Мотивационный менеджмент — смысловое управление, мотивирующее деятельностью и в деятельности
  • Мотивация и мотивирование: «договоримся о терминах»
  • От мотивирования — к мотивации: «вопрос вопросов» мотивационного менеджмента
  • Важный принцип, на который опирается мотивационный менеджмент, — принцип деятельностного опосредования

Мотивация и мотивирование: «договоримся о терминах»

По итогам предыдущего разговора об «интриге» мотивационного менеджмента [1], нами сделаны важные для себя выводы о том, что осуществляя такое управление в образовательной организации, мы не можем управлять мотивацией и вторгаться своим управленческим воздействием во внутренний мир смыслообразования личности и порождения ею личностных смыслов.

изображение

Помимо объективного значения, явления для человека имеют еще и личностный смысл. И то, что определяет личностный смысл, есть мотивация человеческого поведения, есть действительные мотивы его деятельности. Вот откуда рождается смыслообразующая функция мотивов. Вот что такое смыслообразующая функция мотивов. [2]

А. Н. Леонтьев

Именно поэтому мотивационный менеджмент является одной из сложнейших областей управления, который «рушит» привычное для многих руководителей ОО объектно-функциональное видение управления. Как основа менеджмента, который «касается человека, и только человека» (П. Друкер), мотивационный менеджмент, обращенный к субъектам деятельности, создает мотивационную среду их взаимодействия в образовательной организации.

изображение

Ставя своей целью создание мотивационной среды единомышленников, мотивационный менеджмент становится управлением «в поисках смысла» (в предыдущей теме мы ссылались на название книги Виктора Франкла «Человек в поисках смысла»), в поисках, обретении и передаче смыслов, объединяющих соратников в их совместной деятельности в ОО.

изображение

Нам всем приходится решать эти задачи на смысл. И я естественно, найдя решение этой задачи в той или другой связи, стоя перед той или другой проблемой, …, могу и необходимо ставлю перед собой задачу: помочь в ее решении другим, открыть этот смысл другим, т.е. передать его. [3]

А. Н. Леонтьев

В прошлый раз мы говорили о том, что в решении сложной задачи на смысл осуществляемой в ОО деятельности, мотивационный менеджмент создает необходимые условия для того, чтобы руководители и педагоги смогли «побороть равнодушие значений» в ставшей привычной для нас практике решения задач деятельности в ОО.

И при этом мотивационный менеджмент выбирает сложный и многотрудный путь выяснения, объяснения, пояснения, разъяснения сути происходящих явлений и ситуаций, направленности задач и возникающих проблем в практике деятельности ОО. И все это мотивационный менеджмент делает для того, чтобы субъекты деятельности, «окрыленные смыслом», были готовы действовать осознанно, ставя перед собой ясные цели достижения.

изображение

Однако на этом пути реализации задач мотивационного менеджмента, осуществляющего мотивирование, есть особая «область», в которую эта составляющая управления «проникнуть» не может. Речь идет, как мы помним из предыдущей темы нашего разговора, об области мотивации — порождении личностных смыслов субъектов деятельности.

изображение
изображение

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. [4]

О. С. Виханский

Таким образом, опираясь на смыслобразующую функцию мотива, мы, менеджеры, осуществляем мотивирование, ставя перед собой первоочередной целью понимание и осознание субъектами значений и смыслов предстоящей деятельности. И этим процессом, связанным с разъяснением, выяснением, прояснением смыслов, а по сути, с процессом образования и воспитания, связано наше управленческое воздействие=влияние на участников образовательных отношений.

И от этих наших управленческих действий и взаимодействий в процессе смыслополагания очень многое зависит из того, какими же личностными смыслами обогатится сознание субъектов деятельности.

изображение Но при этом никакое управленческое воздействие, даже самое разъяснительное и убедительное, напрямую не сформирует личностные смыслы. Это «значение-для-меня» (так обозначал личностный смысл А. Н. Леонтьев) осуществляемой или предстоящей деятельности каждый субъект определяет для себя сам, решая «наедине с собой» и «внутри себя» свою индивидуальную, личностно для себя значимую «задачу на смысл».
Именно в этом и заключается различие мотивации как «действительных мотивов деятельности» человека, и мотивирования как создания условий для того, чтобы эти мотивы стали в деятельности человека действительными и действенными.

От мотивирования — к мотивации: «вопрос вопросов» мотивационного менеджмента

Несмотря на то, что мы теперь понимаем различия между мотивированием и мотивацией, у многих руководителей остается немало вопросов, связанных не только с «тайной» мотивации как порождения действительных мотивов, но и с тем, как влияет мотивирование на порождение личностных смыслов субъектами деятельности.

изображение
изображение

Спору нет, что мотивирование как разъяснение и прояснивание смыслов — это очень важная составляющая мотивационного менеджмента. Но только ли словами и убеждениями достигается эффект мотивации? Многие руководители не раз сталкивались в своей управленческой практике с ситуациями, когда, казалось бы, использованы все методы «разъяснительной работы», а «воз и ныне там», а ожидаемой активности и включенности участников образовательных отношений в реальные дела и события школы (детского сада, дома творчества и т. д.), так и не наблюдается.

изображение Знакомы ли вам «картины с выставки» управленческих недостижений, когда, например, руководство, приводя в действие весь свой «убеждающий арсенал», уговаривает родителей участвовать в государственно-общественном управлении ОО, объясняет необходимость этого управления и взывает к потребностям родителей быть решателями задач в ОО, а в ответ все равно сталкивается с равнодушием «масс» родительской общественности?

Знакомы ли вам аналогичные по эффекту ситуации с введением ФГОС в реальную практику ОО, когда многочисленность проведенных педсоветов, семинаров, лекций о необходимости введения новых стандартов оставляли педагогическое сообщество ОО равнодушными к нововведениям?

Знакомо ли вам с бесчисленное количество классных часов и бесед на «воспитательные темы», проводимых педагогами с учащимися, и оставляющих после себя «нулевой» эффект мотивации, несмотря на всю убеждающую палитру педагогических словесных воздействий?

Что же происходит? Почему мотивирование= разъяснение, убеждение не дает ожидаемых побудительных эффектов? Почему же «не срабатывает обращенная к индивидуальному сознанию риторика» [5]?

изображение

Почему мы, руководители, практически постоянно сталкиваемся с проблемой неготовности субъектов к участию деятельности, в совместной деятельности в ОО?

Для того чтобы ответить на эти вопросы мотивационный менеджмент обращается к сложным областям психологической теории деятельности и вооружается знаниями об иерархической уровневой природе установки как психологического механизма стабилизации деятельности (А. Г. Асмолов).

изображение

Объективным фактором в ситуации деятельности и тому содержанию, которое открывается при изучении деятельности в плане сознания, нами выделяются четыре уровня установочной регуляции деятельности человека: уровни смысловой, целевой и операциональных установок и уровень психофизических механизмов -реализаторов установки в деятельности. [5, С. 75]

Для обозначения специфической базовой единицы личности, «ядра» личности, вводится понятие личностных смыслов и реализующих их смысловых установок в системе деятельностей.

изображение Смысловая установка вызывается мотивом деятельности и выражает в деятельности личностный смысл в виде готовности, тенденции к сохранению направленности данной деятельности в целом….
Смысловая установка, цементируя общую направленность деятельности в целом, непосредственно проявляется в общей субъективной окраске различных входящих в состав деятельности действий. [5, C.327]

А. Г. Асмолов

изображение Знания о смысловых установках приводят нас, менеджеров, к уникальным открытиям, которые мы, и управленцы, и педагоги, и родители должны обязательно взять себе на вооружение. Смысловые установки людей не изменяются под воздействием наших наставляющих и даже очень убедительных речей! Они изменяются только в процессе включения человека в значимую для него деятельность.

изображение

Яркий пример того, что включение личности в значимую для нее деятельность дает свои ощутимые плоды там, где не срабатывает обращенная к индивидуальному сознанию риторика, приводит А. С. Макаренко в «Педагогической поэме».

Он рассказывает о том, с какой убийственной иронией воспитанники выслушали его страстную речь о необходимости резкой перемены их образа жизни. Позднее, вспоминая об этом печальном опыте, А. С. Макаренко писал: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько <…> интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона».

Только в делах, в борьбе произошло у воспитанников изменение их личностных смыслов, поменялось отношение к жизни. Деловая борьба, современная деятельность сыграли решающую роль там, где оказались бессильны уговоры и убеждения. [5, C. 321]

А. Г. Асмолов

И убежденные опытом А. С. Макаренко, которому приходилось действовать в предельно сложной мотивационной обстановке, мы, развивая мотивационный менеджмент в наших образовательных организациях, будем искать ответы на проблемы неготовности участников образовательных отношений в ОО, опираясь на психологический принцип деятельностного опосредования смысловых образований.

Но прежде, чем мы начнем знакомство с этим важным принципом, давайте обратим внимание на сложившее в сознании многих руководителей понимание процесса мотивации, а точнее, «управления мотивацией».

изображение

Многие из нас считают, что достаточно применить правильные «инструменты» мотивирования, и ожидаемые мотивационные эффекты «не заставят себя ждать» и нам будут явлены: включенность в деятельность, мотивированность на результат и принятие на себя ответственности за достижение поставленных целей, желание развивать свою компетентность для достижения лучших результатов и осуществления эффективных действий, эффекты командной сплоченности и коллективной ответственности…

Однако в большинстве случаев нашей управленческой практики такого не происходит, и в деятельности субъекты продолжают проявлять свое безразличие к поставленным перед ними задачам, с сомнением относятся к необходимости их активного включения в деятельность. Иными словами, все усилия руководства по мотивированию кадров становятся тщетными, и никакого сдвига в мотивационной ситуации не наблюдается. Поэтому многие из руководителей с сомнением относятся к нужности и необходимости мотивационного менеджмента.

изображение

Однако мало кто из руководителей ОО задумывается над тем, что причины отсутствия ожидаемых мотивационных эффектов связаны с самой деятельностью, которая организована в образовательной организации.

изображение Знакомо ли вам чувство зависти, назовем ее хорошей — «белой» завистью, когда приходя к своим коллегам — директорам школ и организаций дополнительного образования детей, заведующим детских садов, — вы видите лица педагогов, увлеченных и заинтересованных своей деятельностью? При этом вы понимаете, что это не «отрежессированная постановка» для гостей ОО, а всамделишная, реальная обстановка, атмосфера, в которой живут и взаимодействуют педагоги в этой образовательной организации.

И многие из руководителей в такой ситуации задают себе вопрос: Почему у нас, в нашей школе (доме творчества, детском саду) не так, как в этой ОО? Ведь образовательная, педагогическая, управленческая деятельности у нас те же самые, и решаем мы такие же образовательные, педагогические, управленческие задачи…

И поиск ответов на этот вопрос приводит нас к необходимости обращения к той самой деятельности (образовательной, педагогической, управленческой деятельности), которая осуществляется в нашей ОО.

И разгадка здесь оказывается совсем близко: мы мотивируем наших педагогов включаться в ту деятельность, которая уже организована в нашей ОО. При этом, мы порой даже не замечаем того, что в этой уже созданной нами деятельности отсутствует ясный нашим соратникам смысл, она организуется формально и безличностно, и направлена она на выполнение того, что велено «сверху» и не находит личностного отклика, созвучного смысловым установкам и ценностным ориентирам деятельности педагогов.

изображение

Какая же мотивация будет порождаться в деятельности, если ее участникам после всех воззваний, объяснений и разъяснений со стороны администрации о необходимости включения в решение актуальных для ОО задач предстоит «окунуться» во всю ту же и так же как раньше организованную в ОО деятельность, в которой они не видят смысла?

изображение

Задайте себе вопросы, которые помогут выявить слабые места и определить, над чем нужно поработать в первую очередь, чтобы мотивировать сотрудников. Сверьтесь с критериями мотивирующей организации труда.

Критерий смысла: любые действия должны быть осмысленными. Уверены ли вы, что ваши сотрудники понимают, что и зачем они делают? [6]

О. С. Ноженкина

Вот и получается, что «слабым местом» как раз и является сама организация деятельности, не способствующая изменению смысловых установок субъектов осуществляемой ими деятельности.

изображение
изображение

Именно так! Если мы хотим повлиять на мотивацию деятельности, то начинать надо с изменения самой деятельности. В этом и заключается принцип деятельностного опосредования.

Важный принцип, на который опирается мотивационный менеджмент, — принцип деятельностного опосредования

Само название этого принципа подсказывает нам, что осуществляя мотивационный менеджмент в образовательной организации, который, как мы помним, не управляет мотивацией (!), и потому не может непосредственно воздействовать на порождение личностных смыслов субъектами деятельности, мы будем действовать опосредованно — через саму деятельность, в которую включаются субъекты.

Но для того, чтобы такое опосредованное воздействие состоялось, нам предстоит изменить, трансформировать саму деятельность.

изображение

Сдвиг смысловой установки всегда опосредован изменением деятельности субъекта. Суть принципа деятельностного опосредования смысловых образований состоит в том, что раскрытие и перестройка смысловых образований всегда опосредованы изменением деятельности: необходимо трансформировать саму деятельность, включить субъекта в новую систему деятельностей, чтобы воздействовать на его установки [5, C. 327].

А. Г. Асмолов

Руководствуясь этим принципом, мотивационный менеджмент начинает с преобразований самой деятельности, ее ценностно-смысловых ориентиров и вытекающих из них новых целевых ориентиров деятельности, понимая, что только в процессе включения участников образовательных отношений в эту новую для них деятельность, начнется процесс изменения личностных смыслов и реализующих их смысловых установок.

изображение

Именно в процессе включения в эту измененную систему деятельности ее участники, становясь субъектами=авторами этой деятельности, начинают ощущать себя «источниками действий» (Р. де Чармс), и у них появляется «вкус» к этой деятельности, и сама деятельность превращается в неисчерпаемый для них источник интереса, творчества, источник возможностей.

изображение

Появление вкуса в любом из видов деятельности свидетельствует о том, что субъект овладевает высшими уровнями данного вида активности: в его суждениях появляется свобода, но свобода не как произвол, а как осознание высшей необходимости, какой-то внутренней закономерности, присутствие которой субъект ощущает всем своим существом.

При наличии вкуса любая познавательная или практическая активность получает внутреннюю гарантию того, что ее формы будут соответствовать своему предназначению, что все новое, возникающее в процессе творчества, будет способствовать только повышению эффективности, качества этой деятельности и ее результатов, а не служить инородным «придатком», искажающим суть процесса или отвлекающим от него. То есть все новое, появляющееся в деятельности, сопровождаемой наличием чувства вкуса, защищено как от избыточности, так и от скудости, от бесполезности, от невыразительности. Каждый элемент такой активности и ее результатов освящен пониманием предназначения этой деятельности. [7]

Т. Б. Кудряшова

Этот «вкус» к деятельности появляется и проявляется по-разному. Как правило, он связан с тем, что в процессе осуществления этой новой, трансформированной деятельности, человека начинает заинтересовывать то, что он делает; у него пробуждается желание продолжить осуществление начатого; он испытывает удовлетворение о того, что он осуществляет важное и нужное для себя, для других.

изображение Случалось ли вам наблюдать положительные изменения в классе, когда с приходом нового «классного» классного руководителя дети, прежде безразлично относящие ко всему школьному, начинают не только с удовольствием участвовать в делах школы, но затем становятся инициаторами интересных школьных дел?
Случалось ли вам своими глазами видеть метаморфозы в учениках, когда с переходом к другому учителю-предметнику изучаемый предмет становится одним из самых любимых?
Случалось ли вам наблюдать, как некогда формальная методическая работа по предмету с назначением нового председателя методического объединения, начинает «фонтанировать» интересными делами в школе, объединяя учителей, детей, родителей, выпускников?

Анализируя эти и другие подобные примеры своей практики, вы, конечно же, понимаете, что все это происходило «не вдруг» и «не сразу», и все начиналось «по чуть-чуть» с погружения в по-новому организованную, отличную от прежней организации, деятельность. И в процессе приобщения к этой новой деятельности, в ходе выполнения отдельных действий, приводящих к успеху, в детях, в педагогах, в родителях зарождался интерес и желание, появлялись «мотивационные импульсы», вовлекающие их в деятельность.

Подобный «механизм» известен в психологической теории деятельности как «сдвиг мотива на цель».

изображение

Механизм сдвига мотива на цель; механизм превращения цели в мотив — механизм образования мотивов, намеченный в теории деятельности. Суть его — в том, что цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем обретает самостоятельную побудительную силу — сама становится мотивом.

Нужно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только, если накапливаются положительные эмоции. Так, одними наказаниями и принуждением привить интерес к делу невозможно. Предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Должен пройти длительный период накопления положительных эмоций — своеобразных мостиков, связывающих предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не будет включен в эту систему.

Процесс сдвига мотива подчиняется общему правилу: тот предмет, идея, цель, который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Так происходит сдвиг мотива на цель, иначе говоря, цель обретает статус мотива. [8]

Приведем наиболее часто цитируемые классические примеры, помогающие понять суть механизма сдвига мотива на цель [9]:

— человек приступает к изучению иностранного языка для того, скажем, чтобы иметь возможность немного общаться во время предстоящей поездки за границу с местными жителями, т. е. ставя для этого занятия цель чисто служебную, утилитарную. Но в ходе изучения он настолько увлекается самим по себе языком, что это занятие перерастает во вполне самостоятельное значимое дело, продолжающее существовать и развиваться уже вне зависимости от побудившей его некогда цели (В. Вундт).
— ученик приступает к чтению учебника, чтобы сдать экзамен по данному предмету, но содержание настолько его увлекает, что кладет начало самостоятельному и долгому интересу к описываемому в книге предмету, иначе говоря, то, что раньше было целью, становится мотивом (А. Н. Леонтьев).

Иными словами, первоначально увлекающая за собой цель осуществления/достижения при условии подкрепления положительными эмоциями в процессе деятельности (об этом аспекте мотивационного менеджмента мы будем говорить позже) может становиться мотивом, побуждающим к постановке и решению новых задач в новой для субъекта деятельности, в которой он видит для себя смысл и осознает значимость ее осуществления.

изображение

Таким образом, руководствуясь принципом деятельностного опосредования, мотивационный менеджмент ставит своей задачей трансформацию/изменение ранее осуществляемой деятельности, придавая ей ясные ценностно-смысловые и целевые ориентиры значимой для субъектов деятельности.

изображение А это значит, что мотивационный менеджмент мы по праву можем назвать не только смысловым управлением (управлением «в поисках смысла»), но и управлением, проектирующим, конструирующим и созидающим деятельность, в процессе которой порождаются личностные смыслы и изменяются смысловые установки участников совместной деятельности.

изображение

В понимании мотивационного менеджмента как управления, проектирующего, конструирующего и созидающего деятельность, в процессе которой порождаются личностные смыслы и изменяются смысловые установки участников совместной деятельности, нам остается сделать еще один очень важный шаг, чтобы осознать многие проблемы образования и особенно воспитания.

изображение

Подмена воспитания личности обучением, дел и поступков словами и увещеваниями — вот далеко не полный перечень последствий…
Убеждения, совесть, честь — все эти смысловые установки личности, которые формируются в совместной деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов.

«Смыслу не учат. Смысл воспитывается», — любил повторять А. Н. Леонтьев, стремясь донести кардинальное различие между обучением и воспитанием личности. [5, С.304]

А. Г. Асмолов

изображение

Психологическим объектом воспитания являются смысловые образования личности. Из подобного понимания психологического объекта воспитания вытекает то, что перевоспитание личности всегда идет через реорганизацию деятельности и не может осуществляться посредством воздействий чисто вербального характера.

… Думается, что надо прежде всего обратить внимание на такой принцип, как включение ученика в значимую для него деятельность. В нем сфокусирована идея, вытекающая из социально-деятельного понимания природы личности. Эта идея, по сути, была положена в основу воспитательной практики таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский.

… В первую очередь необходима разработка всевозможных форм и видов значимой деятельности. Какой? Да любой! Лишь бы каждый из подростков чувствовал, что в ней он нужен и конкретным людям, и обществу. Именно он как неповторимая индивидуальность…

…Личность живет в других людях. [5, C. 304, 320–321]

А. Г. Асмолов

Вдумчивые руководители и педагоги прекрасно понимают, что наставительными речами о том, каким надлежит быть/стать гражданином Отечества и гармонично развитой личностью, о принятых нормах и правилах поведения в обществе и т. д., истинного воспитания личности и коллектива добиться невозможно. Радеющие о воспитании детей руководители и педагоги осознают, что организацией многочисленных мероприятий для детей, в которых сами дети ощущают себя лишь статистами, которым велено участвовать, а не «источниками действия» и со-участниками в значимых для них делах, нельзя исправить проблемное положение дел в воспитании детей.

изображение

Участие ребенка, подростка или юноши в действии (но не в осознанной им деятельности) может не иметь никакого отношения к воспитанию. Действие, если оно инспирировано командой старшего, давлением педагога или группы, воспринимается подростком вне всякого смысла, просто как временная необходимость. Подросток воспринимает себя как исполнителя, которому выбирать не дано, а поэтому и отвечать не за что.

Вопрос о смысле действия совсем не возникает, и психологически это понятно, так как речь идет о смысле как об отношении предмета (цели) действия к предмету (цели) деятельности, а представление о последней отсутствует. В результате поведение оказывается ситуативным, зависящим от случайных, временных побуждений, мотивов, соответствующих операциям и действиям (частным задачам, т. к. общей цели нет).

Лишь участвуя в развернутой деятельности, включающей и планирование действий, и их организацию, и выполнение задач, и обсуждение результатов, и разнообразное общение в референтной группе, подросток получает доступ к осознанию ее смысла. Только на этой основе у него могут сформироваться смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и, в конечном счете, направленность личности. Таким образом, задача воспитания детей ли, подростков ли, юношей — всегда включает в себя задачу организации специальной, созданной для этой цели деятельности, которую мы назвали педагогически организованной деятельностью. [10]

О. В. Лишин

О проблемах, подходах и методах воспитания и организации воспитательной деятельности в ОО написано немало достойных внимания книг и пособий. В контексте нашего разговора о понимании сущности принципа деятельностного опосредования хочется обратить внимание читателей на вышедшую почти 20 лет назад и переизданную в 2003 году книгу О. В. Лишина «Педагогическая психология воспитания».

В этом учебном пособии для школьных психологов и педагогов автор доступным языком через понятную схему и следующие за ней многочисленные примеры практики разъясняет подход, по сути, педагогического менеджмента, а точнее педагогического мотивационного менеджмента к организации воспитательной деятельности в образовательной организации.

изображение

Всякая деятельность содержит в себе, условно говоря, взаимодействующие блоки:
Блок потребностей, мотивов, интересов — психологический «мотор» деятельности. Обозначим его буквой П.
Другой блок — операционально-действенный, охватывающий систему операций, действий и их целей. Обозначим его ОД.
Третий блок — деловое и межличностное общение, связанное с деятельностью — О.

Обозначим стрелками связь между блоками — прямую и обратную.

изображение

Смысл ее в том, что изменение одного из блоков влечет за собою изменение остальных. Педагогу важно учитывать, что эти изменения могут идти в двух направлениях — конструктивном и деструктивном, на развитие и распад деятельности, на «+" и на «-». Наиболее подвержен изменению блок ОД — за ним стоит организация деятельности.

Согласно закономерности, описанной А. В. Петровским, желая изменить отношения в группе (блок О), следует действовать не прямо на него (это обычно не дает желаемого результата), а на организацию деятельности (блок ОД). Целенаправленная перестройка организации и целей деятельности, в силу прямой зависимости, изменит характер отношений в группе. В свою очередь, стойкое изменение отношений влечет за собой перемены в блоке П, формирующем новые потребности, мотивы, интересы. Так, собственно, и организован процесс воспитания. [10]

О. В. Лишин

От непосредственных задач педагогического менеджмента, опирающегося на принцип деятельностного опосредования, вновь перекинем мостик к управленческим задачам, среди которых была есть и остается важной задача, которую решает каждый руководитель во вверенной ему образовательной организации.

изображение

22 ноября в день рождения Татьяны Ивановны Шамовой [11], многие из руководителей образовательных организаций вспоминают нашего Учителя, за руку вводившего нас в научные тайны мира управления.

На своих лекциях Татьяна Ивановна часто повторяла нам: «Директор школы — это учитель учителей».

В процессе своей управленческой деятельности многие из нас, руководителей ОО, учеников Т. И. Шамовой, осознавали, что речь шла не только и не столько об организации в ОО методической работы по предмету и освоению учителями дидактических основ педагогического процесса. Наш Учитель смогла передать нам смыслы управленческой деятельности руководителя как воспитателя педагогов, воспитателя единомышленников.

В таком воспитании единомышленников недостаточно только риторики, обращенной к педагогам. Такое воспитание и взращивание команды единосмысленников начинается с трансформации управленческой и педагогической деятельности в образовательной организации, в процессе включения в которую каждый из со-участников совместной деятельности становится субъектом, действующим лицом, созидающим значимую, нужную себе, всем и каждому деятельность.

Именно поэтому с особой остротой и ясностью теперь для нас звучат слова А. Н. Леонтьева о том, что «смыслу не учат». Смысл не приходит через «заучивание» и шаблонное, бездумное повторение «мантр» о качестве образования, о личностно-ориентированном образовании, о воспитании гармонично-развитой личности, о повышении профессиональной компетентности и т. д.

«Смысл воспитывается» в процессе включения в другую, не затуманенную формальными, равнодушными значениями деятельность, в которой сознательно исповедуемой высшей ценностью становятся личности детей, педагогов, родителей, ради которых и осуществляется совместная образовательная, педагогическая и управленческая деятельность в образовательной организации.

И смысл не воспитывается, если под прикрытием проникновенных слов и лозунгов о достоинстве личности и значимости личности каждого, в образовательной организации продолжает царствовать «функциональная атмосфера», в которой каждому уготована роль исполнителя возложенных на них функций, будь то обязанности руководителя, обязанности педагога, обязанности обучающегося и обязанности родителя обучающегося.

изображение
изображение
изображение
изображение

Вслед за сложными вопросами смыслообразования мы подходим к не менее трудным вопросам целеполагания деятельности, связанным не только с постановкой ясных и устремляющих на достижение целей, но и самим процессом целедостижения, в котором важную роль играет ощущение субъектами успешности осуществляемой ими деятельности.

К изучению этих важных позиций мотивационного менеджмента мы приступим в следующих темах нашего разговора. И начнем мы, конечно же, со сложных вопросов целеполагания.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Интрига мотивационного менеджмента, который… не управляет мотивацией. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/intriga_motivacionnogo_menedzhmenta_kotoryj_ne_upravlyaet_motivaciej
[2]. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология»/ Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000. — 509 с., С. 499
[3]. Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2. Москва: Педагогика,1983, 390 с. , С. 237
[4]. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003.- 528 с: ил., С. 134–135
[5]. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М.: Смысл, 2002. -480 с., С. 321.
[6]. Ноженкина О. С. Мотивированный сотрудник: главные факторы мотивации. — URL: https://director.rosuchebnik.ru/article/motivirovannyy-sotrudnik-glavnye-faktory-motivatsii/
[7]. Кудряшова Т. Б. Развитие вкуса к познанию как проблема современной высшей школы// Вестник, 2005, вып. 2, Кудряшова Т. Б. Развитие вкуса к познанию как проблема современной высшей школы // Вестник ИГЭУ, 2005, вып. 2, С. 15–22. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vkusa-k-poznaniyu-kak-problema-sovremennoy-vysshey-shkoly
[8]. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Минск.: Харвест; С. Ю. Головин. 1998.
[9]. Братусь Б. С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988.- 301 с., с. 149
[10]. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / Лишин О.В.; Под ред. Д. И. Фельдштейна; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Ин-т практ. психологии, 1997. — 252 с. — URL: html https://studfile.net/preview/5920534/page:3/
[11]. Шамова Татьяна Ивановна. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шамова, _Татьяна_Ивановна

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0