Проблема: как много в этом слове для управления слилось…

Нам предстоит сложный и непростой разговор о проблемно-ориентированном анализе, само название которого говорит о том, что мы стоим на пороге погружения в мир проблем объекта управления.

smile

А. С. Пушкиным навеянное:

Проблема! Как много в этом слове
Для управления слилось!
Как много в нем отозвалось:

Задач всех нерешенных пропасть,
Противоречий и вопросов,
Причин и факторов напасть…

Доселе в думы погружен,
Гляжу на сонм проблем насущных,
Неразрешимых и ползущих,
Их наступленьем окружен.

изображениеВряд ли найдется хоть один руководитель, который бы не испытывал горестного ощущения от проблем, наваливающихся как снежный ком и сгущающихся под тяжестью их неразрешенности.
И о коварстве проблем знает каждый, поскольку не спасает нас умелое маневрирование в попытках «ухода» от них, когда мы, набирая скорость изменений, пытаемся, устремляясь в будущее, ускользнуть от неразрешенных проблем вчерашнего и сегодняшнего дня.

изображение Не спасает и «тактика страуса», которую мы применяем, желая порой, скрыть свои несчастные управленческие головы от проблемных напастей. Но коварство проблем напоминает нам о себе ощутимыми и болезненными ударами по другим частям тела.

Не придает нам оптимизма и наш мотивационный настрой и устремленность справиться с проблемами, поскольку за разрешенными начинают проступать контуры новых проблем, наступающих широким фронтом на наш объект управления.

изображение
изображениеsmile

Создается ощущение, что вся наша жизнь окружена… или нет, даже состоит из проблем. Только удается разгрести одни, как на их место приходят новые. Как головы у Змей-Горыныча [1].

И не только практика подсказывает нам, что не будет в нашей управленческой деятельности «безоблачного», т. е. беспроблемного существования, но и теория подтверждает эту нашу догадку.

изображение

Цель менеджмента, лидерства, воспитания или правления является следующей: решать сегодняшние проблемы и готовиться к решению проблем, которые возникнут завтра. Это необходимо, потому что в мире постоянно происходят изменения. Никакого управления не требуется там, где нет проблем, а проблем у нас не будет тогда, когда мы будем мертвы. Управлять — значит быть живым, а быть живым — значит сталкиваться с изменениями и порождаемыми ими проблемами  [2].

Ицхак Адизес

И чем более живым и активным становится наш объект управления, чем больше задач перед ним стоит, чем более разнообразным становится спектр его жизнедеятельности, тем больше… проблем сваливается на головы тех, кто управляет этим объектом.

smile

И вечный бой, покой нам только снится…

А. А. Блок. На поле Куликовом

Но чтобы не превращалась наша управленческая деятельность в «куликово поле» сражений с огромными моральными потерями, а представляла собой целенаправленный, наступательный и поступательный процесс, результатом которого будут победы над проблемами, нам предстоит серьезно углубиться и в познание сути того, что называется проблемой, и в освоение технологий анализа, ориентированного на выявление проблем и борьбу с ними.

Итак, что же собой представляет само понятие «проблема»?

изображение
изображение

Трудность в формулировке понятий, а значит, в нашем понимании сути того, что собой представляет проблема, можно объяснить. И для этого сначала обратимся к словарям и этимологии слова «проблема».

pen

Проблема — (др. -греч. προβλήμα — задача), в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения [3].

Получается, что путаница наша в определении понятия «проблема» идет от «древних греков», которые ставили знак равенства между проблемой и задачей. Может быть, латинские корни этого слова и другое объяснение разъяснят нам ситуацию?

pen

Проблема — слово известно в русском языке с начала 18 века в значении главный вопрос, особая задача. Заимствовано в западноевропейских языках.

Первичное значение идет к латинскому слову problema: pro- вперед, дальше, + ballein — бросать, толкать. Этот же смысл отражают и греческие истоки — нечто выступающее, брошенное вперед, выступ, преграда.

Трудности в использовании понятия связаны с соотношение проблемы и вопроса. Как следует из этимологии слова «проблема» — это, во-первых, заметный (нечто выступающее), а потому важный и значительный вопрос. Во-вторых, это четко сформулированный вопрос (брошенное вперед). В-третьих, это еще не решенный вопрос (преграда) [4].

Однако знакомство с определениями не только не упростили, а наоборот, усложнили нам поиск единственно правильного ответа, поскольку теперь в понимании слова «проблема» мы выделяем несколько синонимов, проясняющих нам смысл понятия.

изображение
изображение
изображение

На самом деле, некоторым управленцам-практикам может показаться, что мы лишь толчем воду в ступе, подбирая различные синонимы к слову «проблема».

Другие же «зрят в корень», понимая, что именно от смысловой опоры понятия будут зависеть наши познавательные действия в анализе и синтезе, и решительные «решательные» действия в области задач, направленных на устранение проблем.

И «зря в корень», мы сразу же видим принципиальное различие между понятиями «проблема» и «задача».

изображение

Вообще-то задача и проблема — это далеко не одно и то же. По смыслу «проблема» — это некое препятствие, затруднение, мешающее нам добиться желаемого. Представьте, что вы идёте по своим делам, и вдруг натыкаетесь на стену поперёк дороги. Стена — это препятствие, проблема, мешающая вам двигаться дальше. Скажите, можно ли «решить стену»? Нет? А почему мы тогда часто говорим «решить проблему?». Сама по себе проблема не имеет решения. Решение может иметь только ЗАДАЧА на устранение (преодоление, избегание) проблемы. А проблемой (стеной) можно, например, любоваться. Можно её (стену) изучать. Можно руками потрогать. Можно языком полизать. Но если мы хотим двигаться дальше, нужно думать не о ПРОБЛЕМЕ, а о ЗАДАЧЕ по ее устранению или преодолению [5].

Д. Шустерняк

изображение
изображение

Для доказательства того, что мы решаем не проблемы, а задачи, вытекающие из нашего понимания сути проблем, происходящих в объекте управления, вновь обратимся к созданной нами модели аналитической деятельности, над которой мы проводили работу над ошибками [6].

изображение

Специально выделив в модели позиции, относящиеся к проблемам и задачам, мы видим, что выявленные и сформулированные проблемы представляют собой наши знания о положении дел и состоянии объекта управления.

А вот задачи, которые нам предстоит решать, представлены в другой — в проективной составляющей аналитической деятельности. Эти задачи могут быть нами определены только после прохождения сложных аналитических действий, связанных с синтезом, направленным на достижение понимания сути, причин и истоков, факторов и условий возникновения и взаимосвязей в «клубке» проблем. Так должно быть в теории.

А теперь посмотрим на нашу картину практики, в которой мы привычно используем термин «решить проблему».

изображение

Даже если в процессе проведения анализа мы получили знания о проблемах (а, чаще всего, мы подменяем их констатацией фактов), то выход на решение проблем для нас становится серьезным «камнем преткновения». Почему же мы не можем «решить проблему»?

изображение
изображение

Именно такие ответы мы чаще всего находим в оправдание своей управленческой неспособности/некомпетентности при столкновении с проблемами в ОО.

А что же происходит на самом деле? В реальности же мы, желая решить проблемы, допускаем две серьезные ошибки, о которых нас предупреждает теория.
И первое предупреждение мы должны увидеть там, где речь идет о наших знаниях о проблемах в объекте управления.

изображение

Что же происходит в реальной практике управления, когда мы не замечаем и игнорируем это предупреждение?
То, что мы, как правило, считаем своими знаниями о проблемах в ОО, представляет собой констатацию фактов или признаков, указывающих на негативное положение дел и состояние объекта. Обозначив эти негативы как проблемы, мы считаем наши знания достаточными для избавления от проблем. Но на практике же дело обстоит по-другому, поскольку такие знания не действенны.

?Знакома ли вам ситуация, когда, считая себя руководителем, знающим «наперечет» все проблемы в своей образовательной организации, вы можете без запинки начать их перечисление: проблемы с финансированием ОО, проблемы с материально-технической базой, проблемы с кадрами, проблемы с успеваемостью и качеством образования, проблемы воспитания, проблемы с введением ФГОС, проблемы мотивации, проблемы в педагогическом коллективе, проблемы неэффективного управления и т. д., и т. п.

изображение

Что же происходит с нами, «знайками» проблем в ОО, когда речь идет об их решении? Почему мы порой беспомощно разводим руками, сетуя на невозможность их решения?

И как бы это не показалось странным, мы правы. Но правы мы не в том, что от этих проблем мы не можем избавить нашу образовательную организацию.

Мы правы в том, что не решаются именно проблемы. Зато решаются и должны решаться задачи, направленные на искоренение (уменьшение, минимизацию, устранение и т. д.) проблем. Именно об этом и предупреждает нас теория.

изображение

?И для того, чтобы это получалось, нам необходимо проблему перевести в задачу. И именно в этом и заключаются не только наши главные управленческие трудности, но и истоки наших управленческих побед.

И в этом мы можем легко убедиться, если каждый из нас вспомнит свой положительный опыт решения задач, в результате которого вы смогли справиться с проблемой.

И пусть у кого-то эта победа была только первой, и пока единственной. Возможно, для кого-то этот личный опыт стал «сыном ошибок трудных» и их преодоления. А кто-то уже весьма поднаторел в искоренении проблем в своей образовательной организации. В любом случае, этот опыт стал вашей управленческой победой уже потому, что проблема была ликвидирована.

изображение

Поэтому давайте отрефлексируем такой поистине бесценный ресурс аналитической деятельности. И для этого не только опять воспользуемся обратной направленностью (лат. reflexio — обращение назад) взгляда на аналитические действия [6], которые мы совершили, но и представим их в процессе накопления нашего успешного опыта решения задачи, направленной на устранение проблемы.

Итак, благодаря чему мы достигаем нужного нам результата — избавления от проблемы?

изображение

Это происходит потому, что нами были найдены пути и конкретные способы оптимального для нашей образовательной организации решения. И похвалив себя за это, все же не будем расслабляться, и почивать на лаврах «решателей проблемы», а отметим важные позиции, которые помогли нам добиться успеха.
Мы нашли пути и способы решения не проблемы, а поставленной нами задачи.

И на эту «ступеньку успеха» мы смогли взойти благодаря тому, что эта задача, направленная на искоренение, ликвидацию проблемы была нами правильно поставлена.

изображение

И здесь мы должны похвалить себя, потому что это было сложно и трудно, и шли мы не проторенными дорожками решения типовых задач, а действовали в условиях неопределенности!

pen

Проблема характеризуется высокой степенью неопределенности, т. к. не имеет очевидного и однозначного решения. Для того, чтобы преодолеть препятствие в виде проблемы, это решение еще необходимо найти [1].

Мы уже говорили о трудностях условий неопределенности [7], которые описывали словами из сказки «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». А сейчас еще раз акцентируем свое внимание на том, что работая с проблемами, а точнее над задачами по их искоренению, мы всегда находимся именно в таких условиях и решаем нетиповые задачи.

изображение
изображение

В классификации проблемных задач выделяют задачи с неопределенностью условий или искомого, с избыточными, противоречивыми, частично неверными данными. Главное в проблемном обучении — сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, т. е. путепроходческая работа, а не мгновенный выход на решение [8].

И успех этой нашей «путепроходческой работы» связан не только с многотрудным поиском правильных для нашей конкретной образовательной организации решений.

На эту ступеньку успеха, предшествующую правильной постановке задач, мы смогли взойти, поскольку сознательно представили образ желаемого будущего, в котором не будет этой проблемы, и наметили ориентиры достижений, т. е. того, чего нам необходимо будет добиться.

изображение

Но и это правильное действие было нами осуществлено «не просто так». Для того чтобы увидеть этот образ будущего, нам необходимо было осознать всю сложность последствий и рисков, к которым может привести нашу организацию наша слабая воля и неспособность к ликвидации проблемы. И именно эта интенция, это наше намерение стала «движителем» к целеполаганию и пониманию того, чего мы должны добиться, избавляясь от проблемы.

изображение

изображениеИ опять похвалим себя, поскольку успех в осознании рисков и последствий — это тоже успех, ведь мы преодолеваем одно из негативных качеств неэффективного управления, связанного с бытующей в нашей практике отстраненностью администрации от наступивших и наступающих проблем.

И это наше преодоление возникло не на пустом месте, поскольку, проводя глубокий и серьезный анализ, мы вышли на понимание причин, которые привели к появлению и распространению проблемы, увидели ресурсы, «подпитывающие» ее, и условия, благодаря которым эта проблема стала расцветать на благодатной для нее почве.

И поняв и разобравшись, откуда растут «корни» проблемы, мы смогли направить свои действия на их искоренение. Значит, секрет нашего управленческого успеха заключался в нашем понимании, которого мы смогли добиться, исследуя проблему.

изображение

Но для того, чтобы понимать истоки и причины, нам надо было сделать первый и очень важный шаг к успеху.
Мы должны были не только знать о ее существовании и сокрушаться по этому поводу.
Нам предстояло пройти сложный путь от узнавания ее по признакам, которые эта проблема оставляет и в месте ее зарождения, и в местах ее распространения, — до ее четкого обозначения как предмета нашего особого управленческого внимания.

И опять похвалим себя за то, что обозначив наличие проблемы, мы не остановились в своем познании ее, а наоборот, старались докопаться до сути, до ее сущностных характеристик. И обладая этими важными знаниями, мы смогли представить ее четкую формулировку, понятную всем, кто будет совместными усилиями бороться за ее искоренение.

изображение

Как видим, успех в преодолении, устранении, ликвидации проблемы потребовал от нас немало усилий и сложных восхождений.

Но если мы внимательно посмотрим на этот наш путь успеха, то увидим, что именно первый наш шаг был самым «длинным». А опыт подсказывает, что и самым трудным. В чем же заключалась эта трудность, ведь, казалось бы, мы только обозначаем и формулируем проблему, о существовании которой, чего греха таить, мы и так знали?

изображение

Но, как выясняется, знание знанию рознь. И наши представления о том, что собой представляет проблема, тоже очень разнятся.

И чтобы убедиться в этом, давайте вернемся к началу нашего разговора, где мы представляли проблему как задачу, как вопрос, как преграду, как противоречие.

изображение

И теперь, обращаясь к нашему успешному опыту, давайте каждый из нас восстановит в памяти ту формулировку проблемы, от которой началось успешное восхождение к преодолению и ликвидации проблемы.
Так как же мы ее обозначили?

изображение

Вот мы и сталкиваемся с еще одним парадоксом нашей управленческой практики. Даже если мы имеем положительный и успешный опыт, то и он не удостаивается нашей рефлексии. Чего уж тогда говорить об анализе и самоанализе своего негативного опыта? А ведь анализ побед так же важен, как и анализ неудач.
Поэтому давайте приумножать свой позитивный опыт, чтобы на его примере устремляться к новым успехам.
И для этого вспомним, восстановим в памяти формулировку проблемы, с которой мы смогли справиться. А в процессе такого погружения «по волнам нашей памяти» ответим на очень важный для нашего следующего разговора вопрос: Как мы обозначили проблему?

изображение

Иными словами, обращаясь к своему опыту, мы попытаемся ответить на один из сложных вопросов теории и практики: что же для нас скрывается под понятием «проблема»?
Возможно, что в этой самой скрытности и таится отгадка тех трудностей, с которыми мы сталкиваемся, когда имеем дело с проблемами.

smile

А. С. Пушкиным навеянное:
Проблема! Как много в этом слове
Для управления слилось!

Пока мы убедились в том, что понятие «проблема» сливаясь с понятием «задача» порождает немало сложностей в нашей практике управления. И проводя разграничения между выявленной проблемой и поставленной задачей, которая устремляет нас на избавление от проблемы, мы сделали только первый шаг на пути разъяснения для себя сути этого многоликого понятия.

Об этом «двуликом Янусе» (и не только двуликом!) мы продолжим разговор в следующий раз. И «Янус — бог дверей, входов, выходов» откроет перед нами разные пути видения явления «проблема».
Войдя в эти «двери», нам предстоит распознать различия «в разных ликах», когда проблема становится то вопросом, то преградой, то противоречием.

Литература

[1]. Горохова З. Проблема… или задача? [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://psy-forlife.ru/problema-ili-zadacha.html
[2]. Адизес Ицхак. Управляя изменениями. — СПб.: Питер, 2008.- 224 с., С. 19
[3]. Проблема / Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 1456 с. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/p/problema.html
[4]. Проблема/Фокин Н. И. Экономика: в начале было слово. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dictionary-economics.ru/word/Проблема
[5]. Виртуальный семинар по выработке решений [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://shuster.livejournal.com/329769.html
[6]. Асмолова (Плахова) Л. М. Работа над ошибками: пять плюс один вопросов «почему?» к нерадивому анализу. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/rabota_nad_oshibkami_pyat__plyus_odin_voprosov_pochemu_k_neradivomu_analizu
[7]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Азбука непослушания», или поведение системы управления ОО в условиях неопределенности [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/azbuka_neposlushaniya_ili_povedenie_sistemy_upravleniya_oo_v_usloviyah_neopredelennosti
[8]. Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. -Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. — 256 с., С. 92.
[9]. Янус [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Янус

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0