Администрирование: «ничего личного, только»… функция
  • «Формула» управления: кто? воздействует на что? и для чего?
  • Функция — «царица» администрирования
  • Администрирование: «ничего личного, только»… функции, штатное расписание, должности и исполнение обязанностей

Мы начинаем разговор о первоочередной составляющей управления — администрировании. Почему именно такой порядок «очереди» в изучении сложного управляющего комплекса мы выбираем? Не лучше было бы сразу начать с руководства как «главы и головы» управляющей системы, ведь наши должности называются именно так: руководитель образовательной организации?

изображение
изображение
изображение

На самом деле, разве руководитель образовательной организации не является администратором, главой администрации вверенного ему в управление учреждения? Разве не отождествляем мы столь часто встречаемые в нашем лексиконе слова «администрация» и «руководство», ведь речь идет об одних и тех же людях, управляющих образовательной организацией?

изображениеА всегда ли мы употребляем понятия «руководство» и «администрация» как синонимы? Давайте попробуем вспомнить самые обиходные выражения в нашей управленческой практике.

График работы администрации… По этому вопросу вам лучше обратиться к руководству… На повестке дня административного совещания… Руководящим органом управления является… Будет наложено административное взыскание… Руководством ОО было принято решение…

Согласитесь, даже этого перечня бытующих в нашем управленческом лексиконе выражений достаточно для того, чтобы мы начали сомневаться в тождественности руководства и администрирования. Чаще всего, до конца не осознавая различий, мы на интуитивном уровне разделяем эти понятия и стараемся использовать их по назначению.

изображение

Почти по В. Маяковскому, но с вопросом:

Мы говорим «руководство»,
подразумеваем — администрацию?
Мы говорим «администрирование»,
подразумеваем — руководство?

Вот с вопроса о назначении, а точнее, о предназначенности руководства и администрирования в управлении образовательной организации мы и начнем наше погружение в изучение «формулы управления».

«Формула» управления: кто? воздействует на что? и для чего?

Для многих из нас, кто только начинает свое погружение в мир «разного» управления, его многогранность поначалу не является такой уж важной, поскольку мы руководствуемся в своем понимании главной «формулой» управления.

изображение

Необходимыми элементами в представлении управления как системы являются субъект (тот, кто управляет) и объект (то, чем управляют). И основополагающей связью между ними становится целенаправленное воздействие субъекта на объект управления.

изображение

Управление — это воздействие (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью обеспечения требуемого её поведения или изменения её характеристик. [1]

И применяя эту «формулу» к управлению нашим объектом — образовательной организацией, мы, субъекты управления (те, кто управляет), задаемся правильным, но очень сложным вопросом: Чем мы управляем? Что представляет собой наш объект управления? На что мы воздействуем?

изображение

Пытаясь разобраться в этом сложном вопросе, мы обращаемся к теории, согласно которой существует много подходов к пониманию организации, о чем подробно говорили ранее [2]. И нам сейчас предстоит напомнить себе некоторые вопросы, поскольку от нашего видения и понимания управляемой системы будет зависеть то, какой будет создаваемая нами, субъектами управления, управляющая система.

И в первую очередь, мы восстанавливаем в памяти знания о механистической модели организации как о некоем отлаженном механизме, в котором все скоординированные между собой элементы, действуя своевременно, выполняют заданные им функции. (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер).

изображение
изображение
изображение

изображение Разве найдется хоть один руководитель ОО, который бы не мечтал о том, чтобы его образовательная организация работала как отлаженный часовой механизм: чтобы все выполнялось в четком соответствии с тем, что требуется и в запланированные для этого сроки?

Разве не эта мечта движет нами, и мы посвящаем львиную долю своего управленческого времени налаживанию работы такого механизма?
Разве не ради этого мы создаем массив нормативного регламента деятельности нашей организации?
Разве не для этого мы усиливаем контроль и добиваемся четкого исполнения функций, инструкций, приказов, распоряжений?
Разве не в невыполнении отдельными элементами этого механизма надлежащих им функций мы видим причину сбоев в работе нашей образовательной организации?
Разве не стремимся мы, руководители, ежедневно и ежечасно к созданию именно такого отлаженного и скоординированного управляемого объекта?

И, несмотря на то, что такой подход к пониманию организации зародился в позапрошлом веке (вспомним классиков, стоявших у истоков и создавших науку об управлении — Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера, В. Вилсона, Г. Эмерсона, Г. Форда и др.), он и поныне продолжает разъяснять нам принципы работы такого функционального механизма и помогать нам выстраивать его в наших образовательных организациях.

А это значит, что представляя именно таким наш объект управления, мы, субъекты управления, определяем для себя цель управленческого воздействия: добиться скоординированной работы всех элементов организации для выполнения поставленных перед ней вышестоящей системой задач и функций.

изображение

И для реализации этой цели мы выстраиваем соответствующее ей административно-функциональное управление, чаще именуемое администрированием.

изображение

Такой подход обусловливает соответствующее выделение и применение понятия администрирования, объединяющего комплекс организационно-методических функций, обеспечивающих исполнение полномочий…. Понятно, что в реальных условиях в зависимости от устава, формы и других определяющих факторов в организации складывается достаточно разнообразный состав и соответствующее содержание администрирования. Вместе с тем, их можно вполне определенно представить совокупностью разнообразных организационно-методических воздействий, обеспечивающих целенаправленное и устойчивое функционирование организации … [3].

А. В. Райченко

изображение

Это верно, и для полноты картины, для того, чтобы не опираться только на одну позицию в нашем изучении многогранного управления, напомним себе еще один поход, который связан с видением организации как на живого развивающегося социального организма [2].

изображение

Исходя из этого представления и понимания объекта управления, те, кто управляют образовательной организацией, имеют возможность проектировать и выстраивать в ОО управляющую систему, основанную на принципах менеджмента.

изображение

Реальность нашей жизни такова, что представление образовательной организации и как отлаженного функционального механизма, и как живого и развивающегося социального организма, — все это не только, по сути, противоположные взгляды на организацию, но и принципиально разные ментальные модели организации, которыми мы руководствуемся в построении управленческой деятельности и управляющей системы в ОО.

изображение

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой.

А. С. Пушкин

И мы, те, кто управляют — субъекты управления, при столкновении с такой реальностью, всегда ставим себя в положение обязательного выбора: либо мы — приверженцы одной ментальной модели, либо — другой.

изображение

И руководствуясь этими установками, мы руководители, «перетягиваем канат», пытаясь доказать, что именно наш выбор в пользу администрирования, или, наоборот, менеджмента, является правильным в условиях нашей конкретной образовательной организации. И как показывает практика, приверженцев административно-функционального управления в нашем управленческом корпусе значительное большинство.

изображение

И решая эту задачу выбора между администрированием и менеджментом, мы, как правило, не задумываемся о том, что представленные нами ментальные модели — это лишь разные грани существующей реальности. А вот видеть наш объект управления во всей целостности и направлять его развитие — в этом как раз и заключается высокая миссия руководства образовательной организации.

Но для того, чтобы осуществить эту миссию, руководству необходимо проникнуться сущностью каждой из этих составляющих управления, знать и представлять понять их истоки, выделять «сферы влияния и могущества» воздействия на объект управления для того, чтобы понимать для решения каких задач управления ОО эффективным будет администрирование, а в каких — именно менеджмент.

Функция — «царица» администрирования

И поскольку сейчас в поле нашего зрения находится именно администрирование, то нам необходимо определить то самое центральное звено, которое позволит объяснить принципы его устройства и действия.
На что же именно воздействует субъект управления, если мы ведем речь именно об администрировании?

изображение

Абсолютно правильный ответ! Именно так, «по-административному» четко и ясно определена функция субъекта управления.

изображение

Да именно такой «армейский» образ администрирования возникает у многих, кто испытывает на себе его воздействие, или сталкивается с ним в различных сферах нашей жизни. Но при этом многие руководители, кому поручено возглавить образовательную организацию, в которой прежде было «слабое» управление, на первых порах думает об установлении именно такого, по-армейски четкого, административного порядка.

изображение

Поэтому частично реабилитировав администрирование в глазах тех, кто видит только его «бюрократически-должностной» образ, и порадовав приверженцев только административного управления, давайте без эмоций, без симпатий и антипатий, разбираться в сущности этой важной составляющей управления.

изображение

Мы обращаемся с вами к той области управления, в которой «царит» функция как обязательное требование к исполнению.

изображение

Функция — от латинского functio- «исполнение», «осуществление», «совершение», — суф. производное от fungi исполнять, выполнять; делать, совершать. [4]

В русском языке известно с середины XVIII века с узкоспециальными смыслами. Заимствовано из западноевропейских языков. В словарях отмечается с лишь в 1806 году и сначала только как математический термин. В значении «обязанности», «работы», «назначения» стало использоваться довольно поздно — с конца XIX века. В наше время используется в трех аспектах — физиологическом, математическом и социально-управленческом. Как социально-управленческое понятие функция обозначает обязанности, круг деятельности, назначение, задачи, роль. [5]

И для того, чтобы понять, какое непреложное значение имеет функция в системе, напомним себе слова Роберта Мертона, одного из создателей структурно-функционального подхода в социологии.

изображениеФункция принудительно предъявляет требования, проистекающие от системы, всем вовлеченным переменным. Этого требует принцип выживания и сохранения системы. [6]

Роберт Мертон

Администрирование, «исповедуя законы» функционального управления, видит в объекте управления именно функции, которые он должен исполнять.

изображение
изображение

И опять почти по В. Маяковскому:

Администрирование и функция-
близнецы-братья.

Мы говорим «администрирование»,
подразумеваем — функция,
Мы говорим «функция»,
подразумеваем — администрирование.

изображение Знакомо ли вам щемяще неприятное чувство, когда вы понимаете, что ваша школа (детский сад, дом творчества и т. д.) со всеми ее «чадами и домочадцами», которой вы руководите, которую вы так любите и в которую вкладываете столько жизненных сил, для вашего начальника является только лишь очередной образовательной организацией за номером таким-то? Что это? Невнимательность и нечуткость вышестоящего руководства? Принцип их работы: «вас (подчиненных), много, а я (начальник) один»?

На самом деле, все это показатель того, что мы находимся в административно-функциональной системе координат управления, и столь вами любимая образовательная организация — это один из многих других объектов управления для вышестоящего начальства, которые должны выполнять возложенные на них функции.

И здесь не надо «обижаться». Это надо понимать и принимать как данность именно такого типа управления.
Этот же принцип работает и в системе внутриорганизационного управления. Поэтому столь любимый педагогами, родителями и детьми, например, их 2"б» класс в такой системе координат для директора школы или его заместителя является только одним из многочисленных объектов внутришкольного управления, который должен выполнять свои функции и осваивать образовательную программу.

С точки зрения администрирования это должно быть и будет именно так. Вот только многим нашим педагогам, а так же всем родителям и детям очень неуютно работать и учиться, и приводить своих детей туда, где к ним относятся лишь как к объектам управления. (Но об этом мы будем говорить позже, в теме, относящейся к менеджменту).

изображение Для администрирования объектами управления являются направления работы ОО (вытекающие из них функции) и элементы организационной структуры, которые выполняют определенные функции в системе образовательной организации.

Именно так и работает администрирование, наделяя объекты управления конкретными функциями и воздействуя на них с целью обеспечения выполнения этих функций.
И у администрирования с этими функциональными вопросами все должно быть четко и ясно.

изображение Если объект управления — образовательная организация, то она обязана выполнять свою главную функцию по реализации образовательных программ и достижению требуемого уровня качества образования.

А для этого она обязана выполнить функции психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в ОО.

А для выполнения этих важных функций образовательной организации надлежит создать необходимые условия (нормативно-правовые, финансово-хозяйственные, кадровые и программно-методические условия и т. д.), т. е. выполнять обеспечивающие, вспомогательные функции.

А для координации выполнения всех этих функций и обеспечения бесперебойного функционирования образовательной организации должна неукоснительно выполняться организационно-исполнительная функция. [7]

изображение Если объектом управления являются педагогические и иные работники образовательной организации (и их трудовые объединения), то каждый из них должен и обязан выполнять свои должностные обязанности, т. е. функционал, определенный в соответствии с функциями по занимаемой должности, закрепленный в должностных инструкциях.

изображение

Именно так! В логике администрирования и обучающиеся/воспитанники, и их родители (лица их заменяющие) обязаны выполнять правила, регламентирующие распорядок работы образовательной организации, дети должны осваивать образовательные программы ОО, а родители должны обеспечивать необходимые для этого условия в семье и дома.

изображение

При этом действуя по «законам функции», администрирование порой обретает черты именно формального управления, воспринимаемого как бюрократическое, опирающегося на приказы и инструкции, правила и другие формы регламентации.

изображение

Администрирование

— формально-бюрократическое управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении [8];
— (от лат. administro — управляю, заведую) бюрократический метод управления посредством командования [9].
— обиходное и имеющее негативный оттенок наименование стиля деятельности какого-либо органа, должностного лица, характеризующегося преимущественно изданием директивных актов, приказов, распоряжений [10].

Бюрократия (от франц. bureau и греч. kratos, дословно значит: господство канцелярии). Иностранный термин «бюрократический» вполне соответствует русскому слову: приказный [11].

И поскольку «сердцем» администрирования является функция, то поэтому оно «любит» приказывать и распоряжаться, регламентировать и упорядочивать, инструктировать и планировать, контролировать и собирать справки и отчеты, требовать неукоснительного соблюдения дисциплины и накладывать взыскания.

изображение У администрирования существуют большие риски из функционального управления превратиться в управление бюрократов. А такое управление из образовательной организации как формального по своему статусу учреждения, построенного на принципах рациональной бюрократии М. Вебера, может, теряя свой «культурный смысл» [2], построить именно бюрократическую организацию как организацию бюрократов.

изображение

Не только может, но и должно быть по-другому, а для этого мы должны четко понимать, в чем же кроются причины рисков «обюрокрачивания».

Администрирование: «ничего личного, только»… функции, должности и исполнение обязанностей

При всей необходимости и нужности администрирования, опирающегося на функцию, у него есть одна особенность, неправильная и неверная реализация которой грозит большими рисками самой образовательной организации.

Обратившись к свойствам организаций, основанных на принципах рациональной бюрократии, мы увидим вот такой признак:

изображение

К свойствам бюрократических организаций относятся:

  • выполнение всех видов работ не зависит от личных качеств работников, которые взаимозаменяемы, и предполагается формальная обезличенность должностных обязанностей. [12]

Мы акцентируем внимание на этой позиции особое внимание потому, что являясь одним из свойств механистической/бюрократической организации, она, по сути, становится основой, т. е. принципом организации и обеспечения функционирования образовательной организации.

И этот принцип мы можем условно определить как «принцип должностной обезличенности».

изображение
изображение

Вспомним лозунг: «Незаменимых у нас нет!» [13].

И объясним его в духе администрирования:
Незаменимых у нас нет, потому что незаменима функция, но не ее исполнители!

Именно так и работает логика в этой составляющей управления: от представления организации как механизма, в котором отлаженно функционирующие элементы выполняют возложенные на них системой функции, к управлению=администрированию, обеспечивающему задачи функционирования организации и требующему от работников неукоснительного выполнения возложенных на них должностных обязанностей.

изображение

Вот так уже более 100 лет незыблемо в мировой практике управления работает модель, соответствующая научным основам классической школы управления. Один из ее родоначальников Фредерик Уинслоу Тейлор в книге «Научная организация труда» (1895 год) дал ей такое название: «функционная администрация» [14], основная задача которой еще в конце XIX века была определена так: распределение функций работников и контроль их производительности.

Изучая администрирование, мы нарочито пока оставляем без внимания другую модель образовательной организации и соответствующее ей управление — менеджмент. Но именно на этом сравнении мы уже можем предвидеть основу их принципиальных различий.

изображение

Американцы, говоря о менеджменте, почти всегда имеют в виду некоторую действующую организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления.

В общем смысле применяют термины «администрация», «администрирование» (administration), которые в большей степени отражают обезличенную систему управления. [15]

И объяснение истоков этой обезличенной системы управления кроится именно в функции, которая «принудительно предъявляет требования» вышестоящей системы к образовательным организациям. А затем эти функции уже самой образовательной организации преобразуются в функциональные задачи, отвечающие на вопрос что нужно делать в ОО, чтобы обеспечивать надлежащее функционирование данной школы (детского сада, дома творчества и т. д.) в соответствии с предъявляемыми к организации требованиями.изображение

изображение

Наиболее простой в методологическом отношении синтез строится на основе функционального представления объекта изучения: различные характеристики объекта синтезируются в целостную картину при помощи системы функций [16].

Э. Г. Юдин

изображение

Функциональный основанный на вычленении разнообразных функций; служащий определённой цели, назначению. [17]

Функциональные свойства характеризуют основное назначение, функциональные признаки — это признаки, которые выражены через функциональное назначение элементов. [18]

изображение

Функционирование — процесс действия по значению глагола функционировать.

Функционировать — выполнять свои функции; действовать, быть в действии, работать. [19]

Теперь перед управлением, а точнее, именно перед администрированием, представившим развернутую систему функциональных задач, стоит не менее трудная задача, связанная с установлением четких функций тех, кто должен выполнять эти поставленные в ОО задачи.

И следуя привычной в практике логике, мы, администраторы, ставим перед собой вопрос о том, кто из работников ОО должен выполнять то, что надлежит сделать в образовательной организации.

изображение

Эту административную процедуру мы в образовательной организации привычно называем расстановкой кадров.

Однако, несмотря на всю привычность столь знакомых в нашей управленческой практике действий, намеренно сделаем здесь остановку, чтобы разобраться с важным элементом этого механизма административных функций.
Каждый руководитель знает, что процедура расстановки кадров в обязательном порядке связана с наличием штатного расписания.

изображение

Штатное расписание — это основной документ, который применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с учредительным документом. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Этот документ дает руководству право на укомплектование организации и ее структурных подразделений работниками. [20]

§

Федеральный закон ФЗ-273 Об образовании в Российской Федерации

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Устанавливая штатное расписание в организационно многотрудный период начала учебного года, многие из нас редко задумываются о том, что этот основной документ, являясь непреложным в финансово-хозяйственном направлении работы ОО, «вытекает» именно из функциональных задач образовательной организации!

В этом важном документе определяется перечень должностей и количество штатных единиц по каждой должности, которые необходимы образовательной организации для того, чтобы осуществить поставленные задачи.

изображение

Задумывались ли вы о происхождении этого привычного для нас словосочетания «штатное расписание»? Мы ведь понимаем, что само слово «расписание» в данном случае не имеет ничего общего с календарной упорядоченностью по времени.
Но обратившись к толковым словарям, мы найдем для себя ответ и сможем истолковать значение и прояснить для себя смысл названия документа.

изображение

Расписать, совер. (к расписывать):

… 2. кого-что. Распределить между кем-чем-нибудь, назначить кому-чему-нибудь, предназначить для кого-чего-н. [21]

Устанавливая штатное расписание, мы расписываем, т. е. распределяем задачи образовательной организации по должностям работников.

В былые времена образовательные учреждения не обладали компетенциями в установлении штатного расписания, а получали его утвержденным «сверху». Такое «расписание задач по должностям» осуществляли вышестоящие органы управления, считая, что им с их более высокого уровня иерархии виднее, сколько должностей и в каком количестве необходимо школам, детским садам и другим образовательным учреждениям для выполнения требований вышестоящей системы.

изображение Времена изменились, компетенции ОО расширились, а вот понимания сути действия по переводу задач образовательной организации в должности, т. е. функции работников, не прибавилось.

Да и, чего греха таить, рецидивы прошлого все равно проявляются в нашей управленческой практике. И убедиться в этом мы можем, услышав в очередной раз от очередного начальника требования об оптимизации штатных расписаний образовательных организаций, несмотря на многократное увеличение функциональных требований, исходящих от вышестоящей системы, и задач, которые теперь надлежит выполнять образовательной организации.

Итак, устанавливая штатное расписание, администрирование, а точнее администратор как субъект управления, который осуществляет воздействие на объект управления, выполняет важную административную функцию. Именно ее один из родоначальников классической школы управления Анри Файоль определил как первый из названных им 14 принципов административного управления [14]. Речь идет о разделении труда.

изображение Заметим, что именно рациональное разделение труда под задачи, стоящие перед образовательной организацией, выполняет в управлении именно администрирование. И это область его ответственности, от которой зависит успешность функционирования ОО.

Как же действует администрирование, разделяя труд работников под задачи?

изображение

Теперь, от вопроса, что должны делать работники для решения задач образовательной организации, мы переходим к очень важной административной процедуре: от должности как функции, которые должны выполнять работники, — к установлению функционала, т. е. набора требований [22] к данной, конкретной должности.

изображение Таким образом, в «режиссуре» администрирования как обезличенного управления главным действующим «лицом» разворачивающихся функциональных действий по решению задач образовательной организации является не личность, не индивидуальность работника, а его соответствие требованиям к должности, на которую его назначили.

Для администрирования принципиально важно выполнение функций, которыми наделены работники в соответствии с должностями.

изображение Задумывались ли о том, что известная поговорка «не место красит человека, а человек место» не работает в администрировании?

Так уж получается, что в этой безличной области управления человек «окрашивается в цвет» должности и из личности превращается в должностное лицо, которое должно и обязано выполнять функции и соответствовать требованиям.

изображение Замечали ли вы, как нас, педагогов, называют наши ученики и воспитанники? Какими только «должностными именами» не пополняется копилка образовательного сленга! Вот только некоторые из них: заучиха, математичка, ботаничка (и другие, образовавшиеся по формуле «учебный предмет + суффикс «-чка»), химуза, географиня, класснуха, ОБЖун, и пр., и пр.

И это не только отражение личностного отношения детей к педагогам, но и удобные для них варианты именования должности учителя и преподаваемого им предмета как выполняемой педагогом функции. Вот так наши дети подтверждают (а словами ребенка глаголит истина!), что должность «перекрашивает» человека и «украшает» его именами-функциями.

изображение Для администрирования, в котором «царствует» функция, работники являются объектами управления — «носителями» возложенных на них функций, а одной из характеристик такого управления является формальная обезличенность должностных обязанностей.

Поэтому администрирование, будучи по сути объектно-функциональным управлением, ставит во главу угла функцию как требование и функциональность как признак соответствия требованиям.

изображение

Функциональность:

— способность выполнять определенные функции [23];
— выполнение отдельными элементами и системой в целом определенных функций [24].

Такова природа администрирования, таковы подходы этого вида управления к работникам, которые согласно целерациональному типу социального действия по М. Веберу, трактуются как средства для достижения целей. Работники — это исполнители задач, обеспечивающие выполнение функций и соответствующих им требований.

Поэтому мы еще раз обращаем внимание на то, что администрирование — это «безличностное», сугубо функциональное управление, главная задача которого заключается в оптимальном распределении работ по выполнению задач и достижению целей организации.

изображение И в этой «безличности» при данной сложной управленческой задаче нет ничего негативного, поскольку речь идет о выстраивании рациональной структуры ОО и структуры управления в ОО, оптимально рассредоточивающей ресурсы, и в том числе трудовые, под цели и задачи образовательной организации.

Но отдавая должное администрированию, мы должны понимать, что оно не всесильно в решении задач образовательной организации. И у него есть пределы и границы «территории его могущества» в пространстве управления образовательной организаций, о которых мы будем говорить в следующий раз.

Источники

[1]. Бестужев-Лада И. В., Рыжов А. П., Эдельман В. А., Симонов А. Н. — Управление. / Гуманитарная энциклопедия: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2019. -URL: https://gtmarket.ru/concepts/6867
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Организации, или то, в чём организована наша жизнь. -URL: https://eduface.ru/consultation/management/organizacii_ili_to_v_chm_organizovana_nasha_zhizn
[3]. Административный менеджмент [Электронный ресурс]: Учебник/ А. В. Райченко; Институт экономики и финансов «Синергия». — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 416 с. — ЭБС «Знаниум», С. 38–39. -URL: https://studref.com/375947/menedzhment/vvedenie_administrativnyy_menedzhment#
[4]. Функция /Этимологический словарь. — 2004.- URL: http://enc-dic.com/rusethy/Funkcija-5131.html
[5]. Функция /Эканет. — URL: http://dictionary-economics.ru/word/Функция
[6]. Покровский Н. Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона // Социологические исследования. — 1992. — № 2. — URL: http://ecsocman.hse.ru/data/095/539/1217/014.POKROVSKIY.pdf
[7]. Асмолова (Плахова) Л. М. Функции образовательной организации: от целей к их выполнению. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/funkcii_obrazovatelnoj_organizacii_ot_celej_k_ih_vypolneniyu
[8]. Администирирование/Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969–1978. — URL: http://www.вокабула.рф/энциклопедии/бсэ/администрирование
[9]. Администрирование/Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф. полит. наук Санжаревский И.И. 2010. — URL: http://enc-dic.com/polytology/Administrirovanie-2330.html
[10]. Администрирование/Юридический словарь. — URL: http://enc-dic.com/legal/Administrirovanie-913.html
[11]. Бюрократия/Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь. — URL: http://www.вокабула.рф/энциклопедии/энциклопедия-брокгауза-ефрона/бюрократия
[12]. Иванова Т.Ю., Приходько В. И. Теория организации. -СПб.: Питер, 2004. — 272 с., С. 83.
[13]. Незаменимых у нас нет/Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1766/Незаменимых
[14]. Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. -М.: Республика, 1992. -351 с.
[15]. Евенко Л. И. Менеджмент на пороге XXI века (вступительная статья)// Мескон М.Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело, 2002. — 704 с., С. 6.
[16]. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с., С. 118
[17]. Функциональный/ Большой толковый словарь русского языка. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с., С. 1436.
[18]. Применение функциональных признаков. — URL: http://studopedia.ru/3_42295_primenenie-alternativnih-priznakov.html
[19]. Фунционирование/Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000
[20]. Штатное расписание и штатная расстановка / Управление персоналом 100% практика. — URL: http://www.hrm100.ru/shtatnoe-raspisanie-i-shtatnaya-rasstanovka/
[21]. Расписать/Толковые словари Ожегова, Ушакова.- URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/расписать
[22]. В. Лучков. Как создать должностной функционал. — URL: http://victorluchkov.ru/articles/kak-sozdat-dolzhnostnoj-funkczional.html .
[23]. Функциональность/Словарь лингвистических терминов Т. В. Жеребило. — URL: http://lingvistics_dictionary.academic.ru/4759
[24]. Лившиц В. Н. Основы системного мышления и системного анализа. -М.: Институт экономики РАН, 2013. — 54 с., С. 12.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0