Говорим о структуре и выявляем «законы» строения системы ОО

В предыдущей теме мы подробно рассматривали связи в системе, совокупность которых и представляет ее структуру. Поэтому теперь мы можем сказать, что, наконец, забрезжил свет «в конце тоннеля» нашего долгого обзорного разговора о системном подходе к образовательной организации, и мы уже почти приближаемся к финишу.

smile
Мой финиш — горизонт — по-прежнему далёк.

Я ленту не порвал, …

В. Высоцкий. Песня «Горизонт»

изображение

Для того чтобы «порвать ленту» финиша и приступить к проектированию структуры своей образовательной организации, нам необходимо еще пройти сложный путь понимания закономерностей структуры как соответствия законам строения систем.

изображение

Пока не раскрыта и не познана структура системы, последняя предстаёт обычно как хаотическая масса обычных связей и отношений, в которой, как правило, трудно разглядеть какую-либо закономерность. Структура же раскрывает упорядоченный, закономерный способ связи элементов системы [1].

Э. А. Поздняков

Говоря о связях в системе образовательной организации, мы в предыдущем разговоре рассматривали типологию, предложенную Э. Г. Юдиным [2]. При этом мы оговорились, что связи строения, поскольку именно они являются, по сути, структурными связями, будем рассматривать отдельно, погружаясь в вопросы изучения структуры системы.

изображение
изображение

Структура — (от латинского structure, означающего строение, расположение, порядок) отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство (строение) [3].

В. Н. Волкова

Таким образом, речь идет о структурных, т. е. именно «устроительных» связях, которые поддерживают порядок «устройства» элементов в структуре.

изображение И приступая к изучению этого типа связей в системе, мы вновь обратимся к образу воссоздаваемого из осколков разбитого зеркала, о котором говорил Г. П. Щедровицкий, называя связи «инженерными добавками при сборке распавшегося целого» [4]. В предыдущей теме мы уже использовали такую схему, выделив в ней связи = «стерженьки», при помощи которых скрепляются между собой распавшиеся части целого.

изображение Но для того, чтобы получить структуру, мы должны осуществить еще одно мыслительное действие, о котором писал Г. П. Щедровицкий. Теперь речь идет о том, что нам необходимо «стянуть в точки», т. е. уменьшить размеры и форму элементов в системе.

изображение

Убирая элементы, как бы стягивая их в точки, мы получаем чистую структуру. Структура — это целостность связей, конфигурация связей [5].

Г. П. Щедровицкий

Теперь, соединив эти два образа (связи = «стерженьки» и элементы, «стянутые в точки»), мы получаем новый образ, который Г. П. Щедровицкий обозначил как «чистую структуру», особо подчеркивая, что структура — это, прежде всего, «целостность и конфигурация связей».

изображение
изображение

Серьезное замечание. И ведь на самом деле получается так, что элементы, от результатов функционирования которых зависит достижение цели системы, «низводятся» до точек, а на первое место претендует структура, «ведающая законами» связей в системе…

изображение Вот так мы и подошли к сути «противостояния» между представителями различных философских течений и соответствующих им научных школ, и направлений: функционализма, доказывающего примат* функции над структурой, и структурализма, опирающегося на примат структуры над функцией.

изображение
изображение

Если в функционализме основную нагрузку несет понятие функции, а структура объекта как бы постулируется, то в структурализме, напротив, такую нагрузку несет понятие структуры, а функциональная сущность компонентов … выступает в качестве одной из исходных предпосылок [7].

Э. Г. Юдин

изображение

Мы не ставим перед собой задачу углубления в вопросы функционализма и структурализма, но то, что вопросы «неурегулированности» отношений функции и структуры отражаются в нашем управленческом мышлении, а, следовательно, создают проблемы в практической деятельности — это факт!

В предыдущей теме мы приводили пример исполнения, а точнее, неисполнения должностных инструкций, когда проблема «упирается» не в то, что функция/функционал не прописан, а в то, что в процессе их выполнения возникают трудности функционирования, порождаемые нарушением взаимодействия с другими элементами в системе. А за эту позицию в системе ОО «отвечает» структура!

изображение

Не менее сложными проблемами оборачивается в нашей практике желание иметь «красивую» структуру, связав «всё и вся» стрелочками, считая, что, создав такую прочную сеть взаимодействий элементов, мы, по определению, обеспечим их слаженную работу. Однако, «забыв» продумать функции и прописать функционал элементов, очевидно, считая, что «каждый и так знает, что ему делать», мы видим, что структура в реальной жизни становится неэффективной. И не потому, что она «неправильная», а потому, что связи в структуре должны быть функциональными.

изображение
smile
Почти по В. Маяковскому:

Функция и структура — близнецы-сестры!
кто более нам в управлении ценен?
Мы говорим функция,
подразумеваем — структуру.
Мы говорим структура,
подразумеваем — функцию.

Отдав должное и функции, и структуре, мы возвращаемся к вопросу возникновения схемы «чистой структуры», в которой элементы «стянуты в точки». Осуществляя это мыслительное действие, мы вовсе не «пренебрегаем» значимостью элементов в структуре, «низводя» их до точек. Это нам необходимо сделать для понимания универсального свойства связей.

Сводя в структуре элементы к точкам, мы концентрируем свое внимание не на самих элементах (их функциях, строении, объемах и масштабах в системе и т. д.), а именно на связях, которые начинают в наших глазах обретать свойства, которые не зависят от того, какие именно элементы участвуют во взаимодействии. Иными словами, связи становятся универсальными (общими для многих систем, компонентов и элементов), объединительными системными инструментами, применимыми для разных систем.

изображение

Структурные связи обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант при переходе от одной системы к другой, перенося закономерности, выявленные и отраженные в структуре одной из них на другие. При этом системы могут иметь различную физическую природу.

Иными словами, понятие структура — это система без качественного наполнения (структура есть система минус субстрат) [8].

В. Н. Волкова

изображениеИ для того, чтобы убедиться, в том, как работает формула «структура есть система минус субстрат», мы представим некую структуру без ее качественного наполнения, «материала», т. е. специально оставим в тайне, о каких, собственно, элементах и о какой системе идет речь.

Попробуем угадать?

Может быть, это структура какой-то организации, в которой есть департаменты, отделы и подотделы?

А может быть, это структура управления какой-то организацией, включающей директора, заместителей директора, руководителей структурных подразделений и специалистов?

А может быть, это структура целеполагания, так называемое «древо целей» ?…

Мы можем еще приводить много примеров и догадок. Но все же давайте за ответом обратимся к первоисточнику, который послужил основой для представления «загадочной структуры».

Это, вы не поверите, …

изображение

Да, именно так, это классификация мембран [10] в различных мембранных процессах естественных и искусственных систем!

Заведомо взяв в качестве примера структуру отличной от социальной системы природы, мы убедились в том, что структура — это система без качественного наполнения, а, угадывая, какой системе принадлежит структура, мы «переносим» закономерности, характерные для структуры одной системы, в структуру другой.

изображениеТаким образом, мы выделяем важное свойство структур как «инварианта, характеризующего принципы строения» [11] системы, «как инвариантную характеристику сложного объекта» [12].

pen

Инвариант (от лат. invarians, — ntis — неизменный) или инвариа́нтность — термин, обозначающий нечто неизменяемое. Выражение, число и т. п., связанное с к.-л. целостной совокупностью объектов, остающееся неизменным на всем протяжении их преобразований [13].

?Задумывались ли вы над тем, почему самым «редким» изменениям подвергалась именно структура общего образования в нашей стране, хотя нам порой кажется, что система образования только и делает, что реформируется и модернизируется?

Для убедительности давайте нанесем на временну́ю шкалу основные преобразования, коснувшиеся структуры начальной, средней и старшей ступеней общего образования [14].

изображение

Нетрудно видеть, что за последние полвека (!), единственным существенным изменением в структуре системы общего образования был переход на 4-х летнее обучение в начальной школе, введенный в 1989 году и завершившийся в начале 2000-х годов [15].

Но и при этом абсолютным инвариантом структуры образовательных организаций были и остаются классы и группы, соответствующие определенному возрасту детей. И так же как наши родители, как мы сами, так и наши дети и внуки, поднимались, поднимаются и будут подниматься по уровням образования из детского сада в школу (сначала в начальную школу, затем в среднюю, а потом в старшую). Принципиальное «возрастное» устройство этих ступеней не меняется «на всем протяжении их преобразований».

При этом изменилось государственное устройство, и мы живем в другой стране, ушли в историю идеологическая обязательность «Навстречу ХХ(n+1) съезду КПСС» (это для тех, кто еще помнит!), сменялись поколения стандартов образования, программы обучения и условия в ОО, а данная черта устройства системы образования и образовательных организаций остается неизменной. Что это? Недосмотр реформ? Или дань традициям?

Или другой пример. Почему при всей современной критике классно-урочной системы, зародившейся в трудах чешского педагога-гуманиста XVII века Яна Амоса Коменского, при всех «потугах» заменить эту «отжившую» систему организации образования, данная структура продолжает занимать абсолютные лидирующие позиции? И каждая образовательная организация именно на этих принципах строит систему организации образовательной деятельности, немного видоизменяя формулу «класс-урок» на «группа-занятие»? Почему так? Недостаточно воли и применяемых усилий по «сносу системы»? Или все же это отражение твердости (устойчивости) обосновавшейся в системе образования формы?

Ответ один. Мы имеем дело с убедительными примерами представления структуры как инварианта системы, несущей «на своих плечах груз ответственности» за устойчивость системы и ее сохранение по отношению к внешним и внутренним воздействиям.

изображение

Структурные исследования в любой области направлены на то, чтобы вскрыть специфические законы существования исследуемых систем. Вскрывая их, наука выявляет тем самым инварианты этих систем. Определение структуры как одного из законов системы, как ее инварианта подчеркивает тот важный момент, что структура выражает устойчивость системы, ее сохранение по отношению к различного рода внешним и внутренним возмущениям, которые выводят систему из состояния равновесия, изменяют или разрушают ее [16].

Э. А. Поздняков

изображениеНу как тут не стать приверженцем примата структуры над функцией, когда приведенные примеры четко доказывают нам, что именно заданная структура определяет принципы и характер функционирования системы! И структура ступеней образования, и возрастная структура классов и групп являются основой проектирования и планирования образовательной деятельности как основной деятельности ОО! И образовательные программы мы разрабатываем в соответствии с уровнями образования в ОО, и учебные планы создаются «по законам» структуры классов и групп в ОО! И условия организации образовательного процесса четко следуют возрастным принципам структуры.

Однако жестко встать на позиции примата структуры над функцией нам все же не удастся, поскольку в глубине наших «структуралистических» взглядов начинают зарождаться «функционалистские» сомнения.

изображениеИ эти сомнения связаны, прежде всего, с тем, что и структура ступеней (уровни образования), и возрастная структура классов и групп в ОО, и классно-урочная форма не образовались «на ровном месте». Они представляют собой результат достаточно длительного отбора наиболее эффективных способов решения задач образования как важнейшей миссии и функции человечества, обеспечивающей доступность образования с учетом возрастных особенностей детей.

И система обучения Я. Коменского возникла без малого четыре века назад и развивалась как наиболее прогрессивное решение функциональной задачи образования: как перейти от индивидуальной системы обучения для немногих к системе массового обучения, обеспечивающей доступность образования всем.

изображение

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему:

материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную в «Чешской дидактике», Коменский расширил уже в «Пампедии», добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь [17].

Образования человека надо начинать в весну жизни, т. е. в детстве.

Я. Коменский

И сейчас, спустя 400 лет, на основе накопленного человечеством опыта, система образования решает не менее важную задачу: как теперь, уже в условиях устоявшегося массового образования вновь обрести черты персональной направленности, позволяющей выполнить миссию образования не только для всех, но и для каждого. А решение этой сложной задачи теперь, в информационном веке и сетевом столетии, безусловно, повлечет за собой изменение структуры и форм организации образования.

изображение

Итак, структура — это особый, присущий каждой системе способ связи элементов системы, возникающий закономерно в процессе функционирования и развития системы. Структура есть следствие функционирования и развития системы и в то же время основная предпосылка ее жизнедеятельности и та форма, в рамках которой осуществляется процесс ее дальнейшего функционирования и развития [18].

Э. А. Поздняков

Вот так, системный подход «примиряет» две столь различные позиции, определяющиеся выбором «главенства» функции или структуры. Справедливости ради отметим, что этот вопрос «примирения» решается еще выше, на философском уровне представления диалектического единства категорий «содержание» и «форма».

 

pen

Содержание есть «что» и «как» формы, есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется [19].

Форма (лат. forma, греч. μορφή) — понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок [20].

Реализация философского принципа единства содержания и формы в разрешении «споров о первенстве» между функцией и структурой выражается в том, что структура, с одной стороны, становится следствием определенного периода функционирования и развития системы, а с другой стороны, является основной предпосылкой жизнедеятельности системы.

изображение

Являясь предпосылкой жизнедеятельности системы (т. е. тем, без чего система не может существовать), структура обеспечивает одно из важнейших ее свойств — целостность, «скрепляя» устойчивыми связями различные функциональные элементы.

Сформулируем эту предпосылку так: чтобы система могла существовать, она должна представлять собой целостность. Или так: система может существовать, если она представляет собой целостность.

изображение

Система — это то, что приобрело целостность и форму в результате постоянного взаимодействия частей. Системы характеризуются тем, что у их элементов общая направленность, и они ведут себя одинаково именно потому, что объединены ею [21].

Питер Сенге

«Приобретать» же целостность системе помогают определенным образом соединенные элементы, поэтому, говоря о структуре, мы, в первую очередь, выделяем ее важнейшее свойство, отражающее строение системы.

Структура отвечает за то, как устроена система. И обращаем внимание на то, что речь идет не только о составе элементов, которые входят в систему (из чего состоит система), но и именно об ее устройстве (составе и структурных связях).

изображение

Вместе с тем, определенным образом устроенная система должна не только приобрести свою целостность, но и сохранять ее. И в этом «охранении» целостности от различного рода внешних воздействий и внутренних возмущений структуре нет равных. Именно благодаря структуре система и обретает устойчивость.

изображение

Любая структура характеризуется элементным составом, наличием связей, инвариантностью (устойчивостью) во времени. В сущности, лишь последнее свойство позволяет разграничить понятия системы и структуры. Если в определении системы как отграниченного, взаимосвязанного множества элементов мы отвлекаемся от характера связей между элементами, то понятие «структура» имеет более глубокое содержание и позволяет нам выяснить, почему качество системы в целом отличается от суммы качеств ее элементов. Понятие «структура» отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств.

Структура — это итог движения элементов системы, итог их организации, упорядочения, и в этом смысле она выступает как устойчивая совокупность элементов и связей между ними, которые определяются исходя из распределения функций и целей, поставленных перед системой [22].

Е. Г. Лукьянова

изображение

изображениеТаким образом, структура не только включает в себя состав элементов, но и представляет собой вид порядка, форму расположения элементов в системе, поддержание которых обеспечивают определенным образом установленные связи.

изображение

Упорядоченность является основой возникновения и сохранения структуры системы. Тот или иной вид порядка взаимодействующих элементов в сущности является законом их связи [23].

М. И. Сетров

изображение
pen

Упорядоченность — характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей, обеспечивающих порядок, организованность во всем, устойчивость функционирования системы [24].

изображение

О каком же порядке, а точнее, о каких порядках расположения элементов в структуре идет речь? Каковы формы расположения элементов в системе? И благодаря каким из них достигается наибольшая устойчивость системы? Как отличаются связи, обеспечивающие тот или иной порядок элементов?

Вот, собственно, ближайший круг вопросов, который в этой части разговора нам нужно обсудить.

изображение

изображениеИерархическая организация системы относится к числу важнейших системных свойств, которые были выделены Людвигом фон Берталанфи, «отцом-основателем» общей теории систем. «Иерархическая организация системы — когда отдельные элементы системы представляют собой системы низшего порядка и (или) рассматриваемая система выступает в качестве элемента системы более высокого порядка» [25].

pen

Иерархичность — (гр. — священная власть) принцип построения систем, в том числе и социально-педагогических, предусматривающий наличие структурных компонентов, распределения функций, определение прав, существование уровней соподчинения. Иерархичность — это «этажность» систем, ранжирование целей, определение приоритетов, наличие подчинительных связей. Этот принцип предусматривает неравенство составляющих систему частей, но именно его реализация обеспечивает эффективность жизнедеятельности системы в целом. В ней упрощается принятие решений и их целенаправленное выполнение, экономится время, повышается качество. Как только система теряет иерархичность, она впадает в хаос и снижает качество выполнения своих общих функций. Это является законом жизнедеятельности и педагогических систем, таких как образовательное учреждение или детская и юношеская организация [26].

Спору нет, иерархичность — это один из самых распространенных, и поэтому, очевидно, самых знаемых и узнаваемых принципов устройства систем.

изображение
smile
«Следить буду строго
Мне сверху видно все,
Ты так и знай!»

Слова песни «Пора в путь-дорогу»
из старого кинофильма «Небесный тихоход»

Как только мы произносим слово «иерархия», то на ум сразу приходит синоним — подчинение. И это не мудрено, поскольку наше управленческое бытие определяет наше сознание, и «кто лев, тот и прав» …

А давайте «поработаем» с нашим управленческим сознанием и представим понимание иерархии уникальным системным мыслителем Донеллой Медоуз:

изображение

Иерархии способны развиться с самых нижних уровней, от частей к целому, от клетки к органу и организму, от отдельного игрока к команде, от непосредственного производителя к управлению производством. Древние земледельцы объединились и создали города, чтобы защититься и сделать торговлю эффективнее. Жизнь началась с одноклеточных бактерий, а не со слонов и китов. Исходная цель любой иерархии — помочь создавшим ее подсистемам работать лучше.

К сожалению, к тому моменту, когда иерархия становится хорошо развитой, эту исходную цель довольно часто напрочь забывают и верхние, и нижние уровни. Иерархии начинают работать неподобающим образом; именно по этой причине многие системы так и не достигают своих целей.

Иерархические системы развиваются с самого нижнего уровня. Исходная цель верхних уровней иерархии состоит в том, чтобы помогать нижним уровням достигать своих целей [27].

Донелла Медоуз

Именно поэтому мы будем рассматривать иерархию как порядок подчинения вышестоящими элементами нижестоящих не в первую очередь. На первый план в нашем понимании устройства иерархических систем выходят отношения вложенности. При этом мы будем всегда помнить наказ Д. Медоуз, что первые (верхние, старшие) элементы помогают нижестоящим, которые являются их частью, достигать своих целей.

pen

Будем отличать два разных способа формирования иерархий. Объекты, которые объединяются в иерархию, могут быть связаны между собой либо отношениями подчиненности и старшинства, либо отношениями вложенности, вхождения друг в друга, когда один объект является частью другого.

В первом случае иерархия служит средством персонального размещения подчиненных друг другу менеджеров и других работников … (ее мы и называем управленческой иерархией), во втором случае иерархия является формой представления организационной структуры …: например, отделы входят в управления, которые, в свою очередь, являются составными частями еще более крупных структурных подразделений [28].

изображениеПредставим в качестве примера «родной образ» матрешки. Глядя на эти милые сердцу игрушки и сувениры, у нас почему-то не возникает вопрос о «подчиненности» матрешек, а скорее, наоборот, они порождают ассоциации о том, что старший (большой) заботится о младшем (маленьком).

Вот так, с раннего детства, разбирая матрешку, каждый ребенок знакомится с важнейшей иерархической характеристикой систем («каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система» [29]). Но, к сожалению, с возрастом исчезает образ заботы старшего о младшем и возникает все более жесткое понимание подчиненности нижестоящего вышестоящему…

pen

Иерархия является распространенным типом структуры системных объектов. … Всюду, где приходится сталкиваться с иерархией, обнаруживается одна важная особенность: целостность оказывается «разложимой» на элементы, каждый из которых, в свою очередь, ведет себя как целостность [30].

изображениеВоспользуемся еще одним примером, который видим каждый день, приходя в здание своей образовательной организации, состоящее из нескольких этажей. Вряд ли у работающих на (n+1) этаже возникнет мысль о том, что они «главнее и важнее» тех, кто работает на n-ном этаже! И верхний этаж «руководит» работой нижних этажей! Скорее наоборот, поскольку именно на 1 этаже, как правило, находится кабинет директора ОО.

А ведь этажи здания тоже представляют собой уровни системы, где каждый следующий уровень находится над предыдущим.

изображениеК этому примеру «этажности» мы еще не раз будем обращаться, когда представим структуру объектов управления в образовательной организации в виде «домика», в котором важные (каждый по-своему!) «этажи» — виды деятельности в ОО, располагаясь один над другим будут не подчинять, а помогать друг другу, обеспечивая целостность объекта управления. Более того, и мы в этом еще убедимся, что находясь один над другим, работа последующих «этажей управленческого дома» будет зависеть от эффективности тех, кто располагается ниже. А главной задачей «верхних этажей дома» объектов управления будет как раз забота о функционировании и развитии «нижних».

Все эти примеры нам необходимы были для того, чтобы убедиться, что не всегда иерархический (мы его часто называем «вертикальный») порядок расположения элементов в структуре диктует наличие только иерархических связей подчинения.

изображение
изображение
pen

Субординация (от лат. sub — под и ordinatio — приведение в порядок) — система строгого подчинения, напр. одного понятия другому, более широкому [31].

? изображениеЗадумывались ли вы над тем, почему так сложно продвигается на практике идея государственно-общественного управления, несмотря на ее повсеместное введение в системы управления образовательных организаций? И даже если расположение элементов в структуре системы управления (опять «заходим на территорию» другого объекта изучения!) мы теоретически расставляем «правильно», показывая, что государственно-общественное управление — это «равноправный» элемент системы наряду с административным управлением в ОО, то на практике сплошь и рядом эта молодая и еще не окрепшая составляющая управления в ОО всецело подчиняется «старшему брату». Вот и получается, что в горизонтальной, по сути, структуре, мы норовим по привычке установить любимую нами иерархию — вертикальные связи подчинения, низводя такой важный компонент управления до еще одной подчиненной конструкции в едином и всецелом административном управлении ОО.

изображениеО каких же еще структурных связях, кроме связей подчинения, может идти речь? Ведь нам порой кажется (а в нашей управленческой практике это ощущение становится абсолютной реальностью), что кроме связей подчинения нет никаких других, способных обеспечить упорядоченность элементов и соответственно упрочить устойчивость системы.

изображениеА такие связи есть, и они не менее прочные, и действуют они не только в иерархических системах с вертикальным расположением внутри «этажей» и уровней структуры, но и способны образовывать различные горизонтальные или сетевые структуры. Эти связи способны обеспечивать порядок и упорядоченность, но обладают принципиально другой особенностью, они не под-чиняют, а со-чиняют, а точнее, со-членяют, объединяют во взаимодействии и взаимном согласовании разные элементы структуры. Это связи координации.

изображениеЗаконом структуры систем является и закон координации связей и отношений всех компонентов целостного объекта. Его основное предназначение состоит в согласовании и приведении в соответствие действия всех связей и отношений, имеющих место в системе. Отображая взаимодействия составных частей объекта в пространстве, он характеризует его в горизонтальной плоскости [32].

pen

Координация (от лат. co — совместно и ordinatio — упорядочение), взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие.

Координация — согласование, целесообразное соотношение каких-л. действий, явлений и т. п. [33]

изображение
изображение

И опять управленческое бытие определяет наше сознание.

С одной стороны, связи координации, действительно, способны «со-чинять», т. е. создавать новые возможности взаимодействия между элементами «без ведома» вышестоящих элементов системы. И эти связи обладают значительным потенциалом для самоорганизации системы, что в жестких иерархичных системах образовательных организаций порой рассматривается как угроза стабильности и устойчивости системы.

С другой стороны, не веря, а точнее, не доверяя устойчивости («крепкости») связей координации в системе, мы относимся к ним как к второстепенным, дополнительным связям, которые только и могут, что немного «подсобить иерархии».

Для того чтобы «реабилитировать» связи координации в глазах «иерархически» настроенных управленцев, обратимся к работам выдающегося отечественного психофизиолога Н. А. Бернштейна.

изображение

В 1996 году в мире отмечали 100-летие со дня рождения Н. А. Бернштейна, создателя современной биомеханики — учения о двигательной деятельности человека и животных. К этой дате были приурочены научные конференции в США и Германии. В работе международной конференции в университете штата Пенсильвания (США) приняли участие 200 специалистов из США, Германии, Японии. Россиянин В. П. Зинченко выступил с докладом «Традиции Н. А. Бернштейна в изучении управления движениями». Вот как рассказано об этом в «Книге странствий» Игоря Губермана: «На обеих этих конференциях был его ученик, которого молодые ученые издали оглядывали с почтительным изумлением, довольно различимо шепча друг другу: „Он знал его при жизни, это фантастика!“. Только Россия, похоже, все еще не может осознать, что в ней родился и жил загнанный и непризнанный при жизни гений, идеи которого уже давно проходят во всех университетах мира как классические» [34].

В. Левин

К наследию Н. А. Бернштейна, в основе которого лежит его новое понимание жизнедеятельности организма, мы не раз будем обращаться, рассматривая образовательную организацию как социальный организм. Мы будем проводить управленческие аналогии с организмом, который рассматривался Н. А. Бернштейном «не как пассивная реактивная система, отвечающая на внешние стимулы и приспосабливающаяся к условиям среды …, а как созданная в процессе эволюции активная целеустремленная система. Действия этого организма направлены каждый раз … на достижение определенной цели, которую Н. А. Бернштейн образно назвал «моделью потребного будущего» [35].

А сейчас, «раскрывая тайны» понятия «координация», мы обратимся к научно-популярной книге, которая была написана Н. А. Бернштейном в конце 1940-х годов. Но ей тогда не суждено было выйти в свет, поскольку ее автора обвинили в космополитизме, вульгаризаторстве, сочинении лженаучных теорий (!). Благодаря подвижничеству И. М. Фейгенберга, ученика и последователя Н. А. Бернштейна, эта книга и другие труды великого ученого начали издаваться в последние десятилетия.

изображение

Координация и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов <…>, т. е. превращение их в управляемые системы [36].

Н. А. Бернштейн

Ранее уже отмечалось, что связь определяют как ограничение степени свободы элементов [37]. А теперь, обращаясь к связям координации, мы, вслед за Н. А. Бернштейном говорим именно о преодолении.

pen

Преодолеть — одолеть, осилить, побороть, победить, превозмочь; пересилить, справиться с чем-нибудь [38].

?Замечали ли вы, что в нашей управленческой практике целедостижения наибольшая трудность заключается не в разработке программы или плана действий, не в издании приказа и утверждении функционала, а в том, чтобы обеспечить слаженную, скоординированную работу всех звеньев управления?

Знакомы ли вам ответы: «А когда я буду делать свою (!) работу?», «Почему я это должна (должен) делать вместе именно с ней (с ним)?», «Какие ко мне претензии? Я свою часть работы выполняю!» и т. д., и т. п.

А теперь от подобных вопросов управления обратимся к аналогичным, но уже в сфере нашего объекта изучения — образовательной организации.

Знаком образ «лебедь, рак и щука», когда мы говорим о разных функциях таких компонентов системы ОО, как трудовая организация, социально-педагогическая и материальная составляющая? Или когда возникает восприятие дополнительного образования в ОО как бедной «золушки» у основного образования, несмотря на его огромный творческий потенциал развития детей? Или сопровождающий противостояние профильных и непрофильных предметов в отношении часов учебного плана образ «жадного медвежонка», у которого «все шишки в лесу мои»?

изображениеО чем же говорят приведенные примеры высказываний и образов? По существу, они отражают достаточно высокую степень свободы элементов и их «борьбу за свободу», а точнее за условия выполнения своих функций в системе.

Безусловно, связи субординации в системе «заставляют» их подчиняться общим целям, но добиться согласованности их действий в достижении целей на каждом из уровней системы эти связи не могут в силу «вертикальности их устройства».

изображение

Чтобы организовать систему <…> необходимо разделить ее работу функционально между частями и наладить координацию между ними [39].

Р. Акофф

И в этой предельно лаконичной цитате Р. Акоффа скрывается огромный клубок системных проблем организации и управления, распутывая который мы, как правило, выполняем лишь первый «наказ» — разделяем систему на функциональные части, «забывая» о втором — наладке координации, что сразу же отражается на результативности и эффективности системы.

изображение

И решить эти возникающие после разделения проблемы, связанные с «трениями» между элементами в процессе выполнения ими функций в системе, приказом не получается, да и на все несогласования приказов не напишешься… Остается налаживать координацию.

Однако легко сказать «наладить координацию». Да и почему именно «наладить», а не, например, выстроить, установить, или, наконец, отрегулировать?

pen

Налаживать — прилаживать; приводить в лад, в строй, в порядок. Дело пошло на лад, ладится.

Ладиться с кем, уговариваться, соглашаться, мириться [40].

Выстроить и установить на бумаге связи координации мы сможем, а вот в реальной практике уладить рассогласования между элементами системы, нам вряд ли удастся. В чем же причина? Что же мешает?

Как ни парадоксально, но мешает именно «избыточная степень свободы», о преодолении которой говорил Н. А. Бернштейн.

изображение

Речь ни в коем случае не идет об «отъеме свободы» действий. Представляя координацию (напомним, «coordinatio»: совместно + упорядочение) как «со-упорядочивание» и согласование, мы говорим о преодолении узко функциональной направленности каждого элемента, т. е. преодолении избыточной степени свободы «индивидуализма» элемента, его избыточной свободы действий в одиночку, и учете необходимости ориентировки на действия других элементов в системе.

Забегая вперед, приведем для осмысления две цитаты из области социологии и психологии, к которым мы еще не раз будем обращаться:

изображение

Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него [41].

Макс Вебер

изображение

Это только тогда и там, где есть ориентировка на характер и результат действий другого человека. Это механизм, координирующий совместную деятельность, но не рядом, а в сотрудничестве при наличии общей цели [42].

Д. Б. Эльконин

Как видим, связи и механизм координации являются важнейшими характеристиками социальной составляющей, к которой относится и управление. Говоря об управлении, мы неоднократно будем говорить о задачах координации как одних из самых насущных.

smile
Управленец — это «мастер-наладчик» в системе управления.

Продолжив изучать «наказ» Р. Акоффа, о необходимости не только разделения системы на функциональные части, но и заботы о координации между ними, сформулируем важный принцип единства связей субординации и координации:

изображение

Организовать систему означает … функционально разделить труд между ее частями и позаботиться о его координации [43].

Р. Акофф

smile
Почти по Макиавелли (che tu hai in governo, divise — «то, чем управляешь, разделяй») [44]:

То, чем управляешь, разделяй и координируй!

изображение
изображение

Мы говорили об управленческих аналогиях с организмом. Вот и еще одна:

«… Распределять внимание между десятками и сотнями видов подвижности и стройно согласовывать все их между собою. Такова первая трудность управления двигательным аппаратом нашего тела. Однако эта трудность — далеко не главная.

Вторая, более серьезная трудность замечается не сразу. <…>

Трудность управления, которую мы обозначили номером первым …, — эта трудность полностью стушевывается перед трудностью номер два: трудностью преодоления огромного, непомерного избытка степеней свободы» [45].

Н. А. Бернштейн

? Задумывались ли вы, почему одинаково называемый в каждой образовательной организации элемент — педагогический коллектив, представляет собой неповторимое явление?

изображениеВ одной ОО — это слаженно действующая команда.

В другой — педагогический ансамбль «скрипачей-виртуозов», но каждая скрипка считает, что именно она — первая.

В третьей — конгломерат функций и обид, при этом обиды, порой превалируют над функциями.

В четвертой — «парк юрского периода», где каждый динозавр одиноко гуляет «сам по себе».

В пятой — противодействующие руководству ОО «анархисты-предметники», готовые сметать все и всех на своем пути под флагом «Мой предмет — превыше всего».

В шестой — …

Да что там перечислять! Сколько образовательных организаций, столько и разных педагогических коллективов. И каждый руководитель ОО знает, что означает эта «трудность преодоления огромного, непомерного избытка степеней свободы».

Однако, мечтая об идеальной «скоординированности», мы редко задумываемся над тем, что если в педагогическом коллективе не будет этих разных носителей избыточных степеней свободы, то все его участники превратятся …

smile
Кони превратятся в мышей, кучер в крысу, а золотая карета в тыкву…

…превратятся в функции, лишенные индивидуальности, а образовательная организация станет лишь четко действующим, при этом бездушным механизмом по передаче знаний и трансляции правил поведения подрастающему поколению…

Вот так и получается, что и преодолевать избыточную степень свободы трудно, но и без этой избыточности степеней свободы не рождается уникальность педагогического коллектива.

изображение

Серьезный и правильный, по сути, вопрос. Но только с одной поправкой. Не кто, а что в системе определяет избыточность степени свобод элементов?

? изображение Знакома ли вам картина, когда, «возвышаясь» своим маститым мнением над другими педагогами, некоторые из наших коллег отстаивают свое право работать в «лучших» классах, по «лучшим» программам, оставляя менее опытным учителям возможность пройти «школу выживания» в «трудных» классах? Или картина педагогического совета, где голос «непрофильников» в защиту ребенка не слышен под «громом молний» учителей профильных предметов? Или картина пренебрежительного отношения учителей -«урокодателей» к «воспитательным мероприятиям», которые «мешают» учебному процессу и «отвлекают» детей от предмета? Напомним, что свобода педагогов в выражении своего мнения закреплена в законе (ФЗ-273, Ст. 47, п. 3).

Так что же в системе становится «ограничителем» и, по сути, мерилом «избытка», в соответствии с которым элементам, объединенным в структуре, приходится «расставаться» с некоторой степенью свободы?

Таким «мерилом», сообразно которому и определяется избыточность, является цель, ради достижения которой и существует система. Достижение общей для всех элементов цели системы требует их координации.

изображение

изображение А «расставаться» с некоторыми степенями свободы элементам всегда бывает трудно, и это требует преодоления. Не видя необходимости в координации, элементы в системе тратят неимоверное количество энергии на борьбу друг с другом «за место под солнцем», «забывая» порой об общей цели, ради которых они и существуют в системе.

И невдомек порой этим элементам, что «не желая» преодолевать некоторые степени свободы ради общего дела, поглощенные отстаиванием своих функциональных позиций, они не только не способствуют достижению системой своих целей. Отсутствие координации, в конечном счете, приводит к упадку и деградации системы.

Уповая же на то, что «иерархия — мать порядка», поэтому слабость связей координации легко восполняется усилением связей субординации, мы не только не способствуем устойчивости системы, а наоборот, лишаем систему важной опоры со-упорядоченности элементов.

? изображение Задумывались ли вы, какая странная вещь происходит с нашим управленческим сознанием, когда мы ведем речь об иерархии?

Мы привыкаем смотреть на систему только «сверху вниз» и видеть в субординации основу основ порядка и упорядоченности.

изображение Но стоит нам самим оказаться подчиненными, как наше видение и мироощущение этого порядка начинает меняться, поскольку теперь не под нами, а над нами «собирается» вся система во всей ее «цветущей иерархии».

И нам порой кажется, что система не развивается делами и результатами, а растет за счет начальников.

И количество требований возрастает пропорционально количеству требующих.

И от воззваний, идущих с «верхов иерархии» о том, как важна роль воспитателя и учителя, или о том, что от каждой образовательной организации зависят успехи модернизации образования в стране, воодушевления мы не испытываем. А скорее наоборот, чем громче звучат эти лозунги, тем четче каждый из нас понимает, что нагрузка на учителя и образовательное учреждение будет еще больше.

Но стоит нам вернуться в своем должностном положении руководителя к иерархическому «блаженству», как опять все возвращается «на круги своя», и мы вновь становимся приверженцами субординации. Но не надолго… До следующего требования, идущего «сверху», которое нам, нижестоящим элементам, незамедлительно следует выполнить.

А вот результат выполнения вышестоящих требований, а по большому счету, результативность достижения целей, поставленных надсистемой перед ОО, зависят не только от того, насколько прочно иерархически устроена и упорядочена система образовательной организации, а насколько координированно действуют все элементы в системе ОО.

изображение Поэтому одним из еще одних «законов» структуры становится согласованность связей субординации и координации, обеспечивающих устойчивость системы. И устойчивость системы нашей образовательной организации зависит не только от того, насколько прочны и «незыблемы» иерархические связи в структуре, но и от того, есть ли опора у этой иерархии, обеспечивающая координацию- со-упорядоченность элементов.

изображение
изображение

Установление … в системе устойчивых взаимосвязей элементов отдельных уровней (как в «горизонтальной», так и в «вертикальной» плоскостях), т. е. установление «закона связей» элементов, есть обнаружение структурности системы как … момент конкретизации целого [46].

М. И. Сетров

Итак, говоря об устройстве системы, мы подчеркиваем, что именно благодаря структуре система обладает важным свойством — устойчивостью. А теперь настало время выделить еще одну характеристику систем, которая зависит от ее структуры, — ее поведение.

изображениеСвязи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом [47].

Структура всегда проявляется в поведении [48].

изображение
smile
Не только дети в детском саду и школе отличаются своим поведением. Оказывается и у системы ОО есть поведение!
изображение

Оценки за поведение детей у нас отменены, но для вдумчивого педагога поведение ребенка является важнейшим сигналом для анализа взаимодействий с ним, поиска глубинных причин того или иного поведения и продумывания изменений и коррекции психолого-педагогических условий развития ребенка.

В таких же вдумчивых исследователях нуждаются и системы, и в частности, системы образовательных организаций, которые тоже подают сигналы своим поведением.

изображение

Если удается установить взаимосвязь между структурой и поведением, то мы начинаем понимать, как работают системы, почему они дают те или иные результаты, и как изменить поведение таким образом, чтобы достичь лучших результатов. Современный мир быстро меняется, становится все сложнее…

Системы могут подвергаться воздействиям, на них могут накладываться ограничения… Однако отклик системы на подобные внешние воздействия — это прежде всего свойство такой системы, и в реальном мире такие отклики практически не бывают простыми [49].

Донелла Медоуз

?Знакомы ли вам ситуации, когда спроектированное и спланированное во всех деталях явление в реальности развивается не так и оборачивается неожиданными последствиями, о которых не задумывались? И если такая реакция происходит в оперативном временном промежутке, то мы стараемся своевременно «тушить пожар в точках возгорания». Сложнее, если эффекты обнаруживаются с запозданием, и мы через 3-5-10-… лет с горечью «задним умом» понимаем, какой урон системе был нанесен.

Сталкивались ли вы, например, с ситуациями, когда желание «привести систему в порядок и положить конец анархии и недисциплинированности» приводит не только к усилению связей субординации-подчинения, ужесточениям ответственности за неисполнение распоряжений, но и к «умерщвлению» какой-либо инициативы, упадку творчества и, в конечном счете, к деградации компетентности? Как и когда происходит перелом в наблюдаемом положительном эффекте «упорядочивания», и он оборачивается необратимым эффектом недоразвития, спада и упадка системы?

smile
В обычной компании есть три вещи, которые объединяют и посыльных, и президента, и вице-президентов, и стенографисток: покорность, скука и безрадостность [50].

Роберт Таунсенд

Сколько таких примеров превращения некогда ярких школ, чьи выпускники становились не только высококлассными специалистами, но и культурными образцами жизненных позиций, — в обычные, послушные организации в истории нашего образования мы уже наблюдали!

Последствия «борьбы с педагогической анархией» и изгнание уникальных руководителей и педагогов привело не только «к покорности, скуке и безрадостности» (стоит добавить в этот печальный список и бездарность), но и главное, к оскуднению школ и превращению их в «управляемых винтиков» системы. И это были очень печальные страницы истории образования на пути от разнообразия к однообразию. Но на тот момент, когда «упорядочивались системы» этих образовательных учреждений, очевидно, важно было через упорядоченность достигнуть только лишь «эффекта послушания и покорности». Но история, к сожалению, нам не учитель, поскольку наблюдая упорядочивание московских ОО в образовательные комплексы-«фабрики», мы видим, как стираются яркие лица разнообразия в общей безрадостной картине однообразия и покорности и соответствующего поведения систем образовательных организаций столицы.

изображение

Это еще одна причина того, что поведение систем часто бывает для нас неожиданным. Происходящие события поглощают все наше внимание. Мы не изучаем их историю, и нам не хватает опыта и знаний, чтобы от истории перейти к структуре системы. А ведь именно она определяет поведение системы и последовательность событий [51].

Донелла Медоуз

Так что же такое «поведение системы»? О каком системном явлении идет речь? Мы так много в этой теме говорили об иерархии и координации, рисовали стрелки между элементами, показывающие направления взаимодействия элементов. Но расставляя эти стрелки, мы не задумывались над тем, как то или иное воздействие или взаимодействие «отзовется» на функционировании элементов и отразится на выполнении ими своих функций и функций системы в целом.

изображение

Поведение — это системное изменение, которое инициирует другие события. Отметим, что реакции, отклики и действия могут сами создавать поведение.

Реакции, отклики и действия — это системные события, для которых интерес представляют их предпосылки. Поведение состоит из системных событий, для которых интерес представляют их последствия [52].

Р. Акофф

изображение

Итак, поведение системы отражает и выражает, а говоря словами Р. Акоффа «проявляет интерес» к последствиям реакций и откликов элементов системы и всей системы в целом.

изображение

Наблюдая поведение системы, исследователь может установить закономерности в появлении тех или иных реакций (действий) системы … Исследователь может установить определенные связи между различными реакциями системы, провести анализ устойчивости этих связей в зависимости от тех или иных факторов среды. На основе наблюдений он может затем построить теорию поведения системы, … которая может быть использована, например, для предсказания характера действий системы в некоторых заданных условиях или будущего поведения системы [53].

Ю. Г. Марков

smile

Почти по А. С. Пушкину:

Нам ведь дано предугадать,
Как наше действо отзовется…

Иными словами, именно поведение системы показывает и подсказывает нам, как «наше слово» в задумывании и проектировании структуры «отзовется» затем в действиях и реакциях элементов системы и всей системы в целом. И на основе наблюдений за реакциями и откликами в системе мы действительно можем, но не предугадыванием, а прогнозированием представить будущее поведение системы.

Для понимания того, что структура определяет поведение системы, и по характерным свойствам структуры мы можем предполагать возможное поведение системы, представим несколько вариантов структур, в которых «поведение элементов» напрямую зависит от упорядоченности элементов системе. «Структура определяет, какое поведение изначально присуще системе» [54].

изображение

Очевидно, несложно представить различия в «изначальном» поведении элементов в вышеприведенных структурах, т. е. поведении, которое «предписано» той или иной структурой.

И, как правило, создав структуру, мы не сомневаемся в том, что в реальности «все так и будет».

изображение

Поведение … позволяет подобраться к структуре системы, лежащей в основе этого поведения. А структура, в свою очередь, — ключ к пониманию не только того, что происходит, но и почему [55].

Донелла Медоуз

Наблюдая за реакциями, откликами, действиями элементов на практике мы можем получить иную картину.

изображение

Как же и при помощи чего в системе осуществляется это наблюдение за реакциями и откликами в системе?

изображение

Открытое в 1928 году явление Н. А. Бернштейн назвал «сенсорной коррекцией». Это фундаментальное понятие в теории управления, которое двадцать лет спустя Норберт Винер, создавая основы кибернетики, назвал обратной связью. Кстати, когда в 1960 году Норберт Винер находился в Москве, Бернштейна познакомили с ним. Николай Александрович подарил Винеру свою статью 1935 года, в которой он, еще не применяя терминологию кибернетики, сформулировал основные идеи этой науки. Там он, в частности, утверждал, что живой организм, как и искусственное устройство, предложенное Винером, строится по иерархическому принципу с использованием прямых и обратных связей, программ и т. п. Норберт Винер не отрицал заслуг Бернштейна и в дальнейшем принимал деятельное участие в издании его работ в Англии [56].

В. Левин

изображениеЗакон обратной связи. Четвертый принцип кибернетики возведен в ранг фундаментального закона, который известен как закон обратной связи. … Все организованные системы являются открытыми, и замкнутость их обеспечивается только через контур прямой и обратной связи. Необходимым условием их эффективного функционирования является наличие обратной связи, сигнализирующей о достигнутом результате [57].

изображение
изображение

Вместо того чтобы искать виноватых, вы спросите себя: «Какова эта система?» Понятие обратной связи приводит нас к осознанию того, что система может быть причиной своего собственного поведения .

Будьте начеку! Если вы начнете везде замечать действие обратных связей, значит вы превращаетесь в системного мыслителя. [58]

Донелла Медоуз

Объединяя действие «законов» структуры системы, мы получаем очень важное в практике осознание необходимости наличия связей субординации, связей координации и обратных связей, обеспечивающих целесообразное, целенаправленное и целеустремленное поведение системы образовательной организации.

изображение
изображение

Мы еще не раз будем обращаться к значению обратной связи и к тому, какую важную роль она играет и в системе образовательной организации, и в системе управления. А сейчас, в завершении разговора, улыбнемся и проникнемся цитатой из книги Роберта Таунсенда «Сломай систему! Лекарство от управленческой изжоги»:

изображение

Мне тоже повезло с одним коллегой, который периодически выбивал меня из колеи секретным посланием, начинавшимся словами: «Мой дражайший начальник, Касательно Вашего последнего предписания, стоит Вам только приказать, и я посвящу каждый час своего времени его выполнению. Но прежде чем я направлю все свои силы на штурм этого задания, я должен сказать Вам с глубочайшей симпатией и уважением, что Ваша голова снова забита сплошным … и т. д.и т. п.». Эти послания меняли мою точку зрения в 9 случаях из 10 [59].

Роберт Таунсенд

Надеюсь, что вас еще не одолела «изжога от теории», поскольку в процессе изучения структуры системы нам необходимо будет познакомиться с еще одним важным понятием. В данной теме мы вели речь о «близнецах-сестрах» — функции и структуре. А теперь нам предстоит расширить наши знания, и познакомиться с еще одним «близнецом», которого редко кто на практике может отличить от структуры, — с понятием «организация». И такая тавтология как «организация системы образовательной организации» не должна будет нас смущать в процессе следующего разговора.

Литература

[1]. Поздняков Э. А. Системный подход и международные отношения. — М.: Наука, 1976. — 159 с., С. 53.

[2]. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с., С. 188–190.

[3]. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: учебное пособие для вузов / Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. — М.: Высшая школа, 2004. — 616 с., С.467.

[4]. Щедровицкий Г. П. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления. Хрестоматия. М.: «Дело», 2003. [Электронный ресурс] Центр гуманитарных технологий — Режим доступа. — URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3344

[5]. Там же.

[6]. Примат/Современная энциклопедия. 2000.[Электронный ресурс] Словари и энциклопедии на Академике- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/38906

[7]. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с., С. 126.

[8]. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: учебное пособие для вузов / Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. — М.: Высшая школа, 2004. — 616 с., С.467–468.

[9]. Субстрат /Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] Толковый словарь Ефремовой — Режим доступа. — URL: http://www.efremova.info/word/substrat.html#.VXFHns_tmko

[10]. Классификация мембран. [Электронный ресурс] Российский химико-технологический
университет им. Д. И. Менделеева. Кафедра мембранной технологии. — Режим доступа. — URL: http://www.membrane.msk.ru/books/?id_b=12&id_bp=326

[11]. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с., С.124

[12]. Там же, С. 126.

[13]. Инвариант/Википедия; Энциклопедия социологии, 2009. [Электронный ресурс] Словари и энциклопедии на Академике- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_mathematics/1854/ИНВАРИАНТ

[14]. СССР. Народное образование. Большая советская энциклопедия.[Электронный ресурс] Словари и энциклопедии на Академике- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129062/СССР.

[15]. Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 N 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

[16]. Поздняков Э. А. Системный подход и международные отношения. — М.: Наука, 1976. — 159 с., С. 53–54.

[17]. Коменский, Ян Амос. [Электронный ресурс] Википедия- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коменский, _Ян_Амос

[18]. Поздняков Э. А. Системный подход и международные отношения. — М.: Наука, 1976. — 159 с., С. 54.

[19]. Содержание. Философский энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] Словари и энциклопедии на Академике- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3335/СОДЕРЖАНИЕ

[20]. Форма [Электронный ресурс] Википедия- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Форма_(философия)

[21]. Сенге П. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций / П. Сенге, А. Клейнер, Ш. Робертс, Р. Росс, Д. Рот, Б. Смит // Пер. с англ. — М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. -624 с., С. 149.

[22]. Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 240 с., С. 46–47.

[23]. Сетров М. И. Принцип системности и его основные понятия. //Проблемы методологии системного исследования /Ред. И. В. Блауберг и др. — М.: Мысль, 1970. — 455 с.,С. 49–63, — С. 57

[24]. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Эксмо, 2005- 544 с., [Электронный ресурс] Портал: Бизнес. Предпринимательство. Электронная коммерция- Режим доступа. — URL: http://economy-ru.com/upravlenie-kachestvom-menedjment/zakon-uporyadochennosti-34852.

[25]. Садовский В. Н. Логико-методологический анализ «общей теории систем» Л. фон Берталанфи //Проблемы методологии системного исследования /Ред. И. В. Блауберг и др. — М.: Мысль, 1970. — 455 с., с. 411–442, С. 426.

[26]. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. [Электронный ресурс] Словари и энциклопедии на Академике- Режим доступа. — URL: http://normative_reference_dictionary.academic.ru/21321/ИЕРАРХИЧНОСТЬ.

[27]. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления /Д. Х. Медоуз; пер. с англ.; под ред. чл-корр. РАН Н. П. Тарасовой. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -343 с., С. 142.

[28]. Денисов В. В начале был менеджер…[Электронный ресурс] Корпоративный менеджмент http://www.cfin.ru/- Режим доступа. — URL: http://www.cfin.ru/management/people/denisov-05.shtml

[29]. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: Смысл, 2001. -461 с., С. 71.

[30]. Иерархические системы [Электронный ресурс] ГОС/ИСИТ/2012- Режим доступа. — URL: http://frh.on.ufanet.ru/gos_isit_2012/tips/10.htm

[31]. Субординация. Философский энциклопедический словарь. 2010. [Электронный ресурс] Энциклопедии и словари- Режим доступа. — URL: http://enc-dic.com/enc_philosophy/Subordihaciya-2641.html

[32]. Структура, функции и этапы развития систем [Электронный ресурс] Студопедия — Режим доступа. — URL: http://studopedia.net/2_66637_struktura-funktsii-i-etapi-razvitiya-sistem.html

[33]. Координация/ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969–1978 [Электронный ресурс] Энциклопедии и словари www. enc-dic.com

— Режим доступа. — URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Koordinacija-61344.html

Координация/ Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс] Толковый словарь Ефремовой http://www.efremova.info/ — Режим доступа. — URL: http://www.efremova.info/word/koordinatsija.html#.VXviMs_tmko

[34]. Левин В. Человек, разгадавший тайну живого движения/ Наука и жизнь, 2005, № 10. [Электронный ресурс] Наука и жизнь- Режим доступа. — URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/2099/

[35]. Фейгенберг И. М. Николай Александрович Бернштейн. Вступительная статья в кн. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -288 с., С. 9.

[36]. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -288 с., С. 54.

[37]. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: учебное пособие для вузов / Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. — М.: Высшая школа, 2004. — 616 с., С. 413.

[38]. Преодолеть/Толковый словарь Даля онлайн- Режим доступа. — URL: http://slovardalja.net/;

Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949–1992. [Электронный ресурс] Энциклопедии и словари- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/179842

[39]. Акофф Р. Акофф о менеджменте /Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. — СПб.: Питер, 2002. — 446 с., С. 37.

[40]. Налаживать /Толковый словарь Даля онлайн- Режим доступа. — URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=17465 ; http://slovardalja.net/word.php?wordid=14686

[41]. Вебер М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М. И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990, с. 808., С. 602–603.

[42]. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1989, с. 560, С. 499. [Электронный ресурс] Электронная библиотека Московский городской психолого-педагогический университет — Режим доступа. — URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.htm

[43]. Акофф Р. Л. Планирование будущего корпорации/Пер, с англ. М.: Прогресс, 1985. — 326 с., С.48.

[44]. Разделяй и властвуй [Электронный ресурс] Википедия- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%E7%E4%E5%EB%FF%E9_%E8_%E2%EB%E0%F1%F2%E2%F3%E9

[45]. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -288 с., С. 43,47.

[46]. Сетров М. И. Принцип системности и его основные понятия. //Проблемы методологии системного исследования /Ред. И. В. Блауберг и др. — М.: Мысль, 1970. — 455 с., С. 49–63, — С. 51

[47]. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: Смысл, 2001. -461 с., С. 71.

[48]. Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1982. — 255 с. [Электронный ресурс]- Режим доступа — URL: http://www.psyoffice.ru/9/marko01/txt01.html#6

[49]. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления /Д. Х. Медоуз; пер. с англ.; под ред. чл-корр. РАН Н. П. Тарасовой. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -343 с., С. 21–22

[50]. Цитаты [Электронный ресурс] Персональный сайт С. В. Багузина «Путь воина» — Режим доступа. — URL: http://baguzin.ru/wp/?page_id=646

[51]. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления /Д. Х. Медоуз; пер. с англ.; под ред. чл-корр. РАН Н. П. Тарасовой. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -343 с., С. 153.

[52]. Акофф Р. Акофф о менеджменте — Спб.: Питер, 2002. — 448 c., С.71

[53]. Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1982. — 255 с. [Электронный ресурс]- Режим доступа — URL: http://www.psyoffice.ru/9/marko01/txt01.html

[54]. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления /Д. Х. Медоуз; пер. с англ.; под ред. чл-корр. РАН Н. П. Тарасовой. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -343 с., С. 150.

[55]. Там же, С. 149.

[56]. Левин В. Человек, разгадавший тайну живого движения/ Наука и жизнь, 2005, № 10. [Электронный ресурс] Наука и жизнь- Режим доступа. — URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/2099/

[57]. Законы и принципы кибернетики, применяемые в управлении организациями // Электронный учебник по дисциплине: " Менеджмент " под ред. Подлесных В. И.; СПбГУ ИТМО, кафедра менеджмента [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=3&index=16

[58]. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления /Д. Х. Медоуз; пер. с англ.; под ред. чл-корр. РАН Н. П. Тарасовой. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -343 с., С. 67

[59]. Таунсенд Р. Сломай систему! Лекарство от управленческой изжоги. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 198 с. [Электронный ресурс] Персональный сайт С. В. Багузина «Путь воина» — Режим доступа. — URL: http://baguzin.ru/wp/?p=592

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0