Образовательная структура: завершающий взгляд «сквозь время и пространство» (продолжение)

Итак, в предыдущий раз мы, ведя речь о временной структуре [1], мы сделали акцент на том, что каникулы представляют собой другой по сравнению с регулярным режим организации образовательного процесса в ОО.

изображение

Таким образом, мы подходим к важному пониманию временнóй структуры образовательной организации, в деятельности которой выделяются календарные периоды (месяц, четверть, триместр) и каникулярные периоды (только летний, или осенние, зимние, весенние и летние каникулы). Различие характера функционирования ОО в эти периоды определяется наличием двух режимов — режима регулярной и режима каникулярной организации образовательного процесса в ОО.

Мы сейчас не будем вдаваться в подробности отличий организации режима работы образовательных учреждений в календарные и каникулярные периоды, а лишь сосредоточим свое внимание именно на структурных позициях с тем, чтобы выделить организационные элементы образовательной структуры, которые функционируют в ОО в каникулярные периоды.

изображение
изображение

Да и без напоминания начальства, большинство руководителей школ, в которых образовательная жизнь не утихает на каникулах, знают и понимают, о каких различных и разнообразных организационных элементах образовательной структуры, формирующихся в каникулярные периоды в ОО, идет речь.

Конечно, во многих школах осенние, зимние, весенние каникулы «не нарушают» привычной структуры классов и ГПД, а лишь меняют временные форматы организации их деятельности.

При этом образовательная практика значительного количества ОО все более прирастает другими примерами, когда именно в каникулярные периоды отходит на второй план привычная «феодальная раздробленность» детей по классам, уступая место различным объединениям по возрастным параллелям и разновозрастным объединениям совместных дел в разнообразных направлениях образовательной деятельности. Для каких-то школ это будет общешкольный туристический слет, для других — интеллектуальный лагерь, для иных — экологические бригады или краеведческие экспедиции, а у кого-то в традициях проведения каникул действует все перечисленное, и многое-многое другое, вместе взятое.

?Речь идет об индивидуальной для каждой ОО ситуации, при которой каникулярные события, начавшиеся когда-то с единичных мероприятий, «переросли» в периодически действующие (из года в год повторяющиеся) структурные элементы организации образовательной деятельности ОО.

Выделяя такие специфические для каждой ОО организационные элементы образовательной структуры, мы не должны забывать, что многие из них не ограничены стенами здания школы, и очень часто функционируют за ее пределами.

изображение

Напомним, что в этой теме мы говорили о трех аспектах структуры: функциональном, пространственном и временном. Вопрос, который затронут, относится, по существу, к элементам пространственной структуры.

Проектируя в образовательной структуре такие организационные элементы, мы будем добавлять к их названиям важную позицию — «выездной». Это нужно не только для отражения их пространственной специфики в структуре ОО, но и для того, чтобы заранее представлять весь объем управленческих и организационных хлопот, которые связаны с обеспечением функционирования таких организационных элементов структуры ОО.

изображение

Речь идет и о выездных загородных детских садах, и о выездных летних трудовых объединениях старшеклассников, и о различных оздоровительных и предметно-направленных лагерях, и о стационарных туристических лагерях или краеведческих/исследовательских экспедициях и т. д., и т. п.

Речь идет о таких организационных формах, реализация задач деятельности которых обеспечивается силами самой образовательной организации, и ОО должна самостоятельно создавать весь комплекс необходимых санитарно-гигиенических, материально-технических, организационно-педагогических и других условий с учетом круглосуточного или только дневного пребывания обучающихся (а это уже совместное действие временного и пространственного аспектов структуры!).

Но бывает и «облегченный» в плане создания таких условий вариант, когда весь этот комплекс хлопот берут на себя другие организации, а образовательное учреждение является участником их или совместно с ними разработанных программ деятельности обучающихся в период каникул. В таких случаях мы говорим о функционировании организационных элементов образовательной структуры на базе других учреждений в каникулярный период. Говоря о таких других организациях, мы можем сразу «пролить воду на мельницу» внешней структуры ОО, выделив в ней не только сами эти организации, но и периоды каникулярного сотрудничества с ними.

изображение

И представляя во внешней структуре ОО организации, с которыми она взаимодействует, отметим еще один важный элемент образовательной структуры, формирующийся в режиме каникулярной организации образовательного процесса. Речь идет о практике.

изображение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

24) Практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

И если такой вид учебной деятельности представлен в образовательной программе ОО, то этот элемент, действующий на периодической временнóй основе, должен быть отражен в образовательной структуре ОО. И примеров такой реализации много: это и экологическая практика, и краеведческая (музейная) практика, и экскурсоводческая практика (в том числе, когда обучающиеся готовят и проводят экскурсии на иностранном языке), и трудовая практика с применением полученных знаний по программе трудового обучения, и общественно-полезная практика, и ИКТ-практика, и т. д., и т. п.

С точки зрения временных регламентов отметим, что практика, проводимая образовательными организациями в каникулярный период функционирования ОО, является важной составляющей учебного процесса.

smile
Практика — это когда учеба уже закончилась, а каникулы никак не наступят!

Ученический фольклор

После приведенных примеров настало время обобщить различные варианты проектирования организационных элементов образовательной структуры. И для этого нам необходимо представить всю совокупность пространственно-временных условий, исходя из которых каждое образовательное учреждение сможет отразить режим каникулярной организации образовательного процесса в своей образовательной структуре.

изображение

Если речь идет о достаточно протяженном во времени каникулярном периоде, то необходимо выделить еще одну временну̔ю составляющую режима каникулярной организации — продолжительность (период) пребывания обучающихся.

изображение

Это дает ОО возможность представить такую многим с детства знакомую форму организации как смена (например, смена в городском/выездном оздоровительном лагере, экспедиционная смена и т. д.). Эта структурная позиция становится важной и для тех ОО, где смены отличаются не только периодом пребывания, но и различной тематической направленностью.

pen

Смена — 1. Часть суток, в продолжение которой работа выполняется определенной группой людей, сменяемой по истечении этого времени.

2. Группа людей, выполняющих какую-либо работу, отдыхающих и т. п. и через определенный промежуток времени сменяемых другой группой [2].

?Поскольку мы уже использовали понятие «смена» в данной теме, то обратим внимание на существенные организационные различия его применения в образовательной структуре ОО, когда мы устанавливаем режим сменности обучения в течение дня и в случае сменных форм организации функционирования элемента структуры в течение календарного периода.

изображение

И теперь, когда заложены основы режима каникулярной организации — время, место и продолжительность пребывания обучающихся, мы можем с учетом специфики ОО, особенностей ее образовательной практики и существующих традиций организации каникул, представить различные варианты организационных элементов образовательной структуры.

изображение

Подходя к непосредственно практической части шестого и завершающего (!) этапа проектирования образовательной структуры, нам нужно, во-первых, похвалить себя за то, что мы «как нормальные герои» не пошли простым путем в решении задачи представления режима пребывания обучающихся в ОО в структуре ОО.

Наоборот, выбрав сложный путь, и пройдя его, мы смогли убедиться в разнообразии организационных элементов образовательной структуры, которые «подарены» нам благодаря временно̔му и пространственному аспектам ее видения.

изображение

И во-вторых, прежде чем мы приступим к практике проектирования, необходимо обобщить все выше представленные форматы, взяв за основу такие важные позиции временно̔го регламента функционирования ОО, как режимы регулярной и каникулярной организации образовательного процесса в ОО.

В-третьих, представив такое обобщение, мы сможем не только «повторить изученное», но и охватить всю палитру возможностей проектирования временных условий организации в образовательной структуре ОО, на основе которой каждое образовательное учреждение сможет представить свой индивидуальный вариант этого компонента структуры.

изображение

Решать задачи обобщения всегда трудно, и при этом необходимо избегать излишней детализации. Но мы при этом еще более усложним задачу, поскольку этап обобщения нам необходим для подготовки к проектированию общей структуры образовательной организации, в которой выделяемые организационные элементы образовательной структуры начнут обретать определенные организационные статусы подразделений, отделений и т. д.

изображение

Поэтому решаем эти «две в одной» задачи так: 1) обобщим выполненное на предыдущих этапах проектирования, представив привычные нам составляющие опоры образовательной структуры в другом расположении; и 2) сосредоточим внимание на двух позициях временно̒й структуры образовательной организации, которые обеспечат возможность проектирования организационных элементов образовательной структуры, отражающих вопросы режима пребывания обучающихся в ОО.

изображение

Представляя во временной структуре ОО позиции режима регулярной организации образовательного процесса, в котором мы выделяем режим рабочей недели и режим работы в выходные и праздничные дни, режим сменности обучения и режим пребывания обучающихся в ОО в течение дня и суток, мы формируем соответствующие им организационные элементы образовательной структуры.

изображение

И затем добавляем к этой, уже достаточно полной структуре организационные элементы образовательной структуры, формирующиеся в условиях режима каникулярной организации образовательного процесса в ОО.

изображение
изображение
изображение

И вот теперь, получив, наконец, полный вариант образовательной структуры, в который включены все организационные элементы, мы можем начать проектирование завершающей части образовательной структуры нашей конкретной организации.

Для этого мы вновь «берем в руки карандаш» и добавляем в спроектированную нами на 4 этапе [3] образовательную структуру, сформированную с учетом направленности образовательных программ, организационные элементы, отражающие режим пребывания обучающихся в ОО.

Для дошкольной организации, работающей по 5-дневной неделе, образовательная структура может, например, выглядеть так, если в ДОО есть группы выходного дня и представлены различные режимы пребывания воспитанников.

изображение

Для дошкольных образовательных организаций, в которых изменяется состав воспитанников в летний период, или, если ДОО «переезжает на дачу», структура может дополняться такими организационными единицами как разновозрастные группы пребывания в летний период и выездной детский сад.

изображение

В образовательную структуру школ, где отражена возрастная структура классов с различной направленностью образовательных программ, добавляются, например, смешанный режим организации образовательного процесса по 5-дневной и 6-дневной неделе, режим сменности обучения и группы продленного дня. В структуре школ-интернатов выделяются интернатные группы в зависимости от потребности обучающихся, требований к наполняемости групп и принятых в ОО подходов к их формированию, а так же группы выходного дня.

изображение

Компонент образовательной структуры, отражающий каникулярный режим организации образовательного процесса в ОО, может включать различные организационные единицы, действующие в период осенних, зимних, весенних и летних каникул.

изображение

Представить раздел образовательной структуры, отражающий режим пребывания обучающихся, можно и в форме таблицы, продолжив ее заполнение новым разделом.

Таблица 1. [4]

изображение

Таблица 2

изображение

Таблица 3. [5]

изображение

Таблица 4. [6]

изображение

Таблица 5. [7]

изображение

Таблица 6. [8]

изображение

Таблица 7

изображение

Завершая этапы проектирования, мы в предыдущих темах сверялись с показателями самообследования [9], находя в них отражение образовательной структуры. В этот раз мы найдем позиции режимов пребывания обучающихся только в показателях дошкольных образовательных организаций.

изображение

 Показатели деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию

 

N п/п

Показатели

Единица измерения

1.

Образовательная деятельность

 

1.1

Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе:

человек

   

1.4.1

В режиме полного дня (8 — 12 часов)

человек/%

1.4.2

В режиме продленного дня (12 — 14 часов)

человек/%

1.4.3

В режиме круглосуточного пребывания

человек/%

Но это вовсе не означает, что для общеобразовательных организаций вопросы, связанные с режимом пребывания обучающихся, не будут представлены в самообследовании.

§

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».

6. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, ….

7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Позиции, которые подлежали проектированию в этой теме, обязательно найдут свое отражение в аналитической части отчета результатов самообследования ОО в части оценки организации учебного процесса. И мы будем помнить, что в процессе ежегодного самообследования нам нужно не только установить сам факт наличия разработанного регламента организации учебного процесса, но и оценить его эффективность в решении образовательных задач ОО.

изображение

Решить же эту аналитико-оценочную задачу нельзя будет без знания и понимания временно̒й составляющей образовательной структуры, включающей организационные элементы реализации регулярного и каникулярного режимов организации образовательного процесса.

изображение

А мы тем временем, поздравим себя с завершением многотрудного пути проектирования образовательной структуры и оглянемся на пройденный проектировочный путь, в процессе которого:

— создана возрастная структура дошкольных групп и классов, в соответствии с уровнями образования и типами основных образовательных программ в ОО;

— возрастная структура представлена с учетом направленности основных образовательных программ и разработана структура групп дополнительного образования с опорой на направленность дополнительных образовательных программ;

— выделены организационные элементы, связанные с формами получения образования, формами обучения и формами реализации образовательных программ в ОО;

— создана временная структура, включающая организационные элементы, представляющие режим пребывания обучающихся в условиях регулярной и каникулярной организации образовательного процесса в ОО.

изображение

изображениеПо логике вещей, разобравшись с устройством нашего образовательного «организма» мы должны будем начать тему проектирования вспомогательной структуры, еще одного устройства ОО, которое обеспечивает жизнь и дееспособность этого сложного социального организма, представленного различными объединениями обучающихся, создаваемыми в образовательной организации для реализации основных и образовательных программ.

изображение

Но, «мы пойдем другим путем», поскольку, разобрав «организм по косточкам», нам теперь необходимо воссоздать целостный образ его организации. Поэтому в следующей теме, пока еще «свежи в памяти» все конструкционные элементы образовательной структуры, заложим в основной структуре ОО ее «образовательную основу», выстроив из «кирпичиков» разнообразия элементов образовательной структуры «архитектуру» организационной постройки, присущую только нашему образовательному учреждению.

Литература

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Образовательная структура: завершающий взгляд «сквозь время и пространство» [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/obrazovatelnaya_struktura_zavershayuwij_vzglyad_skvoz_vremya_i_prostranstvo/[2]. Смена/Толковый словарь Ефремовой [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://tolkslovar.ru/s7839.html[3]. Асмолова (Плахова) Л.М. И вновь «берите в руки карандаш, мы…" продолжаем проектирование структуры образовательной организации [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/i_vnov_berite_v_ruki_karandash_my_prodolzhaem_proektirovanie_struktury_obrazovatelnoj_organizacii/[4]. Таблица 1 / Асмолова (Плахова) Л.М. «Берите в руки карандаш, мы начинаем»… проектирование структуры образовательной организации [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/berite_v_ruki_karandash_my_nachinaem_proektirovanie_struktury_obrazovatelnoj_organizacii/[5]. Таблица 3/ Асмолова (Плахова) Л.М. «Берите в руки карандаш, мы»… продолжаем проектирование структуры образовательной организации [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/i_vnov_berite_v_ruki_karandash_my_prodolzhaem_proektirovanie_struktury_obrazovatelnoj_organizacii/[6]. Таблица 4 / Там же.[7]. Таблица 5 /Асмолова (Плахова) Л.М. «Берите в руки…" много цветных карандашей для проектирования структуры дополнительного образования в ОО [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/berite_v_ruki_mnogo_cvetnyh_karandashej_dlya_proektirovaniya_struktury_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_oo/[8]. Таблица 6 /Асмолова (Плахова) Л. М. Образовательная структура: завершающий взгляд «сквозь время и пространство» [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/obrazovatelnaya_struktura_zavershayuwij_vzglyad_skvoz_vremya_i_prostranstvo/[9]. Приказ Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». Приложение 1, Приложение 2, Приложение 5.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0