«Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь»… и какие иметь структурные подразделения в ОО (продолжение)

В предыдущий раз мы остановились на самом интересном месте проектирования общей структуры. Теперь, уже понимая необходимость опоры на принципы построения организационных структур (напомним, что речь шла о принципе разделения труда и принципе иерархии), мы приступаем к решению индивидуальной для каждой образовательной организации задачи выбора вариантов представления структурных подразделений.

изображение

При всем разнообразии возможных структур нам необходимо выполнить главное условие: определить, что в конкретной образовательной организации понимается под структурным подразделением, отделением, отделом, сектором, частью, участком и т. д.

Поэтому начать разработку общей структуры ОО мы должны с определения статусов различных видов структурных подразделений, включающих правовое и административное положение подразделений, которые оптимальны для организационной структуры конкретной ОО.

изображение

Подразделения могут быть производственными и функциональными. Они различаются статусом, числом работающих, величиной располагаемых материальных и финансовых ресурсов [1].

В. Р. Веснин

О каких же производственных подразделениях может идти речь в образовательной организации? Что же они могут «производить»?

Напомним себе ранее проводимую аналогию, которую мы сделали, приступая к изучению структуры организации и выделяя специфику именно образовательных организаций [2] (ОООД — организаций, осуществляющих образовательную деятельность [3]).

изображение

Руководствуясь законодательными позициями о том, что образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности (ФЗ-273, ст.2, п.18), мы определяем образовательный процесс как основной процесс, реализующий задачи образовательной и педагогической деятельности в ОО.

изображение

Поэтому продолжая использовать данную аналогию теперь уже в процессе разработки типологии структурных подразделений в своих учреждениях, мы будем основываться на том, что в образовательных организациях подразделения могут быть производственными→ образовательными и функциональными.

?
Под образовательными подразделениями в нашей внутренней типологии структурных подразделений мы будем понимать совокупность организационных единиц, создаваемых для реализации задач образовательного и педагогического процесса в ОО
и объединяющих обучающихся и педагогов в процессе реализации образовательных программ ОО.

А вот какого организационного «размера» будут эти структурные подразделения, каким статусом они будут обладать, каков будет их внутренний состав (будут ли они включать какие-либо отделения или направления (сектора) и т. д.), каждая образовательная организация решает сама, исходя из контингента обучающихся, реализуемых образовательных программ и…

…и того, что мы назовем организационной целесообразностью, еще раз подчеркивая, что структура создается как организационный инструмент эффективного решения задач деятельности ОО.

И в качестве примера возьмем «типовую» школу, обозначив в кавычках то, что для массовой практики является наиболее распространенным опытом организационного проектирования. Но представим мы этот пример дважды.

В первом варианте выделим структурные элементы без их организационного статуса, то есть так, как мы это делали в процессе проектирования образовательной структуры.

изображение

А вот теперь попробуем представить структуру этого нашего образовательного «производства» как упорядоченную совокупность организационных единиц. И для наведения такого порядка выделим структурные подразделения и их виды, которые руководство сочтет целесообразным создать в ОО. Возьмем в качестве примера такой вариант:

изображение
smile

«Почувствуйте разницу!»

Рекламный слоган

Конечно, данная схема является одним из множества примеров возможной структуры ОО. Может быть, в одних школах нет необходимости выделять начальную ступень обучения в структурное подразделение, а в других, наоборот, все три уровня образования будут представлены как структурные подразделения.

изображение

Или, например, образовательные организации, реализующие образовательные программы, начиная с дошкольного уровня образования, сформируют вот такие структурные подразделения:

изображение

Возможно, что для других образовательных организаций более целесообразным будет организационное устройство, в котором наименования внутренних структурных подразделений определяются видом образовательных программ, а их иерархию возглавят, например, сектора по направленности ОП.

изображение

Иными словами, какие бы варианты и модели общей структуры не выбрала бы образовательная организация, главным остается следование принципам разделения труда (разделения задач) и иерархии организационных структур [4].

И эти же принципы, положенные в основу представления функциональных подразделений, позволят нам продолжить проектирование общей структуры в той ее составляющей, которая будет отвечать за обеспечение четкой функциональной направленности и выполнение соответствующих вспомогательных функций поддержки основной деятельности ОО.

Для разработки структуры функциональных подразделений целесообразно представить виды вспомогательной деятельности и иерархию организационных структур, которую образовательная организация выбирает с учетом конкретных условий ее функционирования. Давайте в качестве примера составим такой вариант функциональной структуры.

изображение

*Бракераж — это ежедневная проверка блюд на предприятии общественного питания,
во время которой производится контроль качества блюд,
соблюдение нормативно-технических норм [5].

изображение

Спору нет, что большинство образовательных организаций не может похвастаться численностью работников отделов и служб, характерных для предприятий и крупных учреждений. При этом чаще всего огромную функциональную нагрузку выполняют именно единицы, а не десятки работников.

Но вместе с тем, речь идет хоть и не о полном нормативном по численности, но уж точно об обязательном функциональном соответствии. Поэтому, какие бы виды структурных подразделений не существовали бы в ОО, важно, еще раз повторим, соблюдение принципов функционального разделения труда и иерархии организационных единиц.

изображение

И даже в этой схеме, где представлены пунктиром организационно-структурные «излишества», которых возможно нет во многих ОО, остается значительная часть тех инвариантных элементов, которые действуют и осуществляют свои вспомогательные (помогающие основной деятельности) функции во всех образовательных организациях.

изображение
изображение

Именно так! Прежде, чем мы устремимся к проектированию структуры управления, нам надо представить общую структуру образовательной организации во всей ее целостности.

Но до того как мы это начнем делать, обратим внимание на следующую важную позицию проектирования: как только составляющие общей структуры стали обретать обобщенный структурный вид, так сразу же проясняется направленность действий по разработке структуры управления!

Поэтому давайте еще раз закрепим это наше знание «дидактики проектирования»: от разработки структуры объекта (управляемой системы) → к представлению субъектной структуры (управляющей системы), а не наоборот!

изображение

Именно поэтому мы сначала представляем общую структуру образовательной организации, в которой структурные подразделения отражают устройство реализации основной и вспомогательной деятельности в ОО.

изображение

И только потом, видя весь наш «организационный плацдарм», мы сможем приступить к формированию структуры управления, расставляя должностные лица по соответствующим позициям общей структуры.

изображение

Отметим, что это лишь первые подступы к формированию административного компонента структуры управления. Более детально мы будем говорить об этом, разбираясь в компоненте управляющей подсистемы целостной системы управления ОО.

Но на данном этапе мы выполнили свою задачу, представив подходы к проектированию общей структуры образовательной организации и показав, что именно она представляет собой основу для формирования структуры управления.

изображение
изображение

И опять замечание в точку! Общая структура организации должна быть четко взаимоувязана со штатным расписанием образовательной организации, в котором, в свою очередь, должности руководящих, педагогических и иных работников должны быть приведены в соответствие с их наименованиями, утвержденными на федеральном уровне!

§

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (с изм. на 12.11.2003);

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016–94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) (с изменениями и дополнениями).

После такого строгого нормативного напутствия мы можем подвести итоги, не побоюсь этого слова, титанической работы по проектированию структуры образовательной организации.

изображение

Охватывая взглядом весь пройденный путь восхождения, в котором нами были спроектированы образовательная, вспомогательная, основная и общая структуры, а также заложены основы структуры понимания проектирования одной из составляющих — административного компонента структуры управления ОО, мы можем поздравить себя с достойным успехом, поскольку для достижения результата в детальном понимании устройства нашей образовательной организации мы затратили немало сил, времени и усердия.

На нашей карте восхождения осталось два белых пятна: «тематические» структуры и внешняя структура ОО.

Погружаться в сущность и детализацию структур по различным направлениям (темам) деятельности ОО в формате нашего разговора мы не будем, но отметим, что потребность в разработке таких структур в процессе проектирования уже возникала.

Так, углубляясь в вопросы нормативно-правового обеспечения, нам необходимо создать структуру нормативно-правовой документации ОО, привычно называемую «Номенклатура дел ОО». Рассматривая вопросы материально-технического обеспечения, мы составляем структурированное описание оборудования (технологическая структура). Разрабатывая систему мониторинга (об этом мы еще будем говорить в теме «Система управления ОО»), у нас возникает нужда в разработке целостной информационной структуры, которая, по существу, является основой эффективного управления и управления качеством деятельности ОО. И т. д.

Так что проектирование различных «тематических» структур» потребуется нам при детальном погружении в разделы объектного управления. И все они в совокупности с общей структурой дадут представление о внутренней структуре ОО.

изображение

И эта же внутренняя структура, а особенно ее главная часть — общая структура определит направления выстраивания внешней структуры образовательной организации.

изображение

В широком смысле задача менеджеров … состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структурa — это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью [6].

М. Х. Мескон и др.

изображение

Структура организации отражает не только ее внутреннее строение. Можно говорить и о внешней структуре, образуемой направлениями ее взаимодействия со средой [7].

В. Р. Веснин

изображение

Спору нет, что «эффективно взаимодействовать с внешней средой» образовательной организации становится все сложнее и труднее. И причиной этого становится не только расширение спектра коммуникаций ОО с различными вышестоящими органами управления и учреждениями разного уровня и направленности.

изображение

Мы порой даже не задумываемся о том, что расширение этого спектра коммуникаций и взаимодействий ОО с внешней средой напрямую связано с увеличением объема компетенций самих образовательных организаций, которые теперь согласно ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» получили гораздо более широкий спектр полномочий в сравнении с тем, какими правами обладали учебные заведения (а тем паче детские сады и ясли) 20–30 лет назад.

Вот только получение этих прав и свобод самостоятельного решения и действий мы почему-то (!) не всегда связываем с расширением сферы ответственности и необходимости теперь уже самостоятельного взаимодействия с различными организациями в тех или иных направлениях деятельности ОО.

изображение

И коль уж этот круг коммуникаций во внешней среде действительно расширяется, и образовательные организации, будучи полноправными юридическими лицами, теперь должны самостоятельно решать разноплановые вопросы их деятельности, то вопрос о проектировании внешней структуры ОО становится реальной и актуальной задачей, осуществить которую нужно для эффективного взаимодействия с внешней средой.

Для разработки такой структуры мы составим таблицу, в которой будут взаимоувязаны виды деятельности ОО и организации, с которыми взаимодействует наша школа (детский сад, интернат, дом творчества и т. д.) в данном направлении деятельности; элементы общей организационной структуры ОО и должностные лица, ответственные и участвующие во внешнем взаимодействии.

изображение

Безусловно, данный перечень взаимодействий далеко неполон и потребует расширения и детализации с учетом организационно- правового статуса, территориальной принадлежности ОО и направленности деятельности каждого образовательного учреждения. В следующей теме, где мы подробно будем исследовать управление ОО как систему, к обозначенным позициям видов деятельности мы добавим еще два важных компонента в управляемой подсистеме:

изображение

В этой не до конца заполненной структуре важную роль играют не только те организации, с кем взаимодействует ОО, но и то, какие структурные элементы в самой ОО осуществляют это внешнее взаимодействие, на кого возложены обязанности и кто несет ответственность за осуществление этих взаимодействий.

изображение
изображение
изображение
изображение

Иными словами, благодаря продуманной общей структуре и детализации направлений в образовательной, вспомогательной и общей структурах теперь мы можем выстроить внешнюю структуру нашей школы, детского сада, дома творчества и т. д., которая позволит нам «наилучшим образом эффективно взаимодействовать с внешней средой».

изображение

Завершив формирование внешней структуры (и обращая особое внимание на то, как ее компоненты взаимосвязаны с подразделениями общей структуры ОО), мы, наконец, можем говорить о финише многотрудной и многосложной проектировочной деятельности, в процессе которой мы «взбирались к высотам» организационного устройства нашей ОО и в результате сложили о нем единое представление.

изображение

Теперь же остается дело «за малым». Объект — образовательная организация — понятен, теперь важно разобраться в том, кто и как им управляет.

изображение

А это означает, что в следующих темах нашего большого разговора после небольшой отпускной передышки мы начнем исследование=погружение в тайны методологии и технологий управления образовательной организацией.

Литература

[1]. Веснин В. Р. Теория организации: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -272 с., С. 152–153.

[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Организационная структура: от теории организации — к практике образовательных учреждений [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/organizacionnaya_struktura_ot_teorii_organizacii_k_praktike_obrazovatelnyh_uchrezhdenij

[3]. Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, п.1. /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32.

[4]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь», … и какие иметь структурные подразделения в ОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/dumajte_sami_reshajte_sami_imet_ili_ne_imet_i_kakie_imet_strukturnye_podrazdeleniya_v_oo

[5]. Правила бракеража пищи [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pozvoniuristu.ru/business/pravila-brakerazha-pishhi.

[6]. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. — М: Дело, 2002. — 704 с., С. 331.

[7]. Веснин В. Р. Теория организации: учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -272 с., С. 152.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0