Проникаем в суть процесса управления результативностью

Мы приступаем к изучению первого среди других важных процессов управления в системе управления ОО, в ходе освоения которого нами ставится задача не только упрочить свои знания о самом процессе [1], но и проникнуть в тайны целеполагания и результативности.

изображение

Напомним себе, где в структуре системы управления «обитает» этот процесс, и какие элементы работают в процессе управления результативностью.

изображение

Итак, основными тружениками этого процесса являются условия, объект управления и механизм управления. Именно их взаимодействие между собой и образует область протекания процесса управления результативностью в системе управления.

изображение
изображение

Раз уж возникают сомнения, то давайте сразу разбираться. И для этого еще и еще раз обратимся к принципам поведения системы, на которые опирается процесс управления результативностью.

изображение

Спору нет, что результат зависит от участников деятельности. А вот теперь сами обрушим на себя много-много вопросов:

?О каком результате идет речь? Как участники могут определить, соответствует ли результат тому, что требуется, или нет? Результат достигается участниками сразу и мгновенно, или у них в распоряжении должен быть план и технологии (методики, приемы), сверяясь с которым они будут действовать? Все ли у них сразу пойдет гладко, или нужны промежуточные измерения результатов, чтобы внести необходимые коррективы? И как, и когда, и каким «результатометром» надо измерять и оценивать результаты? И с чем эти полученные результаты сравнивать?…

Такой перечень вопросов мы можем расширять и углублять, но их общая направленность остается прежней.

Чего же касаются все эти и многие-многие другие сопутствующие им вопросы, обязательно возникающие в процессе управления результативностью в системе управления? Это всегда вопросы о целеполагании. Это всегда вопросы о том, как и какими способами будет осуществляться достижение цели. И это всегда вопросы о том, как, какими способами и когда оцениваются полученные результаты.

изображение

Давайте еще раз напомним себе «золотое правило» Н. А. Бернштейна: задача рождает орган. И с учетом возникшего вопроса добавим к нему требовательную суть задачи: «задача определяет цели и условия и требует отбора конкретных действий и способов их решения» (А. Г. Асмолов).

Именно так мы и будем действовать в процессе управления результативностью в системе управления: понимать суть задач (цели с учетом конкретных условий в реальных объектах управления в ОО), определять оптимальные для этих условий действия и способы их решения и оценивать результаты, соотнося их с целями и задачами, которые были поставлены. И это требующее исполнения «процессное правило» должно быть взято на вооружение управляющей системой.

изображение

Поэтому не будем отказываться от определений, которые мы можем почерпнуть из различных источников, но вчитываясь в них, всегда будем соотносить их с уже имеющимися у нас знаниями и учиться критически мыслить, начиная с самокритики и поиска своих ошибок.
И для примера воспользуемся определением управления результативности, которое ранее было упомянуто в реплике.

pen

Управление результативностью — система эффективного управления отдельными сотрудниками и командами, призванная обеспечить достижение максимальной результативности деятельности организации. Включает общее понимание целей, подходов к организации работы и обучению сотрудников, призванных обеспечить их достижение [2] …

изображение
изображение

Абсолютно верно. И подтверждение этой нашей «догадки» найдем в книге, ставшей бестселлером в пытливом сообществе менеджеров.

изображение

Управление результативностью — «это естественный процесс, способствующий эффективному управлению отдельными сотрудниками и командами и направленный на достижение наивысшего уровня результативности деятельности организации. Соответственно, в рамках этого процесса в компании формируется общее понимание целей, которые должны быть достигнуты, и подходов к организации работы и к обучению сотрудников, обеспечивающих достижение этих целей» [3].

Майкл Армстронг, Анжела Бэрон

Поэтому поздравим себя с тем, что проектируя нашу систему управления в образовательной организации, мы не только идем «правильным путем», но и правильно расставляем акценты в нумерации процессов управления в системе управления, определив процесс управления результативностью как процесс № 1.

А забегая вперед, но при этом, уже имея представление о целостной системе управления, отметим, что эффективность этого процесса станет важнейшим подспорьем и в управлении ресурсообеспечением, и в управлении знаниями организации, и в управлении качеством деятельности ОО.

изображение

И выбрав этот правильный путь, и обозначив процесс управления результативностью как процесс № 1 в системе управления, зададимся очень коварным вопросом.

?Задумывались ли вы о том, сколько слов говорится о важности этого процесса, сколько книг написано, сколько совещаний на разных уровнях проводится, сколько справок и сведений собирается, а процесс управления результативностью так и не приживается на «не благодатной» почве управления в образовательных организациях. Ведь знаем, что этот процесс нужен, знаем, что управлять этим процессом необходимо, ан нет!

А если пытаемся насадить системе управления ОО процесс управления результативностью, то вырастает из этого не достижение целей процесса, а множество планов, контролей, отчетов, под грудой которого мы уже и забываем о том, для чего первоначально все это затевалось.

smile

Может быть, что-то в консерватории поправить?

М. Жванецкий

Поэтому именно с вопроса о том, что же нам принципиально необходимо исправить, мы и начнем знакомство с процессом.

И с первых наших шагов будем предельно внимательны, поскольку ошибки изучения могут потом отразиться проблемами не только на самом процессе управления результативностью, но и на поведении всей системы управления в целом.

И вот о такой «ошибке по невнимательности» мы сейчас и будем говорить. Но прежде, для того, чтобы был понятен образ того, что нам предстоит сделать, создадим вот такой макет, который позволит имеющиеся у нас знания о процессе [1] применить к изучению процесса управления результативностью.

изображение

Итак, с чего начнем изучение целенаправленного процесса?

изображение

Отлично, предыдущий урок усвоен! Но…

Что же это за «но»? Что же это за препятствие, которое опять встает на нашем, казалось бы, уже четком и ясном пути?

И чтобы представить, о каком «но» идет речь, давайте «усугубим» ситуацию, и представим сразу все четыре процесса управления в системе управления, которые нам предстоит изучить.

изображение
изображение
изображение

Абсолютно верно! Схема процесса дает нам возможность, опираясь на общие для всех процессов составляющие, понимать, разбираться и выстраивать определенный процесс в системе управления и понимать его специфику.

изображение

Безусловно, что все эти процессы разные. Но то, что нам порой кажется ясным по определению и по умолчанию, и мы, не делая остановки на осмысливание, идем дальше, — оказывает нам, практикам, «медвежью услугу».

?Задумывались ли вы в круговерти нашей управленческой жизни и уже привыкшие к изобилию в нашем лексиконе разных процессов, об их сути, смысловой и целевой направленности деятельности, сосредоточенной в них? Возьмите для примера самые употребительные: образовательный процесс, учебный процесс, учебно-воспитательный процесс, воспитательный процесс, развивающий процесс, педагогический процесс, … и т. д.

Что это? Слова-синонимы? Конечно же, нет! И при всей общности, каждый несет определенную именно свою смысловую нагрузку, а значит, имеет свои определенные цели, задачи, способы, и ресурсы их реализации.
Мы еще будем разбираться в этих вопросах, погружаясь в методологию системно-деятельностного подхода, но пока обратим внимание на то, что «имена» процессов, их названия не берутся «просто так», а выполняют важную миссию наполнения смыслом деятельности, которой мы занимаемся.

И изучая процессы управления в системе управления, не будем превращать себя в шаблонно мыслящих и действующих по шаблону-схеме исследователей. Наоборот, мы будем учиться применять схемы в условиях конкретных процессов, специфика которых будет определяться их смысловой и целевой направленностью.

изображение

Отсюда и возникает первый вопрос, который мы зададим и системе, и себе, изучая процесс управления результативностью, прежде чем мы обратимся к схеме процесса.

На что направлен, устремлен процесс управления результативностью в системе управления?

изображение

При всей кажущейся простоте заданного вопроса и однозначности следуемого ответа, давайте будем заставлять себя проникать в смысл, а формулируемые нами сентенции проверять смыслом, ясным нам самим.
Процитируем реплику: «процесс управления результативностью направлен на результативность». Прояснился ли нам от такой формулировки смысл процесса, которым предстоит заниматься? Очевидно, что нет. Ну, а если нам не ясен и туманен смысл того, чем мы будем заниматься, то нам не помогут даже самые подробные технологические схемы процесса.

изображение

Нет, мы не будем заниматься формулированием ради формулировок, а представляя процесс, с самого начала должны «решать задачу на смысл», «задачу на открытие смысла» (А. Н. Леонтьев [4]).

И нам предстоит серьезно потрудиться над этой важнейшей не только для нас самих, но и для наших коллег и соратников задачей. Зато решив ее, мы серьезно облегчим себе путь дальнейшего целеполагания и выбора действий, приводящих к достижению этой цели.

Итак, давайте от туманности поверхностной формулировки «докапываться» до глубин смыслов направленности процесса управления результативностью.

изображение

изображениеПодумали, написали и проверили на смысл: ясно ли нам, в каком направлении будем двигаться?
Какой ответ получим от нас самих? Достаточно традиционный: повышать результативность! И ответив так, увидим, как на сформулированную таким образом направленность начинают сыпаться провокационные вопросы: куда повышать? зачем и почему повышать? где, в чем повышать? «до какой высоты» повышать?….

Не ясен смысл? Значит, уходим от поверхностных шаблонов и углубляемся дальше.

изображение

изображениеИ вновь проверяем на смысл. Если результативность — это степень достижения цели, то достижение результативности — это достижение степени достижения?

Ну и какие цели мы будем ставить в этом процессе? Достигать степень достижения? (Очень уж не хочется дискредитировать себя в глазах коллег, которым мы будем разъяснять цели того, чем предстоит заниматься, управляя этим процессом…)

Неверный смысл? И связан он с неправильным использованием термина результативность? Исправляем ошибку.

изображение

изображениеИ опять обращаемся к смыслу написанного. Процесс, конечно же, должен быть направлен на достижение результатов. Но каких? Где? В чем?

И если такое непонимание возникает у нас самих, то и у коллег по управленческому цеху, и у педагогов такие же вопросы возникнут обязательно.
Поэтому оттачиваем формулировку, проясняя смыслы и для себя, и для других участников совместной деятельности.

изображение

изображениеУже теплее. Вот только о каких целях идет речь?

О целях образования в ОО? Или о целях функционирования ОО? Или о целях развития ОО?

А каждый из наших коллег по управлению будет видеть здесь только цели вверенного ему объекта: заместитель по УВР — цели учебно-воспитательного процесса, главный бухгалтер — цели финансового обеспечения ОО, заместитель по АХЧ — цели материально-технического обеспечения ОО… А педагоги будут иметь в виду только цели педагогической деятельности, и то только своей, и то только в классах, где они работают…

Оттачиваем формулировку дальше с уточнением позиции о целях.

изображение

Вот теперь мы получили четкую и ясную направленность процесса управления результативностью.
И ясна она и нам самим, и нашим соратникам- участникам претворения этого процесса в жизнь. Мы разрабатываем и осуществляем в системе управления образовательной организации процесс продвижения от поставленных целей деятельности ОО к обязательному достижению нашей организацией заявленных результатов.

Вот теперь давайте похвалим себя за то, что не поленились уделить время важному управленческому действию, результатом которого стала четкая формулировка направленности процесса, которая не только прояснила нам смысл и общее направление нашей деятельности в этом процессе, но и поставила важные акценты, которые мы обязательно учтем в ходе разработки процесса управления результативностью.

Похвалим себя и за то, что не пошли по дороге наименьшего сопротивления, и не поддались искушению просто «списать», или переписать, или выполнить привычные на компьютере действия «копировать, вставить» текст готовой формулировки из методических пособий.

Мы думали, размышляли, критически относились к нами же написанному. И в результате сами, самостоятельно определили направленность процесса управления результативностью на достижение результатов, заявленных в целях деятельности образовательной организации.

изображение

Это очень хорошо, что сразу же от правильно сформулированной направленности процесса мы уже начинаем видеть проблемы.

изображение

Проблема — это особый тип целеустремленного состояния.
Проблема: целеустремленное состояние, которым не удовлетворен целеустремленный индивид и в котором он испытывает сомнения относительно того, какой из доступных способов действия изменит данное состояние на удовлетворительное [5].

Р. Акофф, Ф. Эмери

Поэтому мы, не только знающие о проблемах, которые существуют, но и целеустремленные на их разрешение, будем настойчиво продвигаться дальше в изучение процесса управления результативностью в системе управления.

И теперь, после того как нами определена общая направленность процесса, мы возвращаемся к нашей схеме.

изображение

Благодаря этой схеме мы видим общий «плацдарм боевых действий», нацеленных на победу. А бороться мы будем и с недостаточной некомпетентностью, и с неорганизованностью, и со слабой координацией, и со многими другими проблемами, уже существующими в управлении ОО и готовыми появиться. А достигать в своей борьбе мы будем цели процесса управления результативностью.
И определив этот образ как плацдарм управленческих действий, мы соотносим его с понятием процесса управления.

изображение

Процесс управления представляет собой совокупность логически связанных между собой управленческих действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации и направленных на достижение цели [6].

Подготовив этот плацдарм действий, мы можем приступать к тактике его реализации. И начнем с самого первого действия.

изображение

Ход правильный по направленности, но…

изображение

Да, этот ход верный, поскольку мы понимаем, на основе чего мы будем ставить цели. Но его осуществление требует выполнения особого действия, направленного на получение важной для целеполагания информации.
Поэтому начинать процесс мы будем, взяв старт со знания нами, управленцами, первоначального состояния…. И вот тут возникает новый вопрос: …состояния чего? Состояние какого элемента, работающего в этом процессе, мы будем определять?

изображение

Безусловно, мы должны и обязаны понимать и учитывать специфику и внешних условий=заданностей, и внутренних условий жизнедеятельности образовательной организации. И это очень важно, как мы говорили ранее, если ОО находится в кризисе, или ОО находится в стадии становления или реорганизации.
Но мы оцениваем состояние не элемента условия, а должны получить реальную картину состояния именно объекта управления в этих условиях.

Давайте обратим внимание на такие случаи в нашей практике, когда веря «во всесильность» механизма управления, ставку в оценке результативности делают именно на нем.

?Знакомы вам такие картины нашей управленческой жизни, когда наши коллеги, желая навести неукоснительный порядок во временном им объекте, начинают требовать со всех подчиненных наличие справок-анализов, планов всевозможных, больших и малых, планов и отчетов по внутришкольному контролю, материалов проводимых мониторингов, и т. д.? Почему со всех? Потому что порядок — он один для всех! И в зависимости от силы административного нажима начинает «бешеным принтером» работать наш бумагоотчетный механизм, и множатся и пухнут папки на управленческом столе.

… И откладывают (на время, или в сторону) наши педагоги задумки творческих дел;
… и в подготовке урока главным становится правильное написана плана, а не его реализация;
… и контрольные дают, чтобы соответствовали плану ВШК, а не диагностическим задачам учебного процесса;
… и в выставляемых оценках утрачивается суть того, что и как оцениваем, а на первый план выдвигается сам факт их наличия в журналах, и тем более электронных…

изображение

Конечно же, нельзя! И все вышеперечисленные составляющие механизма управления важны и необходимы, но для чего?

изображение

… высокой результативности чего?:
— механизма управления (?!), измеряемой количеством отчитываемых бумаг?
— или результативностью именно объекта управления?

?Поэтому давайте еще и еще раз, обращаясь к сути, смыслам и функциям, которые выполняют элементы в системе, напомним себе, что механизм управления — это именно управленческий инструмент, эффективно пользуясь которым управляющая система сможет добиваться высокой результативности как степени достижения поставленной цели в объекте управления.

Ну вот, теперь, когда правильно расставлены приоритеты, мы смело можем сформулировать первое действие процесса управления результативностью.

изображение

И четко понимая цели этого действия, достижение которых приведет нас представлению реального положения дел в объекте управления, мы, уже готовые приступить к его реализации, наталкиваемся еще на одно препятствие, о котором говорили в предыдущем разговоре. Тогда речь шла о том, что мы еще «не проходили» и не знаем подробное устройство объекта управления как системы.

И эта преграда является очень существенной, поскольку объект управления представляет собой самый сложный элемент системы управления. И не только потому, что им является вся (!) образовательная организация в целом.

изображение

Сложность заключается в том, что на саму образовательную организацию мы, ее руководители-исследователи, можем смотреть с разных точек зрения [7]:

  • и как на целенаправленную систему, выполняющую или не выполняющую свои функции в соответствии с требованиями, являющимися условиями установления ее функциональности;
  • и как на коллективную деятельность, в которую вплетено множество разнообразных по направленности деятельностей, и которая объединяет много различающихся по своим индивидуальным особенностям субъектов-участников, «деятелей и делателей» этих деятельностей. И от этого оценка состояния дел в нашей ОО субъектами деятельности будет очень разной и всегда субъективной…;
  • и как на процесс ее жизнедеятельности, в котором ОО проходит различные стадии своего развития, и для каждого из них будут свои параметры состояний….

Что же нам делать?

Многообразие методологических подходов к пониманию образовательной организации [8] на данном этапе нашего изучения не поможет нам найти тот самый «единственно правильный путь». Поэтому мы, осознавая всю сложность задачи «объять необъятное» в представлении образовательной организации, будем делать сознательный выбор.

Если образовательная организация является объектом управления в системе, то значит, нам необходимо рассматривать ее через призму именно системного подхода.

изображение

Именно так, и чтобы наши ранее обретенные знания «не пылились на полке» забвения в наших управленческих головах, а начинали реально действовать на практике, то давайте будем использовать их по назначению.
Но прежде, чем мы восстановим в памяти вопросы, которые мы изучали, обратим внимание на следующее объяснение, который дал П. Г. Щедровицкий в одной из своих лекций:

pen

Вопрос: А объекты деятельности — они откуда берутся?

Щедровицкий П. Г. Из деятельности. Какая у вас деятельность, такие и объекты. Очень интересно на этот вопрос отвечал Р. Акофф, очень любопытный мыслитель ХХ века, с одной стороны, один из продолжателей системного подхода, а с другой стороны, прежде всего в лице своих учеников — гуру современного управления. Он занимался приложением системного подхода в различных областях управления. … На вопрос, как устроен объект управления для управленца, он отвечал, что «это то, что лежит на границе его вытянутой руки».
Вы управляете тем, до чего можете дотянуться. Ваш объект обусловлен вашей деятельностью [9].

А наш объект управления в системе управления ОО обусловлен деятельностью, а точнее, деятельностями образовательной организации.

И обращаясь «к пройденному материалу», вспомним, какие вопросы мы тогда «проходили», и на которые вновь обращаем свое пристальное внимание.

Во-первых, мы, рассматривая образовательную организацию как целенаправленную систему, определили в ней систему взаимосвязанных целей [10]. Напомним себе, что это не тавтология и игра словами, а важная позиция логики целеполагания: от целей ведущей для организации деятельности — к целям организационно-управленческой деятельности.

изображение

Во-вторых, исходя из целей, мы представили функции образовательной организации [11].

изображение

В-третьих, обозначили в общих чертах функциональную структуру организации [12].

изображение

И в-четвертых, представили структуру объектов управления в образовательной организации. Мы тогда говорили, что, составляя ее, забегаем вперед, в тему «Управление образовательной организацией». А теперь мы не только можем воспользоваться уже «пройденным материалом», но и еще раз утвердиться в том, как важно работать на опережение.

изображение

Ну, а теперь, воссоздав имеющиеся у нас знания об образовательной организации как системе, применим их к объекту управления, который теперь по праву назовем управляемой подсистемой.

изображение

И теперь видя весь спектр радуги объектов управления, нам предстоит решение сложнейшей задачи, запутывающей умы не только начинающих, но и опытных руководителей.

изображение

Итак, необходимо определиться с составом объектов управления, чье начальное состояние нам нужно знать для правильного целеполагания.

изображение
изображение

Конечно, оба варианта имеют право на выбор. Но используя первый, велик риск уйти в детали, и не получить целостную картину состояния объекта по выполнению им возложенных функций.

Второй путь будет более целесообразным для выполнения действия, направленного на определение начального состояния всего объекта управления. Но и здесь есть риск за общей картиной не увидеть важных частных деталей. Будем помнить об этом, выбирая второй вариант.

изображение

И, безусловно, что первым из них будет вопрос о состоянии образовательной как основной деятельности нашей организации, исходя из целей, задач и результатов реализации основных и дополнительных образовательных программ, принятых в нашей ОО.

А представив положение дел с выполнением главной функции, мы должны вооружиться данными о состоянии вспомогательной деятельности, несущей значимую функциональную нагрузку, обеспечения условиями и ресурсами реализации образовательных и педагогических задач в ОО.

И завершит нашу многотрудную работу в этом многогранном первом действии процесса управления результативностью установление начального состояния деятельности, организующей работников ОО на достижение целей образовательной организации. Иными словами, мы должны будем реально определить состояние дел в управленческой деятельности.

изображение

Абсолютно верно! Именно так и получается, что выполнение даже самого первого действия в процессе управления результативностью сразу же помимо элемента объект управления задействует в системе и другой элемент — механизм управления, в состав которого нами уже был включен мониторинг [13].

изображение

И «подключая» мониторинг в это взаимодействие, напомним себе, что механизм управления мы будем использовать по его назначению — именно как инструмент выполнения действия, а не как «мониторинг ради проведения мониторинга».

изображение

Мы уже не раз говорили о бытующем в нашем управленческом сообществе отношении к мониторингу как к очередной напасти, сопровождаемой требованиями о проведении порой кажущихся бесчисленных срезов, проверок, диагностик, аттестаций.

Уменьшить их количество мы не сможем (требования исходят из вышестоящей системы!), а вот изменить свое отношение к мониторингу должны и обязаны, используя его во благо процесса управления результативностью в ОО.

В противном случае, лишая механизм управления этого важного элемента, или выполняя лишь под нажимом сверху только то, что требуется и о чем надо наверх отчитаться, мы заведомо обрекаем на провал наши мечты об эффективном управлении в ОО.

Поэтому продолжая наше изучение процесса управления результативностью в системе управления ОО, в следующий раз мы начнем разговор именно с вопросов мониторинга, а затем будем осваивать очень нужную «формулу» целеполагания.

Литература

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Наш управленческий выбор: процесс целеустремленный или… вялотекущий?. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/nash_upravlencheskij_vybor_process_celeustremlennyj_ili_vyalotekuwij
[2]. Управление результативностью [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Управление_результативностью_(управление_персоналом)
[3]. Армстронг М. Управление результативностью: Система оценки результатов в действии / Майкл Армстронг, Анжела Бэрон; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 250 с. — (Библиотека Сбербанка), С. 12.
[4]. Леонтьев А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза) … творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1991. — С. 184–187., С. 184.
[5]. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер с англ. Под ред. И. А. Ушакова. М. «Сов. радио», 1974, 272 с., С.115.
[6]. Грибов, В. Д. Основы управленческой деятельности: учебник и практикум для СПО /В. Д. Грибов, Г. В. Кисляков. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 335 с. , С. 12.- Серия: Профессиональное образование.
[7]. Асмолова (Плахова) Л. М. Организации, или то, в чем организована наша жизнь. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/organizacii_ili_to_v_chm_organizovana_nasha_zhizn
[8]. Асмолова (Плахова) Л. М. Многоликие организации: от разнообразия взглядов на организации — к своеобразию каждой из них. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
http://edumsko.ru/consultation/management/mnogolikie_organizacii_ot_raznoobraziya_vzglyadov_na_organizacii_k_svoeobraziyu_kazhdoj_iz_nih
[9]. Щедровиций П. Г. Цикл лекций «Повестка дня 2010-х», Иркутск, сентябрь 2011 г. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://berezkin.info/wp-content/uploads/2012/02/Schedrovicky-P-lekcii-v-Irkutske-2011.pdf
[10]. Асмолова (Плахова) Л. М. Цели образовательной организации, или с чего начинается система. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/celi_obrazovatelnoj_organizacii_ili_s_chego_nachinaetsya_sistema
[11]. Асмолова (Плахова) Л. М. Функции образовательной организации: от целей к их выполнению. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/funkcii_obrazovatelnoj_organizacii_ot_celej_k_ih_vypolneniyu
[12]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Берите в руки карандаш, мы начинаем»… проектирование структуры образовательной организации. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/berite_v_ruki_karandash_my_nachinaem_proektirovanie_struktury_obrazovatelnoj_organizacii
[13]. Асмолова (Плахова) Л. М. Невидимые связи в системе управления обретают смыслы и имена [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/nevidimye_svyazi_v_sisteme_upravleniya_obretayut_smysly_i_imena

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0