Погружаемся в глубины смыслов вспомогательной деятельности и начинаем проектировать вспомогательную структуру ОО.

Мы продолжаем, прямо скажем, нелегкое восхождение по пути организационного проектирования, где уже взяты высоты образовательной структуры и покорен один из пиков основной структуры.

Но теперь нам предстоит вернуться «с небес на землю».

изображение

Этот поэтический образ вовсе не означает, что следующий участок, который нам предстоит пройти, пролегает не «в заоблачных высях», а по «низинным и равнинным» территориям организационного проектирования. Более уместным здесь будет образ не географический, а скорее, геологический (вот, наконец, и пригодилось мое геологическое образование и опыт преподавания географии в школе).

Речь идет о том, что структуры, которые мы уже спроектировали, отражают организационное устройство в ОО образовательной и педагогической деятельности. Именно эти (позволю себе употребить геологический термин) «пласты залегания» данных видов деятельностей мы и выделим в уже привычной для нас схеме, добавив к ним и «пласт» управленческой деятельности, и «пласт» …

А вот здесь остановимся и поставим знак вопроса.

изображение

Поставим знак вопроса потому, что вскрывая «геологические напластования» уже знакомых и привычных названий видов деятельности ОО, мы «докопались» до очень важного и необходимого содержания работы, присутствующего во всех без исключения образовательных организациях и занимающего львиную долю рабочего времени каждого руководителя ОО. Однако при столь значимом положении в основании других видов деятельности и большой совокупности разноплановых работ, общепринятого и обобщенного названия для образовательных учреждений она не имеет.

А ведь речь идет и о необходимой основе устойчивого функционирования ОО [1], поскольку этот вид деятельности обеспечивает условия для реализации задач образовательной, педагогической и управленческой деятельности; и о необходимых ресурсах, без помощи и поддержки которых невозможно реализовать задачи развития ОО.

?Так как же мы называем в наших образовательных организациях все то, чем занимаемся, решая вопросы нормативно-правового, финансового, материально-технического, кадрового обеспечения, исправляя недостатки, выявленные в ходе проверок многочисленных надзорных органов и других вышестоящих организаций, снабжая и обеспечивая, создавая требуемые и необходимые условия и регламенты, укрепляя и развивая ресурсную базу ОО?

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Воспользуемся названием книги Джозефа Маккормака как напутствием:

Короче. Меньше слов — больше смысла.

Опираясь на введенные Берни Триллингом понятия поверхностной и глубинной краткости («поверхностная краткость означает последовательность без понимания; глубинная краткость — это лаконичность в сочетании со знанием»), автор книги считает, что краткость начинается с глубокого понимания. Лишь досконально зная предмет, можно сделать четкое и содержательное обобщение. Вначале нужно углубиться в суть, … а потом вернуться с четким пониманием, которое формируется на основе более полного видения. … Вы должны передать смысл [2].

изображение

Конечно, легко рассуждать о смыслах и «высоких материях», если не ощущаешь на себе ежедневный давящий конгломерат проблем, или не тонешь в водовороте дел и событий, связанных с обязательностью выполнения всех требований в том виде деятельности образовательной организации, чему и названия-то четкого в нашей практике нет.

smile

К сестре Таланта Краткости — длинный путь по бездорожью размышлений.

Галина Оболенская

Но прежде чем рассуждать, погрязнув в бездорожьях наших практических представлений об этой многотрудной области работы в ОО, обратимся к теории, которая хоть и не балует именно образовательные и другие некоммерческие организации, но при этом дает основы о представлении различных видов деятельности и процессов, протекающих во всех организациях.

И прежде, чем мы обратимся к теории, напомним, о чем говорили в одной из предыдущих тем [3], выделяя различия между коммерческими организациями с их производственными и бизнес-процессами и структурами, и образовательными организациями, для которых главным делом (англ. business ['bɪznɪs] — дело, занятие; работа) является образование детей.

изображение

А обращение к теории организации позволит нам увидеть разные подходы к выделению разнообразных процессов в организации и использовать эти знания в практике деятельности ОО.

изображение

Моделирование работы предприятий и, как часть этой задачи, определение списков бизнес-процессов выделилось в отдельную самостоятельную область исследований, которой занимаются много ученых. Например, исследователи из Плимутского университета (США) разработали иерархию бизнес-процессов, которая имеет пять уровней. В этой иерархии процессы делятся на три основные группы:

«производство», «управление» и «поддержка»

Более простой и более прикладной подход был предложен в результате выполнения норвежского проекта ТОРР по сравнительному бенчмаркингу.

…Все процессы были поделены на первичные и поддерживающие (вспомогательные) в соответствии с теорией Портера о цепочках ценности. Некоторые из поддерживающих процессов были потом выделены в отдельный класс — процессов развития.

Эти три группы процессов определяются следующим образом.

  • Первичными процессами называются основные и создающие ценности процессы предприятия.
  • Поддерживающие (вспомогательные) процессы не создают непосредственно добавленную ценность. Они нужны для обеспечения основных процессов.
  • Развивающие процессы — это такие процессы, которые позволят создать цепочку ценности в основном и во вспомогательном процессах на новом уровне показателей [4].

Бьёрн Андерсен

Воспользуемся очень точным определением первичных процессов, т. е. тех, которые должны стоять на первом месте в табели о рангах значимости видов деятельности ОО. Это основные процессы, создающие ценности наших организаций.

 

изображение

И именно поэтому проектирование структуры образовательной организации мы начали с разработки основ организационного устройства реализации задач образовательной и педагогической деятельности.

А вот теперь обратимся к названию процессов, отражающему смысл той деятельности ОО, «пласт» которой расположен под основными процессами в проектируемой организационной структуре ОО.

изображение

Речь идет о вспомогательных процессах, в ходе которых реализуются важнейшие задачи обеспечения и поддержки основных процессов в ОО. И давайте особо обратим внимание на то, что значимость этих процессов именно как поддерживающих, т. е. подкрепляющих и оказывающих помощь основным процессам, в теории организации определяется многими исследователями.

Поэтому кратко определяя смысловую направленность этой деятельности как вспомогательную, мы задаем необходимые ориентиры для понимания ее роли и места в табели о рангах видов деятельности и процессов в образовательных организациях. Эта деятельность направлена на оказание помощи и поддержки в реализации задач образовательной и педагогической деятельности. Иными словами, эта деятельность помогает основным процессам, создающим ценности организации.

изображение

Конечно, малым утешением руководителям ОО, главной заботой которых является решение проблем вспомогательной деятельности, вечно страдающей в образовательной организации от недостатка ресурсов, будут слова о том, что «перевернутые смыслы» являются корнем многих наших бед, но все же продемонстрируем эту смену приоритетов, применив уже известную нам схему планов анализа системно-деятельностного подхода [5].

изображение
smile

Почти как в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке.

И говорит вспомогательная деятельность:

Не хочу ходить в помощниках!
Хочу быть владычицей ресурсной!
Чтобы жить мне в Окияне-море богатства,
Чтобы служило бы мне образование,
И было бы оно у меня на посылках.

И чтобы основные процессы, создающие ценности образовательной организации, не были бы «на посылках» у «владычицы» ресурсов — вспомогательной деятельности, а тем паче у работников, выполняющих вспомогательные функции, мы и создаем правильную и по смыслу, и по сути организационного устройства структуру образовательного учреждения, выделяя роли образовательной, основной и вспомогательной структур.

изображение

И определяя главное значение вспомогательной деятельности как обеспечение и поддержку основных процессов в ОО, мы создаем вспомогательную структуру образовательной организации, определяя ее ведущее функциональное назначение: она закладывает основы создания и обеспечения условий и ресурсов, необходимых для функционирования и развития нашей организации.

изображение

изображениеВ предыдущей теме мы уже использовали этот знак как предупреждение, предостерегающее нас от решений, негативные последствия которых мы потом будем «разгребать» в своей практике.

А сейчас это напоминание мы ставим себе для того, чтобы впоследствии четко различать следующие позиции: функции, которые должны быть реализованы в образовательной организации, и должности с определенным функционалом, имеющиеся в штатном расписании.

? Случалось ли вам наблюдать такие ситуации в нашей практике, когда должности в штатном расписании нет, а функции, которые должна выполнять образовательная организация, есть? И далеко за примером ходить не надо, когда речь идет о финансово-экономическом блоке деятельности ОО, при этом сама организация «причислена» к централизованной бухгалтерии. Вот и получается, что функция, например, по составлению и исполнению сметы расходов есть, а должности в штатном расписании ОО, отвечающей за выполнение этой функции нет. И то, что эта функция переведена на  аутсорсинг, многими из руководителей ощущается с трудом, поскольку централизованные бухгалтерии (ЦБ) продолжают чувствовать себя Царицами Бала.

? Случалось ли вам наблюдать такие ситуации в нашей практике, когда работнику вменяется в обязанность выполнение функций, напрямую не связанных с его профессией. И опять далеко за примером ходить не надо, стоит лишь посмотреть должностную инструкцию учителя, в прямые (т. е. соответствующие его профессии) обязанности которого входит реализация задач образовательного процесса, как мы увидим его функционал, касающийся других функций, которые должны выполняться в ОО. Приведем лишь некоторые из них: ведение делопроизводства (заполнение учебно-педагогической документации, при этом не забудем напомнить учителю, что журнал занятий — это финансовый документ!); соблюдение требований техники безопасности и охраны труда; принятие на себя ответственности за кабинет (сохранность мебели, оборудования); и т. д., и т. п.

И прописывая в подробностях эти обязанности педагогических работников, руководитель ОО должен видеть всю «функциональную картину» образовательной организации, чтобы ни одна из функций не выпала из поля руководящего зрения.

Поэтому прежде, чем мы вернемся к вопросам проектирования основной структуры, и будем говорить таких ее организационных единицах, которые объединяют иных работников ОО, осуществляющих вспомогательные функции:

изображение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 52. Иные работники образовательных организаций

1. В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

…нам необходимо не только представить всю функциональную картину вспомогательной деятельности в ОО, чтобы потом избежать ошибок в невыполнении функций образовательной организации, но и выстроить функциональную структуру вспомогательной деятельности в ОО, показав взаимозависимости между ее компонентами.

изображение

изображениеНо уже сейчас на этапе проектирования вспомогательной структуры, еще раз вспомним «золотое правило» Н. А. Бернштейна «Задача рождает орган», которое поможет нам избежать, или хотя уменьшить количество ошибок и нарушений причинно-следственных связей.

Сначала проектируем то, что необходимо делать, а затем с учетом имеющихся нормативных, финансовых и кадровых возможностей нашей организации определяем, кто это будет делать и выполнять.

И вот теперь вооруженные важным принципом, мы можем углубиться в проектирование вспомогательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для реализации задач основных процессов образовательной и педагогической деятельности и создающих ресурсы развития организации.

Поэтому образ, которым мы воспользовались в самом начале разговора, ведя речь о том, что мы не только спускаемся «с небес на землю», но и «копаем глубже», сейчас нам подходит как нельзя кстати.

smile

Анекдот про прием на работу:

— Что Вы можете делать? — Могу копать.
— А что еще? — Могу не копать.
— А строить можете? — Могу. Но надо много копать.

Ну, а нам без шуток предстоит много «копать», поскольку, по существу, предстоит заложить фундамент, обеспечивающий устойчивость функционирования и развития образовательной организации.

изображение

изображениеА для создания такого фундамента нам необходимо… «копать котлован», глубина которого зависит от уровней и содержания в них структурных элементов вспомогательной деятельности. Так что «могу копать, а могу и не копать» как отношение к предстоящим задачам проектирования нам никак не подходит. «Копать надо много»!

Но чтобы труд наш был осмысленным, а значит и предстоящая многотрудная деятельность мотивированной, напомним себе, что мы не просто создаем структуру ради структуры, а разгребаем завалы непонимания устройства вспомогательной деятельности в ОО. А именно это наше непонимание (а порой и незнание) оборачивается не только проблемами оперативного, тактического и стратегического управления в ОО, но и грозит сбоями в функционировании, невыполнением требований, предъявляемых к организации, и не достижением поставленных целей.

изображение

Порадуемся, что проектировочная деятельность не потребует от нас больших физических затрат, но все же предостережем себя тем, что предстоящий умственный труд будет не менее энергозатратным и утомительным. Хотя вряд ли найдется руководитель ОО, который не представляет себе масштабов предстоящей работы, поскольку каждый в своей практике не раз сталкивался с объемами требований к функционированию образовательных организаций уже по тому количеству нормативно-правовой документации, которая должна быть в ОО.

Вот так незаметно мы и подошли к выделению первого уровня структуры вспомогательной деятельности в ОО, связанного с необходимостью обеспечения нормативно-правовых условий функционирования и развития образовательной организации.

изображение

?Замечали ли вы, как мы частенько в своем управленческом лексиконе употребляем термин «нормативно-правовая база»? И правильно делаем, пусть даже порой не отдавая себе отчет в том, что речь идет именно о базе = базисе как основе и основании, на котором стоит вся организационная постройка наших образовательных учреждений. И каждый руководитель ОО на собственном опыте не раз убеждался в том, какими последствиями оборачивается недооценка значения этого первого и основополагающего уровня вспомогательной деятельности ОО.

Может быть, поэтому порой эта база как основа и основание превращается в наших образовательных организациях в  базу как оплот сугубо бюрократических подходов к решению задач образовательной организации, когда, прикрываясь нормативными регламентами как щитом, администрация обороняется от потребностей участников образовательных отношений?

изображение

Может быть, поэтому «закопавшись глубоко в бункере» своих канцелярий, мы порой уже и не видим истинное предназначение нормативно-правовых основ как обеспечения согласованного регламента взаимодействия участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования в процессе реализации задач деятельности ОО.

Может быть, в погоне за неукоснительным выполнением буквы закона, мы уже не успеваем вчитываться в слова законодательных актов и видеть в них смысл не только того, что нельзя и запрещается, а того, ради и для чего это необходимо делать?

Может быть, тяжесть последствий невыполнения нормативно-правовых требований в работе ОО уже заслонила от нас понимание, что первый, основной уровень — это начальный и важнейший уровень правового регулирования основных процессов деятельности ОО, а не их суть и смысл, и уж тем более не создание бюрократических ценностей образовательных учреждений?

Поэтому чтобы нормативно-правовая деятельность в ОО не возомнила бы себя «владычицей морскою», а заняла бы подобающие ей первые и основополагающие позиции (но именно в структуре вспомогательной деятельности!), мы выделим важнейшие направления ее служения на благо наших организаций.

Эта большая труженица не только стоит в ОО на страже закона, не позволяя всем остальным видам деятельности (и даже основным процессам!) выходить за рамки законодательства, а значит, уберегает их от нарушений, но и помогает им функционировать и развиваться в правовом поле взаимодействия.

И этот оберег и помощь закладывают и создают порядок в работе образовательной организации (недаром же значительная часть документации ОО называется распорядительной!), становясь залогом, условием и фактором устойчивости всего здания нашей организационной постройки.

pen

Распоряд, порядок, … устройство, распоряжения, что и как заведено и установлено.

В. Даль

изображение

И этот порядок как фактор устойчивости «стоит на трех китах», обеспечить которые обязана каждая образовательная организация:

изображениеруководствоваться в своей деятельности существующей законодательной базой (структура нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ОО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), включая общегражданское и отраслевое законодательство;

изображениеформировать правовое пространство деятельности внутри организации, создавая свою нормативную базу (структура нормативно-правовых актов ОО, включающая организационные/правоустанавливающие, организационно-распорядительные и распорядительные документы, регламентирующие порядок деятельности ОО);

изображениеобеспечивать ведение делопроизводства и документооборот в организации в соответствии с установленными требованиями и номенклатурой дел ОО.

Вот теперь, заложив первый уровень фундамента, от прочности которого будет зависеть «сейсмостойкость» всей нашей постройки структуры образовательной организации и способность ОО выдерживать внешние воздействия проверяющих органов, перейдем к закладке следующего уровня. И этот «пласт» вспомогательной деятельности, с одной стороны, должен полностью полагаться на крепость нормативно-правового обеспечения ОО, а с другой стороны, сам становится оплотом устойчивого функционирования образовательной организации.

Речь, конечно же, идет о деятельности в ОО, связанной с необходимостью обеспечения финансово-экономических условий функционирования и развития образовательной организации.

изображение
изображение
изображение

Уж сколько «копий сломано» в дискуссиях и прениях по вопросам финансово-экономического обеспечения образовательных организаций! Тем, кто работал в 80-е годы прошлого столетия, помнятся робкие мечты директоров ОО о финансовой самостоятельности школ, которые в 90-е годы реализовались переходом некоторой части образовательных учреждений на самостоятельное ведение баланса, в управленческом быту называемом «самофинансированием».

А теперь самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности возведена в ранг автономии как важнейшая компетенция образовательных организаций:

изображение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Однако получив вожделенную самостоятельность, образовательные организации не испытывают особого восторга, поскольку теперь они стали автономными, а значит самостоятельно управляющимися с решением неразрешимых проблем недофинансирования ОО.

изображение
smile

Обидно, когда твои мечты сбываются у других!

Михаил Жванецкий

Ну что ж, погоревав в очередной раз о «несбыточности мечт», а так же о том, что недостаток финансирования с лихвой «компенсируется» увеличением объемов делопроизводства в ОО, вернемся к реалиям жизни и продолжим закладку организационного фундамента вспомогательной деятельности в той ее части, которая отвечает за финансово-экономическое обеспечение ОО.

изображение

Из чего же, из каких элементов-кирпичиков состоит финансово-экономическая деятельность, наполняющая «кошелек» образовательной организации? И тем руководителям ОО, кто глубоко погружен в организацию этого вида деятельности в ОО, и тем директорам и заведующим, в чьих ОО это передано на аутсорсинг в централизованные бухгалтерии, понятен принцип устройства процесса:

изображение
изображение
smile

Почти по В. И. Ленину:

«Из всех видов искусств для нас важнейшим является» … искусство достать деньги.

Народная мудрость из Интернета

Вот так через вопрос «об искусстве добывания денег для ОО» мы перешли к вопросу не только об источниках финансирования образовательной организации. Речь идет о принципиальных различиях финансово-экономической деятельности, в которой каждый руководитель видит и понимает разницу в особенностях и специфике именно организации финансирования ОО за счет бюджетных ассигнований, оказания платных дополнительных услуг и получения целевых благотворительных взносов от физических и юридических лиц.

изображение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования.

1. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, ˂…˃ в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц.

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Статья 54. Договор об образовании.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

pen

Право образовательных организаций получать благотворительную помощь определено частью 5 статьи 54 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», в которой установлено, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, может иметь средства от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Таким образом, выделяются три финансовых потока, поступающих в государственную образовательную организацию: деньги из бюджета; доходы от предпринимательской деятельности (дополнительные образовательные услуги, предоставление помещений в аренду) и благотворительные пожертвования.

Старший помощник прокурора района,
юрист 2 класса М. А. Бездольная [7]

Позиция о выделении трех источников финансирования ОО (ну как тут опять не вспомнить В. И. Ленина и название его работы «Три источника и три составных части марксизма») нам необходима для того, чтобы четко и правильно, с исполнением всех нормативных требований обеспечить финансово-экономические условия функционирования и развития ОО.

изображениеИ здесь нас подстерегает ловушка, в которую попадают многие руководители ОО. Речь идет о том, что с точки зрения экономического обеспечения деятельности, средства, поступающие «в кошелек» ОО считаются, цитируем ФЗ-273 «средствами образовательной организации», которые раскладываются затем на разные направления их расходований согласно плану финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной смете ОО. А вот с точки зрения организации финансово-хозяйственной деятельности, для руководителя ОО принципиально важным становится именно суть, сущностные основы этой деятельности. Поясним данную мысль через проблемы, с которыми чаще всего сталкиваемся.

изображениеЗнакома ли нам ситуация, когда платные дополнительные услуги оказываются в образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой уже осуществляется за счет бюджетных ассигнований? Или когда ОО «настоятельно рекомендует» родителям воспользоваться платными услугами, недвусмысленно показывая, что они предоставляются «одним пакетом» с основными программами ОО, и что без них невозможно обеспечить достойное качество образования в ОО?

§

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. n 505

Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.04.2003 N 181, от 28.12.2005 N 815).

5. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.

изображениеЗнакома ли нам ситуация, когда помощь образовательной организации исходит не по собственному желанию и не свободным волеизъявлением, не по доброй воле дарителей и спонсоров, а, наоборот, все это носит добровольно-принудительный характер? При этом благотворители становятся не жертвователями, а жертвами несоответствия бюджетного финансирования ОО и растущих потребностей образовательной организации, где учится любимое чадо, в ремонте, оборудовании, учебниках, питании и т. д., и т. п.?

smile

«Финансы поют романсы…»

изображениеКстати о романсе. У нас родился новый жанр этого музыкального искусства:
романсы образовательных организаций родителям обучающихся о недостающих финансах…

(поются а капелла, или с музыкальным, а лучше с наглядным сопровождением, но главное, чтобы очень жалостливо… и убедительно)

pen

Воспользуюсь материалами статьи своего коллеги А. С. Звягина, одного из глубоких знатоков нормативно-правовых основ реальной деятельности образовательной организации:

«В повседневной практике под видом благотворительной помощи осуществляются различные финансовые поборы с родителей (законных представителей), которые зачастую идут через различные „образовательные фонды“. Оставим за рамками этой публикации разговоры и рассуждения „о поборах“ — любое принуждение к сбору средств является незаконным и преследуется по закону!» [8]

Обратившись к этой статье, вы найдете не только необходимую информацию о нормативно-правовых основах благотворительной деятельности в ОО, но и получите представление о различении понятий благотворительной помощи, спонсорства и пожертвований.

И говоря об этих и других подобных многочисленных нарушениях и проблемах, мы не ставим под сомнение четкость элементов процесса (планируем → расходуем →отчитываемся), которые должны неукоснительно соблюдаться в ОО. Мы говорим именно о смысловых (а значит, и целевых, и технологических) нарушениях в самой организации финансово-экономической деятельности. А для нас это означает, в структуре этой области вспомогательной деятельности мы должны предусмотреть позиции, отвечающие за соблюдение процессных требований и в части бюджетного финансирования, и в части организации платных услуг, и в части привлечения и расходования благотворительных средств.

Поэтому «тремя китами» обеспечения финансово-экономических условий функционирования и развития ОО в структуре вспомогательной деятельности образовательной организации являются:

изображение— организация планирования, расходования и отчетности по финансовым средствам образовательной организации по бюджетным ассигнованиям, выделяемым согласно государственному заданию;

изображение— организация планирования, расходования и отчетности внебюджетных финансовых средств образовательной организации в соответствии с законно предоставляемыми платными образовательными услугами;

изображение— организация проектирования потенциально возможной благотворительной поддержки, расходования и отчетности внебюджетных финансовых средств образовательной организации, поступающих в качестве добровольных (!) целевых благотворительных взносов, спонсорской поддержки от физических и юридических лиц.

Вот так, долгими размышлениями идя по бездорожью наших практических представлений о вспомогательной деятельности, мы смогли выделить в ее структуре половину необходимой конструкции, которая закладывает основу устойчивого функционирования и развития образовательной организации.

изображение

Ну что ж, удрученные объемом предстоящей работы пессимисты скажут, что это всего лишь половина, и сколько же всего еще надо сделать и продумать?…

А мотивированные на задачи проектирования структуры ОО оптимисты порадуются, что половина пути уже пройдена, и тем интересней будет подниматься по следующим уровням — ступеням… Тем более, что впереди нас ждут одни из самых трудоемких и ресурсоемких вопросов обеспечения поддержки образовательной и педагогической деятельности в ОО.

Литература

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Функции образовательной организации: от целей к их выполнению [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/funkcii_obrazovatelnoj_organizacii_ot_celej_k_ih_vypolneniyu

[2]. Маккормак Дж. Короче: меньше слов — больше смысла. Пер. с англ. Кардаш А.М. -М., Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2014., 272 с. [Электронный ресурс] Новости литературы и книги. -Режим доступа. — URL: http://lifeinbooks.net/chto-pochitat/koroche-menshe-slov-bolshe-smyisla-dzhozef-makkormak/

[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Организационная структура: от теории организации — к практике образовательных учреждений [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/organizacionnaya_struktura_ot_teorii_organizacii_k_praktike_obrazovatelnyh_uchrezhdenij

[4]. Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С. В. Ариничева /Науч. ред. Ю. П. Адлер. — М.: РИА «Стандарты и качество»,2003.- 272 с., С. 25–26.

[5]. Асмолов А. Г. Разработкасистемно-деятельностных принципов. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://asmolovpsy.ru/ru/ideas/121

[6]. Аутсорсинг [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аутсорсинг

[7]. Бездольная М. А. Благотворительная помощь образовательным организациям [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://мосеверный.рф/main/731-blagotvoritelnaya-pomosch-obrazovatelnym-organizaciyam.html

[8]. Звягин А. С. Правовые аспекты благотворительной деятельности в образовательной организации [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/pravo/pravovye_aspekty_blagotvoritelnoj_deyatelnosti_v_obrazovatelnoj_organizacii

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0