«Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь», … и какие иметь структурные подразделения в ОО

Итак, мы с вами продолжаем восхождение по пути организационного проектирования, где уже взяты высоты образовательной структуры, в основном представлена основная структура и в целом понятны подходы к проектированию организационных элементов вспомогательной структуры.

изображение

Однако порадоваться столь быстрому приближению к желаемому осуществлению проектирования структуры управления на данном этапе мы пока не сможем. И этому есть два объяснения.

Первое из них связано с тем, что структура управления ОО не может быть правильно спроектирована, если руководство ОО не имеет представления обо всем массиве и специфике общей структуры, в понимании и определении которой нам и предстоит разбираться.

изображение

А пока наглядно представив остроконечные вершины постигнутых нами главных «хребтов» проектирования, определим общую структуру как целостный горный массив, понять внутреннее устройство которого без таких его составляющих как образовательная, основная и вспомогательная структура будет крайне затруднительно.

Второе объяснение отсроченного проектирования структуры управления связано с тем, что, несмотря на наше постоянное обращение к управленческим проблемам и вопросам администрирования и менеджмента, мы пока не можем быть уверенными в четком понимании эффективной структуры управления в ОО, т. е. представлении устройства такого управления, которое бы компетентно решало разноплановые задачи функционирования и развития ОО. И для этого нам еще предстоит разбираться в многосложных вопросах методологии и технологий управления.

изображение

Для удрученных отсроченным проектированием структуры управления мы все же «подсластим пилюлю» тем, что проектирование основного контура административного управления мы сможем представить уже на этапе завершения проектирования общей структуры. И для многих руководителей это станет подспорьем в понимании построения структуры управления по функциям образовательной организации. Однако вновь вернуться к проектированию этой структуры нам все же придется, когда будем глубже проникать в системные основы управления.

Ну что ж, закончив предваряющую «мотивационную пятиминутку», мы приступаем к главным вопросам изучения понятия общей структуры.

изображение

Но прежде чем мы приступим к определению понятия «общая структура», обратимся к значению слова «общий».

pen

Общий — 1. Коллективный, совместный с другими, принадлежащий всем.

2. Свойственный всем. 3. Всеобщий, касающийся всех. 4. Распространяющийся на всё, охватывающий всё. 5. Совокупный, весь, целый. 6. Касающийся основ и принципов чего-н., представляющий собой какое-н. обобщение. Четкая постановка общих вопросов необходима для правильного подхода ко всем частным. 7. Содержащий только самое главное, основное, без частностей, нерасчлененный, схематичный [1].

При всем многообразии значений мы сделаем акцент на том, что говоря об общей структуре образовательной организации, нам предстоит не только обобщить все ранее проектируемые структуры нашей конкретной ОО, выделив в ней главные ее составляющие, но и выработать принципы и подходы, которые позволят представить эту организационную совокупность.

Эти общие принципы и подходы должны будут действовать не только в «типовой» ОО, как наиболее распространенной в практике общего образования организации, но и позволят учитывать типы образовательных организаций и конкретные условия функционирования каждой из них, будь то значительный по объемам столичный образовательный комплекс, или, например, малокомплектная сельская школа.

Поставив перед собой такую сложную задачу проектирования общей в принципах и подходах для всех ОО обобщающей структуры организации, мы вновь обратимся к законодательным основам, которые определяют самостоятельность образовательных организаций в вопросах формирования своей структуры.

изображение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 27. Структура образовательной организации.

1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

изображение
изображение

Очевидно, что с такими вопросами сталкиваются многие руководители, и как правило, не находят ответов и в части нормативно-правовых требований к этим важным организационным позициям, и в части методического разъяснения и рекомендаций к применению в практике деятельности ОО.

Ну что ж, давайте «шагать от печки», которая в нашем случае представляет собой основы теории организации и практики ее применения. И вновь обратимся к определениям, на которые мы ссылались ранее [2]. И начнем мы с определения понятия общей структуры.

изображение

Общая структура — упорядоченная совокупность «всех организационных единиц с точки зрения их расположения, выполняемых в процессе осуществления своей деятельности функций» [3].

В. Р. Веснин

изображение

Пожалуй, все же не стоит уж так сразу отказываться от теории, а наоборот, необходимо задаться вопросом о том, для чего же, собственно, нам в нашей практике нужно представление этой самой «упорядоченной совокупности всех организационных единиц»? А для этого давайте для начала обобщим весь тот значительный по объему материал проектирования, который образовался у нас в процессе разработки образовательной, основной (педагогической) и вспомогательной структур.

Итак, завершив проектирование образовательной структуры, мы выделили в ней такие организационные единицы, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности в ОО с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, форм обучения и режима пребывания обучающихся [4]:

изображение

Разбираясь в вопросах проектирования основной структуры и создавая организационные педагогические объединения, мы выстроили такую основу [5]:

изображение

Структурируя вспомогательную деятельность в ОО, и выделяя основные направления ее обеспечения образовательного, педагогического и управленческих процессов в ОО [6], мы можем представить подходы к выделению организационных единиц, соответствующих этим функциям и задачам:

изображение

Имея этот огромный разделенный по функциям, задачам и соответствующим структурам организационный массив, теперь мы должны создать такую обобщенную (общую) организационную структуру, которая представляла бы четкие и взаимосвязанные между собой объекты управления и обеспечивала бы возможность эффективной координации всех организационных единиц, которые, в свою очередь, создавались в образовательной, основной и вспомогательной структурах под реальные задачи деятельности ОО.

изображение

И начать проектирование общей структуры мы можем, опираясь на один из универсальных принципов моделирования — принцип генерализации.

pen

Генерализация (лат. generalis — общий, главный) — логический прием, предусматривающий обобщение, переход от частного к общему, подчинение частных явлений общему принципу [8].

Это название знакомо каждому из нас со школьной скамьи, когда на уроках географии работали с картами разных масштабов (ну как здесь не вспомнить былую педагогическую молодость преподавания любимого предмета).

Этим приемом мы пользуемся теперь очень часто, когда включаем навигаторы в своих гаджетах и изменяем масштаб, чтобы увидеть весь предстоящий путь или разобраться в деталях пути следования.

pen

Картографическая генерализация — это отбор и обобщение изображаемых на карте объектов, выделение их основных типичных черт и характерных особенностей. Генерализованность — важнейшее свойство всякой карты. Даже на самой крупномасштабной карте изображение генерализовано, поскольку невозможно показывать объекты со всеми подробностями [9].

А сейчас нам предстоит генерализировать, обобщить нашу карту организационного устройства ОО, которая на данном этапе проектирования представлена достаточно большим набором различных организационных единиц в разных видах деятельности ОО.

Сложность заключается в том, что нет у нас под рукой такого удобного инструмента — ползунка, изменяющего масштаб, да и разработанных «организационных карт» наших образовательных организаций в соответствии с масштабами разного видения у нас тоже нет.

Есть и еще одна сложность, с которой сталкиваются руководители не только образовательных организаций, но и многих других. Разберемся с этим более подробно.

Речь идет об одном из важнейших понятий организационной структуры — подразделении.

изображение

Основным элементом общей структуры организации являются подразделения, которые представляют собой официальные группы работников, ответственных за выполнение определенного набора производственных, финансовых, управленческих и иных функций, направленных на достижение целей организации, обособившиеся в процессе разделения труда … [10]

В. Р. Веснин

Итак, проектируя общую структуру организации, мы должны представить устройство нашей ОО как упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, имеющих одно общее название — подразделения. Что же собой представляют эти элементы организационной структуры? Ответить однозначно на этот вопрос нам будет затруднительно, потому что…

?

К сожалению, разные отрасли права (гражданское, налоговое, трудовое право) по-разному используют правовую терминологию применительно к структурному подразделению (обособленному подразделению) организации и включают в определение данных понятий неодинаковую смысловую нагрузку, проявляя тем самым существенные различия по отношению к понятию «обособленное структурное подразделение организации».

Так, в гражданском и налоговом законодательстве применяется термин «обособленное подразделение». Между тем трудовое законодательство употребляет термины «структурное подразделение», «обособленное структурное подразделение организации».

Налоговый кодекс (НК) РФ, в отличие от гражданского законодательства, признает подразделение организации обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Основным его признаком является территориальная обособленность, т. е. его местонахождение не должно совпадать с местом расположения организации (юридического лица) [11].

И. А. Костян

изображение

В решении этого сложного вопроса: что же понимается под структурным подразделением организации, обратимся за разъяснениями к решению высшего судебного органа в нашей стране.

§

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.04№ 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2006 г.) [12].

16. Переводом на другую работу следует считать постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 ТК РФ).

Под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т. д., а под другой местностью — местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Итак, мы получили важнейшее доказательство того, что под структурными подразделениями организации мы можем понимать различные формы организационных элементов ОО. О каких же формах может идти речь? Достаточно подробный их перечень мы видим п.2 Ст.27 ФЗ-273. Да и теория нам говорит о том, что структурные подразделения могут иметь различную направленность, отличаться своим статусом в организации, количеством работников и т. д.

изображение

Подразделения могут быть производственными и функциональными. Они различаются статусом, числом работающих, величиной располагаемых материальных и финансовых ресурсов [13].

В. Р. Веснин

изображение

изображениеОчевидно, этот предупреждающий знак становится одним из самых распространенных в наших разговорах, поскольку речь идет об управленческой практике, результаты которой отзываются в (на) головах руководителей болью и проблемами. И вот опять мы сталкиваемся с ситуациями, когда, с одной стороны, работая в жестких условиях регламентирования деятельности ОО, мы мечтаем о свободе действий и самостоятельности решений. А получая долгожданную свободу и предоставление прав самостоятельных решений, опять мечтаем, но только теперь уже о том, как бы вернуть прежнее «спокойствие» наших действий по указке, или скажем мягче, рекомендациям сверху.

изображение

Вот и сейчас, когда законодательно определено право образовательных организаций самостоятельно формировать свою структуру, мы либо не пользуемся им в полной мере, либо, избегая возможных ошибок из-за своей некомпетентности в этих вопросах, хотим получить четкие и понятные внешние указания к действию.

Но ведь в процессе уже достаточно длительного разговора мы уяснили для себя, что структура организации целиком и полностью зависит от задач (целей и условий их реализации), стоящих перед конкретной ОО. Поэтому если мы хотим, чтобы организационная структура была эффективным инструментом реализации поставленных задач, то нам необходимо наращивать свой уровень компетентности в вопросах ее проектирования.

Поэтому, закончив очередную «мотивационную пятиминутку», возвращаемся к изучению понятия «структурное подразделение».

изображение

Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним)…

Виды структурных подразделений

Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:

1) управления…; 2) отделения…; 3) департаменты…; 4) отделы…; 5) службы…; 6) бюро. Самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся: а) секторы…; б) участки...; в) группы… Конкретное наименование подразделения обозначает основное направление деятельности выделенной структурной единицы. Существует несколько подходов к установлению наименований подразделений.

Прежде всего — это наименования, которые в своем составе содержат указание на вид подразделения и на основную его функциональную специализацию… Наименование может и не содержать указания на вид подразделения. Например, «канцелярия, «бухгалтерия», «архив», …

В законодательстве нет правил установления наименований структурных подразделений — как правило, организации присваивают их самостоятельно [14].

Д. Л. Щур

изображение

Давайте воспользуемся названием книги «Через формы — к смыслам» [15], и пройдем этот путь для того, чтобы за завесой привычных форм, видов и названий организационных элементов и единиц распознать главное — смысл и их назначение в структуре ОО. А для этого припомним все привычные в практике многих школ, детских садов, домов творчества и т. д. такие слова: АХЧ (административно-хозяйственная часть), медсанчасть, учебная часть, дошкольное отделение, заочное отделение, хоровое отделение, психологическая служба, служба охраны, отдел кадров и т. д.

Знакомые каждому руководителю слова, выражающие позицию того или иного подразделения в структуре ОО, несмотря на то, в образовательной организации нет административно-хозяйственной части и заместителя директора по АХР, а есть только завхоз; нет отдела кадров, а есть секретарь — делопроизводитель на 0,5 ставки; нет психологической службы, а есть только один педагог-психолог; да и учебной частью привычно называют кабинет, где работает единственный на всю школу заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

изображение

Верно подмечено, что в названиях элементов организационной структуры учреждений и предприятий много армейских заимствований, добавим к ним существующие в теории организации понятия «дивизиональная департаментализация», «дивизиональная организационная структура».

изображение

Подобного типа структуры появилась впервые в 20-е гг. XX в. … Департаментализация по дивизиональному признаку — это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых представляет одно из направлений бизнеса. Структуры такого типа предполагают достаточно широкую автономию для некоторых подразделений (дивизионов). … Дивизиональная структура создает условия для использования в рамках единого предприятия (организации, компании) частичной децентрализации процесса принятия решений, что обеспечивает высокую гибкость, быструю реакцию на изменения [17].

А. В. Мурзинов

изображение

Речь, конечно же, не идет о воссоздании в образовательных организациях армейских структур, но принцип структурирования, действующий в Вооруженных Силах, нам может помочь в понимании нашей задачи проектирования общей структуры ОО.

изображениеИ поскольку значительным большинством образовательных организаций руководят женщины, далекие от знания непреложной организационной иерархии Вооруженных Сил, представим в общих чертах их устройство.

И добавим для несведущих, что каждый компонент армейской структуры включает определенное количество военнослужащих, и в состав этих компонентов входит определенное количество подчиненных единиц.

Так устроена армия. Таков установленный в ней организационный порядок.

И забегая вперед в вопросы управления, скажем, что каждому уровню в армии соответствует жесткий иерархический порядок назначения командования представленными армейскими единицами (например, армией командует генерал-лейтенант или генерал-полковник; полком — майор, подполковник, полковник; отделением -сержант, прапорщик).

И именно эта позиция для нашего понимания организационного устройства будет очень важна: сначала выделяется организационный элемент в структуре учреждения (чем управлять?), а затем определяется то должностное лицо, которое будет им управлять (кто управляет?). А не наоборот!!!

изображение

Конечно, многие руководители мечтают о наведении четкого порядка в своих организациях, но не надо забывать о том, что основой порядка, а точнее упорядоченности, является именно структура, и об этом мы говорили ранее [18]. А структура, в свою чередь, должна четко отвечать целям и задачам организации. А вот цели и задачи у образовательной организации совсем не армейские, а значит и порядок ее устройства и деятельности должен быть другим.

Но из примера армейской структуры, мы должны почерпнуть для себя важную особенность и представить соответствующую аналогию в практике организационного устройства образовательных учреждений. В армии существует и действует определенная типология организационных единиц, образованных по задачам, которые они решают, и по функциям, которые они выполняют.

А это означает, что и нам в ОО для создания организационной упорядоченности и обобщения всех организационных элементов образовательной, основной и вспомогательной структур в общей структуре нашей организации необходимо самим спроектировать свою типологию структурных подразделений.

pen

Типология (от греч. týpos — отпечаток, форма, образец и … логия) — метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. Типология используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношении, уровней организации объектов как сосуществующих, так и разделённых во времени [19].

изображение
изображение

В разработке своей типологии (именно для нашего, внутреннего использования), которая будет положена в основу проектирования общей структуры ОО, мы не будем претендовать на ее универсальность и способность отвечать на все организационные задачи всех образовательных организаций.

Мы это будем делать для того, чтобы, в первую очередь, прояснить для самих себя такие важные организационные вопросы как статус конкретных подразделений в структуре ОО, место каждого в нашей организационной системе, в каких областях деятельности оно работает, какие функции выполняет, на каких правах оно действует, в состав каких более крупных подразделений оно входит, и т. д., и т. п.

И представив такую внутреннюю типологию, серьезно облегчим себе нагрузку в процессе разработки «Положения о структурном подразделении» — важнейшем локальном нормативном акте образовательной организации.

изображение

Положение о структурном подразделении является локальным нормативным актом организации, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре организации, задачи и функции подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.

Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательством не установлены, каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах. <…>

Раздел 1. «Общие положения»

В данном разделе Положения отражаются следующие вопросы:

1.1. Место подразделения в структуре организации

Если в организации существует такой документ, как «Структура организации», то место подразделения определяется на его основании. Если такого документа нет, то в Положении указывается место подразделения в системе управления организацией, а также описывается, что собой представляет это структурное подразделение — самостоятельную единицу или единицу, входящую в состав более крупного структурного подразделения. В том случае, если наименование подразделения не позволяет определить вид подразделения (например, архив, бухгалтерия), то в Положении желательно указать, на каких правах оно создано (на правах отдела, департамента, пр.) [20].

Д. Л. Щур

изображение

При всей необходимости типологии структурных подразделений в ОО, мы все же не сможем обойтись без понимания принципов, на основе которых мы будем ее разрабатывать. И это тем более важно, что именно эти принципы и должны стать общими для всех образовательных организаций, а вот виды, статусы, названия структурных подразделений могут быть индивидуальными для каждой ОО.

Начнем мы установление этих принципов с тех, которые нам уже хорошо знакомы. И первым из них станет принцип, которым мы руководствовались в процессе проектирования основной и вспомогательной структур. Речь идет о принципе разделения труда в организации на основе выполняемых функций и решаемых задач ОО.

изображение

На основании данного принципа и вооружившись разработанными ранее образовательной, основной и вспомогательной структурами ОО, мы без труда сможем выделять согласно этой области типологии существующие в каждом конкретном образовательном учреждении соответствующие организационные единицы.

изображение
изображение

Правильный вопрос. И возникает он потому, что нам недостаточно руководствоваться одним лишь принципом разделения труда. Поэтому необходимо выделить еще одно важное основание, построив его на принципе иерархии организационных структур.

изображение

Однако сложность решения этого вопроса заключается в том, что при всем разнообразии видов подразделений в различных организациях (напомним, что речь идет о департаментах, отделениях, частях, отделах, службах, секторах, участках, группах и т. д.), именно для образовательных организаций подойдут далеко не все названия и в силу разного организационного масштаба ОО, и в силу устоявшихся привычек в возможном наименовании организационных элементов.

изображение
smile

«Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь…»
— и какие структурные подразделения иметь в образовательной организации,
— и как эти структурные подразделения называть…

Свои раздумья о том, что в конкретной образовательной организации понимается под структурным подразделением, отделением, отделом, сектором, частью, участком и т. д., и каковы организационные статусы этих подразделений, мы продолжим в следующий раз.

Но это перерыв не должен пройти для нас зря. Наоборот, вооружившись карандашами, попытаемся выбрать для своей конкретной образовательной организации наиболее оптимальную под задачи деятельности иерархию структурных подразделений в ОО.

изображение

И тогда в следующий раз, вооруженные практическими знаниями и пониманием возможных вариантов устройства наших ОО продолжим разбираться с этим сложным вопросом проектирования организационной структуры.

Литература

[1]. Общий/Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/896978

[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Организационная структура: от теории организации — к практике образовательных учреждений [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/organizacionnaya_struktura_ot_teorii_organizacii_k_praktike_obrazovatelnyh_uchrezhdenij

[3]. Веснин В. Р. Теория организации: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -272 с., С. 152–153.

[4]. Асмолова (Плахова) Л. М. Образовательная структура: завершающий взгляд «сквозь время и пространство» (продолжение) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/obrazovatelnaya_struktura_zavershayuwij_vzglyad_skvoz_vremya_i_prostranstvo_prodolzhenie

[5]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Разделяй и …" думай о педагогической составляющей основной структуры образовательной организации! [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/razdelyaj_i_dumaj_o_pedagogicheskoj_sostavlyayuwej_osnovnoj_struktury_obrazovatelnoj_organizacii

[6]. Асмолова (Плахова) Л. М. Погружаемся в глубины смыслов вспомогательной деятельности и начинаем проектировать вспомогательную структуру ОО [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/pogruzhaemsya_v_glubiny_smyslov_vspomogatelnoj_deyatelnosti_i_nachinaem_proektirovat_vspomogatelnuyu_strukturu_oo

[7]. Веснин В. Р. Теория организации: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -272 с., С. 152–153.

[8]. Генерализация/Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/311/ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ

[9]. Картографическая генерализация/География России [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://geographyofrussia.com/kartograficheskaya-generalizaciya/

[10]. Веснин В. Р. Теория организации: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -272 с., С. 152–153.

[11]. Костян И. А. Обособленное структурное подразделение организации и его значение для содержания трудового договора [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=10430

[12]. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.04№ 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2006 г.) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kadrovik.ru/docs/08/pos.vsrf17.03.04n2.htm

[13]. Веснин В. Р. Теория организации: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -272 с., С. 152–153.

[14]. Щур Д. Л. Методика разработки положений о структурных подразделениях /Кадры предприятия, 2004, № 6. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dis.ru/library/590/25560/

[15]. Через формы к смыслам: о новой университетской образовательной модели / Под ред. Ю. Н. Афанасьева. М.: РГГУ, 2006. -224 с.

[16]. Департаментализация [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: UFC Management http://www.bbest.ru/razryprresh/kadrresh/orgstr/depar/

[17]. Дивизиональная организационная структура /Записки декана [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dekanblog.ru/divizionalnaya-organizacionnaya-stru/

[18]. Асмолова (Плахова) Л. М. Говорим о структуре и выявляем «законы» строения системы ОО [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/govorim_o_strukture_i_vyyavlyaem_zakony_stroeniya_sistemy_oo

[19]. Типология/ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969–1978. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/139779/Типология

[20]. Щур Д. Л. Методика разработки положений о структурных подразделениях /Кадры предприятия, 2004, № 6. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dis.ru/library/590/25560/

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0