В системе публичной информационной деятельности ОО появляется новый элемент — информационная политика

В системе публичной информационной деятельности ОО появляется новый элемент — информационная политика

  • Система публичной информационной деятельности ОО, которую мы построили, и в которой живем и работаем
  • «Надо в консерватории что-то поправить!»
  • Информационная политика — элемент, отвечающий в системе публичной информационной деятельности ОО за достижение цели

Система публичной информационной деятельности ОО, которую мы построили, и в которой живем и работаем

Продолжая разговор о системе публичной информационной деятельности образовательной организации, мы обратимся к знаменитой фразе Людвига фон Берталанфи, который направил современную науку в русло системного подхода словами «Системы повсюду!».

изображение

Берталанфи совершил революционное открытие, подобное Христофору Колумбу, который открыл Америку. После него уже ни один ученый не осмеливался вновь открывать системы.

«Системы повсюду, — провозглашал он, — и существует глубинная общность их поведения». [2]

Е. Н. Князева

Нам, практикам, порой бывает недосуг увидеть и распознать эту «повсюдность» = повсеместность систем в круговерти нашей оперативной жизни и задач, которые мы решаем.

Но она есть, в чем мы еще раз убеждаемся, взяв в качестве примера законодательно поставленную в 273-ФЗ перед всеми образовательными организациями задачу информационной открытости, и системно вникнув в ее содержание.

§

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Вот так, за ставшими в последние годы привычными глазу управленца строчками законодательной статьи, мы увидели три основных элемента в системе деятельности, которую нам, руководителям ОО, надлежит организовать в наших образовательных организациях. И этими элементами являются информационная открытость, информация о деятельности ОО и информационные ресурсы ОО в сети Интернет.

изображение

В предыдущей статье мы подробно изучали каждый из этих элементов [3], убедившись в том, что такая система существует в практике образовательных организаций.

изображение
изображение
изображение

Правильный ход размышлений предлагают наши коллеги-практики. На самом деле, система, о которой мы сейчас говорим, существует в каждой ОО, но вот только действует, реализуется эта система в наших ОО образовательных организациях действительно по-разному.

В практике многих ОО она сведена только к одному единственному публичному информационному ресурсу в сети Интернет — официальному сайту ОО, на котором информация об образовательной организации практически не выходит за пределы нормативно требуемых сведений об образовательной организации, и того, что требуют разместить на официальных сайтах подведомственных учреждений органы управления образованием региона и муниципалитета.

изображение

При этом на передовом фланге практики образовательных организаций мы видим принципиально иную картину осуществления той же системы с теми же элементами, но в которой решение задач информационной открытости идет по другому сценарию с расширением спектра открытой информации о деятельности ОО и развитием публичных информационных ресурсов.

изображение

Почему же в процессе реализации одной и той же системы в одном варианте практики решения задач информационной открытости она сводится к выполнению только инвариантной составляющей (чем и обеспечивается функционирование официального сайта при соблюдении минимума требований к его структуре и содержанию информации об ОО)?

И почему в другом варианте та же самая система не только функционирует, но и развивается, осваивая новые горизонты публичной информационной деятельности ОО?

изображение
изображение

Не снимая с повестки дня важность и необходимость ресурсного оснащения решения задачи информационной открытости, давайте обратимся к практике образовательных организаций, которые, как и большинство ОО в нашей стране, к сожалению, не могут похвастаться изобилием ресурсов.

Однако именно в их число входят те, кто становятся правофланговыми в создании персональных и тематических сайтов, именно их мы можем назвать первопроходцами в процессе становления информационных порталов своих образовательных организаций!

изображение И далеко за примером ходить не надо, достаточно посмотреть статистику нашего портала www.eduface.ru, на котором наряду с уже более 3000 официальных сайтов ОО действуют персональные и тематические сайтов, количество которых «перевалило» за 9000, созданных в ОО и размещенных на информационных порталах образовательных организаций [4].

Мы, безусловно, радуемся успехам наших коллег, представляющих лучшие образцы практики решения задач информационной открытости (см. раздел Избранное ).

Анализируя опыт ОО, размещающих свои публичные информационные ресурсы на нашем портале, мы можем среди этих более 3000 образовательных организаций ОО условно выделить следующие четыре группы, в состав которых входят:

  • образовательные организации, которые только приступают к освоению технологий работы на нашем портале, и поэтому концентрируют свои усилия на ведении официального сайта и доведении его до уровня соответствия государственным требованиям;
  • образовательные организации, имеющие один информационный ресурс — официальный сайт ОО, и считающие для себя достаточным достижение уровня соблюдения государственных требований (чему весомо способствуют технологии автоматизированного мониторинга);
  • образовательные организации, которые начинают создавать свои информационные порталы, на которых размещают пока еще единичные персональные и тематические сайты;
  • образовательные организации, уже создавшие информационные порталы со значительным числом персональных сайтов педагогов и методических объединений, сайтов групп и классов, тематических сайтов, и продолжающие наращивать свой потенциал в создании публичных информационных ресурсов ОО.
изображение
изображение

Браво, браво и еще раз браво аналитическому уму тех руководителей ОО, которые понимают, что только увеличение численности сайтов на информационном портале образовательной организации не может быть «предметом мечтаний» в решении задач информационной открытости!

И поставленные нашими коллегами вопросы требуют поисков ответов на них.

«Надо в консерватории что-то поправить!»

Этой шуточной фразой М. Жванецкого мы начнем наши серьезные размышления.

Итак, почему же представленная нами система, включающая информационную открытость, информацию о деятельности ОО и публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет:

  • не только реализуется и ведет себя в разных образовательных организациях по-разному,
  • но и, как показывает практика передовых ОО, приводит нас в тупик не видения перспектив развития такой системы?
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Серьезная дискуссия… В этих мнениях и репликах наших коллег поставлены очень важные для размышления вопросы, в которых нам предстоит разобраться.

А начнем мы «разбор полетов» созданной и действующей во многих образовательных организациях системы с честно заданного себе вопроса:

Что же случилось с нашей правильной, как нам казалось на этапе проектирования, системой, что в результате ее многотрудной реализации мы, образно говоря, уподобились «артели «Напрасный труд»?

изображение

Артель «Напрасный труд» = заниматься никому не нужным делом.

Возникшее во времена НЭПа в 30-х годах ХХ века выражение о самодеятельном трудовом коллективе, надлежаще не определившим цель своей деятельности [5].

 

Что же случилось с системой? Почему она ведет себя именно так? Что заставило ее так изменить свое поведение? Почему вся наша деятельность по реализации системы информационной открытости, в конечном счете, оказывается сведенной к созданию и ведению публичных информационных ресурсов образовательной организации в сети Интернет?

Такое происходит в нашей практике, если система, продолжая функционировать всеми своими «шестеренками» = элементами… теряет цель и утрачивает свое предназначение.

изображение
изображение
изображение

Понимая, что утрата цели приводит нашу систему в тупик, и всю нашу трудоемкую работу по созданию публичных информационных ресурсов обрекает на нерезультативность, мы начинаем осознавать важность цели в проектируемой и осуществляемой нами системе.

Однако сделать так, чтобы цель вновь обрела положенное ей место в системе очень трудно. Да и как можно определить это «место» в системе, если сама цель — это только образ, эскиз того, чего мы должны достичь?

изображение

Вспомним определения понятия «цель», которые мы не раз использовали в изучении вопросов управления и менеджмента [6]:

  • образ потребного будущего (Н. А. Бернштейн [7]);
  • «эскиз желаемого будущего (Р. Акофф [8]);
  • осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека (А. Г. Асмолов [9]).
изображение
изображение

Воспользуемся очень интересным предложением о том, что проектируемой нами системе нужен элемент, отвечающий за достижение цели.

Однако повременим с тем, чтобы приписывать этому элементу субъектную позицию — кто отвечает за то, чтобы цели системы были достигнуты. Мы поставим перед собой вопрос иначе: что будет собой представлять этот элемент в системе?

Информационная политика — элемент, отвечающий в системе публичной информационной деятельности ОО за достижение цели

Для того чтобы нам, проектировщикам системы публичной информационной деятельности ОО, определить, какой элемент будет нами назначен на роль ответственного за достижение цели, давайте еще раз вдумчиво посмотрим на систему, которую мы построили, и в которой работаем.

изображение

Системообразующим элементом, т. е. элементом, который берет на себя образование системы, исходя из ее целей, является информация о деятельности ОО. Но может ли этот элемент отвечать за достижение системы?

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Сложный путь рассуждений приводит нас к мысли о том, что, действительно, в спроектированной нами системе обнаруживается нехватка очень важного элемента, роль которого в системе мы узнаем, обратившись к методологии системного подхода.

изображение

В. Н. Сагатовский в своей работе «Системная деятельность и ее философское осмысление» писал:

Если не вскрыт механизм порождения системы, то трудно разработать и алгоритмы конструирования.

Факторы, необходимые и достаточные для возникновения и существования системного объекта, можно разделить на три группы: системообразующие, системопорождающие и системообусловливающие.

В число системопорождающих факторов входят целевое состояние и системопорождающее противоречие (проблемная ситуация). [10]

Воспользуемся идеей В. Н. Сагатовского и посмотрим на элементы и роли, которые они выполняют в сконструированной нами системе публичной информационной деятельности ОО.

изображение

В системе публичной информационной деятельности ОО, которую мы построили, и в которой живем и работаем, есть:

  • элемент, выполняющий роль системообразующего фактора. И этим элементом является информация о деятельности ОО;
  • элемент, выполняющий роль системообуславливающего фактора, который В. Н. Сагатовский называл блоком условий. Таким элементом является информационная открытость, которая в системе публичной информационной деятельности ОО выступает не только как государственные требования к информационной открытости, но и включает социальные и профессиональные потребности в открытой информации о деятельности ОО;
  • элемент, который будет выполнять роль системообеспечивающего фактора. И таким элементом в проектируемой нами системе становятся публичные информационные ресурсы ОО в сети Интернет, которые являются источниками представления информации и средствами информирования о деятельности ОО в сети Интернет.

изображение Иными словами, в спроектированной нами системе есть все необходимое для возникновения и существования нашего системного объекта, но достаточен ли этот состав элементов?

И такая система может функционировать, но будет ли при этом она достигать своей цели, если в ней не предусмотрен системопорождающий элемент, отвечающий в системе за достижение цели и которой должен будет:

  • пролагать путь к достижению системой ее цели;
  • определять стратегические направления, по которым система будет двигаться, и подчинять этим направлениям работу всех элементов системы;
  • выявлять проблемы, с которыми система сталкивается, и выбирать пути и способы их устранения;
  • оценивать результативность как меру достижения цели и эффективность способов ее достижения.
изображение

Очень интересное предложение, определяющее функции пока еще недостающего нам элемента в системе публичной информационной деятельности! Обязательно воспользуемся им.

Но пока вернемся к вопросу об определении этого элемента, от которого в системе будет зависеть объем и содержание открытой информации о деятельности ОО и состав публичных информационных ресурсов, с помощью которых образовательная организация представляет себя в сети Интернет.

Именно этот элемент и будет отвечать за поиск и осуществление в практике ОО ответов на вопросы Для чего? Кого? О чем? Когда? В каком объеме и Как? С помощью каких средств и ресурсов? образовательная организация информирует о своей деятельности.

И имя такому элементу в системе публичной информационной деятельности — информационная политика образовательной организации!

изображение

Информационная политика в современном обществе помогает нам понять все, что происходит при создании среды, в которой существуют информация и информационные технологии, и роли, которые они играют в социальной жизни.

Возможно «информационная политика» — это не обязательно самое лучшее имя с точки зрения захвата всего, что оно охватывает, но это имя, которое закрепилось в то время, когда информационно-коммуникационные технологии проходили через умопомрачительные испытания эволюции от стационарной телефонной связи до широкополосного Интернета и мобильных технологий сегодняшнего дня [11].

Пауль Ягер, Натали Тейлор

И именно информационная политика поможет нам понять, все, что происходит в проектируемой нами системе публичной информационной деятельности.

изображение

Именно появление этого важного элемента поможет нам объяснить то, как работают и должны работать все элементы и связи в системе новой для образовательных организаций публичной информационной деятельности.

Но это объяснение требует отдельного и специального разговора, которому мы и посвятим нашу следующую тему, раскрывая суть и смысл понятия «информационная политика» и выделяя основные задачи информационной политики в проектируемой нами системе публичной информационной деятельности образовательной организации.

Источники

[1]. Людвиг фон Берталанфи.- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Берталанфи, _Людвиг_фон
[2]. Князева Е. Н. Универсальный эволюционизм: паттерны, которые связывают // Философские науки. 2015. № 3. С. 90–103.
[3]. Информационная открытость: изучаем элементы и связи в системе публичной информационной деятельности ОО.- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/informacionnaya_otkrytost__izuchaem_elementy_i_svyazi_v_sisteme_publichnoj_informacionnoj_deyatel_nosti_oo
[4]. 12 000 сайтов работают на платформе компании «Синергия-Инфо» .- URL: http://sinergi-info.ru/#
[5]. Артель «Напрасный труд» .- URL: https://moiposlovicy.ru/frazeologizmy/688
[6]. Управление и менеджмент.- URL: https://eduface.ru/consultation/management
[7]. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. — М.: Наука, 1990. — 496 с. С. 475.
[8]. Акофф. Р. Акофф о менеджменте /Пер. с англ. Под ред. Л. А. Волковой — СПб.: Питер, 2002. — 448 с. С.151
[9]. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с. с. 154
[10]. Сагатовский В. Н. Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1980. М.: Наука. 1981. с. 52 — 68, С. 64–65.
[11]. Jaeger P.T., Taylor N. G. Foundations of Information Policy. Chicago: ALA Neal-Schuman; 2019. 141p., Р. 11–13.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0