Интрига мотивационного менеджмента, который… не управляет мотивацией
  • Мотивационная среда образовательной организации, или с чего начинается мотивационный менеджмент
  • «Мотивационная» задача: что дано, и что требуется?
  • Мотивационный менеджмент — управление «в поисках смысла»

Мотивационная среда образовательной организации, или с чего начинается мотивационный менеджмент

В предыдущей теме мы сравнивали подход администрирования к мотивации кадров с «алхимией», которая стремилась осуществить превращение одного элемента в другой, уповая на некий «волшебный камень» [1]. По существу, так же поступает и администрирование, желая из немотивированных к работе кадров посредством «магии» приказа или другого управленческого воздействия превратить их в заинтересованных на достижение целей организации и желающих выполнять порученные им функции.

изображение

И одними из таких средств «волшебства» для администрирования становятся модальные глаголы «должны и обязаны» [2], с помощью которых исполнители стимулируются к выполнению поставленных перед ними задач.

изображение

Принципиально иную лексическую картину мы наблюдаем в менеджменте, который тоже имеет в своем словарном запасе модальные глаголы, но их спектр значений гораздо шире. И все они, будучи именно модальными, выражают отношение к тому, что мы делаем, или нам предстоит сделать. И среди них есть не только глаголы долженствования, но и глаголы со значением желания, намерения, надежды, умения, попытки и старания что-либо сделать.

изображение

Модальные глаголы — глаголы со значением возможности, долженствования, желания, т. е. глаголы, выражающие отношение говорящего к содержанию высказывания. Мочь, долженствовать, уметь, хотеть, желать, намереваться, пытаться, стараться, надеяться, затеять и др. [3]

изображение

Таким образом, в менеджменте выстраивается не только принципиально другая «речевая атмосфера», в которой участникам образовательных отношений предстоит действовать. Посредством этих направляющих на успех глаголов менеджеры создают другую мотивационную среду.

изображение

Мотивационная среда организации — это условия, которые оказывают влияние на успешную деятельность сотрудников по достижению поставленных целей и задач. [4]

Е. Ю. Зимина

И другой мотивационная среда становится потому, что в отличие от администрирования, которое «не признает» модальности глаголов «хочу и могу», менеджмент именно в них видит начало успеха предстоящей деятельности.

изображение
изображение
изображение

Конечно, речь идет не только об изменении управленческой лексики и частотности употребления других модальных глаголов. Заострив внимание на модальности, мы вновь обращаемся к вопросу об отношении руководителей к участникам образовательных отношений в ОО либо как к исполнителям возложенных на них функций, либо как к субъектам, ощущающим себя источниками деятельности.

изображение

Как правило, администрирование не принимает никаких возражений со стороны исполнителей и требует незамедлительного исполнения, не считаясь с субъектной позицией участников деятельности. И именно там, где чаще всего администрирование «натыкается» на человеческий фактор, вступает в действие менеджмент, направляя в эту проблемную область свой авангард — мотивационный менеджмент.

изображение

И те вопросы исполнителей, которые очень неприятны для администраторов, наоборот, становятся необходимой «питательной средой» для мотивационного менеджмента, который как раз и видит своей целью воспитание и развитие пытливых, самостоятельно думающих и способных решать разноплановые задачи субъектов деятельности ОО.

изображение

Безусловно, одну из своих важнейших задач мотивационный менеджмент в ОО видит в решении, пожалуй, самого сложного проблемного вопроса: как добиться того, чтобы участники образовательных отношений становились участниками совместной деятельности и хотели бы ощущать себя источниками действия.

изображение

И сложность этой задачи как раз и заключается в том, что по мановению «волшебной палочки» и /или грозному указанию административной руки руководства такой переход осуществить нельзя.

изображение

Вот так, сходу, не задумываясь, многие руководители ставят перед собой и своей административной командой задачу «управлять мотивацией» кадров. И делают это так, как подсказывает им управленческий административный опыт, призывая к мотивированности через чувство долга и настоятельно требуя от работников ответственности в достижении целей и решении задач образовательной организации.

изображение

Что же происходит в нашей управленческой практике, когда в ответ на призывы, казалось бы, «мотивирующие» работников, исполнители думают, действуют и поступают совсем немотивированно?

«Мотивационная» задача: что дано, и что требуется?

Мы вновь возвращаемся к нашей условной «формуле» задачи, в процессе решения которой нам, руководителям, хочется осуществить «превращение» немотивированных сотрудников в тех, кто будет осознанно и мотивированно включаться в деятельность образовательной организации.

Давайте задумаемся над вопросом, каково наше представление об этой задаче?

изображение
изображение
изображение

Вот так с первого вопроса о задаче на «мотивацию» мы сталкиваемся с проблемой нашего незнания в той области, в которой мы намерены «управлять мотивацией». Мы имеем дело со сложнейшей мотивационной сферой личности, включающей потребности, мотивы, установки, интересы, убеждения, мировоззрения, эмоции и т. д. При этом структура мотивационной сферы не только сложная, она еще и динамичная, выстраивающаяся в иерархию мотивов в процессе жизни и деятельности человека.

изображение

Мотивы могут иметь различную ценность для субъекта и составлять иерархическую структуру мотивационной сферы (как внутри одной потребности, так и для разных потребностей). Их роль в мотивации деятельности заключается в определении направленности поведения и постановке новой, следующей задачи в процессе порождения деятельности — в создании (построении) побуждения к деятельности и отдельным действиям. [5]

В. А. Иванников

изображение Поэтому приступая к изучению мотивационного менеджмента, мы в первую очередь, должны уяснить для себя, что в этой области управления мы не будем рассматривать мотивацию как привычный для нас объект управления, т. е. то, «Чем управляем?», поскольку мы не можем управлять мотивами других людей.

Мы можем создавать соответствующие условия деятельности в наших образовательных организациях, которые будут способствовать актуализации потребностей и мотивов, побуждающих к деятельности, формированию смысловых и целевых установок как «внутренних механизмов» готовности личности к осознанному осуществлению деятельности и достижению целей.

изображение

Мотивационный менеджмент, определив для себя задачу создания условий в образовательной организации, способствующих порождению мотивации, ставит под сомнение и сам термин «немотивированные» сотрудники (аналогично, и в педагогическом менеджменте мы подвергнем сомнению термин «немотивированные» обучающиеся).

Что значит быть «немотивированным»? Отталкиваясь от приведенной на схеме цитаты Ричарда де Чармса, мы можем сказать, что речь идет о тех работниках, педагогах, детях, которые не ощущают себя «источниками действия», не воспринимают себя субъектами осуществляемой ими деятельности.

Значит, одной из первых задач в процессе создания условий, способствующих порождению мотивации, становятся условия, изменяющие преимущественно «исполнительскую» позицию участников на роль субъектов=авторов осуществляемой ими деятельности.

изображение

Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира….

Освоение деятельности, превращение индивида в субъекта деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Применительно к конкретной деятельности речь будет идти об освоении конкретных мотивов, целей, действий и операций.

В. И. Слободчиков и др. [6]

А это означает, что для мотивационного менеджмента те сотрудники, которых администрирование относит к группе «немотивированных», становятся нуждающимися в мотивационной поддержке, теми, чьи вопросы по сути деятельности и отношения к ней становятся объектом пристальной заботы и внимания.

изображение

Для администрирования вопросы «зачем и для чего нам это делать?», «кому это нужно?», «какой толк от этого?» и реплики «не вижу в этом никакого смысла», «вам нужно, вы и делайте» и т. д. являются угрожающими свидетельствами отсутствия дисциплины, неисполнительности, отлынивания от выполнения порученного, и даже саботажа.
Мотивационный менеджмент видит в этих вопросах и репликах проявление актуальной потребности разобраться в этих конкретных мотивационных ситуациях и помочь сотрудникам в «овладении ими основными структурными компонентами деятельности».

изображение
изображение
изображение

Именно так! При всей значимости методической деятельности в наших образовательных организациях, оказывающих поддержку педагогам в освоении эффективных методик и технологий профессиональной деятельности, за бортом, как правило, остаются сложнейшие вопросы смыслообразования, порождения мотивов и целеобразования деятельности.

изображение

Деятельность реализуется посредством действий, но цели действий изначально не имеют побудительности, поскольку они -знаемые, а знание не побуждает (Леонтьев А.Н. [7]). Свою побудительность цель может получить только от мотива, временно приобретя смысл мотива, когда действие на время его исполнения приобретает для субъекта активности смысл деятельности.
Смысл является тем механизмом, с помощью которого побудительность переносится с актуализированной потребности на мотив, а от него — на цель.[5]

В. А. Иванников

Именно поэтому ведущей направленностью мотивационного менеджмента становится мотивационная поддержка в решении субъектами «задачи на смысл» осуществляемой ими или предстоящей им деятельности.

изображение

Мотивационный менеджмент — управление «в поисках смысла»

«Человек в поисках смысла» [8] — такое имя носит одна из известных книг Виктора Франкла. Мотивационный менеджмент по праву может воспользоваться этим названием для определения своей уникальной направленности. И это право он заслуживает потому, что возлагает на себя одно из самых трудных направлений управленческой деятельности, связанное с разъяснением и прояснением смыслов субъектами деятельности — участниками образовательных отношений в образовательной организации.

Таким образом, менеджмент «начинает» свою управленческую деятельность именно с мотивационного плана деятельности, погружаясь в решение трудной, как писал А. Н. Леонтьев «задачи на смысл, на открытие смысла».

изображение

Подобный вопрос задают многие руководители ОО. И нам предстоит разобраться в нем, поскольку именно во взаимосвязи смыслов и мотивов находится тот самый важный «ключ мотивации». И перед тем, как мы начнем поиски ответов, давайте еще раз обратим внимание на реакцию наших коллег, педагогов и других сотрудников в ОО на административные воззвания.

изображение

Подобную задачу не ставит перед собой функциональное управление, поэтому большинство руководителей считает, что подобных вопросов при правильном администрировании и быть не может.

изображение

Другое дело, если мы, руководители, смотрим на подобные ситуации с позиции менеджмента, то перед нами встает ясная картина «задачи на смысл», требующая от нас самих обратить особое внимание на то, что люди не видят смысла в поставленных перед ними целях, не осознают важности и необходимости того, что им предстоит делать. И как следствие, используют мотивировки, связанные, например, с большой нагрузкой (или низкой зарплатой, или отсутствием условий и ресурсов для выполнения и т. д.).
Иными словами, люди не мотивированы, потому что не видят для себя смысла в том, что им предстоит делать и осуществлять.

изображение

Мотив — это то, что порождает данную деятельность, без чего ее не будет…
Вопрос о мотиве — это вопрос «зачем?»

Д. А. Леонтьев [10, с.12]

К сожалению, в нашей управленческой практике, на главный вопрос о мотиве — вопросе «зачем?», многие руководители, полностью игнорируя его мотивационно-смысловую значимость, отвечают административно четко и функционально однозначно: велено выполнить, значит надо выполнять!

изображение

И мало кто из администраторов понимает, что с утратой смыслов теряется и сводится «на нет» важнейшая смыслообразующая функция мотива.

изображение

Мотивы выполняют функцию побуждения и направления деятельности, а также смыслообразования — придания личностного смысла самой деятельности и ее компонентам. … А. Н. Леонтьев прямо отождествляет направляющую и смыслообразующую функции. На этом основании он различает две категории мотивов — смыслообразующие мотивы, осуществляющие как побуждение, так и смыслообразование, и «мотивы-стимулы», только побуждающие, но лишенные смыслообразующей функции.

Д. А. Леонтьев [10, с.5–6]

изображение
изображение

Да, именно так и происходит в нашей управленческой практике, когда уповая только на «мотивы-стимулы» (в предыдущей теме мы называли их «мотивами по требованию» [1]), руководителям приходится сталкиваться с ситуациями, когда выполнение порученного осуществляется работниками только «под нажимом» исходящих от администрации требований.

изображение

«Мотивы-стимулы» не лишены смысла и смыслообразующей силы, однако их специфика заключается в том, что они связаны с потребностями искусственными, отчужденными связями.
Разрыв этих связей приводит к исчезновению побуждения.

Д. А. Леонтьев [10, с.9]

изображение Знакомы ли вам ситуации управленческой практики, когда ослабление контроля вызывает «расслабленность» подчиненных в выполнении ими своих функциональных обязанностей?
Знакомы ли вам такие воззвания ваших заместителей, обращенные к педагогам: «Мне что, надо постоянно вас всех контролировать, чтобы вы выполняли эти требования?».
При этом мечтаете ли вы о том, чтобы подчиненные без дополнительных «порций» контроля, осознавая необходимость выполнения требований, исполняли бы их сами, не нуждаясь в административных напоминаниях?
Задавались ли вы вопросами, почему вы и ваши заместители осознаете необходимость выполнения требований и меру ответственности, а ваши подчиненные «как малые дети», стараются, при малейшей возможности административного «послабления», избегать выполнения и побыстрее «сбросить с себя» ношу ответственности?

Отчего же это происходит? Такой вопрос задает себе практически каждый руководитель ОО, понимающий различия между внешней и внутренней мотивацией и мечтающий о том, чтобы все работники обладали именно внутренней мотивацией.
Однако мало кто связывает порождение внутренней мотивации с необходимостью решения задачи на смысл, на открытие смысла.

изображение

Нам всем приходится решать эти задачи на смысл. И я естественно, найдя решение этой задачи в той или другой связи, стоя перед той или другой проблемой, …, могу и необходимо ставлю перед собой задачу: помочь в ее решении другим, открыть этот смысл другим, т. е. передать его.

А. Н. Леонтьев [11]

По сути, именно в этом и заключается главная и основная задача мотивационного менеджмента в образовательной организации: помочь своим коллегам и соратникам в открытии и обретении смысла предстоящей и осуществляемой деятельности.

изображение

В процессе решения этой задачи на смысл нам, руководителям, предстоит сложный путь, говоря словами В. И. Даля, прояснения, пояснения, растолковывания значений и смыслов того, что предстоит делать.
Таким образом, «ключом» смыслообразования становится «прояснивание» смысловых горизонтов деятельности, поиск ответов на смысловые вопросы «Ради чего? Ради кого? Зачем?» мы совместно включаемся в осуществление деятельности.

изображение
изображение
изображение

На самом деле многие руководители считают, что они достаточно много внимания уделяют объяснению, разъяснению и информированию работников, однако все их усилия мало отражаются на мотивации сотрудников и осознанию ими важности стоящих перед ними задач.

изображение

изображение Знакомы ли вам такие реплики администраторов, звучащие в ответ на сомнения работников в необходимости исполнения чего-либо: «Я что, должен/должна Вам разъяснять, для чего нужно это выполнить? Сами должны понимать!»?
Знакомы ли вам такие обращения к сознательности работников, когда администраторы укоряют подчиненных за то, что возложенные на них обязанности исполняются не в полной мере: «Вы что, не понимаете, как это важно и нужно для нашей школы (детского сада, дама творчества, и т. д.)? Вам надо бы сознательней относиться к выполнению вашей должностной нагрузки!».

И эти «проколы» администрирования являются доказательством того, что оно не справляется с «человеческим фактором», предъявляя не только функциональные, но и «мотивационные» требования к исполнителям. Администрирование уверено в том, что необходимость исполнения требований, приказов, распоряжений, инструкций должна «возникать» у подчиненных «по определению» (а лучше «по умолчанию»). И эта необходимость как-то так, сама собой, должна «укладываться» в их сознании, «превращаясь» в потребность дисциплинированных работников.

А вот менеджмент, который «касается человека, и только человека» считает, что в управлении существует потребность в разъяснении, пояснении и объяснении участникам деятельности необходимости осуществления тех или иных действий. И делать это нужно и необходимо для того, чтобы субъектам стал ясен и осознан ими смысл, стали понятны и осознаваемы цели осуществляемых ими действий.

В свое время, в уже ушедшем от нас советском прошлом, в практике задач идеологических секторов партийной, комсомольской, да и пионерской работы, бытовало название «разъяснительная работа». Сбросив прежние идеологические оковы, мы старались позабыть все, что связано с прежней историей. И выстраивая основы управленческой деятельности в новых условиях жизни страны забыли (или нарочито не хотели вспоминать) о необходимости «разъяснительного» фактора в управлении.

В нашу новую информационную эпоху мы сменили название, и теперь определяем этот вид деятельности как «информирование», считая, что передавая необходимую для осуществления деятельности информацию, доводя ее до сведения участников образовательных отношений, мы, по определению, а точнее, по умолчанию, считаем ее ясной и понятной субъектам деятельности.
И заменив информированием разъяснение, объяснение, пояснение и другие способы «прояснивания» смыслов, теперь сетуем на то, что участники образовательных отношений «пропускают ее мимо ушей» и остаются безразличными к сведениям, для них предназначенных.

изображение

В отличие от информирования, мотивирование начинается с того, что участники деятельности не только получают информацию, а имеют возможность уяснить для себя, понять и осознать смысл полученных сведений, новых знаний и т. д.

изображение

Осознавать себя активно — значит освещать себя предстоящим смыслом. [12]

М. М. Бахтин

 

И именно для этого мотивационный менеджмент берет на себя задачи разъяснения и прояснения смыслов, помогает и поддерживает субъектов деятельности в выяснении ими смыслов предстоящей деятельности.

изображение
изображение

Победить равнодушие участников деятельности — очень сложная задача. Но мотивационный менеджмент не отступает перед трудностями. И источник его оптимизма заключается в том, что мотивационный менеджмент опирается на очень ценные психологические знания, открывающие нам тайны не просто смыслов, а личностных смыслов.

изображение

Для того чтобы ответить на вопрос, как мотив представлен в сознании, необходимо рассмотреть другую сторону движения значений. Эта другая сторона состоит в той особой их субъективности, которая выражается в приобретаемой ими пристрастности.

изображение Само по себе значение есть вещь, глубоко человеку безразличная будь то стол, стул, абстракции — «N-мерное пространство» или счастье, благо, беда.

Чтобы не быть равнодушным, сознаваемое объективное значение должно превратиться в значение для субъекта, приобрести личностный смысл

Одно и то же значение понимается по-разному потому, что оно включено в разные отношения. Следовательно, различаются «значение-в-себе» <…> и «значение-для-меня». «Значение-для-меня», которое я назвал смыслом, а потом ограничил это «личностным смыслом» — третья образующая сознания. [13, C. 103]

А. Н. Леонтьев

Мы нарочито в цитате из лекций А. Н. Леонтьева выделили очень важную сейчас для нас позицию: «значение есть вещь, глубоко человеку безразличная».

изображение

Значение (слова, понятия) — то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди. [14]

Нам порой кажется, что если мы, и руководители, и педагоги, и родители, представили содержание, разъясняющее то или иное слово, термин, понятие и т. д., то тот, кому предназначено наше объяснение, сразу же понимают смысл того, что мы имели в виду.
На самом деле, мы передаем собеседнику только значение, только то, чем мы «означиваем» это слово, каким содержанием его наполняем. Мы передаем значение «само по себе». И эта позиция очень важна в объяснении.

Но как часто нам бывает необходимо «достучаться» до собеседника, и передать ему не только содержание того, что мы хотим сказать, но и смысл, который каждый из нас вкладывает в то, что говорит. И тогда вместе с содержанием мы передаем другому свое пристрастное, личностное «означивание». Мы транслируем значение, которое лично для меня, говорящего, является важным и существенным. И мы пытаемся понять собеседника, выясняя значение, важное для него. И если наши взгляды совпадают, мы по праву называем себя единомышленниками.

И все это означает, что значение, говоря словами А. Н. Леонтьева, «включается в разные отношения». Они могут быть объективными и «личностно окрашенными», имеющими значение «вообще» и, как писал А. Н. Леонтьев, соединяя это явление в одно слово, имеющими «значение-для-меня».

изображение

Чтобы ощутимее выступило принципиальное расхождение между объективным значением и личностным смыслом, рассмотрим один мрачный пример, который мне всегда приходит в голову: слово «смерть». Каждый понимает, что имеют в виду, когда произносят это слово, так как его значение для всех является общим. Однако это слово понимается нами по-разному в тех случаях, когда рассуждают о смерти в аудитории и когда смерть грозит кому-то из наших близких.

изображение Одно и то же значение понимается по-разному потому, что оно включено в разные отношения.
Их (мотивов. — Примечание наше. — Л.А.) функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах — придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением. … Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Смысл и создает пристрастность человеческого сознания. [13, C. 103]

А. Н. Леонтьев

А. Н. Леонтьев приводил в своей лекции убедительный, но мрачный пример. А мы попытаемся найти расхождение между объективным значением и личностными смыслами на примере нашей управленческой практики.

изображение Знакомы ли вам ситуации, когда на педагогических советах мы ведем пространные речи о качестве образования, наполняя это актуальное понятие различными формулировками и трактовками, выделяя в нем различные содержательные аспекты, подкрепляя их статистическими данными, показателями, диаграммами и т. д.?
Отчего же при всей наполненности нужным и визуально подкрепленным содержанием, при всей значимости актуальных вопросов, которые мы поднимаем на педагогических советах, лица большинства педагогов в процессе таких «слушаний» остаются безразличными?
Однако стоит нам либо похвалить кого-то «за заслуги в борьбе за качество», либо покритиковать «за нерадивость» в достижении необходимого уровня качества, как сразу же нарушается «болото» равнодушия и «атмосферные слои» разных мнений и позиций приходят в движение.

И оказывается, что у каждого участника педагогического совета есть свое «личностно окрашенное» видение качества образования и понимание пути его достижения! И ранее явленное безразличное отношение к этим формально общим для всех значениям начинает проявляться в пристрастном отношении каждого педагога, затрагивающем и их профессиональное мировоззрение, и их личное отношение к результатам не только своей педагогической деятельности, но и результатам образования в нашей образовательной организации.

изображение

Администрирование всегда связывает проявление эмоций с нарушением порядка и спокойствия. И это мы наблюдаем не только в управлении, но и в педагогической и в образовательной деятельности.

изображение

Как и любое другое, педагогическое событие — это прежде всего эмоциональный всплеск, взрыв эмоций, вызванный произошедшим: достигнутым пониманием, шагом в познавании, оцененным окружающими продуктом деятельности, результатом качественного освоения способов учебной или иной деятельности, проявлением собственных способностей и т. д.
Базирующийся на когнитивном содержании учебный процесс современной школы не оставляет места для развитой эмоциональной жизни, он нацелен на подавление эмоций. Зачастую эмоциональный фон деятельности воспринимается учителем как помеха, а проявление эмоций — как нарушение дисциплины в классе. Между тем формирование эмоций подростка — важнейшее условие развития его как личности. Эмоции связаны с инстинктами, потребностями и мотивами, поэтому сопровождают любые проявления активности учащегося. Эмоционально-ценностное отношение к действительности — это важнейший компонент образования. [15]

Е. Б. Куркин

Для администрирования эмоции, проявляемые работниками, обучающимися и их родителями, всегда являются помехой, а для мотивационного менеджмента они становятся «глазами, видящими смысл ситуации» (А. Г. Асмолов [16, C. 88]), и рассматриваются как важнейшая диагностическая составляющая проявления личностных смыслов. Эмоции — это необходимые менеджменту сигналы обратной связи от субъектов, пусть порой очень субъективно, но зато неравнодушно и небезразлично относящихся к ситуациям, проблемам и задачам совместной деятельности в ОО.

изображение

Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. … Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов… Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом
Возникая в предметных ситуациях, они как бы «метят» на своем языке эти ситуации. [17]

А. Н. Леонтьев

Поэтому мотивационный менеджмент видит своей целью не только объяснение и разъяснение значений предстоящей деятельности и необходимости выполнения тех или иных действий. Мотивационный менеджмент формирует эмоционально-ценностное отношение участников образовательных отношений к действительности и берется за трудную задачу — «побороть равнодушие значений» для участников образовательных отношений в важных вопросах деятельности ОО.

изображение

…воздействия, выражающие личностные смыслы и смыслообразующие мотивы деятельности. К числу последних прежде всего относится такая специфическая форма деятельности общения, как искусство, основная особенность которой и состоит в том, чтобы, по выражению А. Н. Леонтьева, суметь побороть равнодушие значений и передать личностные смыслы. [16, C. 304]

А. Г. Асмолов

Не только к задачам, но и, по существу, к миссии мотивационного менеджмента можно отнести слова А. Н. Леонтьева, сказанные им об искусстве. И в этом значении мотивационный менеджмент, в отличие от ремесла администрирования, является именно искусством управления.

изображение Мотивационный менеджмент — это смысловое управление, разъясняющее и проясняющее смыслы деятельности, создающее через общение и рефлексию условия для формирования осознаваемой потребности в осуществлении деятельности.

Именно поэтому мотивационный менеджмент становится тем эффективным инструментом организационного развития, который способен обеспечить достижение осознаваемых и осознанных участниками совместной деятельности изменений в деятельности образовательной организации. В отличие от администрирования, где «движущей и подвигающей силой» являются внешние требования к исполнителям, мотивационный менеджмент идет другим, пусть более длинным и сложным путем, но зато достигающим необходимого мотивационного эффекта.

изображение
  • ... через проникновение в смыслы предстоящей деятельности;
  • затем через осмысление проблем и рефлексию реальной действительности и существующей практики деятельности;
  • добивается того, чтобы действия субъектов были мотивированными, а значит, в отличие от действий, осуществляемых под воздействием только внешних требований, они будут осмысленными и осознанными, с обретенным личностным смыслом.
изображение

Помимо объективного значения, явления для человека имеют еще и личностный смысл. И то, что определяет личностный смысл, есть мотивация человеческого поведения, есть действительные мотивы его деятельности. Вот откуда рождается смыслообразующая функция мотивов. Вот что такое смыслообразующая функция мотивов. [13, C. 499]

А. Н. Леонтьев

Итак, мы и подходим к разгадке интриги мотивационного менеджмента. Так почему же мотивационный менеджмент не управляет мотивацией?

изображение Мы не можем управлять мотивацией потому, что невозможно управлять личностными смыслами другого человека. Они порождаются только им самим, погруженным во «внутреннюю работу» в процессе его самостоятельного решения «задачи на смысл для меня».

изображение

Разгадав интригу мотивационного менеджмента, не управляющего мотивацией, а создающего условия, способствующие порождению личностных смыслов субъектами деятельности, нам предстоит ответить на сложный вопрос управления: Что же нам, руководителям, делать, чтобы, например, изменить нежелательную мотивационную обстановку и способствовать изменению мотивации участников деятельности?
Искать ответы на этот вопрос мы будем в следующей теме нашего разговора, который мы посвятим мотивационному менеджменту как смысловому управлению, конструирующему деятельность.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Алхимия» управления: говорим об администрировании и мотивации. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/alhimiya_upravleniya_govorim_ob_administrirovanii_i_motivacii
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Смотрим на задачу с позиции администрирования. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/smotrim_na_zadachu_glazami_administrirovaniya
[3]. Модальные глаголы / Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976.- URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lingvistic/748/модальные
[4]. Зимина, Е. Ю. Методические аспекты мотивационного менеджмента в учреждении начального профессионального образования / Е. Ю. Зимина // Батышевские педагогические чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 15–17 нояб. 2011 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2011. — С. 65–72.
[5]. Иванников В. А. Порождение деятельности и проблема мотивации// Вестник Московского университета: научный журнал. Серия 14. Психология. 2015. № 2, С. 15–22
[6]. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
[7]. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст]: Конспект лекций / Кафедра общ. психологии. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 38 с.
[8]. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
[9]. Франкл, Виктор. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Франкл, _Виктор
[10]. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета: научный журнал. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3–18
[11]. Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2. — Москва: Педагогика,1983, 390 с., С. 237
[12]. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423 с., С. 105.
[13]. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология»/ Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000. — 509 с.
[14]. Значение/ Краткий словарь психологических терминов. — URL: https://vocabulary.ru/termin/znachenie.html
[15]. Куркин Е. Б. Событийное образование — технология будущего //Образовательная политика № 1 (71) 2016, с. 24–33, С. 28,31.
[16]. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М.: Смысл, 2002. — 480 с.
[17]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с., С. 151.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0