«Откуда есмь пошла» … задача управленческая?

После нашего экскурса в тему, раскрывающую перед нами сущность понятия «задача», мы вновь возвращаемся к проблемно-ориентированному анализу. И теперь мы готовы со знанием дела приступить к его второму этапу.

изображение

Этот этап, который мы ранее условно обозначали как «задачный», теперь обретает свое полное имя и получает название «Постановка задач, направленных на устранение проблем».

изображение
smile

Краткость — сестра таланта.

А. П. Чехов

У таланта, кроме краткости, может оказаться ещё куча других родственников.

Григорий Остер

Спору нет, что краткость обозначений нужна и необходима, но давайте вспомним наш долгий путь на этапе «проблем». Во взятом нами первоначально кратком обозначении даже намека не было на то, что предстоит делать в этой части проблемно-ориентированного анализа. А уже потом, как выяснилось далее, нам предстояло «пахать и перепахивать» проблемное поле: выявлять и формулировать, структурировать и ранжировать проблемы в объекте анализа.

Поэтому вступая во второй этап, мы не будем пользоваться краткой формулировкой, а определим его так, чтобы четко представлять направленность своих действий.

изображение
pen

Краткость — это не усечение мысли, а способность дать прямой путь мощному мыслительному потоку [1].
Краткость и точность, суть и смысл. [2]

Понятно, что на этапах, связанных с задачами, мы выделяем и постановку, и решение задач. Но сейчас мы ведем речь не о задачах «вообще», которыми так изобилует наша управленческая практика, а о «заточенности» задач, их определенной ориентированности именно на устранение тех проблем, которые выявлены на первом этапе анализа.

изображение
изображение

Серьезный вопрос пытливого руководителя! И для того, чтобы ответить на него, давайте зададимся вопросом о… происхождении задач наших образовательных организаций и их соответствующей направленности.

изображение

Безусловно, об источнике задач образовательных организаций «сверху» ни говорить, ни напоминать руководителям ОО не приходится.

изображение

Но мы сейчас говорим не только о происхождении, но и о направленности таких задач. Речь идет о функциональных задачах, т. е. направленных на выполнение функций, возложенных на образовательные организации [3].

pen

Функция принудительно предъявляет требования, проистекающие от системы, всем вовлеченным переменным. Этого требует принцип выживания и сохранения системы. [4]

Роберт Мертон

Вместе с тем, если мы вспомним наш разговор о том, что собой представляет организация, в котором речь шла о представлении ее как механизма и социального организма [5], то каждую образовательную организацию мы рассматриваем не только как функциональный механизм, «заточенный» на выполнение заданных им сверху функций. Мы говорим о каждой образовательной организации как об уникальном и неповторимом социальном явлении — социальном институте взращивания личностей и индивидуальностей в дошкольном и школьном периоде детства.

изображение

И опираясь на «законы» деятельности, в каждой образовательной организации порождается система задач, «вытекающих» из ее миссии, ценностно-смысловых приоритетов и общей смысловой направленности деятельности.

Решением «задачи на смысл» (А. Н. Леонтьев) мы можем назвать ту важную ступень проектирования деятельности образовательной организации, в которой руководство определяет ее миссию как главную ценностно-смысловую направленность деятельности, отвечающую на вопросы «Ради кого? и Ради чего?» существует и действует эта школа (детский сад, дом творчества и т. д.), и каковы ценностно-смысловые приоритеты ее деятельности.

изображение

А далее, именно «освещенные» и направляемые этими смысловыми ориентирами, в социальной системе проектируются цели и определяются способы и ресурсы их достижения.

изображение

Таким образом, мы можем говорить о разной «природе» задач, которые реализует образовательная организация:

  • задачи, «источником» которой является функция как требование к функционированию ОО — учреждения системы образования;
  • и задачи, вызванные к жизни потребностями развивающегося социального института детства, в котором участники образовательных отношений совместно решают задачи на смысл и задачи достижения целей взращивания индивидуальных и неповторимых личностей и создания среды и условий, в которых достигаются эти цели.
изображение

?Знакомо ли вам неприятное чувство раздвоенности, когда вы не можете найти решение, борясь внутри себя с необходимостью выполнения функционального приказа и пониманием того, что это требование противоречит здравому смыслу?

Например, благая идея поддерживать заработную плату педагогов на уровне средней по региону… Прекрасный ценностно-смысловой ориентир поддержки престижности и значимости профессии педагога. Вот только выход на функциональные задачи оборачивается по-разному.

В большинстве регионов не учитывается, что учителя работают с беспредельной нагрузкой, и тогда их зарплата как раз и «укладывается» в диапазон нужных для отчетности цифр, заданных сверху. А в «передовых» регионах эта функциональная задача усложняется требованиями вышестоящего начальства к руководителям ОО «сделать» каждому (!) учителю заработную плату не ниже утвержденных показателей. И не идет здесь в расчет реальная небольшая нагрузка, которую учитель по каким-либо обстоятельствам берет на этот учебный год, ни полставки учителей-пенсионеров, которых руководители «уговорили» поработать еще, поскольку они — профессиональная ценность и гордость школы.

И, попирая здравый смысл, идут указания к «решению» функциональной задачи: увольняйте «легкотрудников»-полставочников, и берите на работу тех, кто будет работать с полной нагрузкой…

А бывает и так, когда функция, в которую облачился новый директор, приходит в столкновение с уникальными смыслами и ценностями, согласно и сообразно которым жила и работала образовательная организация при прежнем руководстве. И тогда проблема перерастает в тяжелый конфликт. Так, например, случилось в школе, которая носит имя ее прежнего директора Александра Наумовича Тубельского, создателя уникальной Школы Самоопределения [6].

К великому сожалению, примеров, когда функция побеждает смысл, в нашей управленческой практике, предостаточно. И проявляются они, если функция образования — научить всех до требуемого в процентах уровня сдачи ЕГЭ — довлеет над смыслами видения уникальности и индивидуальности развития каждого ребенка; если педагогическая функция сводится к выполнению образовательной программы и проведению учебных занятий/воспитательных мероприятий без осознания мотивационных эффектов образования как «самообразовывания» личности; если от смыслов управления и руководства как «наддеятельности» (Г. П. Щедровицкий) остается лишь функция администрирования над всеми и вся, а надзор, контроль и отчетность попирают все смыслы и предназначение управленческой деятельности в образовании.

Иными словами, мы говорим сейчас об области очень сложных проблем, которые разворачиваются в пространстве реально существующих несоответствий между различными подходами к пониманию миссии и функции образования.

?По большому счету, это проблема мировоззренческая, в которой один «мир» представлен образованием как сферой услуг по «доставке» подрастающему поколению знаний и трансляции ему воспитывающих установок и инструкций правил поведения. Другой «мир» — это уникальный мир взращивания личностей в социокультурной среде «преобразования культуры в мир личности и порождения культуры в процессе развития личности» [7] . Это — «мир» образования, в котором происходит со-творение самоопределяющейся личности в сложных условиях неопределенности.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
На столь различны меж собой.

А. С. Пушкин

 

изображение
изображение

Наисложнейший вопрос… И нет на него ответа здесь и сейчас… Но есть выбор у каждого руководителя, если в процессе осмысления будут порождаться такие ментальные модели [8], в которых смыслы и функции займут положенные им места.

изображение
изображение

Конечно, уберечься от проблем не можем и… не будем! Наоборот, вспомнив слова Р. Акоффа о том, что «проблема — это особое целенаправленное состояние», будем искать и находить возможные источники возникновения проблем.

изображение

И видя теперь это проблемное поле деятельности ОО, мы, понимая, не только где располагаются, но и как ранжированы проблемы, можем распознать свои управленческие ошибки в постановке задач, направленных на устранение проблем.

изображение

К сожалению, чаще всего в нашей практике происходит так, что решая задачи, направленные на устранение проблемы несоответствия условий и результатов деятельности ОО функциональным требованиям, мы не видим, а порой и не хотим видеть другие проблемы, кажущиеся нам не существенными и не важными.

?Знакомо ли вам чувство раздражения и досады за зря потраченное время на лекции или конференции, где с трибуны вам вещают о «высоких материях» идеалов, миссий, парадигм, доктрин и концепций образования, а в это время в вашей образовательной организации вас ждут — не дождутся оперативные дела и очень даже «земные» задачи?

И отрицая необходимость этих знаний, формирующих мировоззрение руководителя, и не испытывая потребности «во всяких этих миссиях» и ценностно-смысловых ориентирах деятельности ОО, не заботясь о целеполагании и целедостижении, мы всецело устремляем управление ОО на задачи выполнения требуемых функций. А оно и понятно, ведь спрашивают с нас именно за несоответствие условий и результатов деятельности функциональным требованиям, а не за отсутствие миссии и целей!

Однако практика неумолимо доказывает, что успешно решать функциональные задачи и задачи, направленные на устранение проблем невыполнения этих задач, удается лишь тем руководителям, кто вместе со своей управленческой командой прокладывает сложный путь, берущий свое начало от смыслополагания и целеориентирования деятельности ОО, мотивируя участников образовательных отношений на достижение заявленных целевых ориентиров. Успешными и эффективными становятся те управленческие команды, которые учатся и научаются выстраивать взаимосвязи целей и задач деятельности ОО с функциональными требованиями к условиям и результатам деятельности ОО и эффективно направляют процесс управления качеством деятельности ОО [9].

изображение
изображение
изображение

Все верно! Мы так привыкли к устоявшемуся выражению «задачи функционирования и развития образовательной организации», что порой не замечаем необходимости определения задач, направленных на устранение проблем, возникающих в процессах функционирования и развития.

изображение

И это верно! Ведь о выявлении проблем в ходе проведения анализа мы знаем, а вот то, что устранение этих проблем является «особым видом» управленческих задач, об этом мы даже не задумываемся.

изображение

Ну что ж, если бытует мнение о том, что «задача — она везде и всегда задача», то давайте разбираться. И для этого вновь обращается к понятию «деятельность», но сейчас обращаем особое внимание на то, «в каких ролях выступает» это широкое и универсальное понятие.

изображение

1) деятельность как объяснительный принцип — понятие с философско-методологическим содержанием, выражающим универсальное основание (или, в более осторожной формулировке, универсальную характеристику) человеческого мира;
2) деятельность как предмет объективного научного изучения, т. е. нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии с методологическими принципами последней, со спецификой ее задач и совокупностью основных понятий;
3) деятельность как предмет управления — то, что подлежит организации в систему функционирования и (или) развития на основе совокупности фиксированных принципов;
4) деятельность как предмет проектирования, т. е. выявление способов и условий оптимальной реализации определенных (преимущественно новых) видов деятельности
5) деятельность как ценность, т. е. рассмотрение места, которое занимает деятельность в различных системах культуры. [10]

Э. Г. Юдин

изображение
изображение

Конечно, нам хочется сузить предмет познания до вопросов, связанных с нашей практикой. Но если мы обратимся к тому, о чем уже говорили в этой теме, то увидим, что практически все пять функций деятельности, о которых писал уникальный методолог Э. Г. Юдин, были нами задействованы. В этом и заключается универсальность и целостность понятия деятельность.

изображение

И никоим образом не разрывая эту целостность, мы сосредотачиваем сейчас внимание на двух важных в контексте нашего разговора аспектах представления деятельности как предмета управления и предмета проектирования.

изображение

А вот и нет! Мы начнем свое рассуждение со взгляда на деятельность как предмет проектирования. И объясним этот выбор тем, что именно с проекта как с прообраза того, ради чего осуществляется и на что должна быть устремлена деятельность образовательной организации и начинается целеустремленное управление.

pen

Проектирование — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; …, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект.

От… понятия «проект» (англ. design) в значении «проектная документация» следует отличать используемое в области деятельности управление проектами в контексте менеджмента понятие «проект» (англ. project, от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий) в значении «некоторая задача с определёнными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ её решения», «программа», «комплекс работ» и т. п. [11]

И в этой предназначенности деятельности мы выделяем одну из важнейших задач, направленных на создание прообраза — образа будущего деятельности образовательной организации и разработки программы действий по его реализации.

изображение

И вот теперь от спроектированного образа действий мы направляем свой взгляд на деятельность как предмет управления. Этот план видения порождает другие задачи. Речь идет о направленности управленческих задач на со-организацию и координирование совместной деятельности тех, кто участвует в процессе реализации программы действий образовательной организации.

изображение

?Знакомо ли вам ироническое отношение, которое мы порой высказываем выражением «планов громадьё»? Знакомо ли вам отношение к созданию различных программ, разработанных по требованию свыше, которые потом, нетронутые и не задействованные в реальной практике, хранятся в папках шкафов или в наших рабочих компьютерах? И ведь таких найдется не мало…

Так уж получается в нашей реальной практике, что, несмотря на знание о необходимости стратегий и тактик их реализации, наша управленческая жизнь превращается в череду нескончаемых оперативных задач, которые мы решаем здесь и сейчас, порой и вовсе забывая о задачах, написанных в программах. Так и работаем, подчиняясь «жизненному» правилу: программы, написанные для того, чтобы они были, — отдельно, а практика, оторванная от этих программ, — отдельно.

И дабы избежать этого «разрыва в деятельности» нам необходимо выстраивать еще один комплекс управленческих задач с четким определением их направленности.

изображение

Наряду с задачами, направленными на осуществление программы действий ОО возникает необходимость постановки и реализации задач, связанных и с анализом осуществления заявленной программы действий, и с самооценкой и рефлексией участниками совместной деятельности достижения/недостижения планируемых результатов, успехов/неудач в процессе осуществления ими программы действий образовательной организации.

Важность этих управленческих задач определяется тем, что процесс их реализации порождает следующий уровень задач, помогающих, с одной стороны, осуществлению задач, направленных на эффективную организацию совместной деятельности тех, кто участвует в процессе реализации программы действий образовательной организации. Речь идет о задачах, направленных на устранение проблем, возникающих в процессе претворения проекта будущего в реальную практику.

изображение

С другой стороны, именно управленческие задачи, направленные на анализ, самооценку и рефлексию в процессе осуществления программы действий ОО, позволяют не только корректировать по необходимости реализуемую программу.

Речь идет об очень важной направленности задач, которые, по сути, связывают «день сегодняшний с днем завтрашним»: на основе достигнутых результатов определяются задачи, направленные на новые проекты как взгляд, устремленный к новым горизонтам развития образовательной организации.

Вот теперь, представляя спектр разнонаправленности задач и их взаимосвязанность между собой, мы можем вернуться к вопросу о задачах проблемно-ориентированного анализа, с которых мы начали наш разговор.

изображение

Да, именно так, в проблемно-ориентированном анализе мы имеем дело с задачами, которые должны устремлять нас и сосредотачивать наше внимание именно на устранении проблем, выявленных на первом этапе анализа.

pen

Направленность — устремленность, сосредоточенность в каком-нибудь направлении. [12]

Но понимая всю важность и необходимость такой устремленности и сосредоточенности на «проблемных» задачах, мы не должны забывать о рисках, которые нас подстерегают. Первый из них очевиден. «Вырванный» из системы задач элемент не может работать сам по себе, и потому задачи, направленные на устранение проблем, не могут быть решены отдельно без понимания всего комплекса организационно-управленческих задач и задач программы действий образовательной организации.

изображение
изображение

Спору нет, что для многих руководителей указание на этот риск может показаться неуместным, но, к сожалению, он существует, и в этом мы убедимся в следующей теме, когда будем рассматривать целевую составляющую задач. А сейчас обратим внимание на очень важную позицию, обозначенную в реплике.

?Замечали ли вы, с какими словами у вас чаще всего ассоциируется управление, и какие слова-спутники мы чаще всего употребляем в нашей речи? Ответ напрашивается сам собой. Управление: система управления, органы управления, функции управления, вышестоящая система управления…

И это понятно, поскольку мы, руководители, учимся и стараемся мыслить системно и представлять все, что окружает нас, и то, чем и каким образом мы управляем, — как систему. Мы проектируем… систему. Мы организуем… систему. Мы анализируем… систему.

А вот теперь, внимание, вопрос: как часто мы употребляем словосочетание «управленческая деятельность»? И отвечая на него, сами можем убедиться, что в нашем управленческом лексиконе это, к сожалению, большая редкость. Поэтому порадуемся, что в нашей профессиональной сфере уже прочно укрепляются понятия «образовательная деятельность» и «педагогическая деятельность».

Однако при этом мы вынуждены констатировать, что в управлении реальная речь, а значит и мышление (вспомним, величайший труд Л. С. Выготского «Мышление и речь»!) остаются только и преимущественно системными, но не «деятельностными». И потому мы организуем (и анализируем, и планируем, и контролируем) нами спроектированные системы без опоры на смысл, теряя ценностно-смысловые и мотивационные опоры деятельности и превращая действия в функции и функционал уже не субъектов деятельности, а лишь исполнителей.

изображение

?Задумывались ли вы, почему в нашей управленческой практике так не приживаются «новомодные» самооценки и рефлексии? И сколько бы о необходимости их ни говорила бы нам наука нам, — ан нет!, не работают они на основе системно-функционального видения управления.

И поиски ответа на этот вопрос приводят нас к пониманию того, что самооценивание и рефлексия имеют сугубо деятельностную «природу», и осуществлять их могут только субъекты деятельности, а не объекты управления, наделенные определенным функционалом и исполняющие возложенные на них функции.

?Система не может, не умеет и не способна к самооценке и рефлексии. Это не функции системы. Это важнейшие ключевые позиции деятельности и деятельности достижений.

 

изображение

Деятельность достижения является чисто человеческим филогенетическим приобретением. Ведь она предполагает как принятие на себя обязательства соответствовать (зачастую абстрактно определенным) стандартам качества выполнения деятельности и ее результатов, так и самооценивание после осуществления деятельности со многими вытекающими из него последствиями. [13]

Х. Хекхаузен

изображение

Суть рефлексии заключается в уникальном опыте личностного осмысления, переживания, оценки отношения к тому, что связано с различными сферами деятельности человека; это особая реальность, которая обеспечивает осмысление прошлого и проектирование будущего…

… рефлексия выполняет как ретроспективную функцию (критический анализ, обобщение и систематизация накопленного знания), так и конструктивную (выработка целей, программ, средств деятельности). Значение рефлексии состоит в том, что она обеспечивает не только потенциальную, но и реальную открытость личности новому опыту, является источником инноваций и развития. [14]

О. А. Беляева

Эта же ситуация работает и в области проектирования, если мы проектируем не деятельность, а именно систему без продумывания ценностно-смысловых и вытекающих из них целевых ориентиров, если мы сосредотачиваем свое внимание только на целях и функциях, которые должна выполнять система, и в частности образовательная организация как система, управление как система.

изображение

Стоит ли нам, спроектировавшим и организовавшим социальные системы наших образовательных организаций без опоры на деятельность, удивляться, что в процессе их функционирования мы чаще всего сталкиваемся именно с проблемами немотивированности, нецелеустремленности, некомпетентности, безынициативности, безответственности, нерезультативности, неэффективности и т. д. тех, кто работает в образовательной организации. И объяснить себе причины и источники происхождения таких проблем мы не можем, если вооружены методологическим инструментарием только системного подхода.

И все эти «долгоиграющие» проблемы требуют постановки задач, направленных на их устранение. Вот только справиться с ними и ликвидировать этот «клубок» социально-психологических проблем с позиции системно-функционального видения и образовательной организации, и управления ОО у нас не получается.

изображение

«… организации представляют собой (1) социальные целостности, которые (2) преследуют определенные цели, (3) являются определенным образом структурированными, координируемыми активными системами, (4) связанными с окружающей средой.

Главное в организации — это не здание, не ее политика и не приемы работы; организацию создают люди и их отношения. Организации существуют, поскольку люди взаимодействуют друг с другом, выполняя определенные функции, которые позволяют достигать намеченных целей». [15]

Ричард Дафт

Поэтому во избежание нарастания выявленных нами рисков, мы, представляя комплекс задач, будем действовать именно в деятельностной парадигме.

pen

Парадигма — (от греч. παράδειγμα -paradeigma — пример — образец), в философии, социологии — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию. [16]

изображение

Парадигма — это «… совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которая характерна для членов данного сообщества»,
«парадигмы дают ученым не только план деятельности, но также указывают и некоторые направления, существенные для реализации плана». [17]

Томас Кун

изображение

Парадигма, как используемый в социальной науке термин, есть некоторый перспективный фрейм (a perspective frame of reference) соотнесения для рассмотрения социального мира, состоящий из совокупности концептов и допущений.
Парадигма — это ментальное окно (mental window), через которое исследователь рассматривает мир. [18]

Кеннет Бейли

И вслед за Кеннетом Бейли мы будем смотреть на наши системные объекты через «ментальное окно», опираясь на объяснительный принцип деятельности, рассматривая деятельность как ценность и вооружаясь методологическим инструментарием системно-деятельностного подхода.

изображение

И именно системно-деятельностный подход позволяет нам не только представить деятельность как систему, но и видеть, объяснять, проектировать и организовывать систему с позиции деятельности.

изображение

Опираясь на эту методологию, мы теперь с осознанием дела продолжим в следующем разговоре начатое ранее исследование задачи, проникая в ее «сердцевину» — цель, для достижения которой мы и ставим перед собой разные и разноплановые задачи, и среди них обязательно будут задачи, направленные на устранение выявленных в процессе анализа проблем.

Литература

[1]. Афоризмы [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://www.maybe.ru/blogs/read.php?r=62402
[2]. Краткость сестра таланта [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://vse-frazi.ru/frazy-raznye/kratkost-sestra-talanta-prodolzhenie-frazy.html
[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Функции образовательной организации: от целей к их выполнению. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/funkcii_obrazovatelnoj_organizacii_ot_celej_k_ih_vypolneniyu
[4]. Покровский Н. Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона // Социологические исследования. — 1992. — № 2. http://ecsocman.hse.ru/data/095/539/1217/014.POKROVSKIY.pdf Дата обращения: 9.11. 2017.
[5]. Асмолова (Плахова) Л. М. Организации, или то, в чём организована наша жизнь. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/organizacii_ili_to_v_chm_organizovana_nasha_zhizn
[6]. Школа самоопределения Александра Тубельского [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://poisk-ru.ru/s32355t2.html
[7]. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -768 с., С. 19.
[8]. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с., С. 80–81.
[9]. Асмолова (Плахова) Л. М. Открываем очередную тайну системы управления и проникаем в суть ее процессов управления. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/otkryvaem_ocherednuyu_tajnu_sistemy_upravleniya_i_pronikaem_v_sut__ee_processov_upravleniya
[10]. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. -М.: УРСС, 1997. — 444 с., С. 250.
[11]. Проектирование [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/282193
[12]. Направленность /Словарь Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://tolkslovar.ru/n2305.html
[13]. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с., С. 368.
[14]. Беляева, О. А. Методы организации рефлексии: учеб.-мегод. пособие / О. А. Беляева. — 4-е изд.,
стер. — Минск: РИПО, 2017. — 42 с., С.5.
[15]. Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» /Ричард Л. Дафт; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -736 с., С. 13.
[16]. Парадигма /Энциклопедическй словарь [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://tolkslovar.ru/p974.html
[17]. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975., С. 220, 143.
[18]. Baily K. D. Methods of Social Research. — N.Y.; London, 1982, Р. 24, 25.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0