Ох, нелегкая эта задача … ставить задачи

Мы успешно справились с первым и очень трудным этапом проблемно-ориентированного анализа, пройдя сложный путь от выявления и формулирования проблем до их структурирования и ранжирования.

изображение

Но похвалив себя за проявленное усердие в разработке проблемного поля деятельности образовательной организации, мы не можем останавливаться на достигнутом поскольку:

изображение

Да, именно так! На этапе разработки проблем установка на то, что знание проблем — это уже половина победы, была для нас путеводной звездой, и мы понимали значимость осуществления первого этапа анализа. Но сейчас, выполнив эту трудную часть аналитической задачи, мы понимаем, что только лишь знаний о проблемах в нашей образовательной организации нам недостаточно для того, чтобы справиться с ними. Нам необходимо понимание того, что мы должны будем делать, и как мы будем действовать, чтобы справиться с проблемами.

А это значит, что мы вступаем на «территорию» еще одной важной области проблемно-ориентированного анализа, где простирается пока неведомое нам «поле» задач и их решений.

изображение
изображение
изображение

Ну что ж, пожаловавшись самим себе на свою незавидную управленческую долю, давайте будем разбираться в этой сложной ситуации и решать «задачу о задачах».

На предыдущем этапе у нас проявилась «проблема с проблемами», поскольку мы не знали и не умели действовать в проблемном поле объекта анализа, а вот теперь столкнулись с не менее сложным препятствием. И это, по сути, тоже проблема, только теперь она связана именно с задачами.

изображениеТак уж устроена наша управленческая жизнь, что мы, действительно, постоянно находимся в поиске и осуществлении решений многочисленных задач деятельности ОО.

И чего греха таить, мы, руководители ОО и наши заместители, порой ощущаем себя ломовыми…, поскольку весь груз и тяжесть решений стратегических, тактических и особенно оперативных задач деятельности наших образовательных организаций лежат именно на наших управленческих плечах.

pen

Ломово́й — предназначенный для перевозки тяжестей, грузов. Ломовой конь, ломовая лошадь. Также о человеке, на которого взваливают самую тяжёлую работу [1].

И этому есть объективные причины, поскольку объект управления — образовательная организация — это сложно организованная система с большим количеством элементов и связей между ними. И что очень важно, в своей управленческой руководящей деятельности, или над-деятельности, как определял ее Г. П. Щедровицкий, мы находимся на пересечении различных по направленности потоков деятельностей (организационная, педагогическая, образовательная, вспомогательная/обеспечивающая [2]), взаимодействуем (а порой и сталкиваемся) с большим количеством людей, от которых зависит выполнение принимаемых нами решений.

Спору нет, что управление — это одна из самых сложных и трудных деятельностей.

pen

Из всех способностей самая трудная и самая редкая — это умение управлять. [3]

Соммери

Но при всей весомости объективных причин, существуют еще и субъективные причины, связанные с управленческой компетентностью тех, кто руководит образовательными организациями, с их умениями 1) ставить и 2) решать управленческие задачи.

На первый взгляд может показаться неуместным, в разговоре с опытными управленцами нумеровать последовательность умений работы с задачами и говорить о том, что сначала надо задачи поставить, а затем их решать. Однако практика показывает, что именно здесь скрывается одна из очень «вредных» проблем, серьезно осложняющих работу управляющих. Речь идет о проблеме непоставленности задач.

В чем же заключается суть этой проблемы, являющейся источником неэффективного управления? Для того чтобы ответить на этот сложный вопрос, давайте представим правильную, а значит эффективную систему действий, которая должна быть нами, управленцами, осуществлена в борьбе с проблемой.

изображение
изображение
изображение

Не будем огорчаться, увидев еще большую череду дел, которые надо осуществить в борьбе с проблемой. Но и беспечно оптимистичными нам быть нельзя, потому что до знания, а главное, понимания сути действий, которые нам еще предстоит осуществить, пролегает «дистанция огромного размера». А пройти этот путь познания нам предстоит по сложному маршруту методологических и теоретических «дорог и тропинок».

изображение

Конечно, многим руководителям очень хотелось бы получить эдакий сборник инструкций и правил борьбы с проблемами, однако готовых рецептов от головной боли управленцев нет, и не будет. А вот для того, чтобы мотивировать себя на дальнейшее познание этой области управленческих умений, давайте сравним теоретическую схему с нашей привычной практикой. И увидев несоответствия между тем, что должно быть и тем, что есть в реальности, выявим противоречие, которое, как мы уже знаем, является сущностью проблемы.

изображение
изображение

Да, это верно, многократное повторение тезиса о том, на практике мы чаще всего решаем не задачи, а проблемы, сформировало у нас некую установку, что так делать не следует. А почему не следует? И что и как надо делать, чтобы наши действия приводили нас к должному результату по устранению или снижению остроты проблем? Вот на эти вопросы мы пока еще не имеем ответов. А это означает, что, несмотря на имеющиеся знания, мы пока не достигли понимания, т. е. не вникли в сущность необходимости поступать по-другому.

Для того чтобы эта суть прояснилась, и мы смогли бы действовать осознанно, нам необходимо пройти познавательный путь, а точнее осуществить восхождение: от непонимания через проникновение в смысл понятия «задача» к осмыслению расхождений между тем, что должно быть и тем, как мы в действительности ставим и решаем задачи. И сделать нам это необходимо для того, чтобы в дальнейшем действовать осмысленно, выстраивая область задач деятельности.

изображение
изображение

Конечно, мы начнем с определения понятия «задача» и обратимся к энциклопедии.

изображение

ЗАДАЧА — может быть определена, по крайней мере, тремя различными способами:

1) как цель, поставленная перед решателем;
2) как ситуация, которая включает в себя и цель, и условия, в которых она должна быть достигнута;
3) как словесная формулировка (знаковая модель) проблемной ситуации (Г. А. Балл).

Наибольшее распространение получил 2-й способ формулировки (А. Н. Леонтьев).

3адача служит для мышления «спусковым крючком», приводя в движение мыслительный процесс. При этом она выступает формой взаимодействия с неопределенностью: до нахождения окончательного решения искомое в значительной степени не известно. Именно задача представляет человеку эту неопределенность, причем способом, допускающим поиск решения. [4]

В. Ф. Спиридонов

изображение

Да, так уж получается, что не всегда знакомство с определением понятия приводит нас к пониманию.

pen

Понятие — форма логического мышления, образ, фиксирующий общие и существенные признаки и свойства предметов и явлений и отношения между ними. [5]

И для того чтобы у нас возник «образ, фиксирующий общие и существенные признаки и свойства» задачи, мы не только обратимся ко второму, предложенному в энциклопедии способу формулировки, но и попытаемся его себе растолковать.

Но для этого нам необходимо «копнуть глубже», и представить себе условную схему взаимосвязи понятий, которые согласно А. Н. Леонтьеву, создателю психологической теории деятельности, представляют структуру деятельности.
Опираясь на различие анализа по элементам и по единицам [6] (Л. С. Выготский), А. Н. Леонтьев выделял три сущностные единицы деятельности: мотив-деятельность, цели-действия, условия-операции.

изображение
изображение

«…в общем потоке деятельности, <…>, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности — по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия — процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти „единицы“ <…> деятельности образуют ее макроструктуру. Особенность анализа, который приводит их к выделению, состоит в том, что он пользуется не расчленением живой деятельности на элементы, а раскрывает характеризующие ее внутренние отношения» [7].

А. Н. Леонтьев

изображение

Из принципа анализа «по единицам» исходит и А. Н. Леонтьев при разработке представлений о структуре предметной целенаправленной деятельности человека. В предметной деятельности, имеющей иерархическую уровневую структуру, вычленяются относительно самостоятельные, но неотторжимые от ее живого потока «единицы» — действия и операции. А. Н. Леонтьев специально указывает, что структурные моменты деятельности, «единицы» деятельности не имеют своего отдельного существования. (Выделено нами. — Л.А.)

При выделении этих «единиц» как бы ставят три следующих вопроса: Ради чего осуществляется деятельность? На что направлена деятельность? Какими способами, приемами реализуется деятельность? При ответе на эти вопросы выделяют три плана анализа целенаправленной деятельности: мотивационный, интенциональный и операциональный. [8]

А. Г. Асмолов

Теперь мы можем, во-первых, выявить те источники представления планов анализа деятельности, которые являются методологическими инструментами системно-деятельностного подхода, который мы не раз применяли в вопросах проектирования и анализа деятельности образовательной организации [9].

изображение

А во-вторых, возвращаясь к вопросу о понятии «задача», начать поиски ответа именно в структуре деятельности.

изображение

И для ответа на этот вопрос мы обращаемся к определению понятия задачи, которое дал А. Н. Леонтьев.

изображение

… осуществляющееся действие отвечает задаче; задача — это и есть цель, данная в определенных условиях. [10]

А. Н. Леонтьев

Внимательно читая это предельно краткое, но емкое по смыслу определение, данное А. Н. Леонтьевым, мы выделим в нем опорные понятия, которыми он оперировал, говоря о задаче: цель, условие и действие. И обозначим их на своей схеме.

изображение

Таким образом, мы получаем возможность выделить в структуре деятельности область задач, в которой, с одной стороны, «действуют и работают» цели, которые мы хотим достичь, и конкретные условия (в нашем случае, это конкретные, специфичные только для нашей образовательной организации условия), в которых эти цели будут достигаться.

изображение

А с другой стороны, в области задач «работают» действия, которые, говоря словами А. Н. Леонтьева, отвечают задаче. Иными словами, если мы ставим перед собой «задачный» вопрос: Чего мы хотим добиться?, то именно ответом на эту задачу и становятся целенаправленные действия, результат которых и становится достижением цели.

Однако А. Н. Леонтьев, вводя понятие задачи, говорил именно об осуществляющемся действии.

изображение

Поэтому помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача — это и есть цель, данная в определенных условиях. [10]

А. Н. Леонтьев

Для нас, практиков, эта теоретическая позиция очень значима, поскольку поставив перед собой задачу (определив цели достижения и условия, в которых будет осуществляться процесс достижения), мы должны дать ответ, т. е. представить решение этой поставленной задачи. И в этом решении задачи нам необходимо не только разработать систему целенаправленных действий, но и выбрать оптимальные(!) для конкретных условий нашей образовательной организации способы и технологии осуществления и выполнения этих действий.

изображение
pen

Задача определяет цели и условия и требует отбора конкретных действий и способов ее решения.

А. Г. Асмолов

Таким образом, мы имеем возможность в самой области задачи представить ее 2-х компонентную структуру. Первым «слагаемым» задачи является постановочная часть, в которой мы должны определить не только сами цели достижения, но и специфику, конкретику условий, в которых мы будем осуществлять достижение цели.

изображение

Иными словами, в этой части области задач мы работаем, по сути, с двумя словами, написание которых отличается переменой мест согласных: надо и дано.

И как только мы видим слово «дано», так сразу же вспоминается известная каждому со школьной скамьи формулировка задач по математике: дано то-то, требуется (найти, доказать) то-то.

Но в отличие от решаемых нами школьных учебных задач, в которых наши учителя знали, что требуется сделать, а нам, ученикам, надо было находить решение, в задачах реальной деятельности (а тем более в задачах управленческой деятельности) эти элементы задачи меняются местами.

?И теперь нам самостоятельно приходится в постановочной части задачи деятельности определять то, что необходимо/надо сделать, осуществить, добиться, достичь и т. д. И именно эту позицию целенаправленности мы всегда должны ставить на первое место в формулировке задачи.

изображение

Но также как в учебных задачах, так и в задачах деятельности их формулировка не обходится без позиции «дано». И мы не сможем приступить к решению задачи, если в ней отсутствуют или не определены условия.

pen

Прежде чем решать задачу — прочитай условие!

Французский математик Жак-Саломон Адамар

Таким образом, в постановочной части задачи мы сами должны ставить цели и при этом четко видеть и знать то, что нам дано — те реальные условия образовательной организации, в которых мы будем осуществлять достижение целей.

изображение
изображение

Да, у нас получается некий прообраз «формулы задачи», элементы которой не только отражают ее сущностные свойства, но и позволяют нам дать ответ на вопрос о том, чем же отличаются задачи от целей.

Напомним себе «формулу целей», с которой мы уже неоднократно работали [11].

изображение

?Цели представляют собой направление достижения в задаче, которая, в свою очередь, призвана стать ориентировочной основой последующих действий, которые необходимо осуществить для достижения поставленных целей. И в этой ориентировочной основе есть реальные практические опоры: условия, в которых будут осуществляться действия, и способы действий, выбор которых зависит от конкретных условий реализации.

? Замечали ли вы, как трудно в нашем управленческом сознании уживаются эти два элемента постановочной части задачи: цель и условия?

Если мы ставим перед собой цели, то они, как правило, не четкие и очень расплывчатые: развитие гармоничной личности… (?); повышение качества образования…(?); развитие профессиональной компетентности педагогов…(?); наращивание материально-технической базы…(?); повышение эффективности управления…(?); развитие организационной культуры…(?); и т. д., и т. п.

изображение

А когда мы представляем условия, в которых нам предстоит действовать, то на ум сразу приходит то, что у нас есть, и что должно стать фактором возможностей, а наоборот, «факторы невозможностей». Мы, руководители, тут же начинаем перечислять самые сложные условия, препятствующие достижению целей: недостаточность финансирования, скудность материально-технической базы, кадровые вакансии и недостаточное профессиональное мастерство, сложная психологическая атмосфера в коллективе, и т. д., и т. п.
И все это вместе взятое — нечеткость и расплывчатость ориентиров достижения и недостаточность условий — должно образовать… постановку задачи (!).

smile

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

изображение

Стоит ли нам потом удивляться не направленности и не ориентированности, не исполнимости и не осуществимости наших задач?

Однако мы, как правило, и, к сожалению, не видим в постановке задач своих помощников в нашем многотрудном управленческом деле. И написанные задачи не становятся для нас установками к действию и по причине их целевой не-направленности, и в силу, а точнее, бессилия и слабости условий, которых у нас нет для достижения целей.

Как же нам преодолеть и наши мотивационные установки «нелюбви» к постановке задач, и находить выход из той реальной картины условий, в которой находится образовательная организация?

Давайте разбираться. И для этого представим тот «разрыв в деятельности», который существует в нашей управленческой практике, и который является достаточно мощным для нас препятствием в процессе постановки задач.

изображение
изображение

Спору нет, что «маниловщина» — это не наш путь, и цели действительно должны быть реальными для достижения, тогда и задачи будут осуществимыми.

изображение

Но делая цели, как нам кажется, реалистичными, соответствующими нашим реальным условиям, мы можем столкнуться с очень коварным риском, который подстерегает управление образовательной организации. Такие цели будут не только и не столько реалистичными, сколько не способствующими развитию организации, а чаще всего, такие цели приведут ОО к стагнации как остановке на пути поступательного движения с последующим риском «вползания» в кризис и деструкцию.

изображение

Правильная оптимистичная мысль! Однако условия — это то, что нам дано, та реальная обстановка, в которой нам предстоит действовать. Она такова, какова есть. И на момент постановки задачи мы не можем ее изменить. Условия — это данность, с которой мы обязаны считаться.

изображение

На самом деле, мы столкнулись с одним из мощных препятствий, и причиной этому является отсутствие важного элемента в постановке задачи. Речь идет о ресурсах организации.

изображение

Именно ресурсы являются той самой важной опорой, фактором возможностей изменения условий организации, тем, с помощью чего мы будем добиваться достижения целей. И ресурсный элемент должен стать необходимой и обязательной частью задачи.

изображение
изображение
изображение
изображение

И при всей кажущемся нам, практикам, отсутствии различий между условиями и ресурсами, разница существует, и она очень важна, поскольку оба эти элемента выполняют им присущие роли в задаче, и потому они должны найти свое правильное место в ее структуре.

изображение

Вот и получается, что постановка задачи — это на самом деле сложная задача, справиться с которой мы сможем, если будем иметь четкое представление о том, какой необходимый состав элементов она должна включать, и как эти элементы связаны между собой.

Поэтому в следующий раз, продолжая разговор о задаче, мы будем разбираться в различиях условий и ресурсов, все расставлять по своим местам и создавать «формулу» задачи.

Литература

[1]. Ломовой/Энциклопедический словарь. 2009. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/111427
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Функции образовательной организации: от целей к их выполнению. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
https://edumsko.ru/consultation/management/funkcii_obrazovatelnoj_organizacii_ot_celej_k_ih_vypolneniyu
[3]. Соммери (1711 — 1790) Французская писательница. Афоризмы, цитаты [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_sommeri.html
[4]. Спиридонов В. Ф. Задача/ Энциклопедия эпистемологии и философии науки. -М.: «Каннон+" РООИ «Реабилитация», 2009. -1248 с., С 236.
[5]. Понятие/Краткий словарь философских терминов [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://nenuda.ru/краткий-словарь-философских-терминов.html
[6]. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001, 304 с., С. 32–34.
[7]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с., С. 109.
[8]. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. -416 с., С. 148.
[9]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Всадник без головы», или управленческая аналитика без смысла [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/vsadnik_bez_golovy_ili_upravlencheskaya_analitika_bez_smysla
Асмолова (Плахова) Л.М. «Разделяй и…» думай о педагогической составляющей основной структуры образовательной организации! [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/razdelyaj_i_dumaj_o_pedagogicheskoj_sostavlyayuwej_osnovnoj_struktury_obrazovatelnoj_organizacii
[10]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с, С.106–107
[11]. Асмолова (Плахова) Л. М. Процесс управления результативностью: мониторинг, анализ, целеполагание, и «все-все-все»… [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/process_upravleniya_rezul_tativnost_yu_monitoring_analiz_celepolaganie_i_vse-vse-vse

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0