Как научить ребёнка рационально использовать свое время?

Школьная жизнь состоит из определенных временных промежутков. Одни из них постоянные — длительность урока, другие — разные — продолжительность перемен. Конечно, существует звонок, а иногда даже два — предупреждающий, что скоро (через 1 минуту), прозвенит звонок на урок. Но приходится наблюдать, что звенит звонок, а ребенок не приготовился к следующему уроку, не сходил в туалет и т. д. — время прошло, а ребенок его не почувствовал. Конечно, если бы вовремя подключился учитель, этого бы не произошло.

Аналогичную картину можно наблюдать, когда дети переодеваются на физкультуру, одеваются на прогулку. Многие разговаривают, или просто сидят, не торопятся. На уроках или при подготовке домашнего задания происходит то же самое — им требуется больше времени, они многое не успевают, хотя темп письма и чтения соответствует норме.

Время — последовательность и продолжительность тех или иных действий. Необходимо помочь ребенку научиться правильно организовать себя для работы, показать, что любое действие протекает во времени.

Прежде всего, дома обращаем внимание ребенка на его рабочее место, на систему хранения школьных принадлежностей. Каждая вещь должна иметь свое место, тогда он не будет тратить время на поиски карандаша, тетради или точилки. Первоначально раскладываем вещи вместе с ребенком, затем контролируем, чтобы он делал это постоянно и самостоятельно. Если убирается взрослый, нужную вещь ребенок будет искать долго, так как не знает, где она лежит.

Перед началом занятий необходимо спланировать, что и в какой последовательности будет выполняться. Вначале задавайте наводящие вопросы ребенку: «С чего ты начнешь? Почему? Что тебе для этого необходимо? Что будешь делать потом?». Постепенно ребенок научится излагать самостоятельно план своих действий. Запаситесь терпением, на это понадобится не один день. Умение планировать поможет ребенку и на уроках, и в творческой деятельности.

Выполнение любого задания начинается с чтения инструкции (самим ребенком или взрослым). Недостаточно только прочитать инструкцию. Важно, чтобы ребенок пояснил, что он будет делать, в какой последовательности, чтобы выяснить, в полном ли объеме и правильно ли он понял задание. Нередко приходится наблюдать, как дети начинают писать сразу, не читая задания к упражнению. В результате выполняется только списывание или другое задание, которое давалось не так давно. Иногда дети не видят ту часть заданий, которая находится под текстом упражнения. Сумбур — плохой помошник. Ребенок тратит время на ошибочные действия, суету, утомляется, внимание притупляется, эффективность падает. Время выполнения домашней работы растет, как снежный ком, прогулка срывается, на отдых ничего не остается, постепенно у ребенка вырабатывается негативное отношение к урокам, закрепляется привычка тянуть время.

Полезно ежедневно засекать время на выполнение каждого предмета. Постепенно ребенок научится сравнивать, когда он затратил времени больше, анализировать, почему так произошло. Конечно, не всегда задания по объему одинаковые. Но время не будет тратиться из-за неорганизованности.

Иногда ребенок при выполнении домашнего задания часто отвлекается, из-за чего времени уходит больше, появляется множество ошибок. Важно создать условия, при которых отвлекающих факторов будет меньше. Кухня — не лучшее место для подготовки уроков.

Обращаемся за помощью к часам. Ребенок видит, как двигаются стрелки — они идут, и он выполняет задание. Необходимо научить младшего школьника ориентироваться по часам, вначале механическим. Отследить зрительно расстояние в минуту, в пять, почувствовать, за какое время можно выполнить то или иное действие, помогают стрелки. Стрелки двигаются с разной скоростью, отражая разные единицы — секунды, минуты, часы. Обучаясь определять время по часам, ребенок усваивает новые понятия, развивается речь, расширяется кругозор, он невольно привязывает свои действия ко времени, формируется очень важное качество — пунктуальность. Постепенно запоминается время посещения кружков, окончания уроков, прогулки и т. д.

Если ребенок научился определять время по часам, на уроках математики ему легче будет освоить решение задач на движение, так как два компонента уже знакомы — время и расстояние.

Многие дети испытывают затруднения в работе с именованными числами — единицами длины, массы, времени и т. д. Понимая, что секунда меньше минуты, а минута меньше часа, ребенок очень быстро запоминает, что

60 секунд = 1 минуте
1 час = 60 минутам
1 сутки = 24 часа
1 неделя = 7 суток
12 месяцев = 1 год
100 лет = 1 век и т. д.

А, значит, не возникнет трудностей в преобразовании одних единиц в другие:

1 мин 30 сек = 90 сек
165 мин = 2 часа 45 мин

Освоив единицы времени, младший школьник легче воспринимает и другие единицы, которые невозможно потрогать: тонну, центнер, километр и т. д.

Умение ориентироваться во времени способствует формированию самоконтроля, очень важного качества для школьника. Ребенок старается подстраиваться под определенный распорядок дня — вовремя прийти в школу, выполнить уроки за отведенный временной промежуток, навести порядок в портфеле, чтобы быстро готовиться к работе на уроках, разложить все на свои места, чтобы не тратить время на поиски. Постепенно закрепляется умение планировать свой завтрашний день, порядок выполнения домашнего задания, конкретного упражнения, что способствует и формированию навыков составления плана текста (о чем говорилось вначале, что происходило потом), пересказывания, написания изложений и сочинений.

Формируя временные понятия, мы, взрослые, помогаем ребенку адаптироваться в социуме, развиваться гармоничной личностью, помогаем научиться учиться.

КомментарииКомментариев: 0