Грамотность начинается с умения читать

Сложности при чтении вызывают слова с удвоенными буквами. Поэтому включены в упражнения сочетания прямых и обратных слогов с повторяющимися согласными и гласными и слова с удвоенными буквами. Например:

Таблица № 3

Нина анни инон нуны Нонна
Нына Инна ноон Анна унна

 

В процессе выполнения задания идет сравнение структуры элементов и способов соединения букв в слоги.

Особое значение имеют комплексные задания к упражнениям. Перед ребенком ставятся мыслительные задачи, ему необходимо выполнять различные речевые упражнения. Таким образом, сам процесс чтения отходит на второй план. Ребенок не боится приступать к чтению. Для того чтобы выполнить все задания, он снова и снова прочитывает элементы таблицы. Процесс тренировки почти не ощущается. Создается ситуация, когда чтение становится инструментом для выполнения более важных задач. Можно сделать предварительный вывод о том, что постепенно у ученика формируется представление о чтении как способе получения новых знаний. Например:

Таблица № 4

КА КО КЫ КИ КУ
АК ОК ЫК ИК УК

 

Задание к таблице № 4:

Прочитай последовательно каждый столбик таблицы.
Прочитай первую строку таблицы, понижая голос до шепотной речи.
Прочитай вторую строку таблицы, повышая голос.
Ответь на вопросы:

Что общего в слогах первой строки?
Что общего в слогах второй строки?
Что общего в слогах всей таблицы?
Найди в первой строке лишний слог.

Одной из частых и трудно корригируемых ошибок являются ошибки на постановку ударения. Как правило, в устной речи такие ошибки редки, а вот при чтении и на письме (когда необходимо поставить ударение в знакомом слове) встречаются довольно часто. Именно поэтому для тренировки нами предложены упражнения в чтении сочетаний слогов с ударением на заданной позиции. Например:

Таблица № 5

АСА АСО ОСА УСА ИСА ЫСА
ОСО АСУ ОСУ УСО ИСО ЫСО
УСУ АСИ ОСИ УСИ ИСУ ЫСУ
ИСИ АСЫ ОСЫ УСЫ ИСЫ ЫСИ
СИСЫ САСА СОСО СУСУ СЫСЫ СЫСИ
САСО СОСА СЫСИ СИСЫ СУСА СОСЫ

 

Задание к таблице № 5:

Прочитай первые три столбика таблицы, делая ударение на выделенных слогах. Отхлопай ритм.

Недостаточность зрительного восприятия провоцирует затруднения в удержании графического образа слов, а, следовательно, и значительное количество бессистемных ошибок. Графическим образом слова, то есть количеством букв в слове и порядком их следования, обусловлено значение самого слова. Ребенок учится видеть и чувствовать данную закономерность, анализируя цепочки слов и буквосочетаний. Например:

Таблица № 6

АИСТ АСИТ АИСТ АИТС АИСТ
КУСТ КСУТ СКУТ КУСТ КУТС

 

Для формирования умения распознавать графический образ слова предлагаются задания:

Найди слово среди схожих буквосочетаний, обведи его.

Анализ и синтез слов — неотъемлемая часть в обучении чтению, а значит, необходимы и специальные тренировочные упражнения, которые не только способствуют формированию данных операций, но помогают уточнять и расширять словарный запас, развивают мышление ребенка. Слова составляются из слогов, расположенных линейно, когда возможен лишь один правильный вариант, а также из слогов, предложенных в таблицах, когда разные сочетания слогов дают возможность составить не одно, а несколько слов. Например:

Таблица № 7

ЕНОВЫСОС ... 

 

Задание к таблице № 7:

Из слогов левого столбика таблицы составь слова и запиши их в правом столбике. Составь предложения с получившимися словами. Например:

Таблица № 8

СА СО СУ СИ СЫ
НА НО НУ НИ НЫ
АС ОС УС ИС ЫС
АН ОН УН ИН ЫН

 

При выполнении таких упражнений дети осознают, что не любые слоги соединяются в слово, учатся опытным путем, опираясь на имеющийся речевой опыт оценивать, получилось ли у них слово или бессмысленное сочетание слогов. На начальном этапе обучения многие дети могут составить из слогов таблицы 1 — 2 слова. К концу букварного периода они уже соревнуются, кто составит больше слов.

Умения обобщать и классифицировать необходимы при обучении по всем предметам. Не всегда способ обобщения и классификации может быть единственным. Тренировать гибкость мышления можно с помощью упражнений, подразумевающих не единственный ход рассуждения. Интерес у детей вызывают упражнения на классификацию слов таблицы по тем или иным признакам, когда основанием для классификации могут быть разные критерии. При выполнении подобных заданий дети не только тренируются в чтении, но учатся рассуждать, мыслить, развивается речь, расширяются представления об окружающем мире. Например:

Таблица № 9

Ната Нина Никита Ира
Лара Алла Антон Константин
Лариса Стасик Лина Ирина
Рита Алик Анна Тарас

 

Задание к таблице № 9:

Раздели слова таблицы на две группы. Объясни свой выбор.

Вариант ответа № 1:

В первую группу можно объединить имена мальчиков, во вторую — девочек.

Вариант ответа № 2:

В первую группу можно отнести полные имена, во вторую — краткие.

В ходе обсуждения взрослым уточняется, что такое «полное имя», «краткое имя», все ли имена имеют полную и краткую формы.

Затруднения в чтении слов с пропущенными буквами, даже если это знакомые слова, наблюдаются у многих детей и во 2 и в 3 классах. И дело не в том, что затруднения вызывает выбор одной из оппозиционных согласных. Ребенок при отсутствии одной единственной буквы просто не узнает графический образ слова и пытается восполнить пробел любой буквой, не понимая его значения. Многие учебники по русскому языку включают подобные упражнения. Для преодоления подобных затруднений нами предлагаются упражнения на восполнение пробелов в знакомых словах. Например:

Таблица № 10

Мос_ва, мо_ковка, кос_онавт, ка_итан, строи_ели

 

Задание к таблице № 10:

Вставь пропущенные буквы.

Опыт показывает, что до начала обучения чтению ребенок пользуется фразой. Уже на первых порах обучения ребенок сталкивается с предложением.

С предложением ребенок встречается уже на первых порах обучения. Однако осваивается понятие «предложение» довольно долго. В устной речи ребенок пользуется фразой, не деля ее на составляющие предложения. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка. Помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль можно с помощью серии упражнений:

1. Исключение лишнего слова.

2. Восполнение недостающего слова.

3. Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения.

4. Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить.

5. Исправление ошибок согласования, управления.

6. Поиск границ предложений в тексте.

Основы выразительного чтения закладывают упражнения на модуляцию голоса, постановку ударения в словах, изменение интонации при чтении (прочитай доброжелательно, строго, со злостью).

Работа идет постепенно, от простого к сложному. Предлагаемые в упражнениях слоги включаются в слова, слова — в предложения, предложения — в тексты. В процессе выполнения заданий многократно прочитывает предлагаемый материал, но каждый раз с новой целью. Заключительный этап — чтение текста, в котором нет уже для ребенка новых слов, читается текст значительно легче, так как техническая сторона отрабатывалась в ходе выполнения тренировочных упражнений, смысл прочитанного становится значительно понятнее. Закрепляются необходимые читательские умения, ребенок использует полученные знания в новых условиях. В результате, к окончанию 1 класса у большинства учащихся с трудностями в обучении формируется необходимые читательские умения. На следующих этапах обучения эти умения совершенствуются.

Практика работы в школе показывает, что в настоящее время многие учителя не ориентированы на обучение чтению детей, имеющих ОНР. Используемые ими учебные пособия в большинстве составлены с учетом особенностей нормально развивающихся школьников. В связи с этим применение разработанных нами специальных тренировочных упражнений, ориентированных не только на формальную тренировку в слиянии букв в слоги, слогов в слова, но и на развитие мышления (умения обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать), внимания, устной речи, помогут сформировать читательские умения младших школьников в отведенные программой сроки и в соответствии с предъявляемыми требованиями. Выполнение таких упражнений будет способствовать преодолению затруднений в овладении чтением и откроет реальную перспективу формирования читательских компетенций, позволяющих стать каждому ребенку «активным читателем».

КомментарииКомментариев: 0