Ресурсообеспечение образовательной организации: «черный ящик» процесса управления против «черной дыры» неизвестности

Для начала разговора по новой теме, связанной с процессом управления ресурсообеспечением образовательной организации, и к которой трепетно-заботливо и с трепетом-волнением относится каждый руководитель ОО, давайте мысленно представим на шкале организационного времени точку, где мы находимся сейчас в середине последнего каникулярного летнего месяца.

изображение
smile

У каждого мгновенья свой резон,
свои колокола, своя отметина,…

Роберт Рождественский

Резон этого «мгновения», смысловые и целевые установки в это непростое для руководства время связаны с подведением итогов достигнутого за предыдущий учебный год и проектированием деятельности образовательной организации на предстоящий годовой период.

изображение

Казалось бы, нет во всем этом ничего нового для руководителей ОО, которые из года в год окунаются в данную «классику управленческого жанра» в дни, жаркие не только климатически, но подогреваемые «организационным пеклом» начала учебного года.

smile

Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!
О, как прекрасно ты, повремени!»

Гете «Фауст»

И при всей сложности этого августовского «мгновения», насыщенного круговертью дел и событий, которые, конечно же, скоро закончатся, и тогда жизнь наших образовательных организаций войдет в привычно налаженное русло, нам, управленцам, необходимо будет сделать мысленную остановку и посмотреть на эти дни «системным взглядом».

А точнее будет сказать так: нам предстоит понять и разобраться в том, что «говорит» нам своим поведением система управления в эти сложные дни перед стартом нового учебного года.
И раз уж мы произнесли словосочетание «поведение системы», то нам необходимо напомнить себе о каких процессах управления поведением системы управления мы ранее вели речь [1].

изображение

В своих предыдущих изысканиях мы проникали в тайны структуры системы управления, что позволило нам, согласно программе исследования системы, предложенной Э. Г. Юдиным [2], обнаружить принципы поведения системы и процессы управления поведением системы.

изображение

Если удается установить взаимосвязь между структурой и поведением, то мы начинаем понимать, как работают системы, почему они дают те или иные результаты, и как изменить поведение таким образом, чтобы достичь лучших результатов.

Поведение позволяет подобраться к структуре системы, лежащей в основе этого поведения. А структура, в свою очередь, — ключ к пониманию не только того, что происходит, но и почему.

Структура определяет, какое поведение изначально присуще системе. [3]

Донелла Медоуз

А теперь нам предстоит посмотреть на созданную нами структуру системы управления под иным углом зрения, «встав» на позицию объекта управления, по одну сторону от которого «располагается» процесс управления результативностью, а по другую — процесс управления ресурсообеспечением.

изображение

Структура системы управления показывает нам, как тесно и близко связаны между собой эти процессы управления поведением системы.

изображение
изображение

Понятны эмоции руководителей, поскольку «ресурсная нужда» образовательных организаций — это не только «головная боль» практически каждого директора или заведующего, но и реальная обстановка, в которой руководству приходится решать задачи функционирования и развития ОО, а иногда и выживания образовательных организаций в условиях дефицита элементарно необходимых ресурсов.

Но все же давайте обратим внимание на следующие позиции. Да, чаще всего одной из важнейших причин недостаточной результативности достижения поставленных целей в ОО руководители считают нехватку ресурсов (финансовых, кадровых, материально-технических и т. д.).

Но при этом, именно процесс управления поведением системы, связанный с обеспечением, а точнее, самообеспечением образовательной организацией ресурсами всех направлений своей деятельности, не является одним из приоритетных для руководителей ОО за долгие годы функционирования централизованной системы управления образованием.

изображение

Мы уже не раз говорили о ментальных моделях, которыми мы руководствуемся в своей деятельности и поведении. Поэтому давайте представим ведущий паттерн* поведения руководителей, который складывался в управленческой среде на уровне образовательных организаций, «привыкших» за многие десятилетия прежнего устройства жизнедеятельности ОО к тому, что вышестоящая система управления, «поставляющая» на уровень ОО задачи и указания, должна и обязана обеспечивать ОО необходимыми для этого ресурсами- от зарплат, поставок оборудования и учебников- до обеспечения кадрами.

Правда не всегда эти «поставки» были планомерными и в полном объеме, поэтому в прежние времена так укрепились в нашей управленческой лексике глаголы-действия: выбить фонды, достать дефицитное оборудование, уговорить на дополнительное финансирование, отстоять штатное расписание, договориться, чтобы прислали по направлению РОНО не молодого, а опытного специалиста и т. д., и т. п.

Вот в такой смысловой конструкции развивалась система управления образовательных организаций, где один из важнейших процессов ее поведения не управлялся самой системой, и не обеспечивался взаимодействием субъекта и объекта управления в ОО, а существовал в полной зависимости от внешних условий и действий вышестоящей системы управления.
И вот с преобразованиями страны в начале 90-х годов вступил в силу другой закон об образовании, согласно которому вопросы ресурсообеспечения деятельности ОО теперь были отнесены к компетенциям образовательной организации.

§

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266–1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
2. К компетенции образовательного учреждения относятся:
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);
4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления
годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
10) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
12) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;

19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
25) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.

3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;…

изображение

Обращаемся мы к тексту первого Закона об образовании для того, чтобы увидеть в нем те принципиальные изменения, которые обозначали неведомую ранее самостоятельность ОО и появление иного круга ответственности образовательных организаций.

Конечно, «обрушившаяся» самостоятельность в купе с ответственностью, возложенную на ОО, не могла гарантировать решение всех ресурсных проблем, которые существовали в прямо сказать бедных образовательных организациях. В те времена бытовала ставшая очень актуальной фраза из «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова:

smile

Компетенция образовательных организаций: спасение утопающих дело рук самих утопающих.

Изменились времена, изменялись законы, но отношение руководителей к процессу управления ресурсообеспечением образовательной организации изменяется очень медленно. И, несмотря на все увеличивающийся объем компетенций ОО, паттерн отношения к решению этих задач остается прежним: сначала пусть государство (регион, муниципалитет) даст нам необходимые ресурсы, а потом с нас спрашивает.
И уж коль зашла речь о классике советского юмора, то воспользуемся еще одной крылатой фразой:

smile

Не учите меня жить, лучше помогите мне материально.

Из словаря Эллочки Людоедки,
героини романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

Как же изменить ментальную модель, которой руководствуются многие директора и заведующие, знающие закон, но при этом мыслящие в парадигме «ожидания манны небесной» от вышестоящей системы управления? И если смысловые и целевые установки деятельности нельзя изменить очередным сводом инструкций, то, что же делать с данным положением дел?

А действовать мы будем, проникая через смыслы понятий к осмыслению существующей практики, добиваясь осмысленности действий в процессе управления поведением системы, направленном на ресурсообеспечение деятельности образовательной организации.

изображение

Мы уже говорили о том, что такое ресурсы образовательной организации, и выясняли, чем они отличаются от условий [5].

pen

Ресурс — фр., source — источник; ressource — вспомогательное средство.
Ресурс — 1. Средство, к которому обращаются в нужном случае. [6]
Ресурсы — фр. ressource — вспомогательное средство — помощь, пособие, средства [7].
Ресурсы — совокупность средств и источников их получения, возможных и доступных для использования при решении определенных и непредвиденных задач в режиме обычных, оптимальных и экстремальных условий безотносительно времени использования [8].

изображение

Чтобы продвинуться к поставленной цели, субъект нуждается, прежде всего, в определенных ресурсах. Из ничего трудно сделать нечто. И, если субъект ничем не располагает, вряд ли стоит ждать от него каких-либо результатов. Но далеко не все, что окружает субъекта, может предстать в качестве ресурса. Фактор, который признается таковым, должен каким-то образом сопрягаться с поставленной целью, быть пригодным для ее осуществления. Однако и этого мало. Ресурсом может быть лишь то, что находится в распоряжении субъекта и под его контролем. Манипулируя им, изменяя его в определенных пределах, субъект добивается намеченного результата. Все остальное ресурсом не является. [9]

А. Э. Петросян

А теперь зададимся сущностным вопросом: Откуда же возникают ресурсы образовательной организации, перед тем как они оказываются в распоряжении субъекта деятельности? Иными словами, что же в образовательной организации является источником, поставщиком ресурсов?

изображение

Вот мы попали в ловушку своих ментальных моделей, в которых все надежды на ресурсообеспечение наших образовательных организаций мы возлагаем на систему, находящуюся выше в иерархии управления.

изображениеИ чтобы мыслить правильно и системно, давайте обратимся к еще одному методологическому подходу — процессному, и представим его как систему, как это сделали в середине прошлого века представители молодой тогда науки — кибернетики.

pen

Система, которую представляют как «чёрный ящик», рассматривается как имеющая некий «вход» для ввода информации и «выход» для отображения результатов работы, при этом происходящие в ходе работы системы процессы наблюдателю неизвестны. Предполагается, что состояние выходов функционально зависит от состояния входов. Каноническое представление чёрного ящика — это полное описание его функций.

Чёрный ящик — термин, используемый для обозначения системы, внутреннее устройство и механизм работы которой очень сложны, неизвестны или неважны в рамках данной задачи. «Метод чёрного ящика» — метод исследования таких систем, когда вместо свойств и взаимосвязей составных частей системы, изучается реакция системы, как целого, на изменяющиеся условия. Подход чёрного ящика сформировался в точных науках (в кибернетике, системотехнике и физике) в 20–40 годах XX века. [10]

И вот теперь перенесем эту теоретическую конструкцию на реальную почву нашей практики. А ведь именно так, как на модель «черного ящика» смотрит на наши образовательные организации вышестоящая система, которая ставит перед ОО цели и задачи, определяет объем компетенций, за выполнение которых ОО несет ответственность. А затем, вооружившись арсеналом мониторингов и сводами отчетов, оценивает результаты деятельности ОО.

изображение

? Знакома ли вам фраза: «Теперь это область ваших компетенций, вы и обеспечивайте их выполнение. А вот как вы это будете делать, это нас не касается!»?
Знакомо ли вам безучастное отношение представителей вышестоящих органов управления к внутренним проблемам вашей образовательной организации, на разрешение которых у вас уходит масса времени и жизненных сил?

Что же характеризует эту ситуацию: проявление бездушия по отношению к нижестоящим элементам в иерархии, или некий «закон» управления?

Оказывается, в теории есть ответ на эти, чего греха таить, часто встречаемые картины из нашей управленческой жизни. Мы сталкиваемся с реальным проявлением кибернетической модели управления по методу «черного ящика», когда вышестоящей системе управления в рамках выполнения их компетенций неизвестны или неважны внутреннее устройство и механизм работы конкретной образовательной организации.

Но не надо думать, что применяется этот метод только органами управления к подотчетным им образовательным организациям. В нашей внутриорганизационной практике немало примеров, когда деятельность классов или групп, методических объединений педагогов и т. д. в самой образовательной организации является для руководителя ОО такими же «черными ящиками»…

изображение
изображение

Абсолютно верно! Область применения кибернетического подхода по методу «черного ящика» связана с необходимостью беспристрастной, объективной внешней оценки результатов работы образовательных организаций.

Данный метод позволяет нам, руководителям, не только сосредотачивать свое внимание на достижении требуемых результатов, но и становится основой моделирования объектной системы управления. При этом для того, чтобы добиваться результатов, нам должны быть известны и важны внутреннее устройство и механизм работы нашей образовательной организации. А успешно работать этот механизм будет в том случае, если мы не только будем целенаправленно управлять им, но и своевременно обеспечивать его функционирование и развитие необходимыми ресурсами.

изображение

Раскрыть тайны «черного ящика» — именно такую сложную задачу мы и должны перед собой поставить, если хотим, чтобы наша образовательная организация успешно справлялась с поставленными перед ней задачами.
А законодательные позиции нормативно подкрепляют это наше стремление, напоминая об ответственности образовательных организаций за невыполнение своих компетенций.

§

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018)

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Поэтому мобилизованные грузом ответственности и мотивированные желанием, мы приступаем к раскрытию тайн «черного ящика» процесса управления нашей образовательной организации. И первой исследовательской задачей для нас будет вопрос о том, как же должен быть устроен наш объект управления, чтобы он отвечал формату компетенций образовательной организации и обеспечивал выполнение целей и задач ОО?

изображение
pen

Компетенция (юриспруденция) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления). Юридическое содержание понятия «компетенция» включает в себя такие элементы: предметы ведения (круг тех объектов, явлений, действий на которые распространяются полномочия); права и обязанности, полномочия органа либо лица; ответственность; соответствие поставленным целям, задачам и функциям. [11]

Иными словами, мы должны, исходя из компетенций как юридически установленных полномочий и обязанностей, выстроить функциональную структуру направлений деятельности образовательной организации.

Поэтому вооружившись нашими знаниями действующего закона ФЗ-273 «Об образовании в РФ», обратим внимание на то, что предметная сторона компетенций всегда связана с деятельностью и определяется как перечень действий=функций, которые надлежит выполнять образовательной организации.

Компетенции образовательной организации К какому по направленности виду деятельности образовательной организации относится компетенция
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
  • Нормативно-правовое обеспечение деятельности ОО
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
  • Обеспечение условий труда, материально-техническое оснащение и эргономическое обеспечение деятельности ОО
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
  • Финансово-экономическое обеспечение деятельности ОО
  • Управленческая деятельность
 4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; 
  • Финансово-экономическое обеспечение деятельности ОО
 5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
  • Кадровое и программно-методическое обеспечение деятельности ОО
 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; 
  • Кадровое и программно-методическое обеспечение деятельности ОО
 7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 
  • Управленческая деятельность (стратегическое управление)
 8) прием обучающихся в образовательную организацию;
  • Нормативно-правовое обеспечение деятельности ОО
  • Образовательная деятельность
 9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями; 
  • Кадровое и программно-методическое обеспечение деятельности ОО
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; (п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях; (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
  • Образовательная деятельность
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
  • Управленческая деятельность (управление качеством)
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
  • Обеспечение условий труда, материально-техническое оснащение и эргономическое обеспечение деятельности ОО
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
  • Обеспечение условий труда, материально-техническое оснащение и эргономическое обеспечение деятельности ОО
  • Образовательная деятельность
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;
  • Нормативно-правовое обеспечение деятельности ОО
19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
  • Организация условий совместной деятельности участников образовательных отношений
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
  • Кадровое и программно-методическое обеспечение деятельности ОО
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
  • Организация условий совместной деятельности участников образовательных отношений (информационно-коммуникационная деятельность)


 
Нетрудно видеть, что законодательно закрепленные компетенции образовательной организации пронизывают все направления деятельности ОО, среди которых ведущей является образовательная деятельность, а также представлена организационно-управленческая и вспомогательная (обеспечивающая) деятельности. Ранее мы уже представляли эти виды деятельности как структуру функциональных объектов управления ОО [12].

изображение

Таким образом, на этом первом шаге исследований мы прояснили для себя важную составляющую в модели теперь уже не совсем для нас «„черного“ ящика». И эта раскрашенная цветами радуги структура «домика» объекта управления является тому доказательством.

При этом, понимая, как устроен объект управления, и связывая это знание структуры с результатами деятельности ОО, мы добавили к нормативному перечню результатов, за которые несет ответственность образовательная организация, еще один важный параметр.

Речь идет о действенности результатов в организации условий совместной деятельности в ОО участников образовательных отношений. Поэтому для нас, руководителей, становится значимым оценивание эффектов взаимодействия, конструктивного диалога, включенности в совместную деятельность педагогов, обучающихся и родителей.

Подробнее об этом важном параметре оценки результатов организационно-управленческой деятельности мы будем говорить, изучая тему «Менеджмент и мотивационный менеджмент в ОО».

изображение
изображение

Именно так! Для того чтобы достигать заявленных в целях и задачах результатов, необходимо целенаправленное управление соответствующим процессом.

Напомним, что процесс управления результативностью занимает важное место в структуре системы управления и связан с такими элементами как объект управления, механизм управления и условиями, в которых осуществляется управление [1]. Поведение системы в этом процессе основано на соблюдении следующих принципов: принципа целенаправленности, принципа технологичности и принципа результативности.

изображение

?Принцип целенаправленности является ведущим принципом поведения системы и обеспечивает достижение образовательной организацией поставленных целей и определение новых целей и задач ее функционирования и развития.

?Принципом поведения системы управления, закладывающим основы целедостижения, является принцип технологичности, представляющий собой инструментальную/процедурную разработанность подходов и способов, выбранных в образовательной организации для решения поставленных задач и достижения целей.

?Принцип результативности является определяющим принципом поведения системы управления и требует концентрации усилий на достижение прогнозируемого результата путем реализации способов и технологий, эффективных в условиях конкретной образовательной организации, и оценку достигнутого по отношению к целям.

Поэтому выстраивая процесс управления результативностью в последовательности: цельтехнологии — достигнутый результатсоответствие результата поставленным целям, мы можем смело включать его в раскрытие нами тайн «черного ящика».

изображение

И вот теперь давайте внимательно посмотрим на схему, которую мы получили. Казалось бы, мы раскрыли главные «тайны» «черного ящика»: мы знаем, как устроен объект управления, какие требования к нему предъявляются, и на достижение каких результатов мы ориентируем свою деятельность; мы правильно выстраиваем процесс управления поведением системы, опираясь на цели, технологии и оценку/самооценку результатов.

изображение

Именно так! «Черный ящик» скрывает от нас еще одну важную «тайну», без которой достижение результата не может быть осуществлено. Речь идет о процессе управления поведением системы, тесно взаимосвязанным и сопряженным с процессом управления результативностью. И таким процессом-«смежником» в системе управления образовательной организации является процесс управления ресурсообеспечением.

изображение

Процесс управления ресурсообеспечением имеет в структуре системы управления общий принцип — принцип целенаправленности, который не только является ведущим принципом поведения системы, обеспечивающим ориентиры деятельности образовательной организации на достижение поставленных целей, но и задает принципиально важную установку на такую работу объекта управления, который должен сам в пределах компетенций ОО формировать ресурсный потенциал образовательной организации.

Таким образом, нам надлежит сделать важнейший вывод, который определяет роль и сущностные позиции, которые занимает объект управления в системе. Он не только представляет собой структурированную систему видов деятельности, которыми мы управляем, добиваясь необходимых результатов. Очень важно, что достигнутые результаты этой деятельности становятся ресурсом=потенциалом для достижения последующих целей.

Поэтому очень важно, чтобы руководство и педагогическое сообщество образовательной организации видело в результатах деятельности ОО не только итоги работы, которые надо подводить в определенные периоды учебного года и отчитываться по ним перед вышестоящими инстанциями. Все, что мы делаем и достигаем в нашей образовательной организации необходимо воспринимать как создаваемый самими участниками образовательных отношений внутриорганизационный потенциал для достижения более высоких целей и сложных задач.

изображение

Поэтому значимым принципом поведения системы управления, играющим важнейшую роль в управлении ОО, становится принцип эффективности управляющей системы. Согласно этому принципу те, кто управляет образовательной организацией, должны не только добиваться результатов, но и разумно, рачительно и рационально оценивать свою деятельность по отношению к ресурсам, которые в ОО создаются и эффективно используются.

Следование принципу эффективности управляющей системы не позволит ресурсам образовательной организации уходить из «черного ящика» в «черную дыру», где это потенциал организации рассеивается и исчезает, не успевая обеспечить основу успешного функционирования и развития ОО.

? Знакомо ли вам ощущение безысходности, которое возникает после нескольких лет руководства ОО, когда, оглядываясь на пройденный тернистый управленческий путь, вы понимаете, что силы, потраченные на оснащение и обеспечение этого «вечно голодного» организационного монстра, то тут, то там вопящего и вопиющего о недостатке ресурсов, уходят впустую?

А ведь, казалось бы, ни дня не проходило без заботы о том, чтобы хоть как то залатать бреши ресурсной недостаточности образовательной организации…
А впереди еще долгие годы работы, и новые цели, и новые задачи, и… все те же «старые» вопросы: Где взять средства? Где изыскивать ресурсы для осуществления и достижения? Как сделать так, чтобы эти ресурсы не только создавались, но и концентрировались в нужном месте в нужное время, и использовались правильно, вдумчиво, рационально, по-хозяйски?

И для каждого руководителя ОО эти вопросы совсем не праздные, а одни из насущных и требующих немедленных ответов.

Поэтому за помощью в решении мы обратимся… нет, не к вышестоящей системе управления, поскольку она действует в рамках своих компетенций:

§

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2018)
Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

Мы обратим свое пристальное внимание на структуру спроектированной нами системы управления образовательной организации, и в следующих темах именно в ней будем искать ответы, связанные с компетенциями субъекта управления в области ресурсообеспечения деятельности ОО.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Пишем «неписаные законы» поведения системы управления ОО [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/pishem_nepisanye_zakony_povedeniya_sistemy_upravleniya_oo
Асмолова (Плахова) Л. М. Открываем очередную тайну системы управления и проникаем в суть ее процессов управления [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/otkryvaem_ocherednuyu_tajnu_sistemy_upravleniya_i_pronikaem_v_sut__ee_processov_upravleniya
[2]. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. — Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. — 152 с., С.28.
[3]. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления /Д. Х. Медоуз; пер. с англ.; под ред. чл-корр. РАН Н. П. Тарасовой. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -343 с., С. 21; 149; 150.
[4]. Паттерн [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/92507
[5]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Математика» задач в управлении: прежде, чем решать, надо разобраться с условиями и ресурсами. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/matematika_zadach_v_upravlenii_prezhde_chem_reshat__nado_razobrat_sya_s_usloviyami_i_resursami
[6]. Ресурс / Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/111423
[7]. Ресурсы /Большой толково-фразеологический словарь Михельсона [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://www.twirpx.com/file/1248574/
[8]. Ресурсы/ EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010[Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2483/Ресурсы
[9]. Петросян А. Э. От цели к средству// Credo new: Теоретический журнал. — 2009. — № 2. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://credonew.ru/content/view/811/61 /(Дата обращения 30.11.2017)
[10]. Черный ящик/Википедия [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрный_ящик
[11]. Компетенция [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://wiki-org.ru/wiki/Компетенция
[12]. Асмолова (Плахова) Л. М. Функции образовательной организации: от целей к их выполнению. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/funkcii_obrazovatelnoj_organizacii_ot_celej_k_ih_vypolneniyu
Асмолова (Плахова) Л.М. «Берите в руки карандаш, мы начинаем»… проектирование структуры образовательной организации [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/berite_v_ruki_karandash_my_nachinaem_proektirovanie_struktury_obrazovatelnoj_organizacii

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0