Разбираемся в «устройстве» менеджмента
  • От «формулы» управления — к «формуле» администрирования
  • От воздействия — к взаимодействию
  • Менеджмент — управление не простое, а…
  • От управления функцией — к управлению деятельностью
  • Действие действию рознь…


От «формулы» управления — к «формуле» администрирования

Мы приступаем к изучению менеджмента, которое наряду с администрированием является важнейшей составляющей управления образовательной организации.
И для того, чтобы понимать как «устроено» такое управление, и в чем его принципиальные отличия от администрирования, нам необходимо обратиться к уже известной нам «формуле» управления [1], согласно которой управление рассматривается как воздействие субъекта управления на объект с целью достижения им требуемого состояния.
Добавив в уже известную нам схему позицию обратной связи, отражающей реакцию объекта управления на оказанное воздействие, мы получаем вот такую «формулу» управления:

изображение

И поскольку нам теперь известны и понятны принципы «устройства» администрирования, всегда действующего сверху вниз (недаром в нашем управленческом лексиконе прижилось выражение «административная вертикаль»), то мы представим «формулу» администрирования», и задумаемся о менеджменте.

изображение

Менеджмент, также являясь составляющей управления, должен «унаследовать» от него его базовую «формулу», но при этом обладать своей спецификой, на которую нам указывал Питер Друкер.

изображение
Менеджмент касается человека, и только человека. [2]

 

Питер Друкер

изображение
изображение

От воздействия — к взаимодействию

От высказанных предположений, в каждом из которых есть доля истины, перейдем к построению «формулы» менеджмента, в которую наряду с субъектом, оказывающим управленческое воздействие, включаем еще одного субъекта действия.

изображение
изображение
изображение

Да, действительно, во многих учебниках по менеджменту даются ссылки вот на такое определение менеджмента:

изображение

Самыми известными деятелями, чьи работы повлияли на развитие школы «человеческих отношений», считаются Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.

Мэри Фоллет была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». [3]

Однако, как это часто случается в нашей практике, не обладая знаниями в области неоценимого вклада М. Фоллет в философию менеджмента, а пользуясь лишь одной ее цитатой, многие специалисты трактуют менеджмент по-своему, перепевая его на административный лад.

изображение

Поэтому во избежание подобных ошибок, давайте не будем ограничивать себя только одной цитатой, а обратимся к материалам учебников.

изображение

Мэри Фоллет была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Философия менеджмента М. П. Фоллетт

…Когда сотрудники почувствуют себя в определенном смысле партнерами…, они будут более качественно выполнять свою работу. И сделают это не вследствие некоего «золотого правила», а по причине общности своих интересов с менеджментом.

Фоллетт предлагала заменить повиновение боссу «законом ситуации»: человек не должен отдавать приказы другому, а оба должны согласиться с тем, что требует ситуация. Закон ситуации основывается на научном менеджменте, требующем подчинения фактам, составлявшим основу приказа.

Сущность хороших человеческих отношений создавало ощущение работы с кем-то, а не под чьим-то руководством. Менеджмент не должен осуществлять власть над рабочими, как и профсоюзы не должны практиковать власть над менеджментом. Совместно применяемая власть есть содействие, а не принуждение. [3]

изображение

Фоллетт стремилась развить идею «власти с» вместо «власти над» и заменить, таким образом, принуждение на «совместное действие или содействие». В условиях, когда одни «отдают приказы», а другие — принимают их, достижение интеграции весьма сложно. Роли «босса» и «подчиненного» создают барьеры, препятствующие распознанию общности интересов. …
Последней гранью философии бизнеса Фоллетт был тип лидерства, который позволяет действовать всей ее системе. Лидерство не будет больше основываться на власти, а на взаимодействии лидера и последователя в контексте ситуации. [4]

изображение

Именно так! Менеджмент основывается на взаимодействии участников совместной деятельности, на их содействии в процессе совместного достижения цели в объекте управления. И именно эту принципиальную для менеджмента позицию мы и отразим в своей «формуле» менеджмента.

изображение

И теперь, глядя на эту «формулу», мы иначе воспринимаем данное М. Фоллет определение менеджмента — «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Во-первых, мы принципиально изменяем наше отношение к «другим лицам», и видим в них не объектов нашего административного воздействия, а воспринимаем их как наших помощников, соратников, коллег, партнеров по достижению общей для всех нас цели.

И во-вторых, в этом ключе совершенно иной смысл обретают слова М. Фоллет «обеспечение выполнения работы», поскольку именно мы — менеджеры создаем в наших организациях условия для того, чтобы эти «другие лица» воспринимали цель достижения состояния объекта как нашу общую цель и в процессе ее достижения действовали сообща и согласованно. А обеспечение таких условий без взаимодействия субъектов деятельности невозможно.

изображение

Отличная мысль! И коль уж мы говорили о слабом администрировании и предостерегали себя от подобных ошибок [5], поэтому то же самое мы должны сделать на ранних этапах изучения менеджмента.

изображение Знакомы ли вам ситуации в управлении, когда руководители, не добившись результативного и эффективного выполнения от подчиненных, в сердцах восклицают: «Мне будет проще самому сделать, чем по 100 раз им все объяснять и разъяснять!»

Какой диагноз менеджменту мы в этом случае поставим? Конечно же, слабый менеджмент!

изображение

А в чем же заключается его слабость? Где, в какой части «формулы» менеджмент дает слабину? Что порождает бездействие, безответственность, не инициативность, нежелание действовать у других субъектов деятельности?
Глядя на эту «формулу» слабого управления мы понимаем, что в ней нет того, что составляет «сердцевину» менеджмента, в ней нет взаимодействия.

изображение

Да, нам порой кажется, что мы, руководители, столько сил и времени тратим именно на «разговоры» с нашими подчиненными, на «уговоры» наших коллег, пытаясь объяснить им необходимость выполнения задач, а результате сталкиваемся с непониманием, равнодушием, безучастностью тех, кого считаем соратниками по общему делу…

изображение

Отчего же наши усилия, направленные на взаимодействие с субъектами деятельности не дают результатов? Что же не так, что же неправильного в нашем взаимодействии? А может быть то, что мы считаем взаимодействием, в действительности является все тем же административным воздействием не на людей, а на носителей функций?

изображение

А если это так, то в ответ на административное воздействие те, кто является субъектом, и имеет свои собственные взгляды, отвечает на подобное воздействие противодействием или бездействием.
Таким образом, слабость менеджмента проявляется там, где, по сути, нет взаимодействия.

изображение

Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность; чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека, надо, чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. …
Взаимодействиеэто действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей — решения практических задач или реализации ценностей. [6]

Л. Д. Столяренко

Мы, руководители и педагоги ОО, заинтересованы в том, чтобы взаимодействие не только отражало направленность друг к другу действий субъектов деятельности, но и чтобы эти взаимодействия становились конструктивными.

изображение

Конструктивное взаимодействие — это целенаправленная, построенная на гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей партнера совместная деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к… продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально-значимому результату.

«Конструктивный»… происходит от латинского constructivus, что означает созидательный, и применяется в европейских языках в его французской трактовке constructif. В этом понимании конструктивный трактуется в трех значениях: как созидающий основу для дальнейшей работы; как относящийся к конструкции, построению; и в переносном смысле — настроенный на созидательное сотрудничество, достижение договоренности. [7]

О. М. Забелина

Исходя из этого, мы дополним нашу «формулу» менеджмента его «настроенностью на созидательное сотрудничество» в образовательной организации и согласованностью действий субъектов совместной деятельности.

изображение

И при этом еще раз напомним себе принципиальное отличие администрирования как безличного управления от менеджмента, для которого все участники являются субъектами достижения целей образовательной организации.

изображение

Субъект (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание) — носитель деятельности, сознания и познания.

Для современной философии субъект — это прежде всего конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных и иных отношениях с другими людьми. … Непосредственно внутренне по отношению к индивиду субъект выступает как Я. По отношению к иным людям он выступает как «другой». По отношению к физическим вещам и предметам культуры субъект выступает как источник познания и преобразования. Субъект существует только в единстве Я, межчеловеческих (межсубъектных) взаимоотношений и познавательной и реальной активности. [8]

В. А. Лекторский

изображение

Конечно, многие из нас, практиков, далеки от философии и считают ее делом тех, кто занимается «высокой наукой». Но отторгая даже попытки вникнуть в суть философских понятий, мы оказываем себе «медвежью услугу», поскольку ограничиваем сами себя в пространстве мировоззренческих взглядов.

И за примером далеко ходить не надо, достаточно обратиться к видению мира управления с позиций администрирования, для которого работники — являются трудовым ресурсом и исполнителями надлежащих им функций. И это одна мировоззренческая позиция в управлении, исповедующая принцип «незыблемости функции». Именно в такой философии складывалась и живет уже 100 лет классическая административно-функциональная парадигма. Именно в этой философии администрирование рассматривает человека подчиненного только как объект управления, наделенный функциями, требуемыми к выполнению.

изображение

Другое видение мира управления — мира человеческих отношений связано принятием иных мировоззренческих установок, в которых «безличные» в глазах администрирования кадры обретают в сознании руководителей образ людей созидающих, думающих, решающих, делающих жизнь школы, детского сада, дома творчества. И именно эти субъекты — решатели и деятели — составляют «золотой фонд» образовательной организации.

изображение

изображение Замечали ли вы, как избирательно работает наше управленческое сознание? Никто из руководителей образовательных организаций и их заместителей никогда не возразят против того, чтобы считать себя субъектами управления.

Наоборот, если вышестоящие начальники относятся к нам, руководителям, лишь как объектам, на которых возложены функции руководства ОО, то это вызывает в нашем профессиональном управленческом сообществе искреннее и неподдельное недовольство…

Что же происходит с нами, руководителями ОО, когда мы слышим, что в такой же значимый статус именно субъектов как «носителей деятельности, сознания и познания; … источников познания и преобразования» в наших образовательных организациях мы должны возвести работников ОО, т. е. наших подчиненных?… Почему же это вызывает внутренний протест и непонимание?

Ровно так же никто из педагогов не возражает против их статуса полноправного субъекта образовательной деятельности. Но в каждой школе, детском саду или доме творчества обязательно найдутся те, в чьих профессиональных установках ученикам, воспитанникам и их родителям отводится роль именно объектов педагогического воздействия. И такие педагоги, так же как и управленцы, искренне не понимают различий между объектом воздействия и субъектом взаимодействия…

Однако если администрация в образовательной организации не воспринимает их самих как субъектов, а видит в учителях, воспитателях и т. д. только исполнителей должностных функций, то в педагогическом сообществе ОО зреет искреннее и неподдельное недовольство…

Вот так, оказывается, субъективно мы относимся к субъектам управления! И при этом сами очень хотим быть именно субъектами — теми, «кто имеет право сказать про себя: „Я“» [9], имеющими свое лицо, свою личностную позицию и свой личный взгляд на происходящее вокруг нас!

Поэтому всем нам, руководителям, для которых потребность в созидании менеджмента в ОО становится насущной и осознанной необходимостью, предстоит, в первую очередь, проникнуться философией менеджмента, «касающегося человека и только человека».

изображение Менеджмент — это управление, порожденное гуманистической философией.
Менеджмент в образовательной организации — это управление, в котором люди, работающие в организации, и дети, воспитывающиеся в наших школах, детских садах, домах творчества, — это не ресурсы достижения целей, а именно ценность.
Менеджмент — это управление, для которого ценна личность и индивидуальность каждого человека.

изображение

Гуманизм (от лат. humanitas человечность, humanus человечный, homo человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. …

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. [10]

изображение

Вот как задело за живое! Оказывается, тем, кто «исповедует» администрирование как «всё и вся» управления, хочется быть не только субъектами, но и считать себя гуманистами!

изображение

Так уж получается, что нам, руководителям «с человеческим лицом» и гуманистическими взглядами приходится «облачаться в одежды» администрирования. И тогда, решая функциональные задачи, мы используем эффективные для этих задач административные методы.

Но бывает и так, что те, для кого администрирование является основой основ управления, а гуманистическая философия менеджмента остается далеко за бортом их административного «корабля», чаще всего не только «облачаются» в эту функцию, но и сами становятся человеком- функцией. А это приводит к абсолютному перевесу администрирования в управлении образовательной организации и игнорированию самого факта необходимости учета человеческих отношений.

изображение

Однако в нашей управленческой практике существует и другое, более изощренное явление. Речь идет о мимикрии администрирования, когда оно как единственная составляющая управления начинает «шагать в ногу со временем» и на словах вооружаться лозунгами человеколюбия. К сожалению, с такой «личиной гуманизма» администрирование чувствует себя достаточно комфортно и в кабинетах управленцев, и на рабочих местах педагогов в образовательных организациях.

изображение

Но настоящие принципы гуманизма работают там и только там, где не на словах, а на деле, не в лозунгах и кипах формальных документов, а в головах руководства и в умах тех, кто представляет педагогическое сообщество образовательной организации, утверждаются идеи ценности, значимости для всех и каждого индивидуальности и уникальности человеческой личности.

Это происходит там и только там, где уважение к личности и взрослого человека, и ребенка является непреложным нравственным основанием деятельности всей образовательной организации.

изображение

Ценностьзначимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений;
критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. [11]

Именно на этих принципах и строится менеджмент, для которого абсолютными ценностями является личность и уважение к личности каждого, кто работает и учится, воспитывается в образовательной организации. И потому приоритетом менеджмента является то, что мы привыкли в своей педагогической речи определять как личностно-ориентированное, т. е. направленное на становление и развитие личности, управление.

изображение
изображение

Менеджмент — управление не простое, а…

А никто и не говорит о простом управлении. Мир менеджмента — одна из сложнейших и… загадочных областей управления.

Жаль, что в русском языке исчезло второе написание буквы «И», и потому в слове «мир» мы не всегда улавливаем разные его смыслы.

Мiръ — согласно словарю Даля — «вселенная, земной шар, род человеческий». И в этом смысле мир менеджмента — это целая вселенная человеческих судеб, это уникальные пересечения взглядов и мировоззрений, подходов и способов решения не только профессиональных, но и личностно значимых задач. Мир менеджмента — это таинство, завораживающее своей глубиной поиска решений уникальных задач, которые А. Н. Леонтьев называл «задачей на смысл».

Миръ — «отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство «. И в установлении такого мира менеджменту нет равных в управлении. И одной из главных его задач является со-творение мира совместной деятельности, объединяющей общими, значимыми для всех задачами самых разных людей: с различными точками зрения, разными убеждениями, отличными друг от друга характерами, отличающимися способностями, но при всем этом равными, поскольку все они являются субъектами общего для всех дела.

И так же как мы с детства познаем смысл сказки про курочку Рябу о не простом, а золотом яйце, так и сейчас нам предстоит познавать тайны не простого, а наоборот, очень сложного, и „золотого“, а значит ценного для мира человеческих отношений управления, управления=менеджмента, осознающего ценность людей и каждого человека.

И такое управление, ценностью и „золотым запасом“ которого является личность и индивидуальность человека, а социальный потенциал образовательной организации обретает значение социального капитала как главного и мощнейшего ресурса развития, такое управление будет иметь принципиально иные, не функциональные, а именно деятельностные основы.

изображение

В этом мире деятельности нам предстоит увидеть принципиальные отличия менеджмента, „касающегося человека, и только человека“, управления, проникающего в тайны смыслообразования и целеполагания, раскрывающего перед нами просторы и мощь совместной деятельности и деятельности достижений мотивированных, заинтересованных и ответственных за результат наших коллег, сотрудников и соратников.

От управления функцией — к управлению деятельностью

А это значит, что у нас появляется возможность видеть наш объект управления не только с функциональных позиций, но и расширить горизонты понимания, представив образовательную организацию как мир деятельности, мир разнообразных деятельностей.

изображение
изображение
изображение
изображение

Конечно, для многих управленцев-практиков такие различия в представлении объекта управления не являются важными.

smile

Исходим из народной мудрости, выраженной в пословице:

Хоть горшком назови, только в печь не ставь.

И, безусловно, от простого переименования не произойдет никаких изменений в нашей и без того многотрудной работе. Многие из нас, погруженные в оперативную круговерть череды рабочих дней, не будут „разглядывать под микроскопом“ отдельные дела и „заморачиваться“ вопросами о том, что же среди всего это является функцией, а что из этого мы называем деятельностью или действием, тем более что часто эти слова употребляются как синонимы.

изображение

Функция (от латинского functio — исполнение, осуществление), 1) деятельность, обязанность, работа;… [12]

Функция (лат. functio — совершение, исполнение) — 1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется Ф. первого. [13]

Цель выступает в системе как один из важных системообразующих факторов. Но цель требует действий, направленных на ее достижение, которые есть не что иное, как ее функции. Функции по отношению к цели выступают как способы ее достижения. [14]

Функция системы — это все, что система делает, может делать [15] (а мы добавим, и должна делать для достижения поставленных целей).

Принятая в технике формулировка функций… состоит из двух частей: глагола в неопределенной форме, выражающего действие функции, и существительного, обозначающего объект, на который направлено действие функции. [16]

изображение

Действие действию рознь…

Как правило, мы, практики, некоторое вопросы, которые являются предметом исследования в науке, постигаем интуитивно. Поэтому многие из нас все же „улавливают“ различия между действием как исполнением функции и действием как важнейшей единицы деятельности.

О первых мы говорим, когда действия осуществляются „под нажимом“ функции и выполняются исполнителем по требованию, исходящему не от самого человека, а извне (вышестоящая система и/или вышестоящее должностное лицо, предъявляющие эти требования).

Говоря о деятельности и действиях, мы всегда имеем в виду, что они осуществляются субъектом деятельности осмысленно, и такие действия всегда целенаправлены на результат, предвосхищаемый и достигаемый самим человеком.

изображение

изображение Знакомы ли вам ситуации, когда на требование о необходимом выполнении подчиненный отвечает вопросами: „Зачем? Для чего и кому это нужно?“ и при этом добавляет фразу: „Не вижу в этом смысла!“?

А если подобная ситуация довольно часто возникает в нашей управленческой практике, то посмотрим на нее с позиций администрирования и менеджмента.

Для администрирования подобный отклик „неуправляемой“ системы — это признаки „вольнодумства“ и недисциплинированности, с которыми незамедлительно надо бороться и устранять их, добиваясь беспрекословной исполнительности подчиненных.

А вот для менеджмента это очень важный и положительный (!) сигнал для взаимодействия, показывающий, что вопрошающему человеку небезразличны смыслы деятельности, которой он занимается, и ему необходимо разобраться и вникнуть в суть дела, осознать значимость результата, которого он должен достичь.

И менеджер, в отличие от администратора, не бросается „искоренять безобразие“, а наоборот, направляет свои усилия на разъяснение в процессе совместного обсуждения своей позиции, проясняя смыслы и доказывая нужность предстоящей субъекту деятельности потребностями образовательной организации и/или потребностями участников образовательных отношений.

изображение
изображение

Вот тут мы и сталкиваемся с одной из величайших трудностей управления. И заключается она в том, что с позиции администрирования все работники, включая руководящие кадры, должны и обязаны выполнять возложенные на них функции. И это непреложная составляющая управления, обеспечивающая цели и задачи функционирования образовательной организации.

С другой стороны, эффективное руководство ОО всегда заинтересовано в том, чтобы все работники и весь руководящий состав управления образовательной организацией, действовали осознанно (а „не из-под палки“), вникая и понимая, что и для чего они делают, каких результатов хотят добиться, и выбирая для этого оптимальные способы достижения. А такую задачу может решать менеджмент и только менеджмент, объектом управления которого становится осмысленная и целенаправленная деятельность образовательной организации как коллективного субъекта деятельности.
Для того чтобы прояснить для себя эти принципиальные отличия обратимся к притче.

изображение

Есть известная притча об ответах трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, прохожему, который спросил их о том, что они делают.

«Не видишь разве, — сказал первый, — кирпич вожу».
«На хлеб семье зарабатываю», — ответил второй.
А третий сказал: «Собор строю». [17]

В. Н. Сагатовский

Перенесем эту притчу на жизнь и работу нашей конкретной образовательной организации. Что же делает наша школа (детский сад, дом творчества и т. д.):

— «кирпичи возит», т. е. выполняет положенные ей функции, т. е. функционирует?
— «на хлеб семье зарабатывает», т. е. обеспечивает ресурсы для своего функционирования (а порой, и выживания)?
— «собор строит», т. е. имеет высокую цель — миссию как свое предназначение, и видит в этой предназначенности смысл своей деятельности?

А теперь перенесем эту притчу на трудовой коллектив нашей образовательной организации и увидим знакомые «персонажи», поскольку:

…в каждой образовательной организации обязательно найдутся те, для кого работа учителем, воспитателем и т. д. — это лишь их «трудовая повинность», выполнение должностной нагрузки, отработка положенного рабочего времени и т. д. И, как правило», о своей незавидной педагогической доле в ОО такие работники непременно рассказывают родителям, дабы те обязательно прониклись трудностью их положения…

… в каждой образовательной организации работают те, для кого педагогическая работа — это источник (а зачастую, и единственный!) средств существования их семей. И вопросы «зарабатывания на хлеб» являются не просто актуальными, а с учетом реальной социальной обстановки, главными для выживания и сведения концов с концами для тех, кто живет от аванса до зарплаты. И среди них есть те, кто никогда и ни при каких обстоятельствах не пожалуется родителям на свое финансовое положение, каким бы удрученным оно ни было.

И есть среди них другие, кто любят проникновенно петь родителям жалостную песнь о тяготах своего недофинансирования.

А вот для тех, кто хочет в образовательной организации зарабатывать «на хлеб с маслом», установки на добычу финансовых ресурсов из родительских кошельков заставляют забыть «клятву педагогического „Гиппократа“» о верности идеалам педагогической профессии…

… в каждой образовательной организации были, есть и обязательно будут те, кто «собор строит», те, кто создает уникальный мир со-образования, в котором дети, постигая основы наук, соприкасаются с личностями взрослых, становящимися для детей образцами культуры, культурными образцами поведения и отношения к жизни. И для таких Педагогов с большой буквы дети становятся их со-ратниками погружения в мир тайн: и не только в тайны наук, но и в таинство человеческих душ и индивидуальной самобытности, в мир тайн человеческих отношений и совместного бытия.

Для таких Педагогов, Учителей и Воспитателей понятия честь, достоинство, уважение чести и достоинства личности каждого являются абсолютным нравственным постулатом их педагогической деятельности. Такие Педагоги всегда находятся в поисках смысла, смысла личностного и смысла их профессиональной деятельности.

Вот такие разные образы и самой образовательной организации, и работников, «населяющих» мир нашей образовательной организации, возникают у нас, когда мы читаем эту притчу.

изображение

Притча. Словарь В.Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. [18]

А теперь мы от иносказательной формы притчи и «поучению на примерах» перейдем к одному из сложных вопросов «устройства» деятельности.

И для начала обратим внимание на то, во всех ответах в приведенной притче речь шла именно о действиях, которые совершают рабочие.

изображение

Один из них, по его мнению, возит кирпичи. И это действие связано с многократным выполнением конкретных операций по погрузке, перевозу и разгрузке кирпичей из одного места в другое. Другой осуществляет целенаправленное действие, поскольку его целью является зарабатывание на хлеб, которую он достигает, осуществляя это действие. Действие третьего является осмысленным (а мы добавим к этому, что еще и мотивированным!), поскольку он осознает, ради чего он занимается этим многотрудным делом.

А вот теперь давайте задумаемся. Все эти рабочие, занятые одной и той же строительной деятельностью, осуществляют одно и то же действие. Так чем же различны их действия, и почему они отличаются друг от друга?

изображение
изображение

На самом деле, не все так просто, как может показаться с первого взгляда. И пытливому руководителю-исследователю есть над чем подумать, осознавая, что имеющихся знаний и простого набора имеющихся в профессиональном лексиконе терминов нам явно не достаточно, и нам нужны не только новые, но и систематизированные знания о структуре деятельности.

изображение

И таким «ключом», открывающим нам «ворота научных понятий» (Л. С. Выготский), будет для нас психологическая теория деятельности.

изображение
изображение

изображение Знакомая «песня» о ненужности психологии практикам-управленцам, не так ли? И уж сколько раз приходилось слышать эти слова от руководителей, «прослушавших» лекции по психологии, но, к сожалению, так и не взявших эту науку себе в помощники!

Для кого-то она не принадлежит к естественно-математической области научного знания, а потому не точна… Кто-то не получает от нее прямых указаний к действию, и потому не считает ее нужной… Кому-то, сделавшим первые шаги знакомства со сложной психологической терминологией, и вовсе пришлось захлопнуть книги, поскольку разобраться во всем этом невозможно…

Вот так и работаем мы, управленцы, испытывающие на себе груз психологических проблем в работе с коллективом, с родителями, с обучающимися/воспитанниками, но не имеющие даже элементарных знаний в области психологии…

Вот так же учат и воспитывают наших детей педагоги, не имеющие для этого необходимого уровня психологического образования, и действующие порой «как слон в посудной лавке», разрушая хрупкие новообразования в психике ребенка…

Вот так родители растят детей в своих семьях, где о психологии «слыхом не слыхивали» и слышать психологов не хотят, опираясь лишь на свой родительский «здравый смысл» и опыт своего детства, доказывающий, что предыдущее поколение в семье всегда правильно воспитывает поколение следующее…

А психология тем временем, развиваясь и углубляясь в познание мира человека, мира личности, мира человеческой сообщности, скромно ждет своего часа, всегда готова помогать…
Однако помочь она сможет только тем, кто преодолеет внутри себя свою собственную «бабу Ягу, которая всегда против».

изображение

Поэтому мы не будем пугать сами себя предстоящими трудностями погружения в сложные теории, а наоборот, осознавая необходимость и потребность постижения этих знаний, будем стараться обрести этот «ключ», с помощью которого мы сможем открыть для себя мир деятельности.

изображение

И обладая таким «ключом» познания, мы будем учиться пользоваться им в процессе осмысления, постановки и решения сложных задач управления=менеджмента, возникающих в разнообразном мире деятельности образовательной организации.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова Л.М.) Администрирование: «ничего личного, только»… функция https://eduface.ru/consultation/management/administrirovanie_nichego_lichnogo_tol_ko_funkciya
[2]. Друкер, Питер, Ф. Энциклопедия менеджмента. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. — 432 с., С.28.
[3]. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. — М. : КНОРУС, 2013 —
240 с. — URL: https://www.litres.ru/pub/t/12310202-Kaznachevskaya_G._Menedjment.a4.pdf?lfrom=203296980
[4]. Шевчук Д.А., Шевчук В. А. История менеджмента: учебное пособие (учебник, лекции) М.: Эксмо, 2009, — 420 c. — URL: https://unotices.com/book.php?id=83902&page=34
[5]. Асмолова (Плахова Л.М.) Сила и бессилие администрирования. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/sila_i_bessilie_administrirovaniya
[6]. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с., С. 86, 449.
[7]. Забелина О. М. Формирование опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении: дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Забелина Ольга Михайловна; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова]. — Кострома, 2007., 222 с., С. 34.
[8]. В. А. Лекторский. Субъект. /Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1174/%D0%A1%D0%A3%D0%91%D0%AA%D0%95%D0%9A%D0%A2
[9]. Субъект. — URL: http://www.phildic.ru/subekt/
[10]. Гуманизм. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1700
[11]. Ценность /Большой Энциклопедический словарь. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/319990
[12]. Функция / Современная энциклопедия. 2000. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/51082
[13]. Функция / Социологический словарь. — URL: http://vslovare.ru/slovo/sotziologicheskiij-slovar/funktzija/258789
[14]. Аполов О. Г. Курс лекций «Теория систем и системный анализ».- Уфа, 2012, 274 с., С. 245
[15]. Исследование систем управления. Автор: Созинов В.А. , редактор: С. Г. Масленникова http://abc.vvsu.ru/Books/issled_sist_upr/page0002.asp Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru
[16]. Развитие функционального мышления. — URL: http://triz.natm.ru/function/fun_01.htm
[17]. Сагатовский В. Н. Категориальпый контекст деятельностного подхода // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.- 366 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).- с.70–82, С. 74.
[18]. Притча/ Энциклопедия «Кругосвет». — URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/PRITCHA.html

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0