Смотрим на сайт образовательной организации и видим лицо ее информационной культуры
  • Смотрим на сайты образовательной организации и видим в них отражение своего отношения к публичным информационным ресурсам ОО 
  • Развиваем систему публичной информационной деятельности ОО и изменяем свое отношение к публичным информационным ресурсам ОО
  • Высвечиваем в системе путь от публичных информационных ресурсов ОО — к имиджу образовательной организации
  • Сайт наш, «зеркальце, скажи, да всю правду доложи» о культуре публичности нашей образовательной организации

Смотрим на сайты образовательной организации и видим в них отражение своего отношения к публичным информационным ресурсам ОО

В конце нашего предыдущего разговора об имидже и связанных с ним репутации и авторитете образовательной организации в глазах целевой аудитории ОО (участников образовательных отношений, коллег-профессионалов, жителей прилегающей к ОО территории, органов управления, деловых партнеров и т. д.), перед нами встал вопрос о необходимости расширения области задач в системе публичной информационной деятельности ОО в сети Интернет [1].

изображение

И расширяя область задач, связывая в системе публичной информационной деятельности ОО вопросы формирования имиджа ОО и создаваемых в образовательной организации публичных информационных ресурсов в сети Интернет, мы вспоминаем о школьных учебных навыках, полученных на уроках стереометрии.

изображение
изображение
изображение
изображение

Так уж получается, что нашу аудиторию руководителей и педагогов мы условно можем разделить на четыре совсем не равные части. Первая из них и самая значительная часть объединяет тех, кто видит в публичных информационных ресурсах, и прежде всего, в официальном сайте ОО, только ресурс=«место» в Интернете, на котором должна быть размещена требуемая вышестоящей системой управления информация об образовательной организации.

изображение

Вторая часть нашей аудитории, которая заметно прибавилась за период решения нормативно поставленных перед ОО задач информационной открытости, становится продвинутой в вопросах информационного обеспечения управления и организации образовательного и педагогического процесса. И потому для тех наших коллег, кто считает для себя значимым расширение открытой информации об ОО, сайты, создаваемые в их образовательных организациях, становятся важными информационными ресурсами их профессиональной деятельности.

изображение

Третью часть нашей аудитории составляют руководители и педагоги ОО, которые наряду со значимостью собственно информационного обеспечения, знают о том, что публичные информационные ресурсы становятся ресурсами=помощниками в формировании имиджа их образовательных организаций и их профессиональной деятельности.

Однако среди этих коллег немало тех, кто пока только лишь знает о такой важной роли сайтов ОО, но еще не предпринимает особых усилий в постановке и реализации этих новых для них задач.
К этой же части нашей аудитории мы можем отнести тех руководителей и педагогов, кто, сделав попытку в решении задачи формирования публичного имиджа ОО и своей профессиональной деятельности, столкнулись с рядом трудностей и негативных эффектов. И «разочаровавшись», посчитали ненужным использовать публичные информационные ресурсы, создаваемые в ОО, для этих целей, ограничиваясь лишь сугубо информационными задачами, или даже и вовсе сводя задачи информирования только к выполнению нормативных требований.

изображение

И наконец, четвертая, к сожалению, пока еще малочисленная группа, включающая тех руководителей и педагогов ОО, для которых сайты, созданные в образовательной организации, являются свидетельством зрелости информационной культуры, зрелости публичной культуры — культуры публичного представления информации о деятельности ОО и своей профессиональной деятельности в сети Интернет [2].

изображение

Этот упорный в своем познании авангард нашего управленческого и педагогического корпуса, осваивая системные основы новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности, проектируя эту деятельность как систему и погружаясь в исследование связей в системе, научается видеть и распознавать проблемные области практики и находить устраняющие их системные решения.

изображение
изображение
изображение

Да действительно, «просто так» переместиться в передовой отряд тех, кто осваивает и системно реализует новую публичную информационную деятельность ОО, не получится. Но и оставаться пессимистом, глядя на передовиков, тоже не следует.

Ведь все наши продвинутые руководители и педагоги, чьими сайтами можно и нужно гордиться (в качестве примера см. раздел «Избранное» на нашем портале), начинали свою успешную деятельность как все, с нормативных азов, постепенно изменяя свое отношение к публичным информационным ресурсам, которые они создают в своих образовательных организациях.

Развиваем систему публичной информационной деятельности ОО и изменяем свое отношение к публичным информационным ресурсам ОО

Мы уже говорили о том, что в процессе изучения=исследования новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности в сети Интернет, нами был пройден значительный путь и разработано несколько вариантов=версий структуры системы [3].

изображение

Поэтапно создавая эти структуры, мы, прежде всего, обращали внимание на появление новых элементов — информационной политики и информационной культуры и вновь образованных ими связей в системе публичной информационной деятельности.

А вот теперь, находясь на завершающем этапе проектирования, давайте проследим путь изменений в структуре системы элемента «публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет», которому мы ранее присвоили имя «системообеспечивающего фактора» [4].

Действительно, этот «скромный» элемент в системе в нашем восприятии оставался неким подспорьем, первоначально помогающим нам решать задачи информационной открытости и принимающим на себя функции источника=ресурса представления в открытом доступе информации об ОО.

изображение

Затем, введенная в систему информационная политика заставила нас, руководителей и педагогов ОО, задуматься над вопросами не только размещения открытой информации, но и над постановкой задач достижения результативного и эффективного информирования целевой аудитории о деятельности ОО

Изучая направления информационной политики, мы пришли к выводу, что достижение эффектов информирования о деятельности зависит от качества и количества создаваемых в ОО сайтов и целенаправленного формирования публичного информационного пространства образовательной организации в сети Интернет [5].

Обретение этих новых важных знаний способствует тому, что мы, руководители и педагоги, начинаем менять свое прежде сугубо ресурсное отношения к сайтам ОО, выполняющим функции источника представления в открытом доступе информации о деятельности ОО, и начинаем видеть в публичных информационных ресурсах фактор результата. Иными словами, из ресурсов обеспечения сайты переходят в разряд важнейших информационных условий, которое мы сами должны создать в нашей образовательной организации, чтобы добиться поставленных информационной политикой целей информирования о деятельности ОО и ее участников.

изображение

На третьем этапе проектирования системы, связанном с включением в ее состав информационной культуры, публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет, наряду с уже выполняемыми ими функциями ресурсов и условий, обеспечивающих достижение целей публичной информационной деятельности ОО, обретают еще одну важную роль, которую они играют в системе.

изображение Эта роль заключается в том, что создаваемые в ОО официальный сайт, персональные и тематические сайты, представляя информацию о деятельности ОО и вынося ее на обсуждение целевой аудитории, показывают и отчетливо демонстрируют широкой публике реальный уровень информационной культуры, который достигла образовательная организация, ее руководство и педагоги ОО.

изображение
изображение

Да, действительно, наши пользователи приходят на сайты ОО с целью получения нужной и необходимой, актуальной и востребованной ими информации о деятельности ОО и желают получить ее быстро, «не блуждая» в информационном «месиве», а легко ориентируясь в удобной для них структуре размещения информации. И получая интересующую их информацию, удовлетворяющую их не только по содержанию и понятности изложения, но и по форме и формату размещения, посетители сайтов ОО вряд ли задумываются о том, каков реальный уровень достигнутой информационной культуры тех, кто работает над этими сайтами.

изображение Но стоит посетителям наших сайтов:

  • «споткнуться» о несовременный, неаккуратный и отвлекающий разноцветьем дизайн сайта;
  • натолкнуться на трудность поиска нужной им информации (например, в длиннющем боковом меню сайта), на наличие потерявшей свою актуальность информации, или вовсе на отсутствие нужной информации;
  • в недоумении остановиться на размещенной в открытом доступе на сайте информации, но остающейся закрытой для их понимания;
  • уйти с сайта, покидая его не только неудовлетворенным поиском нужной информации, но и испытывая неуважение к себе как пользователю информации о деятельности ОО; … и т. д.

…то оценка, письменная или устная, высказанная открыто или оставленная при себе посетителями наших сайтов демонстрируемой публично информационной культуры ОО, а точнее, продемонстрированного широкой публике бескультурья образовательной организации и автора/авторов сайта, не заставит себя ждать.

А вместе с этой негативной, исходящей от посетителей сайтов ОО оценкой информационной НЕкультуры образовательной организации, ее руководства и педагогов, ставятся под удар результативность и эффективность публичной информационной деятельности ОО.

изображение

Поэтому мы делаем важный для нашей практики вывод.

изображение На каждом этапе проектирования системы публичной информационной деятельности ОО мы рассматриваем публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет как системообеспечивающий фактор. Но без развития информационной культуры, сайты, создаваемые в образовательной организации, не станут нам помощниками ни в эффективном решении задач информационной открытости, ни в достижении результатов реализации информационной политики ОО.

Высвечиваем в системе путь от публичных информационных ресурсов ОО — к имиджу образовательной организации

Итак, расширяя свое представление о системе публичной информационной деятельности ОО в Интернет, мы не только включали в ее состав и структуру новые элементы и изучали вновь образующиеся связи, но и получили представление о том, как меняется наш взгляд исследователей-практиков на создаваемые в ОО публичные информационные ресурсы.

И теперь мы имеем возможность с позиций создаваемых в ОО сайтов высветить еще одну важную область, которая позволит нам условно выйти за границы спроектированной нами структуры системы и обратиться к вопросам имиджа образовательной организации — ее образа в глазах участников образовательных отношений, коллег-профессионалов, жителей прилегающей к ОО территории, органов управления, деловых партнеров и т. д.

изображение
изображение
изображение

Действительно, а знаем ли мы, как «отражаются» созданные в наших ОО официальный сайт, персональные и тематические сайты на имидже наших школ, детских садов, домов творчества? А ставим ли мы перед собой вопросы, решая задачи информационной открытости ОО, связанные с влиянием получаемых нами результатов (созданные сайты, размещенная в открытом доступе информация о деятельности ОО) на образ=имидж нашей образовательной организации, формируемый в глазах посетителей сайтов и пользователей информации?

изображение

Заметим, что даже те руководители и педагоги ОО, кто существенно продвинулся в освоении новой для ОО публичной информационной деятельности и вышел на системную постановку и решение задач информационной политики [6], не видят непосредственных связей между информационной открытостью и формируемым имиджем образовательной организации.

изображение

Вот так и получается в нашей практике, что имидж образовательной организации, имидж профессиональной деятельности руководства и педагогов ОО «как бы есть», но существует он сам по себе, находясь «за скобками» реализуемых нами задач.

И даже если мы знаем, что имидж как-то (?!) связан с публичными информационными ресурсами, которые создаются в наших ОО, но при этом мы не понимаем, как работают эти связи.

изображение

И даже изучив понятие имиджа, и связав вопросы его формирования с имиджевой культурой и с достоверностью имиджа [2], мы пока не можем «проникнуть в тайны» взаимосвязи между публичными информационными ресурсами, создаваемыми в ОО, и тем имиджем=образом ОО, носителями которого является широкая целевая аудитория наших сайтов.

изображение

А барьером на пути проникновения «внутрь» системы является связь, соединяющая информационную культуру и информационную открытость образовательной организации. В предыдущих темах мы дали ей имя — культура публичности образовательной организации [3].

изображение

«Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет».

Фраза из к/ф «Кавказская пленница»

И действительно, преодолев барьер незнания и не понимания роли и значения культуры публичности, формируемой в ОО, мы выделяем новую область нашего познания в системе публичной информационной деятельности, позволяющую нам установить взаимосвязи и взаимозависимости между имиджем образовательной организации и создаваемыми в ОО публичными информационными ресурсами в сети Интернет.

изображение
изображение

Приведенная в реплике поговорка достаточно точно отражает изучаемую нами взаимозависимость. Действительно, мы «сеем»=транслируем в публичное пространство Интернета посредством созданных в ОО сайтов ту культуру публичности, носителями которой мы, руководители и педагоги ОО, и являемся. А затем собираем «плоды» того, что «посеяли». И этими плодами становятся порождаемые у посетителей наших сайтов мнения о нашей организации и оценки ее деятельности, складывающиеся в публичный образ =имидж ОО.

изображение

Имидж является результатом взаимодействия носителя имиджа и аудитории, на которую он рассчитан.

Без информации, отправленной со стороны его носителя, нет базы для формирования имиджа, а без аудитории он в принципе невозможен, так как всякий имидж ей адресован и ею, в конечном счете, порождается.

И. П. Шкуратова [6]

К этому уже знакомому нам определению мы теперь можем добавить важное для нас понимание того, что носитель имиджа (в нашем случае это образовательная организация, ее руководство и педагоги) не только отправляет информацию целевой аудитории о своей деятельности с целью формирования своего имиджа.

изображение Носитель имиджа при этом транслирует свойственную ему культуру публичности, культуру отношения к публике, культуру взаимодействия с публикой ОО, культуру поведения в публичном пространстве.

А публичными трансляторами этой культуры публичности становятся размещенные в открытом доступе в сети Интернет информационные ресурсы образовательной организации.

изображение

Поэтому перед руководителями и педагогами ОО (и перед теми, кто на определенном этапе становления системы публичной информационной деятельности в ОО в сети Интернет пока ограничивается только решением задач информационной открытости; и перед теми, кто уже выходит на комплексное и системное решение задач информационной политики ОО) , с общей для всех важностью встает вопрос о том, носителями какой культуры публичности ОО они являются?

И связывая ответы на эти вопросы с практикой создания и ведения в наших образовательных организациях публичных информационных ресурсов в сети Интернет, нам предстоит продолжить индивидуальную и коллективную рефлексию, обращаясь к каждому сайту ОО как зеркалу, в котором публично отражается культура публичности авторов, создателей, модератов сайтов.

изображение
изображение

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» о публичной культуре, которую я публично демонстрирую на сайте…
… демонстрирую вроде как «по секрету», а на самом деле, «всему свету» в сети Интернет…

Сайт наш, «зеркальце, скажи, да всю правду доложи» о культуре публичности нашей образовательной организации

Итак, мы пришли к важному для нас, руководителей и педагогов ОО, выводу о том, что создаваемые в ОО публичные информационные ресурсы в сети Интернет являются не только ресурсами и условиями решения задач информационной открытости и информационной политики. Наши сайты являют нашей широкой публике реальный уровень публичной культуры, носителями которой мы являемся.

изображение

Однако среди нас все еще остается немало тех, кто этот вывод не считает для себя важным, и для кого оперативная задача создания сайта и ведения его в соответствии с требованиями и рекомендациями гораздо важнее, чем «размышлизмы» о несуществующих в нормативных документах вопросах публичной культуры и имиджа ОО.

изображение

Тем не менее, даже у тех, кто, спрятавшись под завесой обязательности выполнения требований, и публично не считающих важным и нужным смотреться в «рефлексивное зеркало», в глубине души зарождаются сомнения. И вряд ли найдется хоть один руководитель или педагог, которому действительно все равно, какое представление о его профессиональной культуре, и в частности, культуре публичности, создается у посетителей официального сайта ОО, персонального, тематического сайтов.

Считаем ли мы, руководители и педагоги ОО:

— важным и нужным ставить перед собой рефлексивный вопрос о публичной культуре, демонстрируемой нами на создаваемых в ОО сайтах?
— или мы пока мы держим в секрете даже от самих себя, что это нам самим важно и нужно?

Однако при любом из этих подходов=отношений отражение публичной культуры «в зеркале» реально существует, и потому нам предстоит внимательно вглядываться в него, выделяя и высвечивая важные составляющие.

И первое отражение публичной культуры, в котором проявляется лицо информационной культуры ОО в «рефлексивном зеркале», заставит нас задуматься над вопросом о том, какую публичность=открытость мы декларируем, заявляя о необходимости решения задачи информационной открытости ОО, а какую действительно реализуем на сайтах, созданных в ОО?

изображение

Для ответа на этот вопрос мы обратимся к предыдущим темам нашего разговора, в которых речь шла не только о культуре публичности, формирующей общественное мнение на основе открытой информации как предмета диалога и дискуссий (культура «публичных арен») [4]. Напомним, что мы, используя типологию, предложенную Г. А. Меньшиковой [7], применили к практике наших образовательных организаций такие формы культуры публичности как: частичная (или избирательная) публичность; квазипубличность (или подобие публичности); псевдопубличность (или имитации публичности) [5].

И теперь, отвечая на вопрос, как связаны между собой публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет и имидж образовательной организации, мы можем убедиться в том, что нашим мечтам о «хорошем» имидже ОО не суждено сбыться, если вместо культуры «публичных арен» и места для открытого информационного взаимодействия носителя имиджа и аудитории, сайты ОО транслируют публике культуру частичной, квази- и псевдопубличности.

изображение

Высвечивая вторую важную составляющую и вглядываясь в еще одно отражение в «рефлексивном зеркале» лика публичной культуры, которую мы открыто и публично демонстрируем на просторах Интернета на сайтах, созданных в ОО, мы сталкиваемся с вопросом о публичных информационных ресурсах как культурных практиках.

изображение

Но прежде, чем мы будем рассматривать этот вопрос в отражении «рефлексивного зеркала», нам необходимо понять и разобраться в том, как мы будем применять известное нам по ФГОСам понятие «культурная практика» к публичным информационным ресурсам ОО в сети Интернет и практике освоения новой деятельности образовательных организаций? Поиск ответов на этот вопрос мы включим в тему нашего следующего разговора.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Новомодное слово «имидж» добралось и до образовательных организаций.- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/novomodnoe_slovo_imidzh_dobralos__i_do_obrazovatel_nyh_organizacij
[2]. Асмолова (Плахова) Л.М. «О, сколько нам открытий чудных готовит» культура публичности образовательных организаций.- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/o_skol_ko_nam_otkrytij_chudnyh_gotovit_kul_tura_publichnosti_obrazovatel_nyh_organizacij
[3]. Асмолова (Плахова) Л.М. «О, сколько нам открытий чудных готовит» информационная культура в системе публичной информационной деятельности! — URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/o_skol_ko_nam_otkrytij_chudnyh_gotovit_informacionnaya_kul_tura_v_sisteme_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti
[4]. Асмолова (Плахова) Л.М. В системе публичной информационной деятельности ОО появляется новый элемент — информационная политика.- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/v_sisteme_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_oo_poyavlyaetsya_novyj_element_informacionnaya_politika
[5]. Асмолова (Плахова) Л. М. Многоплановая информационная политика ОО: а нужно ли образовательной организации столько направлений.- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/mnogoplanovaya_informacionnaya_politika_oo_a_nuzhno_li_obrazovatel_noj_organizacii_stol_ko_napravlenij
[6]. Шкуратова И. П. Исполнение социальных ролей как механизм создания имиджа личности // Имиджелогия 2005: Материалы третьего международного симпозиума по имиджелогии / под ред. Е. А. Петровой. — М. : РИЦ АИМ, 2005. — С. 64–67. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23231532&
[7]. Меньшикова Г. А. Культура публичности как маркер демократичности современного общества и государства // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. С. 246–257.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-publichnosti-kak-marker-demokratichnosti-sovremennogo-obschestva-i-gosudarstva

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0