудных готовит» культура публичности образовательных организаций. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/o_skol_ko_nam_otkrytij_chudnyh_gotovit_kul_tura_publichnosti_obrazovatel_nyh_organizacij
[3]. Меньшикова Г. А. Культура публичности как маркер демократичности современного общества и государства // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015., Том 208, С. 246–257. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-publichnosti-kak-marker-demokratichnosti-sovremennogo-obschestva-i-gosudarstva
[4]. Большаков В. П. Культурные практики в процессах становления культуры // Вестник СПбГУК. 2016. № 2 (27). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-praktiki-v-protsessah-stanovleniya-kultury
[5]. Правильный /Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935–1940. -URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/966322
[6]. Кармин А. С. Культурология. Краткий курс. — СПб, Питер, 2010, с.240. -URL: https://fictionbook.ru/author/anatoliyi_solomonovich_karmin/kulturologiya_kratkiyi_kurs/read_online.html?page=2
[7]. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. унта, 1971.-40 с./ В кн. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с., С. 162–171.
[8]. Кожаринов М. Ю. Культурные практики, отношения в сообществе и делегирование. -URL: https://rukami.lektorium.tv/otnosheniia-v-soobshchestve-roc
[9]. Иванова Е. В. Лингвокогнитивное моделирование экологического дискурса: монография / Е. В. Иванова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 176 с., С. 57. -URL: https://ozlib.com/837081/literatura/arhetip_mifologema
[10]. Культ/Новая философская энциклопедия. -URL: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/КУЛЬТ
[11]. Асмолова (Плахова) Л. М. Информационная политика образовательной организации направляет и ведет: куда? к чему? для достижения чего? — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_politika_obrazovatel_noj_organizacii_napravlyaet_i_vedet_kuda_k_chemu_dlya_dostizheniya_chego
[12]. Асмолова (Плахова) Л. М. Приступаем к сложному вопросу о целевой аудитории публичных информационных ресурсов ОО. -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/pristupaem_k_slozhnomu_voprosu_o_celevoj_auditorii_publichnyh_informacionnyh_resursov_oo
[13]. ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010–2015 Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE). Модели качества систем и программных продуктов (идентичен ISO/IEC 25010:2011 Systems and software engineering — Systems and software Quality Requirements and Evaluation (SQuaRE) — Systems and software quality models)
[14]. ГОСТ Р ИСО 9241-210-2016. Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем (идентичен ISO 9241–210:2010 Ergonomics of human-system interaction — Part 210: Human-centred design for interactive systems)
[15]. Юзабилити. -URL: https://wiki2.org/ru/Юзабилити
[16]. Асмолова (Плахова) Л.М. «О, сколько нам открытий чудных готовит» информационная культура в системе публичной информационной деятельности! -URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/o_skol_ko_nam_otkrytij_chudnyh_gotovit_informacionnaya_kul_tura_v_sisteme_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0