«Математика» задач в управлении: прежде, чем решать, надо разобраться с условиями и ресурсами

Мы продолжаем изучение структуры задачи, в которой на управленческий лад поменялись местами условия и требования. В наших управленческих задачах требуется достичь цели в условиях, которые даны и существуют в образовательной организации.

изображение
pen

Прежде чем решать задачу — прочитай условие!

Французский математик Жак-Саломон Адамар

Однако нам, прежде чем решать задачу, необходимо не только «прочитать условие», но и понять и разобраться в том, что же представляют собой эти условия. Тем более что очень часто в нашей практике мы употребляем понятия «условия» и «ресурсы» как синонимы.

Поэтому осталось дело за малым: разобраться в их отличиях, определить роль, которую играют условия и ресурсы в задаче, и установить их место в ее структуре.

изображение

И ведь именно это «малое» — условия и ресурсы — и становится тем самым препятствием, которое делает поставленные задачи не осуществимыми, или выполняемыми неэффективно. А значит, ставит под удар саму возможность эффективного управления.

изображение

Ну, вот мы и нашли «ответ» на все злободневные проблемы управления:

изображение

Ну, а если к этому добавить другие составляющие понятия «задача» [1], — цели и целенаправленные действия, то получаем полную картину неэффективного управления.

изображение
изображение

Добавим в эту картину абсолютный, по мнению большинства руководителей, «источник наших бед» — постоянный недостаток ресурсов в образовательных организациях, и получим вот такой замкнутый круг.

изображение

Трудно теории спорить с практикой, тем более что вся реальная управленческая деятельность абсолютного большинства руководителей ежедневно доказывает нам, что именно недостаток ресурсов образовательной организации и является камнем преткновения и непреодолимой преградой на пути к достижению целей.

smile

Почему только «Кадры решают всё!»?
Теперь все ресурсы «решают всё»!

Не будем сейчас доказывать, что без четко определенных целей, без ориентиров целенаправленного достижения нет и не будет движения образовательной организации, а будет только поддержание достигнутого, а затем остановка (стагнация) и медленное сползание в кризис (деструкция).
Наоборот, мы поддержим практическую позицию руководителей и воздадим должное ресурсам, без которых невозможно достижение целей.

изображениеНо при этом обратим внимание на такой «управленческий парадокс» нашей практики. Если все наши беды и проблемы «упираются» в ресурсы, то почему же для большинства руководителей управление ресурсами все еще не становится важным и необходимым процессом управления, требующим выстраивания и стратегии, и политики, и тактики достижения?

Мы еще будем в дальнейшем подробно говорить об этом процессе управления поведением системы, а пока затронем вот такую сторону этого парадокса. И связана она с задачами, которые мы ежегодно ставим.

? Как же так получается, что считая ресурсы «началом начал» успеха организации, им не находится места в структуре задач, а значит, не продумывается и не обеспечивается опора обеспечения их выполнения?

изображение
изображение
изображение

Вот именно об этом непонимании различий между условиями и ресурсами мы и ведем речь, поскольку большинство руководителей, смешивая эти понятия, заметно усложняют проблему неэффективности управления.
Итак, давайте разбираться в том, чем же являются условия, и что собой представляют ресурсы.
Начнем с условий, поскольку они оказываются весьма многогранным понятием.

pen

Условие — 4. Требование, … принимаемое или отвергаемое другой стороной.

5. Правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности.
6. Обстановка для какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь.
7. То, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое. [2]

Условие — философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [3].

Условие — это то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса. [4]

изображение

Да, вот так уж получается, что «условие» принадлежит к тем самым терминам, которые мы легко используем в своей речи, но сталкиваемся с определенными трудностями, когда пытаемся разобраться во множественности значений данного понятия.

Но для нас, педагогов, это ведь не преграда. Поэтому вооружившись дидактическим приемом выделения опорных слов в предложенных определениях, найдем подходящие синонимы, отражающие разные значения понятия «условия», представляющие их:

1) как обстановку (ситуацию), в которой осуществляется деятельность, что соответствует вопросам «В какой обстановке? В каких условиях?»;
2) как обстоятельства, способствующие (или препятствующие) осуществлению деятельности, что, в свою очередь, может быть представлено вопросами «При каких обстоятельствах? При каких условиях?»;
3) как установку в значении «требование», «правило», которое должно быть выполнено, что соответствует вопросу «Какие условия/требования должны быть соблюдены?»

изображение

Условия являются важнейшим элементом задачи. Они составляют непосредственный фон, на котором предстоит развернуться действию по осуществлению цели. Однако в них тоже нельзя усматривать однородную массу.

Следует выделить две категории условий.

К первой относятся обстоятельства, с которыми приходится считаться. Это факторы, образующие среду, в которой предполагается совершить действие. Они накладывают на него внешние ограничения. …
Вторая категория охватывает внутренние ограничения. Их можно было бы назвать установками, то есть требованиями к будущему действию, исходящими от самого субъекта. Это его самоограничения. В них выражается стремление придать действию ту или иную направленность или не допустить его выхода за определенные рамки. [5]

А. Э. Петросян

Иными словами, говоря об условиях и представляя их в значениях обстановки, обстоятельств и установок как требований мы говорим о неких факторах, которые мы должны учитывать, проектируя и осуществляя какую-либо деятельность.

изображение
изображение

Да, вот такие они хитрые, эти условия: ведь на самом деле, все кажется просто: обстановка, обстоятельства, установка. Но при этом «приложить» эту схему к реальной практике, на первый взгляд, оказывается сложно.

изображение

Но это не та трудность, которая может стать для нас препятствием. Попробуем на простых и реальных примерах различить все эти составляющие условий. И пусть читателей не смущает «примитивность» формулировок, поскольку мы ставим перед собой задачу показать разницу, в первую очередь, между условиями как обстановкой, которая сложилась в ОО и условиями =обстоятельствами, с которыми приходится считаться. В первом случае мы выделяем признаки, характеризуя эту обстановку. Во втором случае указываем позиции, с учетом которых нам приходится действовать. А третья составляющая условий выставляет «планку», соответствующую требованиям.

    Условия  
Условия, в которых приходится работать образовательной организации как
обстановка
как
обстоятельства
как
установка (требование)
Сложные кадровые условия  Педагогический состав «старый», много учителей пред- и уже пенсионного возраста, молодых или новых специалистов мало. Работаем с педагогами, реальный уровень компетентности которых уже не соответствует квалификационным требованиям реализации образовательной программы ОО.

 Кадры должны соответствовать современным стандартам профессии.

 

Трудные финансовые условия  Смета образовательной организации — это смета «выживания». Работаем на минимуме расходов: зарплата и коммуналка. Финансирование ОО должно соответствовать реальным потребностям ОО и осуществляться в соответствии с законодательством.
Скудные материально-технические условия Не хватает помещений, они ветхие, не хватает необходимого современного оборудования.  Работаем в 2 смены. Обходимся старым оборудованием, что влияет на качество образования.  Условия образовательного процесса и материально-техническая база ОО должны соответствовать СаНПиНам и современным требованиям.
и т. д.      

 

изображение
изображение

Да, именно так, погружение в понимание условий, дает нам важные знания не только о том, какова реальная сложившаяся обстановка в ОО, но и показывает нам обстоятельства как образ действий, который мы выбрали или вынуждены выбрать, потому, что работаем именно в такой обстановке.

изображение

Да, нам, погруженным в сложные условия деятельности, обычно недосуг разбираться в этих «тонкостях» различений обстановки и обстоятельств. Но смешивая эти составляющие условий «в одну кучу», мы, как правило, упускаем из виду следующую очень важную позицию.

Давайте внимательно прочитаем прилагательное «способствующие», характеризующее условия как обстоятельства. Уже в нем самом заложен смысл этой составляющей условий.

pen

Способствовать: 1. кому-чему в чем. Оказывать помощь, содействовать. [6]

Способствовать: 2. Если какие-либо условия, обстоятельства способствуют чему-либо, они помогают осуществить что-либо, делают возможным что-либо. [7]

Чем же условия=обстоятельства могут способствовать, или не способствовать? Чем они помогают, или не помогают осуществлению задач? Ведь эти условия непосредственно не «участвуют» в содействии или препятствии, поскольку они являются лишь фоном, на котором разворачивается… (а вот теперь внимание!) возможность выбора способов действий.

Именно так: в зависимости от условий=обстоятельств мы, участники-субъекты деятельности, делаем свой выбор/отбор того или иного способа, который будет правильным, эффективным именно в этих условиях, в этой обстановке.

изображение

Выбор того, как мы действуем (какие действия и способы выбираем) зависит не только от целей, но и от условий, в которых мы действуем.

изображение

Поэтому помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. [8]

А. Н. Леонтьев

И то, как правильно и объективно, реально и рационально мы учитываем эти условия в процессе выбора действий и способов их реализации, является одним из факторов, влияющим на эффективность управления.

изображение

Сложно давать советы и «учить жить» реальных управленцев-практиков. Но если мы обратимся к разнообразному опыту выбора действий и способов их реализации, который порождается в процессе управленческой деятельности многих наших коллег, то мы увидим, что выбор есть всегда.

?Замечали ли вы, как у ваших коллег, которые тоже же какое-то время назад не могли похвастаться лучшими, чем в вашей образовательной организации кадровыми, финансовыми, материальными и другими условиями, ситуация начинает качественно меняться?

Кто-то, несмотря на преобладание в кадровой возрастной структуре педагогов пенсионного возраста, предложил учителям перейти на должности воспитателей ГПД и педагогов дополнительного образования, кто-то существенно снизил им нагрузку с доплатой за методическое сопровождение образовательного процесса, и т. д. И на их места принял новых учителей, чем существенно изменил кадровое обеспечение достижения целей качества образования в ОО.

Кто-то, несмотря на отсутствие возможностей бюджетного финансирования, обратился через управляющий совет к родителям и попечителям, и смог, например, благодаря искренней (а не из-под палки) благотворительности хоть и очень скромно, но все же частично изменить ситуацию с приобретением необходимого оборудования.
Кто-то создал ремонтную бригаду из старшеклассников, выпускников, учителей и умельцев-родителей, что позволило осуществить частичный текущий ремонт, в котором очень нуждалась школа, и т. д.
Подобные им и другие примеры показывают, что выбор способов действий всегда остается за теми, кто принимает управленческие решения.

smile

И на будущее давайте договоримся: меня не интересует, почему нет,
меня интересует, что Вы сделали, чтобы было да.

Фраза героини, ставшей директором фабрики,
из к/ф «Москва слезам не верит»

изображение

Именно так, без ресурсов невозможно ни перейти к выполнению требований, ни достичь поставленных целей в заданных условиях. И при этом каждый из руководителей понимает, какой разрыв существует между реальными условиями, в которых существует и действует образовательная организация, и теми условиями=требованиями, которые предъявляются к ее функционированию и развитию.

изображение
изображение

Да, с одной стороны, ресурсы тоже относятся к категории условий, с помощью которых мы сможем осуществить желаемое.

pen

Ресурс — количественно измеряемая возможность выполнения какой-либо деятельности человека или людей; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. [9]

Однако, с другой стороны, ресурсы — это «особенные» условия. В чем же заключается их особенность?
Еще раз определим условия как фон — обстановку и обстоятельства, которые влияют на осуществление деятельности, и которые мы не можем использовать при решении задач, а только учитывать и считаться с ними при выборе способов действий.

Ресурсы же в отличие от условий представляют собой именно средства, с помощью которых мы будем осуществлять решение задач.

pen

Ресурс — фр., source — источник; ressource — вспомогательное средство.
Ресурс — средство, к которому обращаются в нужном случае. [10]

Ресурсы фр. ressource — вспомогательное средство — помощь, пособие, средства [11].

Ресурсы — совокупность средств и источников их получения, возможных и доступных для использования при решении определенных и непредвиденных задач в режиме обычных, оптимальных и экстремальных условий безотносительно времени использования. [12]

изображение
изображение

Чтобы продвинуться к поставленной цели, субъект нуждается, прежде всего, в определенных ресурсах. Из ничего трудно сделать нечто. И, если субъект ничем не располагает, вряд ли стоит ждать от него каких-либо результатов. Но далеко не все, что окружает субъекта, может предстать в качестве ресурса. Фактор, который признается таковым, должен каким-то образом сопрягаться с поставленной целью, быть пригодным для ее осуществления. Однако и этого мало. Ресурсом может быть лишь то, что находится в распоряжении субъекта и под его контролем. Манипулируя им, изменяя его в определенных пределах, субъект добивается намеченного результата. Все остальное ресурсом не является [5].

А. Э. Петросян

По сути, ресурсы, т. е. средства и источники, которые имеются в организации и которые можно использовать в процессе решения задач для достижения целей, являются условиями=возможностями. И потому именно с позиции имеющихся возможностей мы часто говорим о них как о потенциале организации.

pen

Потенциал — (от лат. potentia сила) источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели [13].

Потенциал — возможности, могущие быть использованными в необходимый момент или срок для определенных целей [14].

Потенциал — это «обобщённая, собирательная характеристика ресурсов, привязанных к месту и времени» [15].

Поэтому, если мы расставим составляющие условий в той последовательности, которая потребна задаче, то мы получаем следующую зависимость, которой мы должны следовать.

изображение

?Условия выражают требования, которым должна соответствовать деятельность, условия отражают специфику реальной ситуации, а ресурсы представляют собой возможность для достижения того, что требуется, и характеризуют потенциал организации.

изображение

Ну, а вот теперь, когда мы разобрались в сущности условий и понимаем разницу между ними и ресурсами, нам предстоит вернуться к структуре задачи, в которой под словом «дано» уже были обозначены условия [1].

изображение
изображение

Ресурсы и условия вместе составляют то, что «дано». Вычленяя их, мы тем самым завершаем формулировку задачи. Она включает в себя четкое обозначение цели, которую предстоит достичь, а также выявление ресурсов, имеющихся у субъекта, и условий (обстоятельств и установок), в которых придется действовать [5].

А. Э. Петросян

изображение
изображение

Безусловно, чтобы задача была поставлена правильно, в ней: 1) должна быть задана цель — то, чего мы намерены достичь, 2) определены условия, в которых будет происходить процесс достижения цели, и 3) выявлены ресурсы, которые потребуются для этого.
Поэтому сконцентрировав сейчас свое внимание именно на постановочной части задачи, выделим эти три важнейших элемента.

изображение

Для того, чтобы постановка задачи не превратилась в многостраничный «трактат о задаче», выявим ту существенную роль, которую играют связи в этой системе. И начнем мы такое изучение, еще раз обращаясь к определению задачи, которое дал А. Н. Леонтьев: задача — это и есть цель, данная в определенных условиях.

В этом лаконичном определении, которое нам уже хорошо знакомо, обратим внимание на выделенное словосочетание. Что значит: «цель, данная…» ? Мы привыкли говорить: цель поставлена, цель задана, цель определена и т. д. А вот теперь, осмысливая это определение, мы понимаем, что в задаче речь идет не просто о поставленной цели, т. е. о том, что надо достичь, а о цели, поставленной именно с учетом того, что нам дано. И в этом «дано», т. е. данности, которую мы имеем, есть две позиции, которые мы должны учитывать: данность реально существующих условий, в которых будет осуществляться достижение цели, и данность ресурсов как условий возможности достижения.

Поэтому обращаясь к условиям задачи, мы в первую очередь обращаем внимание на условия, которые выступают как требования и определяем цели, учитывая эти требования к деятельности.

изображение

Но при этом надо помнить о «коварстве» требований. И здесь речь идет не о том, что за их неисполнение, мы, руководители, несем ответственность. «Коварство» заключается в том, что в сознании многих руководителей сами требования становятся… целями деятельности образовательной организации.
И место целеполагания как определения ориентиров достижения деятельности образовательных организаций начинают занимать сами требования, исходящие из вышестоящих систем управления. А вместо целеустремленной деятельности, ориентированной на результат, нами ставятся «цели» выполнения требований.

изображение

Поэтому во избежание таких «перекосов», еще и еще раз напоминаем себе «формулу» целеполагания, в которой мы сосредотачиваем внимание именно на образе результата достижения — чего намерены достичь. И в определении содержания того, что становится ориентиром достижения, включаются требования к деятельности образовательной организации.

изображение

Такой подход к целеполаганию позволит нам ставить цели как минимум не ниже планки существующих требований.

Но разработка задач связана не только с постановкой цели, но и с четким пониманием условий, в которых эта цель будет достигаться. А это значит, что к образу результата достижения в задаче «добавляется» наше знание о реальной обстановке, в которой нам предстоит действовать.

изображение

А знание этих реальных условий дает нам основу для разработки важных элементов постановочной части задачи, связанной с ресурсами. И теперь мы осуществляем переход не только от обстановки к обстоятельствам, но и связываем эти условия=обстоятельства с имеющимися ресурсами.

изображение

Но работа с этим ресурсным блоком в постановочной части задачи на этом не заканчивается, поскольку мы должны не только выявить имеющиеся в образовательной организации ресурсы, но и сравнить их с теми, которые надо иметь и которые нам будут необходимы для достижения целей.

изображение

«Счастливы» те образовательные организации, у которых нет расхождения между имеющимися ресурсами и теми, которые надо иметь для достижения поставленной цели.

smile

Почти по Л. Н. Толстому:

Все счастливые ресурсами образовательные организации похожи друг на друга, каждая «несчастливая» школа (детский сад, дом творчества, и т. д.) несчастлива ресурсами по-своему.

И чего греха таить, таких «несчастливых» образовательных организаций у нас значительное большинство. Да и у «счастливых» тоже не все так гладко, как кажется со стороны, и у них случаются прорехи в ресурсах.
Поэтому и тем, и другим надлежит в структуре постановочной части задачи создать еще один компонент. Речь о подзадачах, определяющих направленность на мобилизацию имеющихся и формирование недостающих ресурсов.

изображение
изображение
изображение

Представление задачи и подзадач, ее составляющих, не может ограничиваться только ресурсным блоком. И именно этот вопрос мы вынесем на повестку нашего следующего разговора.
Но сейчас нам важно убедиться в том, что условия и ресурсы, которые мы определяем как то, что дано в условиях задачи, являются существенными, важными и нужными элементами ее постановочной части задачи.
Именно от того, насколько глубоко проработана эта составляющая условий и ресурсов в процессе постановки задачи, и в значительной степени будут зависеть не только найденные решения, но и реальная возможность их воплощения.

?Прежде чем решать задачу — разработай условия и ресурсы при постановке задачи!

Вслед за математиками мы тоже дадим себе напутствие. Но в наших управленческих задачах мы должны будем не только прочитать условия, но и глубоко вникнуть, разобраться и понять, в каких условиях мы будем достигать поставленных целей, и какие у нас для этого есть и должны быть ресурсы выполнения задачи.
Но при этом цель мы тоже не оставим без внимания. И если нашей целью является устранение выявленных проблем, то…

А только ли на устранение проблем «заточены» цели управления образовательной организации? Только ли этими задачами «живет» управление? Да и вообще, откуда возникают задачи, которые нам необходимо ставить и решать? Вот к этим сущностным вопросам, продолжая разговор о задачах, мы и обратимся в следующий раз.

Литература

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Ох, нелегкая эта задача… ставить задачи. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/oh_nelegkaya_eta_zadacha_stavit__zadachi
[2]. Условие /Толковый словарь Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1070622
[3]. Условие /Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с. Электронный ресурс Сайт «Электронная библиотека по философии»: [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s11/a001174.shtml
[4]. Условие /Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др, 2003 г. Сайт «Национальная философская энциклопедия»// [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://terme.ru/dictionary/184/word/%D3%D1%CB%CE%C2%C8%C5
[5]. Петросян А. Э. От цели к средству// Credo new: Теоретический журнал. — 2009. — № 2. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://credonew.ru/content/view/811/61 /
[6]. Способствовать /Словарь Д. Н. Ушакова[Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://glosum.ru/Значение-слова-Способствовать
[7]. Способствовать /Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/5104/способствовать
[8]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с, С.106–107
[9]. Ресурсы/ Википедия[Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ресурс
[10]. Ресурс [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/111423
[11]. Ресурсы /Большой толково-фразеологический словарь Михельсона/[Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://www.twirpx.com/file/1248574/
[12]. Ресурсы/ EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2483/Ресурсы
[13]. Потенциал/ Большой советский энциклопедический словарь. -М.: «Советская энциклопедия», 1980. — С. 89.
[14]. Потенциал / Политический словарь [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://enc-dic.com/word/p/Potencial-9973.html
[15]. Абалкин Л. И. Диалектика социалистической экономики. М., Мысль, 1987., с. 351., С. 214.

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0