Сайты ОО как публичное выражение культуры обращения с информацией в образовательной организации
  • Создаваемые в ОО сайты как ресурсы публичности и средства публичного информирования
  • Сайт, «наш, зеркальце», публично докладывает правду=информацию о деятельности ОО и отражает культуру образовательной организации
  • Культура работы с информацией, или культура обращения с информацией в образовательной организации?

Создаваемые в ОО сайты как ресурсы публичности и средства публичного информирования

В двух предыдущих темах, рефлексируя свою практику создания, ведения и организации работы публичных информационных ресурсов, создаваемых ОО в сети Интернет, мы сосредоточили свое внимание на вопросе о том, как отражается на создаваемых в ОО сайтах формируемая в образовательной организации культура публичности [1], [2].

При этом сама культура публичности была рассмотрена нами с двух ракурсов: как культура публичности=открытости и как культура публичного обращения к целевой аудитории.

Напомним, что для выявления проблем культуры публичности как нашем осознанном представлении о том, в какой мере мы, руководители и педагоги, считаем необходимым и достаточным «открывать двери» информации о деятельности для открытого доступа к ней широкой публики, мы воспользовались предложенными Г. А. Меньшиковой [3] формами проявления культуры публичности: псевдо-, квази- и частичная публичность, приложив их к практике образовательных организаций [1].

изображение

К выводу о том, какую культуру публичности как культуру обращения к публике, и конкретно к целевой аудитории образовательной организации, демонстрируют публично на сайтах, создаваемых в ОО, руководители и педагоги ОО, мы пришли, проведя погружение в вопросы культурных практик создания, ведения и организации публичных информационных ресурсов ОО в сети Интернет.

Сравнивая нашу реальную практику, в которой мы делаем упор на освоении способов действий, направленных на контент сайта и представление информации на сайте, с культурными практиками, сущность которых заключается в опоре на смысловые и целевые ориентиры деятельности, мы пришли к следующему выводу. Игнорирование информационных запросов целевой аудитории и юзабилити сайта отражают проблемы формального и равнодушного отношения авторов и модераторов сайтов ОО к тем, ради кого и для кого, по сути, эти сайты создаются в образовательной организации.

изображение

Обобщая проблемы, которые мы выявили, вглядываясь в «рефлексивное зеркало» практики создания, ведения и организации публичных информационных ресурсов, нами был сделан важный для нас, руководителей и педагогов ОО, вывод:

изображение Представление о сайтах ОО только как об информационных ресурсах образовательной организации — «носителях» информации о деятельности ОО становится смысловым препятствием в формировании отношения руководителей и педагогов ОО к ним как ресурсам публичности образовательной организации.

изображение

И если руководство и педагоги ОО не воспринимают сайты, создаваемые в ОО, именно как ресурсы публичности:

  • ресурсы=резервы, расширяющие публичность=открытость образовательной организации, способствующие созданию публичного информационного пространства деятельности ОО;
  • ресурсы=средства, с помощью которых образовательная организация создает информационный «контакт» с публикой и устанавливает информационно-коммуникативное взаимодействие с целевой аудиторией посетителей и пользователей сайтов ОО;
  • ресурсы=возможности влияния на формирование общественного и профессионального мнения об ОО, информируя широкую публику о разноплановой деятельности ОО;

то образовательная организация, несмотря на то, что она осуществляет определенные действия в решении поставленных перед ней задач информационной открытости, оказывается лишенной важных и необходимых ей информационно-мотивационных ресурсов социальной и профессиональной поддержки.

изображение

А это, в свою очередь, означает, что создавая и ведя сайты в ОО, и тратя на эту работу значительное время и усилия, руководители и педагоги ОО обрекают себя на столкновение с проблемами неэффективности своей деятельности. А эти проблемы коварны именно тем, что они «бьют» по мотивации и порождают отторжение к занятию тем, что не имеет для участников деятельности смысла и не приносит ожидаемого эффекта.

изображение

Однако, как мы хорошо знаем по нашей управленческой и педагогической практике, выявление проблем, возникающих в деятельности, это условие необходимое, но не достаточное. Как писал Р. Акофф, есть разные пути избавления от проблем [4, С. 71]: устранить (в значении отстранить проблему от себя), решить или разрешить ее. В разделе консультаций «Управление и менеджмент» на нашем портале, мы подробно разбирали эти подходы [5].

Сталкиваясь с проблемными ситуациями информационных ресурсов ОО в сети Интернет, руководители и педагоги ОО тоже стоят перед выбором:

— вставать далее на путь решения и разрешения проблем?
— или пойти по пути отстранения себя от них, рассчитывая, на то, что «естественный ход событий приведет к разрешению проблемы» [6, С. 20], и невмешательства «в надежде, она решится сама собой или будет решена еще кем-то» (Р. Акофф [7, С. 19])?

Добавим, что выбор пути отстранения себя от проблемных ситуаций, связанных с информационными ресурсами, руководителями ОО чаще всего обосновывается тем, что в образовательных организациях есть много других, более важных, с их точки зрения, проблем и задач.

изображение
изображение

Если мы не будем заниматься проблемами, то…
… то тогда проблемы займутся нами!

Сделав свой выбор пути решения и разрешения проблем, мы вновь и вновь напомним себе о напутствии Альберта Эйнштейна:

изображение

Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме.

А. Эйнштейн [8]

И если к проблеме информационных ресурсов ОО, не достигающих своих целей, о которых мы говорили в предыдущей теме [2], нас приводит отсутствие ориентированности сайтов, создаваемых в ОО, на публику, на удовлетворение информационных потребностей целевой аудитории образовательных организаций, то нам предстоит осознанно изменять свое отношение к сайтам как публичным информационным ресурсам ОО.

изображение
изображение
изображение

Для ответа на вопрос можем ли мы считать сайты, созданные в ОО, средствами массового информирования, обратимся к четкому и лаконичному объяснению, представленному на ресурсе [9].

изображение

Да, действительно, сайты ОО, согласно ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» могут рассматриваться как «иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)» [10]. Однако, для того, чтобы иметь право так себя именовать, сайты ОО должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре и получить статус СМИ — средства массовой информации.

изображение

Чтобы не попадать в «юридические ловушки», мы, сохраняя суть сайтов ОО как средств информирования широких масс населения, заинтересованных в получении информации о деятельности образовательных организаций, сделаем акцент именно на публичном информировании целевой аудитории ОО. Именно к ней обращены официальный сайт ОО, персональные и тематические сайты, информационный портал и другие средства публичного информационного взаимодействия образовательной организации с достаточно широкой аудиторией, представленной участниками образовательных отношений в ОО и отношений в сфере образования.

Сайт, «наш, зеркальце», публично докладывает правду=информацию о деятельности ОО и отражает культуру образовательной организации

Решая задачи информирования публичной аудитории о деятельности ОО, мы, руководители и педагоги, в первую очередь, обращаем свое внимание на содержание информации, размещаемой нами на сайтах.

изображение

Важность и необходимость вопросов отбора содержания информации о деятельности ОО, которую мы размещаем на сайтах, не может быть снята с повестки дня. Заметим, что эти значимые для нас позиции, мы определяли как главные и основные на всех этапах проектирования системы публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет.

Так было и на первом этапе проектирования, когда мы проектировали систему, исходя из нормативного определения информационной открытости ОО.

изображение

Этот же вопрос во всей своей сложности встал перед нами, когда в системе публичной информационной деятельности появился элемент «информационная политика образовательной организации».

изображение

И вот теперь, находясь на третьем этапе проектирования системы, мы не только не снимаем с повестки дня актуальность вопроса о содержании информации, размещаемой на сайтах ОО, но и пытаемся увидеть и распознать нечто новое, что привносит в этот вопрос появление в структуре элемента «информационная культура ОО».

изображение

Для того чтобы разглядеть это пока еще непонятное нам новое, давайте воспользуемся любимым выражением академика А. Н. Колмогорова и попробуем «крутить задачу». Если быть более точным, то «крутить» мы будем не саму задачу, а ту структуру созданной нами на третьем этапе проектирования системы публичной информационной деятельности ОО, представив ее так, чтобы увидеть и выделить в ней важные нам взаимосвязи.

изображение
изображение

Возможно, кому-то из наших руководителей и педагогов эти действия напомнят не всеми любимые в школе «задачки по стереометрии», зато теперь эти знания, примененные в конкретной плоскости, помогут нам открывать прежде не различаемый смысл.

И смысл этот заключается в том, что содержание размещаемой на наших сайтах информации о деятельности ОО, в системе публичной информационной деятельности ОО «не работает в одиночку». Этот актуальный вопрос оказывается тесно связанным с пониманием нами сайтов, создаваемых в ОО, как культурных практик, и проливает свет, а точнее, высвечивает культуру обращения с информацией, которая сформирована в образовательной организации.

изображение
изображение
изображение

Да, действительно, многим из наших коллег предлагаемые «теоретические» выводы о значимости культуры обращения с информацией в ОО и сайтах как культурных практиках, кажутся умозрительными, «в облаках витающими» и не имеющими ничего общего с реальными проблемами практики.

И поскольку внимание руководителей и педагогов ОО, целиком и полностью сосредоточено на выполнении требований к содержанию информации, которая должна быть размещена на официальном сайте (или персональном сайте педагога для прохождения аттестации), то вопрос о культуре обращения с информацией, носителями которой они являются, для них самих реально отходит на самый последний, или вовсе не видимый план.

изображение

Спору нет, что такая позиция имеет право на существование. Однако это не означает, что культуры обращения с информацией, — культуры или бескультурья(!)-уже сформированных и формирующихся в наших образовательных организациях не существует. И если мы, руководители и педагоги, не хотим видеть то, что для нас самих не важно и не значимо, и мы не считаем для себя необходимым погружаться в решение несуществующих для нас проблем, то это не означает, что этих проблем нет, а, следовательно, их и не видят другие.

А в нашем случае, поскольку мы ведем речь о созданных в ОО сайтах, «вещающих» на широкую публику целевой аудитории в сети Интернет, то культура (или бескультурье!) обращения с информацией в ОО, не столь важная для руководителей и педагогов ОО, становится видимой и зримой всеми пользователями открытой информации о деятельности ОО.

Поэтому к представленному выше пониманию сайтов как ресурсов (резервов, средств и возможностей) публичности образовательной организации в сети Интернет, добавляется еще одна важная смысловая позиция:

Каждый сайт, создаваемый в ОО, (будь то обязательный для всех официальный сайт, или персональные сайты педагогов, классов, групп, методических объединений и т. д., тематические сайты по видам конкретным направлениям деятельности ОО), является публичным средством информирования и деятельности ОО.

изображениеВместе с содержанием / контентом размещаемой информации, одновременно и сразу любой сайт ОО транслирует на публичных просторах сети Интернет культуру (или бескультурье!) обращения с информацией, носителями которой являются образовательная организация в целом, ее руководство и авторы/модераторы сайтов.

изображение

А это означает, что вопрос о том, какую именно культуру обращения с информацией, мы, руководители и педагоги как авторы сайтов образовательной организации, публично показываем «городу и миру», становится не менее актуальным, чем вопрос о содержании информации о деятельности ОО, размещаемой нами на наших публичных информационных ресурсах.

изображение
изображение
изображение

Вопрос задан по существу, и в том, что различие между этими терминами существует, и какое оно имеет для нас, руководителей и педагогов, значение, нам и предстоит разобраться.

Культура работы с информацией, и/или культура обращения с информацией в образовательной организации?

В нашей профессиональной лексике слово «работа» является, пожалуй, одним из самых распространенных, поскольку всё, чем мы занимаемся в ОО, и все направления деятельности нашей образовательной организации, мы привычно называем работой [11].

изображение

К этому знакомому каждому из нас «валу» многочисленных работ добавляется существенный объем работы с информацией об ОО, которую мы собираем, мониторим, храним и передаем в различные инстанции, размещаем на официальном сайте, вводим в различные государственные и региональные информационные системы.

изображение

Скорбя о своей действительно незавидной доле «собирателей и передатчиков» информации о деятельности ОО, мы продолжаем быть включенными в этот все возрастающий информационный обмен как исполнители того, что от нас ежедневно, еженедельно, ежемесячно требуют вышестоящие органы управления.

И выполняя эту титаническую работу, многие из нас, на пределе своих сил в сердцах восклицают: Зачем и для чего мы это делаем? Какой смысл во всем этом? Кому это нужно? Какой толк от всего этого, на что мы тратим время?

Однако редко кто из нас переходит от этих восклицаний к осознанию того, что задаваясь подобными вопросами, мы делаем важный шаг «по ту сторону» функции. Благодаря этим сущностным вопросам мы выходим за границы привычной функциональной «матрицы», в которой нам уготована роль исполнителей возложенных на нас обязанностей, выполняющих воздействующие на нас приказы, распоряжения и поручения в работе с информацией об ОО.

И делая этот шаг мы оказываемся в области другой методологии — методологии системно-деятельностного подходов, согласно которой мы начинаем ощущать себя субъектами деятельности, носителями смыслов (Ради чего? и Ради кого? мы осуществляем эту деятельность); постановщиками целей и задач (На что направлены наши действия? Чего мы хотим добиться?); теми, кто применяет для достижения заявленных результатов оптимальные и эффективные в ресурсных условиях нашей ОО способы и технологии (Как и каким образом мы действуем? Какие ресурсы для этого используем?) [12].

изображение

Эти два разных подхода к информации о деятельности ОО порождают разное видение и понимание информационной культуры, которая формируется в образовательной организации. Так, восприятие информации как некоей функции, связанной с тем, что исполнитель согласно своим должностным обязанностям должен и обязан собрать, предоставить, передать, хранить соответствующую информацию, определяется исследователями как функциональная информационная культура.

изображение

Функциональная культура, где информацию используют для влияния на других. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным компаниям, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля.

Характерным для этой культуры информационным поведением является контроль. Здесь этот термин используется не в отрицательном смысле, а просто как обозначение необходимой для компании деятельности.

Д. Маршанд [13]

На страницах разделах рубрики «Управление и менеджмент» мы не раз подчеркивали, что «порожденное функцией» администрирование — это нужная, необходимая составляющая управления образовательной организацией, обеспечивающая основы функционирования ОО [14]. При этом мы говорим о необходимости менеджмента, который согласно определению П. Друкера, касается человека и только человека.

Ведя речь об информации, циркулирующей в системе управления ОО, мы ведем речь о функциональной культуре работы с информацией в ОО, формирующей выработку и следование правилам, согласно которым в ОО собирается, передается и хранится информация по различным направлениям функционирования ОО.

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Вот так, стоило нам произнести слова о функциональной культуре работы с информацией в ОО, которую каждый руководитель, будучи, в первую очередь, администратором, связывает с делопроизводством и документооборотом в ОО, так сразу «посыпались» напоминания о необходимости усиления дисциплины в работе с информацией в ОО.

И в этом потоке необходимых административных мер в работе с информацией в ОО остался неуслышанным голос руководителя-менеджера, для которого понимание информационной культуры связано с формированием отношения участников деятельности к вопросам, связанным с организацией информации в образовательной организации. При этом сущностным становится вопрос о том, что для самих работников представляет та самая информация, которую они собирают, хранят и передают по различным каналам? Чем эта информация для них самих является?

изображение

О формировании какого отношения к информации идет речь, если в функциональной культуре информация является неким «потусторонним» для исполнителя предметом, внешне заданным для обязательного выполнения требуемых действий (собрать сведения, упорядочить их в определенной форме, передать в соответствующие сроки кому следует, хранить до определенного срока)? Чаще всего, такое отношение мы называем формальным, или бюрократическим.

изображение
изображение
изображение

Действительно, многие руководители сами хотели бы видеть в управляемых ими образовательных организациях не формальное, а сознательное, не пропитанное духом бюрократии, а осознанное и мотивированное, заинтересованное и ответственное отношение коллег в работе с документами и сведениями о деятельности ОО.

Но такое отношение нельзя привить приказом и распоряжением и нельзя развить посредством усиления контроля и применения дисциплинарных административных мер.

Такое отношение будет создаваться, если в образовательной организации формируется культура обращения с информацией, которая становится общим ценным предметом взаимодействия, необходимым в совместной деятельности, нужным для того, чтобы участники были информированными о состоянии дел в образовательной организации, мотивированными на получение нужной им информации.

изображение

Таким образом, информационная культура образовательной организации, носителями которой являемся мы, руководители и педагоги ОО, напрямую связана с вопросом о том, как мы сами относимся к информации о деятельности нашей ОО:

— являются ли все эти сведения и данные только лишь формальным для нас объектом для сбора, упорядочивания, передачи и хранения?

— или мы относимся к информации о деятельности нашей школы (детского сада, дома творчества и т. д.) как ценному для нас ресурсу знаний о нашей деятельности; средству, с помощью которого мы, обмениваясь нужными нам сведениями и данными, взаимодействуем друг с другом; источнику, в котором мы черпаем силы, возможности и вдохновение в решении задач совместной деятельности?

Этот вопрос о нашем отношении к информации о деятельности ОО, с одной стороны, является, сугубо «личным», т. е. внутренним делом каждой образовательной организации, которая сама делает выбор и решает, какую информационную культуру она формирует.

изображение

Первая — это функциональная культура, где информацию используют для влияния на других. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным компаниям, где информация служит прежде всего для управления и контроля.
В культуре взаимодействия менеджеры и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности.
В культуре исследования менеджеры и служащие стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа отразить возможную угрозу. Здесь господствующим информационным поведением является предвидение.
Наконец, есть культура открытости. Здесь служащие и менеджеры открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен.

Д. Маршанд [13]

А с другой стороны, поскольку мы имеем дело с открытой информацией о деятельности ОО, то этот свой выбор в пользу того или иного типа информационной культуры мы не можем скрыть от нашей целевой аудитории, поскольку публично и открыто транслируем на просторы Интернета наше собственное отношение к информации о деятельности ОО.

Изучение этого вопроса мы продолжим в следующей теме, в которой нам предстоит увидеть, распознать, понять и прояснить для себя важные связи между культурой обращения с информацией, формируемой в наших образовательных организациях, и нашей, руководителей и педагогов ОО, информационно-коммуникационной компетентностью.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Смотрим на сайт образовательной организации и видим лицо ее информационной культуры. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/smotrim_na_sajt_obrazovatel_noj_organizacii_i_vidim_lico_ee_informacionnoj_kul_tury
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Сайт наш, «зеркальце, скажи, да всю правду доложи» о наших культурных практиках создания в ОО публичных информационных ресурсов. — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/sajt_nash_zerkal_ce_skazhi_da_vsyu_pravdu_dolozhi_o_kul_turnyh_praktikah_sozdaniya_v_oo_publichnyh_informacionnyh_resursov
[3]. Меньшикова Г. А. Культура публичности как маркер демократичности современного общества и государства // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015., Том 208, С. 246–257. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-publichnosti-kak-marker-demokratichnosti-sovremennogo-obschestva-i-gosudarstva
[4]. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер с англ. Под ред. И. А. Ушакова. М. «Сов. радио», 1974, 272 с.
[5]. Асмолова (Плахова) Л. М. Размышляем о трудностях выявления проблем: «Ох и трудная эта работа — из болота тащить бегемота…». — URL: https://eduface.ru/consultation/management/razmyshlyaem_o_trudnostyah_vyyavleniya_problem_oh_i_trudnaya_eta_rabota_iz_bolota_tawit__begemota
[6]. Тарасенко Ф. П. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф. П. Тарасенко. — М.: КНОРУС, 2010. — 224 с. — URL: http://www.library.fa.ru/files/Tarasenko.pdf
[7]. Акофф, Рассел Линкольн (1919–2009). Различия, которые имеют значение [Текст] : аннотированный глоссарий различий, важных для менеджмента / Рассел Л. Акофф; научный редактор, [перевод с английского] Ф. П. Тарасенко. — Томск: Издательский дом Томского гос. ун-та, 2016. — 215 с. — URL: https://core.ac.uk/download/pdf/287414577.pdf
[8]. Альберт Эйнштейн о решении проблем. — URL: https://da-info.pro/stream/albert-ejnstejn-o-resenii-problem-2
[9]. СМИ vs не СМИ. — URL: https://sdelano.media/smivsnesmi/
[10]. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 30.12.2020) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/
[11]. Асмолова (Плахова) Л. М. Мы говорим «работа» — подразумеваем «деятельность», мы говорим «деятельность» — подразумеваем…?- URL: https://eduface.ru/consultation/management/my_govorim_rabota_podrazumevaem_deyatel_nost__my_govorim_deyatel_nost__podrazumevaem
[12]. Асмолова (Плахова) Л. М. Наши знания о системно-деятельностном подходе: разбираемся в том, что раньше не выучили…- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/nashi_znaniya_o_sistemno-deyatel_nostnom_podhode_razbiraemsya_v_tom_chto_ran_she_ne_vyuchili
[13]. Маршанд Д. А. Как работают с информацией в вашей компании? // Менеджмент: пер.с англ. / под науч. ред. Б. М. Шпотова. М. : Олимп-Бизнес, 1999, С.704- URL: https://www.cfin.ru/itm/info_processing.shtml
[14]. Асмолова (Плахова) Л. М. Сила и бессилие администрирования. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/sila_i_bessilie_administrirovaniya

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0