Мы убедились в том, что мотивирование как разъяснение и прояснивание смыслов предстоящей деятельности  это очень важная составляющая мотивационного менеджмента. Но только ли словами и убеждениями достигаются эффекты мотивации?
Многие руководители не раз сталкивались в своей управленческой практике с ситуациями, когда, казалось бы, использованы все методы «разъяснительной работы», а «воз и ныне там», и ожидаемой активности, включенности участников образовательных отношений в реальные дела и события школы (детского сада, дома творчества и т. д.) так и не наблюдается.
Как же в этих случаях будет поступать мотивационный менеджмент? Каким важнейшим принципом он будет руководствоваться? Ищем ответ на этот сложный вопрос не только управленческой, но и педагогической практики.

Мы приступаем к изучению одного из самых сложных вопросов мотивационного менеджмента, в поиске ответов на который нам, руководителям образовательных организаций, предстоит разгадать интригу (от лат. intrico  «запутываю»), столкнувшись с путаницей понятий, возникающей в этой области менеджмента.
Многие руководители ОО убеждены в том, что мотивационный менеджмент  это управление мотивацией. А можно ли управлять мотивацией человека? Отвечая на этот вопрос, мы убедимся в том, что «управлять мотивацией» нельзя, как и невозможно «управлять мотивами» человека.
Тогда чем же управляет мотивационный менеджмент в образовательной организации? Интрига продолжается

В поздравления с началом нового учебного года внесены изменения: теперь мы слышим и говорим об актуальных нововведениях, которые в нашу управленческую и педагогическую практику внесла пандемическая ситуация 2020 года. Но как всегда неизменными остаются пожелания превратить управленческие и педагогические «мечты» о мотивированных к деятельности педагогах и о мотивированных к образованию обучающихся в действительность.
Стремясь выполнить это, руководители образовательных организаций используют весь имеющийся у них арсенал административных методов и средств воздействия на педагогических работников, однако ожидаемых эффектов мотивированности кадров так и не достигают. При этом управленческие воздействия уподобляются действиям «алхимиков», не имевших представления о составе и структуре вещества, с которым они имели дело, но непременно желавших получить из него золото с помощью волшебного камня.
Задумаемся над этой аналогией, рассматривая практику администрирования, не ведающего о «законах деятельности», в которой личностью порождаются мотивы и смыслы, и пытающего с помощью «волшебных» мер воздействия на трудоспособность работников «получить» наконец-то мотивированные на работу кадры.

Различение администрирования и менеджмента в управлении образовательной организацией позволяет нам, руководителям ОО, ставить вопрос об их разных подходах к оценке профессионализма тех, кто работает в наших школах, детских садах, домах творчества и т. д.
В этой теме нашего разговора мы обратим внимание на принципиальное отличие функционального и компетентностного подходов, а так же на то, как умело «пристраивается» администрирование к новой тенденции управления, подменяя функционал на компетенции и функциональность на компетентность, но, не изменяя при этом основам управления, в котором «царит» функция.

Продолжая изучение совместной деятельности, мы от «грамматики» переходим к «арифметике». Для этого «разделим» изучаемое нами понятие на основные признаки, и будем разбираться в том, чего же не хватает нашей образовательной организации, чтобы стать общим пространством совместной деятельности.
Погружаясь в причины этой нехватки, мы от «арифметики» перейдем к «физике» и обнаружим разнодействующие в нашей организации силы, одна из которых существенно затрудняет движение к достижению цели.
А затем, и «арифметика», и «физика» помогут нам приоткрыть завесу тайны совместной деятельности, в которой «складывая» индивидуальные действия, мы сможем добиться слаженности совместных действий.