Ресурсообеспечение образовательной организации: «плач Ярославны» управляющей системы

В предыдущий раз мы специально вернулись к вопросу о различении условий и ресурсов, чтобы закрепить понимание отличий данных понятий при всем внешнем сходстве этих «братьев-близнецов» — участников процесса управления поведением системы, направленном на ресурсное обеспечение образовательной организации [1].

изображение

Исследуя условия в трех присущих им значениях, мы распознали характер связей — этих «невидимых тружеников системы», которые обеспечивают взаимосвязи между элементами.

изображение

И теперь, зная и понимая, какие роли играют условия в данном процессе управления поведением системы, мы обращаем особое внимание на то, что компетенции управляющей системы в управлении ресурсами складываются под влиянием нескольких обстоятельств.

?В первую очередь, компетенции выступают как прообраз действий, которые должны будут осуществлять субъекты управления. И действия эти должны соответствовать задачам.

изображение
изображение
изображение

На самом деле, отличия компетенций от функционала существенны. И нам еще предстоит погружение в исследование этих вопросов управления, поскольку следующий процесс управления поведением системы, который мы будем изучать — это управление компетентностью.

Но сейчас мы выделим один аспект, необходимый для проникновения в суть процесса управлением ресурсообеспечением ОО. И для этого проясним различия между функцией и задачей, которые мы можем сделать на данном этапе изучения, поскольку уже имеем достаточный запас знаний.

Ранее мы знакомились с понятиями «функция», «функционал» и «функциональность» [2]. Напомним, что функция происходит от лат. functio «исполнение, обязанность». Один из родоначальников функционального анализа в социологии Роберт Мертон выделил 5 значений понятия «функция», первыми среди которых являются: функция как поручение, возложенное на конкретного исполнителя и функция как специализированный род занятий, являющийся для индивида постоянной деятельностью.

Мы часто упоминали известные слова Р. Мертона, выделяющие такую важную особенность функции как ее принудительность: «Функция принудительно предъявляет требования, проистекающие от системы, всем вовлеченным переменным. Этого требует принцип выживания и сохранения системы» [3].
Исходя из имеющихся у нас знаний, мы можем составить такую схему.

изображение
изображение
изображение
изображение

Вот в споре и рождается истина, при этом каждый из участников вносит свою лепту в общее понимание. И для нас важно, что в этом диалоге участники оперировали понятиями «цель» и «задача».

А там, где мы опираемся на понимание цели как образа результата достижения и задачи, определяемой А. Н. Леонтьевым как «цель, данная в определенных условиях» [4], перед нами открывается иное, чем функционал, видение области действий субъектов.

изображение

? Иными словами, если функция «порождает» исполнителя заданных, требуемых действий, то задаче нужны постановщики, определяющие ориентиры достижения цели с учетом конкретных условий образовательной организации и решатели, осуществляющие выбор целенаправленных действий и оптимальных для данных условий способов их реализации, обеспечивая их реализацию необходимыми ресурсами.

Поэтому функция работает через функционал исполнителей, а задача определяет компетенции субъектов деятельности.

изображение
изображение

О том, как «уживаются» или не «уживаются» между собой функционал и компетенции, мы будем подробно говорить позже, погружаясь в «тайны жизни» управляющей системы, работающей на принципах администрирования и менеджмента. А пока сосредоточим свое внимание на компетенциях, порождаемых задачами деятельности.

изображение

И связывая компетенции именно с задачами деятельности, мы можем говорить о них как об ориентировочной основе целенаправленных и технологически и ресурсно обеспеченных действий субъектов, мотивированных и нацеленных на достижение результата. И именно результат становится объективным показателем компетентности субъекта, решающего задачу и действующего в конкретных условиях.

При этом давайте обратим внимание на одно очень важное отличие компетенций от функционала, с которым мы, кстати сказать, постоянно сталкиваемся в своей управленческой практике.

? Знакомы ли вам ситуации столкновения с проблемами неисполнения или не надлежащего выполнения работниками возложенного на них функционала? Какие ответы вы получаете на ваши вопросы, связанные с причинами такого положения дел?
Как правило, работники ссылаются на то, что не знают, как это делать. Тогда у вас всегда находится ответ: «Если вы специалист определенной квалификации, то вы должны знать, как это делать!».

А если работники определяют причину невыполнения функционала как недостаток ресурсов, которыми их не обеспечила администрация?…

изображение

И вот тут-то нам, руководителям, «крыть нечем», поскольку в функционал предусматривает выполнение работниками определенных действий, но не может требовать от них решения задачи по обеспечению ресурсами.

изображение

К сожалению, как правило, так и поступают многие руководители, рассчитывая на то, «что написано пером, не вырубишь топором», а значит, становится нормативным требованием к исполнению.

Только вот будет ли реально на практике действовать эта норма? И как она может действовать, если работник, выполняя только порученный ему функционал= заданные действия, мотивированно и заинтересованно не включен в решение задачи, которое требует не только целеустремленности в действиях, но и определенных компетенций в технологическом и ресурсном оснащении их реализации?

smile

Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

изображение

Вот именно на поиск возможностей решения задач, а именно на изыскание, нахождение и формирование ресурсов, т. е. на то, с помощью чего мы можем результативно и эффективно решать поставленные задачи, и направлен процесс управления ресурсообеспечением, и для этого определяется область компетенций и ответственности субъекта управления.

Уделив достаточно внимания первому обстоятельству, формирующему компетенции, согласно которому компетенции представляют собой прообраз действий, направленных на выполнение задач в объекте управления, обратимся ко второму обстоятельству.

?Поскольку наш объект управления представлен двояко и как виды деятельности образовательной организации, и как ее ресурсы, то и компетенции субъектов будут представлять собой взаимосогласованные области действий.

Участники управления не только согласованно выполняют действия, направленные на реализацию задачи, но и совместными усилиями участвуют в процессе формирования и распределения ресурсов образовательной организации.

изображение

Такое согласование компетенций нам нужно и необходимо для того, чтобы избежать рисков и следующих за ними по пятам проблем, с которыми, как правило, и сталкивается руководство образовательных организаций, если:

  • только разделяет ответственность между участниками управления без формирования надлежащего ресурсного обеспечения, обрекая себя и других участников деятельности постоянно «наступать на грабли» проблем недостатка ресурсов в решении поставленных задач;
изображение
  • сосредотачивает свое внимание только на задачах ресурсного обеспечения ОО, поскольку, как правило, именно эти вопросы представляют собой наиболее острые проблемы управления. Решая только эти задачи, руководители рискуют стать «ресурсниками». Так теперь в управленческом сообществе именуют тех, кто не только занят исключительно ресурсными задачами, но и только с ресурсных позиций, гордо называя такой «подход» эффективным, рассматривает успешность деятельности и всей образовательной организации, и всех исполнителей.
изображение

Поэтому во избежание подобных рисков и стремясь к действительно эффективному управлению, нам необходимо четкое и правильное видение процесса управления поведением системы, направленного на ресурсное обеспечение деятельности ОО и, по сути, «отвечающего» в системе управления за эффективность управляющей подсистемы.

изображение

Так что же мы будем понимать под эффективностью субъекта управления — управляющей системы? Ранее, при изучении принципов поведения системы управления, нами был взят на вооружение подход Питера Друкера [5], различающего понятия результативность и эффективность:

изображение

Какие же «правильные вещи» должна делать управляющая система? Что она делает, какую роль выполняет в системе управления?

изображение
изображение
изображение
изображение

Да, так уж устроено наше управленческое восприятие своей профессиональной деятельности, ведь находясь в этом «котле» оперативных дел, указаний, отчетов и т. п., мы порой забываем о том, для чего же мы всем этим «месивом» дел занимаемся.

И очень бывает обидно нам, несущим на своих плечах груз задач и ответственности, когда мы получаем неудовлетворительные отзывы о нашей работе.

smile

Нет, товарищи, у нас не может быть хорошей работы. Бывает удовлетворительная, или неудовлетворительная.

Цитата из к/ф «Гараж»

Давайте же, определим, какая работа управляющей системы рассматривается как «удовлетворительная» и «неудовлетворительная», если смотреть на нее сквозь призму результативности и эффективности. Начнем с «удовлетворительной». А «удовлетворять» должен, в первую очередь, результат.

Результат проявляется в работе объекта управления, и результативность отражает степень достижения поставленный перед объектом управления целей. А в чем же тогда заключается работа управляющей системы и ее результативность? Что делает управляющая система, чтобы объект управления — наша образовательная организация — достигал целей и соответствовал требованиям?

Ответ напрашивается сам собой: именно управляющая система создает и несет ответственность за условия, в которых будет осуществляться деятельность образовательной организации.

изображение

Поэтому мы вслед за Питером Друкером, учившим нам тому, что результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи» (doing the right things), видим причину/источник результата в создании необходимых — «правильных» условий для достижения образовательной организацией поставленных целей.

Но достигать поставленных целей объект управления может по-разному, и создавать условия для целедостижения можно по-разному. А надо делать это «правильное» эффективно, т. е. «правильно».

изображение

Да, управляющая система будет действовать эффективно, если она не только правильно, в соответствии с целями и с опорой на имеющиеся условия организовала деятельность объекта управления, не только снабдила и обеспечила нужными ресурсами. Это позиции эффективности необходимые, но не достаточные. Управляющая система должна действовать «сегодня» так, чтобы подготовить объект управления и самой «подготовиться к неопределенному завтрашнему дню?». [6]

изображение

В чем состоит работа менеджера? В распределении ресурсов и усилий компании,
направленном на использование всех благоприятных возможностей для достижения… значимых результатов. Это звучит банально, и так оно и есть.

Но всякий раз, когда я наблюдал или проводил анализ распределения ресурсов в бизнесе, становилось ясно, что бо́льшая часть времени, работы, внимания и денег направляется прежде всего на «проблемы», а не на благоприятные возможности и во вторую очередь на те области, где даже выдающиеся успехи минимально влияют на результат. [7]

Питер Друкер

Вот и мы вслед за Питером Друкером посмотрим на наш опыт управленческой деятельности и непредвзято постараемся разглядеть реальные «промахи» в результативности и эффективности управляющей системы, несмотря на все наши усилия справиться с проблемами.

изображение

А «промахиваемся» мы ставя себе неутешительный диагноз: управляющая система не результативна, если не смогла создать необходимые условия для функционирования объекта управления.

изображение

?Знакомая «песня» — «плач Ярославны» о том, что в нашей образовательной организации нет необходимых условий для достижения требуемых от нее результатов, не правда ли? «У нас нет», «нам не дали», «нам не предоставили»…

И не слышно в этом «плаче» для фраз «мы не сделали», «мы не создали», «мы не приложили должных усилий»…

изображение

А вот к этой части «плача» прислушаемся…. Появилась другая «мелодия» — другой «мотив». Теперь мы «плачем» о том, что не смогли создать необходимые условия и указываем на причину нашей «немощи» — отсутствие возможностей.

И коль уж мы используем аналогию с «плачем Ярославны», то от образов литературных перейдем к русскому языку и обратим внимание не только на слова с общим корнем — «смогли» и «возможность», но и на приставку «воз-».

pen

Воз- словообразовательная единица (приставка). Общее прототипическое значение — подъём, совершение, установка, реализация чего-либо. [8]

И через морфемный разбор слова «возможность» убедимся в том, какие смыслы добавляет приставка к корню.

изображение

И теперь сами для себя «переведем с русского на русский» нашу излюбленную в управлении фразу «у нас не было возможностей»: у нас не было подъема, совершения, установки на то, чтобы можно было это сделать.

изображение

Мы не ищем виноватых, а наоборот, пытаемся разобраться в том, что же мешает нам самим сделать нашу управляющую систему в ОО результативной и способной создавать надлежащие условия для функционирования объекта управления.

А помехой в достижении этой результативности является… неэффективность управляющей системы.

изображение

Мы сейчас ведем речь не об эффективности производства, где экономическая эффективность рассматривается через отношение результатов и затрат. Мы разбираемся в эффективности управляющей системы ОО — ее способности действовать «правильно», не только организовывая деятельность объекта управления, но и обеспечивая эту целенаправленную деятельность соответствующими ресурсами и, внимание!, развивая потенциальные возможности объекта для постановки и реализации новых задач. Мы говорим о подготовке образовательной организации к действиям в условиях завтрашнего дня.
И если таких эффектов управляющая система не добивается, то, когда «завтра» становится сегодняшним днем, у объекта управления нет необходимого потенциала и возможностей для достижения результатов.

smile

«Готовь сани летом!»

Вот так, применяя, говоря словами А. А. Богданова [9], «народную тектологию», прислушиваясь к многовековому опыту, управляющая система должна взять на вооружение этот принцип «подготовки сегодня к завтра».

А вооружившись этим принципом, нам надлежит посмотреть на объект управления — образовательную организацию по-новому, чтобы увидеть, как писал П. Друкер, то, что мы недооценивали, не смогли разглядеть: радикальное изменение характер задач.

изображение

Новые инструменты позволяют — а порой и заставляют нас — воспринимать наши компании совершенно по-новому:

  • как генераторы ресурсов, т. е. как организации, способные преобразовать затраты бизнеса в доходы;
  • как звенья… цепи, которую менеджеры должны рассматривать в целом, чтобы управлять своими затратами;
  • как общественные институты для создания богатства;
  • как творение и одновременно творцов материальной среды, т. е. области за пределами организации, где заложены как благоприятные возможности и результаты, так и источники угрозы для успеха и выживания любого бизнеса. [10]

 

Питер Друкер

Вот и мы, следуя наставлениям гуру менеджмента, теперь посмотрим на наши образовательные организации как на генераторы ресурсов.

изображение

И «включая», вводя в действие этот «генератор», мы понимаем, что сегодняшние результаты «питают» завтрашние возможности образовательной организации. А когда это «завтра» становится сегодняшним днем, то создаваемый управляющей системой ОО ресурсный задел как потенциал возможностей обеспечивает условия для достижения запланированных результатов.

Однако мы, управляющие, народ нетерпеливый, и нам всегда хочется, чтобы этот «генератор» был легким и удобным в использовании и начинал сразу обеспечивать ресурсами нашу образовательную организацию, как только мы нажмем на кнопку «пуск».

изображение

Но когда чуда не происходит, мы, опечаленные и оплакивающие свою незавидную долю, выбрасываем из своей практики этот «инструмент» за ненадобностью, так и не разобравшись в «секретных механизмах» его работы.

А секрет этот — время…

изображение
изображение

Да, именно так, ресурсы нам нужны здесь и сейчас, и времени на ожидание «превращения» результатов достигнутого в ресурсы возможностей образовательной организации, у нас, как мы считаем, нет. Но так ли это?
Давайте посмотрим на шкалу времени, в которой отметим не только настоящее и будущее время, но и пройденный временной участок прошлой жизни нашей образовательной организации.

изображение

И поскольку ретроспективный взгляд нам удается лучше, то давайте посмотрим на результаты дня «сегодняшнего» как потенциал возможностей, который был создан не только «вчера», но и «позавчера».

изображение

И если мы отставим в сторону плач на тему «раньше и небо было голубее, и трава зеленее, и сахар слаще», то увидим, что сегодняшние результаты достигаются за счет ресурсов, которые были созданы в образовательной организации за предшествующее время.

Но эти ресурсы, заложенные «вчера» и «позавчера» имеют тенденцию к истощению.

? Знакомы ли вам «исторические хроники» жизни образовательных организаций, некогда блиставших на небосклоне образовательных, педагогических и управленческих успехов, а ныне только вспоминающих о своих былых заслугах? В чем причина их неудач в настоящем? Почему время так безжалостно к ним?

Живя «позавчера», «вчера» и «сегодня» и почивая на лаврах былых успехов, такие организации использовали ранее созданные возможности, «черпали» имеющиеся ресурсы, не задумываясь ни об их возобновлении, ни о создании новых, которые нужны будут «завтра» и «послезавтра».
И вот когда это будущее «вдруг» наступило, и стало днем сегодняшним, то былых ресурсов уже не было, и прежние возможности иссякли.

Поэтому нам необходимо не только с благодарностью вспоминать «день вчерашний», но и используя заложенные в этом прошлом ресурсы, устремлять свой взгляд в будущее, осознавая, что «здесь и сейчас» мы генерируем ресурсы и развиваем возможности нашей образовательной организации быть успешной в будущем.

изображение

Вот такая у нас получается управленческая «энергетика», связывающая воедино прошлое, настоящее и будущее, результаты и ресурсы, достигнутое и возможности нашей образовательной организации.
Но главное в этой «энергетике» — мотивация участников управления и восприятие ими образовательной организации как генератора ресурсов, которые создавались, создаются и будут создаваться в ОО.

И именно эта мотивация устремленности в будущее поможет нам сменить «мотив» нашей минорной управленческой песни на позитивный настрой и оптимизм всей нашей управленческой команды.

изображение

Ну что ж, если продолжается наш «плач Ярославны» с припевом о тяжелой и незавидной доле «одного в управляющей системе воина», тем более что в большинстве образовательных организаций эта доля выпадает на женские плечи, то мы не оставим без внимания вопрос о субъекте в процессе управления ресурсообеспечением.

изображение

Вот так уж получается, если речь заходит о ресурсообеспечении, а тем более о проблемах обеспечения ресурсами, то на вопрос «кто виноват?» в «народном роптании» большинства коллективов образовательных организаций слышится один ответ: виноват руководитель. И не только «снизу», но и «сверху» от вышестоящих органов управления доносятся грозные слова о невыполнении руководителями ОО своих компетенций.

Не снимая с повестки дня вопрос о единоличной ответственности руководителя, еще раз обратим внимание на элемент системы управления, именуемый «субъект управления», у которого есть и другое имя — управляющая система. И именно от нас, руководителей, субъектов управления, будет зависеть, какую управляющую систему мы выстраиваем в нашей образовательной организации: «тащим ли все на себе», или умело распределяем компетенции между своими соратниками по управленческому делу.

изображение

Создавая и развивая управляющую систему, мы, руководители, создаем и развиваем очень важные организационно-управленческие условия, влияющие и на успешность деятельности всей образовательной организации, и на ее обеспеченность ресурсами.

Поэтому вопрос о том, как эти и другие немаловажные условия ОО связаны с деятельностью ОО и ее ресурсообеспечением станет предметом наших размышлений в следующих темах.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Условия и ресурсы — «близнецы-братья» в «семье» процессов управления поведением системы [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/usloviya_i_resursy_bliznecy-brat_ya_v_sem_e_processov_upravleniya_povedeniem_sistemy
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Функции образовательной организации: от целей к их выполнению. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/funkcii_obrazovatelnoj_organizacii_ot_celej_k_ih_vypolneniyu
[3]. Покровский Н. Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона //
Социологические исследования. — 1992. — № 2. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://ecsocman.hse.ru http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/17051329.html
[4]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с, С.106–107
[5]. Друкер П. Ф. Управление, нацеленное на результаты: пер. с англ. / П. Ф. Друкер. — М.: Технологическая
школа бизнеса, 1994.
[6]. Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. Менеджмент.: Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2010. — 704 с., С. 198–199
[7]. Друкер, Питер (1909–2005). Классические работы по менеджменту: избранные статьи из журнала Harvard Business Review / Питер Друкер; пер. с англ. [И. Григорян, О. Медведь, С. Писарева]. — 2-е изд. — Москва: Юнайтед Пресс, 2010. — 218, [1] с.; 24 см. — (Сколково), С. 66.
[8]. Приставка «воз-«[Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/воз-
[9]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Организовать организованную организацию»: от тавтологии — к смыслам. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/organizovat_organizovannuyu_organizaciyu_ot_tavtologii_k_smyslam
[10]. Друкер, Питер (1909–2005). Классические работы по менеджменту: избранные статьи из журнала Harvard Business Review / Питер Друкер; пер. с англ. [И. Григорян, О. Медведь, С. Писарева]. — 2-е изд. — Москва: Юнайтед Пресс, 2010. — 218, [1] с.; 24 см. — (Сколково), С. 76.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0