«Сам себе режиссер» публичных информационных ресурсов образовательной организации
  • Определяем свою роль руководителей в постановке новой для ОО публичной информационной деятельности
  • Говорим о режиссерском видении наших сценарных замыслов
  • Приступим к работе над ошибками, на которые нам указывает режиссер

Предыдущий разговор мы посвятили «урокам методологии», знакомясь с методологическим инструментарием системно-деятельностного подхода [1]. А теперь настало время учиться использовать полученные нами знания в практике деятельности образовательных организаций.

изображение

И для этого мы обратим свой пытливый взор на тех, кто задумывает, проектирует и осуществляет публичную информационную деятельность ОО, и будем видеть в них

изображение

не… бесстрастного деятеля-исполнителя, … а… пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя. [2]

А. К. Осницкий

Определяем свою роль руководителей в постановке для ОО публичной информационной деятельности

А начнем мы с себя, с руководителей образовательных организаций как с субъектов публичной информационной деятельности ОО, и по сути, сценаристов и режиссеров-поставщиков, которым предстоит придумать, создать и представить публике продуманное нами свое собственное произведение — информационный ресурс ОО, повествующий широкой публике о деятельности образовательной организации.

Какой же план видения будущей «пьесы» публичной информационной деятельности в ОО рождается в наших руководящих головах? Будет ли это интересно актерам, а в нашем случае акторам, тем, кто станет участником претворения нашего режиссерского замысла в жизнь?

изображение

А́ктор — действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других.

Актор — участник преобразований, движимый собственными мотивами и обладающий для этого соответствующим опытом. Акторы могут иметь неоднозначные мотивы, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с неопределенностю последствий совместных преобразований и «неизречённостью = непроявленностью собственных смыслов». [3]

Станет ли разворачивающийся «на сцене» совместной деятельности в образовательной организации режиссерский замысел источником раздумий, побуждений к действию и включенности в общее дело тех других, ради которых и для которых задумывается и претворяется в жизнь эта новая публичная информационная деятельность?

Или эти «другие» будут лишь безмолвными зрителями, которых ничуть не затрагивает то, что происходит на сцене, и они лишь сожалеют о зря потраченном времени…

изображение

Подхватим мысль коллеги и продолжим ее в режиссерском ключе, ведь, чего греха таить, во многих образовательных организациях, начавших решать задачи информационной открытости «с нуля» без продуманной системы действий, то, что происходит на «сцене» наших публичных информационных ресурсов, напоминает лермонтовские строки:

«Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…»

изображение Смешение различной информации о разнообразной деятельности ОО, разные целевые группы пользователей, разноцветье стилей оформления и форматов представляемой информации, конгломераты разделов вместо понятной пользователям структуры и пр., и пр., и все это сливается в протяженный информационный поток, кажущийся бесконечным и запутанным…

изображение
изображение
изображение

Никоим образом не желая лишь «указывать перстом» на недостатки, а движимые мотивами поддержки наших коллег в решении нелегких и многотрудных задач, мы продолжим наше совместное освоение новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности.

изображение

Да, будет и методология, и теория, но в этот раз мы сначала поговорим о нашем, руководителей ОО, именно режиссерском понимании того, что же мы хотим представить публике.

И прежде, чем мы начнем, напомним себе, что слово режиссер (фр. régisseur — «заведующий») происходит от латинского «rego» — «управляю».

Говорим о режиссерском видении наших сценарных замыслов

Итак, мы начинаем своеобразный рефлексивный практикум, в котором, с одной стороны, нам надо будет встать в позицию режиссера, которому предстоит воплотить на публичной сцене сценарий информационной деятельности ОО. А с другой стороны, мы будем выступать как сценаристы, предложившие свои варианты того, что будет и/или уже осуществляется в практике решения задач информационной открытости образовательных организаций.

изображение

И первый вопрос, который строгий режиссер задает сценаристам, будет связан с тем, какие сценарии предлагаются к постановке на публичной сцене деятельности образовательной организации? Иными словами, что мы, руководители ОО, хотим показать нашей публике, нашим «зрителям» — пользователям информации?

изображение

Кого-то из руководителей ОО поиски ответов на этот по-режиссерски сложный вопрос заставляют задуматься. Кто-то посчитает эту «режиссерскую затею» вовсе не нужной, чуждой и без того сложной работе руководителя ОО. А кому-то ответ приходит сразу, практически без раздумий: на публику мы представляем сайты, созданные в нашей школе (детском саду, доме творчества и т. д.).

изображение

Обратим внимание на позицию тех наших коллег, кто понимает, что этот режиссерский вопрос задан неспроста, и он требует серьезного продуманного ответа.

Но поскольку из реальных вариантов для постановки режиссеру предоставлен только один, который мы условно назовем «сценарий о сайте ОО», то именно к его обсуждению и приступает наш режиссер, предлагая сценаристам представить синопсис.

изображение

Сино́псис — это краткое изложение без погружения в подробности. Греческое слово «синопсис» состоит из «син» (вместе) и «оптик» (видеть). [4]

изображение

Вопрос режиссером задан по существу, а вот ответы другой стороны, несмотря на то, что сайтами образовательных организаций все руководители ОО занимаются уже более пяти лет, нельзя назвать таковыми.

И среди них мы встречаем и нежелание, и неумение кратко излагать суть того, что будет происходить на «сцене» публичной информационной деятельности ОО, и недоумение по поводу того, зачем писать о сайтах, если о них все уже всё знают. При этом есть попытки в рекламно-привлекающем образе представить сценарий о сайтах образовательной организации.

изображение

Но такие безответственные ответы руководителей-сценаристов явно не могут удовлетворить запросы нашего режиссера, поскольку на нем лежит ответственность за то, что он будет создавать на публичной «сцене» информационной деятельности ОО. Поэтому со всей режиссерской настойчивостью он продолжает мучить нас, сценаристов, своими строгими вопросами.

изображение

И поскольку основной опыт руководителей ОО уже был задан «сценариями сверху», согласно которым на информационных ресурсах ОО, и в первую очередь, в официальных сайтах образовательных организаций должна быть размещена нормативно требуемая информация (а к соблюдению этих требований бдительно относятся вышестоящие органы управления и надзора), то и ответы руководителей-сценаристов преимущественно связаны именно с таким их видением.

изображение

Но наш пытливый режиссер из всех ответов обращает особое внимание на те, в которых руководители выражают сомнения в единственности таких «нормативных» сценариев, и потому продолжает свой «натиск».

И теперь от него мы слышим по-режиссерски точные обращения к «сценаристам», и связаны они с вопросами о публике, ради которой и для которой создают руководители свои сценарии о сайтах образовательных организаций.

изображение

И вновь среди немалого количества ответов мнения руководителей-сценаристов разделяются. Кто-то отвечает сразу и без промедления, считая, что сайты образовательная организация создает для всех (!), при этом, даже не ставя перед собой задачу среди этих «всех» различать информационные потребности конкретных целевых групп, их спрос на то, что они хотят «видеть на сцене» сайтов ОО.

Кого-то из сценаристов «греет мысль» о том, что сайты образовательных организаций смогут «объять необъятное», поскольку они будут интересны не только всем, но и каждому посетителю информационного ресурса.

Кто-то пытается за шутками скрыть свое непонимание целевой аудитории. А кто-то признает, что этот вопрос на самом деле является одним из самых сложных, на которые у нас, руководителей ОО пока нет ответа.

изображение

При этом «атака» на сценаристов продолжается. И следующий настойчивый вопрос режиссера, который не получил от сценаристов ясных ответов, связан с пониманием того, чем же являются для нашей публики предлагаемые образовательными организациями сайты.

изображение

И именно этот по-режиссерски точный вопрос, как правило, ставит руководителей-сценаристов в тупик…

изображение

Какой вывод мы, руководители ОО, разрабатывающие и уже реализующие на практике различные сценарии сайтов образовательной организации, делаем для себя? Оказывается, мы создаем в публичном пространстве Интернета, «то, не зная что», а точнее, предлагаем нашей публике нечто, не зная и не понимая, чем же это «нечто» для нее является.

Но режиссер не ставит перед собой задачи «загнать нас в угол», а наоборот, заостряя проблемную ситуацию, он заставляет нас задуматься о правильности выбранного нами, сценаристами, пути.

Напомним, что в самом начале, в ответе вопрос о том, что же мы собираемся поставить на публичной «сцене» Интернета, у нас не нашлось других вариантов, кроме того, что мы представляем сценарии о сайтах. Тогда режиссер не остановил нас, а наоборот, дал нам возможность рефлексивно пройти этот путь, чтобы мы сами натолкнулись на смысловое несоответствие.

И теперь мы вместе с режиссером будем сообща искать выход, поскольку все делаем общее дело. И нам предстоит быть предельно внимательными, поскольку то, что нам сейчас скажет режиссер, «перевернет» нашу ментальную модель, которой мы ранее руководствовались в своих сценариях.

изображение

Как же нам понимать эти слова режиссера? Что он имеет в виду? «Переведем» сказанное им «на язык» нашей практики публичной информационной деятельности ОО.

изображение

И если мы правильно поймем слова режиссера, то, оглядываясь на свой сценарный опыт проектирования публичной информационной деятельности ОО, сделаем для себя важный вывод. Наши представления о сайтах подобны описанию самой сцены без представления о том, что же на этой сцене будет представлено зрителям.

Иными словами, создавая сайты ради сайтов, мы, руководители, разрабатываем для них… «сценарии о сцене». Но при этом, к сожалению, не задумываемся о том, что публика, которую мы так хотим видеть в нашем театре, не пойдет туда для того, чтобы увидеть только саму сцену, пусть даже она будет обладать всеми современными техническими и аудио-визуальными возможностями и спецэффектами.

На этой публичной сцене = на наших сайтах мы должны представить нашей публике жизнь нашей образовательной организации. И сделать это мы должны будем так, чтобы наши зрители — пользователи наших сайтов не только получали бы информацию о нашей деятельности, но и, проявляя интерес к ней, становились мотивированными ее участниками и ощущали себя субъектами этой деятельности.

изображение

И сделать это нам предстоит через осознание и исправление своих ошибок, в чем нам поможет методология.

Приступим к работе над ошибками, на которые нам указывает режиссер

В этой части нашего разговора нам предстоит от рефлексивной позиции перейти к методологической, чтобы осознанно приступить к устранению допущенных ошибок.

И поскольку мы разрабатываем сценарий публичной информационной деятельности, то помощниками нам будут методологические инструменты системно-деятельностного подхода [1], представляющие собой мотивационный, целевой, технологический, ресурсный и «субъектный» план проектирования деятельности [5].

изображение

Но теперь, глядя на эту теоретическую схему, давайте представим на ней итог нашего рефлексивного практикума, в процессе которого наш «внутренний» режиссер вел нас по пути доказательства того, что создаваемые нами «сценарии о сайтах» это, по сути, сценарии о сцене, о месте, на котором предстоит развернуться действиям.

Переходя на методологические позиции, мы теперь можем увидеть себя, субъектов проектирования деятельности, и тот результат, к которому мы пришли в своей практике, не обладая знаниями о методологических инструментах.

изображение

При этом, как показывает практика, мы, руководители ОО, добились значительных результатов в разработке этой позиции, поскольку практически все образовательные организации за предшествующие пять лет создали официальные сайты образовательных организаций, много педагогов разрабатывают свои персональные сайты и ведут персональные сайты коллективных субъектов — групп и классов, методических объединений, есть образовательные организации, в которых действуют различные тематические сайты, например, сайты музеев, развивается практика объединения этих различных сайтов в единый информационный портал образовательной организации.

изображение
изображение
изображение

Поднимаясь по лестнице успеха и стремясь достигнуть лучших результатов в решении задач информационной открытости, многие руководители выходят на рубежи совершенствования своей практики ведения информационных ресурсов, для чего стремятся применять эффективные технологии сайтостроения, методик и приемов организации официальных, персональных, тематических сайтов и информационных порталов в своих образовательных организациях.

изображение
изображение

Да, именно так, погружаясь в реальные проблемы и решения задач информационной открытости образовательных организаций, рассуждает большинство руководителей, не видя необходимости в другом подходе к проектированию сценариев деятельности в ОО.

И чтобы сдвинуться «с мертвой точки» и осознать потребность в изменении своих ментальных моделей, которыми мы руководствуемся в своей практике, давайте вернемся к результатам рефлексивного практикума и напомним себе слова режиссера о том, что мы создали и реализуем в жизни «сценарии о сцене».

И подкрепим эту рефлексивную позицию методологическими вопросами: Ради чего и Ради кого мы создаем сайты образовательной организации? Для достижения Чего мы используем новейшие эффективные технологии?

изображение Если мы говорим именно о деятельности, об осмысленной, целенаправленной и эффективной публичной информационной деятельности (а не о сайтах ради сайтов, и не о наборе действий, цели которых нам не ясны и не понятны, и не об использовании современных технологий только для их использования), то мы должны преодолеть этот «разрыв в деятельности», который существует в нашей практике.

изображение

Наш рефлексивный и методологический анализ подвел нас к важной черте понимания того, что та, реальная практическая деятельность ОО, в процессе которой мы, руководители, пытаемся решать задачи информационной открытости в той области деятельности образовательной организации, в которой мы двигаемся наощупь, не видя смысловых горизонтов и целевых ориентиров достижения.

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Согласимся со всеми участниками этой дискуссии, и в первую очередь, обратимся со словами благодарности к тем педагогам, чьи персональные сайты являют собой образцы передовой практики. И анализируя их бесценный опыт, давайте посмотрим, с чего они начинали.

изображение

На нашем портале есть раздел «Избранное», на котором публикуются интервью авторов лучших, по мнению редколлегии, сайтов.
Представим некоторые выдержки из них и обратим внимание на специально сделанные выделения в текстах создателей информационных ресурсов:

Главный вопрос, который задает себе человек, решивший вести свой сайт — «Зачем он нужен?». И стоит хорошенько подумать об этом. Для кого этот сайт? Кому он будет интересен и полезен? Что на нем будут делать пользователи? … А если не можешь ответить на эти вопросы, то через какое-то время, с прискорбием можно обнаружить, что сайт не представляет никакого интереса даже для себя. Сайт будет интересным не от красивого дизайна или идеально написанных статей, а от желания им заниматься.

Пирютина Марина Викторовна, Московская область,
Быковский центр содействия семье и детям

Поводом к открытию и ведению персонального сайта стала необходимость продемонстрировать свой опыт работы на процедуре аттестации на квалификационную категорию. Но если смотреть глубже, то задача ведения сайта сложнее и многограннее. … Имея привычку все делать ответственно и, по возможности, хорошо, я продумала целевое назначение сайта и определила его базовое содержание. … Еще в юности, начав литературную деятельность, я всегда старалась представить своего читателя, пыталась увидеть написанное его глазами, дабы понять запрос, интерес аудитории, для которой пишу. В работе с сайтом происходит то же самое. Сайт — мой помощник в профессиональной деятельности.

Аркадьева Алла Валериевна, Московская область,
МОУ Дмитровская СОШ № 1 им. В. И. Кузнецова,

Создавая персональный сайт необходимо, прежде всего, определиться, для кого и для чего он создается. Для меня первостепенными читателями являются родители наших воспитанников.

Тузова Ольга Николаевна, Московская область,
Детский сад № 13 «Сказка» г. Егорьевск

Наш сайт — зеркало нашей работы, он должен работать на повышение имиджа детского сада. … Моя цель, на данный момент, через различные источники, ссылки привлечь родителей и всех заинтересованных лиц на сайт садика.

Котишевская Татьяна Алексеевна, Челябинская область,
Детский сад № 17, п. Увельский

Сайт — лицо образовательной организации, визитная карточка, выставленная на обозрение перед огромной аудиторией. Кто является основными читателями сайта? Во-первых, родители. Во-вторых, потенциальные родители. А наши современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. … И сайт сегодня — главный источник правдивой информации обо всех направлениях деятельности нашего детского сада, которую родители могут получать в удобное для них время.

Дьячкова Лариса Николаевна, Архангельская область,
Детский сад № 157 «Сиверко»

Если удастся привлечь много сторонников, если будет много тех людей, кому сайт будет нужен, то он будет жить. Думаю, что сайт живет, пока кому-то нужен.

Подоксенова Ирина Марковна, Свердловская область,
пос. Восход, музей Скатинской школы

Вот так, своими словами и по велению души, авторы сайтов различных форматов как сценаристы и режиссеры создаваемых ими информационных ресурсов говорят о том, что мы на методологическом языке называем мотивационным и целевым планом деятельности.

И все они прошли сложный путь в решении «задачи на смысл» того, что создают, ради кого они это делают и чего хотят добиться, создавая сайт.

Конечно, у всех этих авторов было большое технологическое подспорье (о чем каждый из них и многие другие авторы раздела «Избранное» упоминают в своих интервью). Но возможности использовать эффективное технологическое обеспечение предоставлено всем, кто работает на платформе «Синергии-Инфо» [6], а вот добиться эффектов в своей публичной информационной деятельности смогли только те, кто сам для себя смог найти ответы на сложные вопросы: «Ради чего? Ради кого? Зачем? Для чего?» я создаю информационный ресурс в сети Интернет.

И теперь мы знаем, к чему нам надо стремиться, но при этом для многих из нас, находящихся пока только на ресурсном и технологическом планах проектирования публичной информационной деятельности ОО, мотивационно-смысловой и целевой планы видения скрыты «завесой тумана неясности».

изображение

При этом многим из нас так и не удается преодолеть эту пропасть между кажущимся нам ясным и понятным ресурсно-технологическим обеспечением и скрытыми от нас горизонтами мотивационно-смысловой и целевой направленности деятельности.

Именно поэтому, чтобы опасение «свалиться в эту пропасть» и так и не достичь понимания и осознания к чему же мы должны стремиться, не становилось для нас преградой, мы оставим тщетные попытки подниматься «вверх по лестнице, идущей вниз».

И для этого, как бы нам ни было трудно превозмогать себя в преодолении так прочно живущих в нас ментальных установок, мы это сделаем, поднявшись сначала на мотивационно-смысловой уровень проектирования деятельности, с высоты которого мы сможем осмысленно представить целевые ориентиры — то, чего мы будем добиваться, создавая публичные информационные ресурсы ОО.

изображение

Поэтому в следующий раз нам предстоит взяться за очень сложную задачу, которую А. Н. Леонтьев называл «задачей на смысл, на открытие смысла» [7] и определял ее как труднейшую.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Наши знания о системно-деятельностном подходе: разбираемся в том, что раньше не выучили… . — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/nashi_znaniya_o_sistemno-deyatel_nostnom_podhode_razbiraemsya_v_tom_chto_ran_she_ne_vyuchili
[2]. Осницкий А. К. Регуляторный опыт — основа субъектной активности человека //Теоретическая и экспериментальная психология, 2008, Т. 1, № 2, С. 17–34, С. 21.
[3]. Актор /социология. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/93500
[4]. Синопсис /Что это такое.- URL: https://chto-eto-takoe.ru/synopsis
[5]. Асмолов А. Г. Разработка системно-деятельностных принципов. [Электронный ресурс] Персональный сайт А. Г. Асмолова. — URL: http://asmolovpsy.ru/ru/ideas/121
[6]. Синергия-Инфо: сайты для образовательных организаций. — URL: http://sinergi-info.ru/
[7]. Леонтьев А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза) // Художественное творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1991, с. 184–187.

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0