Поем дифирамб проблемно-ориентированному анализу

Мы стоим на пороге изучения одной из не только самых интересных тем управления, но и одной из трудно реализуемых практик управленческой деятельности. Уже много слов было сказано о том, что анализ — не очень-то «любимая» руководителями функция. И такие управленческие установки имеют весомые негативные основания. Мы не осознаем ради чего заниматься анализом, мы не знаем, на что нацеливает нас анализ и как правильно проводить правильный анализ.

Именно поэтому предыдущие темы были посвящены решению «задачи на смысл» и пониманию целей аналитической деятельности [1]. А теперь нам предстоит спуститься вниз по условным ступенькам планов анализа деятельности, предложенных в методологии системно-деятельностного подхода [2], и проникнуть в тайны одной из технологий аналитической деятельности.

изображение

Мы уже говорили о том, что именно познавательные цели аналитической деятельности являются определяющими в выборе технологий анализа.

изображение

Почему же именно проблемно-ориентированному анализу выпала такая честь занять центральное место в числе других мощных инструментов аналитической деятельности в управлении образовательными организациями?

изображение

Чем же «заслужил» проблемно-ориентированный анализ столь почетное место быть первым среди равных?
За какие такие «заслуги» на ниве управления образовательными организациями мы выделяем этот вид анализа, выбирая именно эту технологию для нашего изучения?

изображение
изображение

Конечно, нас подкупает название данного вида анализа, поскольку оно четко указывает на его направленность, а нам в управлении очень важно уметь правильно выявлять проблемы.

Но получить столь необходимый нам перечень проблем можно проводя и сравнительный анализ, и причинно-следственный анализ, и риск-ориентированный анализ, и SWOT-анализ, и другие виды анализа.
Почему же наш выбор падает именно на проблемно-ориентированный анализ? Почему именно ему мы будем петь дифирамб, восхваляя его особенность среди других аналитических инструментов, которыми мы, руководители, тоже должны владеть в своей практике?

изображениеА заслуживает этот вид анализа нашей похвалы за то, что, ориентируясь на проблемы, он изначально исходит из понимания проблемы как противоречия, знание о котором и устранение которого и является важнейшей целевой установкой аналитической деятельности. Иными словами, осуществляя этот анализ, мы учимся «зрить в корень», выделяя сущность проблемы [3].

изображение

Однако не только этим «силен» проблемно-ориентрованный анализ. В технологии, с которой мы будем знакомиться, заложена важная последовательность, включающая элементы серьезной и детальной проработки самих проблем с выходом на задачи, направленные на их устранение.

И данная особенность является весомым аргументом в пользу того, что именно с освоения компетенций в области проблемно-ориентированного анализа начинается приращение аналитической компетентности управленческих кадров системы образования.

изображение

И прежде, чем мы начнем погружение в изучение теории и технологии этого вида анализа, позвольте мне пропеть свою хвалебную песнь моему учителю — академику РАО, доктору педагогических наук, профессору М. М. Поташнику. Именно Марк Максимович на заре моей управленческой деятельности в прямом смысле слова заставил меня заниматься проблемно-ориентированным анализом, чем и привил мне любовь к этому увлекательному аналитическому действу на всю жизнь.

Дорогой и уважаемый Марк Максимович! Я обращаюсь к Вам со словами искренней благодарности за то, что 25 лет назад, в далеком 1992 году Вы разглядели во мне, начинающем директоре, Вашего соратника и поручили мне очень трудное задание.

Речь тогда шла о разработке Программы развития гимназии № 1514 г. Москвы [4], которую надо было сделать, следуя рекомендациям, разработанным Вами и В. С. Лазаревым [5].

И, несмотря на то, что эта задача казалась мне непосильной, именно Ваша вера в меня позволила не только справиться и выполнить порученное, но и создать реальную программу действий, которая за десять лет с 1993 по 2003 год позволила нашей школе выйти в число лидеров московского образования.
Именно с выполнения Вашего задания и началось мое знакомство с понятием «проблемно-ориентированный анализ», который стал в последующие годы неотъемлемым и важным инструментом профессиональной деятельности.

Именно с Вашей легкой руки я продолжаю в своей жизни быть ориентированной на проблемы и нацеленной на задачи по их устранению.

Низкий Вам поклон и долгих лет жизни! Спасибо Вам большое!

Искренне Ваша
Люба Плахова

И раз уже зашла речь о разработке Программы развития ОО, то отметим и еще одну важную особенность проблемно-ориентированного анализа, который является эффективным аналитическим инструментом не только стратегического управления.

изображениеОсвоив эту технологию, мы сможем успешно применять ее и в тактическом анализе, исследуя противоречия и проблемы, возникающие в процессе реализации тактических задач. Эта технология, хоть и не во всем ее объеме, станет нашим помощником в постановке оперативных задач управленческой деятельности.
Иными словами, проблемно-ориентированный анализ — это эффективный способ, закладывающий основы системного управленческого мышления. И в этом мы сможем убедиться, разбираясь не только в элементах этой технологии, но и охватывая взглядом всю ее целостность.

Мы еще не раз пропоем дифирамб этому виду анализа, но сейчас наступает время начать знакомство с ним. Для этого выделим важные «вехи» в представлении изучаемой нами технологии. И определим их так: речь идет об этапе, связанном с разработкой проблем, и еще двух этапах, связанных с задачами. Мы выделим этап постановки задач, направленных на устранение проблем, и этап решения поставленных задач.

изображение

Выделив эти крупные элементы, мы не только обозначаем «этапы большого пути», который нам предстоит пройти, но и еще раз подтверждаем понимание нами структуры и общей направленности аналитической деятельности [1].

изображение

И, исходя из этого, вновь расставляем четкие акценты на решение задач в направленности аналитической деятельности.

изображение

Аналитика — это, прежде всего, основа интеллектуальной, логико-мыслительной деятельности, направленной на решение практических задач [6].

Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов

изображение

Исходя из составленной нами модели аналитической деятельности, мы уже сейчас можем увидеть, насколько значительным должен стать в данном виде анализа этап работы с проблемами. Нам предстоит не только добиться обретения знаний о реально существующих проблемах в нашей образовательной организации, но и достигнуть понимания причин и условий, порождающих этих проблемы.

Забегая вперед скажем, что именно на этом этапе исследования проблем, нам предстоит серьезная работа по структурированию и ранжированию проблем, которая создаст нам условия для правильной и эффективной постановки задач.

Поэтому еще до начала погружения в структуру и содержание проблемно-ориентированного анализа, мы можем и должны внести изменения в нашу ориентировочную схему пути изучения этой технологии, для чего нам необходимо расширить границы этапа, ориентированного на исследование проблем.

изображение
изображение

Именно так! И такое название этот вид анализа получил потому, что «львиная доля» в нем приходится на исследовательскую работу с проблемами, включающую не только их разработку, но и их «обработку и доработку до состояния готовности» перейти в разряд задач, направленных на устранение проблем.
Но при этом не будем забывать, что в технологии проблемно-ориентированного анализа, как и у всех других видов анализа должен быть еще один этап, с которого начинается и стартует любое действие, тем более аналитическое.

изображение

Конечно же, поэтому именно предваряющим этапом, т. е. стоящим перед дверями, открывающими нам пространство последующих аналитических действий, будет этап целеполагания и постановки задач проблемно-ориентированного анализа в выбранных нами объектах управления.

изображение
изображение

Абсолютно верно! И это будет очень важный технологический этап, присутствие которого в наших действиях не позволит нам «почивать на лаврах» сделанного. Именно на этом этапе мы должны будем сами оценить результативность анализа как степень достижения поставленных целей и эффективность технологических приемов, которые мы использовали для достижения этих целей при осуществлении проблемно-ориентированного анализа.

изображение

Поэтому еще раз обратим внимание на то, что и предваряющий, и завершающий этапы являются непременной составляющей любой аналитической технологии, а выделенные нами этапы работы над проблемами, задачами и решениями будут связаны со спецификой технологий именно проблемно-ориентированного анализа.

изображение
изображение

Но как бы ни хотелось некоторым из наших коллег тотчас же приступить к собственно проблемному блоку анализа, мы не будем совершать привычных в нашей управленческой практике ошибок, а начнем изучение технологии проблемно-ориентированного анализа с погружения в его предварительный этап.

изображение

И вступая на территорию этого предваряющего анализ этапа, мы сразу оказываемся «под ударами» множества вопросов, ответы на которые нам и предстоит получить по существу дела.

изображение

Какой элемент системы управления (какое направление или аспект деятельности ОО) мы будем анализировать?
Каков период/промежуток времени в деятельности ОО, выбираемый нами для анализа?
Почему мы делаем именно такой выбор для объекта анализа и периода его функционирования?
Для чего нужно это сделать? В чем заключается необходимость проведения этого анализа?
Кому важно, для кого необходимо проведение этого анализа?
На принятие каких решений ориентирован анализ?
Чего мы хотим добиться в результате проведенного анализа? Каким мы видим ожидаемый нами результат?
Что нам необходимо будет сделать для достижения этого результата?
Кто во взаимодействии с кем будет осуществлять этот анализ?
Как и по каким признакам мы будем оценивать достижение цели анализа и выполнение поставленных задач?

Представив эту внушительную дюжину вопросов, мы еще раз убеждаемся в важности и необходимости предваряющего этапа, поскольку добиваясь от себя четких ответов, мы не только проясняем для себя позиции, связанные с выбором объекта анализа, определением целей и постановкой задач анализа. Мы не только формируем важную для нас ориентировочную основу предстоящих аналитических действий.

Мы заведомо «вторгаемся» в мотивационную и рефлексивную составляющие предстоящей деятельности, разъясняя и проясняя для самих себя нужность и необходимость не только самого факта проведения анализа, но и нашу потребность в проведении качественного, эффективного анализа.

изображениеНо чтобы не были голословными эти увещевания о важности и необходимости предваряющего этапа, давайте проведем работу над ошибками. И для этого возьмем весомый том итогового анализа работы ОО за предыдущий год и зададим эти же вопросы к уже проведенной нами аналитической работе, но только теперь уже в прошедшем времени. И эти вопросы по существу дела мы обратим не только к подчиненным, но, в первую очередь, к самим себе как руководителям, возглавляющим всю аналитику в ОО.

изображение

?Для чего нужно было это сделать? В чем заключалась потребность в проведении этого анализа?
Кому это было важно, для кого было необходимо проведение этого анализа? Был ли значим проведенный анализ для управленческой команды и педагогического коллектива?
На принятие каких решений был ориентирован анализ? И какие решения последовали?
Чего мы хотели добиться в результате этого анализа? И что в результате мы получили? Понимали ли участники аналитической деятельности цели анализа? И были ли эти цели поставлены так, чтобы они были понятны участникам деятельности как ориентиры достижений?
Что нам необходимо было сделать для достижения этого результата? И что мы сделали и выполнили? Ясны ли были поставленные задачи участникам деятельности? И были ли задачи анализа поставлены?
Кто во взаимодействии с кем осуществлял этот анализ? Какова удовлетворенность участников результатами процессом и результатами проделанной работы?
Как и по каким признакам мы оценили достижение цели анализа и выполнение поставленных задач? И оценили ли?
Итоговый вопрос по существу: был ли проведенный анализ нужным, значимым и эффективным для нашей последующей деятельности?

И если все эти вопросы по существу дела «перевешивают» наш весомый многостраничный аналитический труд, то причиной этого, в первую очередь, является недооценка важности руководством ОО предваряющего этапа анализа, закладывающего мотивационные, целевые и рефлексивные основы предстоящей аналитической деятельности.

Но при всей важности мотивации и рефлексии (к этим вопросам мы еще будем обращаться), на данный момент изучения технологии проблемно-ориентированного анализа, мы сосредоточим свое внимание именно на позициях целеполагания. И для этого вновь воспользуемся уже известной нам «формулой» [7].

изображение

Так что же собой может и должен представлять образ результата, которого мы ходим достичь, проводя именно проблемно-ориентированный анализ?

изображение
изображение
изображение
изображение

Серьезная дискуссия… И для того, чтобы прийти к конструктивному решению, давайте еще раз вернемся к схеме, ориентирующей нашу аналитическую деятельность и на обретение знаний о проблемах в ОО, и на понимание истоков и причин их порождающих, и на выход в область постановки и решения задач, направленных на их устранение.

изображение
изображение

Абсолютно верно! Подчиняясь общей направленности аналитической деятельности, мы должны видеть образ результата в найденных решениях, реализация которых позволит нам устранить (ликвидировать, снизить остроту, уменьшить рост и распространение, и т. д.) проблем, существующих в ОО.

?Задумывались ли вы, почему в нашем управленческом лексиконе прижилось краткое словосочетание «решать проблему» взамен той развернутой формулировки, которая обозначает необходимость перевода проблемы в задачу, направленную на ее устранение, и решением которой станут действия, устраняющие проблему?
В таком нашем уже ставшем привычным сокращении мы, порой даже не отдавая себе в этом отчета, формулируем образ результата: мы должны найти решение (задачи), реализация которого позволит устранить проблему.

Ну, а далее, стараясь быть краткими, мы доводим эту фразу до привычного минимума слов:

изображение

?А вот знакомо ли вам все более приживающееся в нашей управленческой практике выражение «порешать проблему/задачу»? Какой смысл мы вкладываем в него, и какой отклик в нашем сознании возникает, когда мы слышим подобное?
Если в глаголе «решать» мы улавливаем смысл на потенциально возможную завершенность действия: надо решать, значит, мы будем решать и решим!, то мы настроены на достижение результата.
А вот со значением глагола «порешать» дело обстоит иначе. Убедимся в этом, обратившись к энциклопедическому словарю.

pen

Порешать — провести некоторое время, решая что-либо [8].

Вот и получается, что наше сознание, улавливает смысл не нацеленности на результат, а только лишь указания на времяпрепровождение за этим занятием: порешать проблему, затратить на этот процесс какое-то время и… не добиться решения.

smile

Когда результат не нужен, трудно процесс сделать захватывающим.

М. Жванецкий

Но нам-то как раз важен именно результат, а точнее нам необходимо сформировать образ результата, на достижение которого мы нацеливаемся при проведении проблемно-ориентированного анализа.
Итак, пробуем сформулировать этот образ результата, включая внутреннего критика.

изображение

Результатом проблемно-ориентированного анализа являются найденные пути (способы) решения выявленных проблем в объекте анализа.

Здорово получилось, да? Но что нам скажет на это наш внутренний критик?

изображениеКритичный ответ, безусловно, не заставит себя ждать, поскольку наш внутренний критик тот час же напомнит нам о том, что мы решаем не проблемы, а задачи, направленные на их устранение.
И если мы еще делаем подобную ошибку в формулировках, то нам будет не лишним обратиться к предыдущему материалу для повторения изученного:

?Задача всегда связана с действием, а проблема отражает некое положение вещей, некое состояние, которое необходимо изменить. И уже эту поставленную задачу, направленную на изменение выявленного проблемного состояния, мы и должны будем решать.

изображение

Результатом проблемно-ориентированного анализа являются найденные пути (способы) решения задач, направленных на устранение выявленных проблем в объекте анализа.

Ну что ж, первая ошибка учтена. Но остается ряд существенных возражений.

изображениеВо-первых, цель в таком образе результата будет считаться достигнутой, если мы любые принятые нами решения, обозначим как направленные на устранение проблем. Но будут ли они при этом таковыми?

изображениеВо-вторых, не встаем ли мы на порочный путь отчетности не по результатам, а по запланированным и выполненным мероприятиям? Уж очень велик риск того, что вместо результатов как устраненной проблемы мы будем оправдываться перед самими собой количеством принятых решений по их устранению…
И в третьих, а что, собственно, мы понимаем под привычным словосочетанием «принятые решения»?
Получив столь веские аргументы не в пользу нашего второго опыта формулировки образа результата проблемно-ориентированного анализа, и учтя замечания, не оставляем попыток и пробуем еще раз.

изображение

Результатом проблемно-ориентированного анализа являются найденные пути (способы) действий, реализация которых позволит устранить выявленные в объекте проблемы.

В этой попытке мы сконцентрировали внимание на образе результата как итоге, к которому мы должны прийти на завершающем этапе проблемно-ориентированного анализа. По существу, мы должны добиться понимания того, какими действиями и способами мы будем устранять выявленные нами проблемы. Именно это и становится «сердцевиной» решений.

изображениеНо, несмотря на, казалось бы, правильную формулировку, наш внутренний критик не дремлет. В чем заключаются его сомнения?

Проблемы можно устранять по-разному, идя разными путями.

изображениеПуть 1: устраняем следствия проблем.
Путь 2: ликвидируем причины и условия порождения и распространения проблем.
Путь 3: разрешаем само противоречие, являющееся корнем проблемы.

И поскольку речь идет именно о проблемно-ориентированном анализе, то одной из его принципиальных особенностей, которую мы уже «воспели в своем дифирамбе», является устремленность на устранение, в первую очередь, сущности противоречия.
Этой важной позицией мы и дополним формулировку образа результата.

изображение

Результатом проблемно-ориентированного анализа являются найденные пути (способы) действий, реализация которых позволит устранить выявленные в объекте проблемы через разрешение противоречий, лежащих в их основе.

изображениеИ вновь наш внутренний критик начинает серьезно сомневаться в правильности формулировки, представив весьма значительный перечень действий и способов их реализации, который мы получим в итоге проведенного анализа.

изображениеНе получим ли мы из «месива проблем» (Р. Акофф) аналогичное «месиво» не связанных между собой действий? Не заплутаем ли мы в этом лабиринте множества предстоящих дел? Не окажется ли наш проблемно-ориентированный анализ не ориентированным на результат устранения проблем, а погрязшим в запутанном клубке дел и действий?

Ну что ж, против такой «убийственной» критики и возразить нечего.
И надо срочно исправлять положение, представляя результат как четко выстроенную систему взаимосвязанных между собой и содействующих друг другу действий.

изображение

Результатом проблемно-ориентированного анализа является целенаправленная система действий, реализация которых позволит устранить выявленные в объекте проблемы через разрешение противоречий, лежащих в их основе.

Ну, вот, кажется, что мы смогли добиться четкой формулировки образа результата. Однако у нашего внутреннего критика, помогающего нам конструктивно мыслить, и в этом случае находится важное и существенное замечание, от которого в очень большой степени будет зависеть реализуемость системы действий, направленных на устранение проблем.

изображениеБудет ли понятна и ясна участникам совместной деятельности в ОО эта система действий, или она останется для них кем-то разработанным сложным решением и предложенным им к неукоснительному исполнению?
Станет ли эта система действий навигатором для участников совместной деятельности в значимой для них борьбе с проблемами?

изображениеБудут ли они субъектами в этой целенаправленной системе действий, или им будет отведена только роль кадровых ресурсов реализации?

Учтем это очень весомое замечание не только на этапе разработки задач, но и представим его в целевом ориентире проблемно-ориентированного анализа.

изображение

изображениеРезультатом проблемно-ориентированного анализа является понятная и ясная участникам совместной деятельности целенаправленная система действий, реализация которых позволит им устранить выявленные в объекте проблемы через разрешение противоречий, лежащих в их основе.

А теперь, когда образ результата после стольких попыток, обрел, наконец, ориентир нашего достижения, мы, следуя «формуле» целеполагания, можем окончательно сформулировать цель проблемно-ориентированного анализа.

изображение

И добиться достижения этой трудной цели мы сможем, если будем иметь четкое понимание направленности и последовательности наших аналитических действий, каждое из которых, соответствуя задачам определенного этапа, будет работать на достижение цели.

изображение

Но, находясь на предварительном этапе, задачами которого как раз и является определение цели и задач проблемно-ориентированного анализа, нельзя забывать о завершающем этапе. Именно здесь нам предстоит соотнести поставленную цель и тот реальный результат, который будет достигнут.

изображение

Как показывает практика, именно этот этап процесса анализа наши коллеги либо вовсе игнорируют, либо сводят его до краткой констатации самого факта проведения анализа и не менее кратких выводов. Поэтому, несмотря на кажущее нарушение логики, мы намеренно уделим внимание задачам именно этого этапа проблемно-ориентированного анализа.

И к числу этих задач отнесем такую необходимую позицию, как разработка критериев достижения цели проблемно-ориентированного анализа.

Сложность выполнения этой задачи не вызывает сомнений, поскольку эти критерии, по которым мы сами будем проводить оценку результативности и эффективности осуществленного нами же анализа, никем для нас не написаны.

Это область задач нашего самостоятельного проектирования. Это область нашей ответственности за правильное оценивание проведенного нами анализа. Это область действенной реализации наших рефлексивных компетенций и компетенций самооценки достигнутого.

Именно поэтому задачи разработки критериев результативности и эффективности проведенного проблемно-ориентированного анализа являются не только самыми трудными. Это область задач, над реализацией которых необходимо позаботиться заблаговременно еще на предваряющем этапе.

?Задумывались ли вы о такой «несправедливости», когда в одних случаях мы считаем обязательным наличие критериев для оценки, а в других даже не видим необходимости в них? И за примером далеко ходить не надо.
К числу педагогических «аксиом» мы относим требования о критериях оценивания выполнения учебного задания, которые должны быть заранее известны и понятны обучающимся и их родителям.

Такие же правила работают и при педагогическом анализе, и при самоанализе урока или других форм занятий. И мы считаем очень важным, чтобы педагог знал, по каким критериям оценивается результативность и эффективность достижения поставленных им целей.

Но будучи строгими «оценщиками» качества образовательной и педагогической деятельности, мы, руководители ОО позволяем себе быть предельно лояльными к своим управленческим «погрешностям».
И даже если мы осуществляем управленческую самооценку, то отсутствие заранее продуманных критериев позволяет нам «обойти острые углы» нашей некомпетентности и сослаться на сонм внешних причин, препятствующих достижению целей.

Поэтому как бы ни было трудно решать задачу разработки критериев результативности и эффективности проведенного проблемно-ориентированного анализа, нам необходимо будет это сделать, если мы хотим добиться, чтобы эта аналитическая технология не только «прижилась на почве» нашего управления в ОО, но и «давала плоды» качества нашей управленческой деятельности.

изображение
изображение

Резонный вопрос! И возник он потому, что мы не открыли «секрет» решения этой задачи. А он заключается в том, что думать и размышлять о критериях, по которым мы будем оценивать успешность нашего проблемно-ориентированного анализа, мы будем не в конце его реализации, когда усталость будет брать над нами верх, и этот этап работы нам будет казаться «лишним».

Вопросы, связанные с критерием результативности и эффективности мы должны научиться задавать себе постоянно в процессе проектирования задач каждого этапа, для того, чтобы обобщить их на завершающем этапе.
Поэтому уже сейчас, когда мы находимся на этапе определения целей проблемно-ориентированного анализа, мы будем учиться ставить подобные вопросы, воспитывая в себе умение разрабатывать критерии оценивания качества нашей управленческой деятельности.

И к числу первых вопросов, которые мы должны будем себе задать по окончании проблемно-ориентированного анализа, будут вопросы, связанные не только с фактом установления противоречий в объекте анализа: Определяются ли выявленные проблемы реальными противоречиями в деятельности ОО?
Не менее важным по отношению к поставленной цели становится вопрос о понимании участниками, от деятельности которых зависит успех и результат, сути противоречий и вытекающих из них значимых проблем в деятельности ОО.

изображение

Поставленные вопросы позволяют нам говорить об очень важном критерии, на основании которого мы сможем судить о достижении цели и оценивать ее достижение.

pen

Критерий — (греч. kritērion мерило, средство суждения, способность различения). Мерило оценки, суждения.

Критерий — (лат. criterium, от греч. kriterion, от krino, сужу) признак для распознания истины, которым руководствуется разум в составлении о ней суждения.

Критерий — [гр. kriterion] — существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [9].

И если этот первый критерий мы связываем с обнаружением противоречий и выявлением проблем, то вопросы для установления второго критерия будут касаться той системы действий, которую мы получим в результате проблемно-ориентированного анализа.

И речь идет не только о том, является ли совокупность действий, которые нами разработаны, именно системой, целенаправленной на устранение выявленных проблем.

Одними из важнейших позиций в этом критерии является обращение к участникам совместной деятельности, поскольку от их понимания целенаправленности и последовательности действий, от их осознания рисков невыполнения этих действий зависит, в конечном счете, и результат борьбы с проблемами.

изображение

И если этот второй важный критерий мы связываем с системностью деятельности и мотивацией участников, то вопросы для определения третьего критерия должны быть направлены на выяснение реальности осуществления в конкретных условиях ОО разработанной системы действий.

изображение

И вот теперь, когда проложены опоры в понимании первых критериев, по которым мы сами будем оценивать результативность и эффективность своей аналитической деятельности: критерий выявления противоречий и проблем, критерий системности и мотивации деятельности, критерий осуществимости/реализуемости действий, мы сможем приступить к формированию задач основных этапов проблемно-ориентированного анализа.
И для этого нам предстоит, ориентируясь на поставленную цель, ставить перед собой задачи, выполнение которых и будет направлено на достижение этой цели.

изображение

изображениеИ в следующий раз, продолжая начатый разговор, мы так же будем петь дифирамб проблемно-ориентированному анализу, реально помогающему нам не только выявлять проблемы в наших образовательных организациях, но и детально их прорабатывать.
Споем дифирамб этой продуманной технологии, позволяющей ставить перед образовательной организацией задачи, ориентированные на устранение проблем.
Споем дифирамб технологическим подходам, позволяющим намечать пути решения поставленных задач

Литература

[1]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Всадник без головы», или управленческая аналитика без смысла [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/vsadnik_bez_golovy_ili_upravlencheskaya_analitika_bez_smysla
Асмолова (Плахова) Л.М. «Всадник без…» видения вперед, или бессмысленность управленческой аналитики без будущего. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
https://edumsko.ru/consultation/management/vsadnik_bez_videniya_vpered_ili_bessmyslennost__upravlencheskoj_analitiki_bez_buduwego
[2]. Асмолов А. Г. Разработка системно-деятельностных принципов. [Электронный ресурс] Персональный сайт А. Г. Асмолова — Режим доступа. — URL: http://asmolovpsy.ru/ru/ideas/121
[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Проблема: как много в этом слове для управления слилось! Как много в нем отозвалось… [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/problema_kak_mnogo_v_etom_slove_dlya_upravleniya_slilos__kak_mnogo_v_nem_otozvalos
[4]. Плахова Л. М. Программа развития гимназии № 1514 (52) Юго-Западного округа г. Москвы. — М.: Новая школа, 1995. 160 с.
[5]. Лазарев В.С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. — М.: Новая школа, 1993.
[6]. Курносов Ю.В., Конотопов П. Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. — Москва: Издательство «Русаки», 2004 г., -550 с., С. 10, 28.
[7.] Асмолова (Плахова) Л. М. Процесс управления результативностью: мониторинг, анализ, целеполагание, и «все-все-все»… [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/process_upravleniya_rezul_tativnost_yu_monitoring_analiz_celepolaganie_i_vse-vse-vse
[8]. Порешать/Энциклопедический словарь. 2009. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/131506/порешать
[9]. Критерий/Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
Критерий/Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.
Критерий/Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/38789/КРИТЕРИЙ

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0