Ресурсы! К решению задач образовательной организации будьте готовы!

Как хотелось бы нам, руководителям ОО, чтобы в нашей образовательной организации ресурсы всегда бы утвердительно отвечали на призыв к их достаточности и готовности к решению поставленных задач!

И ведь, по сути, каждый из директоров школ, учреждений дополнительного образования и заведующих дошкольными организациями мечтает именно о том, чтобы наступила бы в их управленческой практике «ресурсная благодать». И наоборот, отсутствие необходимых результатов и достижений мы, как правило, связываем именно с недостатком ресурсов в нашей образовательной организации.

Вот так мы и живем «в двух мирах»: мечтаем о ресурсном достатке, а в реальности постоянно решаем долгоиграющие ресурсные проблемы.

изображение

И, находясь в этом постоянном поиске решений, стремясь хоть ненадолго смягчить тяжесть проблем недостаточности ресурсов, мы, руководители, ищем ответы на злободневные вопросы: Где? Что? и Как?: Где взять ресурсы? Что делать, чтобы ресурсов было достаточно? И, главное, как все это обеспечить?

изображение

Конечно, отыскивая ответы на вопрос «Где взять необходимые ресурсы?», мы теперь не уповаем на падающую сверху «манну небесную», а со знанием дела лишаем себя иллюзий в том, что вышестоящая система обеспечит нашу многострадальную школу (детский сад, дом творчества и т. д.) всем тем, что нужно для решения поставленных задач.

smile

Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих.

И.Ильф и Е. Петров. Двенадцать стульев

Это знание выстраивалось в нашей ментальной модели управления, ориентируясь на позицию Питера Друкера о том, что мы теперь воспринимаем наши организации как «генераторов ресурсов»[1].

Именно поэтому мы взяли на вооружение подход, согласно которому от результатов деятельности зависят не только условия, создаваемые нами в ОО, но и ресурсы, «производимые» нами же в процессе деятельности нашей образовательной организации [2].

изображение

Напоминая себе изученный материал, еще раз обратим внимание на временны́е акценты, которые мы ранее расставляли.

Рассматривая деятельность образовательной организации в актуальном теперешнем состоянии, мы работаем и действуем в условиях, которые сложились прежде (а точнее, мы сами «вчера» создавали их именно такими, а «сегодня» мы «пожинаем плоды» того, что мы делали ранее).
Когда мы ведем разговор о ресурсах как будущих возможностях, то мы обращаемся именно к «завтрашнему» дню.

изображение
изображение

Менеджмент существует ради получения результатов. Он должен отталкиваться от желаемых результатов и организовывать ресурсы организации для их получения.
Менеджмент всегда должен оценивать и будущее, и настоящее, как с краткосрочной, так и с долгосрочной точки зрения…
…. менеджмент, в отличие от подавляющего большинства аспектов, должен существовать в настоящем и в будущем.
… к будущему, каким бы иным оно ни было, можно прийти только из настоящего. Чем больше скачок в неизвестное, тем прочнее должно быть основание для него. Временной фактор делает решение менеджера специфическим. …

Любой менеджер неизменно должен заниматься административной деятельностью, т. е. управлять тем, что уже есть, и совершенствовать это. Но существует еще один критерий деятельности менеджера. … Он должен создавать завтрашний день. [3]

Питер Друкер

Именно это «прочное основание» для скачка в неизвестное «завтра» и обеспечивает процесс управления поведением системы, который мы изучаем, — процесс ресурсообеспечения.

изображение

?Знакомы ли вам ощущения зацикленности на решении сонма оперативных и текущих проблем, которые, к нашему великому сожалению, не заканчиваются, а наоборот, увеличиваются день ото дня как снежный ком?

И находясь в таком состоянии все увеличивающихся каждодневных проблем, многие из руководителей ОО порой и помыслить себе не могут о проблемах, разрешение которых требует заглянуть в день завтрашний.

Однако когда на календаре это бывшее «завтра» становится днем сегодняшним, то мы начинаем с грустью «умнеть задним умом», осознавая свои вчерашние промахи в неразрешенности проблем.

изображение

Как отмечал Элвин Тоффлер, реагировать на происходящие вокруг нас изменения недостаточно быстро или недостаточно эффективно — все равно что не реагировать совсем. Оцепенение перед лицом изменения, требующего изменения, он назвал Ударом Будущего….

Вторая особенность происходящих изменений более коварна и, возможно, еще более угрожающа. Впервые привлек к ней внимание Дональд Шон.

В пересказе его доводы звучат так: поскольку скорость изменений растет, сложность возникающих перед нами проблем растет так же. Чем сложнее эти проблемы, тем больше времени занимает их решение. Чем больше возрастает скорость изменения, тем больше изменяются возникающие перед нами проблемы и короче жизнь найденных для них решений.

Поэтому к моменту, когда мы находим решения многих возникших проблем — обычно самых важных, — проблемы уже настолько меняются, что наши решения и не соответствуют им, и не эффективны: они мертворожденные. Другими словами, многие наши решения относятся к проблемам, которые уже не существуют в той форме, в какой они были, когда мы их решали. В итоге мы отстаем от времени все сильнее и сильнее. [4]

Рассел Акофф

изображение
изображение
изображение

Мы можем много иронизировать по поводу имеющихся и будущих проблем, и жаловаться на свою незавидную управленческую долю, но положение дел ведь от этого не изменится.

Поэтому напомнив себе о том, что «проблема — это особый тип целеустремленного состояния» (Р. Акофф [5]), не будем отмахиваться от проблем и, как следствие, погрязать в них, а наоборот, устремим себя на устранение возникающих противоречий, двигаясь по уже знакомому нам пути через тернии выявления проблем к постановке и решению задач [6].

изображение

И проходя мысленно этот теоретически намеченный путь, теперь, когда мы с особым пристрастием относимся к вопросам ресурсообеспечения деятельности ОО, обратим внимание на то, что в постановке и решении задачи существенную роль играют не только цели и действия, направленные на их достижение, но и ресурсы, которые необходимы для осуществления выбранных способов действий.

изображение

Поэтому вновь обращаясь к «формуле» задачи [7] в той ее части, где нами осуществляется разработка решения, мы не только отвечаем на вопрос «Что необходимо сделать, чтобы добиться цели?», но и глубоко продумываем ответ на вопрос «Как осуществлять выбранные нами целенаправленные действия?».

И именно в ответе на этот технологический вопрос мы должны и обязаны позаботиться о том, с помощью чего будут осуществляться выбранные способы действий, т. е., говоря словами П. Друкера, «организовывать ресурсы организации для их получения», заранее определяя потребность в них и своевременно обеспечивая их наличие.

изображение
изображение

Опираясь на «аксиому обучения» о повторении, которое, как известно, мать учения, зададимся вопросом, для чего именно мы восстановили в памяти уже знаемые нами составляющие задачи и акцентируем внимание на ее ресурсных позициях?

Для этого еще раз представим нашу «лесенку» восхождения от проблемы к результату решенной задачи.

изображение

В том случае, если мы прошли правильно этот путь от выявленной проблемы до правильного решения задачи, направленной на ее устранение, и в результате получили ожидаемый нами эффект устранения или снижения остроты проблемы, то мы говорим об эффективном решении задачи.

И в этом эффективном решении нами не только были правильно поставлены цели и разработана структура взаимосвязанных действий, но и правильно определены способы осуществления этих действий, исходя из специфики конкретных условий нашей образовательной организации. И при этом мы не оставили «на потом», не последовали принципу «я подумаю об этом завтра», когда начнем претворять запланированные действия, а наоборот, в деталях продумали и просчитали те ресурсы, которые нам будут необходимы для решения поставленной задачи.

Похвалим себя за то, что мы делаем все правильно и добиваемся нужных результатов и эффектов.

Но так ли часто можно встретить в нашей управленческой практике примеры именно эффективных решений? И если мы встанем на позицию самокритики, то не без труда обнаружим вот такое положение дел.

изображение

И в причинах недостигнутых эффектов устранения проблемы мы найдем ошибки не только в разработке проблем: они не выявлены (а мы только пожаловались сами себе на их наличие в ОО), не структурированы и не ранжированы [8] . Наши ошибки чаще всего связаны и с тем, что мы, минуя этап постановки задачи (а это значит, что нами не поставлены цели и не определены необходимые ресурсы), приступаем к решению, но не задач, а проблем [9].

изображение

И получая вот такую «картину с выставки управленческих недостижений», мы всегда находим виноватых в наших бедах, которыми является не наша управленческая некомпетентность в постановке и решении задач, а…

изображение

Да, именно в недостатке ресурсов многие наши коллеги видят причину неэффективного разрешения проблем.

Однако те из нас, кто самокритично относится к результатам своей управленческой деятельности, может без труда, опираясь на сравнение схем теоретических и практических, увидеть несоответствие (а значит проблему!). И это будет расхождение между потребностью в обеспечении поставленных задач необходимыми ресурсами, и нашей управленческой некомпетентностью в организации процесса ресурсообеспечения, являющегося наряду с процессом управления результативностью, одним из важнейших процессов управления поведением системы.

Иными словами, говоря словами А. И. Пригожина, мы в своей управленческой практике, как правило, только «жалуемся» на проблемы недостатка ресурсов, но при этом вопросы ресурсообеспечения каждой из поставленных нами задач почему-то оставляем без компетентных управленческих действий.

? И чтобы устранить этот «разрыв в деятельности» (Г. П. Щедровицкий), мы должны уяснить для себя следующее «правило», согласно которому решение задачи может быть эффективным тогда и только тогда, если: 1) под четко обозначенную цель как образ результата, которого мы хотим добиться, будут определены целенаправленные действия («заточенные» на результат), и 2) установлены способы осуществления действий, выбранные с учетом специфики условий, в которых работает образовательная организация, и, наконец, 3) заранее, до начала реализации, т. е. еще на этапе разработки решения задачи, определен состав и количество ресурсов, необходимых для осуществления действий.

И чтобы это «правило» не осталось только лишь написанным на бумаге, а обретало свою практическую значимость, мы для самоконтроля и последующей самооценки своих действий выделим наряду с постановочной и решательной «частями» задачи, еще одну, которую назовем оценочной.

изображение

И в этой оценочной части задачи возьмем себе за правило, подключая все имеющиеся в нашем управленческом арсенале аналитические, мониторинговые, рефлексивные и другие инструменты, оценивать результативность и эффективность решения выполняемой задачи, следуя разъяснениям, которые давал нам Питер Друкер.

изображение

Классик теории менеджмента Питер Друкер указывал на различие терминов: результативность (effectiveness) означает «делать правильные вещи» (doing the right things), а эффективность (efficiency) — «делать вещи правильно» (doing things right). Книга Гэри Кокинза прекрасно иллюстрирует, что результативность и эффективность одинаково важны. Сначала выберите стратегию, определите цели деятельности, а затем достигайте поставленных целей и запланированных результатов минимально возможными ресурсами. [10]

В оценке эффективности мы будем говорить об этом важном критерии выполнения задачи с нескольких позиций.

Во-первых, когда речь идет о том, как мы достигли (или не достигли) ожидаемых результатов, то перед нами встает вопрос оценки способов — как мы действовали, какие технологии, методы, методики, приемы были нами использованы в процессе осуществления действий, соответствовали ли они целевой направленности действий, позволили ли они в наших конкретных условиях добиваться нужных эффектов? Иными словами, правильны ли были выбранные нами способы действий?
И с этих позиций мы оцениваем технологический аспект выполнения задачи.

изображение

Во-вторых, для нас становится важным такой аспект эффективности, который связан с вопросом о том, какие ресурсы и как нами были задействованы в процессе выполнения задачи?

изображение

Согласно ГОСТ ISO 9000–2011 под результативностью (effectiveness) понимается степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. В свою очередь, эффективность (efficiency) — связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами [11].

Рассматривая эффективность решения задачи с этих позиций, мы не только количественно и качественно оцениваем ресурсы, используемые нами для осуществления способов действий и достижения результатов. Оценке и анализу подвергается главное — рациональность использования имеющихся в нашем распоряжении ресурсов.

pen

Рациональный [лат. rationalis] — 1) разумный, целесообразный, обоснованный [12];

Рационально — наречие к прилагательному рациональный; будучи направленным на наиболее разумное использование чего-либо; в знач. сказуемого оценочная характеристика чьих-либо действий как направленных на наиболее разумное использование чего-либо [13].

Именно поэтому ресурсный аспект эффективности позволяет нам оценивать, насколько рационально, разумно, целесообразно и обоснованно использовались те или иные ресурсы в процессе выполнения поставленной задачи.

изображение

Мы уже не раз говорили о нашем управленческом «плаче Ярославны» по поводу недостатка ресурсов в ОО, и также не раз опровергали разумность такого подхода к оценке ресурсообеспечения в ОО [14].
И в качестве доводов использовали подход Питера Друкера к организации как генераторе ресурсов, и убеждались в том, что именно в «недрах» деятельности образовательной организации «вырабатываются» необходимые нам ресурсы [15].

изображение

Но коль уж мы поставили перед собой задачу рационально использовать имеющиеся и создаваемые в ОО ресурсы, то нам необходимо не только понимать принципы их «залегания» в «недрах» деятельности образовательной организации, но и разумно, целесообразно и обоснованно использовать имеющиеся и создаваемые ресурсы.

изображение

Именно эти вопросы рациональности использования ресурсов подводят нас к тому, что задача управления ОО заключается не в «валовом» и превосходящем потребности (на всякий случай, чтобы было) обеспечении образовательной организации всеми возможными, нужными (а порой и ненужными!) ресурсами.
Рациональное, а значит, эффективное управление должно позаботиться о том, чтобы «извлеченные из недр» деятельности ОО ресурсы были необходимы и достаточны для…

И намеренно сделав остановку в рассуждениях, давайте ответим на очень важные вопросы:
Зачем, для чего и какие ресурсы, в каком количестве необходимо иметь образовательной организации? Где и как мы будем использовать эти ресурсы?

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Да уж, вопрос ресурсообеспечения образовательной организации никого из руководителей ОО не оставляет равнодушным. Но при всем единодушии в понимании значимости этого процесса управления, подходы различаются.

изображение Как правило, большинство директоров и заведующих, испытывающих недостаток ресурсов в ОО, считают, что целевой установкой процесса управления ресурсами должно быть их увеличение. Иными словами, ресурсов в ОО должно быть много и с избытком (на все случаи жизни). При таком подходе именно отсутствие ресурсов становится основной причиной нерезультативности деятельности ОО: «Нет ресурсов, значит, и нет результатов!»

изображение Другая, скажем прямо, не столь многочисленная часть управленческого корпуса, считает иначе.

И их рациональный подход к управлению ресурсами основан на необходимости обоснованного и целесообразного обеспечения ресурсами конкретных задач деятельности ОО. Объяснение того, что приверженцев такого взгляда на управление ресурсообеспечением не так много, как хотелось бы, связано с трудоемкостью «задачного подхода» к процессу управления ресурсами.

изображение
изображение

Ну, а если вспомнить, что самой «нелюбимой» функцией управления у многих руководителей является именно анализ, который (если он правильно проводится!) должен заканчиваться не только постановкой задач, но и разработкой решения задач, то становится понятной «нелюбовь» директоров и заведующих к рациональному подходу в управлении процессом ресурсообеспечения деятельности ОО.

Поэтому, каким бы трудоемким не был «задачный подход» к процессу управления ресурсами, если мы хотим добиться эффективного управления деятельностью ОО, то нам необходимо менять свои управленческие установки.

Но чтобы этот переход в сознании руководителей не ассоциировался, прежде всего, с сонмом бумаг и расчетов, которые необходимо сделать, а становилось ясными и понятными способы действий, «подсластим пилюлю» и представим технологическую опору, которую для создания позитивного настроя назовем «ромашка ресурсов».

изображение

И прежде, чем мы начнем знакомство с технологическим приемом под условным названием «ромашка ресурсов», хочу еще раз [16] сказать слова искренней благодарности моему учителю — академику РАО, доктору педагогических наук, профессору М. М. Поташнику.

Этот образ «ромашки» возник в процессе работы над Программой развития гимназии № 1514 г. Москвы [17], которая была сделана, следуя рекомендациям, разработанным М. М. Поташником и В. С. Лазаревым [18].

Тогда, в процессе разработки стратегических задач развития гимназии № 1514 г. Москвы, я не только взяла на вооружение «задачный подход» к процессу управления ресурсами, но и стала его приверженцем в течение всех дальнейших лет руководства школой, и пропагандистом этих эффективных технологических приемов в процессе своей дальнейшей преподавательской деятельности.

Итак, нам предстоит определить технологические шаги руководства, которые мы должны осуществить, чтобы заранее (!) подготовить ресурсы, необходимые для успешного выполнения поставленных задач.

И чтобы не пугать себя предстоящим «девятым валом» работы, для начала представим общую образную картину, которую нам предстоит создать, и воспользуемся известным с детства приемом «раскрась сам», но сделаем это вдумчиво и «по-взрослому».

Итак, нам предстоит «раскрашивать» … ромашку.

изображение

И первым нашим шагом в осознанном «раскрашивании», а значит, наполнении смыслом этого образа будет ее «сердцевина», представляющая центральное положение позиции ресурсообеспечения — задачу, реализация которой должна быть обеспечена необходимыми ресурсами.

изображение

Для того чтобы решить задачу, необходимо «наполнить» ее действиями, направленными на достижение цели.

Поэтому в «сердцевине» мы выделим те содержательные элементы, т. е. то, что нам предстоит сделать.

изображение

И теперь нам предстоит подключить свое художественное воображение, поскольку мы приступаем к раскрашиванию лепестков. И вместо традиционно белых лепестков ромашки, мы будем создавать свой образ «ресурсного цветка», используя краски радуги.

изображение

И поскольку наш цветок не простой, а «ресурсный», а ресурсы, как мы помним, порождаются в «недрах» деятельности образовательной организации, то мы воспользуемся той же цветовой гаммой, которой обозначали ранее основные виды деятельности образовательной организации. И в результате «раскрашивания» получим вот такой образ «ресурсного цветка».

изображение
изображение

Образ такого цветка будет помогать нам, руководителям, в решении задач ресурсного обеспечения. И для этого представим ряд важных обобщений.

Во-первых, решение каждой поставленной нами задачи нуждается в ресурсном обеспечении. «Ромашка» помогает нам не забыть, не упустить из зоны нашего внимания ни один из видов ресурсного обеспечения.

Во-вторых, ресурсами должно быть обеспечено каждое действие, содержащееся в задаче. А это означает, что количество «лепестков» в «цветке задачи» может и должно быть разным. Главное, чтобы их количество соответствовало ресурсным потребностям, и эти потребности в процессе проектирования ресурсной составляющей задачи не были бы нами, руководителями, упущены.

Для тех, кого смущает разноцветие лепестков, и кто привык к более строгому представлению информации, «ромашка» ресурсов, формирующаяся по каждому действию, может быть представлена в таком табличном формате.

изображение

Таким образом, представив по каждому действию задачи необходимый для их реализации состав ресурсов, мы получаем «ресурсную» картину по каждой конкретной задаче.

изображение
изображение

Именно так, поэтому, в-третьих, мы не только имеем возможность получить общую картину ресурсной потребности нашей образовательной организации, а представляем ее обоснованно, исходя из необходимого ресурсного обеспечения каждой поставленной нами задачи деятельности ОО.

изображение
изображение

Да, правда нашей управленческой жизни состоит в том, что реальная картина обеспеченности ресурсами всегда отличается от той, которая нам требуется. И именно поэтому мы выстраиваем целенаправленный процесс ресурсообеспечения, основной задачей которого является опережающая подготовка ресурсов. И для ее решения у нас есть важнейший ресурс — время, для того чтобы подготовить, говоря словами П. Друкера, прочное основание для скачка в будущее.

изображение

И эта особая черта процесса управления ресурсообеспечением связана с тем, что работать на опережение необходимо уже «сегодня», и когда наступит «завтра», ресурсы должны на наш призыв «Будьте готовы к решению задач!» благодаря целенаправленной опережающей их подготовленности отвечать: «Всегда готовы!».

Однако особого «опережения» требуют «особые» ресурсы. И, несмотря на то, что в состав ресурсной картины уже включена большая группа кадровых, методических и профессионально-развивающих ресурсов, нам необходимо выделить главный ресурс, благодаря которому образовательная организация будет компетентной в постановке и решении задач функционирования и развития ОО.

Именно поэтому следующим процессом управления поведением системы, изучение которого мы начнем в следующий раз, станет управление знаниями компетентной организации.

Источники

[1]. Друкер, Питер (1909–2005). Классические работы по менеджменту: избранные статьи из журнала Harvard Business Review / Питер Друкер; пер. с англ. [И. Григорян, О. Медведь, С. Писарева]. — 2-е изд. — Москва: Юнайтед Пресс, 2010. — 218, [1] с.; 24 см. — (Сколково), С. 76.
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Выявляем «правило правильности» управления и обнаруживаем связи между деятельностью и условиями ОО [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/vyyavlyaem_pravilo_pravil_nosti_upravleniya_i_obnaruzhivaem_svyazi_mezhdu_deyatel_nost_yu_i_usloviyami_oo
Асмолова (Плахова) Л.М. «Добываем» ресурсы из «недр» деятельности образовательной организации [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/dobyvaem_resursy_iz_nedr_deyatel_nosti_obrazovatel_noj_organizacii
[3]. Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. Менеджмент.: Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2010. — 704 с., С. 144, С. 86–87
[4]. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. 327 с., С. 25–26.
[5]. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер с англ. Под ред. И. А. Ушакова. М. «Сов. радио», 1974, 272 с., С.115.
[6]. Асмолова (Плахова) Л. М. Осуществляем важный шаг, переходя от «дерева» проблем — к «дереву» целей [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/osuwestvlyaem_vazhnyj_shag_perehodya_ot_dereva_problem_k_derevu_celej
Асмолова (Плахова) Л. М. Ох, нелегкая эта задача… решать задачи [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/oh_nelegkaya_eta_zadacha_reshat__zadachi
[7]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Математика» задач в управлении: прежде, чем решать, надо разобраться с условиями и ресурсами [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/matematika_zadach_v_upravlenii_prezhde_chem_reshat__nado_razobrat_sya_s_usloviyami_i_resursami
[8]. Асмолова (Плахова) Л. М. Размышляем о трудностях выявления проблем: «Ох и трудная эта работа — из болота тащить бегемота…» [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/razmyshlyaem_o_trudnostyah_vyyavleniya_problem_oh_i_trudnaya_eta_rabota_iz_bolota_tawit__begemota
Асмолова (Плахова) Л. М. Продолжаем размышлять о трудностях выявления проблем: «Ох и трудная эта работа — из болота тащить бегемота…» [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/prodolzhaem_razmyshlyat__o_trudnostyah_vyyavleniya_problem_oh_i_trudnaya_eta_rabota_iz_bolota_tawit__begemota
Асмолова (Плахова) Л. М. Командуем на проблемном поле образовательной организации «Проблемы, по порядку становись!» [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/komanduem_na_problemnom_pole_obrazovatel_noj_organizacii_problemy_po_poryadku_stanovis
Асмолова (Плахова) Л. М. Командуем на проблемном поле ОО: «Проблемы, по рангу стройсь!» [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/komanduem_na_problemnom_pole_oo_problemy_po_rangu_strojs
[9]. Асмолова (Плахова) Л. М. Ох, нелегкая эта задача… решать задачи [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/oh_nelegkaya_eta_zadacha_reshat__zadachi
[10]. Хабаров В. Предисловие к русскому изданию //Кокинз Г. Управление результативностью: Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами / Гэри Кокинз; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 318 с., С. 11.
[11]. ГОСТ ISO 9000–2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст. // СПС «КонсультантПлюс».
[12]. Рациональный / Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/30686/РАЦИОНАЛЬНЫЙ
[13]. Рационально [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/рационально
[14]. Асмолова (Плахова) Л. М. Ресурсообеспечение образовательной организации: «плач Ярославны» управляющей системы[Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/resursoobespechenie_obrazovatel_noj_organizacii_plach_yaroslavny_upravlyayuwej_sistemy
[15]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Добываем» ресурсы из «недр» деятельности образовательной организации [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/dobyvaem_resursy_iz_nedr_deyatel_nosti_obrazovatel_noj_organizacii
[16]. Асмолова (Плахова) Л. М. Поем дифирамб проблемно-ориентированному анализу [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/poem_difiramb_problemno-orientirovannomu_analizu
[17]. Плахова Л. М. Программа развития гимназии № 1514 (52) Юго-Западного округа г. Москвы. — М.: Новая школа, 1995. 160 с.
[18]. Лазарев В.С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. — М.: Новая школа, 1993.

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0