Как помочь ребёнку справиться с трудностями, препятствующими успешному обучению

Иногда родители до начала обучения в школе не замечают недостатки речевого развития ребенка. И книги постоянно читают, и стихи ребенок учит, любимые сказки рассказывает, общается свободно. Трудности проявляются только в школе. Ребенок затрудняется в построении связного высказывания, стесняется отвечать на уроке — пытаясь сформулировать развернутый ответ, сбивается, теряет много времени.

Причинами затруднений являются не нарушение, а именно недостатки речевого развития, недостаточный опыт речевого общения со сверстниками и взрослыми, неуверенность в своих силах, стеснительность, а иногда и гиперопека родителей.

Такие дети очень похожи, и не важно, посещают они детский сад или нет. В группе им свойственна молчаливость, они неохотно декламируют стихотворения на праздниках, на публике говорят тихо. Некоторые из них, наоборот, очень хотят выступать на сцене, но выходя на публику сильно теряются. Дома, как правило, любящие родители довольно много уделяют ребенку времени, активно посещают театры, выставки, музеи. Кругозор детей довольно широкий. В узком кругу знакомых взрослых общение протекает свободно. Близкие люди хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, иногда активно помогают ему договаривать, что именно он хотел сказать, предугадывая его мысли. В присутствии посторонних ребенок молчалив, отвечает на вопросы кратко. Ничего необычного в таком поведении не прослеживается — ребенок и не должен активно входить в общение с малознакомыми людьми. Родители обычно и не подозревают, что к началу школьного обучения речевое развитие ребенка не достигло необходимой стадии — «появились почки, а листочки еще не распустились». С началом школьного обучения начинается новая жизнь — игра уступает место обучению. Уже в период адаптации трудности могут проявляться. Важно обратить на них внимание. Вовремя оказанная помощь помогает преодолеть затруднения.

Существуют игры для развития речи, используя которые, можно преодолеть недостатки речевого развития как на первых этапах обучения, так и в старшем дошкольном возрасте. Первоклассник — ученик. Ошибочно предполагать, что, посадив ребенка за стол с ручкой в руках, можно добиться быстрого успеха. Учась, играя, взрослый и ребенок значительно лучше понимают друг друга, недостатки преодолеваются гораздо эффективнее. Игра — оптимальный путь развития. Итак, предлагаю поиграть!

Игра «Интервью»

Сначала познакомьте ребенка с новыми словами. Интервью — беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете. Репортер — тот, кто задает вопросы. Респондент — тот, кто отвечает на вопросы.

Сейчас не трудно купить настоящий микрофон. Однако это не обязательно — заменить его может свернутая трубочкой тетрадка. Важно, чтобы ребенок представил себя в новой роли. Ощущение новизны отвлекает его внимание от основной цели. Неуверенность уходит.

Надо научить ребенка смело говорить в микрофон. Для этого попросите его что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортер начинает задавать вопросы.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) родители интервьюируют ребенка, 2) ребенок берет интервью у родителей. Чем полезна игра? Ребенок должен думать, формулировать свои высказывания и выразительно говорить в новых условиях. На первый план выступает необходимость пользоваться микрофоном, громко говорить. Стремясь выполнить эту задачу, ребенок не боится говорить, скованность уходит, а когда он чувствует, что все получается, испытывает радость. Положительные эмоции позволяют закреплять новое умение.

Игра «Сочини предложение»

Ребенку предлагается 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Можно использовать простые картинки из детских книжек и журналов. Ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и ребенок придумывает новые предложения.

Стимулируйте стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений. Если ребенок легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите три слова (три картинки) для составления предложений.

Нельзя выступать в этой игре контролером. Родители должны соревноваться с ребенком, поочередно составлять предложения, ненавязчиво давая образец высказывания. Выбирать картинки лучше ребенку, он чувствует себя в роли ведущего. Победить, естественно, должен ребенок. Помните, что обучение, проходящее в игровой форме, приносит положительные результаты.

Игра «Противоположность»

Эта игра эффективна в том случае, если у ребенка нет нарушений речевого развития. Нарушение надо исправлять. Данная игра способствует речевому развитию.

Ребенку показывают одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, показан предмет «чашка». Ребенок может назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы), «вода» (вода — это наполнитель, а чашка — это форма) и т. д.

В данной игре не используются прямые противоположности «белый — черный», «узкий — широкий». Как правило, при отсутствии нарушений речевого развития, в словаре ребенка они имеются. Он предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему выбрал именно такой предмет. Участие в игре родителей — обязательное требование. Подбирайте ответы поочередно. Только в совместной деятельности можно достигнуть успеха.

Игра «Мостик»

Ребенку показывают одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый участник (ребенок и родители) отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. п. В этой игре вырабатывается умение прогнозировать различные ситуации и описывать их. Для того чтобы составить предложение, ребенок должен представить, о чем он будет говорить. В дальнейшем ему будет легко не только составлять предложения, но и писать изложения и сочинения.

Пословицы, поговорки, фразеологические обороты

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Читая книги, просматривая мультфильмы, обращайте внимание детей на эти сокровища родного языка. Обязательно уточняйте их значение, анализируйте, в какой ситуации они были использованы. Попробуйте поочередно с ребенком употребить встреченный пример в аналогичной ситуации.

Например. Кот спит без задних ног, потому что весь день бегал за мышкой. Волк спит без задних ног, он всю ночь убегал от собаки.

Постепенно ребенок научится распознавать и понимать скрытый смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов. Для развития речи дошкольников и младших школьников существует множество различных игр. Важно понимать, что играть надо систематически, тогда успех будет достигнут.

КомментарииКомментариев: 0