Смотрим на задачу «глазами» администрирования
  • От функции — к функциональным задачам
  • Задачи функциональные, они же предписанные, или назначенные нам к исполнению
  • Говорим о «грамматике» и «законах жанра» администрирования
  • Нарушая «законы жанра» администрирования, говорим о наболевших проблемах с задачами

В предыдущем разговоре, который мы посвятили сложным вопросам структуры деятельности, у нас остался невыясненным вопрос о том, что представляет собой задача, если это понятие трактуется согласно психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.

изображение
изображение

Ну что ж, если коллеги настаивают, то давайте разбираться в том, что собой представляет задача, как она «работает» в нашей практике управления, и как мы, руководители ОО, работаем с задачами.

Задачи ставят перед нами вышестоящие органы управления, и за выполнение задач мы, руководители, несем ответственность. Задачи ставим мы своим подчиненным и, в свою очередь, требуем от работников выполнения поставленных перед ними задач.

Мы постоянно находимся в поисках решения задач, истоки которых лежат не только в проблемном поле выявляемых нами проблем в работе наших школ, детских садов, домов творчества, и т. д. От решения задач зависит успешность реализации определяемых нами стратегий развития образовательных организаций.

О том, что задачи являются, простите за тавтологию, сложной задачей для тех, кто их ставит и решает, мы уже не раз говорили в наших публикациях [1].

А вот теперь нам предстоит посмотреть на задачи, которые мы в управлении образовательной организацией ставим и решаем, под другим углом, а точнее, под разными углами. Мы будем учиться смотреть на задачи «глазами» администрирования и менеджмента.

изображение

И поскольку наш профессиональный опыт связан, прежде всего, с административной составляющей управления, то именно с администрирования мы и начнем.

От функции — к функциональным задачам

Для начала напомним себе, что говоря об администрировании, мы имеем в виду управление, в котором «царит» функция [2].И именно функция, согласно Р. Мертону, «принудительно предъявляет требования, проистекающие от системы, всем вовлеченным переменным. Этого требует принцип выживания и сохранения системы» [3].

изображение

Какие же задачи образовательной организации видит администрирование, если оно само порождено функцией?

изображение
изображение

Безусловно, от функции, а точнее, функций образовательной организации, напрямую зависят задачи функционирования, в решении которых администрирование имеет очень сильные позиции.

Однако это не означает, что администрированию «чужды» задачи развития, которые оно «отдает» менеджменту, а менеджмент, в свою очередь, не берется за сложные задачи функционирования, а работает только в поле задач развития. Если бы все было так просто, то руководству ОО не составляло труда разделить области задач между этими составляющими управления. И об этом мы еще будем подробно говорить в дальнейшем. А пока…

А пока вернемся к поставленному вопросу о том, какие же задачи «видит» администрирование в образовательной организации?
Взгляд администрирования всегда устремлен на функциональные задачи образовательной организации, связанные с выполнением функций, которые ей устанавливает вышестоящая система управления.

изображение

Функциональный — основанный на вычленении разнообразных функций; служащий определённой цели, назначению [4].

изображение

Само понятие «задача» трактуется по-разному, поэтому мы выделим в определении этого понятия то, которое более всего будет по смыслу подходить нам в понимании функциональных задач образовательной организации.

изображение

Задача [problem, task] — в общем случае это:

  • проблема, подлежащая анализу или решению;
  • вопрос, требующий решения (то, что задано для разрешения);
  • поручение на выполнение определённых действий (в том числе работы, отдельной операции или их совокупности и т. п.) для получения требуемого результата и/или достижение заданной цели [5].

О какой же задаче=поручении идет речь, если мы говорим о функциональной задаче?

изображение

Функциональная задача — задача, связанная с основным назначением функционирования соответствующей конкретной службы, автоматизированной системы или ее части [5].

Формулировка функциональных задач систем заключается в определении функций, которые должна реализовать система, и в уточнении требований к их выполнению [6].

изображение
изображение

Спору нет, что количество функциональных задач образовательной организации трудно поддается подсчету, и нам, руководителям, порой кажется, что это подобно «безбрежному морю», переплыть которое в календарные сроки поставленных задач не удается никому.

Однако есть среди нас «счастливчики», которые не только «остаются на плаву», но и преодолевают трудности решения задач, прибывая точно в пункт назначения соответствии с планом.

изображение

И свои успехи наши коллеги, руководители ОО, связывают с четко налаженным администрированием, которому под силу справиться со структурированием функциональных задач образовательной организации.

Именно администрирование, обладающее функциональным «видением», умеет «разглядеть» в шквале и потоке задач=поручений, исходящих из вышестоящей системы, конкретные функции образовательной организации, а затем четко распределяет их по организационной структуре в соответствии с функциональными задачами каждого структурного звена школы, детского сада, дома творчества и конкретных исполнителей.

изображение

И в таком «видении» администрированию нет равных среди других составляющих управления ОО. При этом мы, безусловно, имеем в виду компетентное администрирование, успешно справляющееся с возложенными на него задачами упорядочивания, координации функций для достижения целей системы, разделения труда работников и объединения их в организационной структуре ОО. Об этих задачах мы подробно говорили ранее, очерчивая границы «могущества администрирования [8].

Задачи функциональные, они же предписанные, или назначенные нам к исполнению

Рассматривая функциональные задачи образовательной организации, мы руководствовались и приняли за основу положение о том, что эти задачи не ставятся образовательной организацией самостоятельно.

изображение Функциональные задачи образовательной организации вытекают, происходят из требований вышестоящей системы, которые она предъявляет образовательным организациям.

Таковы «законы жизни» систем, элементы в которых (а в нашем случае образовательные организации — это элементы системы образования муниципалитета, региона, страны) всегда являются функциональной частью (единицами) системы.

изображение

Элемент — внутренняя исходная единица, функциональная часть системы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы, … «элемент» всегда обозначает функциональную единицу [8].

«Можно утверждать, что в общем случае элемент не может быть описан вне его функциональных характеристик: с точки зрения системы важно в первую очередь не то, каков субстрат элемента, а то, что делает,чему служит элемент в рамках целого» [9].

И то, что вышестоящая система предъявляет требования к своим функциональным элементам, для административной составляющей иерархически организованной системы управления устанавливается, как говорят математики, «по определению», или «по умолчанию», говоря языком программистов.

Но для нас, изучающих истоки и последействия задач в управлении, такое предзаданное положение функциональных задач, вытекающих из требований вышестоящей системы, потребует особого внимания.

изображение Знакомы ли вам ситуации, когда готовясь к августовским педагогическим советам, в решении которых будут поставлены задачи, направляющие работу образовательных организаций в предстоящем учебном году, мы, руководители ОО, ждем и получаем от вышестоящих органов управления соответствующие директивы.

Директива распоряжение, указание вышестоящего органа или должностного лица обязательное к руководству или выполнению [10].

На что эти директивы указывают? А указывают они нам, руководителям ОО, на решение каких задач наши образовательные организации должны будут устремлены в предстоящем году.
И неукоснительно следуя этим указаниям, мы, руководители ОО, обязательно включаем исходящие сверху требования в задачи предстоящей нам работы.

изображение

При таком положении дел многие руководители, для которых целеполагание и постановка задач деятельности образовательной организации, исходя из выявленных в ОО проблем, и стратегических направлений развития организации является краеугольным камнем, положенным в основу эффективного управления, недоумевают по поводу целесообразности подобных указаний.

Но даже если, нарушая «законы административного жанра» (о которых мы будем говорить чуть позже), руководители высказывают начальству свои сомнения, то вышестоящая система все равно остается «на высоте».

изображение
изображение
изображение
изображение

изображение Мы не смиряемся с таким положением дел, мы просто начинаем понимать, что абсолютный приоритет задач, вытекающих из требований вышестоящей системы к образовательным организациям, для администрирования, порожденного функцией и реализующего функции, становится основой его работы.

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Мы затронули одну из, пожалуй, самых злободневных тем в работе руководителей образовательных организаций, поскольку именно они несут административную ответственность за соблюдение требований, исходящих из вышестоящей системы управления. И спору нет, что львиная доля нагрузки выпадает именно на этот административный фронт работ руководителя.

Но сейчас мы будем говорить не об этом, а поведем речь о том, как действует администрирование в образовательной организации, получая «сверху» такой объем задач=требований.

Но прежде, давайте определимся с тем, как мы будем называть эти задачи, проистекающие из требований вышестоящей системы. Ранее мы уже определили их как «функциональные задачи».

Но теперь, чтобы подчеркнуть не только их функциональную природу, но и устанавливая их «источник», воспользуемся терминами, предложенными Р. Поузеном. Для таких задач, исходящих сверху, он использует такие обозначения как «предписанные задачи», или «назначенные задачи».

изображение

Как правило, ваши задачи попадают в одну из следующих категорий:
те, что открывают возможности и ведут к достижению важнейших для вас целей,
и предписанные задачи, которые ставят перед вами другие.

Сейчас предлагаю сосредоточиться на расстановке приоритетов в отношении назначенных задач. …Чаще всего просьбы руководителя первостепенны. Если вы будете плохо выполнять задания руководства, у него могут возникнуть серьезные сомнения в вашей профессиональной пригодности [11].

Роберт Поузен

Администрирование, порожденное функцией, должно и обязано ставить и решать в образовательной организации задачи, которые ей предписаны и назначены вышестоящей системой.

изображение

Как же действует и работает администрирование, получив от вышестоящей системы предписанные образовательной организации задачи, которые она обязана выполнить?

Если в ОО эта составляющая управления сильная и мощная (а иначе и быть не может!), то она работает «по-администривному» четко и без промедлений, предписывая, распределяя и назначая эти задачи работникам к исполнению.

изображение

И делая это четко и правильно, администрирование, являясь функциональным и безличным управлением, рационально распределяет предписанные образовательной организации задачи в соответствии с должностями работников.

изображение

Задачу часто определяют как предписанную серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности.

Каждая должность включает ряд задач, рассматриваемых как необходимый вклад в достижение целей организации [12].

Т. Ю. Анопченко и др.

В этой понятной каждому руководителю ОО картине распределения задач работает непреложный целевой ориентир администрирования: если есть требование, а тем более требование вышестоящей системы, то «вся управленческая рать» (по аналогии с названием романа «Вся королевская рать» Роберта П. Уоррена) с его мощным административным ресурсом устремлена на его выполнение.

В чем же заключается эта мощь административного ресурса управления? Каким волшебным «ключом» открываются двери к выполнению требований и исполнению предписанных образовательной организации задач?

изображение

Для того чтобы раскрыть эту «тайну волшебного ключа», нам предстоит обратиться к «грамматике» управления, а точнее, к самым распространенным глаголам в лексике администрирования.

Говорим о «грамматике» и «законах жанра» администрирования

Как известно, назначение глагола — выражать действие, и среди глаголов есть такие, которые указывают на необходимость, способность, разрешение или возможность действия, выраженного смысловым глаголом. Их называют модальные глаголы.

изображение

Модальные глаголы — глаголы со значением возможности, долженствования, желания, т. е. глаголы, выражающие отношение говорящего к содержанию высказывания. Мочь, долженствовать, уметь, хотеть, желать, намереваться, пытаться, стараться, надеяться, затеять и др. [13]

Но не все из модальных глаголов выбирает для своей профессиональной лексики администрирование, поскольку его целями является, прежде всего, достижение того, чтобы требования и предписанные вышестоящей системой управления задачи обязательно должны быть выполненными в образовательной организации.

Поэтому из всех модальных глаголов администрирование выбирает глаголы долженствования, выражающие необходимость и обязанность выполнения. И именно они становятся главным «ключом» действия, приводящим в движение всю мощь организованной администрированием функциональной системы управления.

изображение

И используя такой безотказный «ключ», администрирование обращается с этими глаголами долженствования не к личностям работников (оно же безличное управление!), а к должностям, в обязанности которых включаются требования к исполнению.

Это обращение не к людям=субъектам деятельности, а указания объектам управления, на которых возложены функции с требованиями к исполнению.

изображение
изображение
изображение

изображение Знакомый диалог, не правда ли? Поэтому те руководители, которые уже знают «законы жанра» диалогов с начальством в системе администрирования, никогда и ни при каких обстоятельствах не станут говорить о проблемах в своих образовательных организациях, поскольку в ответ им обязательно напомнят о своих обязанностях и негативно оценят их функциональную пригодность.

И так же следуя этим «законам жанра», многие работники ОО не говорят о своих профессиональных проблемах с администрацией, поскольку знают, что в ответ они услышат: «Если вы квалифицированный специалист, то вы должны сами решать поставленные перед вами задачи! Я же не прошу вас исполнять мою работу, вот и вы делайте свою хорошо и ответственно! Это Ваша обязанность».

О каких же «законах жанра» администрирования мы говорим, подразумевая под жанром совокупность формальных и содержательных особенностей взаимодействующих «персонажей»?

Кто же они, эти «персонажи» взаимодействия в таком «жанре», если администрирование — это всегда безличное, функциональное управление?

Ответ напрашивается сам собой. «По законам жанра» администрирования «в диалоге» участвуют носители функций, один из которых ставит задачу, а другой должен ее выполнить.

изображение

Но что происходит, если нарушается этот «закон жанра», и тот, другой, носитель функции исполнения поставленной ему задачи, ощущает себя не объектом управленческого воздействия, а субъектом деятельности, в процессе которой ему предстоит решать эту задачу?

И тогда в нарушение этих неписанных, но зато устойчивых в ментальной модели административного управления законов, возникает ситуация столкновения с исполнителями задач, которые вместо того, чтобы «взять под козырек» и выполнять то, что предписано, «позволяют себе» задаваться разного рода вопросами.

изображение
изображение

И вновь по закону административного жанра вина за подобные ситуации ложится на плечи руководителей, которые должны обеспечить выполнение надлежащих образовательной организации задач.

А если в управляемом им коллективе наблюдается «разброд и шатание», нет исполнительской дисциплины, то от вышестоящей системы следуют четкие и определенные выводы:

— такой руководитель ОО не умеет ставить задачи перед работниками и добиваться их выполнения;
— такой руководитель проявляет себя как слабый администратор, поэтому не обеспечивает соблюдения требований, возложенных на образовательную организацию.

И подобные выводы могут последовать не только в отношении директоров и заведующих с незначительным опытом руководящей работы, но и всех тех руководителей, у которых подобные «вопрошающие» ситуации с работниками имеют место быть, и об этом становится известно начальству.

изображение
изображение

Нарушая «законы жанра» администрирования, говорим о наболевших проблемах с задачами

Пожалуй, нет ни одного руководителя ОО, который бы не сталкивался с трудностями, связанными с тем, что даже самая «по-административному» четко поставленная задача не выполняется работниками как положено, а обязательно встречает на своем пути препятствия, обобщенный образ которых мы связываем с человеческим фактором.

изображение Замечали ли вы, что именно так, в значении препятствия, мы -администраторы, рассматриваем ситуации, в которых нам приходится сталкиваться с тем, что работники, обязанные по должности выполнять им порученное:
…делают это не вовремя, … и не в положенные для этого сроки, …и не так, как должно быть, …неумело и некомпетентно, … без должной меры ответственности, … и не радеют за результат.

Произнося выражение «человеческий фактор», руководители сетуют на кадровый состав работников (либо доставшихся директору/заведующему «в наследство» от предшественника, либо собранных руководителем ОО из того, что он смог отобрать с учетом кадровой ситуации в районе, регионе) как на слабый исполнительский ресурс выполнения поставленных этим кадрам задач.

изображение
изображение

Фактор — [лат. factor — делающий, производящий] — существенное обстоятельство, причина какого-либо процесса, явления [14].

Вот и получается, что в нашем управленческом сознании утверждается следующая логическое заключение: мы, руководители ОО, понимаем всю важность предписанных образовательной организации задач, поэтому мы как администраторы все делаем правильно, назначая соответствующие задачи работникам и требуя от них исполнения.

изображение

Но далее в эту логику «вмешивается» фактор, который становится существенным обстоятельством, препятствующим исполнению задач работниками, что, в свою очередь, приводит к тому, что предписанные образовательной организации задачи не исполняются, а требования, исходящие от вышестоящей системы к работе ОО, не соблюдаются.

Таким образом, виновника наших бед в невыполнении задач образовательной организации мы, руководители ОО, рассматривая эту ситуацию с административных позиций, мы видим в обстоятельствах, нам препятствующих.
А «виноватее всех» среди прочих обстоятельств у нас оказывается именно человеческий фактор.

изображение

Что же такое «человеческий фактор» с позиции администрирования? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нам необходимо вернуться к теме человеческих ресурсов, которую мы изучали ранее.
И теперь, глубоко вникая в различия между администрированием и менеджментом, выделить сущностные позиции в разных взглядах этих составляющих управления на работников, перед которыми мы, руководители ОО, ставим задачи. Поэтому теперь мы перемещаем свой взгляд с задач на работников.

изображение

Кем же являются работники для администрирования? Называя их кадрами (об истоках этого термина мы уже говорили ранее [16]), и, составляя различные аналитические справки о количественном и качественном составе, кадровых условиях и кадровых ресурсах ОО, мы как администраторы видим в работниках исполнителей возложенных на них должностных обязанностей и функциональных задач.

изображение

А рассматривая причины неудач в решении предписанных образовательной организации задач, мы — администраторы и администрация указываем на человеческий фактор как негативные обстоятельства, связанные с несоответствием работников функциональным требованиям.

При этом заметим такую «особенность» администрирования, которое рассматривает выполнение работниками назначенных им задач как исполнительскую норму, и поэтому не относит такие ситуации к человеческому фактору как позитивному обстоятельству.

И происходит подобное, поскольку администрирование считает, что работники «по определению», а еще лучше «по умолчанию», а точнее, молча, без возражений и пререканий, должны и обязаны выполнять назначенные им задачи.

изображение
изображение

При таких сугубо административных установках руководителей ОО и вышестоящего начальства меркнет и, как правило, «остается за бортом» управленческого внимания ценностное отношение менеджмента к работникам, видящего в них:

  • не носителей должностных функций, а личностей и индивидуальностей, с их различными профессиональными возможностями;
  • не кадры, а соратников по общему делу достижения целей организации, сотрудников в решении общих для всех трудных задач;
  • не исполнителей, а субъектов деятельности, осознающих значимость задач деятельности ОО и мотивированных к предстоящей и осуществляемой деятельности.
изображение

Для менеджмента, «касающегося человека и только человека» (П. Друкер), человеческий фактор становится существенным обстоятельством успешности управления, обращенного к личности, способствующего развитию личностного потенциала каждого и потенциальных возможностей коллектива, поскольку для этой составляющей управления работники — это ценность организации, ее человеческий капитал.

Поэтому рассматривая человеческий фактор именно с этих позиций, мы, руководители ОО, обретаем иное, чем прежде, понимание, вчитываясь в определения этого термина.

изображение

Человеческий фактор — в широком смысле — понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производства факторов, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека [16].

изображение

«Человеческий фактор» отражает восприятие людей на работе как личностей, тенденцию к уходу от ресурсного, потребительского подхода к работникам в направлении к гуманистическому подходу, к восприятию персонала как главного достояния предприятия в силу уникальности его активной природы (из всех факторов производства он один — активный) и иных свойств и безграничности потенциала [17].

В. А. Спивак

И с этим новым пониманием человеческого фактора, связанного с ценностно-смысловыми установками и мотивацией субъектов деятельности, мы будем по-другому, теперь уже глазами менеджмента, смотреть на задачу.

изображение

А для этого нам предстоит вникнуть в суть понятия «задача» в психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и распознать ее «секреты», так необходимые в менеджменте, но пока скрытые от нас и не видимые нам, если мы смотрим на задачу только с позиции администрирования.
И к этим сложным вопросам изучения мы приступим, набравшись сил после новогодних каникул уже в новом 2020 году, чтобы по-новому взглянуть на осуществляемые нами задачи.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Ох, нелегкая эта задача… ставить задачи. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/oh_nelegkaya_eta_zadacha_stavit__zadachi
Асмолова (Плахова) Л. М. Ох, нелегкая эта задача… решать задачи. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/oh_nelegkaya_eta_zadacha_stavit__zadachi
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Администрирование: «ничего личного, только»… функция. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/administrirovanie_nichego_lichnogo_tol_ko_funkciya
[3]. Покровский Н. Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона // Социологические исследования. — 1992. — № 2. — URL: http://ecsocman.hse.ru/data/095/539/1217/014.POKROVSKIY.pdf
[4]. Функциональный/ Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
[5]. Воройский Ф. С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных
систем. М.: ГПНТБ России, ФИЗМАТЛИТ, 2002. 389 с., С. 31.
[6]. Автоматизированные системы управления/Теплоэнергетика и теплотехника: Общие вопросы. Справочник/Под общ. ред. В. А. Григорьева и. В. М. Зорина.- М.: Энергия, 1980. -528 с., С. 436.
[7]. Асмолова (Плахова) Л. М. Сила и бессилие администрирования. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/sila_i_bessilie_administrirovaniya
[8]. Протасов В. Н. Правоотношение как система. — М.: Юридическая литература, 1991. — 143 с., С. 27.
[9]. Блауберг И. В., Садовский В. Н, Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке// Проблемы методологии системного исследования. М., 1974. С. 40.
[10]. Директива/Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/3654
[11]. Поузен, Роберт. На пике возможностей: правила эффективности профессионалов / Роберт Поузен; пер. с англ. Светланы Чигринец. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 316 с. — URL: https://econ.wikireading.ru/53683
[12]. Менеджмент: экзаменационные ответы: [Учеб. пособие для вузов / Т. Ю. Анопченко, Е. А. Ахмедова, Г. А. Болошин и др. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384 с. — URL: https://port-u.ru/osnoviekz/tseli-i-zadachi-v-sisteme-sovremennogo-menedzhmenta
[13]. Модальные глаголы / Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976.- URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lingvistic/748/модальные
[14]. Фактор/ Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/11442/%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%9E%D0%A0
[15]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Добываем» ресурсы из «недр» деятельности ОО и наращиваем ресурсы образовательной среды.- URL:
https://eduface.ru/consultation/management/dobyvaem_resursy_iz_nedr_deyatel_nosti_oo_i_narawivaem_resursy_obrazovatel_noj_sredy
[16]. Человеческий фактор // Психология. Словарь /Под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. — 494с., С. 444
[17]. Спивак В. А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие / В. А. Спивак. — Москва: Эксмо, 2008. — 468 с.- URL: http://thelib.ru/books/v_a_spivak/upravlenie_personalom_dlya_menedzherov_uchebnoe_posobie-read-8.html

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0