Зачем нужна наблюдательность и как ее развивать?

Ребенок много чего видит, но при этом не замечает: «Смотрит, но не видит, слушает, но не слышит». Зачем нужна наблюдательность и как ее развивать? Дошкольное детство — беззаботная пора, полагают многие взрослые. «Вся жизнь впереди, еще всему научится!» Однако чтобы учиться, ребенок должен уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, анализировать, сравнивать, уметь наблюдать.

Наблюдение — это не просто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчиненная определённой познавательной задаче. Наблюдения обогащают представления ребенка об окружающем мире, служат основой для формирования обобщающих понятий, учат устанавливать причинно-следственные связи. Оно является основой развития мышления: умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей.

Наблюдать ребенок начинает с первых дней жизни. Сначала это пассивное наблюдение. Он видит окружающие предметы, взрослых, постепенно начинает узнавать окружающих людей и значимые для него предметы. Чем больше взрослые общаются с малышом, чем ярче и разнообразней окружающий мир, тем выше потенциальные возможности для развития наблюдательности.

Нередко приходится видеть, как родители гуляют с малышом «параллельно» — малыш сидит в прогулочной коляске, мама или папа везут коляску, но в это время заняты абсолютно своими делами (слушают музыку через наушники, общаются с друзьями и др.). Яркое солнце, голубое небо, воробьи и голуби, красота окружающего мира остаются незамеченными. Безусловно, ребенок все видит, но мало, что замечает самостоятельно.

Ведущая роль в формировании наблюдательности принадлежит родителям, а прогулка — самый эффективный способ.

Гуляя с ребенком, обращайте внимание на особенности погоды. В ясный солнечный день на ярко-голубое небо, на листочки, переливающиеся на солнце, на зелёную травку, на дрожащие капельки росы, в пасмурную — на темное небо, крупные или мелкие капли дождя, град, раскаты грома, радугу, птиц, деревья и кустарники, цветы и т. д.

Многие родители, стремясь развивать ребенка, посещают множество разных публичных мест (Зоопарк, цирк, кинотеатр, парки и др.), много путешествуют. Но далеко не все оговаривают с ребенком увиденное, обращают внимание на новые явления, предметы, сравнивают с тем, что уже знакомо. В результате ребенок приходит в детский сад или в школу с фотографиями путешествия, но ровным счетом ничего не может рассказать. Родители в недоумении: «Как же так, помнишь, там были… так интересно…». А ребенок отвечает: «Я не видел. Я не помню». Конечно, он мог и забыть, но скорее всего впечатление от увиденного не оставило в памяти следа потому, что осталось явление или предмет незамеченным. Развивать наблюдательность можно с помощью специальных нехитрых заданий. На прогулке предложите ребенку найти два одинаковых предмета (два листа одуванчика, две одинаковые ромашки, два камушка и т. д.). Он охотно примется за поиски, и будет приносить вам многочисленные пары предметов, которые сначала кажутся очень схожими. Рассмотрите их вместе внимательно. Вы убедитесь, что они очень похожи, но все-таки не одинаковые. Постепенно ребёнок придет к выводу, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что она никогда не копирует себя. Он начнет учиться пристальному вглядыванию, видению множества признаков там, где раньше он их не видел.

Особое внимание следует уделить цветовой гамме окружающего мира. Человеческий глаз различает огромное количество оттенков цветов, а вот слов для их обозначения значительно меньше. Выучив основные цвета, ребенок начинает на них ориентироваться. Обратите внимание ребенка на многоцветность окружающего мира. Летом все кругом зелено. Но сравните лист сирени, каштана, березы, веточку укропа и лопух: разница очевидна. Палитра оттенков зеленого цвета весьма разнообразна, так же как и всех других.

Обратите внимание ребенка на формы окружающих предметов, попробуйте найти похожие. Предложите рассказать, на что похож тот или иной предмет. Весьма разнообразна звуковая гамма окружающего мира. Гуляя в лесу, послушайте пение птиц. Сравните, звучат ли птичьи голоса около вашего дома. Из чего состоит городской шум? Как звучит дождь? Журчит ручей? Шумит река? Звенит капель? Свистит ветер? Скрипит снег? Что вообще может звенеть, скрипеть, свистеть, шуметь? Постепенно ребенок научится слышать неречевые звуки, сделает вывод, что, например, свистеть может человек, птица, ветер, свисток, но все эти звуки разные. Такой опыт способствует развитию слухового внимания, формированию фонетико-фонематических представлений, пополняет словарный запас, развивает речь в целом, помогает научиться выстраивать причинно-следственные связи. Научите ребенка видеть отдельные детали предметов, по одной детали тренируйте узнавать целое. Например, у велосипеда есть руль, сиденье, педали, рама, звонок. Руль — это часть велосипеда. Поиграйте в игру «Какой детали не хватает?»

От больших реальных предметов переходите к рассматриванию природы: деревьев, насекомых, животных, цветов и т. д. Предлагайте ребенку описать внешний облик (например, жука), действие, поведение, черты сходства и различия. Постепенно ребенок начнет самостоятельно подмечать то, на что раньше не обращал внимания.

Развивать воображение, наблюдательность, умение выделять главное можно с помощью различных игр. Положите на столе несколько похожих предметов, пусть ребёнок рассмотрит их и расскажет об одном из них на выбор, а вы должны узнать, о каком предмете идёт речь. Можно поиграть в игры.

«Что на что похоже?»

Сначала вы спрашиваете ребёнка: на что и почему похож, например, апельсин? Затем вы меняетесь ролями, и ребенок сам называет вам предметы, «родственников» которых вы должны отыскать. Выигрывает тот, кто находит больше предметов, чем-либо напоминающих предложенный.

«Послушай и найди»

Взрослый описывает внешний вид дерева (цветка, кустарника, игрушки и др.) — его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Ребёнок определяет, что это за дерево. Затем участники меняются ролями.

«Что изменилось?»

На столе разложены предметные картинки. По сигналу взрослого ребёнок закрывает глаза. А вы убираете одну картинку. Ребенок должен узнать, какую картинку забрали. Постепенно количество картинок увеличивается. Взрослый меняет одну картинку на другую, ребенок должен сказать, какая картинка исчезла, и какая появилась. Сначала картинки располагаются друг за другом, затем в виде таблички, потом перемешиваются.

Каждый взрослый может придумать множество аналогичных игр. Важно, чтобы эти игры были не отдельными эпизодами, а стали повседневным увлекательным занятием, которым можно заниматься и по дороге в детский сад, и на прогулке, и на отдыхе. В этом случае столь необходимое качество, наблюдательность, будет полноценно формироваться и постепенно станет интсрументом для получения новых знаний. Наблюдательность — это форма чувственного познания мира, благодаря которому люди могут различать похожие предметы, звуки, запахи, узнавать знакомые лица и т. д. Наблюдательный человек лучше чувствует действительность, свободнее ориентируется в пространстве. Улучшая это качество, вы одновременно развиваете усидчивость, внимательность, умение сосредотачиваться и доводить начатое дело до конца. Кроме того, занятия по развитию наблюдательности позволят вам лучше узнать своего ребенка, взглянуть на мир его глазами.

КомментарииКомментариев: 0