Компетентная организация начинается с компетентного управления! …или администрации? …или менеджмента? …или руководства?…

Мы приступили к изучению сложного процесса управления поведением системы — процесса управления знаниями компетентной организации. И перед нами, руководителями ОО стоит сложная задача сделать наши образовательные организации компетентными.

изображение
изображение

Конечно, во многих из нас, загруженных сверх головы оперативными проблемами жизнедеятельности ОО, не находят порой должного отклика эти слова о том, какими должны стать наши образовательные организации.

? Замечали ли вы, что перед началом каждого учебного года мы, руководители ОО, ждем (ну если не ждем, то знаем, что это обязательно будет) указаний/установок от вышестоящего начальства о том, в каких направлениях мы будем двигаться? И среди этих ориентиров обязательно звучат ставшие уже нам привычными слова: «образовательные результаты», «качество образования», «мотивация», «инновации», «здоровьесбережение», «информационные технологии», «эффективность»,… и, конечно же, «компетентность»!

Но действуя по законам иерархии управления, мы, руководители, обязательно включаем эти слова в выступления на своих установочных педагогических советах, произнося перед педагогами ежегодные «мантры» о результативности, качестве, мотивированности,… и, конечно же, компетентности!

изображение
изображение
изображение

Да, вот таким всеобъемлющим, а точнее всех объемлющим явлением становится компетентность! А если эти все учатся (воспитываются) и работают (учат, воспитывают, управляют) в стенах общей для них образовательной организации, то, значит, и компетентность становится их общей задачей!

изображение

И ставя перед собой задачу быть компетентной, образовательная организация как коллективный субъект совместной деятельности, объединяющей тех, кто управляет ОО, и педагогов, и обучающихся и их родителей, развивает свои способности правильно, т. е. с четкими целевыми ориентирами на результаты, и эффективно в условиях нашей конкретной школы (детского сада, дома творчества и т. д.) применять различные способы действий, приближающих к достижению цели. И эти действия коллективного субъекта совместной деятельности должны быть не только результативными, но и эффективными, и… компетентными!

А возглавлять этот поход «на компетентность», конечно же, должно управление образовательной организацией.

И вот теперь, произнеся эти правильные слова о главенстве управления, давайте еще раз внимательно посмотрим на предложенный рисунок, в котором затаилась… ошибка!

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Браво, браво, и еще раз, браво! Все наши коллеги молодцы, поскольку каждый из них по-своему обратил внимание на очень важные, сущностные черты «многоликости» управления, начиная с того, что управление не только может, но и должно быть…безличным.

В этом случае мы ведем речь об управлении организацией, в которой согласно ее организационной структуре и штатному расписанию есть определенное количество должностей разных наименований. И выстраиваются эти должности в иерархическую структуру подчиненности, образуя структуру управляющей системы.

«Безличность» проявляется и в функциях управления — анализе, планировании, организации, контроле и регулировании, входящих в круг обязанностей руководящих должностей ОО.

Добавим к этому, что в управлении образовательной организации есть еще один безличностный объект — контингент обучающихся/воспитанников, который в зависимости от возраста, численности и наполняемости классов/групп (а это все, заметим, тоже безличностные категории!) выстраивается в образовательную структуру ОО.

Вот такая картина у нас получается, если мы говорим о безличностном управлении, порождающем беспристрастное отношение к личностям тех, кто учится и воспитывается, учит и воспитывает, приводит в такую образовательную организацию своих детей…

изображение
изображение

Да уж, наследие в таком управлении, порождающем безличностное и беспристрастное отношение к людям, у нас, прямо скажем, не из лучших. Да и копилось оно опытом многих десятков лет партийно-государственного управления.

изображение

Плохо будет, если заметят, что вы не беспристрастны в своих отношениях к людям.

М. И. Калинин. Некоторые вопросы партийно-массовой работы. [1]

Но справедливости ради заметим, что подобное положение дел в управлении складывалось не только у нас в стране. История такого безличностного управления насчитывает много веков. И именно такие подходы к управлению были положены в основу первых теорий, которые теперь относятся к классической школе управления, родоначальниками которой считаются Вудро Вилсон, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон, Фредерик Тейлор, Генри Форд и многие другие специалисты, сумевшие обобщить свой практический опыт, создав науку об управлении [2, 3].

И эта наука не только не устарела за более чем 100 лет, а наоборот, представляет собой ту самую основу, которую осваивают те, кто начинает свой профессиональный путь в управлении.

А начинается этот путь с «азбуки», «азы» и «буки» которой включают изучение принципов и закономерностей этого «старейшего» управления, которое теперь в науке и практике, «с легкой руки» Вудро Вилсона, называется администрированием.

изображение

Вудро Вилсон, прежде чем стать 28 президентом США, был профессором истории и политологии. Своей работой 1887 года «Изучение администрирования» он положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления.

Wilson W. The Study of Administration // Political Science Quarterly 2.1887, June

Наука управления успешно развивалась, и наряду с классической школой управления в 20-х годах ХХ века формировалось новое направление, которое называется «школой человеческих отношений». Родоначальниками ее по праву считаются американские социологи Джордж Элтон Мейо и Мэри Паркер Фоллет, не только заложившие основы теории организации и организационного поведения, но и по сути, определившие новый путь в развитии управления — менеджмент.

От безличного управления — администрирования мировая наука об управлении сделала важный шаг, изменив основу философии управления, в которой на первое место поставлены индивидуальность человека, его способности и возможности, необходимые для достижения общих целей организации.

Вот так, из безличного объекта управления в администрировании в менеджменте человек обретает принципиально другой статус. Он становится именно субъектом управления, субъектом совместной деятельности. Поэтому менеджер, в отличие от администратора, в других участниках деятельности видит субъектов взаимодействия по достижению общих целей, личностей и индивидуальностей, а не только объектов исполнения требований должностной иерархии.

Поэтому продолжая осваивать «азбуку управления», к имеющимся «азам и букам» добавляются «веди и глаголи» — знания о менеджменте, управлении, проникающем в мир тайн индивидуальности и групповой сплоченности, в мир тайн личностного мировосприятия и созидания коллектива в процессе совместной деятельности.

изображение

Менеджмент касается человека, и только человека.

Задача менеджмента — обеспечить совместную и эффективную работу людей, давая им возможность реализовать в максимальной степени свои сильные стороны и нейтрализуя их недостатки. [4]

Питер Друкер

И с позиции менеджмента мир образовательной организации «окрашивается» видением в каждом из участников- субъектов совместной деятельности ОО неповторимых личностей и индивидуальностей. И именно менеджмент образовательной организации будет соответствовать профессиональному и исследовательскому кредо Мэри Фоллет: «научное сочетание индивидуального и общего» [5].

изображение
изображение
изображение

? Замечали ли вы, как часто в наших профессиональных установках мы противопоставляем науку, которая как нам кажется «летает в заоблачных высях» принципов, закономерностей и т. д., и реальную практику с ее множеством неразрешимых проблем?

И каждый раз, сталкиваясь с проблемами, разрешить которые мы не можем, всегда находится «виновник наших бед»: наука, которая «живет сама по себе» вне связи с реальностью нашего управленческого «бытия».

Поэтому мы с сомнением относимся к тому, что наука может стать нам помощником в сочетании общего (целей и задач образовательной организации) и индивидуального (личное мировоззрение, потребности, мотивы, ожидания, притязания, способности). Ведь мы- то знаем(!), что на практике это оборачивается множеством проблем и конфликтов с «носителями» индивидуальности: работниками, педагогами, детьми, их родителями.

И с не меньшим сомнением мы, практики, смотрим на то, что наука, которая «указала» нам на «раздвоение» управления на безличностное и личностно-ориентированное. И даже если опыт подсказывает нам, что возможно, так оно и есть, в глубине души мы все равно сопротивляемся. И это внутреннее отторжение «научных домыслов» связано с тем, что объединять эти «лед и пламень» администрирования и менеджмента в практике образовательной организации предстоит именно нам, руководителям.

изображение

Спору нет, что положению руководителей ОО не позавидуешь, и на практике это должностное кресло оборачивается сонмом проблемных ситуаций, находясь между необходимостью исполнения требований вышестоящей системы и неготовностью к этому нижестоящей управляемой ими системы. Вот так и работают руководители ОО «меж двух огней», а точнее меж двух систем…

изображение
изображение
изображение

Ну, вот мы, наконец, от своих сетований на незавидную долю руководителей ОО перешли к разговору по сути. А суть как раз и заключается в том, что в управлении образовательной организации помимо администрирования и менеджмента мы выделяем еще одну важнейшую составляющую — руководство!

изображение

Потребность в выделении этой важнейшей составляющей управляющей подсистемы продиктована несколькими причинами.

О первой из них мы уже говорили, и связана она с необходимостью грамотного компетентного сочетания принципиально отличающихся друг от друга подходов к решению задач управления ОО.

Вторая причина не менее важна, поскольку в процессе решения многогранных задач управления эти две составляющие управления обладают различным арсеналом способов, при этом каждая из них будет считать себя более эффективной.

изображение

И наконец, третья, и, пожалуй, самая главная причина. И связана она с тем, что в отсутствие грамотного и компетентного руководства, каждая из составляющих управления будет считать себя главным постановщиком целей образовательной организации. А, исходя из только ей присущего видения, целевые ориентиры ОО могут быть принципиально разными по своей направленности (а в том, какое видение целей ОО будет у администрирования и менеджмента, нам еще предстоит разобраться).

изображение
изображение

Но для того, чтобы осуществить свою «миротворческую» функцию, руководству ОО предстоит не только четко определить «сферы влияния» администрирования и менеджмента в управляющей системе ОО, но и самому осуществлять координацию действий там, где области интересов этих составляющих управления будут сходиться.

изображение

Возможно, мужской части управленческого корпуса будет близок образ сравнения руководства с главнокомандованием, но мы, коль уж зашел разговор о возникающих ассоциациях, воспользуемся другой аналогией.

И создавая другой образ, будем использовать этимологию слова «руководство» и зададимся вопросом: Какими же «руками водит» руководство?

изображение

Теперь, когда мы знаем о существовании трех составляющих управления, мы можем представить целостный образ управляющей системы ОО, в которой глава («голова») принадлежит именно руководству, а «руками», с помощью которых решаются задачи управления в ОО, будут именно администрирование и менеджмент.

smile

Руководить, не руками водить
…а грамотно и компетентно распределять задачи между администрированием и менеджментом!

И коль уж мы заговорили о распределении задач между составляющими управления, то будет более правильным вести речь именно о компетенциях администрирования, менеджмента и руководства ОО.

изображение

Но прежде чем приступить к проектированию компетенций администрирования, менеджмента и руководства в ОО, нам предстоит пройти сложный путь исследования природы и источников, принципов и закономерностей, а значит, методологической основы этих составляющих управления.

изображение
изображение

Безусловно, многим из наших коллег было бы проще получить перечень компетенций и приступить к их выполнению. Но более правильным будет, если мы пройдем пусть сложный, но зато эффективный путь восхождения от незнания к обретаемому нами знанию, пониманию и осознанию необходимости включать эти знания в нашу реальную практику управления.

И тогда следуя «формуле» компетентности Дональда Шона, автора концепций «обучающегося общества» и «организационного обучения», наша управленческая компетентность станет «our knowing is in our action» — нашим знанием в нашем действии.

изображение

И становясь компетентными в освоении и реализации компетенций администрирования, наращивая свой компетентностный потенциал в процессе освоения и реализации компетенций менеджмента, нацеливаясь на освоение знаний и компетентных действий руководства ОО, мы будем успешно продвигаться к цели создания в нашей ОО компетентного управления.

А начнем мы освоение этого сложного пути с погружения в мир администрирования. И, несмотря на то, что он кажется большинству из нас, руководителей ОО, привычным, знакомым, а опытным управленцам и досконально знаемым, мы обнаружим в этой составляющей управления немало наших компетентностных дефицитов. Так чего же мы не знаем и не умеем в администрировании, и какие тайны оно «хранит и охраняет»? На эти вопросы мы будем искать ответы в следующий раз.

Источники

[1]. Значение слова «беспристрастный» URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/беспристрастный
[2]. Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. -М.: Республика, 1992. -351 с.
[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Управление, менеджмент, руководство, администрирование… — синонимы или различающиеся понятия? URL: https://eduface.ru/consultation/management/upravlenie_menedzhment_rukovodstvo_administrirovanie_sinonimy_ili_razlichayuwiesya_ponyatiya
[4]. Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента. — М.: Издат. дом «Вильямс», 2004 — 432 с., С. 28
[5]. Школа человеческих отношений М. Фоллет и Э. Мейо URL: http://banki-uchebnik.ru/menedzhment/92-shkola-chelovecheskikh-otnoshenij-m-follet-i-e-mejo
[6]. Руководство/Этимология URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/руководство

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0