«Грамматика» совместности: присутствуем «в месте», действуем «вместе»
  • Проблемы совместности, или то проблемное место в управлении, где заканчивается могущество администрирования
  • «В месте» или «вместе»? Начнем разбор с существительного
  • «В месте» или «вместе»? От существительного переходим к существенному

Проблемы совместности, или то проблемное место в управлении, где заканчивается могущество администрирования

Мы приступаем к изучению одного из самых сложных и проблемных вопросов управления, связанного с организацией совместной работы (или деятельности?) в образовательной организации.
Пожалуй, нет в нашем управленческом сообществе ни одного директора или заведующего, который бы не погружался с головой в разбирательство сложных взаимоотношений, возникающих на межличностном уровне между:

администратором и педагогом,
не принимающими и не понимающими друг друга педагогами,
педагогом и обучающимся,
педагогом и родителем обучающегося.

Добавим к этому и возникающие межгрупповые конфликты между:

администрацией и педагогическим коллективом,
различными формальными и неформальными объединениями педагогов,
педагогами и родителями.

И этот «вулкан страстей» — междоусобных внутри ОО, и возникающих между человеческими особями, то затухая, то вновь возобновляя свою активность, постоянно присутствует там, где, казалось бы, всё должно четко и слаженно работать, ведь администрирование создало все необходимые условия для организации совместной работы администрации, педагогов и иных работников, обучающихся и их родителей.

изображение
изображение

Совместность — морфологическая категория глагола, передающая совместность совершения действия с кем-либо. [1]
Совместность — совместный: осуществляемый вместе с кем-,чем н., общий. Совместные усилия. [2]
Совместность — совместное осуществление чего-либо. [3]

Поскольку действительно актуальным для каждого директора или заведующего является вопрос о том, почему же, несмотря на наличие всех административно выстроенных организационных условий для совместной работы, руководство практически любой образовательной организации сталкивается с проблемами несовместности во взаимодействии участников образовательных отношений, то давайте начнем разбираться в его истоках.

И для этого начнем «шагать от печки». А этой самой «печкой», или отправной точкой для нас вновь является отношение администрирования и менеджмента к участникам образовательных отношений. Специально обратив внимание на повтор слова «отношение», выделим для себя сущностную основу этого понятия.

изображение

Отношение — набор ценностей и убеждений, связанных с определенным предметом. Наши отношения — это выборы, которые мы сделали.

Отношение (в психологии) — в самом общем виде — фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. [4]

Мы вступаем в сложный мир взаиморасположения и взаимодействия участников образовательных отношений в ОО. И эти отношения складываются в процессе, целью которого, согласно ФЗ-273, является освоение обучающимися содержания образовательных программ [5].

Мы, руководители, участвуем в этом сложном мире взаиморасположения и взаимодействия участников образовательных отношений в ОО, прежде всего, с позиций управления, и привносим в него свои управленческие отношения.

Какое же оно, это наше управленческое отношение к участникам образовательных отношений? Каков наш набор ценностей и убеждений, связанных с теми, кем мы управляем? Какой выбор мы делаем, если стоим на позициях администрирования и менеджмента?

изображение

Возвращаясь к вопросу об администрировании, для которого действует формула «ничего личного, только функция» [6], мы еще раз подчеркиваем его обезличенность. В этой важной составляющей управления, наделяющей исполнителей определенными обязанностями, властвует только функция, которую должны выполнять некто, являющиеся объектами управления.

изображение

Вспомним любимую с детства сказку А. Н. Толстого и педагогический опыт Мальвины с обучением Буратино математике:

— Предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
— Два… Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
— У вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка.

А вот у администрирования «нет никаких способностей» к узнаванию и видению личности и индивидуальности в некоем работнике или ученике (чаще всего заменяемых на практике аббревиатурой — ФИО, или уж совсем попросту — чел. — так теперь человек сокращен не только в статистическом, но и в административном лексиконе).

изображение Знакома ли вам ситуация, когда работая в должности учителя (или воспитателя), вы удивлялись руководителю ОО, который не всегда помнит имя и отчество педагогов, не знает, как зовут детей в том или ином классе.

Но вот пришло время, и вы сами стали руководителем ОО, и теперь у вас в подчинении десятки работников, и вы управляете школой/ детским садом/ домом творчества и т. д., в котором учатся/воспитываются сотни детей… И если поначалу память на имена не подводила, то с течением времени все чаще такие ситуации стали возникать…

Задумываясь о причинах таких метаморфоз, мы находим ответы и в индивидуальных особенностях памяти человека, и в должностной загруженности информацией. Но есть и еще одна весомая причина, которая связана… с администрированием!

Специфика администрирования заключается в том, что для этой составляющей управления не имеет значения, кто имеется в виду под конкретными ФИО. Для него важно, что есть «челы», которые работают и учатся /воспитываются в ОО, выполняют свои функции, входят в состав элементов организационной структуры, будь то классы/группы обучающихся, методобъединения педагогов, учебная часть, хозяйственная часть и т. д.

Но мы не будем винить администрирование за отсутствие у него «способностей» к ориентированию управления на личность и индивидуальные особенности человека. Оно так устроено.

И в силу такого своего устройства «заточено» на определенные задачи, связанные с выполнением функций образовательной организации, которые администрирование транслирует в функционал работников, которые объединяются администрированием в определенную организационную структуру.

Таким образом, эта важная составляющая управления, проходя сложный путь наведения функционального порядка, разделения труда и координации функций, выполняет очень сложную и многотрудную задачу, результатом решения которой является организационное объединение всех тех, кто является для администрирования объектами управления = носителями возложенных на них функций, по соответствующим участкам организационной структуры [7].

изображение

А вот теперь, напомнив себе о территории могущества администрирования, зададимся очень важным вопросом: для чего эта составляющая управления ставит перед собой задачу организационного объединения «челов», входящих в состав образовательной организации и наделенных возложенными на них функциями?

изображение
изображение
изображение

Абсолютно верно понимают задачу организационного объединения наши коллеги-администраторы. Организационная структура с ее организационными элементами создается для совместного выполнения функций, возложенных на исполнителей. А затем на основе четко понимаемой организационной структуры [8] мы в наших школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования детей и т. д. выстраиваем иерархическую административно-функциональную систему управления.

изображение

А вот теперь возникает следующий вопрос. Если мы, руководители ОО, в этой составляющей управления сделали все правильно, тогда почему же, выйдя на финишную прямую в решении сложных организационно-административных задач, неумолимо сталкиваемся с проблемами несовместного выполнения и/или совместного невыполнения подчиненными возложенных на них функций и обязанностей?

изображение

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно будет обратиться… к грамматике.

«В месте» или «вместе»? Начнем разбор с существительного

Мы уже не раз делали акценты на словах, употребляемых в нашей управленческой речи. Но в этот раз мы обратим особое внимание не только на раздельное и слитное правописание слов «в месте» и «вместе», имеющих прямую связь с обозначенной нами темой совместной работы и совместной деятельности в образовательной организации.

изображение

Вспомнив известные со школьной скамьи правила грамматики, согласно которым такие одинаково звучащие в русском языке слова надлежит писать раздельно, если это предлог и существительное, и слитно, если это наречие, перейдем к важному для управленческого понимания осмыслению этих слов.

И начнем мы свои рассуждения с существительного, поскольку то, что делает администрирование на финишной прямой своих первостепенных задач, осуществляя организационное объединение работников и обучающихся, существует в каждой организации.

Создавая организационную структуру и включая обучающихся и педагогов в конкретные структурные объединения, выполняющие определенные функциональные задачи, администрирование осуществляет свою важную организационно-координационную функцию, обеспечивая условия для функционирования организации.

изображение

И этим важным и необходимым для функционирования любой образовательной организации условием является четкое установление для всех работников и обучающихся их определенного «места» в организационной структуре конкретной школы, детского сада, учреждения дополнительного образования детей.

изображение

Вот так, «волею судеб», а на самом деле по велению администрирования дети оказываются объединенными в одной группе или классе, а согласно их возрасту причисляются в школе к одной параллели в соответствующей ступени обучения. А вместе с детьми администрирование объединяет в формальные группы и их родителей.

И также «волею судеб» и по велению администрирования оказываются собранными в формальные профессиональные группы педагоги, объединяемые по предметной или тематической направленности рабочих программ в ОО. Аналогично и иные работники входят в соответствующие формальные объединения, которые выполняют различные вспомогательные функции нормативно-правого, финансово-экономического, материально-технического, учебно-методического и др. обеспечения.

Такая же участь постигает и тех должностных лиц, которые согласно выполняемым ими функциям в ОО включаются администрированием в коллегиальные органы управления, и входят в разные советы, комиссии и т. д.

изображение
изображение
изображение

Абсолютно правильные акценты поставили наши коллеги. Да, действительно, наши рассуждения о действиях администрирования в решении задачи организационного построения связаны с проектированием и последующим функционированием формальной организации.

К вопросу о формальных организациях мы уже обращались в одной из первых публикаций в нашей рубрике «Управление и менеджмент» [9].

изображение

Главным признаком формальных организаций является узаконенная система норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Формальная организация… включает в себя различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной общности.

Формальная организацияпринципиально безлична, так как рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не должно быть никаких отношений, выходящих за рамки служебных. [10]

Т. Ю. Иванова и др.

Решая задачу проектирования формальной организации, администрирование действительно опирается в своей основе на безличность ее структуры, формализуя в обязанности то, что должны делать и выполнять участники образовательных отношений в ОО.

изображение
изображение

Под формальной организацией понимают модель поведения и отношений, которая предусмотрена заранее и на законных основаниях планируется для членов организации. … Формальную организацию характеризует определенный порядок, зафиксированный в уставе, правилах, планах, нормах поведения, позволяет сознательно координировать социальные взаимодействия для достижения конкретной общей цели. Такая организация является формализованной структурой ролей и должностей и составляет систему формализованных организационных отношений, которые носят искусственный характер, поскольку специально задаются и целенаправленно вводятся в социальную среду с целью организации деятельности, разделения и координации совместной работы сотрудников.

По признакам формальная организация является достаточно устойчивой и однозначной системой с формально установленными правилами и задачами. [11]

Л. Г. Шморгун

Однако выстроив организационную структуру и добиваясь устойчивости этой организационной системы, администрирование в ОО сталкивается с распространенной проблемной ситуацией «в месте, но не вместе». Иными словами, формально собранные в общем для работников (обучающихся, родителей обучающихся) «месте» организационной структуры, даже если каждый из них выполняет возложенные на них функции (педагоги обучают и воспитывают, дети осваивают образовательные программы, родители соблюдают порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися), все они действуют порознь и признаков совместности мы не наблюдаем.

изображение

Что же в этом случае делает администрирование? Какими способами оно пытается изменить ситуацию из имеющегося у него арсенала административных способов воздействия?

изображение
изображение
изображение

Очень точно подмечают наши коллеги беспомощность администрирования в решении проблем несовместности в действиях участников образовательных отношений. Ведь на самом деле, арсенал воздействия администрирования, исходя из его «любимых» модальных глаголов [12], ограничивается способами наложения обязанностей и последующего контроля исполнения.

Не поэтому ли любимым средством у этой составляющей управления становятся именно «совместные мероприятия», на которых должны и обязаны присутствовать те, кого администрирование хочет заставить работать вместе?

изображение

изображение Знакомая картина, не правда ли? И сколько таких мероприятий, заседаний, совещаний, собраний и т. д. проводит в течение года администрирование, добиваясь присутствия членов трудового и педагогического коллектива ОО!
Добавим к этому же и множество воспитательных мероприятий с обязательным участием детей, и родительские собрания, на которые за десять лет обучения детей в школе у родителей вырабатывается стойкий иммунитет безразличия…

А на скольких заседаниях и совещаниях разного уровня присутствуем мы, руководители ОО, лишь для того, чтобы только отметить свое присутствие?

И эта картина знакома всем нам своим формализмом, в котором факт проведенного мероприятия важнее последствий усиления формального отношения к нему, в котором обязательность присутствия «челов» считается мерилом его эффективности.

Вот так, разбираясь с вопросами формальной структуры организации и действиями администрирования в усилении совместной работы в образовательной организации, мы подошли к обозначению коварных рисков, которые подстерегают управление в образовательной организации:

изображение

  • рисков превращения администрированием необходимой для обеспечения функционирования формальной организационной структуры в бюрократическую структуру;
  • рисков формализма не только в выполнении возложенных обязанностей, но и в бюрократии контроля за исполнением;
  • рисков нерезультативной и неэффективной совместной работы в ОО, источниками которых является возрастающее равнодушие участников образовательных отношений к общим проблемам и задачам образовательной организации.
изображение

При определенных условиях признаки формальной организации могут превращать ее в бюрократическую структуру.
… Организация может терять содержательные цели своей деятельности и подчинять правила ее функционирования и деловые принципы задаче сохранения и укрепления организации как таковой. Отсюда возникают такие черты бюрократии, как формализм, бездушие, бюрократический произвол.

Л. Г. Шморгун

Так что же это за условия, при которых нужная и необходимая для функционирования ОО формальная организация и ее структура начинают порождать усиливающийся формализм и бюрократию в наших образовательных организациях?

Одним из таких условий оказывается… беспомощность администрирования [7], могущественного в решении организационно-координационных задач, направленных на обеспечение функционирования образовательной организации, но теряющего свою мощь там, где требуется иное видение и понимание организации совместной деятельности участников образовательных отношений в ОО.

Администрирование как безличное управление этим другим видением не обладает, поскольку видит в людях только носителей функций. И продолжая действовать в своем функциональном мире, оно начинает загонять себя в тупик, пытаясь решать нарастающие проблемы несовместного выполнения и совместного невыполнения функций свойственными ему методами усиления контроля и отчетности.

изображение
изображение

изображение Именно так! Администрирование и менеджмент — это не противоборствующие позиции в управлении, а взаимосвязанные между собой составляющие управления образовательной организацией, в состав которых входит еще и руководство.

Более того, и осуществляют администрирование, менеджмент и руководство одни и те же люди, организующие в ОО целенаправленную и эффективную управляющую систему [13].
А это значит, что именно от компетентности тех, кто руководит образовательной организацией, зависит успешность (или неуспешность) разрешения проблем несовместного выполнения и совместного невыполнения задач деятельности в ОО.

Поэтому речь идет не о том, что администрирование должно передать «бразды правления» менеджменту. Мы говорим о том, что нам, руководителям, необходимо распознать специфику задач именно совместной деятельности и, вооружившись знаниями в области менеджмента, учиться предотвращать появление проблем несовместности, или, если они уже заявили о себе в практике управления ОО, начать успешно с ними бороться, используя арсенал менеджмента.

изображение

Переиначим известную фразу «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить» на свой управленческий лад:
Мавр (администрирование) сделал свое дело (создал структуру формальной организации), но не уходит (а продолжает решение организационно-исполнительских задач своими административными методами).

Мавр не только может, но и во избежание проблем в образовательной организации, должен своевременно передать в другие руки («руки» менеджмента) компетентное решение задач организации совместной деятельности участников образовательных отношений.

Но, прежде чем передать в руки менеджмента решение задач совместной деятельности, в умах участников управления, которые руководствуются только и преимущественно административной моделью управления, должно быть прояснено принципиальное отличие совместной работы и совместной деятельности.

«В месте» или «вместе»? От существительного переходим к существенному

Итак, администрирование, создает организационную структуру формальной организации для того, чтобы все, кто работает и обучается в ОО, могли эффективно выполнять свои функции.

И создав эти важные организационно-исполнительские условия, администрирование исходит из того, что если мы объединяем исполнителей в определенные организационные группы, то в этих группах=объединениях подчиненные «сами собой» должны будут работать вместе, прилагая совместные усилия для достижения запланированных результатов. И это должно происходить, что называется, по определению (т. е. по наделению их общими функциями) и по умолчанию (а точнее, молча и беспрекословно).

Таким образом, заданность места исполнителя в организационной структуре и является для администрирования той самой отправной точкой, в которой эта функциональная составляющая безличного управления устанавливает порядок организационного взаимодействия.

изображение

Несмотря на то, что формальная организация способствует общей рационализации и оптимизации человеческой деятельности, человек в ней действует преимущественно не как творческая личность, а как функционер, а отношения между людьми приобретают форму отношений равнодушных друг к другу индивидов.

Преимущества формальной организации (рациональность, оптимальность, эффективность) все же не обеспечивают не только достаточного уровня интеграции людей, но и всей полноты человеческих потребностей в общении, участии и поддержке. [11]

Л. Г. Шморгун

В отличие от администрирования, менеджмент, опираясь на формально созданную организационную структуру, будет создавать условия для совместной деятельности, в которой те, кто осуществляет деятельность, те, кто участвуют во взаимодействии друг с другом, являются не только исполнителями заданных им функций, а субъектами деятельности, личностями и индивидуальностями [14].

изображение

И перед менеджментом стоит очень непростая задача объединения этих личностей и индивидуальностей именно в совместной деятельности, процессе которой субъекты деятельности действуют вместе и сообща.

изображение

И прежде чем мы приступим к более глубокому погружению в изучение совместной деятельности, давайте выделим те существенные признаки, на которые мы будем опираться, разбираясь в различиях между совместной работой в системе функциональных связей исполнителей и совместной деятельностью, для которой корневое слово «вместе» определяет смысл и сущность совместности действий.

И таким сущностным признаком, по которому мы в своей управленческой практике будем отличать позицию «вместе» от «в месте» (общего присутствия, где участники находятся порознь), становится ответ на вопрос:

Как действуют участники образовательных отношений в ОО?
— Действуют вместе, сообща!

изображение

Но одного этого признака недостаточно, чтобы считать деятельность совместной, поскольку у участников — субъектов совместной деятельности должна быть общая цель, которую они достигают, объединяя свои усилия. И именно этот признак нацеленности на достижение общезначимого для участников деятельности результата мы будем считать важнейшим.

изображение

В процессе дальнейшего погружения в тайны совместной деятельности мы продолжим выделение ее важнейших признаков.

Но на данном этапе нам важно понимать, что менеджмент, опираясь на методологию и теорию совместной деятельности, «подхватывает эстафетную палочку» у администрирования, заложившего основы формальной структуры образовательной организации.

И продолжая свое движение в общем для всех составляющих управления процессе, менеджмент предстоит решать очень сложные задачи создания атмосферы совместной деятельности, «воздухом» которой будут общие смыслы и цели, способные своей направленностью объединять участников образовательных отношений в ОО.

Поэтому к уже представленному нами определению менеджмента как важнейшей составляющей управления образовательной организации, с полным осознанием важного круга его задач в организации совместной деятельности в ОО, добавим следующее.

изображение

Сложной задаче менеджмента и вопросу о том, как же совмещать деятельность индивидуальностей в процессе совместной деятельности в наших образовательных организациях мы посвятим наш следующий разговор.

В отличие от экскурса в грамматику раздельного и слитного правописания «в месте» и «вместе», мы в следующей теме нашего разговора будем заниматься «арифметикой» совместности и изучать «сложение» совместных усилий участников деятельности.

Источники

[1]. Совместность//Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969–1978. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/134015
[2]. Совместность// Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949–1992. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/226238/совместность
[3]. Совместность// Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/247307/Совместность
[4]. Отношение //Большая психологическая энциклопедия. — URL: https://psychology.academic.ru/1518/отношение
[5]. Отношения в сфере образования//ФЗ-273 «Об образовании в российской Федерации, статья 2, п. 30.
[6]. Асмолова (Плахова) Л. М. Администрирование: «ничего личного, только»… функция. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/administrirovanie_nichego_lichnogo_tol_ko_funkciya
[7]. Асмолова (Плахова) Л. М. Сила и бессилие администрирования. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/sila_i_bessilie_administrirovaniya
[8]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь», … и какие иметь структурные подразделения в ОО. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/dumajte_sami_reshajte_sami_imet_ili_ne_imet_i_kakie_imet_strukturnye_podrazdeleniya_v_oo
Асмолова (Плахова) Л.М. «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь»… и какие иметь структурные подразделения в ОО (продолжение) . — URL: https://eduface.ru/consultation/management/dumajte_sami_reshajte_sami_imet_ili_ne_imet_i_kakie_imet_strukturnye_podrazdeleniya_v_oo_prodolzhenie
[9]. Асмолова (Плахова) Л. М. Организации, или то, в чём организована наша жизнь. . — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/organizacii_ili_to_v_chm_organizovana_nasha_zhizn
[10]. Иванова Т.Ю., Приходько В. И. Теория организации. -СПб.: Питер, 2004. — 272 с., С. 76–77.
[11]. Шморгун Л. Г. Менеджмент організацій: Навчальний посібник / Л. Г. Шморгун. — К. : Знання, 2010. — 452 с. — URL: https://studbooks.net/22178/menedzhment/formalnye_neformalnye_organizatsii
[12]. Говорим о «грамматике» и «законах жанра» администрирования// Асмолова (Плахова) Л. М. Смотрим на задачу с позиции администрирования. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/smotrim_na_zadachu_glazami_administrirovaniya
[13]. Асмолова (Плахова) Л. М. Компетентная организация начинается с компетентного управления! …или администрации? …или менеджмента? …или руководства?… . — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/kompetentnaya_organizaciya_nachinaetsya_s_kompetentnogo_upravleniya_ili_administracii_ili_menedzhmenta_ili_rukovodstva
[14]. От воздействия — к взаимодействию //Асмолова (Плахова) Л. М. Разбираемся в «устройстве» менеджмента. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/razbiraemsya_v_ustrojstve_menedzhmenta

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0