Ох, нелегкая эта задача… решать задачи

Затеяв долгий разговор о задачах, мы убеждаемся в том, что работа над ними в проблемно-ориентированном анализе, является таким же сложным испытанием для управленцев, как и работа над проблемами, которые надо выявить, сформулировать, структурировать и ранжировать.

И теперь в «задачном» разделе анализа мы должны осуществить сложные аналитические действия, направленные сначала на постановку целей, т. е. определение того, чего мы хотим добиться, искореняя выявленные проблемы, а затем выработать систему действий, осуществление которых эффективными способами должно привести нас к поставленным целям.

изображение
smile

Надо иметь по-настоящему философский склад ума, чтобы уметь отличать цели от задач.

Цитата из Интернета

А нам предстоит еще настойчивей развивать свой философско-управленческий склад ума, поскольку мы должны не только знать, чем отличаются цели от задач, но и уметь применять эти знания в практике постановки и решения задач.

изображение

Задача — это и есть цель, данная в определенных условиях [1].

А. Н. Леонтьев

Поэтому, напомнив себе определение, которое дал А. Н. Леонтьев, давайте вернемся к вопросу о внутреннем «устройстве» задачи [2], предварительно еще и еще раз сделаем акцент на том, что мы, ставя и решая задачи, действуем осмысленно.

pen

Мотив определяет общую направленность деятельности и придает ей смысл.

А. Г. Асмолов

изображение

?Задумывались ли вы, как часто в нашей профессиональной деятельности мы, ставя перед собой различные по направленности задачи (образовательные, педагогические, управленческие), которыми изобилует наша практика, порой утрачиваем смысл самой деятельности, уже даже и не задумываясь над тем, ради чего и ради кого мы это делаем?

И ставя перед собой, например, задачи повышения качества образования, мы — руководители, загруженные работой, забывая в суете дел о социокультурных смыслах образования и не успевая проникнуть в сам смысл понятия «качество образования», строчим задачи, направленные на повышение того, сами не знаем чего.

И за примерами в данном случае далеко ходить не надо, достаточно обратиться с этим вопросом к Интернету, как тут же получим образцы практики постановки задач по теме повышения качества образования с такими привычными для нас формулировками:

изображение

  • совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
  • обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
  • совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
  • совершенствование материально-технической базы школы;
  • обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
  • создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса и т. д., и т. п.

Тем, кто давно работает в образовании, эти и подобные им формулировки задач знакомы… с прошлого века. В те времена понятие «качество образования» еще не вошло в нашу профессиональную деятельность, и мы такими же предложениями определяли задачи повышения успеваемости

smile

Времена изменяются, а формулировки задач остаются неизменными!

И также, с помощью привычных формулировок мы «переписываем» прежние задачи повышения профессиональной подготовки «на новый лад», поскольку теперь речь идет о развитии компетентности педагогов:

изображение

  • повышать уровень теоретической подготовки педагогов;
  • внедрять в педагогическую деятельность инновационные методики;
  • достигать более высоких результатов в обучении, воспитании и развитии детей;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов;
  • совершенствовать подготовку педагогических работников к аттестации;
  • обобщать и распространять передовой педагогический опыт; и т. д., и т. п.

Да и задачи, направленные на повышение эффективности управления, как правило, повторяют традиционный набор «пожеланий» управляющих к управляемой системе и работе подчиненных, а также содержат очередные намерения совершенствовать анализ, развивать планирование, усилить контроль, и, конечно же, применять все современные методики мониторинга.

изображение
изображение
изображение

 

Да, именно так, с утерей смысла — ради чего? ради кого? зачем? — в поставленных таким образом задачах утрачивается их целеориентированность, т. е. то, чего мы намерены добиться.

изображениеИ чтобы убедиться, что дела обстоят именно так, давайте проведем привычную для нас, педагогов, работу над ошибками. Для этого выделим в выше представленном примере задачи «повышения качества» важную составляющую — цель. И зададим сами себе вопрос по существу, т. е. постараемся четко представить результат, которого мы будем добиваться, решая поставленную таким образом задачу.

Задача

Цель как образ результата, которого хотим добиться

совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;

Если целью является «совершенствование организации учебного процесса», то каков будет результат, которого мы достигнем?

«Очевидный» ответ: мы усовершенствовали организацию учебного процесса…

Если целью является «повышение результатов обучения», то каков будет результат «повышения результатов»?

«Очевидный» ответ: мы повысили результаты обучения. 

обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;

Если целью является «обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне», то каков будет результат достигнутой цели?

«Очевидный» ответ: мы обеспечили учебно-воспитательный процесс на современном уровне.

совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;

Если целью является «совершенствование системы воспитательной работы», то каков будет результат, которого мы хотим достичь???

«Очевидный» ответ: мы усовершенствовали систему воспитательной работы…

совершенствование материально-технической базы школы;

Если целью является «совершенствование материально-технической базы школы», то каков будет результат, которого мы намерены достичь???

«Очевидный» ответ: мы усовершенствовали материально-техническую базу школы.

обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;

Если целью является «обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта», то каков будет результат достигнутой цели???

«Очевидный» ответ: мы обобщили и внедрили передовой педагогический опыт.

создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса.

Если целью является «создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников», то каков будет результат, которого мы хотим достичь???

«Очевидный» ответ: мы создали систему…

Если целью является «разностороннее развитие образовательного процесса» с помощью единой системы урочной и внеурочной деятельности, то каким мы видим результат достижения???

«Очевидный» ответ: мы разносторонне развили…

 

Не будем лукавить, и честно признаемся себе, что четких и ясных ответов, по которым мы сможем увидеть и оценивать результаты, т. е. то, чего достигли, — нет. А это значит, что в сформулированных таким образом задачах нам не ясны и не понятны ориентиры достижения нами поставленных целей.

изображение

изображениеЕсли есть сомнения, то давайте продолжим нашу работу над ошибками, расширив область предполагаемых результатов достижения целей.

Но сформулировав ожидаемый нами результат, подключим внутреннего критика, и зададим сами себе «вопросы на засыпку».

Задача: Цель как образ результата, которого хотим добиться: Ожидаемый результат достижения цели:

совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;

Если целью является «совершенствование организации учебного процесса», то каков будет результат, которого мы достигнем???

Если целью является «повышение результатов обучения», то каков будет результат «повышения результатов»???

 

Ожидаемый результат: усовершенствованная организация учебного процесса.

«Вопросы на засыпку»: Для чего будем усовершенствовать, чего хотим добиться этим усовершенствованием? С чем связаны усовершенствования? В чем будут проявлены усовершенствования? Каков будет их эффект? И т. д.

Результат: повышенные результаты обучения.

«Вопросы на засыпку»: В чем будет проявляться повышение? По сравнению с чем? За счет чего будем добиваться повышения результатов? И т. д.

обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне; Если целью является «обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне», то каков будет результат достигнутой цели???

Ожидаемый результатобеспеченность учебно-воспитательного процесса на современном уровне.

«Вопросы на засыпку»: Для чего и что будем обеспечивать? Чего ожидаем в результате этого обеспечения? Каков будет эффект такого обеспечения? И т. д.

совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования; Если целью является «совершенствование системы воспитательной работы», то каков будет результат, которого мы хотим достичь???

Ожидаемый результат: усовершенствованная система воспитательной работы, повышающая качество образования.

«Вопросы на засыпку»: Для чего будем усовершенствовать и чего хотим добиться этим усовершенствованием? С чем связаны усовершенствования? В чем будут проявлены усовершенствования? Каков будет их воспитательный эффект? Как эти усовершенствования должны будут повысить качество образования? И т. д.

совершенствование материально-технической базы школы;

Если целью является «совершенствование материально-технической базы школы», то каков будет результат, которого мы намерены достичь???

Ожидаемый результат: усовершенствованная материально-техническая база школы.

«Вопросы на засыпку»: Для чего и что будем усовершенствовать, чего хотим добиться этим усовершенствованием? Каков будет эффект от этого усовершенствования? И т. д.

обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;

Если целью является «обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта», то каков будет результат достигнутой цели???

Ожидаемый результат: обобщенный и внедренный передовой педагогический опыт.

«Вопросы на засыпку»: Для чего и что будем обобщать и внедрять? Чего хотим добиться этим обобщением и внедрением? Каков будет эффект от этого обобщения и внедрения? И т. д.

создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса.

Если целью является «создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников», то каков будет результат, которого мы хотим достичь???

Если целью является «разностороннее развитие образовательного процесса» с помощью единой системы урочной и внеурочной деятельности, то каким мы видим результат достижения??? 

Ожидаемый результат: созданная система урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников.

«Вопросы на засыпку»: Для чего будем создавать единую систему…? Чего хотим добиться, создавая такую систему? В чем будет ее эффект? И т. д.

Ожидаемый результат: разносторонне развитый образовательный процесс.

«Вопросы на засыпку»: В чем проявляется разносторонность развития образовательного процесса? Как мы будем определять достижение разносторонности образовательного процесса? В чем будет проявляться эффект разностороннего развития образовательного процесса? И т. д.

 

И если у нас, руководителей, возникает много вопросов к сформулированным нами ожидаемым результатам достижения целей, то столько же и еще больше вопросов возникнет у наших коллег-педагогов, на плечи которых мы возлагаем решение подобных задач.

А непонятность целей и неясность ориентиров достижений становится сильно действующим фактором, демотивирующим педагогических коллектив.

изображение

Безусловно, цель — это важнейшая составляющая задачи. Но именно ее составляющая, а не синоним.

изображение

Задача [problem] — в самой общей «канонической» форме — логическое высказывание вида: «Дано Y (т. е. заданные условия), требуется Ц (достижение некоторой цели)»; записывается: <y; Ц="">. Если известны только условия, но неизвестна цель, то высказывание <y; -=""> образует неполную задачу, называемую ситуацией. В противоположном случае — тоже неполную задачу, называемую проблемой. [3].

В том, что помимо цели в задаче присутствуют условия мы убедились, выводя «формулу» ее постановочной части [4]: именно условия (то, что «дано»), в которых нам предстоит достижение цели (то, что «надо»), делают цель, заданную в этих условиях, задачей.

изображение
изображение

Задача  проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать [5].

 

Мы уже говорили об особенностях аналитических задач [6], но сейчас выделим специфику задач проблемно-ориентированного анализа, которая проявляется в том, что условия в них связаны с конкретной проблемной ситуацией в образовательной организации, которую мы выявили на первом этапе анализа.

изображение

Вот почему задачи проблемно-ориентированного анализа в каждой образовательной организации отличаются, обязательно должны иметь свое «лицо» и отражать присущую данной школе (детскому саду, дому творчества и т. д.) индивидуальность, несмотря на возможную схожую с другими ОО направленность целей.

? Нет ни одной образовательной организации с точно такими же проблемными условиями. Эти условия всегда различны и специфичны, а значит, и задачи, стоящие перед конкретной образовательной организацией, должны быть поставлены так, чтобы было ясно, чего намерена достичь ОО, изменяя состояние проблемной ситуации, в которой она находится.

И вот теперь, когда мы правильно справились с постановкой задачи, мы не можем останавливаться на достигнутом и довольствоваться половиной успеха. Да и будет ли успех там, где задачи только поставлены, но не решены?

изображение

Поэтому теперь нам предстоит понять и разобраться в том, что же собой представляет именно решение задачи.

И для этого обратимся к уже знакомой нам схеме, в которой сфокусируем свое внимание на двух «слагаемых» задачи. В первой ее части — постановочной — отметим цели и условия, еще раз акцентируя свое внимание на том, что «задача — это цель, данная в определенных условиях».

изображение

И вот теперь, проникая в суть той части задачи, где «находятся» решения, еще раз обратимся к цитате А. Н. Леонтьева, но при этом выделим очень важную позицию для нашего понимания.

изображение

осуществляющееся действие отвечает задаче; задача — это и есть цель, данная в определенных условиях. [1]

А. Н. Леонтьев

 

Иными словами, ответом в поставленной задаче должны быть именно действия, осуществление которых позволит достичь цели. Значит, решая задачу, мы должны определить содержание целенаправленных действий, т. е. то, что мы должны будем сделать, чтобы цель была достигнута.

изображение

Эта позиция в решении задачи очень важна, поскольку мы определяем содержание конкретных действий, которые мы будем осуществлять. Однако здесь нас могут подстерегать определенные риски, связанные не только со сложностью представления о том, что нам предстоит делать. Практика показывает, что чаще всего эти риски подстерегают нас там, где мы пытаемся в решении задач идти проторенным путем, выбирая из уже известного нам набора определенных действий те, которые привычно связаны с данной тематикой.

?Задумывались ли вы над тем, насколько мы предпочитаем привычно и шаблонно мыслить, если речь идет о разработке плана действий Программы развития или составлении плана работы? Давайте попробуем перечислить «традиционные» действия, которыми мы оперируем, взяв в качестве примера «типовые образцы» действий в решении задачи повышения качества образования.

изображениеВоспользовавшись Интернетом, который изобилует материалами образовательной практики, мы опять получим перечень знакомых каждому руководителю ОО формулировок действий: проведение педсовета, заседаний методического совета, заседаний школьных методических объединений; проведение мероприятий для родителей; усиление контроля качества преподавания, контроля выполнения учебных программ; проведение мониторинга качества образования; совершенствование индивидуальной работы с родителями обучающихся; участие обучающихся в олимпиадах; и т. д., и т. п.

Спору нет, что вышеперечисленные действия важны и нужны, но вот только, к сожалению, в очень редких примерах эти и другие схожие с ними действия становятся направленными на достижение цели и являются предметом обоснованного выбора действия, наиболее эффективного в данных условиях. Чаще всего, это привычно используемый набор управленческих дел и мероприятий по конкретной тематике.

Поэтому давайте поможем себе справиться с таким «шаблонным недугом», для чего создадим себе помощника — своеобразную шпаргалку, подглядывая в которую будем стараться мыслить самостоятельно и правильно.

И за основу возьмем ранее созданную нами «формулу» целеполагания [7], обратив в ней свой пристальный взгляд на результат, которого мы хотим достичь.

изображение

Еще раз напомним себе о рисках формулировок расплывчатого и неясного образа результата, который может поставить в тупик участников целедостижения.

smile

Исхитрись-ка мне добыть То Чаво Не Может Быть!
Запиши себе названье,
Чтобы в спешке не забыть.

Л. Филатов. Про Федота-Стрельца

Поэтому, сформулировав цель как четкий и понятный образ того, что должно быть, и чего мы намерены достичь, нам необходимо определить для себя ориентиры пути, ведущего к достижению цели. И чтобы не сбиться с правильной дороги, мы будем расставлять необходимые нам «вешки» на нашем пути следования к достижению результата, которого хотим достичь.

изображение

Итак, для того, чтобы определяемый нами в цели результат был достигнут, необходимо осуществить определенные действия. И таких действий, которые в совокупности обеспечат достижение цели, будет не одно, а, как правило, несколько. Но для создания нашей «шпаргалки» мы будем использовать действие в единственном числе, а применять ее будем на всем множестве действий, с которыми нам предстоит работать.

Главным, на чем мы фокусируем свое внимание в этой части решения задачи, является ответ на вопрос: Что надо делать, чтобы добиться результата? И для того, чтобы получить ответ, мы осуществляем свой выбор конкретного действия из имеющегося в нашей практике арсенала известных нам действий, или проектируемых новых креативных действий.

Однако здесь необходимо напомнить себе, что этой важной частью решения и пониманием того, что будем делать, мы не можем ограничиваться. «Мы пойдем другим путем», чтобы не повторять ошибок неэффективных решений. И этим другим путем будет обоснование.

pen

Обоснование — способ убеждения в истинности (правильности) чего-либо, например, мысли или действия.

Обоснование — процесс подбора аргументов, с помощью которых можно доказать истинность утверждений [8].

изображение

Поэтому к вопросу «Что делать, чтобы достигнуть результата?» мы добавляем наводящие вопросы, которые помогают нам объяснить и самим себе, и своим коллегам по предстоящей совместной деятельности тот выбор действия, который сделан.

И это обоснование основано (обратим внимание на однокоренные слова!) на том, что выбор данного конкретного действия не случаен и не сделан нами «по привычке» или по шаблону, а осознан нами.

И в основании выбора именно этого действия лежат ответы на два вопроса. Первый из них — «зачем?=с какой целью?», т. е. чего мы ожидаем получить от осуществления данного конкретного выбранного действия.

А второй вопрос связан с обоснованием того, почему именно это действие стало нашим выбором. И для того, чтобы поставленные вопросы — зачем? и почему? — не остались без ответов, мы в нашу «шпаргалку» добавляем вот такие «подсказки».

изображение
pen

Целевое обоснование — обоснование позитивной оценки какого-то объекта ссылкой на то, что с его помощью может быть получен другой объект, имеющий позитивную ценность [9].

Воспользовавшись подсказкой на вопрос «зачем?=с какой целью?» нами выбрано именно это действие, мы сможем осознанно ответить: «затем, чтобы…». И этим обдуманным ответом доказать, что выбор именно такого действия позволит нам добиться ожидаемого эффекта.

А ответом на вопрос «почему?» именно это действие стало нашим выбором, приведем самим себе и своим коллегам по разработке решения убедительные доводы о том, что в наших конкретных условиях именно это действие станет наиболее эффективным.

И теперь, когда мы серьезно продвинулись в разработке решательной «части» задачи и не только знаем, что мы будем делать, добиваясь результата, но и убеждены в правильности нашего выбора действия, нам вновь не следует останавливаться на достигнутом, повторяя неэффективный опыт нашей управленческой практики решения задач.

?Знакомы ли вам управленческие ситуации, когда содержательно прописанные в задачах действия не имеют дальнейшего продвижения в их осуществлении, поскольку «наталкиваются» на сопротивление участников реализации? Мы сейчас говорим не только и не столько о мотивационных факторах, которые, безусловно, имеют большое значение в претворении в жизнь поставленных задач. Речь идет о том, что даже при понимании целевой направленности и ясности содержания действий, участники деятельности испытывают трудности в том, как и каким образом осуществлять эти действия.

изображение

И за примером далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на практику введения ФГОС в образовательную и педагогическую деятельность наших ОО. Ведь даже те педагоги, кто осознал и принял мировоззренческую концепцию новых стандартов образования и кому были профессионально близки новые задачи деятельности, испытывали, да и чего греха таить, продолжают испытывать большие трудности в технологиях и способах решения задач, поставленных ФГОС.

Именно поэтому, воизбежание рисков технологической неразработанности решаемых задач, мы вновь обращаемся к теории, чтобы на ее основе понимать пути и способы избегания этих рисков неуспешности в реализации поставленных задач.

изображение

помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача — это и есть цель, данная в определенных условиях.

Поэтому действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия я называю операциями.

Термины «действие» и «операция» часто не различаются. Однако в контексте психологического анализа деятельности их четкое различение совершенно необходимо. Действие, как уже было сказано, соотносительны целям, операции — условиям. Допустим, что цель остается той же самой, условия же, в которых она дана, изменяются; тогда меняется именно и только операционный состав действия. [1]

А. Н. Леонтьев

изображение

Таким образом, в решательной части задачи мы наряду с вопросом «Что делать, чтобы достигнуть результата?» ставим следующий: «Как и каким образом делать, чтобы осуществляемое нами действие достигло поставленной цели?».

изображение

И задавшись вопросом «Как, каким образом действовать?», мы должны быть предельно внимательны, поскольку здесь нас опять подстерегают риски принятия шаблонного решения. Распознать мы их сможем, если зададим себе и своим коллегам, участвующим в разработке решения, встречный вопрос: «Почему именно такой способ действия выбран?».

И если в ответе звучат фразы подобные этим: «Мы всегда так действуем… Все так делают… Мы не знаем других способов… Нам так рекомендовано делать… и т. д., и т. п.», значит, фактор риска выбора неэффективного способа действия, а значит, неэффективного решения поставленной задачи очень высок.

Поэтому для снижения последствий подобных рисков мы будем делать осознанный выбор способов действий, аргументированно обосновывать который мы сможем, если пытливый вопрос «почему именно так?» и доказательный ответ «так, потому что…» станут нашими помощниками в процессе разработки решений поставленной задачи.

изображение

Вот так, раскрывая в решении задачи ответы на вопросы «что и как делать, чтобы добиться результата?», мы совершенствуем свое управленческое мастерство.

pen

Мастерство — это когда «что» и «как» приходит одновременно. [10]

Всеволод Мейерхольд 

Однако в управлении к вопросам нашей компетентности добавляется еще один важный вопрос, без решения которого меркнет блеск мастерства в решении задач.

изображение

Абсолютно верно! И мы уже подробно об этом говорили, выделяя не только условия, в которых мы осуществляем достижение поставленной цели, но и ресурсы, необходимые для обеспечения целенаправленной деятельности [4].

И ведя разговор о ресурсах, мы представили их как «особенные» условия. Напомним, что эта особенность ресурсов заключается в том, что они являются средствами, с помощью которых мы можем осуществлять решение задач.

изображение

А это означает, что в решательной «части» задачи на выбор способов действий одновременно оказывают существенное влияние два фактора: фактор условий и фактор ресурсов.

smile

В театре, согласно Вс. Мейерхольду, мастерство — это когда «что» и «как» приходят одновременно.

А в управлении — это мастерство достижения цели при одновременных неблагоприятных условиях и нехватке ресурсов.

изображение

Исходя из наличия этих двух важных факторов, влияющих на выбор способов действий, мы включаем в нашу «шпаргалку» позицию, связанную с ресурсами, и для этого добавляем к имеющимся вопросам «Что делать?» и «Как делать?» еще один — «С помощью чего делать?».

изображение

И если мы хотим решить задачу, не только выбрав оптимальный способ действия с учетом специфики конкретных условий образовательной организации, но и добиться того, чтобы выбранное нами решение было рациональным, мы должны обосновать состав, количество и качество ресурсов, которые нам необходимы для осуществления выбранных нами способов действий.

изображение

Данное обоснование будет служить не только доказательством нашего рачительного отношения к ресурсам образовательной организации. В случае если в ОО наблюдается недостаток того или иного ресурса, что может поставить под угрозу использование именно этого выбранного нами способа, то мы имеем возможность еще на этапе решения задачи предусмотреть подобные риски недостижения целей и скорректировать свое решение.

Такая коррекция будет направлена либо на изменение приоритетов в подзадаче управления ресурсами, чтобы успеть ликвидировать недостаток ресурсов на момент реализации данной задачи, либо нам придется выбирать другой способ и обосновывать такой выбор иного способа действия реальным положением дел в ресурсообеспечении ОО.

Поэтому понимая, насколько важно в решении задачи обоснование ресурсов, добавим в нашу «шпаргалку» очередную подсказку: «Для чего нам необходимы ресурсы в таком составе, количестве и такого качества? — Для того чтобы…». И отвечая на этот вопрос, мы будем думать над ожидаемой эффективностью выбранного нами способа действия и решения задачи в целом.

изображение

Итак, «шпаргалка» готова. И разработав такие подсказки, давайте вновь «сверимся с теорией» для того, чтобы убедиться в том, что мы шли правильным путем в поиске путей решения очень нелегкой задачи, представляя структуру решения задач.

изображение

Какова структура решения? Что оно включает в себя и каким образом выстраивается?

Решение задачи состоит в нахождении искомого, того, чего не хватает субъекту для осуществления поставленной цели. Чем же является это недостающее звено? В общем случае оно охватывает будущее действие, точнее — способ (процедуру) достижения цели и средства, с помощью которых тот реализуется.

При этом способ устанавливает связь между целью и ресурсами, определяя, какие из них могут выступить в качестве средств совершения действия. Что же касается средств, то они оказываются тем рычагом, благодаря которому срабатывает способ, его инструментальной базой. Иначе говоря, решение задачи отвечает на вопрос, каково действие, необходимое и достаточно для достижения цели, и посредством чего его предполагается выполнить [11].

А. Э. Петросян

Вот теперь, отвечая на весь спектр вопросов, поставленных и к выбранным действиям, и к способам действий, и к ресурсам, мы можем со знанием дела сказать, что решать поставленные задачи — это совсем не легкая, а трудная, но решаемая управленческая задача.

И мы обязательно справимся с ней, тем более что у нас теперь есть развернутая «шпаргалка» под условным названием: «формула» ориентировочной основы целедостижения, которой мы сможем воспользоваться при разработке решательной части задачи.

изображение

Но, даже имея такую «формулу=шпаргалку» и научаясь ее использовать в своей управленческой практике, мы пока еще не можем сказать, что наших знаний достаточно. Ведь нам предстоит научиться умело оперировать всей совокупностью задач, которые стоят перед образовательной организацией, если мы говорим о Программе и проектах ее развития, и которые мы ставим по итогам проблемно-ориентированного анализа состояния нашего объекта управления.

изображение

Поэтому в следующем разговоре мы будем продолжать «грызть гранит науки» и познавать основы технологических подходов, помогающих нам сделать важный шаг от структуры целей, которая, как мы уже знаем, называется «деревом целей» [12], к построению «дерева решений» — структуры взаимосвязанных и последовательных действий, которые направлены на достижение этих целей.

Литература

[1]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975, 304 с, С.107.

[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Ох, нелегкая эта задача… ставить задачи. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/oh_nelegkaya_eta_zadacha_stavit__zadachi

[3]. Задача /Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003. . [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://economic_mathematics.academic.ru/1602

[4]. Асмолова (Плахова) Л.М «Математика» задач в управлении: прежде, чем решать, надо разобраться с условиями и ресурсами [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/matematika_zadach_v_upravlenii_prezhde_chem_reshat__nado_razobrat_sya_s_usloviyami_i_resursami

[5]. Задача /Википедия [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Задача

[6]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Откуда есмь пошла»… задача управленческая? [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/otkuda_esm__poshla_zadacha_upravlencheskaya

[7]. Асмолова (Плахова) Л. М. Процесс управления результативностью: мониторинг, анализ, целеполагание и «все-все-все»… [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/process_upravleniya_rezul_tativnost_yu_monitoring_analiz_celepolaganie_i_vse-vse-vse

[8]. Обоснование /Новая философская энциклопедия. — 2003; Прохоров Б. Б. Экология человека. — 2005. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://wordhelp.ru/word/обоснование

[9]. Целевое обоснование /Словарь по логике. — 1997. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://wordhelp.ru/word/обоснование

[10]. Проект «Личности»/Афоризмы [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://persons-aforism.ru/aforizm/3355

[11]. Петросян А. Э. От цели к средству// Credo new: Теоретический журнал. — 2009. — № 2. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://credonew.ru/content/view/811/61

[12]. Асмолова (Плахова) Л. М. Осуществляем важный шаг, переходя от «дерева» проблем — к «дереву» целей. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/osuwestvlyaem_vazhnyj_shag_perehodya_ot_dereva_problem_k_derevu_celej

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0