Организации, или то, в чём организована наша жизнь.

Мы приступаем к разговору о том, что такое образовательная организация и начинаем его со знакомства с понятием «организация». Для чего нам нужен этот научный экскурс? Не лучше было бы сразу приступить к практически важному разговору об управлении, об управлении организацией, а лучше бы, сразу конкретнее — об управлении образовательной организацией? Однако, прежде чем управлять, нам необходимо знать, чем управлять!

изображение

Каждый человек в течение всей своей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как нет и людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

В современных условиях <…> большое значение придается организационным процессам, протекающим в многообразной деятельности организаций. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Современный менеджер должен знать и уметь применять на практике законы, которым подчиняются социальные организации. Он обязан владеть теоретическими знаниями и практическими навыками в части проектирования и корректировки организационных систем [1].

изображение

Почему организации изучают?

<…> организации представляют собой главный компонент современного общества. Они окружают нас. Мы рождаемся среди них и обычно среди них и умираем. Наше жизненное пространство заполнено ими. Их невозможно избежать. Организациями пронизана вся наша жизнь.

Мы живем в «организованном состоянии», в котором основную роль в событиях играют организации и межорганизационные связи. Итак, вот второй ответ на наш вопрос — мы должны изучать организации, если хотим понять наше общество и то, что происходит вокруг нас [2].

Ричард Холл

А образовательными организациями «пронизана жизнь» всех нас, кто работал и работает в ОО; кто каждый будний день идет туда с нагруженным учебниками портфелем или рюкзачком с любимой игрушкой; кто водит, провожает и скоро поведет своих детей и внуков в детский сад, в школу, в дом творчества; кто управляет образованием и кто имеет дело с ОО по долгу службы. И все мы, в конечном счете, имеем дело с результатами деятельности образовательных организаций: и со специалистами в различных областях деятельности, и с образованными (или необразованными) представителями нашего общества…

smile

Общество наше, не то, в котором мы все состоим, а то, которое образуем…

М. Жванецкий

У каждого из нас складывается свое понимание того, что есть образовательная организация, представляющая собой удивительное и разноплановое явление. Для кого-то она «явилась» уже созданной, организованной, и кажется, что так было и будет всегда. А кто-то участвует в процессе ее организации, а может быть и реорганизации. Кто-то ощущает, как на его глазах разваливается прежде успешная ОО, и с горечью видит результаты дезорганизации. А кто-то гордится тем, что прежде неуспешная и имеющая негативные отзывы ОО, благодаря позитивным организационным изменениям начинает притягивать к себе внимание и обретать положительные оценки жителей. Для кого-то ОО является организующим началом и организационным центром общественной и культурной жизни микрорайона или села, а для кого-то — лишь организатором предоставления потребных ему образовательных услуг. Кому то радостно, что в ОО все четко и организованно «тикает как часы», а для кого-то заорганизованность мешает творческому процессу. Для кого-то столкновение с определенной организационной культурой и примерами организационного поведения сотрудников ОО вызывает разочарование, а возможно, и негодование, а кто-то, приходя в ОО, ощущает, что попадает в уникальную культурную среду, в которой он сам бы хотел работать и/или привести сюда своих детей.

Что же представляет собой образовательная организация, которую мы все еще по привычке иногда называем «образовательное учреждение»? Искать ответ на этот вопрос мы будем и в теории организации...

изображение

В последние десятилетия изучение организаций стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями различных научных дисциплин. Оно постепенно превратилось в самостоятельную научную область — теорию организации. Эта область относительно молода и не имеет устоявшихся канонических форм.

Теория организации — система научных знаний, обобщающая организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития [3].

...и в нашей образовательной практике, сталкиваясь при этом с определенными трудностями, поскольку нет книг и учебников по «теории организации образовательных организаций». Книжные полки магазинов и Интернет представляют нам самый широкий спектр изданий, посвященных теории организации, но речь в большинстве из них идет об общей методологии и примерах деятельности деловых и коммерческих организаций. Поэтому исследовать особенности понятия «образовательная организация» нам надо будет самостоятельно. Ну что ж, чем сложнее задача, тем она интереснее!

И начнем мы свое погружение в мир организаций с определения самого понятия. Пожалуй, нет ни одного пособия, в котором бы не рассматривалось три распространенных значения слова «организация». И мы не будем исключением.

изображение

Дефиниция 1. Организация (от лат. organize — стройный вид, объединение) — объединение людей для достижения совместных целей.

Дефиниция 2. Организация (от франц. organisation — устройство) — внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого, обусловленные его строением.

Дефиниция 3. Организация (от ср.-век. лат. organizo — сообщаю стройный вид, устраиваю) — совокупность целенаправленных процессов или действий, ведущих к образованию необходимых связей [4].

Итак, понятие организация мы употребляем, во-первых, говоря об институциональном* объединении с конкретным организационно-правовым статусом, занимающим определенное место в обществе и предназначенным для выполнения определенной функции.

*примечание: Институциональный — официально установленный, закреплённый в своем общественном статусе.

Именно в этом значении согласно ФЗ-273 «Об образовании в РФ» [5] мы рассматриваем понятие «Образовательная организация»:

изображение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Во-вторых, понятие «организация» раскрывается нам в значении устройства нашего объекта изучения. И в этом случае мы, проникая в строение и структуру ОО, задаемся вопросом «Как устроена (т. е. организована) образовательная организация?»

изображение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 27. Структура образовательной организации:

1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.

И в-третьих, понятие «организация» представляется как важный компонент управленческого процесса, направленного на создание, координацию усилий всех участников, и по сути, «организовывание» деятельности образовательной организации.

изображение

Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать…

Организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия [6].

А. Файоль. Из книги «Общее и промышленное управление», 1916 год

Результатом этого процесса становится достижение организацией организованного, упорядоченного состояния.

изображение
изображение

И такое, например, выражение, как «организация данной организации в более организованное состояние», в принципе не является тавтологическим, т. к. содержит три разных значения слова «организация»: деятельность по организации, организацию как объект и организацию как свойство этого объекта. Но, естественно, мы так не говорим по причине неблагозвучности и затемненности смысла [7].

А. И. Пригожин

Отбросив шутки и тавтологические упражнения, обратимся к первому и главному сейчас значению понятия «организация» как объекту изучения, представляющему собой объединение людей для достижения совместных целей.

изображение

«Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под „сознательно координируемое“ понимается управление, под „социальным образованием“ — то, что организация состоит из людей или их групп, взаимодействующих между собой» [8].

Б. З. Мильнер

изображение

«… организации представляют собой (1) социальные целостности, которые (2) преследуют определенные цели, (3) являются определенным образом структурированными, координируемыми активными системами, (4) связанными с окружающей средой. Главное в организации — это не здание, не ее политика и не приемы работы; организацию создают люди и их отношения. Организации существуют, поскольку люди взаимодействуют друг с другом, выполняя определенные функции, которые позволяют достигать намеченных целей» [9].

Ричард Дафт

изображениеОрганизацию создают люди и их отношения. А это означает, что основой любой организации являются те, кто в ней работает, т. е. персонал организации.

В чем же особенность именно образовательной организации как социальной целостности? И отвечая на этот вопрос, мы начинаем выделять позиции, ответы на которые мы не находим в учебниках по теории организации.

В отличие от деловых коммерческих организаций и некоммерческих организаций в других социальных сферах деятельности, для которых именно персонал составляет основу организации, социальная целостность образовательной организации обусловлена, прежде всего, тем, что главными действующими лицами являются дети, обучающиеся и воспитывающиеся в ОО. Ведь именно ради детей и создается образовательная организация и работает ее педагогический коллектив!

Вот с этого момента рассуждений и начинается развилка в понимании образовательной организации как социальной целостности. И нам предстоит сделать свой выбор. Мы должны проникнуть, не побоюсь этого слова, в идеологическую основу, в наше мировоззрение и мировосприятие того, что мы называем образованием, и как в соответствии с этим мы рассматриваем образовательную организацию. А это, в свою очередь, станет основой для понимания миссии и целей образовательной организации и последующего формирования ее структуры, а затем предназначения управления, функции, которую управление выполняет в ОО, целей и структуры управления ОО (это будут темы наших следующих обсуждений):

изображение

Мы живем в сложные времена, когда в обществе существуют различные мировоззренческие позиции, реализующие разные парадигмы образования. Одна из них, условно назовем ее прагматической, рассматривает образование как сферу услуг (образовательных услуг), предоставляемых государством населению. В основе другой позиции лежит культурно-деятельностная парадигма, согласно которой образование представляет собой ведущий институт социализации личности и социокультурный ресурс развития общества [10].

изображение

Если речь идет о позиционировании образования как сферы услуг, то образовательные организации должны рассматриваться в соответствии с основами теории организации как некоммерческие организации, реализующие задачи предоставления образовательных услуг населению в различных сферах образования (общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения). Исходя из такого подхода, образовательная организация должна быть представлена только необходимым «набором» профессиональных квалифицированных кадров, способных оказывать качественные образовательные услуги, а дети, являясь потребителями этих услуг, лишь приходят в ОО за их получением (по аналогии с пациентами, которые приходят в учреждение здравоохранения для оказания им медицинских услуг).

изображение
smile

Съел и порядок!

Рекламный слоган

Многим из нас, профессионалам, проработавшим в образовании всю свою жизнь, многим из родителей, обескураженно смотрящим на череду реформ, которые «заточены» на повышение эффективности системы образования, все же должно стать теплее на сердце от того, что кроме технократических и сугубо экономических взглядов на образование как сферу услуг (образование — «поставщик» нужных стране кадров), есть и другие взгляды, позиции, доктрины, парадигмы, в которых ценностным приоритетом образования является его истинное предназначение — развитие культуры общества через развитие просвещенных личностей.

Не отрицая важности образования как ресурса развития кадров, необходимо не только видеть его экономическую значимость, но и, прежде всего, осмысливать его социокультурные эффекты [11]. Чем выше значимость образования и его культурный эффект, тем образованнее, просвещённее становится общество, в котором четко разделимы ценности миров культуры полезности и культуры достоинства (эти понятия ввел в культурно-историческую психологию А. Г. Асмолов). С точки зрения культуры полезности образование «полезно», нужно и необходимо для развития экономики, армии, управления, социальной сферы. С точки зрения культуры достоинства образование — это ресурс взращивания просвещенных личностей «с понятиями об истине, совести, доблести и долге», это социокультурный ресурс развития общества. И чем более просвещенными, совестливыми, честными, ответственными перед собой, своей семьей и Родиной будут граждане нашей страны, тем будет лучше России. «От просвещенной России — к России процветающей» (А. Г. Асмолов)

изображениеТак как же выбор парадигмы образования влияет на понимание миссии и смыслов образовательной организации как социальной целостности? Если мы видим в образовании социокультурный ресурс развития личности и общества, то миссией образовательной организации становится развитие личности обучающихся/воспитанников в социокультурной среде совместной деятельности образовательной организации.

А это означает, что представлять образовательную организацию без детей, т.е. без тех, ради кого она создается, функционирует и развивается, лишено всякого смысла. Дети — не потребители образовательных услуг, и развитие их личности — не оказание педагогами детям определенного набора развивающих услуг, а вдумчивое взращивание взрослым индивидуальности ребенка в их совместной деятельности.

От «высокого стиля» перейдем на формальный язык: каждый руководитель вооружен нормативными документами, в соответствии с которыми именно «образовательный контингент» является необходимым условием существования образовательной организации, и численность педагогического состава обуславливается количеством обучающихся/воспитанников в ОО.

изображениеИ если дети формируют образовательный контингент ОО и входят в состав образовательной организации, то с другой составляющей, без которой социальная целостность ОО не может быть обеспечена, дело обстоит сложнее. Речь идет о родителях детей и лицах их заменяющих.

Сложность заключается в том, что формально в состав образовательной организации эта социальная группа не входит. Родители согласно Ст.44 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» являются законными представителями несовершеннолетних обучающихся. Но ведь для достижения целей образования и социализации обучающихся требуется не только представительство, но и активное участие, включение родителей в совместную деятельность с педагогами и детьми в ОО.

изображение

Разведение функций «по месту их осуществления», безусловно, имеет место быть. И многие из нас убеждены, что учебно-воспитательный процесс, организованный в ОО, и семейное воспитание дома «в сумме» и составляют образование ребенка. Но образование — это не конгломерат и не сумма результатов обучения в ОО и эффектов домашнего воспитания! Уникальность образования как процесса становления и развития личности ребенка заключается в том, что оно неделимо в своей целостности.

Но мы, к сожалению, часто путаем эти «ключи», а точнее важнейшие ключевые позиции, когда разделяем образование на временные и территориальные составляющие: родители считают, что воспитание и обучение — это профессиональная задача ОО, куда они отводят ребенка по утрам, а педагоги ожидают от родителей, что они дома в вечернее время «ликвидируют» проблемы, возникающие в ОО.

smile

Запись педагога в дневнике ученика: -Бегал на переменах! Примите меры!
Ответ родителя: -Не вымыл за собой посуду! Примите меры!

изображениеИ такого рода убеждения и позиции чаще всего приводят к тому, что в сообществе взрослых, воспитывающих детей, возрастают претензии друг к другу, когда педагоги видят «корень зла» в семье ребенка, где нарушаются педагогические принципы, а родители, в свою очередь, «обвиняют» образовательную организацию в недостатке индивидуального подхода к их ребенку.

Да и внутри педагогического сообщества ОО нередко коллеги предъявляют претензии друг к другу в недостатке профессионализма и не соблюдении «единых педагогических требований».

А на уровне семьи это выражается в ссорах между родителями, между родителями и их родителями по поводу неправильного воспитания и оценки доли участия каждого члена семьи в воспитании детей/внуков.

И все мы прекрасно понимаем, что разногласия между взрослыми и в ОО, и в семье, и между ОО и семьей отражаются на развитии личности ребенка. Но чтобы достигать согласия, все взрослые участники образовательного процесса должны, в первую очередь, стать его полноправными субъектами. И родители (лица, их заменяющие) помимо их официальной функции в ОО как законных представителей несовершеннолетних детей, могут и должны иметь все права участников, субъектов совместной деятельности в образовательной организации, в процессе которой происходит становление личности их детей в дошкольный и школьный периоды детства.

«Организацию создают люди и их отношения», а образовательную организацию создают люди-участники образовательных отношений!

Именно эта позиция, переходя на формальный язык, и позволяет нам рассматривать родителей и лиц, их заменяющих, как важнейших участников совместной деятельности в образовательной организации, участников образовательных отношений.

изображение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

30) Отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) Участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В процессе нашего разговора мы переходили с неформального языка на формальный, говоря о составляющих социальной целостности ОО. Удивительно, но схожее явление — отнесение к разряду формальных или неформальных — происходит и с самой организацией. И образовательная организация, будучи официальной организацией с определенным организационно-правовым статусом, как социальное образование представляет собой совокупность двух типов организаций: формальной и неформальной.

изображение

Из всего видового многообразия организаций можно выделить формальные и неформальные. Главным признаком формальных организаций является узаконенная система норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Формальная организация включает в себя различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной общности. Формальная организация рациональна — в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к цели. Она принципиально безлична, так как рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не должно быть никаких отношений, выходящих за рамки служебных.

Неформальные организации существуют одновременно с формальными. Для них характерна система не предписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями. Их появление связано со своеобразием действия «человеческого фактора» в организации. Существует разделение между профессиональной функцией, выполняемой человеком, и самой личностью. Неформальная организация как спонтанная общность людей предполагает личностные служебные отношения, решение производственных задач способами, отличными от формальных предписаний. Образование неформальных групп есть форма дезорганизации, способствующая поддержанию социальной целостности, снятию социальной напряженности в коллективе. Неформальная организация выступает своеобразным буфером между индивидом и жесткой формальной организацией [12].

Формальная организация ОО представлена, как и в любой другой организации, кадровым составом. Но учитывая специфику именно образовательных организаций, формальная организация ОО обязательно включает и состав обучающихся/воспитанников ОО, которые приказом руководителя зачислены в образовательную организацию, при этом родители являются законными представителями несовершеннолетних детей, обучающихся/воспитывающихся в ОО.

изображение

Неформальная организация ОО, которая существует одновременно с формальной, живет и действует по «другим законам». Во-первых, родители обучающихся/воспитанников и лица, их заменяющие, становятся активными участниками совместной деятельности в ОО. Во-вторых, неформальная организация опирается не на систему безличных регламентов «производственных отношений», а расширяет межличностные и межгрупповые взаимодействия педагогов, детей и родителей и развивает взаимоотношения в образовательной организации между всеми участниками образовательных отношений. В-третьих, во многих ОО неформальная организация существенно расширяет свои границы, включая в себя активных представителей общества, кому небезразличен мир образования. И для большинства образовательных организаций неформальная организация немыслима без своих выпускников, которые были делателями истории школы, являются в своей профессии и жизни продолжателями дела школы, становятся ее педагогами и родителями, приводя уже своих детей в свою же «almamater».

изображение

Очень велико желание многих руководителей ОО добиваться упорядоченности формальной организации ОО, ведь именно она придает устойчивость образовательной организации и обеспечивает основы ее функционирования. И такая «мечта» совпадает с представленным в теории организации «идеальным типом» административной организации, разработанным Максом Вебером и обозначенным им как «бюрократия».

pen

Бюрократия (от франц. bureau и греч. kratos, дословно значит: господство канцелярии). Иностранный термин «бюрократический» вполне соответствует русскому слову: приказный [13]. Появление термина «бюрократия» связывают с именем французского экономиста Винсента де Гурнэ, который ввел его в 1745 г. для обозначения исполнительной власти. В научный оборот ϶ᴛᴏт термин вошел благодаря немецкому социологу, экономисту, историку Максу Веберу, автору наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократии, представленному в работе «Хозяйство и общество» (1921 г.) [14].

изображение

Макс Вебер (Эмиль Максимилиан Веббер, 1864- 1920) — немецкий социолог, историк и экономист, один из основоположников социологии. Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией», основными категориями которой являются поведение, действие и социальное действие. Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме.

изображениеИтак, речь идет о подходах к исследованию организаций, которые разрабатываются в теории организации. В основе классических представлений об организации лежит так называемый механистический подход, согласно которому организация рассматривается как отлаженно действующий механизм.

изображение
smile

Дома все вот так! Отрегулировал. Все вот так! — хоть не приходи, полный порядок.

М. Жванецкий

Такие механистические организации, которые чаще всего определяются как бюрократические, построены на принципах рациональной бюрократии М. Вебера и обеспечивают решение задач функционирования стабильных процессов. Эффективность бюрократических организаций достигается за счет высокой упорядоченности системы и ее управляемости. Какие же черты характерны для механистических/бюрократических организаций?

изображение

К свойствам бюрократических организаций относятся:

  • организация строится на формальном разделении труда;
  • организация ориентируется преимущественно на внутренние факторы развития;
  • общие цели организации разделяются на частные задачи, выполнение которых не зависит от решения общих задач;
  • задачи задаются жестко в терминах конкретных результатов (нет свободы выбора);
  • организация строится по иерархическому принципу, когда преобладают вертикальные потоки информации, а нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • контроль и самая важная информация концентрируются ближе к вершине иерархической структуры;
  • выполнение всех видов работ не зависит от личных качеств работников, которые взаимозаменяемы, и предполагается формальная обезличенность должностных обязанностей;
  • взаимосвязанная система обобщенных формальных правил и стандартов обеспечивает выполнение сотрудниками своих обязанностей и скоординированность задач [15].

? Ну и к чему привел нас сейчас «идеальный тип» бюрократической организации? В чем заключается ее «культурный смысл»? Нам, живущим в XXI веке и достаточно настрадавшимся от бюрократизма, все это кажется, по меньшей мере, странным. Отвечая на подобные вопросы, во-первых, необходимо четко разграничивать два понятия. Речь идет о бюрократии как принципе организации и бюрократизме как негативном проявлении «канцеляризма» и бездушия.

Во-вторых, когда мы говорим об «идеальном типе» бюрократических организаций, то необходимо помнить, что его разработка осуществлялась М.Вебером в поиске рациональной, разумной, оптимальной организации начала ХХ века. И если отвлечься от негативного восприятия термина «бюрократия», а рационально, а не эмоционально посмотреть на принципы такой организации, то мы увидим, что нет ничего негативного в том, что в административных учреждениях должна быть иерархическая структура, должны быть реализованы: и разграничение сфер деятельности; и назначаемость на должность, основанная на конкурсном отборе; и подчиненность дисциплине, и получение заработной платы в соответствии с занимаемой должностью, и карьерный рост в соответствии с иерархией и основанный на заслугах, и обезличенность действий (личные эмоции и мнение не должны выражаться идеальным бюрократом) [16].

Вопрос заключается в том, под какие задачи выстраивался такой идеал, и что бывает, если этого идеала не достигают, и из бюрократической организации она превращается в организацию бюрократов?

Любой образовательной организации, безусловно, присущи черты механистической/бюрократической организации. И чтобы избежать превращения ее в организацию бюрократов, нам необходимо четко понимать, какими достоинствами и какими недостатками такой тип организации обладает [17]:

изображение
  • стабильность функционирования организации;
  • четкое разделение труда;
  • стандартизация и унификация всей деятельности;
  • формализация, обеспечивающая стабильность и слаженность работы;
  • централизация, гарантирующая надежность управления.
  • опасность возникновения бюрократизма;
  • риски стандартизации творческих видов деятельности и снижения разнообразия деятельности при ее унификации;
  • отсутствие достаточной мотивации работников;
  • невнимание к индивидуальным особенностям членов организации;
  • неэффективность в изменяющихся условиях и при возникновении нестандартных ситуаций.

Как видим, у механистического типа организаций есть не только достойные плюсы, но и очень существенные минусы, поскольку речь идет о таком свойстве бюрократических организаций, как их неспособность быстро изменяться и эффективно действовать в изменяющихся условиях и решать новые, нестандартные задачи, которые выдвигает перед нами наше время.

изображение

«Хотя в современных организациях слово бюрократия имеет негативный оттенок, этот подход был чрезвычайно полезен в эпоху индустриализации. Однако классическая теория не учитывала социальный контекст и потребности людей».

«Сегодня практически все организации функционируют в весьма неопределенной окружающей среде. Мы переживаем переходный период, когда теория организации и организационная структура изменяются так же драматически, как и на заре промышленной революции».

«Сегодня об организациях и менеджерах можно сказать, что они переживают процесс смены взглядов: от механических систем переходят к естественным, биологическим. Эти изменения влияют на то, как мы представляем себе организации и организационное поведение» [18].

Ричард Дафт

изображениеНастало время представить другой подход к исследованию организаций, который в отличие от классического механистического подхода (организация как отлаженный механизм), называется органическим. Организация рассматривается как живой организм, способный к адаптации в различных условиях. Организация рассматривается как живой социальный организм, переживающий различные этапы своего развития, обладающий способностью к самоорганизации для решения важных для него задач.

 

изображение

Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии (метафоры), способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность. Первая, исходившая из отождествления организации с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации. Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга («организация как мозг, перерабатывающий информацию»), позволила взглянуть на организацию как на собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля [19].

Т. Ю. Базаров

Многим, кто работает в ОО и руководит образовательной организацией, этот образ живого организма очень понятен. Ведь наша школа (а для кого-то это детский садик или дом творчества и т.д.) предстает то тихой и умиротворенной, когда она чистая и убранная готовится к ночному отдыху, чтобы утром вновь наполниться детским шумом и гамом…; то становится бурной и напористой, если в ней «кипят страсти» при столкновении профессиональных позиций (например, начальной и средней школы после педсоветов по преемственности, или когда затеваются споры между «физиками и лириками» или тяжба «профильников и непрофильников»); то ведет себя правильно и воспитанно, когда в школе гости или проверяющие, и замирает в ожидании результатов проверки; то громко радуется победам в олимпиадах, конкурсах, и очень любит украшать себя грамотами, показывая, какая она славная, наша школа!

И в ней всегда присутствует непредсказуемость, поскольку предугадать, какой «сюрприз» сегодня она преподнесет руководству школы, никогда не возможно. И она, как капризная девочка, постоянно требует обновок, отправляя в подвал изношенное и устаревшее оборудование. И ей всегда не угодишь, поскольку у другой соседней «девочки» всегда найдется что-то, чего нет у нее, а ждать, когда появятся деньги и время, чтобы это приобрести или сделать, она не хочет.

И ведет себя образовательная организация на своем деятельном веку по-разному: и как набивающий шишки ребенок в период ее становления; и как подросток, когда ищет свое неповторимое лицо и доказывающий свою индивидуальность; и как начинающий разбираться в сути жизни профессионал, накапливающий опыт; и как зрелая личность, своей мудростью доказывающая правоту; и как пенсионер с палочкой, уже неспособный быстро успевать за переменами в жизни; и как дряхлеющий старик, доживающий свой век на задворках истории, или как переживающий вторую молодость организм, когда в него вливается новая кровь и он вновь готов к активной жизни.

Все мы, кто так любит свое детище, свою образовательную организацию, относимся к ней, как к живому явлению, и любим ее не за то, что она, упорядоченная, работает как часы, а, наоборот, за то, что она в каждый момент своей жизни неповторима. И перелистывая страницы истории школы (детского сада, дома творчества и т. д.), мы не вспоминаем череду ее функционирующих будней, а обращаемся к ярким, радостным и печальным событиям, которые она пережила. И прекрасно понимаем, что образовательная организация, живя и развиваясь, не может быть константой на все времена, она будет изменяться (даже если ей в данный момент этого и не хочется).

? Замечали ли вы, что наша управленческая терминология тоже отражает разное отношение к пониманию организации? Если речь идет об организации как некоем действующем социальном механизме, выполняющем различные функции, то мы говорим «функционирование организации». Противоположный смысл мы вкладываем, когда говорим не только о деятельности, а именно о «жизнедеятельности организации» как совокупности процессов ее деятельности, происходящих в ней как в живом организме.

Итак, в соответствии с органическим подходом, организация рассматривается как живой организм, способный быстро адаптироваться к изменениям внешней среды. Такие организации становятся более эффективными в условиях неопределенности, решая сложные не типовые задачи. Какие же черты характерны для органических организаций?

изображение

Органическая организация возникла как антипод бюрократической, переставшей удовлетворять новым условиям...с гибкими адаптивными структурами. К свойствам подобной организации можно отнести следующие:

  • в организации нет функционального разделения труда, жесткого разделения целей, индивидуальных задач и сфер ответственности — они постоянно перераспределяются, корректируются;
  • в организационных структурах нарушается иерархия, преобладают горизонтальные коммуникации и неформальные связи;
  • управление конкретными задачами может осуществляться на любом уровне и в любом подразделении организации;
  • регламентация работ низкая, предпочтение отдается инициативе, импровизации, а не планированию;
  • развитие личных качеств работников, их творческого потенциала является залогом эффективности организации;
  • возможностями руководствуются больше, чем ограничениями;
  • поощряются сомнения и противоречия, а не слепая вера и бесконфликтность;
  • в процессе принятия решений преобладают убеждения, а не власть;
  • распределение обязанностей между сотрудниками обусловлено не их должностью, а характером решаемой проблемы;
  • работникам предоставляется свобода действий при увеличении ответственности.

Органический подход к организации предполагает процессы саморегуляции, позволяющие сохранять относительно постоянными свойства и функции организации в быстро меняющейся внешней среде [20].

изображение

Как и в случае представления организации как механизма (бюрократический подход), так и органический подход к пониманию организации имеет свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки [21]:

изображение
  • подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой;
  • улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей;
  • взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры и других измерений;
  • выделение различных подсистем организации;
  • учет естественных возможностей в процессе инновации;
  • повышенное внимание к «экологии» внутри- и межорганизационных взаимодействий.
  • неучет социальности организации как продукта взглядов, идей, норм и верований;
  • превращение людей в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор;
  • предположение о «функциональном единстве», когда все органы работают на благо организма в целом;
  • предположение о том, что работники должны удовлетворять все свои потребности через организацию;
  • опасность впасть в социальный дарвинизм*;
  • ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса.

*Примечание: Социальный дарвинизм — это перенос представлений о борьбе за существование и естественном отборе на область социальных отношений.

? Можно и нужно ли образовательную организацию причислить к органическому типу, если она должна быть организацией, адаптирующейся под изменяющиеся условия, способной решать новые задачи нового времени? Безусловно, да!

Но при этом для образовательной организации, очевидно, не могут быть характерны такие черты, как «отсутствие разделения труда», «предпочтение импровизации, а не планированию»,«распределение обязанностей между сотрудниками обусловлено не их должностью, а характером решаемой проблемы» и т. д. Да к тому же еще опасность «социального дарвинизма», и без которого образовательные организации нередко представляют собой эдакий «террариум единомышленников»! И как быть с тем, что ОО уже имеет узнаваемые черты механистической/бюрократической организации, но в то же время мы говорим о необходимости развития «человеческой и человечной» организации, где поощряются свобода действий, развитие инициативы и ответственности, ставка делается на творческий потенциал участников и т.д.?

Какой же выбор нам сделать в этой сложной ситуации: «очеловечить» механизм организации или «механизировать» ее организм?

изображение
smile

«Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязанное, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась. А теперь — поди подумай!»

Размышления невесты Агафьи Тихоновны из пьесы «Женитьба» Н. В. Гоголя

изображение

Большинство специалистов видят в органическом подходе будущее и продолжают усиленно критиковать механистический подход. Однако руководители должны принимать во внимание специфические условия, в которых действует конкретная организация, и на этой основе делать свой окончательный выбор. В управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует априорного понятия «хорошей» или «плохой» системы. Есть выбор, соответствующий имеющимся условиям, и выбор, им не соответствующий. При изменении условий может измениться и выбор [22].

Итак, перед нами возникает серьезная проблема осмысления и выбора подходов в понимании основ жизнедеятельности образовательной организации. Представленные типы организаций — бюрократический и органический — различны, и здесь мы вновь обращаемся к пушкинскому сравнению, «как лед и пламень». И при всех их различиях в каждом есть свои достоинства и недостатки. Как же нам быть? Какой выбор сделать? Об этом мы будем говорить в следующий раз.

А сейчас, подводя итоги этого разговора, сделаем важный для себя вывод. Мы говорим об образовательной организации как уникальном и разноплановом явлении. И убеждаемся, что на образовательную организацию нельзя смотреть только с какой-либо одной позиции, вооружившись каким-либо одним подходом, одним видением, одной точкой зрения.

smile

Почти по Ф. Тютчеву:

Одним подходом не понять,
Аршином общим не измерить,
В ОО особенная стать.
И вера здесь нам не поможет,
Ее нам надо познавать!

И мы продолжим познавание особенностей образовательной организации в следующем разговоре.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Иванова Т.Ю., Приходько В. И. Теория организации. -СПб.: Питер, 2004. — 272 с., С. 4.

[2]. Холл Р. Организации: структуры, процессы, результаты / Пер. с англ. Е. Нестерова, Т. Принцева.- СПб: Питер. 2001, с. 509, С. 11; 50.

[3]. Иванова Т.Ю., Приходько В. И. Теория организации. -СПб.: Питер, 2004. — 272 с., С. 20.

[4]. Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. Теория организации: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. -395 с., С.18–19.

[5]. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2013 года (с изменениями на 21 июля 2014 года)

[6]. Управление — это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. -М.: Республика, 1992. — 351 с., С.12.

[7]. Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с., С.22

[8]. Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. -5-е изд., перераб. И доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. -720 с., С.69.

[9]. Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» /Ричард Л. Дафт; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -736 с., С. 13.

[10]. Асмолов А. Г. От организационно-экономической — к социокультурной модернизации образования /Федеральный справочник [Электронный ресурс]: www.federalbook.ru — Режим доступа.- URL: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/Tom%209/II/Asmolov.pdf.

[11]. Там же, С. 61.

[12]. Иванова Т.Ю., Приходько В. И. Теория организации. -СПб.: Питер, 2004. — 272 с., С. 76–77.

[13]. Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь.

[14]. Взгляд на бюрократию М. Вебера, Р. Мертона, А. Гоулднера. [Электронный ресурс]: www.grandars.ru — Режим доступа. — URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/ponyatie-byurokratii.html

[15]. Иванова Т.Ю., Приходько В. И. Теория организации. -СПб.: Питер, 2004. — 272 с., С. 83.

[16]. Василенко А. И. Административно-государственное управление как наука. Часть 1. [Электронный ресурс]: http://ecsocman.hse.ru/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ecsocman.hse.ru/data/695/852/1217/015_vasilenko_V_pomoshch_prepodavatelyu.pdf

[17]. По материалам статьи «Взгляд на бюрократию М. Вебера, Р. Мертона, А. Гоулднера». [Электронный ресурс]: www.grandars.ru — Режим доступа. — URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/ponyatie-byurokratii.html.

[18]. Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» /Ричард Л. Дафт; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -736 с., СС. 30, 32, 33.

[19]. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. -560 с., С. 83.

[20]. Иванова Т.Ю., Приходько В. И. Теория организации. -СПб.: Питер, 2004. — 272 с., С. 100–101.

[21]. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. -560 с., С. 86.

[22]. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. — М.: Гардарика, 1998. — 528 с., С. 339.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0