Чем отличается деятельность тьютора от ассистента?

Должности тьютора и ассистента сравнительно недавно вошли в нашу образовательную практику. В школах уже многие педагоги и психологи знают о том, что тьюторское сопровождения и сопровождение ассистента рекомендует психолого-медико-педагогическая комиссия, исключительно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие родители, получив заключение ПМПК, видят, что ребенку рекомендован тьютор или ассистент. Что будет означать такое сопровождение для ребенка, в чем разница между тьютором и ассистентом, что входит в обязанности тьютора, рассмотрим в данной статье.

Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

Действующее законодательство определяет круг обязанностей, дает определение и разъясняет особенности тьюторского сопровождения и сопровождения помощника-ассистента, оказывающего техническую помощь особенным детям. Для рассмотрения данных вопросов необходимо обратиться к следующим документам:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».

Тьютор и ассистент оказывают помощь детям с ОВЗ. Задачи, направления деятельности, особенности работы у данных специалистов сильно отличаются. Тьютор является педагогическим работником, который обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для обучающегося с ОВЗ, участвует в реализации адаптированной программы, обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимся уровней образования (образовательных цензов), осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса.

Ассистент — это прежде всего помощник, который оказывает техническую помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию, при нарушении способности к передвижению, при нарушении способности к ориентации, при нарушении способности к общению.

Какое количество специалистов (тьюторов/ассистентов) требуется для сопровождения обучающихся с ОВЗ?

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице тьютора, ассистента (помощника) на каждых 1–6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучающимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в Организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор).

Требования к образованию тьютора и ассистента разные

У тьютора должно быть высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.

Отличия в деятельности деятельность тьютора и ассистента

Тьютор — это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы. Разработка и реализация адаптированной программы подразумевает:

1. Педагогическое сопровождение, реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

  • выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
  • участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
  • подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
  • организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
  • организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ.

2. Организацию образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

  • организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
  • оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

3. Организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:

  • разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
  • разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
  • контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
  • консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.

Главными задачами ассистента являются:

  1. Получение информации от инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц в процессе оказания технической помощи.
  2. Обеспечение доступа на объекты социальной инфраструктуры, к месту отдыха и предоставляемым в нем услугам.
  3. Проведение инструктажа по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи.
  4. Уведомление родителей (законных представителей) о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий).
  6. Оказание первой помощи при угрожающих жизни состояниях.
  7. Оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Может ли школа самостоятельно принять решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи детям с ОВЗ?

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания, приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников. Это означает, что решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:

  • выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;
  • определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).

На какой срок могут быть предоставлены услуги тьютора или ассистента?

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. Если в заключении ПМПК таких рекомендаций нет, то психолого-медико-педагогическим консилиумом школы может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):

  • на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
  • на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
  • на постоянной основе.

Также школьным консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента, если ребенок показывает положительную или отрицательную динамику развития обучающегося, освоения образовательной программы.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0