Вряд ли найдется среди заваленных массой проблем и задач руководителей образовательных организаций, тот, кто не спрашивал себя: «Откуда же сыплются все эти задачи на мою голову?».
И на самом деле, откуда берет начало этот нескончаемый поток задач, которые решают руководители ОО? Не будем указывать на вышестоящую систему как «первоисточник», а попытаемся вникнуть в деятельностную суть задач управления.

«Прежде чем решать задачу — прочитай условие!» — это математическое правило известно каждому из нас со школьной скамьи. А мы, руководители, для того чтобы быть готовыми к решению управленческих задач, должны не только «прочитать» условия, но и самостоятельно их выявить и определить. И не только условия. Ведь для решения задач нам необходимы еще и ресурсы.
А это значит, что мы должны уметь не только различать эти важные понятия, но и видеть, и понимать их место в структуре задачи.

В предыдущих темах мы не раз убеждались в том, что выявление проблем и «доведение их до кондиции» подготовленности к постановке задачи, — это трудное препятствие на пути эффективного управления.
Но не успели мы перейти к следующему этапу проблемно-ориентированного анализа, как тут же сталкиваемся с еще одной преградой. А ведь поначалу казалось все просто, и нам надо было только поставить задачи на основе выявленных проблем.
Однако практика показывает, что ставя различные управленческие задачи, мы делаем это, не всегда зная и понимая, что представляет собой само понятие «задача». Иными словами, ставим «то, не зная что…»

Мы, руководители, очень хотим, чтобы наша борьба с проблемами в образовательных организациях была победоносной и эффективной. Но для этого мы не станем «палить пушкой по воробьям», а вооружимся не только знаниями о том, где «расположился противник», но и будем обретать умения распознавать его главные «боевые части».
И освоении такого управленческого мастерства нам поможет построение «дерева проблем».
Однако у этой технологии есть одна принципиальная особенность применения, связанная со спецификой и индивидуальностью каждой образовательной организации. Поэтому дерево проблем в каждой школе, детском саду, доме творчества и т. д. будет своим, «доморощенным» и выращенным на конкретной «почве» недостатков организации и условий деятельности.

Руководитель как глава вверенной ему в управление образовательной организации, является еще и главнокомандующим в борьбе с проблемами, существующими и возникающими в ОО. И нам, возглавляющим это сражение, необходимо не только мобилизовать свое «войско» на этот бой, но вести его грамотно и правильно до победоносного завершения. А для этого мы должны хорошо знать своего противника, прочно расположившегося на обширном проблемном поле образовательной организации.
Поэтому перед началом сражения нам следует провести четкую рекогносцировку, чтобы знать диспозицию — «расположение» проблем в объекте управления, на которые мы и будем направлять свое победоносное воздействие.
Однако наш противник очень хитер и коварен, поскольку запутывает нас и количеством своих боевых проблемных единиц, и неясностью их нахождения в системном объекте анализа.
Но мы не станем уступать перед трудностями, ведь знание проблем  это уже половина победы!