Условия и ресурсы — «близнецы-братья» в «семье» процессов управления поведением системы

Предыдущий разговор мы посвятили вопросу, ответ на который обеспечивает важные установки в деятельности руководителей образовательных организаций. Мы определили необходимость целеполагания деятельности объекта управления в управлении процессом ресурсообеспечения ОО [1].
При этом системообразующий элемент «Условия управления» рассматривался нами в его первом значении как фактора заданности.

pen

Заданный — предписанный, предпосланный, установленный. [2]

изображение

И вот в этих условиях заданности ориентиров достижений и соблюдения требований на долю субъекта управления выпадает сложная задача, решением которой становится поиск трудных ответов на нелегкие вопросы нашей управленческой практики. Те, кто управляют ОО, должны целенаправленно действовать, ориентируясь на достижение заявленных результатов, но при этом учитывать специфику и конкретные условия образовательной организации.

изображение

Именно так, тяготы условий, в которых приходится работать большинству руководителей ОО, становятся порой непреодолимым препятствием в достижении целей образовательных организаций и эффективности управляющей системы.

изображение

Именно по линии субъект-объектного воздействия проходит «фронт боевых действий». И в этой затяжной борьбе с обеих сторон сыплются обвинения в том, кто виноват.

изображение

«Претензии» от объекта управления, который должен достигать определенных целей и соответствовать требованиям, направлены к управляющей системе, которая не справляется с поставленными задачами и не обеспечивает объект необходимыми ресурсами.

В свою очередь, субъект управления «не остается в долгу», и винит во всем бессистемный, неорганизованный и не обеспеченный ресурсами объект, который «достался в управление», поскольку управляющая система «не виновата», что ей приходится работать в таких условиях.

Но в одном эти субъект и объект управления выступают «единым фронтом», и «обвиняют» условия во всем, что происходит в системе управления. Для объекта управления причиной неудач становятся завышенные цели и планки требований, которым он не может соответствовать. В этом субъект полностью «солидарен» с объектом, поскольку требования к эффективности управляющей системы не учитывают конкретные условия образовательной организации.

изображение

Вот и получается, что в той области структуры системы управления, где должен быть организован процесс управления поведением системы, направленный на обеспечение ресурсами образовательной организации, в реальной практике царит «разброд и шатание», а значит, ставится под удар целостность всей системы управления в ОО.

изображение

Изменить такое положение дел позволит подход, согласно которому будет востребовано третье и очень важное значение условий, связанное с фактором возможностей.

Именно эта позиция вызывает к жизни новое видение управляемой системы, позволяющее помимо видов деятельности как объектов управления, рассматривать ресурсы образовательной организации как то, чем мы должны целенаправленно и рационально управлять.

А это значит, что в структуре системы появляется важная связь между объектом и субъектом управления, представляющая компетенции управляющей системы в управлении ресурсообеспечением ОО.

изображение
изображение
изображение
изображение

Понятно желание коллег сразу «взять быка за рога», и, не тратя время, получить рекомендации, разработать у себя в ОО компетенции в управлении ресурсами и распределить их между членами администрации. И все это надо сделать быстро, чтобы получить долгожданный эффект, «полноводья» ресурсов школы, детского сада и т. д., и наполнения ими иссушенных «безресурсьем» территорий объекта управления.

Однако незадача-то как раз и заключается в том, что данный процесс ресурсообеспечения образовательной организации, как и все остальные процессы управления поведением системы, не являются едиными=одинаковыми для всех. Наоборот, они всегда имеют особенности, связанные со спецификой состава и структуры управляемой и управляющей подсистем в системе управления конкретной образовательной организации.

Спору нет, всегда можно создать что-то по заданному образцу. Вопрос заключается в том, будет ли это «что-то» так же эффективно действовать, если таковое создано без знания и понимания сути создаваемого?

smile

Тщательне́й надо, ребята. Общим видом овладели, теперь подробности не надо пропускать.

Михаил Жванецкий

И поскольку у нас, руководителей, действительно нет времени на то, чтобы делать без понимания, а потом много раз переделывать из-за отсутствия нужных эффектов, то мы поступим правильно, если с самого начала начнем вдумчиво разбираться в сути стоящих перед нами вопросов.

Как же будет работать и действовать исследуемый нами процесс управления поведением системы, и что же является «источником» компетенций в области ресурсообеспечения? Ответ на эти сложные вопросы потребует от нас четкого понимания связей между такими понятиями как деятельность, условия и ресурсы.

изображение

Обозначив эти три понятия, рассматриваемые применительно к образовательной организации, мы будем не только устанавливать связи между ними для того, чтобы понять сущность их взаимодействия, но и применять это наше новое знание в реальной практике управления ОО.

Нам предстоит увидеть, как внутреннее строение центрального элемента — видов деятельности ОО как объектов управления позволяет выстроить структуру условий, в которых осуществляется деятельность ОО, и структуру ресурсов, необходимых для осуществления деятельности ОО.

изображение

В одной из последующих тем мы будем знакомиться с технологическим приемом под условным названием «ромашка ресурсов», и тогда сможем воочию убедиться в том, как знания состава и структуры ресурсов помогают в решении поставленных задач тем, кто отвечает за их реализацию и достигнутый результат.

А пока нам предстоит разобраться в вопросе о том, как связаны между собой виды деятельности как объект управления, условия, в которых осуществляется управление, и ресурсы, необходимые для осуществления деятельности.

изображение
smile

Почти по В. Маяковскому:

Условия и ресурсы — близнецы-братья
Кто из них более управлению ценен?

изображение

Да, примерно так можно кратко обозначить основное различие между условиями и ресурсами, о котором мы говорили ранее [3]. Перенесем этот тезис на нашу новую схему.

изображение

Итак, деятельность образовательной организации всегда осуществляется в конкретных, определенных условиях. И именно условия вносят те самые различия, которыми деятельность одной образовательной организации отличается от другой, при этом все ОО должны обеспечивать достижение соответствия единых для них требований. Иными словами, условия — это фон, на котором разворачиваются целенаправленные действия, ориентированные на результат.

изображение

Условия являются важнейшим элементом задачи. Они составляют непосредственный фон, на котором предстоит развернуться действию по осуществлению цели. Однако в них тоже нельзя усматривать однородную массу. Следует выделить две категории условий.

К первой относятся обстоятельства, с которыми приходится считаться. Это факторы, образующие среду, в которой предполагается совершить действие. Они накладывают на него внешние ограничения. …
Вторая категория охватывает внутренние ограничения. Их можно было бы назвать установками, то есть требованиями к будущему действию, исходящими от самого субъекта. Это его самоограничения. В них выражается стремление придать действию ту или иную направленность или не допустить его выхода за определенные рамки. [4]

А. Э. Петросян

изображение

При этом для осуществления деятельности в данных и заданных условиях необходимы ресурсы, т. е. определенные средства и источники, которые образовательная организация должна иметь, и которые она будет использовать в процессе решения задач для достижения целей.

изображение

Чтобы продвинуться к поставленной цели, субъект нуждается, прежде всего, в определенных ресурсах. Из ничего трудно сделать нечто. И, если субъект ничем не располагает, вряд ли стоит ждать от него каких-либо результатов. Но далеко не все, что окружает субъекта, может предстать в качестве ресурса. Фактор, который признается таковым, должен каким-то образом сопрягаться с поставленной целью, быть пригодным для ее осуществления. Однако и этого мало. Ресурсом может быть лишь то, что находится в распоряжении субъекта и под его контролем. Манипулируя им, изменяя его в определенных пределах, субъект добивается намеченного результата. Все остальное ресурсом не является. [4]

А. Э. Петросян

Помимо главных отличий условий как заданных требований и данных обстоятельств осуществления деятельности от ресурсов — средств и источников, того, что нужно, потребно, необходимо, и что должно быть в образовательной организации, мы можем выделить еще один важный аспект. Он связан с категориями определенности «здесь и сейчас» и неопределенности «нужно будет потом, через какое-то время», когда приступим к выполнению поставленных задач.

изображение

Не различение этих позиций, как правило, и приводит к тому, что руководители ОО, «смешивая в одну кучу» условия и ресурсы, и живя сегодняшним днем оперативных дел и забот, пытаются справиться с проблемами недостаточности ресурсов, нехватку которых они испытывают «здесь и сейчас».

изображение

Так уж получается в нашей практике, что условия, в которых мы живем и работаем, ощущаются нами реально и действенно, однако непосредственно использовать их в деятельности мы не можем. Условия — это только фон, обстановка, в которой мы вынуждены действовать «здесь и сейчас».
Напротив, ресурсы — то, что нам так нужно в использовании, и нехватку которых мы сейчас столь остро ощущаем, не появляются «по мановению волшебной палочки», а становятся тем, что у нас есть, если мы, руководители, наперед озаботились и озадачились этим сложным вопросом обеспечения деятельности ОО.

изображение

Так, и не так. Управление ресурсообеспечением — это обязательно опережающее сегодняшний день управление. Но опережать, т. е. решать задачи определения будущих потребностей ОО в ресурсах мы не сможем, если нами не поставлены цели как ориентиры будущих достижений.

изображение

Именно оно (опережающее управление — прим. наше) обладает таким важным качеством, как интегративный характер, и преследует цель, опираясь на достигнутое, определять будущее и на этой основе готовить необходимые ресурсы, которые должны обеспечить дальнейшее развитие. Только при этом условии можно достичь устойчивого развития образовательной системы. [5]

Т. И. Шамова

При этом опережающее управление как раз и является тем самым «интегратором», соединяющим реальность нынешнего положения дел и учитывающим специфику условий-обстоятельств, в которых работает ОО, с будущим, прогнозируемым, потребным, потенциальным состоянием, к достижению которого мы устремляемся, и для чего уже сейчас начинаем подготовку необходимых ресурсов.

изображение

Совершенно верно! Неудовлетворительные условия, которые существуют «здесь и сейчас» в ОО — это, по сути, те следствия нерезультативного, неэффективного и не опережающего управления.

? Случалось ли вам сетовать на свои промахи в управленческих решениях, когда спустя какое-то время, вы говорите себе: «Вот если бы я тогда сделал(а) так-то и так-то, то сейчас бы положение дел было бы иным» ? К сожалению, эта мудрость (в народе ее называют «задний ум») приходит, когда решение уже было принято и осуществлено, и анализ последствий и рефлексия указывают нам на наши прошлые промахи, отзывающиеся в настоящем времени.

Например, если сейчас мы имеем картину неудовлетворяющих нас, руководство ОО, кадровых условий (недостаток, старение, текучка, некомпетентность и т. д. кадров), то вместо того, чтобы сетовать на нашу незавидную управленческую долю, зададимся следующими вопросами:

Что должно было нами быть сделано на предыдущем этапе развития ОО, чтобы кадров в ОО сейчас было достаточно для осуществления наших образовательных программ, учитывая изменения численности образовательного контингента, которые мы должны были спрогнозировать?

Что и как мы должны были сделать, чтобы возрастная структура кадрового состава была бы сейчас сбалансированной с правильными пропорциями зрелости и профессионального опыта и молодости начинающих профессиональную деятельность?

Как мы должны были поступить, чтобы предотвратить «утечку мозгов» нужных ОО профессионалов из нашей школы, детского сада, дома творчества?

Что и как мы должны были предпринять и осуществить для того, чтобы развитие компетентности кадров соответствовало тем сложным образовательным и педагогическим задачам, которые мы будем решать?

изображение

Вот так ретроспективно, глядя с позиций «дня сегодняшнего» на «день вчерашний», мы понимаем, какие ошибки сделаны. А точнее так: что не было сделано и не обеспечено «вчера», чтобы условия «сегодня» были другими.
А можно ли поменять направление нашего управленческого взгляда с ретроспективного на перспективный? И задать себе вопрос: Что надо сделать «сегодня», чтобы изменить условия, в которых мы будем работать «завтра»?

изображение

Стратегическое планирование не занимается будущими решениями. Оно занимается будущностью сегодняшних решений. Решения существуют только в настоящем. Тот, кто принимает стратегические решения, не решает, что его организация должна будет делать завтра, он должен ответить на вопрос: «Что мы должны сделать сегодня, чтобы подготовиться к неопределенному завтрашнему дню?» Вопрос не в том, что случится в будущем. Вопрос в том, какое будущее мы должны интегрировать в наши сегодняшние мысли и действия, какие временные промежутки нам нужно учитывать и как мы должны использовать всю эту информацию для принятия рациональных решений уже сегодня….
Мы можем принимать решения только в настоящем, но мы не можем принимать решения только для настоящего. [6]

Питер Друкер

Вот теперь с этой нового для нас понимания «будущности сегодняшних решений», давайте посмотрим на схему, с которой работаем, разбираясь во взаимосвязи понятий условия, деятельности, ресурсы.

изображение
изображение

Верно подмечено. И живем мы не только по принципу «авось» по отношению к завтрашнему дню образовательной организации. Когда мы рассуждаем о будущем (а, например, следующий учебный год — это тоже будущее!) с позиций «будет день, и будет пища», мы не решаем, мы уповаем. И в этом уповании кроится наша надежда на то, что ресурсы, которые будут нужны, каким-то там не ведомым образом, обязательно найдутся, или мы сможем, исходя из того, что имеем, справиться с поставленными задачами.

изображение

А есть и еще один принцип, на котором строят свою деятельность те руководители, кто завершает свою управленческую карьеру в данной образовательной организации, и либо уходят на пенсию, либо переходят на другое место работы, или другую должность. И это принцип — «после нас хоть потоп». Хочется верить, что таких среди нас — единицы. Но они есть.

?Случалось ли вам слышать от покидающего свой руководящий пост директора или заведующей такие слова: «Ну, а это уже не моя забота, пусть новый руководитель теперь эти вопросы решает и вас теперь обеспечивает»?
Конечно, повезло тем директорам или заведующим, которые начинают свою руководящую деятельность «на всем готовом»: и условия прекрасные, и ресурсы заранее подготовлены, и деятельность ОО организована и налажена. Однако таких «счастливчиков» в нашей практике совсем немного…
Большинству же из тех, кто принимает руководство ОО, приходится все начинать «с нуля», а бывает и так, что даже и не «с нуля», а с отрицательных величин, погружаясь в задачи антикризисного управления.

И те руководители, кто не понаслышке знает об антикризисном управлении образовательной организацией, смогли убедиться в опережающем характере такого управления.

изображение

Под механизмом опережающего управления развитием предприятия в условиях организационного кризиса… понимается совокупность цели и задач опережающего управления развитием, различающихся в зависимости от фазы организационного кризиса и определяющих всю структуру механизма, состоящую из административных и мотивационных инструментов структурных преобразований, методов функциональной оптимизации…процессов и ресурсов, институционального и информационного обеспечения, принципов интеграции интересов субъектов управления, а также оценки его эффективности. [7]

Те наши коллеги, кто смог успешно справиться с задачами опережающего управления и вывести свои образовательные организации из кризиса, могут заслуженно принимать похвалы в свой адрес. Ведь они смогли не только организовать деятельность своей школы, детского сада, дома творчества и т. д., работая в тяжелейших кризисных условиях, но и заложить ресурсные основы для дальнейшего успешного функционирования и развития ОО.

А для нас опыт таких антикризисных менеджеров, и опыт многих наших коллег по «горячему управленческому цеху», умеющих предвосхищать кризисные ситуации в ОО и заранее воздействовать на причины, их вызывающие, помогает сделать важные для управленческой практики выводы о взаимосвязях условий, деятельности и ресурсов.

изображение

Взаимосвязь между деятельностью и условиями определяется тем, что, с одной стороны, деятельность осуществляется в конкретных, определенных, специфичных условиях каждой образовательной организации, и с другой стороны, именно эти индивидуальные для ОО условия оказывают влияние на выполнение, реализацию задач деятельности в объекте управления.

Напомним еще раз определение задачи, которое дал А. Н. Леонтьев: задача — это и есть цель, данная в определенных условиях [8]. А для нас это означает, что именно от специфики условий ОО будет зависеть выбор содержания целенаправленных действий и отбор способов их выполнения, оптимальных именно для наших конкретных условий.

В отличие от условий, которые влияют, но непосредственно не используются в деятельности, ресурсы являются тем необходимым, без чего деятельность не может быть осуществлена.

изображение

Поэтому ресурсы являются обеспечивающей основой деятельности в процессе реализации поставленных задач.

изображение
smile

Почти по В. Маяковскому:

Условия и ресурсы — близнецы-братья
Кто из них более управлению ценен?
Мы говорим условия — подразумеваем ресурсы…
Мы говорим ресурсы — подразумеваем условия…

Именно так перемешиваются в понимании многих руководителей эти «близнецы-братья»: считаем условиями то, что является ресурсами, и наоборот.
И чтобы окончательно разобраться с этой путаницей в понятиях, давайте зададим себе каверзный вопрос и задумаемся о корректности формулировки: «Сколько и каких условий (!) вам необходимо для успешного решения такой-то задачи?»

Услышав такую фразу, мы сразу понимаем, что тот, кто ее произнес, явно перепутал значения понятий. А если фраза будет звучать так: «Сколько и каких ресурсов вам нужно для того, чтобы изменить существующие условия деятельности в ОО?», то все по смыслу встанет на свои места.

изображение

В этом случае мы понимаем, что нам нужен конкретный перечень источников и средств, с помощью которых и, используя которые, мы сможем решить поставленную задачу. Какую задачу? В данном примере эта задача определена так: изменить условия деятельности в ОО. И конкретная целевая направленность задачи будет связана с изменением определенных условий, которые вызывают наибольшие трудности функционирования ОО.

И здесь мы еще раз обращаем внимание на важнейшую «узловую» позицию. Этим «узлом», связывающим условия и ресурсы, являются именно задачи деятельности, в процессе постановки которых определяются действия и способы их реализации, с учетом специфики условий, в которых осуществляется достижение цели, а также осуществляется рациональный выбор ресурсов.

изображение

Этот «узел» задач деятельности связывает не только условия и ресурсы. Речь идет о том, что ставя перед собой определенные задачи, мы соединяем между собой еще две важных позиции: действительность и возможность.

изображение

Возможность и действительность — философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени.

Действительность — это то, что уже возникло, существует.
Возможность — это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью. [9]

изображение
изображение

Конечно, сложно нам, руководителям ОО, от давящих на нас оперативных задач управления «воспарять» к высотам философии, но если мы «переведем» с языка философов на язык практики эти понятия, то получим важное для нас понимание направленности нашей деятельности.

изображение

Ведь именно условия, в которых осуществляется деятельность ОО, и представляют собой ту самую реальную действительность, в которой мы действуем.

изображение

Действительность (произв. от слова «действие») — осуществлённая реальность во всей своей совокупности — реальность не только вещей, но и овеществлённых идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания. [10]

 

изображение

Стоп! А вот тут без сарказма! Поскольку недостаточность знаний приводит нас к тому, что мы не только путаем термины «условия и ресурсы», но и неверно представляем понятие, противоположное «действительности». А им является не «сказка», «иллюзия», «мечта», «фантазия» и т. д., а, именно, возможность!

изображение

Да, направленность нашей управленческой деятельности такова, чтобы возможности образовательной организации становились ее действительностью, реальными условиями, в которых будет осуществляться деятельность ОО.

изображение

А вот тут опять стоп! Будем предельно внимательны к смыслу того, что мы говорим. Что значит «просто перевести»? Как можно «перевести» ресурсы в условия?

И это не пустяшный вопрос, поскольку в нашей управленческой практике мы действительно имеем дело с «братьями-близнецами», которых порой не можем различить из-за их абсолютного сходства в названиях.

изображение

И для того, чтобы в этом разобраться, мы вновь обращаемся к вопросу «борьбы противоположностей», а точнее, акцентируем свой взгляд на той области, где происходит эта «борьба». Речь идет об очень важном для нас понимании того, что условия, представляющие действительность, и ресурсы, определяющие возможность образовательной организации, будут «переходить» друг в друга. Но в чем заключается этот «переход», подскажет нам наша схема.

изображение

Именно так, используя возможности (ресурсы) в процессе реализации задач деятельности, направленной на достижение определенных результатов, и добиваясь результативности, мы можем качественно изменить условия.

Поэтому ресурсы действительно «переходят» в условия, но такой переход не будет непосредственным, и уж тем более связанным с простой заменой обозначений одного на другой. Такой «переход» осуществляется только в процессе успешной реализации поставленных задач

И в этих новых измененных условиях действительности мы будем ставить новые задачи, развивая потенциал образовательной организации, расширяя спектр ее возможностей.

изображение

Вот так растут и развиваются «близнецы-братья», объединяя свои «индивидуальности» для решения задач, которые требуют учета специфики и особенностей условий и нуждаются в ресурсах для их осуществления.

И для управленческой деятельности как «заботливой мамы» одинаково важно, чтобы эти «близнецы-братья» не останавливались в своем развитии, поэтому она будет постоянно наращивать сложность задач и проектировать разноплановые виды деятельности в объектах управления, чтобы и условия, и ресурсы были представлены разносторонне и во всем их многообразии.

Именно об этом многообразии условий и ресурсов образовательной организации, и о компетенциях управляющей системы в управлении ресурсообеспечением с учетом конкретных условий ОО мы и будем говорить в следующий раз.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Цели определены, ресурсам подготовиться! [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/celi_opredeleny_resursam_podgotovit_sya
[2]. Заданный/Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/163907/заданный
[3]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Математика» задач в управлении: прежде, чем решать, надо разобраться с условиями и ресурсами. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL:
https://eduface.ru/consultation/management/matematika_zadach_v_upravlenii_prezhde_chem_reshat__nado_razobrat_sya_s_usloviyami_i_resursami
[4]. Петросян А. Э. От цели к средству// Credo new: Теоретический журнал. — 2009. — № 2. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://credonew.ru/content/view/811/61
[5]. Шамова Т. И. Научиться опережающему управлению [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://upr.1september.ru/article.php? ID=200900502
[6]. Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. Менеджмент.: Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2010. — 704 с., С. 198–199
[7]. Пыткин А.Н., Кондратьева К. В. Опережающее управление развитием предприятия
в условиях организационного кризиса// Вестник Пермского университета, 2018, Том 13, с. 121–139, С. 131.
[8]. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304 с, С.106–107
[9]. Петров М. К. Возможность и действительность, БСЭ [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00014/55200.htm
[10]. Действительность [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Действительность#CITEREFЖуковский2011

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0