Цели определены, ресурсам подготовиться!

Мы продолжаем разговор о самом, пожалуй, «больном» и «накипевшем» вопросе в практике управления образовательными организациями: о ресурсообеспечении деятельности ОО.
В прошлый раз мы говорили о «смежниках» — двух важнейших процессах управления поведением системы, один из которых «отвечает» за результативность, а другой — за ресурсообеспечение [1].

изображение

Имея различную направленность, эти два процесса управления поведением системы «соседствуют» в структуре системы, обладая двумя общими элементами: условия и объект управления, а «граница» между ними проходит по общему ребру пирамиды, соединяющей эти элементы.

изображение

Понятен сарказм практиков, но все же не лишним будет еще раз напомнить, что «геометрия» здесь помогает нам распознать и в последующем использовать принципы поведения системы, которые определяются ее структурой.

изображение

Если удается установить взаимосвязь между структурой и поведением, то мы начинаем понимать, как работают системы, почему они дают те или иные результаты, и как изменить поведение таким образом, чтобы достичь лучших результатов. …

Поведение позволяет подобраться к структуре системы, лежащей в основе этого поведения. А структура, в свою очередь, — ключ к пониманию не только того, что происходит, но и почему. …

Структура определяет, какое поведение изначально присуще системе. [2]

Донелла Медоуз

Поэтому для того, чтобы понимать, как должна работать система, мы «разгадываем» тайны ее структуры, которая, в свою очередь, представляет собой упорядоченное строение (устройство) элементов и связей системы.

изображение

Каждая система структурно оформлена. Структура — строение системы, внутренняя форма организации системы… Есть системообразующие элементы и связи, т. е. то, что составляет сущность системы, ее самостоятельную силу и что передается структурой. [3]

«Геометрия» структуры перестает быть абстрактным понятием, если мы наполняем смыслами и значениями то, что соединяем в систему [4]. Поэтому определяя, в чем заключается «смежность» и взаимосвязанность процессов, направленных на управление результативностью и управление ресурсообеспечением деятельности ОО, мы именно в структуре системы должны установить их «общие» элементы и связи. Таковыми в данной структуре системы будут элементы условия и объект управления, и обуславливающая их взаимодействие связь.

изображение

Изучая элемент «условия управления», мы ранее специально оставливались на вопросе о том, что понятие «условие» имеет несколько значений, и каждое из них играет свою особую роль в системе управления образовательной организацией [5].

Задавая вопрос системе «В каких условиях осуществляется управление?», мы получили три грани видения ответов, раскрывающих нам подсистему условий: 1) условия как фактор заданности (цели, задачи, требования, которым необходимо соответствовать); 2) условия как фактор обстоятельств, позволяющие раскрыть специфику внешних и внутренних условий, в которых функционирует и развивается конкретная образовательная организация; 3) условия как фактор возможностей, представляющие собой потенциал образовательной организации, ее способность мобилизовать необходимые ресурсы: средства и внутриорганизационные источники, с помощью которых заявленные цели и задачи будут выполнены, и достигнуто соответствие требованиям.

изображение

Другим общим для процессов управления поведением системы, направленных на результативность и ресурсообеспечение, является элемент «объект управления», который так же, в свою очередь является сложной подсистемой, отвечающей на вопрос «Чем управляем?».

изображение

И вот теперь нам, как вдумчивым исследователям системы управления образовательной организации, предстоит выявить сущность взаимосвязи, работающей между этими двумя элементами в структуре системы.

изображение

Как приятно осознавать, что мы умеем мыслить системно, и «зрим в корень», поскольку именно цель, процитируем Донеллу Медоуз, оказывает определяющее влияние на поведение системы.

изображение

Наименее явная часть системы — ее назначение или цель — оказывает определяющее влияние на поведение системы.

Изменение цели может полностью преобразовать систему, даже если все ее элементы и взаимосвязи остались на месте.

Вопрос «Что важнее в системе — элементы, взаимосвязи или цели?» некорректен. В ней все важно. Все влияет на все. У каждой составляющей своя роль. Но зачастую наименее явная часть системы — ее назначение или цель — имеет решающее значение для поведения системы, определяет, каким оно будет. [6]

Донелла Медоуз

Однако, несмотря на всю принципиальную важность целевой направленности, не только фактор заданности условий будет обеспечивать прочность связей этих элементов в структуре системы.

изображение

Абсолютно верно! Именно это значение условий как фактора обстоятельств наряду с фактором заданности будут иметь решающее значение в процессе управления результативностью.

изображение

А вот теперь мы обратим свое пристальное внимание на третье значение условий. Оно не только важно само по себе, но и заставляет нас, руководителей, по-другому взглянуть на объект управления как управляемую подсистему. Ранее она выступала перед нами только как структурированный объект видов деятельности, включающих ведущую — образовательную деятельность, в совокупности с организационно-управленческой и вспомогательной (обеспечивающей) деятельностями образовательной организации.

изображение

Этот другой взгляд на объект управления формируется, если мы не только рассматриваем условия как фактор заданности, в которых объекту задаются цели и требования, но и выясняем возможности, способности, готовность объекта для достижения поставленных целей и соответствия требованиям. Именно в таких условиях формируется еще одно видение управляемой подсистемы, отвечающей на вопрос «Чем управляем?»: мы управляем ресурсами образовательной организации.

изображение

изображение Практика показывает, что пессимистичные настроения руководителей ОО преобладают над оптимистичными в вопросе обеспечения ресурсами своих образовательных организаций. И ресурсный «стакан», из которого мы черпаем возможности для осуществления целей и задач и обеспечения соответствия требования, в сознании многих руководителей, как правило, всегда наполовину (а чаще всего, и менее того!) пуст…

Но при этом парадокс нашей управленческой практики заключается в том, что в большинстве случаев, когда мы, руководители, реально нацелены на достижения, и/или считаем абсолютно обязательным достижение соответствия по установленным требованиям, мы «из ничего» находим ресурсы, с помощью которых добиваемся выполнения. И оказывается, что ресурсный «стакан» все-таки наполовину полон!

smile

Аксиомы управления:

Пессимистическая: ресурсов всегда мало, недостаточно, не хватает…. Их нет, и не предвидится!

Оптимистическая: ресурсы всегда каким-то образом находятся, если очень нужно, особенно в случае необходимости выполнения требований вышестоящей системы!

Но шутки шутками, а управление ресурсообеспечением — это один из сложнейших процессов управления поведением системы. И раскрыть его тайны — наша первейшая задача.

Поэтому сосредоточив свое внимание на положении этого процесса в структуре системы, начнем разбираться в сути этого явления. Для этого представим то, что мы уже знаем об элементах и связях, задействованных в процессе управления ресурсообеспечением.

изображение

А знаем мы, как выясняется, немало.

Во-первых, объект управления — управляемая система обрел еще одну составляющую, и теперь ресурсы образовательной организации становятся тем, чем мы управляем.

Во-вторых, наряду с системообразующей связью, характеризующей целенаправленность видов деятельности ОО, мы увидели еще одного «невидимого труженика системы» — обратную связь, отражающую ресурсную возможность, способность, готовность объекта управления к достижению поставленных целей.

В-третьих, мобилизовав уже имеющиеся знания о принципах поведения системы, определили еще одну важную системообразующую связь, в основе которой лежит принцип эффективности управляющей системы.

? Принцип эффективности управляющей системы является необходимым принципом поведения системы управления, определяющим развитие ее способности к опережающему наращиванию ресурсного и творческого потенциала образовательной организации, необходимого для эффективного решения задач функционирования и развития в изменяющихся условиях деятельности ОО [7].

Руководствуясь этим принципом, мы еще раз подчеркиваем, что именно те, кто управляет образовательной организацией, являются субъектами, акторами, авторами, создателями ресурсов образовательной организации. И эффективность деятельности тех, кто управляет, определяется тем, насколько целесообразно и рачительно в конкретных условиях образовательной организации действуют управляющие, создавая и распределяя ресурсы ОО по разноплановым задачам деятельности ОО, контролируя и оценивая их рациональное использование.

?Замечали ли вы, какие выражения застывают на лицах наших коллег — директоров и заведующих, когда они приходят на очередной семинар, который проводится в образовательных организациях — флагманах региональной и/или муниципальной образовательной политики, блистающих не только своими передовыми результатами, но и ресурсной оснащенностью?

Что скрывает (а иногда и не скрывает) эта мимика на лицах собратьев по управленческому труду?

Зависть с выражением убежденности в том, что имея такие вот «ресурсища», каждый бы смог добиться результатов…

Печаль о том, что в моей школе (детском саду, доме творчества) такого материального богатства никогда не было, и, к сожалению, не будет…

Отсутствие сорадования, поскольку радоваться достижениям других и восторгаться чужими успехами у нас как-то не принято…

Огорчение от того, что руководитель этой передовой образовательной организации смог обеспечить такое ресурсное благополучие, наверняка используя «свои связи наверху», а нам, стоящим на нижней позиции рейтинга, «от этих верхов» достаются лишь тумаки…

Не будем сейчас вдаваться в психологический разбор эмоций и ощущений, формирующих климат в управленческом сообществе, а беспристрастно вернемся к исследованию системы управления, в структуре которой есть ответы на причины подобных эмоций. И с этими причинами-факторами каждый руководитель в своей образовательной организации остается один на один.

Иными словами, субъект управления (единолично, или команда управленцев, а правильней было бы, если бы мы говорили о целостной управляющей системе в ОО) работает и действует в конкретных условиях определенной образовательной организации. Специфику этих условий определяет и география (местоположение, удаленность или приближенность к центру и т. д.); и социально-экономические и социокультурные условия региона, муниципалитета, конкретного района и микрорайона; и исторические условия жизни и развития самой образовательной организации, формировавшей на всем протяжении ее существования определенную репутацию в социуме и в органах государственной власти; и сложившейся на данный период уровень организационной культуры школы, детского сада, дома творчества; и компетентность и профессионализм тех, кто работает в ОО, и пр., и пр.

Вот так, из многих-многих причин складываются факторы специфичности, неповторимости, индивидуальности каждой образовательной организации, накладывающие «печать конкретики» условий, в которых действует субъект управления- управляющая система.

изображение

? Задумывались ли вы над вопросом о том, как формируется в нашем профессиональном сообществе авторитет руководителей среди собратьев по нашему горячему управленческому цеху? Ведь заслуженным авторитетом обладают именно те, кто, несмотря на сложнейшие условия, в которых начиналась их деятельность, смогли своими усилиями и преобразованиями добиться заметных изменений и последующих успехов своих образовательных организаций.

В чем же заключается секрет успеха наших коллег, кто преодолевает, и кто смог преодолеть негативную специфику условий, и сделать так, чтобы их объекты управления — образовательные организации оказались способными к достижению целей и решению архи-сложных задач деятельности ОО?

Конечно, все они прошли и проходят свой, опять же очень специфичный путь к успеху. Но при всем этом, каждый из них, обладая системным мышлением, нашел правильный ответ, создавая и выстраивая, организуя и поддерживая «в боевой готовности» процесс управления ресурсообеспечением образовательной организации.

И для этого особый упор был сделан на установление (или восстановление) таких важных связей в системе управления как компетенции управляющей системы в формировании ресурсного потенциала организации.

изображение

? Замечали ли вы такую особенность восприятия педагогическим сообществом первоисточников успехов и неудач в ресурсном оснащении образовательной организации?

Кого, в первую очередь, «винит» коллектив, если работники испытывают постоянную нужду в необходимом оснащении, измучены временны́ми авралами, страдают от текучки кадров, недоукомплектования и закрытия классов и групп, и т. д., и т. п.? Конечно же, руководителя! Вот и возникают в коллективе шепот и ропот, усугубляющиеся сравнением с соседними школами, детскими садами и т. д., где дела обстоят лучше, и таких проблем, как у нас, у них нет.

А кому по коллективному мнению отдается «пальма первенства» за заслуги в успехах: результатах, оснащенности, отличных условиях в ОО? Всему коллективу! Ведь это мы все вместе смогли, сделали, достигли!

Возможно, кому-то из руководителей это покажется обидным, что «народом» умаляются его личные заслуги в достижении такого уровня, ведь именно директор/заведующая приложил столько сил к преобразованию ОО.

И если вдруг появятся такие эмоции, то руководитель, мыслящий системно, отвергнет их, поскольку наращивание ресурсного потенциала образовательной организации — это всегда дело коллективное, и «один в поле не воин».

И если успехи в наращивании возможностей объекта управления к достижению заявленных целей и решении сложных задач образовательной организации коллектив присваивает себе, значит, руководитель правильно задает мотивационно-смысловую устремленность в коллективе: мы все ответственны за то, какая есть и какой будет наша школа, наш детский сад, наш дом творчества и т. д.

изображение

Да, на практике многие руководители «жалуются» на такое положение дел, когда увещевания руководства об ответственности «не доходят до адресата». И мы будем глубоко проникать в эти сложные вопросы мотивационного менеджмента, когда приступим к изучению этой большой и сложной темы, погружаясь в вопросы теории деятельности и ценностно-смысловых и целевых установок.

А пока давайте продолжим исследование системы управления и определим в процессе управления поведения системы, направленном на обеспечение образовательной организации ресурсами, недостающие нам связи.

изображение

Нет, это не так, хотя на первый взгляд, кажется, что именно от ресурсов нам надо протянуть необходимую линию, связующую их с субъектом управления.

На самом деле, именно этот вопрос о сущности связи, исходящей от объекта управления к субъекту является одним из принципиальных и поэтому отражает еще один принцип поведения системы, о котором мы говорили ранее [7].

?Важнейшим принципом поведения системы управления, обеспечивающим стабильную деятельность образовательной организации, является сочетание рационального разделения труда по функциям и компетенциям между участниками достижения целей ОО и координация их действий в процессе решения поставленных задач.

изображение

Именно так! Рассматривая взаимодействие между объектом и субъектом управления с позиции принципа разделения труда, согласно которому цели и задачи образовательной организации должны быть рационально распределены между участниками деятельности, мы видим две взаимосвязанные области компетенций.

изображение

Первая формируется, исходя из необходимости общими усилиями добиваться достижения целей образовательной организации.

изображение

Преследование общей цели организации осуществляется посредством функционального разделения труда между ее элементами, которые и определяют эту цель.

Чтобы организовать систему, …, необходимо разделить ее работу функционально между частями и наладить координацию между ними. [8]

Р. Акофф

И для этого мы представляем объект управления как систему взаимосвязанных между собой видов деятельности, по которым определяются задачи, направленные на достижение целей. А затем эти задачи распределяем между субъектами управления, подтверждая тем самым «золотое правило» Н. А. Бернштейна: задача рождает орган.

Таким образом, в системе управления обеспечиваются связи компетенций управляющей системы в объекте управления, структурированного по видам деятельности. Иными словами, система помогает нам в установлении требований к содержанию действий, которые должны выполнять участники деятельности. Именно это понимание того, что необходимо делать в управлении тем или иным видом деятельности и составляет предметную основу компетенций.

И получив такое «задание» от объекта управления, субъект управления ставит перед собой задачи обеспечения реализации поставленных задач необходимыми ресурсами. Таким образом, формируется вторая область компетенций, связанных с процессом ресурсообеспечения деятельности.изображение

Таким образом, мы не только выделяем две составляющих компетенций субъекта управления, но и настоятельно приучаем себя к мысли о том, что процесс ресурсообеспечения всегда связан с целеполаганием в объекте управления. Данная смысловая опора поможет нам избежать опасных рисков в управлении образовательной организацией, один из которых можно определить так: ресурсы ради ресурсов.

изображение

Конечно, руководителей образовательных организаций можно и нужно понять. Пытаясь хотя бы частично снижать остроту ресурсных проблем, ежедневно напоминающих о себе реальными и злободневными ситуациями в практике ОО, многие директора и заведующие не видят смысла в воззваниях о необходимости разработки целей и задач, поскольку тяжесть решаемых ими оперативных задач затмевает потребность в целеполагании. Вот и возникают достаточно устойчивые в управленческом сообществе установки, что начинать надо, прежде всего, с решения ресурсных проблем, а уж потом, когда эти задачи будут решены, можно и о высоких целях задумываться.

Трудно переубеждать тех, кто руководствуется в управленческой деятельности именно таким «ресурсным принципом». И трудность смены данных установок в сознании многих руководителей еще более усиливается, поскольку, как правило, к такой основе понимания управления добавляется еще один «принцип», о котором мы говорили в предыдущем разговоре: проблемы обеспечения ресурсами образовательных организаций — это задача вышестоящих органов управления образования.

изображение

Получается так, что «принцип ожидания манны небесной» не срабатывает, зато «ресурсный принцип» оказывается очень живучим, и преодолеть эту смысловую установку можно только в деятельности. Именно опыт управленческой деятельности, организованной на основе данного принципа, а точнее, анализ и рефлексия этого опыта, дают ответы на вопрос о правильности и эффективности управления, построенного на принципе «сначала ресурсы, а потом уж все остальное».

smile

И опыт, сын ошибок трудных…

А. С. Пушкин

И поможет нам разобраться в этом опыте управленческой деятельности методологический инструментарий системно-деятельностного подхода.

pen

Системно-деятельностный подход предполагает при изучении любых феноменов психики и проектировании разных сфер социальной практики выделение в качестве методологических инструментов следующих планов анализа систем:

  • мотивационный план анализа, связанный с ответами на вопрос «ради чего», ради каких «мотивов» происходит развитие того или иного феномена;
  • интенционально-целевой план анализа, связанный с ответом на вопрос «на что», на какие «цели» направлены действия той или иной системы;
  • операционально-технологический план анализа, связанный с ответом на вопрос «каким способом», посредством каких «операций», «технологий» достигаются мотивы и цели системы в тех или иных условиях ее существования;
  • ресурсно-энергетический план анализа, связанный с ответом на вопрос «за счет чего», каких источников, например, тех или иных психофизиологических ресурсов организма или материально-технических ресурсов общества, будут осуществлены те или иные «действия», «операции» или «технологии», обеспечивающие достижение мотивов и целей системы;
  • и, наконец, «субъектный» план анализа, связанный с ответом на вопрос «кто» будет «агентом», заинтересованным в трансформациях, преобразованиях, изменениях той или иной системы, например, «общества как системы», «образования как системы» или «личности как „системы“».
    Таковы методологические инструменты, используемые в конкретно-научной методологии системно-деятельностного подхода в психологии и социальной практике. [9]

 

А. Г. Асмолов

Представляя планы анализа систем в той последовательности, на которую указывает автор системно-деятельностного подхода, обратим внимание, что ресурсный план, если мы выстраиваем «уровневую лесенку», располагается в нижней ее части. Однако это вовсе не означает, что ресурсы в анализе деятельности занимают последние, а, следовательно, незначимые позиции.

?Наоборот, роль ресурсов значительна тем, что она «замыкает» процесс проектирования в последовательности смысловые приоритеты (Ради чего?) — цели (На что направлена деятельность?) — технологии (Какими способами действуем?) — ресурсы (и За счет каких средств реализуем технологии и достигаем целей?).

изображение

А вот теперь на эту теоретическую схему мы посмотрим глазами практиков, а точнее, представим то, как на практике действуют руководители, для которых «ресурсный принцип» затмевает все остальные планы анализа и проектирования деятельности.

изображение

Именно так, сосредотачивая все свое управленческое внимание именно на ресурсах образовательной организации, поскольку данная проблема является наиболее острой для большинства школ, детских садов, домов творчества и т. д., и, считая, что сначала надо устранить именно эти препятствия, руководители ОО тратят уйму времени и сил на оснащение, обеспечение, распределение, контроль и учет используемых ресурсов в управляемой ими организации.
И анализируя результаты этой титанической работы, многие руководители сталкиваются с очень печальной для оценки их опыта деятельности проблемой «черной дыры», задаваясь массой вопросов:

изображение Куда и на что уходят эти ресурсы?
Как используются с таким трудом добытые ресурсы?
Почему нет сдвигов в результативности?
Какой смысл был в том, что я столько сил и времени потратил(а) на оснащение нашей образовательной организации?

Вот так, загнав себя в тупик, поскольку со «ступеньки» ресурсного плана деятельности нет других горизонтов видения решения проблем и постановки задач деятельности ОО, многие руководители начинают сомневаться не только в эффективности своей управленческой деятельности, но и, чего греха таить, теряют былой настрой на успех. А утрата мотивации оборачивается и потерей лидерских позиций, и ростом недовольства руководителем, который по мнению коллектива не справляется со своими обязанностями, и т. д., и т. п.

изображение
изображение

Абсолютно верно! Методологический инструментарий системно-деятельностного подхода не только помогает нам распознать ошибки в практике управления ОО, но и направляет наши усилия на избегание рисков бессмысленной, нецелеориентированной и неэффективной управленческой деятельности.

изображение

Спору нет, что смысловые ориентиры и вытекающие из них цели являются непреложным основанием управленческой деятельности. Однако практика управления показывает, что во многих ОО существует еще один, говоря словами Г. П. Щедровицкого, «разрыв в деятельности».

И связан он с ситуациями, когда наличие продуманных целей и четко прописанных и структурированных задач не является залогом их успешной реализации. Речь идет о неэффективной практике использования программно-целевого метода управления, в котором руководители берут на вооружение слова «программа» и «цели», забывая при этом о мощнейшем инструменте процесса управления ресурсообеспечением достижения поставленных целей.

?Знакомы ли вам такие «картины с выставки» наших управленческих не-достижений: объемные папки с материалами программ и проектов, на написание которых мы потратили уйму времени и сил, стоят на полках в шкафу руководителя ОО, так и не получившие подтверждения целеустремленности в делах и результатах этих «планов громадья»? Что-то из того, что намечали, конечно же, выполнили. Но многое так и осталось «благими желаниями». Отчего?

Ответ у нас у всех, кто сталкивался с такими ситуациями, один. Когда писали эти стратегические программы и проекты, не могли точно определить объем ресурсов, которые понадобятся в период их реализации. Поэтому эти вопросы в программах отнесли на потом, в последующую разработку тактики действий. А когда дошли до этой тактики, нужных ресурсов на данный момент не нашлось….

Вот и получилось, что в бой за достижение стратегии уже ввязались, а вот «обозы с провиантом и оружием» для этого не подготовили…

изображение
pen

Найди цель — ресурсы найдутся.

Махатма Ганди

Краткость приведенного изречения мыслителя, философа и известного политического деятеля Махатмы Ганди может восприниматься по-разному.

Для кого-то в этой фразе скрывается смысл о безусловном приоритете цели, постановка которой зависит от субъекта деятельности, и некоем чудодейственном явлении нахождения под эту цель ресурсов.

Другие воспринимают эту мысль как доказательство того, что если цель ясна, то дальнейшее нахождение ресурсов, необходимых для ее достижения, становится более легким для человека действием, чем само целеполагание, поскольку он мотивирован на результат и приложит все силы (ресурсы), чтобы его достичь.

Мы же извлечем из цитаты философа следующий смысл, обратив особое внимание на тире (!) и возвратную частицу «-ся».

изображение

Именно в этом тире заключается важный для нас, управленцев смысл, связанный с действиями, осуществление которых позволит нам достичь поставленной нами цели, выбрав способы, оптимально соответствующие нашим условиям. А вот возвратная частица «-ся» вовсе не говорит нам о том, что эти ресурсы найдутся как-то так, сами по себе. Наоборот, она обозначает ту самую нашу самостоятельность в организации управления обеспечением ресурсами процесса достижения цели.

Поэтому, если мы в ходе нашего разговора расстались с иллюзиями о том, что «сначала ресурсы, а потом все остальное», если мы осознаем всю важность процесса целеполагания и роли, которую играют ресурсы в достижении цели, мы готовы приступить к изучению следующих вопросов. И таких у нас на повестке дня будет два.

Вопрос первый: что же собой представляют ресурсы образовательной организации?

Вопрос второй: как сделать так, чтобы ресурсы образовательной организации обеспечивали достижение поставленных целей?

На поиск нужных нашей управленческой практике ответов мы и нацелимся в ближайших темах нашего разговора о процессе ресурсообеспечения в системе управления.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Ресурсообеспечение образовательной организации: «черный ящик» процесса управления против «черной дыры» неизвестности [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/resursoobespechenie_obrazovatel_noj_organizacii_chernyj_yawik_processa_upravleniya_protiv_chernoj_dyry_neizvestnosti
[2]. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления /Д. Х. Медоуз; пер. с англ.; под ред. чл-корр. РАН Н. П. Тарасовой. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -343 с., С. 21; 149; 150.
[3]. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 551 с., С. 27.
[4]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Из чего же, из чего же, из чего же» … состоит система управления образовательной организацией? [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/iz_chego_zhe_iz_chego_zhe_iz_chego_zhe_sostoit_sistema_upravleniya_obrazovatelnoj_organizaciej
Асмолова (Плахова) Л. М. Невидимые связи в системе управления обретают смыслы и имена [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/nevidimye_svyazi_v_sisteme_upravleniya_obretayut_smysly_i_imena
[5]. Асмолова (Плахова) Л.М. И опять «математика» управления: требуется… много; дано… мало; а надо выполнять! [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/i_opyat__matematika_upravleniya_trebuetsya_mnogo_dano_malo_a_nado_vypolnyat
[6]. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления /Д. Х. Медоуз; пер. с англ.; под ред. чл-корр. РАН Н. П. Тарасовой. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -343 с., С. 41–42.
[7]. Асмолова (Плахова) Л. М. Пишем «неписаные законы» поведения системы управления ОО [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/pishem_nepisanye_zakony_povedeniya_sistemy_upravleniya_oo
[8]. Акофф Р. Акофф о менеджменте — Спб.: Питер, 2002. — 448 c, С. 82, 37.
[9]. Асмолов А. Г. Разработка системно-деятельностных принципов. [Электронный ресурс] Персональный сайт А. Г. Асмолова — Режим доступа. — URL: http://asmolovpsy.ru/ru/ideas/121

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0