О нарушении звукопроизношения (советы родителям дошкольников)

Ведущая роль в речевом развитии ребенка принадлежит родителям. Казалось бы, внимательные любящие мама и папа скорее увидят отставание или нарушение. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители постепенно привыкают к неправильному произношению ребенка. «Он у нас еще маленький, подрастет, будет говорить правильно», — возражают они в ответ воспитателям или посторонним взрослым. Конечно, неправильное произношение тех или иных звуков в определенные периоды (когда ребенок учится их произносить, приспосабливает свой артикуляционный аппарат) является допустимым. Если же процесс затягивается — необходимо обращаться за помощью к специалистам. Неправильное звукопроизношение — вершина айсберга. Причинами нарушения могут быть различные факторы:

  • особенности строение артикуляционного аппарата (укороченная подъязычная связка, высокое готическое нёбо и др.);
  • дизартрия;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие.

Самостоятельно преодолеть нарушение в домашних условиях довольно сложно. Особенности строения речевого аппарата, которые невозможно скорректировать, обуславливают необходимость тренировки органов речи с помощью специальных упражнений под руководством учителя-логопеда.

Диагноз дизартрия в Международной классификации болезней МКБ значится под кодом R 47.1. Этот диагноз ставится совместно неврологом (психоневрологом) и учителем-логопедом.

Дизартрия — тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys — приставка, означающая расстройство, arthroo — членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение — «как будто каша во рту». Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе. Дизартрия отрицательно влияет на формирование учебных навыков. Часто дети с дизартрией имеют нарушения письма и чтения, испытывают затруднения при обучении математике. Такое нарушение требует длительного времени для коррекции, не всегда преодолевается полностью, поэтому, чем раньше начинается специальная работа, тем лучше.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном физическом слухе и интеллекте. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. У них наблюдаются трудности в запоминании речевого материала. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма. В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний.

  • Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития.
  • Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.
  • При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Фонетико-фонематическое недоразвитие требует систематической коррекционной работы довольно продолжительный период времени. Логопедическая помощь бывает эффективна в тех случаях, когда родители активно взаимодействуют с логопедом и систематически занимаются с ребенком дома (выполняют задания, делают артикуляционную гимнастику и т. д.).

Не только специальные упражнения способствуют нормализации звукопроизношения. Иногда причиной нарушения звукопроизношения является неготовность артикуляционного аппарата к выполнению правильной артикуляции звуков родного языка. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Для некоторых целая проблема прожевать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Причина — слабость челюстных мышц, а она, в свою очередь, не позволяет точно выполнять необходимые движения. Помогает в таких случаях жевание сухарей, целиковых овощей и фруктов, хлеба с корочками и кускового мяса. Любящая мама всегда может придумать, как приготовить и украсить блюдо, чтобы заинтересовать ребенка его видом и побудить желание к жеванию. Иногда можно предлагать ребенку поучаствовать в приготовлении салата, поручить порезать те или иные ингредиенты, обязательно попробовать каждый. Увлекаясь игрой, ребенок забывает, что жевание для него — тяжелая работа и охотно тренируется.

Чтобы развить мышцы щек и языка, научите ребенка самостоятельно чистить зубы и полоскать рот. Играйте, надувая щеки и удерживая воздух, полезно «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Иногда приходится наблюдать ситуацию, когда в кабинете учителя-логопеда ребенок старательно правильно выговаривает все звуки, а вот, выйдя за его пределы, без логопеда совершенно себя не контролирует. На первых порах это допустимо. Самоконтроль формируется у ребенка постепенно и длительно.

Однако если родители не будут настойчивыми, успех заставит себя долго ждать. Важную роль играет формирование слухового внимания. Нередко бывает, что родители вроде и вместе с ребенком, а общения между ними нет. Взрослый дает короткие команды, например, «Не лезь в лужу» или «Отряхни руки». Важно говорить с ребенком, озвучивать любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Разговор взрослого должен быть доступен для восприятия и понимания ребенка. Говорите просто, четко, внятно, проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации. Интонационная выразительность вашей речи формирует четкость и выразительность речи ребенка.

Взрослый в разговоре с ребенком должен избегать длинных фраз и множества сложных слов. Большой объем речевого потока притупляет внимание ребенка, препятствует пониманию речи взрослого. Складывается ситуация, когда ребенок слушает взрослого, но не слышит. Постепенно он переносит этот отрицательный опыт на других взрослых — воспитателя, логопеда, учителя. Вырабатывается стойкая привычка, которая вызывает трудности в обучении.

Важно всегда принимать и поддерживать желание ребенка вступить с вами в контакт. При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Правильная речь развивается на основе подражания. Домашнее чтение — хороший способ расширять кругозор и развивать речь ребенка, закреплять правильное звукопроизношение. Читайте как можно больше стихов, сказок, рассказов и др. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать ему. Рассказывайте стихотворения вместе, фрагментами. Способность к запоминанию формируется в дошкольном возрасте. Некоторые дети не посещают детский сад. Стихи вроде бы некому декламировать, а, значит, и учить не надо. Однако возможности памяти максимально развиваются в дошкольном возрасте. Не упускайте это время! В процессе декламации контролируйте правильное произношение.

Хорошим стимулом для речевого развития и формирования звукопроизношения является развитие мелкой моторики. Обучаясь ловко и точно владеть кистью, ребенок учится контролировать органы речевого аппарата. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами помогает развивать точность движений пальцев и кистей, готовят руку к письму. Застегивание пуговиц, молний, шнурование, завязывание узелков и бантиков помогает развивать зрительно-двигательную координацию и речь. Не стоит покупать обувь на липучках, одежду без пуговиц, чтобы облегчить жизнь ребенку. Необходимые навыки самообслуживания должны формироваться до начала школьного обучения.

Нам, взрослым, надо запастись терпением. Наши дети познают мир. Не стоит их торопить или делать что-то за них, лучше делать вместе.

КомментарииКомментариев: 0