Как научить ребенка писать красиво, разборчиво, быстро (продолжение)

Сегодня учителями используются самые разные прописи (в соответствии с учебно-методическим комплектом, а не по собственному желанию), однако все они рассчитаны на определенный уровень сформированности всех психических функций, участвующих в процессе письма. Некоторые комплекты включают значительное количество тетрадей на печатной основе, в результате чего дети редко работают в традиционных тетрадях, возникающие трудности бывают не так заметны на первых порах. Неплохо было бы регулярно предлагать детям работать в тетрадях, хотя бы дома, ведь именно так осваивали в свое время письмо мы и наши родители.

Большинство прописей содержат образцы написания букв, способы их соединений, но для закрепления нового умения необходима тренировка, причем одному ребенку достаточно прописать одну строку, а другому понадобится страница, а то и больше.

Особенно трудно тем, кто в старшем дошкольном возрасте не получил необходимых навыков. В такой ситуации нельзя медлить, ребенок нуждается в специальной помощи.

Начинать работу следует с изучения разметки тетради. Покажите ребенку рабочую строку, именно такой высоты должно быть большинство элементов, располагать их необходимо на нижней границе рабочей строки. Предложите заштриховать эту рабочую строку, если штриховка неаккуратная, следует повторять упражнение до тех пор, пока не выработается навык работы в этом пространстве.

Для начального этапа обучения предлагаются тетради в косую линейку. Если зрительное восприятие недостаточно готово к обучению письму, то ребенку эти косые линии могут затруднять работу, как любой непонятный элемент.

Опыт показывает, что далеко не все взрослые понимают и помогают ребенку научиться использовать косые линии в роли помощников. Для начала необходимо научить ребенка видеть эти косые линии, предложив обвести их. Далее написание всех крючков и палочек необходимо располагать на них, пространство между косыми линиями следует оставлять пустым. Писать буквы желательно только на косой линии. Это поможет ребенку научиться пользоваться косыми линиями для соблюдения наклона и ширины элементов букв.

Многие буквы, не смотря на свою кажущуюся простоту, довольно трудно даются детям, например, буква — О (овал). Она является составляющим элементом многих используемых символов: в, д, а, 9, 6 и др. Научите ребенка располагать букву справа от помощника (косой линии), начинать ее надо писать от заданной точки в заданном направлении (образцы написания есть в прописях). Соблюдение правильного маршрута буквы поможет избежать многократной обводки и трудно распознаваемых, спонтанных соединений букв. Неправильный способ написания в дальнейшем вызывает трудности в чтении рукописного текста вообще и того, что написал сам ребенок.

Иногда для формирования наклонного письма используется шаблон с косыми линиями, расположенными на ширину буквы (3 — 4 мм) друг от друга. Поможет этот шаблон только ребенку с хорошо развитым зрительным восприятием. Ребенок, испытывающий затруднения в усвоении письменного образа букв будет сбиваться, такой шаблон является для него отвлекающим фактором.

Важно показывать ребенку варианты соединения каждой вновь изучаемой буквы с изученными ранее. Особое внимание необходимо уделить соединениям таких букв, как

кл, яя, ня, мя, ая, ея

Часто дети, испытывающие трудности в обучении письму, переходя к написанию слов и предложений начинают написание следующей буквы, не закончив предыдущую, пропускают соединение.

 

Многие допускают ошибки при написании слов с сочетаниями

ши, иш, ил, ли, им, ми, шиш, лил, мим и др.

Дети не видят, где заканчивается одна буква, и начинается другая — не распознают границ букв. Вышеуказанные сочетания содержат крючки, трудно отследить, сколько одинаковых элементов надо написать. Предложите ребенку обвести в кружочек букву ш (или и, м, л) в образце. После написания выделить заданную букву и сравнить, что получилось. При недостаточной зрительно-двигательной координации, недостаточной готовности мелкой моторики лучше пользоваться не шариковой ручкой, а перьевой. Перо медленнее двигается по бумаге, ребенок лучше запоминает маршрут буквы, да и чтобы такая ручка писала, ее надо правильно держать. Закрепление получаемого навыка идет лучше, так как ребенок вынужден себя постоянно контролировать.

Написание цифр тоже часто вызывает трудности. Начинайте обучение с изучения клетки. Тетради в большую клетку хорошо использовать в дошкольный период. В школе обычно сразу начинают работу в тетрадях с маленькой клеткой. Ребенку трудно работать в разных размерах. Покажите границы клетки, предложите заштриховать клетку. Очень помогают упражнения на выполнение различных орнаментов, только выполнять их надо не в тетрадях на печатной основе, а в обычных тетрадях. Покажите ребенку верх клетки, низ, правую и левую стеночку, середину. Каждая цифра начинает выполняться из определенной точки.

Эффективны упражнения по выполнению обводки.

Работать ребенок должен именно столбиком в две строки (обвел, напиши сам). Каждый раз ребенок обводит образец, закрепляет его, пытается выполнить самостоятельно. Нет смысла обводить сразу целую строчку, а потом пытаться самостоятельно прописать целую строку. Образец написания быстро утрачивается. Эффективно именно чередование способов деятельности.

Безусловно, такая работа должна идти под руководством и полным контролем взрослого. Если бы ребенок был в состоянии проконтролировать свои действия, он бы не испытывал трудностей. Необходимо совместно анализировать правильность выполнения, тогда ребенок постепенно научится сравнивать предложенный образец с тем, что получилось у него. Это начальный этап в формировании умения находить свои ошибки.

Безотрывное письмо — вред или благо? Если у ребенка все получается — благо. Если ребенок не успевает отслеживать границы букв — вред.

Существует множество методик и прописей, предлагающих научить красивому письму. Если ребенок легко осваивает предлагаемый материал — можно использовать. Если же возникают паузы при написании тех или иных элементов, недостаточно быстро ребенок пишет — не пытайтесь переучивать. Это не пойдет на пользу.

Почерк у каждого человека индивидуален. Не так уж важно, вытянутые буквы или округлые. Главное — почерк должен быть разборчивым, читаемым. Всегда работает одно правило — неразборчивое письмо содержит больше ошибок, так как проверяющий не может угадать, что именно мыслил написавший. А сам писавший часто затрудняется в чтении того, что сам же и написал.

Скорость письма формируется постепенно и зависит от готовности всех психических функций, отвечающих за процесс письма, а также от уровня формирования необходимых навыков. Во многом скорость закладывается в дошкольном возрасте. Красивое, разборчивое и быстрое письмо — результат многолетнего труда каждого ребенка.

Так ли важно уметь писать, можно ведь и на компьютере выполнять работы? Нам, взрослым, часто приходится писать различные заявления, заполнять те или иные анкеты. Требования всегда стандартные — писать разборчиво.

Ребенок должен понимать, что уметь писать очень важно, и писать каллиграфически правильно. Тогда и составление электронного текста дается легче.

КомментарииКомментариев: 2

  • фото
    Rita Anohina 13.03.2015

    Здравствуйте, очень хочу у вас узнать. Мой сын первоклассник,у него очень красивый почерк,чистая и аккуратная тетрадь. Но проблема в том что,он очень медленно пишет. Он выводит каждую букву, по сто рас проверяет,и не успевает за классом. Очень огорчается,да и учительница об этом говорит, так-как у них после каникул начнутся диктанты! Он также боится отвечать. Говорит боюсь ошибиться! Что мне делать, подскажите пожалуйста? Буду очень благодарна!!!

  • фото
    Маргарита Смирнова 14.03.2015

    Здравствуйте, Рита! Прежде всего Вам необходимо помочь сыну преодолеть неуверенность в себе. Не ошибается тот, кто ничего не делает! На уроках важно говорить, отвечать, участвовать в уроке активно, тогда знания усваиваются легче. Медленный темп письма говорит о том, что навык недостаточно автоматизирован. Тренируйтесь дома в написании слогов, коротких слов, соблюдая основное правило - первоклассник не должен беспрерывно писать более 7 минут. Письмо должно стать для ребенка привычным занятием. Ежедневно несколько раз в день занимайтесь развитием мелкой моторики, чтобы развить ловкость кисти. Делайте массаж, пальчиковую гимнастику, занимайтесь шнуровкой, плетением, вырезанием - всем тем, что объединяет работу кисти и глаз. Постепенно темп письма увеличится.