Мы сталкиваемся с очередным парадоксом управленческой практики. Что такое проблема, каждый руководитель образовательной организации знает не понаслышке. Только вот победителем, справившимся с проблемами, сможет назвать себя далеко не каждый.
Давайте задумаемся, почему же мы
решаем проблемы, вместо того, чтобы решать задачи, направленные на их устранение?
решаем проблемы, в которых не формулируем вопрос, но при этом с завидным упорством ищем ответ?
решаем проблемы, преодолевая преграду, которую не видим и не понимаем, но все силы направляем на преодоление?
решаем проблемы, не осознавая сути противоречий, и потому решения наши порой противоречат друг другу, способствуя росту проблем?
Вот так в нашей управленческой практике отзывается многозначность понятия «проблема». И погружаясь в понимание различий этих значений, мы нацеливаемся на достижение эффективного управления.

Многие руководители согласятся с тем, что чаще всего в нашем управленческом лексиконе мы используем слово «проблема».
Ведь это и причина головной боли в наших управленческих головах Это и предмет постоянного управленческого внимания
Это и условия, порождающие сложность управленческой деятельности в решении (чего?!) решении проблем, или решении задач?
Вот о таком интересном «слиянии» проблемы и задачи, происходящем в наших управленческих умах, мы и будем говорить, проникая в суть понятия «проблема».

Знакомы вам ощущения обиды и разочарования, когда мы видим свою школу, детский сад, дом творчества и т. д. в конце очередного списка рейтингов, составленных на основе информации, поступающей от образовательных организаций?
Конечно, подбадриваете себя вы, мы не лучшие, но и не худшие. И далее, как правило, следует доказательная база аргументов, которую вы могли бы предоставить, если бы
Если бы что?
Если бы речь шла об анализе, а не о сгруппированной информации.
Если бы речь шла о знании, а не о «голых цифрах» статистики.
Если бы речь шла о понимании ситуации и причин, а не только о первичной обработке поступивших данных
Давайте серьезно задумаемся о таком парадоксе аналитической деятельности: информации много, а знаний, необходимых для правильного принятия правильных решений, мало

Давайте испытаем на себе один из наших любимых дидактических приемов  работу над ошибками, который так актуален в педагогической практике в начале учебного года. И так же как и наши дети возвращаются к учебным будням, отдохнувшие после каникул и подзабывшие то, что учили и проходили, мы обратимся к уже пройденным нами сложным вопросам аналитической деятельности.
И оказавшись в роли учеников, сами себе будем задавать вопрос «Почему?», изучая свой опыт проведения «нелюбимого» анализа. И постараемся учиться на своих ошибках, чтобы не повторять их в своей аналитический деятельности.

Наступило 1 сентября! С пожеланиями успехов своей образовательной организации мы нацеливаемся на перспективы длиною в учебный год. И для их достижения уже подготовлены все нужные программы и планы, которым предшествовал серьезный вдумчивый анализ.
Однако, как говорил герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию»:  Меня терзают смутные сомненья
И сомнения эти у многих руководителей возникают не на пустом месте. А точнее не так. Сомнения возникают из-за «пустого места».
Вот в вопросах о том, что же собой представляет «пустота», образовавшаяся между анализом итогов прошедшего периода и задачами будущего, мы и будем разбираться.