Выявляем «правило правильности» управления и обнаруживаем связи между деятельностью и условиями ОО

Продолжая разговор о ресурсах образовательной организации, напомним себе обозначенный ранее главный посыл процесса управления поведением системы, направленного на ресурсообеспечение образовательной организации: то, что мы делаем и создаем «сегодня» становится ресурсом=заделом наших будущих успехов [1].

изображение

Благодаря трудам классика менеджмента Питера Друкера, в копилку наших управленческих установок вошло важно понимание образовательной организации как генератора ресурсов.

изображение

Новые инструменты позволяют — а порой и заставляют нас — воспринимать наши компании совершенно по-новому:

  • как генераторы ресурсов, т. е. как организации, способные преобразовать затраты бизнеса в доходы;
  • как звенья… цепи, которую менеджеры должны рассматривать в целом, чтобы управлять своими затратами;
  • как общественные институты для создания богатства;
  • как творение и одновременно творцов материальной среды, … где заложены как благоприятные возможности и результаты, так и источники угрозы для успеха и выживания любого бизнеса. [2]

Питер Друкер

А вот теперь, дочитав цитату П. Друкера до конца, мы обращаем внимание на еще один важный момент: наша образовательная организация является творением и творцом среды.

pen

Среда — окружение, совокупность… условий, в которых протекает деятельность человеческого общества;
 — окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. [3]

И именно в этой среде — в созданных условиях образовательной организации «заложены» факторы=причины не только успехов, но и препятствий, и даже угроз деятельности нашей ОО, поскольку именно на этом фоне и «разворачивается», или не может «развернуться» деятельность нашего объекта управления и деятельность тех, кто им управляет.

изображение

Условия… составляют непосредственный фон, на котором предстоит развернуться действию по осуществлению цели. [4]

А. Э. Петросян

Но этот «фон», эти условия, которые мы имеем «здесь и сейчас», творились и создавались участниками деятельности под руководством тех, кто ими управлял, задолго до «сегодняшнего дня».

smile

Что посеешь, то и пожнешь.

А мы, руководители ОО, «пожинаем плоды» творения условий образовательной организации, которые были созданы нами, или нашими предшественниками. В любом случае, это всегда плоды «рук управленских».

В предыдущий раз, говоря о ресурсах, формирующих возможности образовательной организации, мы воспользовались поговоркой «готовь сани летом». А сейчас в копилку мудрости «народной тектологии» мы добавляем наше понимание условий, «посевная» которых происходит задолго до того, как мы приступаем «сегодня» к процессу управления результативностью.

изображение

А это означает, что «наш генератор ресурсов» не только не будет работать по мановению волшебной палочки и выдавать ресурсы сразу же после нажатия на кнопку «пуск». Не сможет он «генерировать возможности», если в образовательной организации задолго до «сегодняшнего дня» управляющие не позаботились о создании надлежащих условий.

изображение
изображение

Да, именно так нам порой и кажется, что мы, работая в отсутствии необходимых условий и при недостатке нужных ресурсов, не видим света в конце тоннеля.

изображение

Есть ли выход из этого положения между «уже» и «еще», а точнее, из тупика, в котором сошлись «уже нет» и «еще нет»?

изображение

Нам ли бояться,
гордо идущим между
«еще» и «уже».

Олег Кетурко [5]

Да, мы не будем бояться трудностей, а наоборот, посмотрим на то, что же у нас есть в нашей образовательной организации, и так ли все плохо обстоит с позициями «уже нет» и «еще нет»?

Итак, что же у нас есть?

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

Конечно, трудно переубеждать пессимистов, тем более что у них есть основания для такого взгляда на положение дел. При этом если бы четкая постановка правильных задач была бы простым делом, то не сталкивались ли бы руководители с этой проблемой «уже нет и еще нет».

И, несмотря на все трудности, мы посмотрим на это с оптимистических позиций, вооружившись «правилом» Альберта Эйнштейна.

smile

Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще.

Альберт Эйнштейн

Мы не будем упрощать, но при этом постараемся разобраться в «конфликте» между «уже» и «еще», поставив в центр наших рассуждений реальную разноплановую деятельность нашего объекта управления.

изображение

И каждый руководитель ОО, «разбирая по полочкам» свой объект управления, хорошо знает (если владеет аналитическими и оценочными компетенциями(!)), что у него хорошо, и что плохо, чего хватает, а чего не достает, что уже имеется, и что еще надо сделать, обеспечить, организовать, и т. д.
И обращаясь к позиции «уже», мы смотрим на свой объект управления с позиции «сегодня» на то, что нами сделано, совершено, выполнено. Иными словами, мы «сегодня» видим и оцениваем результаты, достигнутые «вчера».

изображение
pen

Уже́ — употребляется при указании на окончательное совершение, наступление, выполнение чего-либо к настоящему времени, на данный момент [6].

Но прежде, чем наступило это «уже», наш объект управления проделал колоссальную работу для того, чтобы мы смогли сказать «уже есть». Или, наоборот, не доделал, не совершил, не завершил, не выполнил необходимое, отчего мы с горестью вздыхаем о том, что время упущено, и у нас уже нет того, что должно быть.

Так что же это «то», что должно быть, которое «уже есть», или которого «уже нет»? И как это самое «то» связано с деятельностью в объекте управления?

изображение

Абсолютно верно, именно в процессе деятельности мы создаем условия, в которых эта деятельность осуществляется. Условия как «фон, на котором предстоит развернуться» деятельности не могут появиться ниоткуда, они и являются «плодами рук управленческих».

Итак, что же «делает» деятельность? Какие условия создает в нашей образовательной организации? И как эти условия влияют на деятельность объекта управления?

Для того чтобы разобраться в этом сложном вопросе, нам предстоит «разложить по полочкам» уже знакомую структуру объекта управления, представляющую различные виды деятельности образовательной организации.
И каждая из этих «полочек» — условных «этажей» нашего условного «домика» так же будет представлять систему, определяющую смысловую и целевую направленность конкретного вида деятельности ОО.

А начнем мы такое «разложение по полочкам» с самого первого уровня, определяющего, насколько крепко заложен фундамент всех последующих видов деятельности ОО. Речь идет, конечно же, о нормативно-правовом обеспечении деятельности ОО.

изображение

Стоит ли говорить о том, что именно этот вид деятельности ОО является, с одной стороны, наиболее трудозатратным, а с другой стороны, и «неблагодарным» объектом управления? Ведь каждый руководитель ОО знает, сколько времени и сил уходит на организацию «правильного» нормативно-правового обеспечения деятельности ОО, но редко кому удается «правильно» организовать всю эту колоссальную работу так, чтобы у надзорных и контролирующих органов не было бы претензий в этом направлении деятельности ОО.

изображение

?А задумывались ли вы о том, почему именно с «нормативки» начинается «внедрение проверяющего ока» в деятельность нашей образовательной организации? Почему именно «нормативку» мы стараемся привести в порядок перед приходом инспектора? Почему именно за состояние нормативно-правовой документации ОО мы получаем наибольшее количество замечаний?

При этом тематика инспекций не ограничена кругом вопросов организации нормативно-правовой деятельности. Наоборот, чаще всего приходят проверять и финансы, и питание, и технику безопасности и охрану труда, и кадры, и организацию образовательного, и педагогического и управленческого процессов в ОО.

изображение

Спору нет, что в этом сложном объекте управления очень трудно навести идеальный порядок, и «грехи и огрехи» есть у каждого руководителя. Но мы сейчас говорим о другом.

Мы ведем речь о сложном «сплетении» вопросов нормативно-правового обеспечения всех направлений деятельности образовательной организации, а точнее, о «проникновении» нормативно-правового обеспечения в каждый «этаж» «домика» объектов управления.

Как же формируется такая структура? Каким правилам подчиняется?

А правило это таково: деятельность создает условия, которые, в свою очередь, влияют на осуществление деятельности.

изображение
изображение

Да и в этой формуле заложено «правило правильности», согласно которому «правильная», т. е. достигающая результатов деятельность в каком-либо направлении ОО, создает «правильные» — нужные, необходимые условия для того, чтобы деятельность в других направлениях осуществлялась «правильно», т. е. эффективно, в соответствии с созданными условиями.

изображение
изображение

И чтобы эта формула реально и эффективно работала на практике, создавая нужные и прочные взаимосвязи в структуре объекта управления, необходимо понимать суть и сущность ее действия.

Поэтому, начиная с «первого этажа» структуры, где располагается важный и сложный вид деятельности ─ нормативно-правовое обеспечение ОО, обозначим условия, которые это направление деятельности создает в образовательной организации.

изображение

Итак, результатом деятельности, направленной на нормативно-правовое обеспечение ОО, являются именно нормативно-правовые условия, которые мы, субъекты управления, т. е. управляющая система, сами создаем в образовательной организации.

?Знакомо ли вам отношение к этому «нелюбимому» виду деятельности как к работе по производству сонма бумаг (приказов, планов, справок, отчетов и т. д., и т. п.), бытующее в нашей управленческой практике? И ведь нам порой кажется, что именно этим мы и заняты, становясь «винтиками» в машине делопроизводства…

Да и педагоги смотрят на нас, управленцев, как на людей занятых никому не нужной работой по написанию, отправлению, контролем состояния того, что должно быть написано, отправлено, в нужные папки положено…

Но стоит нам хоть раз столкнуться с последствиями неправильно оформленного, неверно написанного или вовсе отсутствующего документа, согласно которому должен быть установлен регламент того, чем мы занимаемся и что мы должны сообща организованно сделать, то мы сразу же понимаем роль, которую выполняют правильно созданные нормативно-правовые условия в разноплановой деятельности ОО.

И тогда мы с особым вниманием обращаемся ко второй части «правила правильности», согласно которому созданные нами в ОО нормативно-правовые условия влияют на осуществление всех видов деятельности в образовательной организации.

изображение

Поэтому теперь, когда нам становится понятен «круговорот» деятельности и условий «в природе» управления, мы не только со всем уважением относимся к достигаемым нами результатам и создаваемым нами самими нормативно-правовым условиям в нашей образовательной организации. Но и понимаем, что проверяющие «зрят в корень», подвергая инспекционной проверке нормативно-правовую документацию, созданную нами в ОО, устанавливая требуемые соответствия в условиях, необходимых для осуществления деятельности.

изображение

Спору нет, что создание правильных нормативно-правовых уходит много времени и сил, и только одни эти условия не могут стать абсолютной гарантией для осуществления задач, стоящих перед образовательной организацией, поскольку их реализация требует созданных в ОО финансовых, материально-технических, кадровых, методических, и т. д., и т. п. условий.

А эти условия, в свою очередь, тоже порождаются «в недрах» деятельности образовательной организации.

Так, например, работает объект управления, «занятый» финансово-экономическим обеспечением и формирующий финансовые условия реализации задач нашей образовательной организации. А экономика нашей школы, детского сада, дома творчества и т. д. объединяет три отличающихся друг от друга подхода к организации финансового обеспечения ОО: с одной стороны, это средства, выделяемые ОО из государственного/муниципального бюджета в соответствии с государственным заданием.

С другой стороны, то, что мы чаще всего называем «внебюджеткой», именно с организационных позиций, являет собой два способа обеспечения поступления финансовых средств.

В одном случае образовательная организация предпринимает усилия самостоятельно зарабатывать за счет оказываемых ею дополнительных образовательных услуг.
В другом случае становится благополучателем, кому на добровольной (!) основе оказывается безвозмездная благотворительная помощь теми, кто хочет помочь нашей ОО. А еще образовательная организация может получать гранты как еще один вид безвозмездной поддержки за уже достигнутые высокие результаты и заслуги, или дающиеся на осуществление особо значимых образовательных проектов.

изображение

И результаты этой разнообразной и очень сложной финансово-экономической деятельности становятся нужными и необходимыми финансовыми условиями осуществления задач образовательной организации.

изображение

Но при этом, каждый руководитель прекрасно знает и понимает, что так же как нормативно-правовое обеспечение является основой для функционирования финансово-экономической деятельности, так и нормативно-правовые условия становятся «предтечей» финансовых условий реализации задач деятельности ОО.

изображение

Поэтому и следующий «этаж домика» структуры объекта управления, в котором деятельность направлена на создание надлежащих условий труда и обучения, материально-техническое и эргономическое обеспечение напрямую зависит и от результатов нормативно-правового, и от результатов финансово-экономического обеспечения.

Эта составляющая объекта управления, в свою очередь, является одной из самых сложных, поскольку включает в себя много разных направлений деятельности, требующих особой заботы управляющих.

Но, несмотря на все разнообразие, мы постараемся объединить их в структуру, выделив три основные области нашей управленческой заботы.

Первая из них связана с организацией условий жизнедеятельности обучающихся/воспитанников и работников образовательной организации. Вторая отражает направление, связанное с вопросами ведения оперативного управления зданиями и прилегающими к ним территориями. Третья область объединяет вопросы управления функционированием и развитием материально-технической базы образовательной организации.

По сути, этот объект и есть наше большое и беспокойное хозяйство. И поскольку оно доставляет управляющим столько хлопот, то мы расширим представление об этом направлении деятельности объекта управления, а при необходимости углубимся в детали такой сложной структуры [8].

изображение

А результатом этой кропотливой и многотрудной деятельности становятся созданные в нашей образовательной организации условия труда и материально-технического обеспечения.

изображение

А эти условия становятся важным фактором, влияющим на успешность решения задач во всех направлениях деятельности объекта управления.

изображение

Аналогичным образом обстоят дела и с формированием кадровых и методических условий образовательной организации. И порождаются эти условия в не менее кропотливой и хлопотной деятельности, которую мы по сложившейся за многие годы привычке называем «работой с кадрами» и «методической работой».
На самом же деле, это не просто «работа». Это целенаправленная, стратегически ориентированная и подкрепленная выверенной тактикой действий деятельность руководства образовательной организации. Эта деятельность направлена на формирование и развитие не только кадрового состава и оптимальной кадровой структуры ОО.

Речь идет о серьезных и масштабных задачах взращивания, становления и развития компетентного педагогического сообщества, способного наращивать научно-методический потенциал, необходимый для успешного решения образовательных и педагогических задач в постоянно изменяющихся условиях современной действительности.

?Задумывались ли о том, как принципиально, структурно, качественно и количественно изменились компетенции педагогов за последние 30 лет?

Те, кто работал в условиях «развитого социализма» в прежние годы СССР даже помыслить себе не могли о том, что программу по предмету учитель должен будет разрабатывать самостоятельно! И методическое обеспечение выбирать по своему усмотрению! И самому проектировать результаты образовательных и педагогических достижений! И помимо педагогической оценки обладать рефлексивными компетенциями в самообследовании и самооценке! И прочее, и прочее…

А тем, кто не застал эти времена, не лишне будет напомнить, что программы для всех были едины, и календарное планирование рассылалось из РОНО во все школы для неукоснительного соблюдения, и телеуроки должны были смотреть школьники в четко определенный день по всей стране…

Теперь кажется, что это было очень-очень давно, «и не в этой жизни»…
А ведь мы сейчас уже даже и не удивляемся этим метаморфозам, поскольку изменения становятся неотъемлемой частью нашей профессии. Мы живем и работаем в новых условиях. И изменившиеся кадровые и научно-методические условия профессиональной деятельности считаем теперь нормой.

Но для того, чтобы эти новые условия стали «новой нормой», все мы в своих образовательных организациях качественно и структурно изменяли свою деятельность. Мы по-другому работали с кадрами, проходя через изменения в аттестации, включались в разные форматы профессиональной подготовки и переподготовки, по-новому выстраивали систему методической деятельности в ОО. Мы учились разрабатывать образовательные программы ОО и рабочие программы по предметам, переходили на другие учебники, осваивали новые образовательные и педагогические технологии, оснащали образовательный процесс новым оборудованием и т. д.

И делая все это, мы создавали в наших ОО соответствующие современным требованиям кадровые и программно-методические условия деятельности образовательной организации.

изображение

А созданные нами, нашими усилиями кадровые и программно-методические условия в образовательной организации оказывают существенное влияние на нашу теперешнюю — «здесь и сейчас»- деятельность, и в первую очередь, на результаты ведущей для ОО образовательной деятельности. Эти условия особо значимы и для управленческой деятельности, и для организации совместной деятельности всех участников образовательных отношений в ОО.

изображение

А сейчас, окинув взглядом промежуточный итог проделанной работы по выявлению условий, влияющих на деятельность образовательной организации, сделаем остановку. Она нам нужна для того, чтобы еще раз обратиться к обобщенной структуре нашего объекта управления.

Напомним, что ранее, выстраивая различные виды организационных структур образовательной организации [9], мы опирались на теоретические позиции, согласно которым деятельность, работа, процессы управляемой организации делятся на три группы.

изображение

Моделирование работы предприятий и, как часть этой задачи, определение списков бизнес-процессов выделилось в отдельную самостоятельную область исследований, которой занимаются много ученых. Например, исследователи из Плимутского университета (США) разработали иерархию бизнес-процессов, которая имеет пять уровней. В этой иерархии процессы делятся на три основные группы:

«производство», «управление» и «поддержка».

Более простой и более прикладной подход был предложен в результате выполнения норвежского проекта ТОРР по сравнительному бенчмаркингу.

Все процессы были поделены на первичные и поддерживающие (вспомогательные) в соответствии с теорией Портера о цепочках ценности. Некоторые из поддерживающих процессов были потом выделены в отдельный класс — процессов развития.

Эти три группы процессов определяются следующим образом.

  • Первичными процессами называются основные и создающие ценности процессы предприятия. …
  • Поддерживающие (вспомогательные) процессы не создают непосредственно добавленную ценность. Они нужны для обеспечения основных процессов. …
  • Развивающие процессы — это такие процессы, которые позволят создать цепочку ценности в основном и во вспомогательном процессах на новом уровне показателей. [10]

 

Бьёрн Андерсен

Преломляя теорию управления к практике образовательных организаций, мы представили эти группы так.

изображение

Основной деятельностью наших организаций является согласно п.18 статьи2 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная деятельность. А пласт разноплановой вспомогательной деятельности, которую мы расположили в структуре под основной деятельностью, выполняет важнейшие задачи поддержки образовательной деятельности ОО [11].

Напомнив себе истоки структурообразования объекта управления, мы вновь обращаемся к условиям, которые мы выявили и которые теперь по праву можем назвать условиями поддержки не только основной деятельности, но и всех других видов деятельности образовательной организации.

изображение

Вот мы и выявили первую часть в «правилах правильности» управления образовательными организациями. Занимаясь сложными и трудоемкими видами деятельности в объекте управления, включающими нормативно-правовое, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение деятельности ОО, мы — субъекты и участники управления создаем необходимые для деятельности нашей образовательной организации поддерживающие условия.

изображение

И именно от эффективности управляющей системы будет зависеть, насколько прочны и устойчивы созданные нами, управляющими, условия ─«атланты», держащие на своих «плечах» груз ответственности за функционирование образовательной организации и выполнение ею своих прямых обязанностей — обучения, воспитания и развития детей.

Но и сама образовательная деятельность «не остается в долгу». И подчиняясь «правилу правильности», она также будет создавать условия, которые в свою очередь, будут влиять на работу нашего «домика» — объекта управления.

И она как основная деятельность так же будет создавать свои условия — образовательные. Но это будут уже условия особые и особенные для деятельности наших организаций.

В чем же заключается особость и особенность образовательных условий?

Над этим вопросом мы будем думать и размышлять в следующий раз, продолжая изучать «правила правильности» управления образовательными организациями. И к этому вопросу добавим не менее сложный, и очень важный для нас, управляющих, вопрос о том, что собой представляют условия, которые создает в ОО организационно-управленческая деятельность.

Источники

[1]. Асмолова (Плахова Л.М.) Ресурсообеспечение образовательной организации: «плач Ярославны» управляющей системы [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/resursoobespechenie_obrazovatel_noj_organizacii_plach_yaroslavny_upravlyayuwej_sistemy
[2]. Друкер, Питер (1909–2005). Классические работы по менеджменту: избранные статьи из журнала Harvard Business Review / Питер Друкер; пер. с англ. [И. Григорян, О. Медведь, С. Писарева]. — 2-е изд. — Москва: Юнайтед Пресс, 2010. — 218, [1] с.; 24 см. — (Сколково), С. 76.
[3]. Среда/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://что-означает.рф/среда
[4]. Петросян А. Э. От цели к средству// Credo new: Теоретический журнал. — 2009. — № 2. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://credonew.ru/content/view/811/61 /(Дата обращения 30.11.2017)
[5]. Кетурко О. Между «еще» и «уже» [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://poezia.ru/works/2778
[6]. Уже [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/уже
[7]. Регламент/ Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/регламент
[8]. Плахова Л. М. Курс молодого бойца, или Азбука директора школы. В 3 вып. Вып. 1. Практ. Пособие /Л. М. Плахова.- М.: Просвещение,2004, — 200с. , С. 157- 197.
[9]. См. серию статей по теме «Организационная структура образовательной организации». Начало: Асмолова (Плахова) Л. М. Организационная структура: от теории организации — к практике образовательных учреждений [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/organizacionnaya_struktura_ot_teorii_organizacii_k_praktike_obrazovatelnyh_uchrezhdenij . Окончание: Асмолова (Плахова) Л.М. «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь»… и какие иметь структурные подразделения в ОО (продолжение) [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/dumajte_sami_reshajte_sami_imet_ili_ne_imet_i_kakie_imet_strukturnye_podrazdeleniya_v_oo_prodolzhenie
[10]. Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С. В. Ариничева /Науч. ред. Ю. П. Адлер. — М.: РИА «Стандарты и качество»,2003.- 272 с., С. 25–26.
[11]. Асмолова (Плахова) Л. М. Погружаемся в глубины смыслов вспомогательной деятельности и начинаем проектировать вспомогательную структуру ОО. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/pogruzhaemsya_v_glubiny_smyslov_vspomogatelnoj_deyatelnosti_i_nachinaem_proektirovat_vspomogatelnuyu_strukturu_oo
Асмолова (Плахова) Л. М. От смыслов вспомогательной деятельности — к структуре «беспокойного хозяйства» в ОО [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://eduface.ru/consultation/management/ot_smyslov_vspomogatelnoj_deyatelnosti_k_strukture_bespokojnogo_hozyajstva_v_oo

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0