Должны ли ученики 1 класса проходить промежуточную аттестацию?

Первый класс — начало школьного пути. К современным первоклассникам предъявляются высокие требования, их уровень готовности к школе должен быть максимальным, чтобы успешно обучаться и успевать осваивать программу. У детей, которые приходят в школу множество ожиданий: новые друзья, новые уроки, новое здание. Многие дети, как и родители ждут первых оценок. В 1 классе обучение безотметочное, поэтому и детям, и родителям сложно понять, как именно учится ребенок. Успешен ли он? Консультации классного руководителя, проверочные, итоговые работы могут прояснить ситуацию.

Если результаты итоговых работ ребенка в 1 классе неудовлетворительные, могут ли оставить его на повторное обучение? Должен ли ребенок вообще проходить промежуточную аттестацию, если нет оценок? Каким образом должны быть проведена такая аттестация для детей 1 класса?

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее-Закон) предлагает единое для всех обучающихся понятие промежуточной аттестации. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Закон также определяет, что установление форм, периодичности и порядка проведения текущей, промежуточной аттестации относится к компетенции школы. Школа самостоятельно принимает локальные акты, которые определяют порядок промежуточной аттестации.

Следует отметить, что помимо промежуточной аттестации существует и текущий контроль успеваемости учащихся. Такой контроль представляет собой систематическую проверку учебных достижений учащихся, проводимую педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося.

Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных журналах и иных установленных документах). Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:

  • контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
  • оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
  • проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.

Закон не запрещает проводить промежуточную аттестацию для детей, которые учатся в первом классе. Единственным ограничением является то, что промежуточная аттестация проводится при условии отсутствия балльного оценивания. Таким образом, если в локальном акте школы не предусмотрена промежуточная аттестация для первоклассников, то она проводиться не может. Школа оставить ребенка на повторное обучение в первом классе без согласия родителей не может. Законодательство об образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения промежуточной аттестации. Итоговая аттестация за учебный год может быть выставлена по результатам зачета, выполненного реферата, доклада. Чаще всего локальные акты школы предусматривают прохождение промежуточной аттестации, начиная со 2 класса. Промежуточная аттестация должна проводиться по всем предметам учебного плана.

Если в школе предусмотрена промежуточная аттестация детей в 1 классе, то родителям следует изучить локальный акт школы об особенностях такой аттестации, либо проконсультироваться у администрации школы.

Варианты промежуточной аттестации могут быть следующими.

  1. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.
  2. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра).
  3. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (триместровую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра), а также готовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.

Формами промежуточной аттестации являются:

  • письменная проверка — письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
  • устная проверка — устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
  • комбинированная проверка — сочетание письменных и устных форм проверок.

Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой школы.

В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях.

Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Так как в 1 классе оценки не предусмотрены, то образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации.

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):

  • оставляются на повторное обучение;
  • переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.
  • переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

При наличии уважительных причин, ребенок может быть переведен в следующий класс условно.

Для отдельных категорий обучающихся предусмотрено пролонгированное обучение. Это означает, что ребенок, у которого есть статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» учится сначала в первом дополнительном классе, а только потом переходит в первый класс. Это не повторное обучение, а продленное на 1 год. Для детей, которые учатся по адаптированным образовательным программам Закон не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации. Порядок проведения такой аттестации устанавливается отдельным локальным нормативным актом образовательной организации. Обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам. Вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 1

  • фото
    Наталья 17 октября 2019

    Здравствуйте, Нурия Романовна! Подскажите возможен ли перевод учащегося (иностранного гражданина, не говорящего по русски) на класс ниже в середине учебного года? Если да то, как по инициативе родителей или по инициативе школы, и чем руководствоваться.