От процесса управления ресурсообеспечением образовательной организации — к процессу управления знаниями компетентной организации

Настало время подвести некоторые промежуточные итоги знакомства с процессами управления поведением системы и обрисовать контуры нашего образовательного маршрута в исследовании системы управления образовательной организации.

И для этого напомним себе, что в структурообразовании системы управления образовательной организации участвуют четыре элемента: объект, субъект и механизм управления, а также условия, в которых осуществляется управление. Выстроив структуру в виде пирамиды, мы «открыли» в ней четыре процесса управления поведения этой системой [1].

изображение

Такое «открытие» было в свое время сделано нами не случайно. Оно стало результатом сложного погружения в мир устройства системы [2], которое было осуществлено, руководствуясь программой исследования объекта как системы, предложенной Э. Г. Юдиным и включающей семь важнейших последовательно связанных между собой исследовательских действий.

изображение
изображение

Э. Г. Юдин, в частности, считал, что эффективное и адекватное применение системного подхода предполагает, прежде всего, что объект изучения будет рассмотрен как система. В общем случае это означает применение следующей последовательности процедур:

a) фиксация некоторого множества элементов, относительно отделенного от остального мира;
b) установление и классификация связей этого множества — внешних (то есть связей множества с остальным миром) и внутренних (то есть связей между элементами множества);
c) определение — на основе анализа совокупности внешних связей — принципов взаимодействия системы со средой;
d) выделение среди множества внутренних связей специального их типа — системообразующих связей, обеспечивающих, в частности, определенную упорядоченность системы;
e) выявление, в процессе изучения упорядоченности, структуры и организации системы (структура выражает инвариантный аспект системы, а организация — количественную характеристику и направленность упорядоченности);
f) анализ основных принципов поведения системы, обнаруживаемых ею как целостным организованным множеством;
g) изучение процессов управления, обеспечивающих стабильный характер поведения и достижение системой результатов [3].

При этом познание движется по схеме: целостный объект — его анализ — целостный объект (в теории). [4]

А. Г. Кузнецова

Мы прошли этот сложный путь изучения, завершившийся представлением четырех процессов управления в системе управления ОО: 1) процесса управления результативностью, 2) процесса управления ресурсообеспечением, 3) процесса управления знаниями компетентной организации, 4) процесса управления качеством деятельности ОО. А затем долго и упорно осваивали «тайны и секреты» первых двух процессов.
И вот теперь, когда позади знакомство с процессами управления результативностью [5] и ресурсообеспечением [6], мы вправе сделать остановку для того, чтобы понять, как изученное нами ранее будет связано с новыми задачами обучения.

изображение
изображение
изображение

Да, мы большие молодцы, что справились со сложными задачами исследования очень важных процессов управления: процессом управления результативностью и процессом управления ресурсообеспечения образовательной организации.

И конечно, очень бы хотелось сразу же приступить к изучению процесса управления качеством деятельности ОО и в силу, можно сказать, особой актуальности знаний в области этого процесса, и поскольку, как нам кажется, для этого есть все основания: имеющиеся знания в области достижения заявленных результатов и ресурсообеспечения.

Однако нам предстоит иначе построить свой образовательный маршрут. И следующим процессом исследования=изучения для нас станет процесс управления знаниями компетентной организации.

изображение

Объяснением такого выбора последовательности изучения процессов управления поведением системы управления ОО служат, по крайней мере, три причины.

Первая связана с тем, что процесс управления знаниями компетентной организации напрямую связан с вопросами ресурсообеспечения ОО. Вот только вести речь мы будем об «особом» и «особенном» ресурсе: знаниях и компетентности образовательной организации.

изображение

Вторая причина указывает нам на важную роль, которую играет процесс управления знаниями и компетентностью ОО, и его взаимосвязь с процессами управления результативностью и ресурсообеспечением, поскольку грамотные и компетентные действия управляющих и участников совместной деятельности позволяют достигать поставленных целей в объекте управления и необходимом ему опережающем обеспечении ресурсами.

изображение

Третья причина, раскрывающая необходимость обращения к процессу управления поведением системы, направленному на формирование системы знаний и развития компетентности образовательной организации, будет связана с процессом управления качеством деятельности ОО. И здесь перед нами также встанет вопрос о том, как стать компетентной организацией в достижении необходимого качества образовательной, педагогической, вспомогательной (обеспечивающей) и управленческой деятельности?

Но при этом нам предстоит увидеть и осознать важную связь между достигнутым состоянием качества деятельности ОО и имеющимся, демонстрируемым уровнем компетентности (или некомпетентности) участников деятельности.

изображение
изображение

Все сказанное является подтверждением того, что ни один процесс управления поведением системы управления ОО не обходится без влияния компетентности (или некомпетентности!) тех, кто управляет и кем управляют.

Но это влияние в разных процессах зависит от того, как проявляет себя компетентность. И именно ее «многоликость» позволяет нам рассматривать компетентность и как ресурс развития обучающейся организации, и как важнейшее условие достижения заявленных результатов, и как фактор успешности образовательной организации.

изображение

И теперь, уяснив для себя важность и необходимость развития компетентности образовательной организации, еще раз обратимся к «местоположению» процесса управления знаниями компетентной организации в структуре системы управления.

Напомним, что ранее мы выделяли процессы управления поведением системы как плоскости граней пирамиды, объединяющих определенные элементы системы. И каждый процесс определялся совокупностью и спецификой влияния принципов поведения системы [7, 1].

изображение

Особенности процесса управления знаниями компетентной организации связаны, прежде всего, с тем, какие элементы системы управления включены в этот процесс. Поэтому данная область структуры позволяет нам сосредоточить свое внимание на вопросах о том кто?, в каких условиях жизнедеятельности образовательной организации? и как должен осуществлять управление?

Этот особый и особенный процесс управления «связан обязательствами» соблюдения принципов поведения системы, среди которых будет принцип результативности достижения поставленных целей, принцип эффективности управляющей системы и основополагающий для данного процесса принцип компетентности управляющей системы.

изображение
изображение
изображение
изображение

Не всегда, оказывается, повторение становится «матерью учения». Бывает и так, что повторение того, в чем утерян смысл повторяемого, приводит к шаблонам мышления, которые в нашей управленческой практике переходят в привычные лозунги о необходимости повышения (результативности, эффективности, качества, компетентности, и т. д., и т. п.)

И происходит это чаще всего потому, что за этими лозунгами руководители не видят смысла и не понимают реальных задач, включающих цели достижения и условия, в которых эти задачи предстоит осуществлять.

Этот же риск подстерегает нас, если мы формально и шаблонно воспринимаем необходимость включения процесса управления знаниями компетентной организации, низводя его до процесса управления получения работниками профессиональных знаний, включающего технологически выверенные действия, обеспечивающие систематическое и плановое повышение квалификации руководящих и педагогических работников в ОО, и, конечно же, методическую работу в ОО.

изображение

Ну что ж, если появление в структуре системы управления ОО процесса управления знаниями компетентной организации вызывает отторжение у наших коллег как дополнительное «нечто, надуманное в теории», то нам потребуется объяснение, которое поможет переубедить «несогласных».

И для этого давайте заглянем в устройство системы управления и определим в нем «место», где расположены позиции, связанные с повышением квалификации и методической работой.

изображение

Верно! Именно в объекте управления — управляемой подсистеме нами было выделено направление деятельности ОО, отвечающее за кадровое и программно-методическое обеспечение деятельности ОО.

изображение
изображение

И опять верно, поскольку системе необходимы связи между объектом и субъектом управления, отвечающие за функциональное разделение труда и определение должностных обязанностей в управляющей системе.

изображение
изображение
изображение
изображение

Вот мы и подошли к тому «камню преткновения», в который «упирается» наше мастерство управления: уповая на то, что правильное распределение должностной нагрузки (и ее нормативное закрепление в должностных инструкциях!) должно обеспечить нам результат, мы, соблюдая принцип рационального разделения труда, продолжаем сталкиваться с кадровыми и методическими проблемами, проблемами качества, проблемами недостижения результатов и т. д.

И эти проблемы проявляют себя в том, что не все работники могут выполнять возложенные на них обязанности, а некоторые порой даже и не хотят, пускаясь в доказательства отсутствия нормативных требований к конкретному исполнению.

В чем же корень этих проблем? Что мы упускаем из поля нашего управленческого внимания, считая, что правильное и рациональное распределение должностной нагрузки между работниками по определению (или по умолчанию) должно обеспечивать достижение результата? Будем искать ответ в структуре системы управления, и в первую очередь, обратим внимание на связи в ней, а точнее, на связь «отвечающую» за результативность.

изображение

Структура системы управления показывает нам, что для достижения результативности теми, кто управляет и теми, кто осуществляет выполнение функциональных задач, нет «прямого пути». И для перехода от правильного и рационального распределения должностной нагрузки к получению ожидаемого результата необходимо разобраться в том, кто как управляет и осуществляет выполнение возложенных на них задач.

изображение
изображение

Абсолютно верно! Достижение результатов конкретными участниками деятельности напрямую связано с их профессиональными качествами: знанием дела, готовностью к осуществлению деятельности, способностью ставить и решать задачи, принимать на себя ответственность за достижение результата. Именно эти важнейшие составляющие мы в дальнейшем представим в понятии «компетентность».

изображение

Однако уже сейчас, на этапе предварительного знакомства с этим понятием, выделим уникальную черту компетентности как важной динамической составляющей профессиональной деятельности.

изображение

С позиции знания компетентность* как точка пересечения задачи или ситуации со способностями человека является не стабильным преимуществом, а динамичным событием, т. е. продуктом взаимодействия вызова, ответственности, творчества и самого процесса решения проблемы. В этом смысле компетентность не может быть создана только путем обучения. Она формируется и оказывается плодотворной лишь в благоприятных условиях. Создание таких условий и является важной задачей управления знаниями.

Клаус Экк [8]

Примечание: в опубликованном тексте статьи используется термин «компетенция». В авторском варианте — competence. Многозначный перевод этого слова (компетенция, компетентность, способность, умение [9]) позволяет в данном контексте вести речь именно о компетентности.

Воспользовавшись образом, предложенным К. Экком для сущностного понимания компетентности как «точки пересечения задачи со способностями человека», мы в ходе своего дальнейшего изучения будем рассматривать компетентность как проявленные в действии способности к постановке и решению задач, к выбору и осуществлению эффективных в конкретных условиях деятельности способов действий, приводящих к ожидаемому результату.

Как правило, говоря о способностях, мы ведем речь о феномене, связанном с развитием потенциальных возможностей к осуществлению деятельности.

изображение

Способности — индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. … Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей. [10]

Исходя из того, что «способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам», мы будем рассматривать процесс управления поведением системы не только как процесс овладения необходимыми знаниями, но и как процесс формирования и развития компетентности в практике решения разноплановых задач деятельности ОО.

Именно поэтому в названии данного процесса управления присутствуют понятия «знания» и «компетентность».

изображение

И понимание сути процесса управления знаниями во многом будет зависеть от того, какой смысл и какое значение для руководства ОО обретают именно организационные знания. Поэтому еще в начале своего исследовательского пути обратим внимание на основополагающие признаки знания об организации и в организации.

изображение

Знание — это способность организации на основе внутренних и внешних наблюдений постоянно распознавать явления во всех областях своей деятельности. Это должно отражаться на ее оценках, впечатлениях, предпочтениях и вытекающих отсюда условиях.

Знание — это состояние постоянной бдительности организации, внимательного и чуткого отношения к самым «незначительным» признакам перемен, сигналам «раннего предупреждения». Знание означает также осторожное отношение к чересчур поспешным оценкам, в противном случае оно излишне и теряется смысл его приобретения. Метафорически этот аспект знания все чаще уподобляют культивации опытным садовником ландшафта в соответствии с рельефом окружающей местности. Подобное сравнение указывает на то, что знание и этика должны шагать нога в ногу.

Знание является творцом языка. Новые опыт и идеи часто не могут быть с достаточной точностью выражены и коммуницированы с помощью общепринятых символов и понятий. В таком случае организация должна найти свой собственный язык и формы выражения специфического для нее знания. Если такой способ коммуникации найден, то это значит, что организация следует правилу: выработка общепонятного языка важнее, чем поиски ответа на вопрос, какая из сторон права. Общий язык — результат трудного, длительного процесса. Он не может возникнуть случайно или по указанию сверху.

Знание означает также способность организации упреждать события, «формировать» будущее. Динамика знания должна быть направлена на развитие способности организации к видению будущего, а не на консервацию существующего, не на то, что уже известно.

Клаус Экк [8]

Рассматривая знания как необходимое условие и важнейший ресурс формирования компетентной образовательной организации, нам необходимо будет определиться с тем, что мы понимаем под термином «компетентная организация».

изображение

Безусловно, такая точка зрения имеет право на существование.

изображение

Компетентный — (лат. competens (competentis) соответствующий; способный)

1) обладающий компетенцией;
2) знающий, сведущий в определенной области. [11]

В этой логике мы можем считать организацию компетентной, если она обладает определенными компетенциями. И в этом случае, по аналогии с выражением «компетентный орган», все образовательные организации могут считаться компетентными организациями в соответствии со статьей 28 ФЗ-273 «Об образовании в РФ».

Но если мы «присваиваем статус» компетентный, исходя из понятия компетентность, то здесь речь должна идти о результатах деятельности, соответствующих выполнению возложенных на образовательные организации полномочий (компетенций).

изображение

Однако если мы будем внимательны к тексту статьи 28 ФЗ-273, то увидим, что в ней речь идет о выполнении/не выполнении/ненадлежащем выполнении именно функций, отнесенных к компетенции (полномочиям) образовательной организации.

pen

Функциональность — способность выполнять определенные функции [12];
— выполнение отдельными элементами и системой в целом определенных функций [13].

Нам еще предстоит исследование различий в понятиях «функция» и «компетенция», а пока, поскольку мы уже обладаем определенными знаниями о функции образовательной организации [14] , остановимся в своих рассуждениях на том, что организацию, выполняющую свои функции, отнесенные к ее компетенции, мы можем называть функциональной, а не выполняющую — нефункциональной.

А если это так, то вопрос о том, что же будем понимать под компетентной организацией, для нас пока остается открытым.

изображение
изображение
изображение

Браво! И еще раз браво тем, кто проникает в суть понятия «компетентная организация», связывая его с развивающимися способностями образовательной организации к решению новых и сложных задач, которые в свою очередь, развиваются на основе обретаемых и применяемых организацией знаний.

изображение

быть стратегически компетентной организацией, в конечном счете, все равно, что быть обучающейся организацией. На практике это означает быть подвижной, открытой по отношению к внешней среде и способной к восприятию тех слабых сигналов, которые являются индикаторами необходимости перемен. [15]

Джерард Ходкидсон
Пол Сперроу

изображение
изображение

Если мы хотим стать компетентной организацией, то «конца и края» в этом процессе управления быть не должно. Именно об этом говорит нам Питер Сенге, автор теории организации развития, организационного обучения и системного мышления.

изображение

Нужно всю жизнь учиться. Вся жизнь уходит на развитие мастерства, и нельзя достичь состояния «дальше некуда». Нельзя сказать: «У нас обучающаяся организация», так же как нельзя сказать о себе: «Я — просвещенный человек». Чем больше человек учится, тем острее в нем сознание собственной невежественности.

Так и корпорации недоступно «совершенство» как постоянное, неотъемлемое свойство. Она всегда в движении — вверх или вниз, к расцвету или упадку.

… мы никогда прежде даже не подходили к более тонкой задаче: посредством освоения новых умений и дисциплин строить организации, расширять их способности обновляться и создавать новое, вырабатывать стратегию и политику. Может быть, этим и объясняется тот факт, что слишком часто выдающиеся организации восходят к вершинам, наслаждаются коротким мигом баснословного успеха, а затем тихо уходят в тень, в ряды посредственностей. [16]

Питер Сенге

И если мы, руководители, не хотим, чтобы наши образовательные организации «тихо уходили в тень, в ряды посредственностей», значит, мы будем создавать у себя в ОО обучающиеся организации, развивающие свою компетентность как организационную способность к постановке и успешному решению сложных задач, ориентированных в будущее.

Если мы хотим стать компетентной обучающейся организацией, то нам предстоит выйти на решение, говоря словами П. Сенге, более тонкой задачи, мы должны развивать способности своей образовательной организации к обновлению, соответствующему запросам времени, совместно в ОО вырабатывать приводящие к успеху нашей организации стратегии и тактики. И добиваться этого посредством освоения новых знаний, необходимых нашей образовательной организации.

А для этого необходимо, чтобы обретаемые нами знания становились действенными, а процесс управления знаниями — эффективным.

изображение

И если мы стремимся к тому, чтобы управляющая система в ОО становилась эффективной, то мы будем рассматривать это ее качество не только с позиции рационального ресурсообеспечения и рачительного использования ресурсов ОО. Для нас принципиально важным становятся вопросы создания и использования других, «особых и особенных» ресурсов — ресурсов знаний компетентной организации и их эффективного использования в процессе реализации многогранных задач деятельности ОО.

Но прежде, чем мы приступим к непосредственному изучению процесса управления знаниями компетентной организации, нам предстоит углубиться в вопросы, связанные с «главным действующим лицом» этого процесса, которым является субъект управления, а вместе с ним и вся управляющая система.

И если мы хотим стать обучающейся организацией, то начинать надо, прежде всего, с себя, с тех, кто компетентно (или некомпетентно) управляет образовательной организацией.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова Л.М.) Открываем очередную тайну системы управления и проникаем в суть ее процессов управления [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/otkryvaem_ocherednuyu_tajnu_sistemy_upravleniya_i_pronikaem_v_sut__ee_processov_upravleniya
[2]. См. темы, опубликованные в рубрике «Управление и менеджмент» с 1 октября 2016 по 15 апреля 2017 года https://eduface.ru/consultation/management/page/10 https://eduface.ru/consultation/management/page/9 https://eduface.ru/consultation/management/page/8 https://eduface.ru/consultation/management/page/7 ;
[3]. Юдин Э. Г. Методологические проблемы системного подхода к социологическим исследованиям. — Н.а. РАО, ф.25, оп.1, дело № 202, 1972. — 25 л., С.2.
[4]. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. — Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. — 152 с., С. 28–29.
[5]. См. темы, опубликованные в рубрике «Управление и менеджмент» с 15 мая 2017 по 1 июля 2018 года https://eduface.ru/consultation/management/page/7 https://eduface.ru/consultation/management/page/6 https://eduface.ru/consultation/management/page/5 https://eduface.ru/consultation/management/page/4 https://eduface.ru/consultation/management/page/3
[6]. См. темы, опубликованные в рубрике «Управление и менеджмент» с 15 августа 2018 года по 1 февраля 2019 годаhttps://eduface.ru/consultation/management/page/2 https://eduface.ru/consultation/management/page/1
[7]. Асмолова (Плахова) Л. М. Пишем «неписаные законы» поведения системы управления ОО [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/pishem_nepisanye_zakony_povedeniya_sistemy_upravleniya_oo
[8]. Экк К. Д. Знание как новая парадигма управления // Проблемы теории и практики управления, 1998. — № 2. — С. 68–73 [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://vasilievaa.narod.ru/12_2_98.htm
[9]. Competence [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://wooordhunt.ru/word/компетентность
[10]. Занковский А. Н. Психология деловых отношений: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд.
центр ЕОАИ, 2008. — 384 с. С. 56
[11]. Компетентный /Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/20449/КОМПЕТЕНТНЫЙ
[12]. Функциональность /Словарь лингвистических терминов Т. В. Жеребило [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://lingvistics_dictionary.academic.ru/4759
[13]. Лившиц В. Н. Основы системного мышления и системного анализа. -М.: Институт экономики РАН, 2013. — 54 с., С. 12.
[14]. Асмолова (Плахова) Л. М. Функции образовательной организации: от целей к их выполнению [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/funkcii_obrazovatelnoj_organizacii_ot_celej_k_ih_vypolneniyu
[15]. Ходкинсон Джерард П., Сперроу Пол Р. Компетентная организация: психологический анализ процесса стратегического менеджмента /Пер. с англ. — Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007, 392 с., С. 23.
[16]. Питер Сенге, Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. М., «Олимп- Бизнес», 1999 г., 408 с., С. 29–30.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0