Разбираясь в перипетиях и сложных хитросплетениях проблем в объекте анализа, мы для ясности понимания сложившейся ситуации выстраиваем «дерево проблем». И такой же образ дерева мы будем использовать, приступая к постановке задач предстоящей нам деятельности. Этот прием целеполагания называется построение «дерева целей».
Мы не только будем сравнивать «дерево проблем» с «деревом целей», но и, вспомнив известную цитату из любимого фильма: «тот, кто нам мешает, тот нам и поможет», сделаем важный шаг от выявления проблем к постановке задач, направленных на устранение проблем.

Вряд ли найдется среди заваленных массой проблем и задач руководителей образовательных организаций, тот, кто не спрашивал себя: «Откуда же сыплются все эти задачи на мою голову?».
И на самом деле, откуда берет начало этот нескончаемый поток задач, которые решают руководители ОО? Не будем указывать на вышестоящую систему как «первоисточник», а попытаемся вникнуть в деятельностную суть задач управления.

«Прежде чем решать задачу — прочитай условие!» — это математическое правило известно каждому из нас со школьной скамьи. А мы, руководители, для того чтобы быть готовыми к решению управленческих задач, должны не только «прочитать» условия, но и самостоятельно их выявить и определить. И не только условия. Ведь для решения задач нам необходимы еще и ресурсы.
А это значит, что мы должны уметь не только различать эти важные понятия, но и видеть, и понимать их место в структуре задачи.

В предыдущих темах мы не раз убеждались в том, что выявление проблем и «доведение их до кондиции» подготовленности к постановке задачи, — это трудное препятствие на пути эффективного управления.
Но не успели мы перейти к следующему этапу проблемно-ориентированного анализа, как тут же сталкиваемся с еще одной преградой. А ведь поначалу казалось все просто, и нам надо было только поставить задачи на основе выявленных проблем.
Однако практика показывает, что ставя различные управленческие задачи, мы делаем это, не всегда зная и понимая, что представляет собой само понятие «задача». Иными словами, ставим «то, не зная что…»

Мы, руководители, очень хотим, чтобы наша борьба с проблемами в образовательных организациях была победоносной и эффективной. Но для этого мы не станем «палить пушкой по воробьям», а вооружимся не только знаниями о том, где «расположился противник», но и будем обретать умения распознавать его главные «боевые части».
И освоении такого управленческого мастерства нам поможет построение «дерева проблем».
Однако у этой технологии есть одна принципиальная особенность применения, связанная со спецификой и индивидуальностью каждой образовательной организации. Поэтому дерево проблем в каждой школе, детском саду, доме творчества и т. д. будет своим, «доморощенным» и выращенным на конкретной «почве» недостатков организации и условий деятельности.