Функции образовательной организации: от целей к их выполнению

Предыдущий разговор мы посвятили целям образовательной организации, тому, что является системообразующим фактором — главным условием, при котором объект изучения рассматривается как система. И если цели поставлены, то они должны быть выполнены. Как только мы ставим вопрос о выполнении и исполнении, то в центре внимания оказывается функция.

pen

Функция — от латинского functio — «исполнение», «осуществление», «совершение», — суф. производное от fungi исполнять, выполнять; делать, совершать [1].
В русском языке известно с середины XVIII века с узкоспециальными смыслами. Заимствовано из западноевропейских языков. В словарях отмечается лишь в 1806 году и сначала только как математический термин. В значении «обязанности», «работы», «назначения» стало использоваться довольно поздно — с конца XIX века. Производные слова — глагол «функционировать» и прилагательное «функциональный» появились ещё позже — в начале ХХ века. В наше время используется в трех аспектах — физиологическом, математическом и социально-управленческом. Как социально-управленческое понятие функция обозначает обязанности, круг деятельности, назначение, задачи, роль [2].

изображение

Начиная разговор о функции, мы понимаем, что имеем дело с одним из самых многозначных слов в нашем профессиональном лексиконе — «один термин, разные понятия» (Р. Мертон) [3] — и производными от него.

smile
Почти по Пушкину:

 

О, функция…
Как много в этом слове
Для управления слилось,
Как много в нем отозвалось!

В данном разговоре речь пойдет о функции, ее месте и роли в системе и о функциональном представлении образовательной организации как системы.

изображение

Наиболее простой в методологическом отношении синтез строится на основе функционального представления объекта изучения: различные характеристики объекта синтезируются в целостную картину при помощи системы функций, причем функция понимается … как взаимосвязь, определяющая порядок включения части в целое. Совокупность же функций позволяет представить объект как иерархически организованную систему [4].

Э. Г. Юдин

И если для методологов функциональное представление объекта изучения является «наиболее простым» (!), то для нас, практиков, это серьезный этап в познании образовательной организации как системы.

Для этого нам необходимо расставить акценты на изучаемых позициях в схеме, на которую мы опирались в предыдущем разговоре, делая «работу над ошибками».

изображение

Итак, нам предстоит на основе целей ОО выделить функции, которые организация должна выполнять, чтобы реализовать эти цели. Носителями (исполнителями) этих функций будут части системы (ее компоненты и элементы), функционирование которых, в свою очередь, направлено на достижение системой поставленных целей. И такие элементы системы, как и всю систему, мы будем называть функциональными.

изображение

Чтобы однокоренные слова не были для нас, говоря словами Р. Акоффа, «семантическим шумом», а воспринимались как родственные и взаимосвязанные, но при этом имеющие свои четкие значения, «определимся с терминами», их зависимостью друг от друга и взаимопорождением:

изображение

Взяв за основу эту схему, мы будем составлять словарь — толкователь терминов, которые являются родственными по отношению к функции. И начнем с выяснения взаимосвязи цели и функции системы.

изображение
pen

Функционально цель выступает как направляющая причина: не просто обусловливает, но обусловливает направленно [5].

Цель выступает в системе как один из важных системообразующих факторов. Но цель требует действий, направленных на ее достижение, которые есть не что иное, как ее функции. Функции по отношению к цели выступают как способы ее достижения [6].

Функция системы — это все, что система делает, может делать [7] (а мы добавим, и должна делать для достижения поставленных целей).

Таким образом, мы сосредотачиваем внимание на одном из значений понятия функции, связанном с действиями системы, направленными на достижении ее целей. При этом сразу возьмем на вооружение модальные глаголы: система может и должна делать, которые будут раскрывать для нас не только потенциал системы, но и ее соответствие требованиям надсистемы.

изображение
pen

Функциональный — основанный на вычленении разнообразных функций; служащий определённой цели, назначению [8]; зависящий от деятельности, а не от структуры [9]. Функциональные свойства характеризуют основное назначение, функциональные признаки — это признаки, которые выражены через функциональное назначение элементов [10] без раскрытия конкретной формы его выполнения.

? Задумывались ли вы над тем, что большинство прилагательных в нашем лексиконе несут признаки функциональности: образовательная организация, педагогические кадры, методическое обеспечение, нормативно-правовое регулирование и т. д., и т. п.? Все они сразу указывают нам именно на их функциональный характер: организация, которая занимается именно образованием, а не, например, здравоохранением; работники, чья профессиональная деятельность связана с педагогикой, а не какой-либо другой в ОО; обеспечение именно методиками, а не, например, правовыми регламентами; регулирование на основе именно правовых, утвержденных норм, а не на основе опыта, традиций и неписанных правил в организации, и т. д.

Обратим внимание на то, что в определении функциональных признаков для нас важна краткость их формулировок, отражающая общее, основное назначение. Этой чертой функциональных признаков мы воспользуемся при дальнейшем определении функций образовательной организации.

pen

Элемент — внутренняя исходная единица, функциональная часть системы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы. <…> От части элемент отличает то, что слово «часть» указывает лишь на внутреннюю принадлежность чего-либо объекту, а «элемент» всегда обозначает функциональную единицу. Всякий элемент — часть, но не всякая часть — элемент [11].

<…> Можно утверждать, что в общем случае элемент не может быть описан вне его функциональных характеристик: с точки зрения системы важно в первую очередь не то, каков субстрат элемента, а то, что делает, чему служит элемент в рамках целого» [12].

Элемент рассматривается как функциональная часть системы, обладающая определенным набором функций, что мы чаще всего понимаем как функционал. При попытке определения понятия «функционал» нас ждет столкновение с трудностями, поскольку в словарях этот термин рассматривается только в математическом аспекте. С точки же зрения организационно-управленческого понимания, это понятие не трактуется, хотя в нашем лексиконе широко используется.

smile
Функционал как улыбка чеширского кота (улыбка есть, а кота нет):

слово есть, а научного определения его значения в управлении и теории организации — нет…

Выскажем предположение, что прилагательное functional (англ. — функциональный; работающий, функционирующий, в рабочем состоянии) в отечественном организационном и управленческом лексиконе было приспособлено как существительное. И в своей сущности отражает обязанность и обязательность выполнения порученных, возложенных функций. Поскольку этот термин оказался таким «живучим», то нам необходимо определиться с его трактовкой и указать на два важных акцента, которые мы обычно делаем, выделяя функционал объекта, работника, звена управления:

pen

Функционал — совокупность, набор функций, обязанностей, которые выполняет элемент в системе.

Функционал — функциональное назначение, предписанность, обязательность исполнения определенных функций.

Конечно, можно было и не делать акцента на обязательности и принудительности в термине «функционал», поскольку сама функция уже обладает этим свойством, о чем писал классик современной социологии Р. Мертон, один из создателей структурно-функционального подхода в социологии.

изображение

Наше «смелое» обращение к области «другой науки» мы объясним позицией самого Роберта Мертона: «Никогда не стремитесь ограничивать область социологии. Она - гостеприимная дисциплина. В сущности, каждый специалист может стать социологом, если его интересует то, как область знания или умения „преломляется“ в социальной ситуации» [13].

Роберт Мертон (1910–1992) — крупнейший представитель школы структурно-функционального анализа. Развивая метод структурно-функционального анализа, изменил иерархию его понятий. На место социального действия (центральной позиции в подходе Т. Парсонса) он поставил понятие функции. Его целью стало объяснение механизма функционирования и развития социальной системы. Мертон дает несколько интерпретаций понятия «функция», выделяет такие понятия как «дисфункция» и обращает особое внимание на разделение функций в рамках функционального анализа на явные и латентные [14].

Определяя парадигму функционального анализа в социологии, Р. Мертон выделил такую важную особенность функции как ее принудительность, представляя в качестве постулата обязательность определенных функций [15].

изображение

Сразу же поясним, что Р. Мертон, говоря о постулате обязательности выдвинул «главную теорему функционального анализа: точно так же, как один и тот же элемент может иметь многочисленные функции, так и одну и ту же функцию могут разнообразно выполнять альтернативные элементы. <…> Другими словами, существует целый круг вариаций в структурах, выполняющих данную функцию. <…> В противовес подразумеваемому понятию обязательных форм <…> существует понятие функциональных альтернатив, или функциональных эквивалентов, или функциональных заменителей [16]. И нам еще очень «пригодится» эта теорема Мертона, когда мы будем выделять функции элементов в структуре образовательной организации.

Делая сейчас акцент именно на обязательности функций («…Функция принудительно предъявляет требования, проистекающие от системы, всем вовлеченным переменным. Этого требует принцип выживания и сохранения системы» [17]), в определении понятия «функционал» мы еще раз подчеркнем «принудительный», требовательный характер функций как обязательность их исполнения.

изображение
pen

Функционирование — процесс действия по значению глагола функционировать.

Функционировать — выполнять свои функции; действовать, быть в действии, работать [18].

Именно на элементах системы «сходятся» две важные позиции, исходящие из функции, что является одним из важных вопросов системного анализа: требование к выполнению (функционал) и выполнение требования (функционирование).

изображение

? Задумывались ли вы над тем, что именно выполнение функционала работниками образовательной организации становится камнем преткновения для многих руководителей и их заместителей? В чем же дело? Казалось бы, и функционал подробно прописан, и должностные инструкции работниками подписаны, а проблемы неисполнения (мы их называем проблемами дисциплинарной ответственности) все равно «поджидают на каждом углу», становясь в числе внутриорганизационных проблем одними из самых «долгоиграющих». Ну, раз уж затронули «болевую точку» управления, то сделаем отступление в другой объект изучения, лишний раз убеждаясь в том, что на практике трудно разделять теорию организации и теорию управления и менеджмента. Истоки проблем будем искать во взаимосвязи, а точнее в нарушении связей между функционалом и функционированием, рассматривая их с позиции администрирования и менеджмента [19].

С точки зрения администрирования — области управления, где «царит функция», мы будем искать истоки проблем в технологиях и оценке выполнения, сосредотачивая внимание на технологической компетентности исполнителя и оценочной компетентности проверяющего.

изображение

С позиции менеджмента, та же самая проблема уходит корнями в немотивированность и безответственность участников деятельности, в отсутствие самооценки и рефлексии своей деятельности.

изображение

К этим вопросам мы еще будем не раз обращаться, исследуя управление, а пока продолжим знакомство с другим значением понятия «функционирование».

Помимо деятельного, «рабочего» значения как выполнения функций и функционала функционирование рассматривается как один из режимов жизнедеятельности организации, отражающих специфику организационных условий, в которых она работает.

pen

Режим жизнедеятельности — это особенности, специфика работы на различных этапах жизни организации. Основными режимами жизнедеятельности организации являются: становление, стабильное (стационарное) функционирование, развитие, кризис. Эти режимы имеют множество характеристик, но наиболее существенными являются — результативность и устойчивость (стабильность) [20].

В дальнейшем мы подробно будем знакомиться с режимами жизнедеятельности организаций, а сейчас укажем главные особенности, которые отличают функционирование.

Функционированием мы будем называть такой режим жизнедеятельности, который в стабильных (неизменяющихся или не значительно изменяющихся) условиях обеспечивает устойчивую работу системы (в заданном режиме, по заданным параметрам) при неизменных ее целях.

изображение
pen

Функциональность — способность выполнять определенные функции [21]; — выполнение отдельными элементами и системой в целом определенных функций [22].

Мы завершаем знакомство с однокоренными и «корнями связанными» с функцией понятиями термином «функциональность», отражающим соответствие заявленной функции, способность системы и элементов реализовать, выполнить функцию.

Обратим внимание на важную особенность этого термина. Когда мы говорили о функционировании, то речь тоже шла о выполнении, но фокус внимания обращен на сам процесс выполнения.

smile
— Куда же мне бежать?

— Это не важно. Процесс интереснее результата.

М. Жванецкий

Говоря о функциональности, мы делаем упор именно на завершенности, «выполняемости и выполненности» функций.

Функциональность — важное понятие, поскольку на него мы будем опираться, оценивая результат работы системы и ее элементов. И при оценке результативности как степени достижения поставленных целей будет учитываться функциональность как степень выполнения возложенных функций:

изображение

И прежде, чем мы приступим к исследованию функций образовательной организации как системы, сделаем небольшое методологическое отступление, связанное с необходимостью понимания важных отличий двух подходов к исследованию организации: системного и функционального. И понятие функциональность окажет нам неоценимую помощь.

Итак, находясь на позициях системного подхода, мы рассматриваем ОО как целесообразную и целенаправленную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, каждый из которых является носителем определенных функций, и выполнение которых во взаимодействии с другими элементами обеспечивает достижение целей организации.

изображение

А это означает, что главным вопросом, который мы ставим «на повестку дня» системного исследования, становится изучение внутреннего устройства ОО, представление функциональных элементов и исследование их функциональности как способности выполнять свои функции в (т. е. внутри) системы образовательной организации.

изображение

Иными словами, мы погружаемся «внутрь» системы, чтобы через ее функции понять ее внутреннее строение. И «разложив все по полочкам», мы затем синтезируем, воссоздаем целостную картину из разрозненных элементов «при помощи системы функций» (Э. Г. Юдин), которые они выполняют, объединенные системообразующим принципом — целью образовательной организации.

А вот находясь на позициях функционального подхода, мы не исследуем объект с точки зрения его внутреннего строения. «Действуя в рамках функционального подхода, эти методы позволяют исследовать объект не с точки зрения его внутреннего строения, особенностей субстратной основы, а с точки зрения функционирования объекта, его связей с окружающей средой. … Отправной точкой в этом анализе становится принцип целостности» [23].

изображение

изображение Вооружившись знаниями из области математики, где функция рассматривается как определенное действие над переменной [24], и кибернетики, где «функцией, или поведением системы можно назвать все то, что можно узнать о системе, не касаясь ее внутреннего содержания, абстрагируясь от него. Структура системы полагается как «черный ящик» [25], мы можем схематично выразить главную идею функционального подхода к образовательной организации:

изображение

При этом мы не воссоздаем целое в объекте, а изначально рассматриваем его как целое, не разделяемое на элементы, которым объект (в нашем случае, образовательная организация) является по отношению к внешней среде. И тогда главным вопросом «в повестке дня» функционального подхода становится внешняя оценка функциональности системы, т. е. то, как она выполняет заданные ей надсистемой функции.

изображение

В системном подходе, а точнее уже в системном анализе, оценивая функциональность и результативность работы системы, мы рассматриваем «вклад» каждого элемента в работу системы, т. е. функциональность отдельных элементов в системе. Нам важно выделить «слабое звено» внутри системы, чтобы, приняв соответствующие меры, привести систему в нужное состояние, тем самым обеспечить выполнение системой внешне заданных целей.

В функциональном подходе система выступает как единое целое, что позволяет оценивать функциональность системы в целом как выполнение возложенных на нее надсистемой функций, результативность как степень достижения системой поставленных ей надсистемой целей. Здесь не важно, какой именно из элементов системы «дает сбой», в функциональном подходе перед надсистемой «держит ответ» вся система как единое целое.

? Знакомо ли вам уникальное состояние мобилизации и единения всех членов коллектива перед приходом проверок? В такие моменты даже прежде не очень слаженно действующие, а порой и враждующие между собой «элементы», носители разных целей, установок и традиций, объединяются перед лицом внешнего контроля — «нависшей угрозы» над всей образовательной организацией и выступают теперь «единым фронтом», защищая свои, общие для всех «рубежи». Кто бы мог подумать, что функциональный подход способствует сплочению коллектива ОО! Однако будем осторожны с выводами, поскольку мобилизация перед проверками имеет свои пределы, и уж тем более не сможет быть истинной ценностной основой образования коллектива. Будем всегда помнить об этом!

Сетуя же в своей многотрудной управленческой жизни и на сложность образовательной организации как системы, и на суровость и неотвратимость внешних проверок и инспекций, мы никак не связываем это с методологией и подчас забываем о том, что системный, функциональный и кибернетический подходы очень «дружны».

изображение

Их содружество и взаимосвязь показывает нам, что работа системы (ее результативность как степень достижения целей, ее функциональность как способность выполнять возложенные на нее функции) должна оцениваться не только внутри самой системы (внутренняя система оценки качества, самообследование, внутриорганизационный, а для школ более привычный — внутришкольный контроль и т. д.), но и главное, со стороны внешней среды. А это уже прерогатива функций надзора и контроля в системе образования, независимой экспертизы качества образования, лицензирования и т. д.

Ну и коль уж мы заговорили о контроле, то в порядке отвлечения на другой объект (теперь уже это не организация, а управление) для предотвращения методологических ошибок уместно несколько слов сказать о функциях управления. Их исследование началось «с легкой руки» А. Файоля в начале прошлого века и продолжается в методологии процессного (а не функционального!) подхода к управлению, где функции управления представляют собой определенную последовательность управленческих действий — анализа, планирования, организации, контроля, регулирования. Но об этом речь еще впереди.

Итак, теперь во всеоружии понятийного арсенала, мы можем приступить к центральному вопросу сегодняшнего разговора и от целей перейти к рассмотрению функций образовательной организации.

изображение

По существу, нам предстоит ответить на следующий вопрос: что надлежит делать целенаправленной системе для выполнения поставленных целей?

В предыдущем разговоре мы представили следующие уровни целеобразования: целесообразность, целенаправленность, целеустремленность и показали, что внешне заданные цели определяют направленность целей деятельности системы, на основе которых, в свою очередь, выделяются актуальные цели, ориентированные на решение проблем образовательной организации.

Сейчас наше внимание сосредотачивается на уровне целенаправленности, в котором в предыдущей теме были выделены следующие цели-направления образовательной организации как системы:

изображение

— цели образовательной деятельности как основной деятельности ОО;

— цели педагогической деятельности как профессиональной деятельности работников ОО, направленной на достижение целей, постановку и решение задач психолого-педагогического обеспечения, организации и осуществления основной образовательной деятельности ОО;

— цели обеспечивающей деятельности, создающей условия для осуществления образовательной и педагогической деятельностей и задач функционирования ОО;

— цели организационной деятельности, задающей основные ориентиры и направленность управления и организации совместной деятельности участников образовательных отношений в ОО.

Прежде, чем мы приступим к разработке функций ОО по каждому из представленных направлений, нам необходимо акцентировать внимание на двух позициях.

изображение Во-первых, еще раз напомнить о требовательном, принудительном, обязательном характере функции. Это позволит нам выработать единый для всех целей-направлений подход к формулированию функций как требований: что должна делать образовательная организация для реализации поставленных целей?

Второе напоминание заключается в том, что выделяя функциональные признаки как предназначенность, мы обратили внимание на определении их в общих чертах, без раскрытия конкретной формы его выполнения. Данная позиция заведомо потребует от нас не только лаконичности в формулировках функций, но и будет ограничивать нас на данном этапе изучения в желании детализировать содержание каждой функции, которое мы сможем осуществить при дальнейшей разработке структуры образовательной организации.

Разработка функций должна начинаться с целей основной деятельности организации, которой для образовательной организации является образовательная деятельность.

изображение

Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Статья 23. Типы образовательных организаций.

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Исходя из того, что основной целью деятельности образовательной организации является реализация образовательных программ, при ответе на вопрос: "Что должна делать образовательная организация для реализации поставленных целей?», мы выделяем основополагающую функцию ОО как реализацию основных образовательных программ в достижении целей основного образования.

изображение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 23. Типы образовательных организаций.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования), вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения.

Если образовательная организация наряду с основными реализует и дополнительные образовательные программы, то это должно найти отражение в функциях ОО.

Но нельзя забывать, что речь идет об ОО не только как организации массового образования, а об организации, реализующей важнейший принцип «Образование для всех и для каждого».

изображение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Это означает, что важнейшей функцией образовательной организации является реализация требований равного доступа к основному и дополнительному образованию для всех обучающихся и реализация основных и дополнительных образовательных программ, адаптированных с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей.

изображение

В предыдущей теме мы говорили о том, цели педагогической профессиональной деятельности в образовательной организации «вытекают» из целей образовательной деятельности и проектируются на их основе, поскольку педагогическая деятельность «отвечает» за постановку и решение задач психолого-педагогического обеспечения, организации и осуществления образовательной деятельности в ОО.

Исходя из этого, функции ОО в реализации целей педагогической деятельности должны включать педагогическое целеполагание образовательной деятельности, разработку и применение оптимальных педагогических технологий взаимодействия и организации образовательного процесса, учитывающих психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей, а также функции, связанные с психолого-педагогической диагностикой и педагогическим оцениванием достигнутых образовательных результатов и эффективности применяемых педагогических и образовательных технологий.

изображение

Цели обеспечивающей деятельности определяются направленностью на организацию необходимых условий и ресурсного оснащения, необходимых для реализации образовательных и педагогических целей, и целей устойчивого функционирования и развития образовательной организации.

Поэтому функции ОО в реализации целей обеспечивающей деятельности должны ответить на вопрос: что должна делать образовательная организация для создания условий, оснащения ресурсами и оптимального их использования в ОО, и представить состав этих условий и ресурсов, включающий нормативно-правовое, финансово-хозяйственное, кадровое и методическое обеспечение.

изображение

Цели организационной деятельности не только «обобщают» все потребности ОО в обеспечении достижения образовательных, педагогических целей и целей создания необходимых условий и обеспечения ресурсов ОО, но и включают в себя координацию совместных усилий всех участников образовательных отношений на достижение целей образовательной организации.

изображение

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из людей или их групп, взаимодействующих между собой [26].

Б. З. Мильнер

Для того чтобы организация стала организованным сообществом, необходимо выполнение трех функций: организация должна выработать свою политику, задающую ценностно-смысловые и целевые ориентиры деятельности ОО, организовать эффективное управление в ОО, которое будет «сознательно координировать социальное образование» в достижении поставленных целей, и создать информационно-мотивационные условия совместной деятельности участников образовательных отношений в ОО, т. е. всех тех, от кого зависит достижение целей образовательной организации.

изображение

И вот теперь, когда мы выделили основные функции образовательной организации исходя из ее целенаправленности, необходимо вернуться к началу разговора и напомнить, что нами была поставлена задача функционального представления системы образовательной организации при помощи системы функций.

Представляя систему функций образовательной организации, мы не только указываем на взаимосвязь целей и функций, но и отражаем направленность целеполагания (от образовательных целей — к педагогическим целям, от образовательных и педагогических целей — к целям обеспечения ОО, завершая целеполагание целями организационной деятельности.

изображение

Важнейшей чертой системы функций ОО является направленность реализации функций, которая показывает, что от выполнения организационных функций зависит успешность достижения образовательных, педагогических целей и целей обеспечения функционирования и развития ОО. Реализация целей обеспечения условий влияет на достижение педагогических и образовательных целей. А выполнение образовательной функции ОО становится основополагающим требованием и «главным делом» педагогической функции образовательной организации.

изображение

изображение … синтез строится на основе функционального представления объекта изучения: различные характеристики объекта синтезируются в целостную картину при помощи системы функций, …

изображение Совокупность же функций позволяет представить объект как иерархически организованную систему..

Э. Г. Юдин

Выполнив часть задачи функционального представления объекта изучения при помощи системы функций, теперь мы должны определиться с иерархией этих функций в системе образовательной организации.

pen

Иерархия (от греч. Ιερός — священный, 'αρχή — власть, господство) — важнейший принцип структурной организации многоуровневых динамических систем, характеризующий взаимную корреляцию и соподчинение процессов на различных уровнях системы и обеспечивающий ее функционирование и поведение в целом [27].

Приступая к решению задачи иерархического представления функций образовательной организации, мы должны быть очень внимательными и вдумчивыми, представляя теперь функции с позиции ролей, которые они исполняют в системе.

изображение

В процессе изучения образовательной организации мы постоянно говорим о том, что именно образовательная деятельность является основной деятельностью ОО, а реализация образовательных программ — основной целью деятельности ОО. И на эти позиции мы опирались, проектируя систему целей образовательной организации.

изображение А вот функции в системе образовательной организации в конце разговора о них преподнесут нам сюрприз!
Неожиданность (хотя намек уже был задан, когда мы говорили о направленности реализации функций) заключается в распределении ролей, которые выполняют функции в системе образовательной организации.

Никак не оспаривая, а наоборот, подчеркивая основную роль образовательной функции, мы все же ставим во главу иерархии функций в ОО именно организационную функцию как направляющую и координирующую реализацию всех остальных функций в системе ОО.

Педагогической функции отводится ведущая роль, поскольку она ведает, знает и определяет задачи и технологии образования, ведет за собой основную образовательную деятельность. Именно от успешности выполнения педагогической функции, в первую очередь, и будет зависеть реализация образовательной функции ОО.

И как «театр начинается с вешалки», так и обеспечивающие функции определяют «начало начал», подоснову функционирования образовательной организации, выполняя вспомогательную роль в системе функций ОО. И эта роль вспоможения/вспомоществования очень важна, поскольку она оказывает помощь в осуществлении другими функциями своих ролей в системе образовательной организации.

Вот так и получается, что в системе функций, призванных обеспечить достижение целей основной деятельности образовательной организации, мы как бы окружили основную функцию «заботой» других функций, а возглавлять все это функциональное устройство поручили организационной функции.

изображение

И как только возникает «театральный образ» образовательной организации, с представлением ее ролей, то на ум сразу приходят строки «Весь мир — театр», «Любите ли вы театр»…

?«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением,… ?" [28]

Слова В. Г. Белинского мы обратим к себе: Любим ли мы так свою школу, детский садик, дом творчества, интернат и т. д., в реальной жизни которых уникальным образом соединены все жанры театрального искусства? Это и театр драмы, когда мы переживаем не только сложные для самой организации времена, но и включенные в жизнь сотрудников и детей всем сердцем с болью переживаем драматические события их жизни. Это и театр комедии, когда, юмор, шутки, розыгрыши, остроумные реплики, курьезные ситуации, свои анекдоты, рожденные в недрах организации, заставляют нас улыбаться или смеяться до слез над собой и нашей жизнью в ОО. Это и театр пантомимы, когда по мимике и жестам детских лиц мы понимаем, что списывают или говорят неправду, а по выражению лиц нас, педагогов, всегда можно вычислить в толпе. Это и … театр абсурда, когда бессмысленность начинает брать верх и заставляет всех нас крутиться в водовороте фактов, событий, дел, мероприятий, отчетов, указаний, заставляющих забыть о ценностях и смыслах профессии…

А бывает, что образовательная организация превращается в другой театр — «театр военных действий», когда сталкиваются позиции, мировоззрения, точки зрения, разные интересы, цели и ценности… Весь мир образовательной организации — театр.

изображение

У нас на слуху разные трактовки знаменитой цитаты из пьесы В. Шекспира: от вольного парафраза «Весь мир — театр, и все мы в нем актеры, и каждый там свою играет роль» до ее классического перевода [29]:

All the world’s a stage,

And all the men and women merely players:
They have their exits and their entrances;
And one man in his time plays many parts,
His acts being seven ages. …[30]

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. …

Выбранный нами «театральный образ» образовательной организации с представлением ее ролей навевает свою интерпретацию шекспировских строк:

Весь мир образовательной организации — театр,
В нем роли исполняют и действуют на сцене…

А действие и исполнение в организации, как мы выяснили в данном разговоре, обозначает функцию. И от функций = ролей образовательной организации мы переходим к действующим лицам и исполнителям. Исполнять эти функции будут разные элементы системы образовательной организации, и все они должны быть действующими и функциональными.

Только вот одни из них будут целеустремленно действовать, а другие должны и обязаны лишь исполнять. Одни будут действовать = функционировать, а другие действовать = содействовать и взаимодействовать. У одних — это будет творческое яркое действо, а у других набор функциональных операций и строгий регламент. Одни из них — одухотворенные действующие лица, а у других на лицах написана буква закона, которая порой бывает выше духа закона.

И, кроме одушевленных, будут и другие — неодушевленные, но при этом передающие и отдающие нам тепло и свет, чистую воду и свежий воздух, согревающие нам пищу, создающие атмосферу уюта, и поэтому становящиеся очень нужными элементами системы образовательной организации.

Так каков же он, столь разноликий и «разнодействующий» состав системы образовательной организации? Именно этот вопрос и станет темой нашего следующего разговора.

Литература

[1]. Функция/ Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва.- 2004. [Электронный ресурс]: — Режим доступа — URL: http://www.slovorod.ru/etym-shansky/shan-f.htm#fu

[2]. Функция [Электронный ресурс]: — Режим доступа — URL: http://dictionary-economics.ru/word/Функция

[3]. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура /Роберт Мертон. — М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2006. — 873 с., С. 106.

[4]. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с., С. 118

[5]. Сагатовский В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1973. — 432 с., С.341.

[6]. Аполов О. Г. Курс лекций «Теория систем и системный анализ».- Уфа, 2012, 274 с., С. 245

[7]. Созинов В. А. Исследование систем управления. [Электронный ресурс]: Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru- Режим доступа — URL: http://abc.vvsu.ru/Books/issled_sist_upr/page0002.asp

[8]. Функциональный. /Большой толковый словарь русского языка. — 1-еизд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998. [Электронный ресурс]: Энциклопедии и словари — Режим доступа — URL: http://enc-dic.com/word/f/Funkcionaln-3138.html

[9]. Функциональный. /Большой толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс]: Толковый словарь Ушакова онлайн — Режим доступа — URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=83146

[10]. Применение функциональных признаков [Электронный ресурс]: — Режим доступа — URL: http://studopedia.ru/3_42295_primenenie-alternativnih-priznakov.html

[11]. Протасов В. Н. Правоотношение как система. — М.: Юридическая литература, 1991. — 143 с., С. 27.

[12]. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 1977.- 448 с., С. 251.

[13]. Покровский Н. Е. Ранний вечер на Утренних холмах, год 1990-й (Предельно субъективные заметки о Роберте Мертоне) [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.sociolog.net/vospomin.html

[14]. Понятие «функция» и «дисфункция» Р.Мертона. [Электронный ресурс]: Мурзим. База знаний http://murzim.ru/ — Режим доступа — URL: http://murzim.ru/nauka/sociologija/24910-ponyatie-funkciya-i-disfunkciya-rmertona.html

[15]. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура /Роберт Мертон. -М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 873 с., С. 122- 127.

[16]. Там же, С. 123.

[17]. Покровский Н. Г. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона // Социс. 1992. № 3. С. 117. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/17051329.html

[18]. Функционирование /Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000 [Электронный ресурс]: Толковый словарь Ефремовой- Режим доступа — URL: http://www.efremova.info/word/funktsionirovanie.html#.VW_9As_tmko;

Функционировать. /Там же.- Режим доступа — URL: http://www.efremova.info/word/funktsionirovat.html#.VW_9Kc_tmko

[19]. Асмолова (Плахова) Л. М. Администрирование и менеджмент «как лед и пламень» управления? [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/administrirovanie_i_menedzhment_kak_led_i_plamen_upravleniya/

[20]. Дроздов И. Н. Управление развитием организации. Владивосток: Дальневосточный государственный технический университет, 2002. [Электронный ресурс]: Персональный сайт И. Н. Дроздова — Режим доступа — URL: http://www.drozdovland.ru/index.php?action=add&id=92&add&rod=25

[21]. Функциональность. /Словарь лингвистических терминов Т. В. Жеребило [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://lingvistics_dictionary.academic.ru/4759

[22]. Лившиц В. Н. Основы системного мышления и системного анализа. -М.: Институт экономики РАН, 2013. — 54 с., С. 12.

[23]. Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1982. — 255 с. [Электронный ресурс]- Режим доступа — URL: http://www.psyoffice.ru/9/marko01/txt00.html

[24]. Что такое функция [Электронный ресурс] Подготовка к ЕГЭ и олимпиадам.- Режим доступа — URL: http://ege-study.ru/materialy-ege/chto-takoe-funkciya/

[25]. Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1982. — 255 с. [Электронный ресурс]- Режим доступа — URL: http://www.psyoffice.ru/9/marko01/txt01.html#2

[26]. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. -5-е изд., перераб. И доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. -720 с., С.69.

[27]. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

[28]. Белинский В. Г. Литературные мечтания: Элегия в прозе: (Отрывок) // А. С. Грибоедов в русской критике: Сборник ст. / Сост., вступ. ст. и примеч. А. М. Гордина. — М.: Гослитиздат, 1958. — С. 105 -109.

[29]. Как вам это понравится. Комедия в пяти действиях. Перевод П. Вейнберга // Шекспир В. Полное собрание сочинений В. Шекспира в переводе русских писателей: В 3 т. / Под ред. Д. Михаловского. СПб., 1899. Т. 1. С. 425–466.

[30]. Уильям Шекспир. Монолог Жака из комедии «Как вам это понравится» [Электронный ресурс]- Режим доступа — URL: http://summoning.ru/quotations/shakespeare.shtml

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0