Мотивационный менеджмент «терзают смутные сомнения» о действенности лозунгов
  • Мотивационный менеджмент: «в обход идти, понятно, не очень-то легко»
  • «Наши цели ясны! Задачи определены! За работу, товарищи!» — лозунг побуждающий, но не всегда действующий. Почему?
  • От знания о целях — к осознанию целей
  • Сомнения мотивационного менеджмента в лозунге «Будь готов! — Всегда готов!»: а всегда ли исполнитель, будет готов?

Мотивационный менеджмент: «в обход идти, понятно, не очень-то легко»

В процессе знакомства с мотивационным менеджментом мы выяснили важные особенности этой области менеджмента. Мы отказались от понимания мотивационного менеджмента как непосредственного «управления мотивацией» и воздействия на мотивы субъектов деятельности [1]. И для нас очень важным стало осознание того, что мотивационный менеджмент действует опосредованно, «не в лоб» и напрямую, как это «любит» делать администрирование, используя для этого весь свой административный арсенал воздействий от приказов, распоряжений, инструкций — до контроля и отчетности.

изображение

Как тут не вспомнить известную песенку из мультфильма «Айболит — 66»:

Нормальные герои всегда идут в обход!
В обход идти, понятно, не очень-то легко.
Не очень-то приятно, и очень далеко!
Зато так поступают одни лишь мудрецы.
С обходом подступают одни лишь храбрецы!

Вот и мотивационный менеджмент как «мудрый храбрец» подступает к решению проблем демотивированности участников деятельности, прежде всего, через создание мотивационных условий в образовательной организации. Эти условия способствуют актуализации мотивов, побуждающих к осознанному осуществлению деятельности и достижению целей ОО: через разъяснение и прояснение смыслов предстоящей деятельности, в процессе конструирования и созидания которой порождаются личностные смыслы и изменяются смысловые установки субъектов деятельности [2].

изображение

Спору нет, что выбранный мотивационным менеджментом путь сложен и труден, поскольку задачи на смысл осуществляемой и/или предстоящей деятельности являются сложными и трудными для всех участников, идущими непроторенными тропами, говоря словами А. Н. Леонтьева, осознания тех мотивов, которые сообщают смысл тем или иным объектам, явлениям и действиям.

изображение

Сознание строится, формируется, — писал А. Н. Леонтьев, — в результате решения 2-х задач: 1. Задачи познания реальности (что сие есть?); 2. Задачи на смысл, на открытие смысла (что сие есть для меня?). Последняя задача, то есть «задача на смысл», — есть труднейшая задача. В своем общем виде это — «задача на жизнь»» [3]…

В наиболее общем виде задача на смысл есть задача определения места объекта или явления в жизнедеятельности субъекта. Она может ставиться по отношению к собственному действию (ради чего я это сделал или делаю или собираюсь делать; какие мотивы за ним стоят, какие потребности или ценности находят реализацию в этом действии и к каким следствиям оно приведет), а также по отношению к объектам, явлениям или событиям действительности (какое место они занимают в моей жизни, в моем жизненном мире, для каких аспектов моей жизни они небезразличны, как могут повлиять на нее, какие иметь последствия).

Д. А. Леонтьев [4, С. 258–259]

Не менее сложный и трудный путь предстоит мотивационному менеджменту как управлению «в поисках смысла» в решении сложных задач целеполагания деятельности, которые мы по аналогии с «задачей на смысл, на открытие смыла» обозначим как задачи на цель, на постановку и достижение цели.

изображение
изображение
изображение

Мы уже не раз отмечали, что администрирование как любимое «детище» функции, «не терпит» и не допускает сомнений и «брожений в умах» исполнителей, руководствуясь нам уже хорошо известным определением «функция принудительно предъявляет требования, проистекающие от системы всем вовлеченным переменным» (Р. Мертон [5]).

И выстраивая в образовательной организации объектно-функциональное управление, администрирование действует в соответствии с целями, исходящими из вышестоящей системы, в соответствии с которыми на уровне образовательной организации ставятся функциональные задачи по объектам управления и исполнителям.

изображение

Мы не раз подчеркивали важную роль и значение администрирования в решении этих сложных управленческих задач в образовательной организации [6].

При этом, погружаясь в проблемы управления в образовательных организациях, многие руководители=администраторы сталкиваются с управленческими трудностями и препятствиями, которые связаны с взаимодействием с участниками деятельности, их не мотивированностью на достижение целей образовательной организации и не готовностью к выполнению поставленных перед ними задач [7].

изображение

Несмотря на все свое могущество, администрирование не может справиться с проблемами, истоки которых лежат в области мотивации субъектов деятельности (и потому зачастую делает вид, что подобных проблем в управлении теми образовательными организациями, где присутствует сильная административная составляющая, нет, и быть не может).

В противоположность администрированию мотивационный менеджмент не только видит эти проблемы, но и необходимо ставит своей задачей исправление подобных проблемных ситуаций.

изображение
изображение
изображение

Подобные сомнения в том, что мотивационному менеджменту как смысловому управлению «по плечу» справиться со сложными проблемами целедостижения высказывают многие руководители ОО. И для того, чтобы их развеять, испытаем на нас, сомневающихся, методы мотивирования (объяснения, разъяснения, пояснения и т. д.), способствующие достижению ясности в сложных вопросах формирования целей.

«Наши цели ясны! Задачи определены! За работу, товарищи!» — лозунг побуждающий, но не всегда действующий. Почему?

Но прежде давайте опять обратимся к практике администрирования, поступающего в отношении целей четко и ясно, следуя известному с советских времен призыву: «Наши цели ясны! Задачи определены! За работу, товарищи!» [8].

изображение

При этом администрирование не ставит под сомнение ясность поставленных целей, которых исполнителям необходимо достичь, и четкость и понятность задач, определяемых «сверху» и выполняемых «внизу» в соответствии с иерархией должностей в образовательной организации.

Мотивационный менеджмент в такой ситуации думает и поступает иначе. Отталкиваясь от главного отличительного признака менеджмента, который «касается человека, и только человека» (П. Друкер), это управление, осмысливающее и рефлексирующее реальное положение дел в образовательной организации, задается сложным вопросом и выявляет управленческие проблемы там, где для администрирования их нет и «быть не может».

изображение

Администрирование как безличное функциональное управление не считает для себя важным и не нужным обращать внимание на эмоции людей, которые для мотивационного менеджмента являются «глазами, видящими смысл ситуации» (А. Г. Асмолов [9, C. 88]), и помогают ему ответить на вопрос: Действительно ли, поставленные руководством цели и задачи, ясны и понятны субъектам деятельности, которым предстоит эти цели достигать в процессе решения задач?

изображение
изображение

Именно так порой и происходит, когда администрирование «по определению» считает, что поставленные руководством цели и задачи должны быть понятны исполнителям, и действует далее «по умолчанию», не считая нужным вдаваться в проблемы не восприятия субъектами значимости целей и задач образовательной организации.

В отличие от администрирования, мотивационный менеджмент не умалчивает эти проблемы, а, наоборот, погружается в их причины.

Поиск причин непонимания целей и задач и не восприятия субъектами значимости целей и задач ОО, мотивационный менеджмент начинает «от печки» — от решения задачи на смысл, от мотивации.

изображение

То, что определяет личностный смысл, есть мотивация человеческого поведения, есть действительные мотивы его деятельности.

Вот откуда рождается смыслообразующая функция мотивов. Вот что такое смыслообразующая функция мотивов.

А. Н. Леонтьев [10, С. 499]

Важные и необходимые мотивационному менеджменту знания основ механизмов мотивации мы получаем, обращаясь к следующим смысловым связям.

изображение

Мотив — это то, что порождает данную деятельность, без чего ее не будет…

Мотив «запускает» человеческую деятельность, определяя, что именно нужно субъекту в данный момент, но он не может придать ей конкретную направленность иначе чем через формирование или принятие цели, которая и определяет направление действий, приводящих к реализации мотива.

«Цель — это представленный заранее результат, к которому стремится мое действие» [10, С. 434].
Мотив «определяет зону целей»[10, С. 441] и в рамках этой зоны ставится конкретная цель, заведомо связанная с мотивом.

Мотив и цель — это два разных качества, которые может приобретать предмет целенаправленной деятельности.

Д. А. Леонтьев [11, с.11]

Опираясь на уже известную нам схему структуры деятельности, включающую единицы деятельности (мотив —> деятельность, цель —> действия, условия —> операции) и выделенную в ней область задач [12], обозначим на ней важные нам для понимания функции мотива — смыслообразующую (порождающую смыслы), которая «запускает» деятельность, и направляющую на осуществление целенаправленных на достижение результата действий.

изображение

Мотив, придающий деятельности смысл, «не оставляет без внимания» действия, когда мы говорим о целенаправленности деятельности. Именно об этой особенности «расщепления» мотива и писал А. Н. Леонтьев.

изображение

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление прежде слитых между собой в мотиве функций. Функция побуждения, конечно, полностью сохраняется за мотивом. Другое дело — функция направления: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель» [13].

А. Н. Леонтьев

Для мотивационного менеджмента это знание о «расщеплении слитых между собой в мотиве функций» имеет большое значение, поскольку указывает нам, руководителям, на важные связи между мотивацией и целеобразованием.

От знания о целях — к осознанию целей

В случае нарушения этих связей мы имеем дело с ситуациями в нашей управленческой практике, когда внешне заданная цель «лишается» смыслового «источника», оставляя участников деятельности без ответа на вопросы: Для чего? Зачем? от нас требуется достижение поставленной нам цели?

изображение
изображение
изображение

Да, именно так, за утратой смысла осуществляемой деятельности «следует» и бессмысленность для субъектов осуществляемых ими действий, порождаемая отсутствием смысла цели.

изображение

Классическое определение характеризует смысл как выражающий «отношение мотива деятельности к непосредственной цели действия» (А. Н. Леонтьев [13, С. 278). В это определение необходимо внести два уточнения. Во-первых, смысл не просто выражает это отношение, он и есть это отношение. Во-вторых, в данной формулировке речь идет не о любом смысле, а о конкретном смысле действия, или смысле цели.
Говоря про смысл действия, мы спрашиваем о его мотиве, т. е. о том, ради чего оно выполняется.

Д. А. Леонтьев [11, с.14]

А вслед за отсутствием смысла цели и осуществляемого ради достижения результата действия, сама деятельность неминуемо превращается в бессмысленную для исполнителя работу [14], состоящую из отдельных операций, которые он должен будет выполнить, решая, а точнее, исполняя порученную ему задачу.

изображение

Вот так, из субъектов деятельности, участники решения задачи «превращаются» в исполнителей требуемых от них операций, выполнять которые они будут, не видя целевых ориентиров достижения.

изображение

Вспомним фразу из известного монолога Михаила Михайловича Жванецкого, который не раз помогал, и, несмотря на его уход, всегда будет помогать нам в осмыслении ситуаций нашей управленческой практики с присущим ему искрометным и тонким юмором:

— Кто сшил костюм?
— Я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?
— Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь! Кто сшил костюм?

Так какие же могут быть «претензии» к исполнителям за общий результат их деятельности, если руководство, а точнее, администрация, ставя перед работниками цели, «не обременяет» себя созданием соответствующих мотивационных условий? При этом все же считает свои долгом постоянно «напоминать» исполнителям об их личной и коллективной ответственности за результаты деятельности образовательной организации.

изображение

«Всесильное» администрирование абсолютно уверено в том, что для «запуска» деятельности вполне достаточно озвучить перед исполнителями поставленные им цели, которые в обязательном порядке должны быть достигнуты, а сами исполнители, «воодушевленные» стоящими перед ними задачами будут активно, мотивированно и ответственно включаться в их решение.

Однако практика администрирования подрывает эту «всесильность», указывая на то, что, несмотря на всю мощь лозунгов, и возлагаемую надежду на их мощность воздействия, в них отсутствует… «искра зажигания» готовности к осуществлению поставленных целей.

изображение

Перефразируем на свой мотивационный лад известную пословицу: «искры без огня не бывает».
«Искры» цели «без» освещенного смыслом «огня» мотива — не бывает!

И подтвердим это важную для нас смысловую связь теорией.

изображение

Мотив — это то, что порождает данную деятельность, без чего ее не будет…. Цель — это предвосхищаемый в субъективном образе конечный результат действий. …
И, наоборот, за любой действующей целью открывается мотив деятельности, который объясняет, почему субъект принял данную цель к исполнению, будь то цель, созданная им самим или заданная извне. Мотив связывает данное конкретное действие с потребностями и личностными ценностями.

Вопрос о цели — это вопрос о том, что именно субъект хочет достичь, вопрос о мотиве — это вопрос «зачем?».

Д. А. Леонтьев [11, с.12]

Именно поэтому вслед за смысловыми установками деятельности, о которых мы говорили в предыдущей теме [2], мы направляем свое познание на целевые установки субъектов деятельности.

изображение
изображение

Объективным фактором в ситуации деятельности и тому содержанию, которое открывается при изучении деятельности в плане сознания, нами выделяются четыре уровня установочной регуляции деятельности человека: уровни смысловой, целевой и операциональных установок и уровень психофизических механизмов — реализаторов установки в деятельности. [9, С. 75]

Для обозначения специфической базовой единицы личности, «ядра» личности, вводится понятие личностных смыслов и реализующих их смысловых установок в системе деятельностей.

изображение Смысловая установка вызывается мотивом деятельности и выражает в деятельности личностный смысл в виде готовности, тенденции к сохранению направленности данной деятельности в целом…. Смысловая установка, цементируя общую направленность деятельности в целом, непосредственно проявляется в общей субъективной окраске различных входящих в состав деятельности действий. [9, С. 327]

изображение На другом уровне, на уровне действия, функционируют целевые установки. Критерием для выделения этого уровня установок является наличие цели действия. Целевая установка представляет собой готовность, вызванную предвосхищаемым осознаваемым результатом, и определяет устойчивость протекания действия. [9, С. 259]

А. Г. Асмолов

Иными словами, мы говорим о формировании готовности субъектов к осуществлению деятельности, когда окрыленные смыслом, или, по М. М. Бахтину, «освещенные смыслом предстоящей деятельности» [15], осознавая значимость, нужность и необходимость достижения результата, участники включаются в реализацию задач деятельности.

изображение

Таким образом, для мотивационного менеджмента особое значение приобретает не только знание, понимание и осознание субъектами самих целей как предвосхищаемых и осознаваемых результатов, которых необходимо добиться в процессе деятельности, но и сама готовность субъектов к достижению поставленных ими целей.

Сомнения мотивационного менеджмента в лозунге «Будь готов! — Всегда готов!»: а всегда ли исполнитель, будет готов?

Тем, чье детство прошло в пионерской организации, хорошо известен лозунг, начинавшийся словами «К борьбе за дело…» и заканчивающийся призывом «Будь готов!», на который, без тени сомнения, следовал обязательный ответ: «Всегда готов!».

Прошли годы, и повзрослевшие дети стали руководителями и педагогами ОО, но при этом не утратили своего восприятия в воздействии этого лозунга. И многим из нас продолжает казаться, что достаточно призвать к готовности «к борьбе за дело» решения задач образовательной организации, как в ответ от участников совместной деятельности мы обязательно услышим: «Всегда готовы!».

изображение

Однако так уж получается, что и в управленческой, и в педагогической практике наши ожидания от результатов этого «по-административному» прямого лозунга далеко и не всегда оправдываются, и наша уверенность в его «мобилизационной мощи» слабеет по мере частоты его использования.

изображение
изображение
изображение
изображение

Администрирование, «столкнувшееся» с проблемой не готовности участников к осуществлению деятельности, видит ее причины в слабости административного воздействия и поэтому решает эту проблему посредством усиления административных мер, заставляющих работников «стать готовыми» или формально проявлять свою готовность к решению поставленных перед ними задач.

изображение
изображение
изображение

Известно, что готовность человека к определенному действию в первую очередь зависит от его психологической установки относительно цели и заданий деятельности, достижение которой требует соответствующих усилий.

Психологическая готовность… связывается… с целеустремленной деятельностью, является существенным условием ее реализации, регуляции, стойкости, эффективности. Она помогает человеку правильно использовать знание, формировать личностные качества, осуществлять самоконтроль.

Ж. В. Степаненко [16]

Изучению сложного понятия «психологическая готовность» посвящено большое количество исследований. В свете той задачи, которую мы ставим перед собой, нам необходимо сосредоточить наше внимание на психологической установке относительно цели, которую необходимо достичь участникам деятельности.

И для этого давайте вновь обратимся к уже известным нам определениям понятия «цель» [17], добавив к началу этого списка определение, данное Л. С. Выготским [18]:

изображение

Цель — представление результата, который должен быть достигнут (Л. С. Выготский)

Цель как «образ потребного будущего» (Н. А. Бернштейн).

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека (А. Г. Асмолов).

Целевое планирование предполагает построение эскиза желаемого будущего и извлечение из него тех целей, достижение которых планируется (Р. Акофф).

Будучи тем, к чему стремится субъект, цель выражает мысленно проектируемый результат, который следует получить (А. Э. Петросян).

Таким образом, следуя представлениям о цели («τελος» в античной греческой философии означает «конец», «завершение» [19]), мы подчеркиваем для себя, что во всех определениях речь идет о том результате, который должен стать «концом, завершением» целенаправленных действий.

изображение

Однако при всей важности понимания целей как «образа результата», который намечен к достижению, перед нами со всей ясностью встают проблемные для нашей управленческой практики вопросы: Станет ли эта цель образом именно «потребного» субъектам и «желаемого» ими будущего, будет ли эта цель осознанно ставиться субъектами как результат их достижения?

Иными словами, будут ли те, кто ставит цели осуществляемой ими деятельности, ощущать себя субъектами целеполагания и целедостижения, станут ли они авторами=постановщиками и действующими лицами, достигающими намеченных результатов?

изображение Знакомы ли вам ситуации нашей управленческой практики, изобилующей документами, направляющими деятельность ОО, создаваемыми руководством образовательной организации? И ведь в начале каждого из них обозначены и «прописаны» цели, т. е. то, чего образовательная организация должна добиться, реализуя ту или иную программу своих действий.
Почему же то, что «прописано на бумаге» и озвучено, доведено до сведения тех, кому предстоит реализовывать созданную администрированием программу действий, не становится действенными целями, побуждающими к целенаправленным на достижение результатов действиям субъектов деятельности?

изображение
изображение
изображение
изображение

Действительно, в нашей практике часто возникают ситуации, когда «знаемые на зубок» цели почему-то (?) не побуждают к действиям. Почему же так получается?

Для ответа на этот вопрос обратимся к уже известной нам цитате в статье В. А. Иванникова «Порождение деятельности и проблема мотивации» [20], которую сейчас специально разберем по частям.

Итак, часть первая.

изображение

Деятельность реализуется посредством действий, но цели действий изначально не имеют побудительности, поскольку они — знаемые, а знание не побуждает (Леонтьев А.Н. [21]).
… (продолжение следует).

В. А. Иванников

Каждому из нас руководителей ОО приходилось и приходится встречаться с ситуациями в нашей управленческой и педагогической практики, когда работник или ученик прекрасно знает, что ему нужно делать, но почему-то этого не делает. Почему же знание о том, что нужно делать не побуждает к действию?

Ответ ищем во второй части цитаты.

изображение

Свою побудительность цель может получить только от мотива, временно приобретя смысл мотива, когда действие на время его исполнения приобретает для субъекта активности смысл деятельности.

Смысл является тем механизмом, с помощью которого побудительность переносится с актуализированной потребности на мотив, а от него — на цель.

В. А. Иванников [20]

Значит, отсутствие побудительности цели связано с отсутствием мотивации, которая, как мы помним, «есть то, что определяет личностный смысл» (А. Н. Леонтьев). Поэтому только знание о целях, знание о том, что надо делать и каких результатов добиться, не становится побудителем к осуществлению действий.

изображение

Здесь будет работать другой механизм психологической готовности к осуществлению целенаправленных действий: не знание о целях, а осознание личностного смысла, который имеют для субъекта деятельности предстоящие к достижению цели.

изображение

Речь идет об осознании смыслообразующих мотивов, то эта задача может быть описана и иначе, а именно как задача осознания личностного смысла (именно личностного смысла, а не объективного значения!), который имеют для человека те или иные его действия, их цели. [21]

А. Н. Леонтьев

Поэтому, поставив перед собой эти сложные вопросы, отражающие психологическую готовность к целеполаганию и целедостижению, мы, руководители, понимаем, что, в первую очередь, все зависит от мотивированности субъектов к осуществлению деятельности, от тех смыслов, которыми для них наполнена деятельность, и значимости для них тех результатов, которые они хотят достигнуть своими осознанными действиями.

изображение

Таким образом, мотивационный менеджмент направляет призыв «Будь готов!» не на субъектов деятельности, которые «по версии» администрирования, обязаны и должны быть готовы к решению задач образовательной организации, а «оборачивает» этот лозунг на самого себя, на смысловое и мотивирующее управление.

Мотивационный менеджмент говорит самому себе: «Будь готов идти сложным и трудным путем совместного с участниками деятельности решения „задачи на смысл“ и задачи на осмысление и осознание значимости поставленных целей!».

И с этим настроем «Будь готов!» мотивационный менеджмент ставит перед собой сложную задачу распознавания в поставленной цели ее «субъективной окраски» и связанной с ней готовности субъектов к достижению целей.

Поэтому там, где в целеполагании администрирование видит только перспективно намеченный результат в объектах управления, в мотивационном менеджменте эти цели будут «субъективно окрашиваться» и представлять собой спектр, включающий:

  • целеожидание (какие значимые для нас цели мы ставим, и каких результатов ожидаем?);
  • целепритязание (каких целей сможем достичь, и на какие результаты можем претендовать, притязать, учитывая свои реальные возможности?);
  • целедостижение (какие цели являются для нас реально достигаемыми, и каких результатов постараемся добиться, прилагая волю, усилие, усердие?).
изображение

К изучению этих сложных вопросов мы приступим в следующей теме, в которой для нас откроются новые важные грани мотивационного менеджмента — управления, мотивирующего на успех.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Интрига мотивационного менеджмента, который… не управляет мотивацией. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/intriga_motivacionnogo_menedzhmenta_kotoryj_ne_upravlyaet_motivaciej
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Мотивационный менеджмент — смысловое управление, мотивирующее деятельностью и в деятельности. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/motivacionnyj_menedzhment_smyslovoe_upravlenie_motiviruyuwee_deyatel_nost_yu_i_v_deyatel_nosti
[3]. Леонтьев А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза) //Художественное творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1991 б. С. 184–187., С. 184
[4]. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
[5]. Покровский Н. Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона // Социологические исследования. — 1992. — № 2. http://ecsocman.hse.ru/data/095/539/1217/014.POKROVSKIY.pdf
[6]. Асмолова (Плахова) Л. М. Сила и бессилие администрирования. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/sila_i_bessilie_administrirovaniya
[7]. Асмолова (Плахова) Л. М. Осторожно, риски «псевдо», или «как бы» менеджмента! — URL: https://eduface.ru/consultation/management/ostorozhno_riski_psevdo_ili_kak_by_menedzhmenta
[8]. Наши цели ясны//Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». 2003. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1686/Наши
[9]. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М.: Смысл, 2002. -480 с.
[10]. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология»/ Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000. — 509 с.
[11]. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета: научный журнал. Серия 14. Психология. / Ред. Т. А. Нежнова. — 2016. — № 2 апрель—июнь 2016. — С. 3–18.
[12]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Алхимия» управления: говорим об администрировании и мотивации. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/alhimiya_upravleniya_govorim_ob_administrirovanii_i_motivacii
[13]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975, 304 с., С. 104
[14]. Асмолова (Плахова) Л. М. Мы говорим «работа» — подразумеваем «деятельность», мы говорим «деятельность» — подразумеваем…?- URL: https://eduface.ru/consultation/management/my_govorim_rabota_podrazumevaem_deyatel_nost__my_govorim_deyatel_nost__podrazumevaem
[15]. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423 с., С. 105.
[16]. Степаненко Ж. В. Психологическая готовность личности как проблема научной рефлексии // Вестник Пятигорского государственного университета. 2014. № 7. — URL: https://pgu.ru/editions/un_reading/detail.php? SECTION_ID=3066&ELEMENT_ID=23123
[17]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Дано» и «требуется» в задаче с позиций администрирования и менеджмента. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/dano_i_trebuetsya_v_zadache_s_pozicij_administrirovaniya_i_menedzhmenta
[18]. Словарь Л. С. Выготского [Текст] / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии; [Е. Н. Высоцкая и др.] ; под ред. А. А. Леонтьева. — Москва: Смысл, 2004. — 118 с. — URL: https://klex.ru/guj
[19]. Доброхотов А. Л., Борзенков В. Г. Цель. / Гуманитарная энциклопедия: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2020 (последняя редакция: 22.09.2020). — URL: https://gtmarket.ru/concepts/7360
[20]. Иванников В. А. Порождение деятельности и проблема мотивации// Вестник Московского университета: научный журнал. Серия 14. Психология. 2015. № 2, С. 15–22
[21]. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций / Кафедра общ. психологии. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 38 с.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0