Продолжаем выявлять действие «правила правильности» управления в условиях, которые создают в наших ОО образовательная и управленческая деятельности

Мы продолжаем изучение важного для нас управляющих «правила правильности» управления, согласно которому в процессе деятельности создаются необходимые условия, которые, в свою очередь, влияют на дальнейшее осуществление задач деятельности образовательной организации.

изображение

В предыдущий раз мы выяснили, какие условия создает вспомогательная деятельность, включающая нормативно-правовое, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение образовательной организации [1].

изображение

Этими условиями вспомогательная деятельность поддерживает реализацию задач и основной образовательной деятельности, и задач управления образовательной организацией.

изображение

Так уж получается, что наша практика ежедневно доказывает нам важность создания и функционирования нормативно-правовых, финансово-экономических, материально-технических, кадровых и методических условий в образовательной организации.

Но если мы говорим о правиле, то оно должно работать не только на примере вспомогательной деятельности и условий, которые она создает в ОО. А это означает, что и образовательная как основная деятельность тоже будет создавать определенные условия.

изображение
изображение
изображение
изображение

Вот так, наши размышления по поводу «образовательных условий» завели нас в тупик, поскольку каждый руководитель знает, что для осуществления образовательной деятельности необходимо создать в ОО и нормативно-правовые, и финансово-экономические, и материально-технические, и кадровые, и методические условия. Тогда не раскрытым остается вопрос о том, какие же условия создает образовательная деятельность, будучи основной деятельностью ОО?

изображение

Для поиска ответов на этот вопрос мы распределим соответствующим образом «части» нашего правила правильности». Одну часть, касающуюся позиции о том, что условия влияют на осуществление деятельности, мы представим как центростремительную. И тем самым докажем нужность и необходимость нормативно-правовых, финансово-экономических, и материально-технических, кадровые и методических и ряда других условий для осуществления задач образовательной деятельности.

изображение

Именно эта картина понимания условий как «b, необходимых для…» складывается у каждого из нас, когда мы читаем нормативные документы, создаем образовательные программы, участвуем в мониторинге системы образования и т. д.

§

ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования.

3.Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Но в этой уже привычно сложившейся в нашем сознании картине понимания условий работает только одна часть «правила правильности» управления, а другую ее часть, причем ту, с которой начинается это «правило», мы не всегда замечаем.

изображение
изображение

Да, причина этой «незаметности» скрывается в той же привычности, поскольку для нас, работающих в образовательных организациях, эта часть «правила» работает «сама собой» и эти условия заранее и по определению заданы. А за определение этой заданности отвечает основная деятельность — образовательная.

§

ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

И для нас, руководителей образовательных организаций, эта часть правила, согласно которой деятельность создает условия, работает «по умолчанию», поскольку каждому из нас понятно, что именно образовательная деятельность наших организаций «диктует правила», т. е. определяет условия и требования для других видов деятельности ОО в объекте управления.

изображение

Именно так! Поэтому мы, обращаясь к первой части «правила правильности» управления, выделим эту важнейшую роль, которую выполняет образовательная деятельность в объекте управления, создавая системообразующие условия для реализации задач вспомогательной деятельности, включающей нормативно-правовое, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение ОО.

изображение

Но не только вспомогательная деятельность должна будет осуществляться в рамках и форматах системообразующих условий образовательной деятельности, поскольку основная деятельность ОО реализуется в соответствии с целями, ради достижения которых создана каждая образовательная организация.

§

ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 23. Типы образовательных организаций.
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

изображение

А это означает, что в соответствии с типом образовательных программ [2] и их направленностью [3] в каждой образовательной организации создаются необходимые условия, связанные не только с выполнением требований к организации образовательного процесса и педагогическим обеспечением реализации образовательных программ, но и учитывающие конкретную специфику деятельности образовательных организаций.

изображение
изображение

Созданные в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу основного общего образования, условия должны:

  • соответствовать требованиям Стандарта;
  • обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;
  • учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;
  • предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума. [4]
изображение

Условия организации образовательного процесса в ОО связаны с таким системообразующим началом как образовательная структура ОО, в проектировании которой нами ранее учитывались не только уровни образования и типы программ, но и формы организации [5], и временные регламенты организации [6] образовательной деятельности.

Помимо условий, связанных с непосредственной организацией образовательной деятельности в ОО выделяется значительная группа условий, оказывающих именно педагогическое влияние на процесс реализации образовательных программ.

изображение

Педагогические условия, выступая как один из компонентов педагогической системы, отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивают её эффективное функционирование и развитие;

… Исследователи выделяют различные виды педагогических условий, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие педагогической системы, среди которых наиболее часто встречаются организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия:

— организационно-педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного педагогического процесса);
— психолого-педагогические условия — совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материально пространственной среды (мер воздействия) направлены на развитие личностного аспекта педагогической системы (преобразование конкретных характеристик личности);
— дидактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. [7]

Отметим, что согласно требованиям ФГОС психолого-педагогические условия реализации образовательных программ представлены следующими позициями.

изображение

25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:
— преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении основного общего образования;
 учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
— формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
— вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциации и индивидуализации обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
— диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
— вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). [8]

Таким образом, основная образовательная деятельность не только создает системообразующие условия, влияющие на особенности вспомогательной деятельности, но и определяет комплекс педагогических условий, без которых невозможно добиться реализации образовательных программ ОО и обеспечить достижение целей образовательной организации, ради которых она создана.

изображение

И именно эти педагогические условия, созданные в ОО, будут становиться не только основным фактором успешности (или неуспешности!) образовательной деятельности, но и оказывать существенное влияние и на условия труда, и на кадровое и методическое обеспечение, и на организацию совместной деятельности участников образовательных отношений, и на эффективность управления, и особенно, менеджмента в образовательной организации.

изображение

Вот такой уникальной особенностью обладает основная образовательная деятельность, создающая отличающиеся друг от друга условия в школах, детских садах, домах творчества и т. д., имеющих свое «образовательное» и «педагогическое лицо».

Но решение задач образовательной деятельности ОО — это всегда дело коллективное. И каждый руководитель прекрасно знает, что усилиями одного только директора они не свершаются, и нужна эффективно действующая управляющая команда.

И не помогают в этом «светлые лучи» профессионализма отдельных педагогов, «на кого» и «к кому» идут дети и родители, а нужны объединенные усилия педагогических команд, взаимодействующих в процессе образовательной деятельности с детьми, родителями и между собой.

И без родительской поддержки не решаются задачи достижения образовательных результатов, тем более, если они связаны с личностным развитием каждого ребенка, которое происходит и в стенах наших детских садов, школ, домов творчества и т. д., и, главное, дома, в семьях наших учеников и воспитанников.
И невозможно добиться высоких образовательных результатов там, где «согласья нет» и внутри администрации, и между педагогами, и между педагогами и детьми, и между педагогами и родителями…

smile

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

И. А. Крылов

И не только без этих «внутренних» условий слаженности, но без надлежащих социальных, социально-экономических и социокультурных условий нашего микрорайона, района, города, региона, в которых осуществляется деятельность наших образовательных организаций, трудно создавать «острова» социальной и психологической безопасности. А в той сложной экономической и социальной обстановке, которая, существует за пределами наших школ, детских садов, домов творчества и т. д., такие условия, чего греха таить, мы далеко не всегда можем назвать благоприятными.

И каждый руководитель прекрасно понимает, что именно эти организационно-управленческие и социокультурные условия, а точнее, их несформированность, порой становятся непреодолимым препятствием даже в тех случаях, когда, казалось бы, у нас в ОО прежде были созданы остальные необходимые условия. И говорим мы об этом в прошедшем времени, потому что существующие условия могут «таять на глазах», исчезая «в пучине» неорганизованности и рассогласованности под ударами конфликтов, раздоров и бескультурья.

?Приходилось ли вам бывать у своих коллег в образовательных организациях, где «дом полная чаша», но царит в этом доме атмосфера застывшей улыбки показной вежливости, за которой скрываются принуждение, скрытность, недружелюбие, а порой и профессиональная надменность? И при всей ухоженности такого дома и изобилия в нем, он почему-то не притягивает к себе, а ведь вы лишь сторонний наблюдатель…

А бывает и так, что переступая порог детского сада, или школы, или дома творчества, вы сразу ощущаете доброту и дружелюбие, искренность и магию душевного тепла, царящих там, где может и не хватает многого, зато есть главное — атмосфера сотрудничества, содружества, сотворчества, соучастия, сопереживания, сорадования. И вы сразу понимаете, что здесь работают ваши соратники.

Так в чем же заключаются различия? И что же это за условия, без которых создаваемый «домик объектов управления» может рассыпаться как карточный дом, и управляемая система вместо четко организованного элемента управления превращается в конгломерат или груду отдельных видов работ в ОО?

изображение

И наоборот, если эти условия правильно сформированы, то становятся наикрепчайшим «цементом», придающим устойчивость нашей управленческой конструкции видов деятельности как объектов управления?

изображение

Итак, мы ведем речь об условиях, которые создаются в ОО в процессе организационно-управленческой деятельности.

изображение

Организационно-управленческая деятельность связана с упорядочением структур и регулированием процессов всей жизнедеятельности общества и возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет место коллективная деятельность людей и встает задача объединения их усилий. [9]

А. Ю. Шабайкин

И каждый руководитель прекрасно знает, что даже самые лучшие проекты и самые смелые задачи могут так и остаться на бумаге, если для их осуществления нет условий, объединяющих усилия администрации и участников образовательных отношений в ОО — педагогов, обучающихся и их родителей.

И каждый руководитель не понаслышке знает о реальных трудностях и проблемах, с которыми он и другие члены администрации сталкиваются в процессе объединения и со-организации тех, с кем приходится работать и взаимодействовать в ОО.

И при всей трудности реализации задач нормативно-правового, финансово-экономического, материального-технического, кадрового и методического обеспечения, и при всей сложности выполнения задач образовательной и педагогической деятельности в ОО, перед каждым руководством в каждой ОО стояла, стоит и стоять будет главная трудность=преграда.

И этот «камень преткновения» определяется необходимостью объединения разных людей в решении общих задач и достижения общих целей образовательной организации.

smile

Один Сафронов остался без сна. Он глядел на лежащих людей и с горечью высказывался:
— Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма!
И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!

А. П. Платонов. Котлован

Вот и наш управленческий авангард «замучен» проблемами неорганизованности, не сплоченности, не мотивированности, безответственности, безынициативности тех, кого мы привычно называем коллективом.

изображение

Коллектив — (от лат. collectifious — собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
В последние годы слово «коллектив» часто заменяется словом «команда».

В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, самоопределением личности (в противовес конформности — нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. [10]

Но чаще всего сплочённый коллектив — это только мечта руководителя, а на практике мы имеем дело с разрозненностью интересов администрации и педагогов, внутренней разобщенностью между собой как отдельных педагогов, так и разных педагогических групп и «группировок», конфликтностью между педагогами и обучающихся, между педагогами и родителями обучающихся.

И для того, чтобы снизить остроту этих проблем, руководство пытается со-организовать работу участников образовательных отношений в ОО. А для этого у администрации есть проверенный теорией и практикой инструмент — организационная структура, исследованию которой мы некоторое время назад уделили пристальное внимание, проектируя образовательную структуру, основную и вспомогательную структуру, и общую структуру образовательной организации [12].

изображение

Результатом формирования общей структуры ОО становится четкая дислокация работников и обучающихся по различным образовательным и функциональным подразделениям и их структурно-организационным элементам [13].

изображение

А поставленные во главу управления должностные лица с их четким должностным функционалом руководства составляют структуру управления ОО.

изображение

По прошествии времени, отделяющего нас от периода изучения сложной темы проектирования структуры образовательной организации, мы понимаем, на что были потрачены наши силы. Теперь руководители ОО вооружены мощным инструментом, позволяющим формировать организационно-структурные условия решения задач деятельности ОО.

изображение

Каждый директор и/или заведующий не раз в своей практике убеждался в том, что от начертания схемы организации до со-организации участников совместной деятельности пролегает «дистанция огромного размера». И для того, чтобы созданные администрацией организационные условия срабатывали, необходимо гораздо больше, чем схематическая структура и приказы, регламентирующие организационное и должностное взаимодействие.

Поэтому помимо организационно-административных условий, являющихся важными и необходимыми для осуществления управления, нужен еще целый ряд условий. Именно благодаря им работа и учеба в заданном месте организационной структуры образовательной организации будет становиться деятельностью осуществляемой ее участниками вместе, сообща. А эта общность возникает в условиях объединения общей целью, в условиях включенности в значимую для участников деятельность, в условиях мотивированности на достижение важных и необходимых участникам совместной деятельности результатов, в условиях конструктивного взаимодействия.

изображение

Взаимодействие как организация совместной деятельности

Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологическая теория деятельности, принятая в отечественной психологической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического исследования. Подобно тому как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. [14]

Г. М. Андреева

Именно организационно-управленческая деятельность создает и порождает не только регламентирующие условия функционального взаимодействия должностных лиц и участников образовательных отношений, но и, по сути, создает условия для того, чтобы эти отношения между администрацией, педагогами, обучающимися и их родителями, плодотворно развивались в процессе совместной деятельности.

изображение

И для этого в образовательной организации создаются надлежащие условия информирования всех участников образовательных отношений, ведя целенаправленную информационную политику образовательной организации и развивая информационно-коммуникационные ресурсы ОО [15].
И для этого формируются мотивационные условия приобщения, вовлечения, заинтересованности, творчества и совместного созидания общих и значимых дел в образовательной организации.
И для этого выстраиваются условия конструктивного диалога и взаимодействия участников совместной деятельности.

изображение

Заметим, что условия взаимодействия, которые мы, руководители, создаем, и которые формируются и закрепляются в организационной культуре как паттерны поведения, коммуникации и общения участников образовательных отношений в ОО, бывают разные.

изображение
изображение

Поскольку педагогическое взаимодействие — это организованная и планируемая деятельность, постольку в качестве основы вполне уместно использование латинского корня structura — строение, расположение, порядок. Опираясь на этот корень, обозначим следующие виды педагогического взаимодействия: деструктивное, рестриктивное, реструктивное и конструктивное. Семантическая конструкция названий типов взаимодействий будет формироваться с помощью приставок: кон- от лат. con — с, вместе (конфедерация); ре- от лат. re- — указывает на повторное, возобновляемое действие (репетиция); де- от лат. de- — означает отсутствие, отмену, устранение чего-либо (дестабилизация); рестрикция (от позднелат. restriction) — ограничение, ограниченная зона доступа и т. п. [16]

Е. В. Коротаева

Мы еще будем обращаться к исследованию различий присутствующих в нашей управленческой и педагогической практике видов взаимодействий, а сейчас нам важно еще раз подчеркнуть, что именно условия конструктивного взаимодействия становятся залогом успеха совместной деятельности участников образовательных отношений в ОО.

изображение

Конструктивным взаимодействие становится тогда, когда оно целенаправленно, является основой сотрудничества участников совместной деятельности заинтересованных друг в друге людей.

Анализ проявления конструктивного взаимодействия в личностных сферах показал, что интеллектуальная сфера включает: цель, задачи, результат, способы; эмоциональная сфера: спокойствие, сочувствие, сопереживание; волевая сфера: управление своим поведением и волевые усилия. Для конструктивного взаимодействия характерно: продуктивность и результативность совместной деятельности, эмоциональная удовлетворенность процессом и результатом субъектов взаимодействия.

Значит, конструктивное взаимодействие — целенаправленная, построенная на гибких установках и взглядах, понимании индивидуальных особенностей партнера совместная деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально-значимому результату. [17]

О. А. Чебыкина

И условия конструктивного взаимодействия, и информационные условия (условия информационной открытости), и мотивационные условия, способствующие формированию у участников совместной деятельности состояния мотивированности как ощущению себя источником действия (Р. де Чармс) — все это результат особого и особенного управления — мотивационного менеджмента.

Изучение большой темы «Мотивационный менеджмент» нам еще предстоит, но уже сейчас мы можем опираться на имеющиеся у нас знания в этой области и выделить сущностную особенность менеджмента как управления, созидающего совместную деятельность заинтересованных в конструктивном взаимодействии участников образовательных отношений в ОО.

И то, что создает и созидает мотивационный менеджмент — атмосферу сотрудничества, сообщности, сорадования, сотворчества, совместных достижений, т. е. то, что для руководства ОО является необходимыми условиями успешности в решении общих задач деятельности образовательной организации.

И именно эти условия вкупе с административными условиями, задающими функционально-структурные основы организации, оказывают существенное влияние на результативность и эффективность во всех направлениях деятельности нашего разнопланового объекта управления.

изображение

Итак, мы разобрались в том, как действует «правило правильности» управления, согласно которому осуществляемая в ОО разноплановая деятельность «сама» создает условия, необходимые образовательной организации для решения стоящих перед нею задач, и эти созданные в ОО условия становятся факторами, влияющими на результативность деятельности ОО.

изображение

И теперь мы со знанием дела можем приступать к изучению второй составляющей «энергетики» деятельности образовательной организации — ресурсам, которые «питают» и «подпитывают» возможности образовательной организации для осуществления ею поставленных задач и достижения целей.

изображение

Изучению вопросов о том, как образовательная организация становится «генератором ресурсов» мы и посвятим наш следующий разговор.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Выявляем «правило правильности» управления и обнаруживаем связи между деятельностью и условиями ОО [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/vyyavlyaem_pravilo_pravil_nosti_upravleniya_i_obnaruzhivaem_svyazi_mezhdu_deyatel_nost_yu_i_usloviyami_oo
[2]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Берите в руки карандаш, мы начинаем»… проектирование структуры образовательной организации [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/berite_v_ruki_karandash_my_nachinaem_proektirovanie_struktury_obrazovatelnoj_organizacii
[3]. Асмолова (Плахова) Л. М. Принципы направленности образовательных программ как объединяющее начало «мира разностей» наших организаций [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/principy_napravlennosti_obrazovatelnyh_programm_kak_obedinyayuwee_nachalo_mira_raznostej_nashih_organizacij
Асмолова (Плахова) Л.М. И вновь «берите в руки карандаш, мы…» продолжаем проектирование структуры образовательной организации [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/i_vnov_berite_v_ruki_karandash_my_prodolzhaem_proektirovanie_struktury_obrazovatelnoj_organizacii
[4]. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения), С.286.
[5]. Асмолова (Плахова) Л.М. К борьбе за единство формы и содержания в образовательной структуре ОО будь готов! [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/k_borbe_za_edinstvo_formy_i_soderzhaniya_v_obrazovatelnoj_strukture_oo_bud_gotov
[6]. Асмолова (Плахова) Л. М. Образовательная структура: завершающий взгляд «сквозь время и пространство» [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/obrazovatelnaya_struktura_zavershayuwij_vzglyad_skvoz_vremya_i_prostranstvo
Асмолова (Плахова) Л. М. Образовательная структура: завершающий взгляд «сквозь время и пространство» (продолжение) [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/obrazovatelnaya_struktura_zavershayuwij_vzglyad_skvoz_vremya_i_prostranstvo_prodolzhenie
[7]. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. — 2012. — № 1. — С. 8–14, С. 13.
[8]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://fgos.ru/
[9]. Шабайкин А. Ю. Классификация видов организационно-управленческой деятельности: социально-философский анализ // Теория и практика общественного развития. 2014 № 8. С. 31–36, С. 35.
[10]. Коллектив //Психология. Словарь / Под общ. Ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. — 494 с., С. 166.
[11]. Референтность //Психология. Словарь / Под общ. Ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. — 494 с., С. 339.
[12]. См. серию статей о проектировании структуры образовательной организации https://eduface.ru/consultation/management/page/13; https://eduface.ru/consultation/management/page/12; https://eduface.ru/consultation/management/page/11; https://eduface.ru/consultation/management/page/10 .
[13]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь», … и какие иметь структурные подразделения в ОО [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/dumajte_sami_reshajte_sami_imet_ili_ne_imet_i_kakie_imet_strukturnye_podrazdeleniya_v_oo
https://eduface.ru/consultation/management/dumajte_sami_reshajte_sami_imet_ili_ne_imet_i_kakie_imet_strukturnye_podrazdeleniya_v_oo_prodolzhenie
[14]. Андреева Г. М. Социальная психология. — М: Аспект Пресс, 1999 — 375 с., С. 112
[15]. Овчинникова Н.В., Асмолова Л. М. Об информационной политике образовательной организации. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/about/policy
[16]. Коротаева Е. В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. -192 с., С. 40. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/1f0/korotaeva_pdf_a5.pdf
[16]. Чебыкина О.А. К вопросу о конструктивном взаимодействии //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014, № 8, с. 222–225. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://www.online-science.ru/userfiles/file/7pdudpxk9tevihhxzdjkqy7bsxvio4ry.pdf

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0