Зачем нам нужен вопрос «Зачем?» в задачах на смысл публичной информационной деятельности ОО?
  • Еще раз о действующих лицах и исполнителях
  • Размышляем о потребностях самих образовательных организаций в условиях информационной открытости
  • От ошибок в определении потребностей образовательной организации — к ошибкам в постановке задач деятельности ОО
  • Вопрос «зачем?» — это всегда вопрос о мотиве

Вот так, вопросом о вопросе — Зачем нам нужен вопрос «Зачем?»? — мы определяем направление дальнейших поисков решений в задачах на смысл публичной информационной деятельности образовательных организаций. И смысл этого вопроса для нас может быть коварен, поскольку мы, по сути, хотим выяснить для себя, а нужна ли публичная информационная деятельность самой образовательной организации?

Но ведь мы подошли к постановке этого «коварного» вопроса не случайно, поскольку каждая образовательная организация стоит перед выбором и определением ценностно-смысловой и целевой направленности, содержания, методов и технологий, ресурсного обеспечения законодательно поставленной задачи информационной открытости ОО.

Еще раз о действующих лицах и исполнителях

И в процессе этого выбора, а точнее, в самом его начале, образовательной организации, и в первую очередь, руководству ОО, предстоит задать себе и откровенно ответить на вопрос о том, кем мы являемся и кем воспринимаем себя: только исполнителем, или субъектом деятельности в решении законодательно поставленной задачи информационной открытости ОО?

Какова наша роль в этом новом для нас произведении — публичной информационной деятельности, порожденной условиями информационной открытости, в которых теперь живет и работает наша образовательная организация?

Мы — авторы и действующие лица, созидающие и создающие не только образ и замысел новой деятельности в нашей образовательной организации, но и осознанно и со знанием дела участвующие в претворении его в жизнь?

Или мы — только исполнители и только той части сценария=образца требований, который задан всем образовательным организациям и обязательно должен быть всеми исполнен?

изображение

По сути, у образовательных организаций есть два пути, на развилке которых находится руководство ОО, и от выбора которых зависит сценарий дальнейших действий возглавляемых ими школ, детских садов, домов творчества, разворачивающийся в условиях информационной открытости.

Первый путь зовет нас в неизведанные дали проектирования новой деятельности с пока не ясными нам ориентирами движения и сроками движения по еще не простроенному (и даже не намеченному) нами маршруту.

Второй путь нам кажется более ясным и четким по ориентирам движения, поскольку в нем определен конкретный перечень работ, которые мы не только должны выполнить, но и выполнить их «еще вчера»!

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Размышляем о потребностях самих образовательных организаций в условиях информационной открытости

Поблагодарив наших коллег за неравнодушные отзывы и высказанные позиции в отношении выбора путей, по которым пойдут возглавляемые ими образовательные организации в условиях информационной открытости, давайте обозначим ту самую точку преткновений, в которой эти пути расходятся.

И эта точка преткновений связана с различным видением образовательной организацией своих потребностей, которые формируются в условиях информационной открытости.

изображение

Для одних образовательных организаций эти потребности продиктованы осознанием необходимости становиться и развиваться именно как открытые организации, внутренняя среда которых находится в постоянном и конструктивном информационном взаимодействии с внешней средой.

изображение

Все организации являются открытыми системами, их выживание зависит от внешнего мира. Организация обменивается с внешней средой через проницаемые границы информацией, материалами. Открытая система не является самообеспечивающейся, так как зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. … Неопределенность среды является функцией имеющегося по конкретному фактору количества информации и уверенности в достоверности этой информации.

Таким образом, современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответственным образом осуществлять изменения внутри себя. [1]

О. В. Русецкая и др.

Для других образовательных организаций эти потребности носят сугубо прагматический характер и выражаются в отношении руководства ОО как нормативной необходимости выполнения требований вышестоящей системы, касающихся представления определенного объема информации об ОО в открытом доступе (сведений об образовательной организации).

Иными словами, в условиях информационной открытости формируются потребности, которые задают разные смысловые ориентиры деятельности образовательных организаций. Для кого-то — это путь развития и совершенствования в изменяющихся условиях, а кто-то видит в этом только необходимость соответствия новым требованиям к функционированию, исходящих от вышестоящей системы.

изображение

И такое разное представление о потребностях образовательных организаций, формирующихся в условиях информационной открытости, задает различную мотивацию руководства ОО к решению законодательно поставленных задач информационной открытости.

изображение
изображение
изображение
изображение

От ошибок в определении потребностей образовательной организации — к ошибкам в постановке задач деятельности ОО

Мы подошли с вами к одному из сложнейших вопросов проектирования деятельности и ему будут посвящены отдельные темы, связанные с целеполаганием и постановкой задач публичной информационной деятельности.
Но именно сейчас, размышляя и находясь в поисках ответов в «задачах на смысл», мы должны понимать, насколько важным является этот этап определения ценностно-смысловых основ новой деятельности образовательной организации.

И для понимания этого обратимся к уже знакомой нам схеме уровней анализа деятельности [4], на которой мы условно выделили область задач и представим ее в контексте публичной информационной деятельности ОО.

изображение

Задача это и есть цель, данная в определенных условиях. [5]

А. Н. Леонтьев

Задача рассматривается как цель, заданная в конкретных условиях и требующая эффективного способа ее достижения. [6]

О.К Тихомиров

Задача определяет цель и условия, и требует отбора конкретных действий, способов и средств, необходимых для ее решения.

А. Г. Асмолов

Постановка задач начинается именно с определения цели.

изображение А знакомо ли вам ощущение беспомощности в одном из сложнейших вопросов управления — целеполагании?
Казалось бы, все мы, руководители ОО, знаем о необходимости четко и умело целеориентировать деятельность возглавляемых нами образовательных организаций.

Однако именно тогда, когда мы, пытаясь отстраниться от оперативной суеты дел, усаживаем себя за рабочий стол, чтобы продумать и определить цели, нас охватывает ступор. И в таком состоянии порой пребывают не только начинающие руководители ОО, но и те из наших коллег, у кого за плечами многие годы профессиональной управленческой деятельности.

Отчего же это происходит? Почему мы испытываем трудности в целеполагании, «тыча в небо» в поисках целей? Чего нам не хватает в нашем умении постановки целей деятельности ОО и не хватит, когда перед нами встанет вопрос о целеориентировании публичной информационной деятельности?

изображение

На самом деле главная трудность целеполагания заключается в том, что мы не видим «источника» поступления целей, из которого они «проистекают». На практике за неимением такового, мы, как правило, обращаемся к различным рекомендациям и опыту наших коллег из других ОО.

Но в нашем случае, учитывая, что мы проектируем новую для образовательных организаций деятельность, «списать» и подсмотреть готовые ответы на вопросы целеполагания нам вряд ли удастся.

Что же нам делать, если все мы идем непроторенной дорогой? Где же мы обнаружим свет в конце тоннеля?

изображение

Абсолютно верно! Именно четкое осознание и понимание смыслов деятельности, которые мы сами открываем для себя в ответах на вопросы «Ради чего и ради кого?», «Для чего и для кого?», «Зачем?» и «Почему?» образовательная организация намерена осуществлять свою публичную информационную деятельность, позволят нам не только «разглядеть» направления ее целевых ориентиров, но ставить эти цели осмысленно и стремиться к их достижению осознанно!

изображение

Каждый человек может найти себе такую деятельность; а как только жизнь наполнена осмысленным трудом, так задача может считаться решенною [7].

Д. И. Писарев

 

В этом и заключается наша главная задача исследования и изучения мотивационного плана предстоящей деятельности. И теперь мы понимаем, что именно наполненная смыслами деятельность, освещает нам путь к осознанной постановке целей.

изображение

И смыслом этим мы именно наполняем нашу деятельность. И от полноты наполнения смыслами зависит ее целевая направленность.

Что же происходит, если мы не считаем для себя нужным решать «задачи на смысл», или ограничиваемся нашими, порой очень поверхностными ответами на поставленные смысловые вопросы? Как в этом случае будут работать наши «мотивационные прожекторы», освещающие нам горизонты целей?

А работать они будут в соответствии с тем, какими смысловыми ориентирами предстоящей деятельности мы руководствуемся.

изображение

И если нам недосуг погружаться в поиски смыслов «Ради чего и Ради кого?», а в вопросах «Для чего и Для кого?» мы считаем значимыми для нас только ответы, связанные с выполнением требований вышестоящей системы к официальному сайту ОО, то горизонт целей публичной информационной сводится к только к этому одному ориентиру.

Заметим, что самым мощным «мотивационным прожектором», освещающим нашу одну единственную цель, становится наш ответ на вопрос «Почему?» мы осуществляем деятельность: потому и только потому, что от нас это требуют.

В таком видении целевого ориентира из нашего поля «смыслового зрения» выпадают не только вопросы «Ради чего и ради кого?» мы осуществляем публичную информационную деятельность. Мы для себя не считаем важным и значимым обратиться к вопросу «Зачем нашей образовательной организации нужна, потребна и необходима эта деятельность?».

При этом мы, руководители ОО, гордо именуемые себя субъектами управления, не видим (или не ходим видеть?), или просто нам недосуг погружаться в сложные вопросы выявления потребностей нашей образовательной организации как коллективного субъекта деятельности, возникающих в новых условиях информационной открытости.

Поэтому, не заводя себя изначально на ошибочный путь, давайте обратим свое пристальное управленческое внимание на потребности нашей образовательной организации, которые мы сами самостоятельно будем выявлять, задаваясь вопросом «Зачем?».

Вопрос «зачем?» — это всегда вопрос о мотиве

И для этого мы поставим в центр наших рассуждений именно нашу образовательную организацию — конкретную школу, или детский сад, или дом творчества и т. д., которой предстоит осуществлять публичную информационную деятельность.

Но для того, чтобы эта новая деятельность осуществлялась в нашей ОО, нам самим нужно определить: Чем же публичная информационная деятельность важна, потребна и нужна нашей ОО? В чем заключается ее значимость для нашей ОО? Зачем нашей ОО эту деятельность осуществлять?

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

На самом деле, быстро и сразу у нас не всегда получится прояснить для себя ответы на поставленные вопросы. И трудность связана не с быстротой нахождения ответов, а с тем, что мы пока не до конца осознаем, что речь идет не о потребностях тех, ради кого и для кого наша образовательная организация осуществляет публичную информационную деятельность.

Мы обращаем свой взгляд на самих себя, на нашу образовательную организацию, на потребности нашей конкретной школы (детского сада, дома творчества и т. д.) как коллективного субъекта, осуществляющего публичную информационную деятельность.

изображение

Отвечая на вопросы «Ради чего? и Ради кого?, Для чего? и Для кого?» мы в ОО осуществляем публичную информационную деятельность, наш фокус внимания направлен на других субъектов, на тех, кого мы информируем, на чьи потребности в информации о деятельности нашей ОО мы ориентируемся.

А теперь, когда перед нами встает вопрос «Зачем?» мы занимаемся этой деятельностью, мы обращаемся к самим себе, к нам — к нашей образовательной организации как коллективному субъекту публичной информационной деятельности.

изображение Деятельность будет осуществляться нами самими осознанно и мотивированно, только если она потребна и нужна нам самим.

изображение

Мы «нащупали» очень важный и недостающий элемент в наших рассуждениях, направив «мотивационный прожектор» на сложный процесс перехода от осознания нами важности публичной информационной деятельности к нашим осознанным действиям.

изображение Знакомо ли вам состояние, когда вы знаете и осознаете, что вам нужно и необходимо что-то осуществить, но при этом почему-то (?) так и не приступаете к осуществлению этого?
И для объяснения своих бездействий мы, как правило, находим массу оправданий: не делаю это потому- то и потому-то.

А вот теперь вспомним свое состояние, когда то, что не осуществлялось вами, несмотря на осознание необходимости это делать, вдруг (!) заставило вас самих, наконец-то, включиться в эту деятельность.

Какой же такой «включатель» срабатывает в этот момент в нас самих, и почему мы включаемся в процесс деятельности?

изображение

При этом заметим, не кто-то и не что-то «включает» нас, а мы включаем сами себя в осуществление деятельности.

Какой же такой ключ в самих себе мы обретаем, и что же это за «ключ зажигания» себя, ключ запуска нашего «внутреннего двигателя» срабатывает в нас самих? Какая такая «искра зажигания» озаряет нас изнутри, что мы, осознавая нужность и необходимость осуществления этого именно для нас самих, начинаем действовать?

изображение

Абсолютно верно! Ведь даже выявляя информационные потребности тех, ради кого и для кого мы осуществляем публичную информационную деятельность в нашей ОО, мы, при этом, вполне можем оставаться безучастными и безразличными к реализации этих потребностей. Или проявим свое исполнительное участие лишь в той мере выполнения сверху заданной работы, которая определена требуемыми регламентами вышестоящей системы.

А вот за то, чтобы эта деятельность, наполненная смыслами, обретаемыми нами в ответах на вопросы «Ради чего и ради кого?», «Для чего и для кого?», состоялась в нашей образовательной организации и осуществлялась нами, отвечают именно наши мотивы.

изображение

Основные положения теории мотивации А. Н. Леонтьева:

1. Источником человеческой мотивации служат потребности. Потребность есть объективная нужда организма в чем-то внешнем — предмете потребности. До встречи с предметом потребность порождает только ненаправленную поисковую активность (см.: Леонтьев Д.А. [8]).
2. Встреча с предметом — опредмечивание потребности — превращает этот предмет в мотив целенаправленной деятельности.
3. Мотив — это «тот результат, то есть предмет, ради которого осуществляется деятельность» (Леонтьев А.Н. [9]). Он выступает как «…то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее» (Леонтьев А.Н. [10]).

(продолжение следует)

Д. А. Леонтьев

изображение

Заданный нашей коллегой вопрос мы никоим образом не отнесем к разряду наивных, поскольку он является одним из сложнейших вопросов в психологической теории деятельности, и называется «опредмечивание потребности».

изображение

Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название «опредмечивание потребности».

В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности или опредмеченная потребность.

Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. [11]

изображение

И вот мы, наконец, подходим к разгадке этой «мотивационной тайны»! И подсказку для себя мы найдем в работах Д. А. Леонтьева.

изображение

Мотив — это то, что порождает данную деятельность, без чего ее не будет….

Вопрос о мотиве — это вопрос «зачем?». [12]

Д. А. Леонтьев

Разрабатывая системно-динамическую модель регуляции деятельности [13], Д. А. Леонтьев предложил реконструировать путь к тому, чтобы наши действия были осмысленными и результативными. И этот путь он представил в виде последовательности внутренних вопросов и ответов на них. В дальнейшем мы будем опираться на эту модель, а пока, сохраняя интригу интересного, но до поры до времени нам не известного, обратимся к первому вопросу.

изображение

Первый вопрос — вопрос мотивации: мне это вообще надо?

… Положительный ответ санкционирует дальнейшее разворачивание деятельности, отрицательный — ее тормозит. [14]

Д. А. Леонтьев

И объединив эти вопросы, зададимся ими, обращаясь к нашей конкретной школе, детскому саду, дому творчества и т. д.: зачем нашей образовательной организации и нам, руководству и педагогом ОО, нужна публичная информационная деятельность? «А нам вообще это надо: включаться в новую, и пока мало изученную и практикой не проверенную деятельность?».

И отвечая на эти вопросы, мы будем помнить, что нам недостаточно будет сформулировать кратко свою мотивационную позицию по отношению к нашей в ОО публичной информационной деятельности.

Мы должны будем предъявить сами себе доказательства и аргументы, почему мы считаем для себя важным, значимым и нужным осуществлять публичную информационную деятельность? Или наоборот, почему эта деятельность нам, нашей образовательной организации не нужна, и мы не видим необходимости в ее осуществлении?

изображение
изображение

Правильное замечание, на которое нам следует обратить внимание, поскольку оно отражает мотивационную ситуацию, наблюдаемую в нашей повседневной практике, и о которой мы часто говорим.
Но в этом случае мы с вами имеем дело с другой категорией мотивов, которые А. Н. Леонтьев называл «мотивами-стимулами».

изображение

Основные положения теории мотивации А. Н. Леонтьева
(продолжение):

5. Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразования — придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам. В одном месте А. Н. Леонтьев ([9, с. 448]) прямо отождествляет направляющую и смыслообразующую функции.

На этом основании он различает две категории мотивов — смыслообразующие мотивы, осуществляющие как побуждение, так и смыслообразование, и «мотивы-стимулы», только побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции (Леонтьев А.Н. [15]). [12]

Д. А. Леонтьев

Теперь мы понимаем, что наши мотивы, которые побуждают нас к осуществлению нами публичной информационной деятельности в нашей ОО, могут быть не только смыслообразующими, но лишенными этой функции смыслообразования.

И если эти мотивы не порождают смысл, а остаются только побудителями к выполнению определенных действий (как правило, заданных требованиями извне), то в этом случае мы имеем вот такую мотивационную картину деятельности, в которой нужность оборачивается вынужденностью.

изображение

Действуя в такой мотивационной картине (в таких мотивационных условиях), мы, не видя смысла в том, что мы делаем, лишь несем свою ношу обязанностей по выполнению требований, руководствуясь мотивами-стимулами.

изображение

Весомое замечание от вышестоящей системы! Безусловно, для многих руководителей за последние годы работа по созданию официального сайта, соответствующего нормативным требованиям, переросла в реальную интересную и заинтересовывающую коллег в ОО деятельность по созданию публичных информационных ресурсов, представляющих спектр информации о разнообразной деятельности ОО.

Вопрос только в том, много ли их, таких руководителей и таких образовательных организаций? Многочислен ли этот корпус передовых, движимых именно смыслообразующими мотивами публичной информационной деятельности?

Много ли руководителей ОО, тех, кто увидел в законодательно поставленной задаче информационной открытости не только требования, но и раскрыл и в этих государственных требованиях, и в социальных потребностях в информации об ОО смысл, и, главное, осознал значимость публичной информационной деятельности для возглавляемых нами образовательных организаций?

И для того, чтобы этот передовой отряд, создающий новую деятельность в ОО, стал велик не только числом, но и уменьем, нам самим предстоит, продолжая поиски ответов в решении «задач на смысл», разглядеть смыслообразующие мотивы нашей публичной информационной деятельности и ее значение для нашей образовательной организации.

изображение
изображение

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

В. В. Маяковский

Вслед за призывом В. Маяковского мы «послушаем себя», отвечая на вопрос, обращенный к себе:
Ведь, если в нашей ОО мы «зажигаем звезды» новой для нас деятельности,
значит — эта деятельность нужна не только «кому-нибудь», а, прежде всего, нам самим, нашей образовательной организации?

Значит — не только «кто-то», а мы сами хотим, чтобы публичная информационная деятельность состоялась в нашей образовательной организации?

Источники

[1]. Русецкая, О. В. Теория организации: учебник для академического бакалавриата / О. В. Русецкая, Л. А. Трофимова, Е. В. Песоцкая. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 391 с., С. 33, 35 — URL: https://biblio-online.ru/viewer/teoriya-organizacii-431756#page/33
[2]. Прагматический/Толковый словарь В. И. Даля. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/331834
[3]. Прагматический /Поиск слов — URL: https://xn-b1algemdcsb.xn-p1ai/crossword/1198641
[4]. Асмолова (Плахова) Л. М. Наши знания о системно-деятельностном подходе: разбираемся в том, что раньше не выучили…- URL: https://eduface.ru/consultation/infopolicy/nashi_znaniya_o_sistemno-deyatel_nostnom_podhode_razbiraemsya_v_tom_chto_ran_she_ne_vyuchili
[5]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с, С.106–107
[6]. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека (Опыт теорет. и эксперим. исследования). — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 304 с., С. 28
[7]. Писарев Д. И. Реалисты //Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах Том второй Статьи 1864—1865 гг. Л., «Художественная литература», 1981 Составление, подготовка текста и примечания Ю. С. Сорокина
[8]. Леонтьев Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 107–117.
[9]. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Леонтьев; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М. : Смысл, 2000. — 509 с., С. 432
[10]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977, — 304 с., С.292.
[11]. Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с., С. 168
[12]. Леонтьев, Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации / Д. А. Леонтьев // Вестник Московского университета: научный журнал. Серия 14. Психология. / Ред. Т. А. Нежнова. — 2016. — № 2 апрель—июнь 2016. — С. 3–18, С. 12.
[13]. К системно-динамической модели регуляции деятельности// В ст. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал /Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37, С. 30–31
[14]. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологических журнал. 2016. № 62, с. 18–37. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoregulyatsiya-resursy-i-lichnostnyy-potentsial
[15]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977, — 304 с., с. 202–203.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0