В поздравления с началом нового учебного года внесены изменения: теперь мы слышим и говорим об актуальных нововведениях, которые в нашу управленческую и педагогическую практику внесла пандемическая ситуация 2020 года. Но как всегда неизменными остаются пожелания превратить управленческие и педагогические «мечты» о мотивированных к деятельности педагогах и о мотивированных к образованию обучающихся в действительность.
Стремясь выполнить это, руководители образовательных организаций используют весь имеющийся у них арсенал административных методов и средств воздействия на педагогических работников, однако ожидаемых эффектов мотивированности кадров так и не достигают. При этом управленческие воздействия уподобляются действиям «алхимиков», не имевших представления о составе и структуре вещества, с которым они имели дело, но непременно желавших получить из него золото с помощью волшебного камня.
Задумаемся над этой аналогией, рассматривая практику администрирования, не ведающего о «законах деятельности», в которой личностью порождаются мотивы и смыслы, и пытающего с помощью «волшебных» мер воздействия на трудоспособность работников «получить» наконец-то мотивированные на работу кадры.

Различение администрирования и менеджмента в управлении образовательной организацией позволяет нам, руководителям ОО, ставить вопрос об их разных подходах к оценке профессионализма тех, кто работает в наших школах, детских садах, домах творчества и т. д.
В этой теме нашего разговора мы обратим внимание на принципиальное отличие функционального и компетентностного подходов, а так же на то, как умело «пристраивается» администрирование к новой тенденции управления, подменяя функционал на компетенции и функциональность на компетентность, но, не изменяя при этом основам управления, в котором «царит» функция.

Продолжая изучение совместной деятельности, мы от «грамматики» переходим к «арифметике». Для этого «разделим» изучаемое нами понятие на основные признаки, и будем разбираться в том, чего же не хватает нашей образовательной организации, чтобы стать общим пространством совместной деятельности.
Погружаясь в причины этой нехватки, мы от «арифметики» перейдем к «физике» и обнаружим разнодействующие в нашей организации силы, одна из которых существенно затрудняет движение к достижению цели.
А затем, и «арифметика», и «физика» помогут нам приоткрыть завесу тайны совместной деятельности, в которой «складывая» индивидуальные действия, мы сможем добиться слаженности совместных действий.

Как часто нам, руководителям и педагогам, приходится сталкиваться с проблемами не совместного выполнения и совместного невыполнения того, что должны делать вместе те, для кого мы в образовательной организации создали, казалось бы, все необходимые организационные условия?
Почему же, несмотря на то, что мы правильно делаем, объединяя работников согласно их функционалу, детей для прохождения образовательной программы и их родителей для совместных с педагогами действий, в каждой образовательной организации то тут, то там возникают проблемы в совместной работе тех, кого мы так «правильно» объединили?
Для того чтобы понять истоки этих проблем, нам предстоит погружение в тайны совместной деятельности  основы основ организации менеджмента. И начнем мы с «грамматики» раздельного и слитного написания слов «в месте» и «вместе», которые слышатся одинаково, но влияют на совместность наших действий по-разному.

Сталкиваясь в администрировании с проблемами, связанными с «человеческим фактором», и видя корень зла в причинах, которые начинаются с приставок «не-» и «без-» (незаинтересованность, безразличие, безответственность, некомпетентность и пр.), мы, руководители стараемся справиться с ними, применяя в своей работе с кадрами отдельные методы и приемы менеджмента без опоры на знание теории в этой области управления.
Однако, как показывает управленческая практика, достигаем мы при этом либо кратковременных эффектов, либо наши действия оказываются и вовсе неэффективными. При этом само администрирование, «облачаясь в одежды» менеджмента, но не изменяя своим принципам административно-функционального управления, не только рискует превратиться в некое упрощенное подобие менеджмента, но и загоняет себя в область рисков «псевдо-менеджмента».
Об этих рисках «псевдо-менеджмента», углубляющих и без того сложные управленческие проблемы в ОО, мы и предупредим руководителей образовательных организаций.