Как научить ребенка писать красиво, разборчиво, быстро?

Л. С. Выготский по поводу письма в психической деятельности ребенка писал, что «…письмо вызывает к жизни развитие всех тех функций, которые у ребенка еще не созрели». Обучение письму является одним из главнейших предметов школьного обучения в начальных классах. Письмо — сложная осознанная форма речи. Оно обусловлено широким спектром процессов восприятия — зрительного, акустического, пространственного; двигательными процессами; оперативной памятью и т. д.

Как помочь ребенку научиться писать красиво, разборчиво и быстро? Практика показывает, что не все дети овладевают письмом в нормативные сроки. Встречаются дети вторых и даже третьих классов, которые могут перевести печатные образы слов, предложений в письменные, некоторые способны срисовать целый текст, но не могут прочитать написанное, не видят границ букв. Иногда ребенок длительно не может овладеть письмом вообще. Многие из них читают, неплохо усваивают математическую грамоту, однако в письменной форме излагать свои знания не могут. Безусловно, в таких случаях дальнейшее обучение без специальной коррекционной помощи невозможно.

На что следует обращать внимание родителям в старшем дошкольном возрасте?

К началу обучения в школе ребенок должен овладеть определенными каллиграфическими навыками: обводкой, штриховкой в различных направлениях, по заданному образцу, разукрашиванием (без пробелов, с соблюдением границ фрагментов, равномерно нажимая на карандаш), копированием по образцу, поиском скрытого маршрута в лабиринтах. Такие занятия помогают подготовить ребенка к обучению письму и чтению. Для упражнений желательно выбирать разукрашки со средними по размеру рисунками. Очень крупные или мелкие изображения подходят для продвинутых художников. В настоящее время имеется огромный выбор специальных тетрадей для развития необходимых навыков: «Готовим руку к письму», «Прописи для дошкольников», «Учимся писать» и др. В таких тетрадях предлагаются упражнения по обводке, штриховке, разукрашиванию, собственное написание различных графических элементов букв в тетрадных сетках.

Занимаясь по прописям, необходимо объяснять ребенку задания и проверять правильность их выполнения. Важно обратить внимание на то, как сидит ребенок во время занятия (правильная посадка — залог активного обучения, так как головной мозг равномерно получает необходимое питание; сутулость, сгибание в стороны, наклон головы на плечо способствуют замедленной работе отдельных сосудов, отсюда — неустойчивое внимание, трудности с переключаемостью, быстрая утомляемость и др.); выполняет ли задание слева направо (слева направо мы читаем и пишем, важно вовремя сформировать правильное направление деятельности); не переворачивает ли тетрадь (не тетрадь должна менять свое положение, а кисть ребенка); правильно ли держит карандаш, ручку.

Часто приходится наблюдать, как ребенок неправильно берет ручку или карандаш. Обычно это происходит из-за недостаточно развитой мелкой моторики, ребенок не может дифференцировать положение и работу большого, указательного и среднего пальцев. Неправильный захват не позволяет видеть в полном объеме то, что написано в данный момент, нарушается наклон, темп письма медленный, встречаются частые описки. В отдельных случаях это последствие травмы — сложных переломов, нарушения зрения и др. Однако чаще — следствие недоразвития, которое необходимо преодолевать с помощью пальчиковой гимнастики, массажа, различных приспособлений и специальных упражнений. А еще существуют трехгранные карандаши и насадки на ручки, способствующие формированию правильного захвата. Ребенок учится запоминать положение пальцев, постепенно формируется самоконтроль.

Родителям леворуких детей важно помнить, что не ребенок хочет пользоваться левой рукой, такие особенности имеет его головной мозг, поэтому у него ведущая левая, а не правая рука. Если есть сомнения, необходимо обратиться к специалисту за консультацией, чтобы уточнить, какая рука ведущая. Нельзя переучивать ребенка. Наклон тетради у леворуких может отсутствовать вообще, либо будет противоположным. Существует множество специальных прописей, рабочих тетрадей. Важно помнить, что овладеть необходимыми навыками в полном объеме должны все дети, вне зависимости от того, какая рука ведущая. Для развития мелкой моторики левой кисти можно использовать те же упражнения, пальчиковые игры, приспособления и др., что и для правой. Великолепное пособие разработано Ольгой Узоровой и Еленой Нефёдовой «500 узоров» («100 узоров» и др.). Ребенку предлагается продолжить узор по клеточкам. Рисование узоров — отличный способ разработки мелких мышц кисти, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся не только на умении писать, но и на способности к изучению иностранных языков. Удобны в использовании и высокоэффективны следующие пособия.

«Лабиринты»

Авторы-разработчики: Екатерина Гвоздева, Наталья Плотникова.

Комплект содержит карточки с увлекательными и нестандартными лабиринтами различного уровня сложности — от обычных плоских с одним вариантом решения до объемных с несколькими вариантами. Проходя всевозможные лабиринты, ребенок:

  • разовьет внимание и восприятие,
  • усовершенствует мелкую моторику,
  • научится прогнозировать результаты своей деятельности,
  • будет совершенствовать ориентацию в пространстве,
  • станет более усидчивым и терпеливым.
 

«Клеточки»

Авторы-разработчики: Екатерина Гвоздева, Наталья Плотникова.

Пособие готовит ребенка к письму, тренирует навыки выполнения письменных заданий. Каждая карточка содержит три вида заданий — графический диктант, «нарисуй фигуры по точкам», «продолжи узор по клеточкам». Рисование по клеточкам можно использовать как в дошкольном возрасте, так и в 1 классе. Все карточки решают несколько задач:

  • развитие мелкой моторики,
  • подготовка руки к письму,
  • совершенствование восприятия и внимания,
  • выработка умения ориентироваться на листе бумаги в клетку,
  • тренировка усидчивости и терпения.
 

«Графические задачи»

Автор-разработчик: Максим Колосов.

Комплект содержит карточки с интересными и понятными детям задачами различного уровня сложности (от элементарного до олимпиадного). Все графические задачи:

  • развивают геометрическую и математическую интуицию, зрительное восприятие,
  • учат прогнозировать результаты своей деятельности,
  • тренируют внимание, терпение, воображение,
  • формируют навыки последовательного планирования,
  • предлагают различные уровни сложности, что позволяет плавно перейти от простых заданий к более сложным.
 

В настоящее время нашему вниманию предлагается довольно широкий выбор развивающих игр и пособий. Важно помнить, что занятия должны быть систематическими, непродолжительными, доступными по уровню сложности.

КомментарииКомментариев: 0